МИГРАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ДЕТЕРМИНАНТА ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ

© 2017 Марина Владимировна БАКАНОВА

МАиБ 2017 — № 1 (13)


Снимок экрана 2017-09-16 в 14.34.33Ключевые слова: медицинская антропология, социальные детерминанты здоровья, миграция, мигранты, общественное здоровье, медицинское законодательство

Аннотация: В последнее десятилетие концепция личного здоровья человека рассматривается через призму социальных детерминант здоровья, т.е. не только и не столько сам человек отвечает за свое здоровье, сколько условия, в которых он родился и проживает. Миграция в данном случае выступает тоже в виде социальной детерминанты здоровья, поскольку резко меняет как условия проживания индивида (или семьи), так и его социальное окружение. Кроме того – коренные жители, принимающие в свою среду мигрантов, тоже, как правило подвергаются воздействию этого фактора.


Согласно определению ВОЗ, социальные детерминанты здоровья – это условия, в которых люди рождаются, растут, живут, работают и стареют;  сюда же относят системы здравоохранения. Названные обстоятельства формируются под воздействием распределения денег, власти и ресурсов на глобальном, национальном и местном уровне, на что, в свою очередь, оказывает воздействие проводимая государствами политика. Социальные детерминанты здоровья являются основной причиной несправедливости в отношении здоровья – несправедливых и предотвратимых различий в состоянии здоровья, наблюдаемых внутри стран и между ними. Принимая во внимание растущую обеспокоенность по поводу такой стойкой и растущей несправедливости, ВОЗ создала в 2005 г. Комиссию по социальным детерминантам здоровья (КСДЗ) для предоставления информации о способах уменьшения масштабов этой проблемы (Социальные детерминанты здоровья 2018).

Уже в 2008 году были выработаны основные рекомендации, которые включали в себя: улучшение условий повседневной жизни, преодоление несправедливого распределения власти, денег и ресурсов, а также оценку воздействия принимаемых мер (подробнее сформулированы на 62-ой Сессии Всемирной Ассамблеи Здравоохранения, 22 мая 2009 года, а затем расширены на Бразильской конференции 2011 года).

В настоящее время все больше стран признают, что если медицинская помощь и помогает улучшить здоровье населения, то гораздо более важными являются социально-экономические условия, от которых зависит возникновение и развитие болезни. Тем не менее, в России концепция о социальных детерминантах здоровья в настоящее время приживается довольно тяжело. Обычно врачи и социальные работники пользуются ей не обозначая названия и не придавая особого значения. Для большинства людей очевидно, что здоровье зависит от материального положения человека и рода его работы.

На данный момент большинство ученых выделяет следующие виды социальных детерминант здоровья:

  1. Материальный достаток. Бедные люди не только имеют меньше возможностей получить медицинскую помощь, но и постоянно живут в условиях стресса и социально-экономического недостатка.
  2. Социально-экономические условия раннего детства индивида. В настоящее время развитие многих болезней зависит от того, как человек жил в детстве, какое питание и развитие получал, в том числе – и в период внутриутробной жизни.
  3. Жилищные условия, особенно в ситуациях формирования элитных «богатых» районов и криминальных «бедных», которые дают так называемый «эффект коктейля» 1.
  4. Безработица и условия работы. При прочих равных условиях риски для здоровья у безработных выше. Кроме того, выше риски при работе на опасных производствах или должностях с высоким нервным напряжением (пилоты, хирурги…).
  5. Социальный капитал. Низкий уровень социальных контактов способствуют снижению уровня здоровья, причем для женщин особую роль играют внутрисемейные отношения, а для мужчин – общение с друзьями.
  6. Образ жизни – один из самых известных факторов, который включает питание, алкоголь, курение, физическую активность и др.
  7. Миграция – фактор, который стал учитываться только в последние 2–3 года, и признается не всеми, хотя миграция оказывает влияние как на здоровье самого мигранта, так и на здоровье окружающих его людей.

Собственно говоря – всерьез о миграции, как о детерминанте общественного здоровья заговорили через пару лет после печально знаменитой «арабской весны» 2, когда значительно возрос приток беженцев в страны Европы, а затем и Америки.

Резкое возрастание миграционных потоков вывело проблему здоровья мигрантов на новый глобальный уровень, оценку которого до сих пор не удалось осуществить. В частности, в Дании и Скандинавии около 2 лет идут научные работы в данном направлении, а в США в 2014 году было проведено исследование мигрантов из Мексики.

Из современных тенденций международной миграции можно выделить следующие:

  • рост нелегальной миграции (особенно трудовой);
  • рост вынужденной миграции (особенно из стран Африки и Азии; сложность в том, что потенциально трудоспособный человек привозит с собой несколько иждивенцев – жену и детей);
  • увеличение демографической значимости международной миграции (во многих странах увеличение численности населения или сохранение его на прежнем уровне обеспечивается миграцией);
  • глобализация мировых миграционных потоков (в миграционном процессе участвуют практически все страны мира);
  • качественные изменения в потоке миграции (многие страны имеют специальные программы по привлечению высококлассных специалистов);
  • двойственный характер миграционной политики (ограничение «утечки мозгов»3 и привлечение высококвалифицированных иммигрантов).

Россия находится в весьма неоднозначной ситуации в плане миграционных процессов. С одной стороны, РФ является второй по привлекательности для иммигрантов страной после США (по состоянию на 2013 год в Россию эмигрировало 11,2 млн. человек – это больше чем в Германию, Канаду или Саудовскую Аравию), с другой стороны, почти столько же и покинуло Россию. С 1989 по 2015 год, по данным Росстата, Российскую Федерацию покинуло около 4,5 млн. человек. По данным зарубежной статистики на 2015 год в самых миграционно популярных у россиян странах проживает около 1,5 млн. человек, граждан России. Это без учета уже получивших новое гражданство, нелегальных мигрантов и тех, кто фактически живет «на две страны», имея российское гражданство, въезжая по визам (Эмиграция из России в конце XX – начале XXI века, октябрь 2016). Это ставит Россию на один уровень с такими странами – поставщиками мигрантов –как Индия, Пакистан или Мексика. Отмечу, что качественный состав уехавших и приехавших неравнозначный: как правило, покидают Россию квалифицированные специалисты с высшим востребованным образованием, а приезжают сюда выходцы из азиатских республик или стран Южной и Юго-Восточной Азии – большинство из них практически без образования (в последнее время активизировался приток русскоговорящих мигрантов из Украины) (Живов 2016).

Программа репатриации соотечественников и отдельные законы по возвращению «полезных ученых» работают очень слабо: речь идет о нескольких десятках человек в год. Таким образом, в России из-за неравнозначной миграции создается ситуация понижения общего уровня образования. Это, в том числе, делает миграцию очень острым процессом в плане социальной детерминанты здоровья (Ивахнюк 2011).

Согласно рекомендациям ООН, выделяются 5 основных типов мигрантов:

  • допущенные в страну въезда для получения образования и обучения;
  • въезжающие на работу (трудовые);
  • въезжающие по линии объединения семей или создания новых семей;
  • въезжающие на постоянное поселение (возможно с получением гражданства);
  • допущенные в страну въезда по гуманитарным программам (беженцы; лица, ищущие убежища и др.).

Как отдельная категория, как правило, рассматриваются нелегальные мигранты, приезжающие в страну с любой целью и находящиеся вне сферы деятельности миграционных, социальных и прочих служб.

Вполне очевидно, что нелегальные мигранты и мигранты по гуманитарным программам являются основными проблемными элементами, в том числе и в отношении здоровья, так как их далеко не всегда вообще возможно вовлечь в социальные или медицинские программы.

Тем не менее, какую бы группу мигрантов мы не рассматривали, всегда имеются две проблемы миграции как социальной детерминанты здоровья: миграция, оказывающая влияние на здоровье самих мигрантов, и миграция, оказывающая влияние на здоровье местных жителей, которые живут или работают рядом с мигрантами. Кроме того, миграция, определенно, оказывает влияние на работу врачей и всей системы здравоохранения.

Итак, мигранты, как правило, не имеют адекватного представления о самой системе здравоохранения в новой для них стране и не умеют ее эффективно использовать. Несколько проще тем группам мигрантов, которые прибыли для получения образования (поскольку контроль за их здоровьем осуществляет принимающее образовательное учреждение), и тем, которые воссоединяются с семьей (в данном случае помощь оказывают родственники). Остальные группы практически не имеют возможности обратиться за медицинской помощью вовремя, отметим, что это экономически не выгодно работодателю или даже социальным службам, что ведет за собой умышленное «утаивание» информации. В некоторых случаях частичную помощь оказывают диаспоры или ее отдельные представители, но такая помощь обычно бывает нерегулярной и осуществляются исключительно на добровольной основе.

Страховой статус мигрантов в большинстве случаев не определен. Значительная часть из них не имеет права претендовать на программу ОМС при том, что расходы на ДМС для них становятся неподъемными. Кроме того, ДМС сама по себе страхует далеко не все заболевания (например, не страхуется туберкулез). Надо понимать, что мигранты – это люди, изначально затратившие на переезд весьма значительные суммы денег; они вынуждены снимать жилье (стоимость аренды жилья для мигрантов обычно выше, а их заработная плата, как правило, ниже, чем у граждан страны); учитывая указанное, можно понять, что для них лечение в частных больница становится абсолютно недоступным. Это создает условия для само- и взаимолечения, обращения к нелицензионным «подпольным» врачам, медицинским работникам доврачебного уровня (фельдшеры или медсестры). В результате заболевание переходит в запущенные и сложные случаи болезни, что ведет к вызовам экстренных служб и нередко приводит к смерти мигранта. К тому же, нелегальные мигранты вообще не могут обратиться ни в какую медицинскую структуру, поскольку не имеют легальных документов на пребывание в стране. Смертность от различных заболеваний среди нелегальных мигрантов по некоторым подсчетам достигает 30%. При этом далеко не все случаи смерти нелегальных мигрантов попадают в статистику смертности, часто их хоронят на не предназначенных для этого территориях: в лесной зоне, на свалках.

Рассмотрим проблемы здоровья мигрантов, связанные с языковым фактором. Известно, что в новой языковой среде даже человек, отлично знающий местный язык (что среди мигрантов все же редкость) обычно теряется. При обращении в лечебные учреждения часто встречаются случаи недопонимания между врачом и пациентом, что оказывает влияние на постановку диагноза и назначение лечения, причем в ряде случаев может привести к непреднамеренной врачебной ошибке. Кроме того, условия российских больниц таковы, что далеко не всегда на прием вместе с пациентом может прийти его родственник или знакомый, лучше знающий русский язык, и выступить в роли переводчика. Более того, российские доктора в современной системе здравоохранения зачастую оказываются поставленными в тупиковую ситуацию, поскольку за прием пациента, не имеющего страхового полиса, или за неверный диагноз, выявленный при проверке, деньги на лечение данного больного вычитаются из зарплаты врача. Большинство врачей попросту находят благовидные предлоги для неоказания медицинской помощи мигранту или проведения ему временного симптоматического лечения. Точно также врачи скорой помощи стараются не госпитализировать мигрантов, оставляя их на домашнем лечении.

Условия работы трудовых мигрантов зачастую таковы, что уровень техники безопасности является недостаточным (или вообще отсутствует), они работают сверхурочно, пребывая в антисанитарных условиях. Причем, даже если мигрант имеет представление о том, что его условия труда должны быть лучше, не может выйти на работодателя или обратиться в профсоюз для урегулирования ситуации и сохранения своего здоровья. Обычными аргументами являются страх потерять работу и отсутствие профсоюзов для мигрантов.

Условия жизни мигрантов также являются признанным фактором влияния на здоровье. Основные проблемы: жилье, не соответствующее санитарным нормам, скученность проживания, нарушение системы вентиляции и прочее.

Также признано, что в большинстве регионов России климатические факторы сильно влияют на здоровье мигрантов. Большинство мигрантов приезжает из южных регионов, и они зачастую не готовы к суровым российским зимам и морозам. Это тоже становится причиной резкого ухудшения здоровья людей, поскольку адаптация к климату требует значительного времени и средств, которых у мигранта обычно нет. С этой же проблемой сталкивается Канада и Аляска (США), но на Аляске, например, предлагается специальная денежная помощь людям, переселяющимся на постоянное местожительство.

Есть и психологический момент, который оказывает влияние на здоровье мигрантов, он в последнее время становится все более значимым. Дело в том, что переезд в страну на постоянное (или относительно постоянное) место жительства требует определенного напряжения нервной системы, что выливается в стрессы и развитие психосоматических заболеваний. Даже обычное оформление документов для иммиграции зачастую вызывает сильные изменения в психике, стрессовые болезни, панические атаки и прочее. Как принято сейчас считать, каждый мигрант (даже очень успешный) проходит три стадии психологической адаптации к новой стране: эйфорию (от нескольких дней до нескольких месяцев), депрессию (очень различную по времени длительности) и активизацию (начало психологической адаптации и принятия новой страны с ее укладом). В контексте влияния миграции на состояние здоровья человека особенно опасной считается именно депрессия. Она сопровождается падением настроения вплоть до глубоко депрессивных состояний, немотивированными тревогами и страхами, нарушениями сна, общей слабостью. Нередко в этот период случаются приступы суицидальной активности. В данной ситуации большую помощь могли бы оказать специалисты-психологи или психотерапевты, которые в настоящее время практически не привлекаются для работы с мигрантами, а лучше – медицинские антропологи, специалисты по культурно-этическим компетенциям, но их в стране просто нет (см.: Харитонова 2016а; 2016б; 2016в).

Теперь рассмотрим обратную ситуацию: влияние миграции на постоянных жителей, которые вынуждены проживать с ними по соседству или работать на совместных предприятиях.

Самая главная проблема связана с тем, что мигранты являются источником завозных инфекционных и паразитарных заболеваний. Наиболее распространенные болезни отсеиваются на этапе выдачи виз. В большинстве стран с активными иммиграционными программами перед получением визы претендент должен сдать анализы на ВИЧ, гепатиты В и С и пройти обследование на туберкулез. Однако, медицинская ситуация такова, что, если период проведения обследования попадет в «негативное окно»4, больной человек получит визу и, значит, – привезет инфекцию. Конечно, проверкой всех возможных заболеваний заниматься невозможно, поэтому инфекционные завозы случаются довольно часто. К наиболее распространенным завозным инфекциям можно отнести малярию, гельминтозы, аскаридоз, дифиллоботриоз, описторхоз, полиомиелит, дифтерию, коклюш, трихоцефалез, холеру, туберкулез.

В РФ мигрантам рекомендуют приобретать полисы ДМС (на самом деле их имеет не более 10% мигрантов), но это не обеспечивает должной медицинской помощи: в них не включены расходы на лечение большинства инфекционных заболеваний, в т.ч. туберкулеза. В 2014 году 67 сессия ВОЗ приняла «Глобальную стратегию по противодействию туберкулезу», которая прямо призывает облегчить мигрантам (несмотря на их статус) доступ к медицинской помощи при заболевании обнаружении этого заболевания. Однако на практике это приводит к тому, что коренные жители страны вынуждены платить за мигрантов. Именно этот факт вызвал множество негативных реакций у политиков и представителей властей. На данный момент вопрос о лечении туберкулеза у мигрантов остается неотрегулированным (Вопросы доступа мигрантов… 2016). Проблема заключается еще и в том, что многие мигранты боятся проходить обследование на туберкулез, поскольку при положительном результате они могут быть выдворены из страны.

Ситуация с остальными инфекционными заболеваниями тоже непростая. Согласно статистическим данным освидетельствование на ВИЧ и ИППП проходят только 10% мигрантов. Неофициальные опросы в среде мигрантов (как правило, их проводят волонтеры из гуманитарных организаций) выявляют, что в России на данный момент мигранту быстрее и дешевле купить медицинскую книжку со всеми нужными отметками, чем честно и за свои же деньги (но гораздо большие) пройти всех необходимых врачей и сдать анализы (Вопросы доступа мигрантов… 2016). С учетом того, что часть мигрантов заражена инфекционными заболеваниями и не имеет возможности получать адекватную медицинскую помощь (а они не изолированы от соседей), распространение инфекционных заболевания уже среди коренных жителей может идти весьма быстрыми темпами.

Необходимо иметь в виду, что мигранты – люди преимущественно другой национальности, культуры и религии. Коренное население России с опаской принимает соседство с ними из-за глубоких ментальных противоречий. Соответственно, соседи мигрантов зачастую испытывают глубокий страх, стресс или депрессию от проживания в одном районе с переселенцами. А это приводит к ухудшению психического здоровья коренного населения, тем более, что многие из местных также лишены адекватной психологической помощи. Стрессовые моменты нередко способствуют накоплению агрессии с обеих сторон, что в итоге вытекает в конфликтные ситуации с драками (особенно среди молодежи), вплоть до применения оружия. В условиях неотрегулированного соседства в комплексе с культом «неприятия» мигрантов в российском обществе – страдает здоровье обеих сторон конфликта, начиная с психологического уровня и развития психосоматических заболеваний и заканчивая травмами и ранениями различной степени тяжести.

При этом российская система здравоохранения в настоящий момент абсолютно не адаптирована для оказания медицинской помощи мигрантам. Как я отмечала выше, большинство врачей не хотят, а часто и не имеют возможности оказывать мигрантам полноценную медицинскую помощь, поскольку ее оплата полностью ложится на их плечи. Это свидетельствует о двух независимых фактах. Во-первых, мигранты в России абсолютно незащищены в медицинском плане и очень часто вообще не знают, как можно себя защитить, избежав при этом депортации. Во-вторых, врачи в России тоже не защищены от денежного наказания в случае, если они позволят себе проявить человеческие качества участия и сочувствия к ближнему, что вынуждает их отказывать мигрантам в помощи или оказывать ее в минимальном объеме.

Сама система здравоохранения России, на мой взгляд, в настоящее время находится на начальных этапах формирования полноценной и адекватной помощи как для коренных жителей, так и для мигрантов. Разумеется, определенные проблемы допустимы, если параллельно идет разработка научно и экономически обоснованных поправок и исправлений.

Конечно, одномоментно решить проблему миграции как социальной детерминанты здоровья невозможно. Однако можно сделать существенные подвижки к ее разрешению, если активизировать усилия в данном направлении. Тем более, что решаться она должна силами не только самой системы здравоохранения, но с привлечением миграционных и социальных служб, министерств иностранных дел и министерства внутренних дел, министерства труда – их экономических и аналитических отделов. Кроме того, абсолютно необходимо формирование положительного образа мигранта, что будет способствовать преодолению множества психологических и социальных барьеров, а значит, без вмешательства медицины улучшит здоровье как мигрантов, так и коренных жителей.

На основании приведенных данных можно сделать следующие выводы:

  1. В современном мире Россия, согласно классификации Международной организации труда и Международной организации по миграции, одновременно является страной иммиграции и эмиграции. Миграционные процессы играют важную роль среди условий, определяющих внутреннее развитие страны и её положение на международной арене.
  2. Миграция оказывает большое влияние на структуру населения, так как ей наиболее подвержены люди в возрасте до 30 лет, одинокие или семейные, но без детей. Пожилые люди и семьи с детьми переселяются реже, поэтому миграция деформирует возрастные структуры в местах притока и оттока населения.
  3. Миграция оказывает существенное влияние на здоровье населения. Маятниковая миграция (регулярные поездки к месту работы или учебы за пределы своего постоянного места проживания) увеличивает число контактов, способствующих распространению инфекционных заболеваний, ведет к росту стрессовых ситуаций, травматизма, влияет на показатели здоровья населения. Показатели здоровья мигрантов зачастую хуже аналогичных показателей коренного населения.
  4. Учитывая все вышеприведенные факты, миграция, несомненно, должна определяться как социальная детерминанта здоровья и дальнейшее ее изучение должно идти в данном направлении.
  5. Изучение миграционных процессов имеет большое значение как для государства в целом, так и для системы здравоохранения. Эти процессы влияют на экологическую обстановку, эпидемиологическую ситуацию, структуру заболеваемости и смертности населения.

На основе полученных выводов, можно сделать следующие предложения по улучшению здоровья мигрантов и коренного населения, принимающего их в свой социум:

  1. Установить и развивать рабочие отношения между министерством здравоохранения (его специализированными отделами), группами диаспор и учреждениями здравоохранения для реализации коалиционных проектов и программ по оптимизации миграционных процессов с позиций общественного здоровья, обеспечению доступа трудовых мигрантов к медицинским услугам и к информации о здоровье.
  2. Содействовать развитию юридических центров, предоставляющих услуги мигрантам за небольшую плату по оформлению виз и легальных документов для пребывания в стране. Поддержать развитие специализированных некоммерческих организаций, которые предоставляют подобные услуги (перевести хотя бы часть нелегальных мигрантов в легальные по упрощенным схемам).
  3. Обеспечить соблюдение законов об охране труда, а также норм и правил техники безопасности, защищающих трудовых мигрантов от экологических и производственных рисков для здоровья.
  4. Проводить инструктажи трудовых мигрантов по вопросам безопасности на рабочем месте, на общеупотребительном языке или на родном языке мигрантов.
  5. Содействовать освещению проблемы здоровья мигрантов средствами массовой информации и просвещению коренного населения по этой проблеме, для улучшения отношения граждан страны к трудовым мигрантам и членам их семей, что в итоге приведет к улучшению здоровья с обеих сторон.
  6. Улучшать доступ трудовых мигрантов к информации о здоровье, питанию, репродукции, профилактике ВИЧ/СПИД, туберкулёза, сифилиса и иных ИППП, других инфекционных заболеваний, а также потребления табака, алкоголя и иных наркотиков.
  7. Отрегулировать вопросы медицинского страхования, разъяснить его необходимость как среди мигрантов, так и среди их работодателей.
  8. Усовершенствовать работу лечебных учреждений, чтобы врачи могли оказывать медицинскую помощь мигрантам, не опасаясь применения санкций по отношению к себе.
  9. Усовершенствовать работу психологической службы, которая могла бы оказывать содействие мигрантам, находящимся в депрессивной стадии или при возникновении конфликтов с коренным населением, а также создать службу помощи со стороны специалистов по культурно-этическим компетенциям (Харитонова 2016а; 2016б; 2016в).
  10. Пересмотреть работу миграционной службы, регулирующей качественный и количественный состав эмигрантского и иммигрантского потоков, с целью контроля качественного состава населения страны.

Миграция как детерминанта общественного здоровья имеет огромное значение для России и, несомненно, этот вопрос нуждается в дальнейшей разработке и научном обосновании при проведении миграционных реформ.

Примечания:

1 «Эффект коктейля» – сочетание рисков в районе проживания: высокий уровень преступности, отсутствие чистого воздуха, отсутствие ухоженной территории и парков, неразвитая транспортная сеть, недостаток магазинов и предприятий бытового обслуживания и другое; при этом – чем больше проблем в районе проживания – тем больше потенциальных проблем в здоровье населения, которое там проживает.

2 «Арабская весна» – волна массовых протестов и восстаний, возникшая в 2011 году во многих арабских странах, в части из которых она переросла в затяжные гражданские войны (Коротаев и др. 2012).

3 «Утечка мозгов» (от англ. brain drain) – процесс массовой эмиграции, при которой из страны или региона уезжают специалисты, учёные и квалифицированные рабочие по политическим, экономическим, религиозным или иным причинам. При этом странам, из которых происходит утечка специалистов, наносится весьма значительный экономический, культурный, а иногда и политический ущерб. Напротив, страны, принимающие и обеспечивающие специалистов-иммигрантов, приобретают огромный и дешёвый интеллектуальный капитал (Киреев 2010).

4 «Негативное или серологическое окно» – период заболевания после попадания вируса в организм человека, но до начала активного периода выработки антител, когда получается, что организм уже болен или заражен, но серологические тесты не могут это определить и выдают отрицательный результат на наличие инфекции.

Библиография

Бритвина, И.Б. (2012) Мигранты, как объект социальной работы, Учебное пособие, Курган, 249 с.

Вопросы доступа мигрантов к мероприятиям по раннему выявлению, диагностике, профилактике и лечению туберкулеза и туберкулеза, сочетанного с ВИЧ-инфекцией (2016) Аналитический обзор, ФГБНУ «Центральный научно-исследовательский институт туберкулеза», Москва, 68 с.

Воробьёва, О.Д. (2003) Миграционные процессы населения: вопросы теории и государственной миграционной политики, Проблемы правового регулирования миграционных процессов на территории Российской Федерации, Аналитический сборник Совета Федерации ФС РФ, № 9 (202), 35с.

Живов, А.(2016) Анализ: мигранты – новое население РФ, или угроза национальной безопасности, Ридус – Агентство гражданской журналистики, 16 марта (https://www.ridus.ru/news/215351) (25.03.2017).

Ивахнюк, И.В. (2011) Управление трудовой миграцией: противоречивые уроки глобального кризиса, Век глобализации, №2 (8).

Киреев, М. (2010) Исход ученых умов, Der Spiegel, 8 октября.

Кислицына, О.Я. (2007) Социально-экономические детерминанты здоровья россиян, Народонаселение, №2, с. 24–37.

Коротаев, А.В., Зинькина Ю.В., Ходунов А.С. (ред.) (2012) Системный мониторинг глобальных и региональных рисков: Арабская весна 2011 года, 464 с.

Лапицкая, И.Ю. (2006) Миграционные процессы как детерминанта трансформации социальной структуры, Дисс. на соискание уч. степени кандидата социологических наук СПб.

Медик, В.А., Осипов, А.М. (2012) Общественное здоровье и здравоохранение: медико-социологический анализ, Москва: Инфра-М Риор, 358 с.

Общественное здоровье и здравоохранение: учебник (2011) О.П. Щепин, В.А. Медик (под ред.), М.: ГЭОТАР-Медиа, 592 с.

Панова, Л.В. (2013) Модель социальных детерминант как основа многоуровневой методологии изучения здоровья, Петербургская социология сегодня: Сб. науч. тр. Социол. ин-та РАН, Вып. 4, СПб., с. 221–252.

Покровский, В.И. (1992) Инфекционные болезни в Российской Федерации: Передовая статья, Терапевтический архив. Т. 64, № 11, с. 3–7.

Сергеев, Б.И, Казанец, И.Э., Мухамадиев, Д.М. (2016) Лечение туберкулёза среди трудовых мигрантов: предложения по созданию альтернативного финансово организационного механизма, Здравоохранение Российской Федерации, № 3, с. 126–132.

Сыскова, Т.Г. (2004) Влияние миграционных процессов на паразитарную заболеваемость в России, Здравоохранение Российской Федерации, № 6, с. 46–47.

Социальные детерминанты здоровья (2011) Сайт Всемирной организации здравоохранения (http://www.portal.pmnch.org/social_determinants/ru/) (15.01.2017).

Укрепление здоровья мигрантов в России и в США на основе подхода общественного здоровья (2014) Аналитический доклад, Дёмин, А.К. (ред.), М.-Вашингтон, округ Колумбия, США.

Харитонова, В.И. (2016а) Медицина будущего: консультативные профессии в сфере здравоохранения // Реформа здравоохранения: панацея или проблема. Практический опыт законодательной инициативы Минздрава и пути исправления ошибок. М.: Издание Государственной Думы, 2016. С. 59-64.

Харитонова, В.И. (2016б) Медицинская антропология в контексте биомедицинского образования // Философские проблемы биологии и медицины. Материалы 10-ой научно-практической конференции. Вып. 10. Многообразие биомедицинского опыта и знания. Саратов, 2016. С. 19–22.

Харитонова, В.И. (2016в) Образовательно-профессиональные аспекты обеспечения здоровьесбережения // «МАиБ». 2016, № 1 (11)

«Эмиграция из России в конце XX – начале XXI века» — доклад комитета гражданских инициатив в октябре 2016 года

Dahlgren, G., Whitehead, M. (2007) European strategies for tackling social inequities in health: Levelling up Part 2. Copenhagen, WHO Regional Office for Europe, Studies on social and econ. determinants of population health, № 3, 149 p.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *