«ПОД КОЛЕНКАМИ ПОМЫЛА, НА СЕРДЕЧКО ПУСТИЛА» (РАБОТА С БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫМИ ЗОНАМИ В ПРАКТИКЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЫ И ТРАДИЦИОННОЙ МЕДИЦИНЫ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ)

© 2017 Наталия Евгеньевна МАЗАЛОВА

МАиБ 2017 — №1 (13)


Снимок экрана 2018-01-28 в 11.53.35Ключевые слова: русская народная медицина, восточная рефлексотерапия, знахарь, точки воздействия, биологически активные зоны, народные представления о болезнях, передача знаний

Аннотация: В статье рассматриваются практики воздействия на тело в лечебный целях – сопоставляются точки на теле, на которые воздействуют знахари при лечении болезней, с точками воздействия восточной рефлексотерапии, которые составляют основу китайской иглотерапии. Высказано предположение о том, что в русской народной медицине, в лечебных обрядах не только использовались заговоры и травы, но ей были известны и биологически активные зоны. Не исключается, что при одних и тех же заболеваниях, русские лекари и восточные практики воздействовали на одни и те же участки тела, однако в русской традиции зона воздействия была значительно большей по размеру; но и в восточном иглоукалывании при определенных болезнях воздействовали на множество точек, расположенных в непосредственной близости друг от друга. Анализируя особенности русской традиции, автор подчеркивает, что практика воздействия на конкретные части тела и знания о «точках» передавалась из поколения в поколение; это «неформацизованное» знание; оно составляет важную часть «тайного» знания русских ритуальных специалистов.


Народная медицина русских

Русская народная медицина – это сложный комплекс рациональных и магических способов лечения и сохранения здоровья человека. Она не так широко известна в мире как традиционная китайская, индийская, тибетская медицина, которые передавались письменно и были зафиксированы в виде трактатов, учений. Методы народной медицины русских транслировались устным путем на протяжении многих веков, и в них нередко сохранялись чрезвычайно архаические представления, которые дошли до наших дней.

Считалось, что народно-медицинскими знаниями и магическими способами исцеления недугов владели знахари, а также пастухи, коновалы, кузнецы и другие специалисты; кроме того, каждая крестьянская женщина усваивала определённый объём медицинских знаний и умела лечить некоторые заболевания: простуду, детский плач, уроки, принимать роды. По народным представлениям, болезнь – это мифологический персонаж, вторгшийся в тело человека, который следовало изгнать, удалить, для чего использовались разнообразные способы и приёмы.

Знахари лечили болезни, отправляя лечебные обряды. Считалось, что самым важным элементом обряда является заговор – сакральный текст, который держится в тайне от непосвященных. Ученые в XIX и в XX в. старались записывать тексты заговоров и мало обращали внимание на порядок проведения обрядов, на предметы, которыми знахарь пользуется во время обрядов. Забывали и о том, что чрезвычайно важной является еще одна сторона лечебного обряда – фиксация того, на какие органы тактильными или иными способами воздействует ритуальный специалист.

«Биологические активные зоны»

Знахарка  лечит Полуночницу (бессоницу), прикладывая пятки ребенка к теплой печке. Виноградовский р-н, Архангельская обл.
Знахарка лечит Полуночницу (бессоницу), прикладывая пятки ребенка к теплой печке. Виноградовский р-н, Архангельская обл.

Мои наблюдения над действиями знахарок, а также сохранившиеся записи XIX – XX в. о способах лечения, которые использовали коновалы и другие «знающие», показали, что русской народной медицинской практике, как и восточным традициям, были известны биологически активные зоны или точки.  Например, при лечении сглаза, порчи, уроков и некоторых других заболеваний (в научной терминологии – невропатология) знахарки пользуются не только заговорами. Если заговоры наговариваются на воду (наиболее частый прием), знахарка этой водой моет лицо, локти, колени и грудь в области сердца больного, приговаривая: «Под коленками помыла, на сердечко пустила», – т.е. она воздействует на определенные органы. Воздействие на различные участки тела производится и при лечении некоторых других заболеваний (Мазалова 2001).

Учение о точках воздействия составляет основу восточного метода рефлексотерапии (Лувсан 1986). Издревле было известно, что при заболевании человека на его коже можно обнаружить болезненные при надавливании небольшие участки, получившие название «жизненных» точек. Древневосточные врачи считали, что проколы кожи в этих строго локализованных «жизненных» точках («норах духа», по древнеиндийской терминологии) открывают отверстия, через которые болезнетворные начала могут выйти из организма, а прижигание уничтожает эти субстанции. Можно предположить, что русские знахари эмпирическим путем тоже обнаружили, что заболевания некоторых внутренних органов имеют внешнюю симптоматику. Воздействуя на определенные участки кожи или внешних органов, можно было излечить конкретные внутренние органы, – иначе говоря, были обнаружены биологически активные зоны. Древневосточная медицина продвинулась в этом отношении значительно дальше, чем русская: в расположении «жизненных» точек был найден порядок: они располагались по определенным линиям, названным меридианами, по которым проходит жизненная энергия. Считается, что систему меридианов и их взаимодействия можно считать самым большим открытием, по сравнению с открытием отдельных точек.

Существуют разные системы иглотерапии, которые имеют сходство с методами лечения русских знахарей, но больше всего эти методы напоминают систему, в основе которой лежит китайский способ иглоукалывания. В восточной акупунктуре воздействие на зоны производится путем введения в них игл или прижигания, в русской традиции оно осуществляется путем воздействия острыми предметами (веретеном, ножом, щучьими зубами, когтем медведя, ногтем, зубами человека и т.д.) либо, как в традиционном восточном массаже, – путем механического воздействия: поглаживания, надавливания и, только иногда, – прижигания. С некоторой долей условности можно предположить, что участки тела, на которые воздействует знахарка, совпадают или – точнее – близки зонам воздействия в восточной рефлексотерапии. Сопоставление методов лечения русской народной медицины и восточной акупунктуры производится по внешнему сходству приемов и общих видов заболеваний. Основное отличие заключается в том, что знахарка воздействует не на строго локализованную крошечную точку, а на определенную зону, большую по размерам. Однако,  следует отметить, что при некоторых заболеваниях (например, неврозах)  в восточной рефлексотерапии, как и в русской народной медицине, производится воздействие на отдельные участки тела, включающие множество точек. По народным представлениям русских, болезни – мифологические персонажи – попадают в тело через поверхностно расположенные внешние органы (отверстия тела) – рот, глаза, нос, уши или дистальные точки (плечи, локти, колени), затем они проникают в жилы и «по крови» двигаются по направлению к сердцу. Воздействуя на зоны на внешних органах и кожу, болезнь можно «извлечь» из организма и «смыть водой», сдуть, «загрызть», «заколоть».

«Загрызание грыжи»

Знахарка «загрызает» пятки ребенка при грыже. Лешуконский р-н, Архангельская обл.
Знахарка «загрызает» пятки ребенка при грыже. Лешуконский р-н, Архангельская обл.

В русской традиции широко известен способ лечения грыжи у новорожденных, который называется «загрызать грыжу». Чаще всего «загрызали» пупочную грыжу, которая представляет собой выпирание внутренних органов ребенка из брюшной полости в районе пупка или рядом с ним. Грыжу «загрызают» зубами мать ребенка или знахарка. Они закрывают платком или повойником (женским головным убором) пораженное место и осторожно прикусывают его зубами, произнося заговор, в котором описывается обряд лечения:

«Сама мати родила,

сама и приносила,

сама и грыжу загрызала,

все двенадцать грыж…

загрызаю, загрызаю, загрызаю».

Затем знахарка должна «загрызть пуп через платок». Считается, что особенно эффективен метод «закусывания» при пупочной грыже. В восточной медицине при грыже иглы вводятся в точки, расположенные немного ниже пупка. «Обкусывание» пупка, как и введение игл в пупочную область, способствует развитию мускулатуры у младенцев, благодаря чему закрывается пупочное кольцо.

В обряде лечения грыжи знахарки также читают заговор, в котором грыжу «загрызает» щука:

«В синем море стоит алатырь камень, под этим камнем лежит щука медная, зубы железные, глаза оловянные. Заедает, загрызает, все двенадцать грыж – пуповую, яичную, мошоночную…».

Произнесение заговора сопровождается следующими действиями: покалывает поряженный орган зубами щуки (так же, как китайские специалисты вводят иглы в точки, расположенные на пупке ребенка).

По архаическим представлениям, в некоторых частях человеческого тела и тел животных сосредоточена наиболее высокая концентрация жизненной силы. К ним относятся: зубы, волосы (шерсть), ногти (когти). Жизненная сила сохраняется в зубах и после того, как они отделены от животного или человека. Высокая концентрация жизненной силы в значительной степени определяет магическую силу щучьих зубов, их «способность» выгрызать болезни, отпугивать нечистую силу. Кроме того, щука обладает рядом признаков, определивших и мифологическое значение контекстов, в которых она присутствует, например, она связана с подземным миром. По мифологическим представлениям, щука «унесет» грыжу в тот мир.

В обрядах лечения грыжи использовали других хтонических животных: так, на грыжу выпускали живую мышь, привязанную ниткой за лапу, дразнили мышь и старались, чтобы она укусила ребенка за больное место. Затем мыши прокалывали глаза иголкой, протаскивали через них суровую нитку, которой потом подпоясывали ребенка. Мышь выпускали в поле с приговором:

«Неси ты мышь, Андрееву (имя ребенка) грызь. За то тебе прокололи глаза, чтобы ты не вернулась с грызью назад».

При грыже у новорожденных также кусают пятки, вероятно, здесь преследуется цель восстановление сна, поскольку грыжа у детей сопровождается беспокойством, плачем, нарушением сна; обратим внимание на то, что китайские иглотерапевты также водят иглы в центр пятки при расстройствах сна.

Поразительно, что обряд «загрызания грыжи» известен и в наши дни. Нередко даже врачи – мамы младенцев, которые страдают грыжей, – не соглашаются на операцию (в официальной медицине при грыже, которая не заросла до 5 лет, требуется оперативное вмешательство). Они несут малышей к «бабкам» (так во многих регионах России называют знахарок), которые успешно вылечивают грыжу «закусыванием».

Аналогично воздействуют и при других заболеваниях. Например, знахарка обычно покусывает пупок зубами при поносах у детей. Интересно, что введение игл в центр пупка – в точку, расположенную в центре пупка, – китайскими специалистами производится при расстройствах желудка у новорожденных.

«Загрызание утина»

Метод «закусывания» используется и при лечении других хирургических заболеваний. Отметим, что воздействие на биологически активные зоны зубами особенно близко восточной акупунктуре. Так, страдающие «грызью» (ломотой в руках и ногах), призывают к себе мальчика и заставляют его кусать колено больного, ноги или локоть руки, при этом ведется диалог знахаря с больным:

«Что грызешь?» – «Грызь грызу.» – «Грызи да гораздо».

Знахарка лечит боль в спине. Виноградовский р-н, Архангельская обл.
Знахарка лечит боль в спине. Виноградовский р-н, Архангельская обл.

В китайской медицине при болях в руках, плечевом или локтевом суставе воздействуют на точки, расположенные на внешней области локтя; при болях в области голени, артритах и артрозах коленного сустава воздействуют на точки, расположенные в области коленной чашечки.

Один из способов лечения утюна или утина (радикулита) заключается в следующем: на поясницу больного кладут веник и осторожно ударяют по нему обухом топора. Эти действия сопровождают диалог, который ведет больной и знахарка:

«Что сечешь?» – «Утюн секу, секу-засекаю, чтобы век не было».

В китайской медицине при болях в пояснице и позвоночнике также воздействуют на точки, расположенные в области поясницы. Во время экспедиции 2004 г. в Карелию Агафья Ильинична Зуева – лучшая действующая знахарка в п. Валдай, рассказала нам, что она успешно вылечила таким способом главу местной сельской администрации. И в наши дни ее преемница лечит радикулит тем же способом. В старину при лечении утина использовался и другой способ: знахарка укладывала больного ничком на лавку и зубами «грызла» больное место, при этом велся диалог с больным, который советовал ей: «Грызи, грызи, чтобы не было отрыжки» (то есть, чтобы болезнь не возвращалась вновь).

«Смывание уроков»

Метод воздействия на определенные зоны тела часто использовался знахарками при лечении сглаза, уроков и других заболеваний (преимущественно нервных), которые сопровождаются головными болями, повышением артериального давления. Поглаживание или обмывание знахаркой локтя при уроках, сглазе соответствует воздействию в восточной рефлексотерапии на основную точку, расположенную на внешней оконечности локтевого сгиба, а показанием к воздействию являются нервно-психические и психосоматические расстройства. Воздействие на внутреннюю поверхность коленного сустава у конца подколенной складки при тех же заболеваниях соответствует точке на меридиане печени; показания для воздействия – головная боль, раздражительность, маниакальное состояние. Обмывание груди в области сердца соответствует воздействию на точку, расположенную в седьмом межреберье на меридиане желчного пузыря; показаниям к воздействию на эту точку являются психомоторное возбуждение. Отметим, в китайской медицине воздействие на дистальные точки конечностей (от локтевого или коленного сустава и до пальцев), а также на лицо, сопровождается активизацией значительно большего числа нервных элементов, чем при раздражении точек туловища. Дистальные точки относятся к зонам широкого спектра воздействия. Вероятно, поэтому в русских обрядах для лечения различных заболеваний задействованы руки, кисти и пальцы, локти, колени и лицо. Умывания рук и стряхивание с них воды, умывание лица или опрыскивание его наговорной водой – почти непременный атрибут многих лечебных обрядов.

Знахарка «закалывает усовь» (отит). Лесецкий р-н. Архангельская обл.
Знахарка «закалывает усовь» (отит). Лесецкий р-н. Архангельская обл.

До сих пор в северорусских деревнях верят: когда младенец не спит по ночам, его беспокоит («пристала к нему») Полуночница – мифологический персонаж. Лечение Полуночницы (бессонницы) у детей нередко сопровождалось воздействием на пятки малыша: например, в центре пяточки ставят лучинкой намазанной дёгтем, крестик. Татьяна Васильевна Мироновская – известная в д. Борок Виноградовского района Архенгельской обл. знахарка, когда к ней приносили ребенка, страдающего бессонницей, и его мать жаловалась, что он «день путает с ночью», проводила следующий обряд: смазывала растительным маслом пятки больного ребенка и прикладывала их к теплой печи, при этом произносила заговор:

«Полуночница ночная, полуночница денная, не трожь моего, не ворошь моего, а то сожгу твоего».

Выше уже указывалось, что и в китайской медицине при сходных заболеваниях воздействуют на точку в центре пятки.

На пятки теплом воздействуют еще в одном обряде избавления от Полуночницы. На Русском Севере известен обряд лечения бессонницы, который проводят два человека – знахарка и мать больного ребенка. Знахарка «пашет помелом» (метет веником) в печке так, чтобы на нем остались горячие искры, а затем этим помелом «дерут» больного (проводят по телу ребенка в направлении с головы к ногам), причем особое воздействие производится на пятки ребенка. При этом участники обряда ведут разговор:

«Что дерешь? – «Полуночну деру, чтобы век не была».

Символическое значение обряда – изгнание болезни из тела ребенка во внешний мир.

Считается, что некоторые болезни наносятся словом. Например, «уроки» (от ректи – говорить). Мать или знахарка «слизывают» языком «уроки» (нервное заболевание, сопровождающееся судорогами) со лба больного ребенка; а по данным китайской традиционной медицины в центре лба расположена точка, воздействие на которую снимает головные боли и судороги у детей.

Коновалы кровь пускали

Воздействие на биологически активные зоны также производилось с помощью кровопускания. В народе верили, что кровь – важнейшая субстанция человеческого тела. По народным представлениям, если в кровь попадала болезнь, она «портила» ее. Считалось, что «дурная кровь» – причина многих болезней: головных болей, глазных болезней, повышения артериального давления и др. Крестьяне говорили: «Кровь замаяла, кровь покоя не дает». «Дурную кровь» следовало выпустить. Кровопускание производили коновалы – специалисты, которые бродили по деревням и занимались холощением скота (поросят, коней, баранов), а также лечением болезней. У каждого бродячего коновала была кожаная сумка с множеством ремешков, металлических колечек и замочков. Она считалась не только символом их ремесла, но и вместилищем магической силы – чертей. Там же, рядом с инструментами для холощения, коновалы хранили коровий рог, который использовался для кровопускания. Широко было распространено кровопускание из точек, расположенных на задней части шеи, у пожилых людей, страдающих головными болями и гипертонией. Кровопускание также было известно и у других славянских народов, например, черногорцы при головных болях тоже пускали кровь из надрезов, сделанных на шее. Напомню, что китайские специалисты воздействуют иглами на точку, расположенную между 1 и 2 шейными позвонками, при головных болях, головокружениях.

У русских была распространена такая техника кровопускания: на коже делали надрез, и вначале кровь отсасывали губами через рог коровы, а затем кровь текла самостоятельно. Кровь также выпускали из точки, расположенной на лбу между бровями, при головной боли; в китайской иглотерапии на точку, расположенную в центре лба, воздействуют при головных болях. При головных болях коновалы также пускали кровь из «соколка» – вены на большом пальце руки, а китайские иглотерапевты воздействуют на точку, расположенную между 1 и 2 пястными костями при сильных головных болях.

Из вен, расположенных на локте, пускали кровь при сглазе. Считалось, что в локтевых артериях скапливалась кровь со всего тела, называлась она середовая; интересно, что в восточной традиции воздействуют на точку на сгибе локтя при психических расстройствах. Когда у человека болели ноги, коновалы выпускали кровь из «делянки» большого пальца из подкожных вен (ср.: в китайской медицине точка на медиальной плюсневой артерии, показания – боли в стопе). Еще одна сходная черта русской и восточной медицины: и у русских, как и у китайцев кровопускание было сезонным – оно обычно проводилось весной или осенью.

С помощью кровопускания также лечили людей, одержимых бесом. По народным представлениям, колдун по злой воле мог вселить в человека беса. У больных (кликуш, икотниц) во время службы в церкви – Чтения евангелия и пения Херувимской песни – начинались припадки, напоминающие эпилептические. Кликуши издавали звуки, напоминающие голоса животных, или говорили не своим голосом от имени беса. Они становились невероятно сильными: несколько мужчин не могли справиться с ними. «Бес» причинял кликуше неимоверные страдания. Во время припадков у них разрезали пятку ноги и выпускали из нее кровь; верили, что вместе с кровью «выпустят» и беса, вселившегося в нее. На Востоке при эпилептоформных припадках иглу вводили в точки, расположенные на стопе.

У русских существовал еще один способ хотя бы на время облегчить страдания кликуши: во время припадков следовало взять за ее мизинец и крепко сжать его (ср.: точка, расположенная на кончике пальца, показания к воздействию на которую – эпилептоформные припадки).

* * * * *

В лечебном обряде настолько тесно переплетаются магические и рациональные элементы, что чрезвычайно трудно вычленить знания о том, в какой мере русской традиции были известны функции некоторых участков (зон) тела, воздействие на которые приводило к излечению ряда заболеваний. Зачастую именно магические представления были доминантными. Считалось, что заговор является главным лечебным средством. Верили, что щука выгрызет и унесет грыжу в подземный мир или что во время кровопускания вместе с кровью из тела больного выйдет «бес». Воздействие на биологически активные точки тела рассматривалось знахарками как дополнительный, хотя и обязательный элемент обряда, освященный традицией – «так нужно», «так бабушка делала», который необходимо проводить. Они были твердо убеждены, что только неукоснительное проведение всех элементов лечебного обряда приведет к исцелению больного.

Знание точек, на которые следует воздействовать при лечении определенного заболевания, передавалось по традиции. Его следует отнести к «неформализованному знанию» (explicit knowledge) (Polanyi, 1966) и определить как «техническое», включающее в себя постоянно повторяющиеся действия и навыки, которыми владеет индивид и которое трудно формализовать в виде предписаний. Однако оно играет важную роль в формировании «тайного» знания русских ритуальных специалистов.

Библиография

Лувсан, Г. (1986) Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии. М.: Наука. 576 с.

Мазалова, Н.Е. (2001) Состав человеческий. Человек в традиционных соматических представлениях русских.  СПб: Петербургское востоковедение, 188 с.

Polanyi, M. (1966) The Tacit Dimension. London, Routledge. 355 p.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *