© 2011 М. Добкин де Риос
МАиБ 2011 – № 1 (1)
Ключевые слова: культурные символы, система предсказаний, эмоциональная экспрессия, гипноз, суггестивность, психотерапия
Аннотация: Марлен Добкин де Риос, признанным антрополог, изучавшая в течение многих лет традиционные методы исцеления с помощью растительных галлюциногенов в Перуанской Амазонии, на этот раз рассказывает о собственном этнографическом опыте работы в качестве гадалки в родном Перу. Она анализирует свой опыт через призму современных теорий эмоций и гипнотических состояний, приходя к выводу, что не стоит использовать метафизические объяснения для понимания гадание: просто мы должны понимать контекст и игроков.
В статье я проанализировала события, произошедшие со мной в период полевой работы в г. Икитос, Перу в 1968 – 1969 гг., где я освоила и стала практиковать гадание на местных картах naipes (1).
Приобретя статус карточной предсказательницы среди местных жителей, я стала восприниматься как человек, обладающий метафизическим талантом и знаниями в рамках изучаемой мною культуры, – стала «своей». Антрополог, занимающийся исследованием культурных символов системы предсказаний, подобной naipes, превращается в действующее лицо изучаемой культуры. За время работы предсказательницей мне приходилось иметь дело с сильными человеческими эмоциями клиентов и, несмотря на то, что людям часто понятнее эмоциональные экспрессии членов своей культурной группы, статус curiosa позволил мне «выйти за пределы» этих ограничений. К анализу эмоциональной стороны гадания на naipes я привлекаю теории Ч. Дарвина об эмоциональной экспрессии как внешнем выражении внутренних состояний; работы П. Экмана и др. исследователей о кросс-культурной схожести эмоциональных экспрессий и коммуникативной важности мимики человека.
Кроме того, опыт работы предсказательницей мною рассматривается через призму знаний в области гипноза и суггестивности, полученных в более поздний период обучения и работы психотерапевтом. Для меня как учёного naipes – «этнопроективный инструмент», позволяющий исследовать частный психологический мир клиента с психоаналитической точки зрения, что не так просто сделать, используя техники интервьюирования, традиционные для антропологов. В исследовании я опираюсь на работы по суггестии Х. Айзенка, Х. Саймона и Д. Шумахера, делая акцент на важности суггестивных свойств человека для его адаптации и выживания.
Примечания
(1) Другие мои публикации, относящиеся к этому периоду, содержат описание проводимых мной исследований растительных галлюциногенов (в частности, аяуаски, используемой в традиционном целительстве), а также опыт становления curiosa – то есть «белой женщиной (gringa), отличающейся знанием» (Dobkin de Rios l969, l972, 2006).
Библиография
Dobkin de Rios, M. (2006), Anhropologist as Fortuneteller, Skeptic Magazine 12:4, 2006. Pр: 44–49.
Dobkin de Rios, M. (1972), Visionary Vine: Hallucinogenic Healing in the Peruvian Amazon. Waveland Press, 1972.
Dobkin de Rios, M. (1969), Fortune’s Malice: Divination, Psycho-therapy and Folk Medicine in Peru, Journal of American Folklore 82: 324, 1969. Pр. l32–l4l. (reprinted in Americas, l98l, Organization of American States).