© 2011 А.А.Ожиганова
МАиБ 2011 – № 1 (1)
Ключевые слова: антропология детства, ритуалы родительства, перинатальные культуры
Аннотация: Книга «Уход за ребенком и ритуалы детства» – сборник статей, подготовленный авторским коллективом, включающим представителей различных научных дисциплин (антропологов, историков, медиков, демографов, психологов). Участники проекта являются сотрудниками разных научных институтов: Centre national de la recherché scientifique (CNRS), L’Institute de recherché pour le development (IRD), Ecole normale superieure.
Книга «Уход за ребенком и ритуалы детства» – сборник статей, подготовленный авторским коллективом, включающим представителей различных научных дисциплин (антропологов, историков, медиков, демографов, психологов). Участники проекта являются сотрудниками разных научных институтов: Centre national de la recherché scientifique (CNRS), L’Institute de recherché pour le development (IRD), Ecole normale superieure.
Опубликованные статьи стали результатом исследований, проводимых их авторами в течение нескольких лет, начиная с 1997 г., на трёх континентах – в Африке, Азии, Латинской Америке. Эти работы были объединены общей задачей изучения антропологии раннего детства.
Книга посвящена С. Лальман (S. Lallemand) – учёной, внесшей большой вклад в развитие во Франции такого научного направления как антропологии детства. Составители сборника Д. Бонне (D. Bonnet) и Л. Пурше (L. Pourchez) отмечают, что до работ С. Лальман, опубликованных в 1970-х годах, это направление во Франции практически не развивалось. Появление интереса к изучению положения ребенка в семье обусловлено активным развитием в тот же период этнопсихологии. Изучая условия жизни новорожденного и практики материнства у народов моси (Буркина-Фасо) и котоколи (Того), С. Лальман стала рассматривать эту сферу в контексте культурно-обусловленных представлений о теле. Благодаря ее работам, исследование детства было включено в антропологию семьи и родительства и стало полноправной частью социальной антропологии, как часть жизненного цикла, имеющего фундаментальное значение для понимания жизни общества.
Сборник включает 14 статей, объединенных в две части: I часть – «Формирование тела», II часть – «Ребенок – актер в ритуале». Статьи систематизированы по темам, что дает возможность сравнительного анализа разных культур по одному из аспектов. Среди основных тем: конструирование тела младенца, туалет новорожденных, ритуалы перехода, специфические ритуалы (например, при рождении близнецов).
Д.Бонне и Л. Пурше поясняют, что объединение таких тем, как «уход за младенцами» и «ритуальная жизнь», в рамках обозначенного научного подхода имеет принципиальный характер. В современной культуре уход за детьми полностью относится к сфере профанного, это прерогатива гигиены; в традиционных культурах забота о детях во всех её проявлениях находится в области сакрального и воплощается в разнообразных ритуалах.
Каждая из статей, опубликованных в сборнике, вызывает большой интерес, поскольку представляет собой микроисследование конкретной практики ухода за маленькими детьми. Новизна проекта заключается не только в тематике и научном подходе, но еще и в том, что микроисследования дополняются видеосюжетами, иллюстрирующими ритуалы ухода за детьми. Образы детства разных культур предстают во взаимодополнении текста и образа; эта коллективная работа, по словам организаторов проекта, стала настоящим «научным и кинематографическим демаршем».
Одна из статей первой части сборника М.-Ф. Морель «История пеленания в Западной Европе (M.-F. Morel, Histoire du maillot en Europe occidentale) имеет исторический характер. Она посвящена рассмотрению отношения к пеленанию в Западной Европе в разные периоды (в эпохи античности, средневековья, в Новое время), а также анализу символики пеленания, критике пеленания, эволюции пеленания в XIX и XX веках.
Исследование Ш.-Э. де Суреман «Дочери Фаджа. “Пеленать” или “не пеленать” в Боливии» (C.-E. de Suremain, Au fil de la Faja. Enrouler et derouler la vie en Bolivie) показывает отношение к пеленанию в современной Боливии. В небольшой горной деревне сообщество молодых мам оказалось расколотым на два лагеря: сторонников традиционного тугого пеленания и приверженцев «прогрессивной» идеи предоставления младенцам полной свободы движений.
В статьях нескольких статьях: Л. Пурше «Трансформация тела ребенка: формирование лица и бинтование туловища детей на о. Реюньон» (L. Purcher, Les Transformations du corps del’enfant: faconnages du visage et bandage du tronk de l’enfant a l’ile de La Reunion), К. Хаксер «Уход, туалет новорожденного и ритуал наречения имени у гуро Кот Д’Ивуар» (C. Haxaire, Soins, toilette du nouveau-ne et rites d’imposition du nom chez les Gouro de Cote d’Ivoire), Д. Бонне «Туалет новорожденного в Буркина Фасо: физические и социальные манипуляции с телом ребенка» (D. Bonnet, La toilette des nourrissons au Burkina Faso: une manipulation gestuelle et sociale du corps de l’enfant), М. Тексьера «Завершение человека. Туалет, массаж и уход за детьми у маньянка (Гвинея-Бисау, Сенегал)» (M. Teixeira, Parachever l’humanite. Toilette, massage et soins des enfants manjak (Guinee-Bissau, Senegal)), – рассматриваются конкретные практики ухода за младенцами в контексте их социального и ритуального значения. Такие рутинные повседневные действия как массаж, умывание, купание выходят далеко за пределы чисто гигиенических и оздоровительных процедур, они в прямом смысле формируют физическое, социальное, духовное тело ребенка.
Наиболее объемно эти связи показаны в статье С. Бланши «”Tambavy” для детей Мадагаскара: уход за детьми и культ предков» (S. Blanchy, Le Tambavy des bebes a Madagascar). Слово ‘tambavy’ означает ‘болезнь ребенка, полученная от матери’, и одновременно – лечебное питье для исцеления от этой болезни. Необходимость употребления ‘tambavy’ продиктована базовым противоречием патрилинейного общества: мать, как член другого патрилиниджа, представляет потенциальную угрозу для ребенка. Соответственно, знание о применении ‘tambavy’ передается по наследству среди мужчин патрилинейного линиджа; дочерей не инициируют, им знание не передают. У каждого патрилинейного линиджа есть свое растение, которое собирают в специальных местах, связанных с культом предков. ‘Tambavy’ используют в виде отвара или настоя, употребление которого сопровождается множественными запретами. Тщательное соблюдение ритуала использования ‘tambavy’ гарантирует хорошее развитие ребенка и получение идентичности с патрилинейным линиджем. Считается, что употребление отвара имеет терапевтическую ценность, полезно для физического и духовного развития ребенка, а также формирует в первые месяцы пребывания в мире принадлежность к потоку жизни, идущему от предков.
Статьи второй части сборника посвящены рассмотрению участия детей в ритуальной жизни общины. Ритуальное единство предохранительной обрядовости, практик переживания измененных состояний сознания и детских игр показаны в микроисследованиях: М. Рои «Первый выход в свет у индейцев Кри» (M. Roue, Premiers pas dans le monde chez les Indiens Cris); В. Арно «“Грязь летучей рыбы улетит навсегда!” Предохранительные ритуалы родственников детей ями (Тайвань)» (V. Arnaud, ”La souillure des exocets s’envole a jamais!”. Rites prophilactiques relatifs aux enfants yami (Taiwan));
Д. Джонкерс «Практики транса и жертвоприношения у детей миньянка бамана на Мали» (D. Jonckers, Les vieilles petites personnes autonomes. Pratiques de la transe et sacrifices par les enfants minyanka bamana du Mali); В. Дюшасне «Ритуал одержимости: детская игра? Детские игры и религиозные практики» (V. Duchesne, Le ritual de possession: un jeu d’enfants? Jeux enfantins et pratique religieuse); Ж. Рабан-Джамин «Скетч в ритуале: инсценировка свадебного ритуала детьми волоф в Сенегале» (J. Rabain-Jamin, De la saynete au rite: mise en scene d”un rite de marriage les enfants wolof du Senegal); А. Дюпьи «Необходимые ритуалы рождения, крещения и смерти близнецов. Их проведение в современном мире. Случай нзеби Габона» (A. Dupuis, Rites requis par la naissance, la croissance et la mort des jumeaux. Leur amenagement dans le monde moderne. Le cas des Nzebi du Gabon); Э. Кац «Ритуалы жизни, ритуалы смерти (дети миштеки в Мексике)» (E. Katz, Rites de vie, rites de mort (enfants mixteques du Mexique)).
Обращает на себя внимание такая особенность рассматриваемой коллективной работы, как полный отказ от постановки глобальных задач. Так, в отличие от предыдущей волны интереса к перинатальным культурам, сформировавшейся в рамках научного направления Культура-и-Личность в 1930-х годах, в данной работе авторы не преследуют цели анализа влияния тех или иных практик ухода за ребенком на формирование личности, характер, психофизиологические особенности. Авторы сборника не стремятся показать и полную картину социальной жизни рассматриваемых общин. Подчеркивается «микроскопический» характер исследований: предметом изучения является бытование конкретной практики ухода за детьми в рамках одной из общин, сохранившей в значительной мере традиционный уклад жизни, но испытывающей влияние современной глобальной культуры.
Однако в Заключении Д.Бонне и Л. Пурше отмечают фундаментальное значение антропологии раннего детства не только для развития социо-культурной антропологии, но и для формирования новых представлений о здоровье и практиках его сохранения. Они отмечают, что после того, как к концу XVIII в. в Европе сформировалась педиатрия, вызвавшая последующую критику народных практик и их полный запрет, медикализация детства приняла огромные масштабы. И в настоящее время с точки зрения биомедицины все существующие народные практики ухода за детьми рассматриваются как абсолютно иррациональные последствия невежества.
Этнографические исследования демонстрируют множественность перинатальных культур, существование различных систем ценностей по отношению к здоровью. В настоящее время происходит своего рода «открытие» младенчества, маленький ребенок уже воспринимается не как объект медицинского контроля, но как самостоятельная личность, член семьи. В повседневной культуре обозначился конфликт семьи и медицины, проявляющийся в отказе от медицинского патронажа, прививок и т.д. В этой связи очевиден рост не только научного, но и широкого общественного интереса к традиционным, «этнографическим» практикам ухода за детьми. Постепенно формируется общественное мнение о необходимости множественности перинатальных культур, что обеспечит возможность сохранения этнической идентичности в условиях распространения глобализации. Подобные исследования чрезвычайно актуальны в настоящее время, т.к. способствуют формированию нового понимания здоровья, болезни, а в целом – выработке новой концепции человека.