© 2014 Д.В. Михель
МАиБ 2014 – № 1 (7)
Ключевые слова: медицинская антропология, энциклопедия, теоретические понятия, медицинские системы, кросс-культурное исследование, когнитивная медицинская антропология, критическое направление, эколого-эволюционное направление, физическая антропология, психоанализ, биомедицина, шаманизм, биоэтика, биомедицинские технологии, медикализация, проблемы здоровья
Аннотация: Автор предлагает обзор единственной существующей на настоящий момент крупной (двухтомной) энциклопедии по медицинской антропологии, подробно характеризуя большинство статей, включенных в книгу. Анализируя конкретные статьи, исследователь рассматривает их значимое содержание, но при этом указывает и на имеющиеся частные недочеты, например, на отсутствие специальных материалов по славянским и некоторым другим культурам. Подчеркивается, что это издание будет чрезвычайно полезно для широкого круга исследователей, студентов и всех, кто желает познакомиться с культурами разных народов, в аспектах, касающихся здоровья.
(Encyclopedia of Medical Anthropology: Health and Illness in the World’s Cultures. Edited by Carol R. Ember and Melvin Ember. 2 vols. New York, Boston, Dordrecht, London, Moscow: Kluwer Academic / Plenum Publishers, 2004. – 1071 p.: обзор)
В последние 50 лет количество публикаций по медицинской антропологии неизменно возрастает, что ведет к кардинальному расширению ее предметного поля. Целостную картину состояния дисциплины позволяют представить, главным образом, работы энциклопедического характера, в подготовке которых участвуют крупные коллективы исследователей. Мелвин Эмбер, известный своей работой по изданию различных энциклопедий, посвященных конкретным отраслям социально-гуманитарного знания, в 2004 г. вместе со своей супругой Кэрол, реализовал еще один важный проект, издав энциклопедию по медицинской антропологии. Супругам Эмбер удалось привлечь для написания энциклопедии более 100 авторов, среди которых такие видные антропологи, как Ханс Баер (Вашингтон), Гей Бекер (Сан-Франциско), Майкл Винкельман (Аризона), Линда Гарро (Лос-Анджелес), Этвуд Гейнс и Робби Дэвис-Флойд (оба – Кливленд), Мерилл Зингер (Хартфорд), Маргарет Лок (Монреаль), Энн Мак-Элрой (Баффало), Нэнси Ромеро-Даса (Флорида), Элайза Собо (Сан-Диего), Кэролайн Сэржент (Даллас), Пол Фармер (Гарвард) и др.
Энциклопедия ориентирована на то, чтобы дать полную картину современного медико-антропологического знания. Ее основная цель – показать, что люди из разных культур думают по поводу болезни и смерти, а также, что они делают, чтобы сохранить здоровье. Структурно энциклопедия распадается на два тома, в первом из которых обсуждаются главные темы современной медицинской антропологии, а во втором то, как в различных культурах люди решают проблемы, касающиеся здоровья. Для читателей, которые хотели бы составить себе представление о современном состоянии медико-антропологического знания, бесспорно, более полезным покажется именно первый том. Однако во втором томе все желающие смогут найти разнообразную полезную информацию, которая никогда прежде еще не была собрана под одной обложкой, к тому же, по большей части, крайне редкую и малодоступную.
Материалы первого тома представлены в 53 статьях, которые сгруппированы в пять разделов: (1) общие понятия и теоретические направления медицинской антропологии, (2) медицинские системы, (3) политические, экономические и социальные проблемы, (4) сексуальность, репродукция и жизненный цикл, (5) факторы риска и заболевания.
Первый раздел открывается статьей Элайзы Собо, в которой анализируются теоретические и прикладные проблемы, обсуждаемые в рамках кросс-культурных исследований здоровья. Вслед за этим читателю предлагается познакомиться с основными теоретическими направлениями современной медицинской антропологии (нечего и говорить о том, что презентированы они исследователями, работающими именно в рамках этих направлений): когнитивная медицинская антропология (Линда Гарро), критическая медицинская антропология (Мерилл Зингер), эколого-эволюционное направление (Энн Мак-Элрой). Когнитивный подход ориентирован на изучение того, что люди в разных культурах думают и говорят по поводу болезни, критический подход – на анализ социальных экономических и политических факторов здоровья, эколого-эволюционный – на проработку вопроса о биокультурных характеристиках здоровья. Кроме того, в первом разделе обсуждаются вопросы о применимости знаний и методов физической антропологии к судебно-медицинским проблемам (Даглас Юбилейкер), о значении рассказов о болезни для улучшения медицинской практики (Рон Лёв), о ценности палеопатологических исследований и изучении останков людей, живших в прошлом (Майкл Циммерман), а также о взаимоотношениях антропологии и психоанализа (Вод Крэк).
Традиционно в медико-антропологических публикациях проблема медицинских систем решалась посредством описания и сопоставления биомедицины как медицинской системы современной западной культуры с другими системами (этническими, локальными и региональными). В рамках второго раздела энциклопедии задача представить сколько-нибудь полный обзор таких систем не стоит. Ему отведено место во втором томе энциклопедии, где подробно разбираются практики и представления, касающиеся здоровья и болезни, в 52 различных культурах. В свою очередь, во втором разделе первого тома внимание уделено лишь двум медицинским системам, которые можно характеризировать, как универсальные, по причине их глобального распространения. Это биомедицина, которая стала глобальной в ХХ в., и шаманизм, который является таковым со времен возникновения человечества. Суть шаманизма как медицинской системы состоит в том, чтобы врачеватель использовал внутренние силы, заключенные в организме больного, суть биомедицины – в том, чтобы приложить к организму внешние силы – технологии и инвестиции. Шаманизм как система проанализирован в статье ведущего исследователя этого феномена Майкла Винкельмана, а также в тексте Эрики Бургиньон, посвященном вопросу о трансе и одержимости. Шесть других текстов сосредоточены на анализе биомедицины. Элайза Гордон обсуждает вопрос о биоэтике как культурном эффекте развития биомедицины, Маргарет Лок – о биомедицинских технологиях, поскольку они составляют ядро биомедицины, Этвуд Гейнс и Робби Дэвис-Флойд анализируют биомедицину как культурную систему, Ханс Баер рассматривает вопрос о медицинском плюрализме, концентрируясь на том, какое воздействие на него оказывает существование биомедицины, Маргарет Лок разбирает важный вопрос о медикализации и натурализации социального контроля посредством превращения биомедицины в инструмент такого контроля. В тексте Гей Бекер, который называется «Феноменология здоровья и болезни», основное внимание уделяется тому, как происходит конструирование образа тела и человеческого страдания посредством медицинских описаний.
В третьем разделе предлагается обзор основных социальных, политических и экономических проблем, бросающих вызов современным системам здравоохранения. В их числе стихийные бедствия, по причине которых происходит разрушение медицинской инфраструктуры и резко возрастает число угроз для здоровья и жизни населения (Джоди Глиттенберг), неравномерность экономического развития (Араху Кастро и Пол Фармер), бездомность как воплощение маргинального образа жизни и расстроенного здоровья (Ирен Глассер и Рэ Бриджмен), плохое питание и недоедание, в особенности среди детей (Ган Рус), наследие колониализма в условиях постколониального развития и его влияние на здоровье (Стив Фирцакка), войны и этнические конфликты, порождающие массы беженцев (Паскаль Аллоти), социальное неравенство в условиях западного мира (Аруши Синха и Тайсон Гиббс) и городская бедность (Делия Истон).
Четвертый раздел включает в себя статьи, объединившие авторов, исповедующих разные подходы в рамках медицинской антропологии. Вместе с тем, очевидно, что при обсуждении вопросов сексуальности, репродукции и жизненнего цикла противопоставление социокультурных и биокультурных методологий медико-антропологического анализа является весьма условным. Основные темы раздела – феномен старения в культурном контексте (Джей Соколовски), роды (Кэролайн Сэржент), грудное вскармливание (Венда Тревазан), рост и развитие ребенка (Барри Богин), смерть и умирание (Шэрон Кауфман), женское генитальное обрезание (Беттина Шелл-Данкан и Ирва Хернлунд), иммунизация (Анита Хардон), контроль над численностью населения (Робер Майер), репродуктивное здоровье (Андреа Уиттакер). Каждый из обсуждаемых вопросов то и дело попадает в фокус медико-антропологических исследований, поскольку в рамках западной культуры все указанные феномены медикализированы (роды, грудное вскармливание, детское развитие, репродуктивное здоровье, старение, смерть и умирание), либо представляют собой предмет для общественного беспокойства, в том числе со стороны медицинских профессионалов (женское генитальное обрезание, динамика численности населения). При этом, как показано в статьях, все обозначенные явления не только невозможно свести к их медикализированному прочтению, но и необходимо исследовать в перспективе социокультурных и биокультурных интерпретаций.
Пятый раздел является самым обширным по числу предлагаемых материалов: в нем 21 статья, в которых сквозь призму медицинской антропологии рассматриваются различные факторы риска и наиболее известные заболевания. Проблематика факторов риска раскрывается в текстах о злоупотреблении алкоголем (Дуайт Хит и Ирен Глассер), насилии над детьми и невнимании к детскому здоровью (Джил Корбин), употреблении наркотиков (Дж. Брайан Пейдж) и табакокурении (Мерилл Зингер). Картина актуальных заболеваний представлена аналитическими сообщениями о холере и болезнях, передающихся водным путем, (Линда Уайтфорд), сахарном диабете (Лесли Сью Либерман), возрастных хронических заболеваниях (Кетрин Хейген Хеннесси), сердечнососудистых заболеваниях и их обусловленности культурными стрессами (Уильям Дресслер), диарее (Элоис Энн Берлин), новых инфекционных заболеваниях (Вин-Ким Нгуен), наследственных заболеваниях (Ларри Леон Мей), ВИЧ/CПИД в аспекте исследований и профилактики (Джеймс Карри и другие авторы), малярии и других опасных заболеваниях, передающихся насекомыми, (Джанин Корейл), туберкулезе (Джеймс Карри и другие авторы), а также о культурно-обусловленных синдромах (Линда-Энн Ребун), инвалидности (Рассел Шаттлворт), психических расстройствах (Алекс Коен), умственной отсталости (Ф. Джон Мини) и синдроме внезапной младенческой смерти (Джеймс Мак-Кена).
Второй том энциклопедии представляет собой краткий обзор 52 культур (этносов), среди которых представлены как широко известные, так и почти экзотические: афроамериканцы, аргентинские тоба, бангладешцы, британцы, бирманцы, чехи, датога, французы, фулани, греки, хадза, гаитяне, китайцы-ханьцы, хауса, хмонги в Лаосе и США, японцы, мальгаши, маори, навахо, тайцы, йоруба, туареги, яномамо и др. Между тем в этом перечне нет русских, татар, казахов, испанцев, немцев, а также крупных этносов Индии и т.д. Отдельные материалы о них рассредоточены в статьях первого тома, поэтому читателю придется немало постараться, чтобы выделить его из целого моря медико-антропологической информации. Несмотря на потрясающий воображение объем предлагаемых данных и большое число привлеченных для работы над энциклопедией авторов, статьи второго тома организованы по достаточно строгой схеме. Сам порядок подачи материала весьма поучителен.
В каждой из статей сообщается о названии культуры (в том числе альтернативные названия), ее географии, используемом языке. Предлагается информация о демографии, истории, экономике, характере занятости населения, социальной и политической обстановке, специфике семейной организации, системе родства, религии и т.д. Далее дается обзор состояния общественного здоровья. С этой целью обычно используются данные эпидемиологической статистики, а если их нет, то сведения, предлагаемые путешественниками и т.д. Здоровье рассматривается в различных контекстах – экологическом, экономическом, социальном, политическом. Причины улучшения или ухудшения состояния здоровья связываются с глобальными и локальными факторами. С этой целью обсуждается роль исторического опыта народа, характер его питания, состояние системы здравоохранения и т.д. Вслед за этим предлагается характеристика действующих в рамках конкретного общества медицинских практиков (врачевателей), как с полной занятостью, так и с частичной, их социальных ролей, а также аудитории, которую они обслуживают.
От социокультурных и биокультурных контекстов общественного здоровья в статьях обычно осуществляется переход к анализу и классификации болезней, характерных для культуры, представлений (профессиональных и популярных) о болезни, а также способов воздействия на болезни. В этой части статьи обычно описываются и психические заболевания.
В фокус внимания попадают, в том числе, вопросы, касающиеся сексуальности и репродукции. Обсуждается то, как господствующие сексуальные представления и практики влияют на состояние здоровья, рождаемости и плодовитости. Здесь характеризуются представления, касающиеся зачатия, идеальных размеров семьи, а также распространенные меры по контролю над численностью населения и то, как они влияют на социальный статус (например, как бесплодие или неспособность повысить рождаемость влияют на статус женщин и мужчин).
Вопрос о состоянии здоровья неизменно сопрягается с проблематикой жизненного цикла. Типичные сюжеты: здоровье беременных и рожениц, здоровье новорожденных, здоровье детей, здоровье подростков, здоровье взрослых, здоровье пожилых людей, умирание и смерть. Материалы, содержащиеся в статьях этой части, всегда разнообразны. Характеризуя вопрос о здоровье беременных и рожениц, авторы обычно рассматривают господствующие в данной культуре представления о беременности, абортах, выкидышах, родах. Обсуждая вопрос о здоровье новорожденных, они анализируют практики ухода за младенцами, в особенности манеру вскармливания, а также влияние на здоровье малышей фактора многодетности, врожденных дефектов и т.д.
Вопрос о здоровье детей связывается с представлениями о способах заботы о детях, необходимости дисциплины, продолжительности детства, с возможностями принятия детей в семью и отлучения от семьи, с возможностью насилия над детьми. Обсуждается вопрос о детских болезнях. Вопрос о здоровье подростков ставится лишь там, где в культуре принято различать детство и подростковый возраст. В последнем случае могут обсуждаться отдельные аспекты подростковых проблем, в том числе влияние на здоровье обрядов перехода (генитальные операции и т.п.)
Здоровье взрослых людей рассматривается в связи с проблематикой брака: как влияют на здоровье социальные различия между полами, неравенство в доступе к медицинской помощи, домашнее насилие и т.д. Здесь же рассматривается вопрос о представлениях и практиках, касающихся среднего возраста, в частности менопаузы. Большое внимание уделяется здоровью пожилых людей, в особенности специфическим медицинским проблемам этой возрастной группы. Рассматриваются культурные характеристики умирания и смерти, в том числе представления об этих эпизодах жизненного цикла, принятых формах реакции на смерть, способах обращения с мертвыми телами, а также о судьбах тех членов семьи, которые пережили смерть своих супругов (здесь может возникать вопрос о проблематике суицидов).
В целом, энциклопедия под редакцией Кэрол и Мелвил Эмбер представляет собой в высшей степени заслуживающую внимания публикацию. Этот свод материалов, по мысли редакторов, будет чрезвычайно полезен для широкого круга исследователей, студентов и всех, кто желает познакомиться с культурами разных народов, в аспектах, касающихся здоровья. Остается лишь согласиться с этой точкой зрения и порекомендовать читательской аудитории в России не оставить без внимания эту книгу.