«МЕДИЦИНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ» ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА, ПРЕДЛОЖЕННОГО ПРОФЕССОРОМ СТИВОМ ФЕРЦАККОЙ ОСЕНЬЮ 2005 г. В УНИВЕРСИТЕТЕ ЛЕСБРИДЖА, КАНАДА (ПО МАТЕРИАЛАМ САЙТА УНИВЕРСИТЕТА ЛЕСБРИДЖА)

© 2014 Дмитрий Викторович МИХЕЛЬ

МАиБ 2014 — №2 (8)


В рамках этого курса анализировались антропологические подходы, позволяющие осмыслить проблемы здоровья и медицины в контексте общества и культуры. Обсуждались различные формы человеческого опыта, дискурсы, знания и практики, связанные со здоровьем в различных обществах и среди различных социальных слоев внутри каждого общества. Учебный курс исходит из идеи о том, что здоровье человека является одновременно и физическим, и символическим явлением, формируется социально, определяется культурно и при этом связано с определенным историческим моментом.

В ходе курса студентам предлагалось ознакомиться с 4 книгами:

  1. Robert A. Hahn (Ed.), 1999, Anthropology in Public Health: Bridging Differences in Culture and Society.
  2. Paul Farmer, 2001, Infections and Inequalities: The Modern Plagues.
  3. Margaret Lock & Mark Nichter (Eds.), 2002, New Horizons in Medical Anthropology: Essays in Honour of Charles Leslie.
  4. Susan Reynolds Whyte, Sjaak van der Geest, Anita Hardon (Eds.), 2003, Social Lives of Medicines.

В рамках курса от студентов требовалось подготовить три доклада, один небольшой проект полевого исследования и критические обзоры двух книг. Оценка за полевую работу выставлялась, исходя из полученного студентом опыта и качества наблюдения, оценка за рецензию на книгу – за факт прочтения, знание материала, качество предлагаемых утверждений, организацию собственных тезисов и их презентацию. Оценка за каждый элемент работы давала 30% суммарной оценки. Посещаемость занятий и участие в дискуссиях – еще 10%.

Тематика курса

(1) Вводное занятие 

Раздел 1. Здоровье и медицина в глобализирующемся мире

(2) Новые инфекционные болезни: здоровье как глобальная величина

Для чтения: Farmer, введение, главы 1, 2, 10 (всего 78 с.)

(3) «Глокальное» общественное здоровье: мировые системы и СПИД

Для чтения: Farmer, главы, 3,4,5,6 (всего 125 с.)

(4) Глобальная бедность, локальное здоровье: туберкулез

Для чтения: Farmer, главы 7, 8, 9 (всего 77 с.)

Книга для рецензирования на занятиях: Farmer

Раздел 2. Лекарства и лекарственное лечение как социальная практика

(5) Потребление лекарств

Для чтения: Whyte et al., главы 1, 2, 3, 4, 5 (всего 76 с.)

(6) Распространение лекарств

Для чтения: Whyte et al., главы 6, 7, 8, 9 (всего 50 с.)

(7) Производство лекарств

Для чтения: Whyte et al., главы 10, 11, 12 (всего 38 с.)

По итогам знакомства с разделом курса предоставляется книжная рецензия (7 с.)

Раздел 3. Этномедицины и этнография

(8) Медицинская антропология и этнографическое воображение

Для чтения: Nichter & Lock, глава 1 (всего 34 с.)

(9) Научные обычаи

Для чтения: Nichter & Lock, главы 6, 7, 8, 9 (всего 98 с.)

(10) Медицинский плюрализм и локальные формы врачевания

Для чтения: Nichter & Lock, главы 2, 3, 4, 5 (всего 105 с.)

(11) Утопии и патологии

Для чтения: Nichter & Lock, главы 10, 11 (всего 56 с.)

По итогам знакомства с разделом курса предоставляется этнографический проект (7 с.)

Раздел 4. Медицинская антропология на практике

(12) Общественное здоровье / здоровье популяции и медицинская антропология

Для чтения: Hahn, введение, глава 1 (всего 29 с.)

(13) О заболевании

Для чтения: Hahn, главы 2, 3, 4, 6, 7 (всего 111 с.)

(14) Терапия и повседневная жизнь

Для чтения: Hahn, главы 8, 9, 10, 11 (всего 89 с.)

(15) Здоровье общины

Для чтения: Hahn, главы 12, 13, 14, 15 (всего 87 с.)

По итогам знакомства с разделом курса предоставляется книжная рецензия (7 с.)

(Публикацию подготовил Д.В. Михель)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *