24.01.2013 — семинар «Мистико-религиозные измененные состояния сознания в традиционных религиозных практиках: шаманизм, тибетский буддизм, исихазм, суфизм»

Очередной семинар по медицинской антропологии состоялся в ИЭА РАН 24 января 2013 г. Гостем семинара был СОЛЕНОВ Игорь Владимирович – аспирант психологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (кафедра общей психологии, научный руководитель – к.псх.н. О.В. Гордеева).

И.В. Соленов работает над диссертацией на тему «Психологические механизмы культурных практик индукции мистико-религиозных состояний сознания». Основная сфера его научных интересов – психология измененных состояний сознания (ИСС).
Исследователь предложил собравшимся доклад на тему «Мистико-религиозные измененные состояния сознания в традиционных религиозных практиках: шаманизм, тибетский буддизм, исихазм, суфизм».

В своём выступлении он остановился на следующих вопросах:

Общие представления о мистико-религиозных измененных состояниях сознания (МРИСС)
1. Значимость роли религии в современном обществе. Определение понятия «религия», функции религии. Религиозная практика – ядро религиозной системы. Роль религиозных состояний. Понятие «концепции нравственного совершенствования».
2. Определение измененных состояний сознания (ИСС). Мистико-религиозные измененные состояния сознания (МРИСС): определение, виды, функции, критерии наличия. Классификация феноменов мистических и религиозных ИСС (У. Джеймс, В. Панке).
3. Культурно-исторический подход к ИСС (О.В. Гордеева). Мистико-религиозные ИСС как функциональный орган деятельности человека. Связь целей, способов индукции и феноменологии ИСС.
Мистические и религиозные ИСС в конкретных практиках:
Шаманизм
1. Шаманизм как религия и как мировоззрение. Шаманизм как социальный институт. Представления о внутреннем содержании обрядовой практики. Значение механизма диссоциации.
2. Становление шамана: избранность, шаманская болезнь и обучение шаманской практике. Проблема психологического здоровья шамана.
3. Особенности шаманского камлания. Внешние и внутренние факторы индукции экстатического ИСС.
4. Типы измененных состояний в шаманизме. Способы индукции и феноменология экстатических состояний.
Тибетский буддизм
1. Центральные религиозно-философские положения буддизма (универсальный характер страдания, закон зависимого происхождения, четыре благородные истины). Буддийские традиции (Тхеравада, Махаяна, Ваджраяна). Единство тибетобуддийских школ (Ньинмапа, Сакьяпа, Кагьюпа, Гелугпа).
2. Специфика тибетского тантрического буддизма (роль наставника, божеств, особенности ритуала). Буддийские практики медитации и визуализации («шесть йог Наропы»).
3. Измененные состояния в тибетском буддизме: феноменология и способы индукции.
Исихазм
1. Исихазм – мистическая практика восточного христианства. Представление об обожении («теозисе») и «умном делании». Роль тела в практике исихазма. Установка на элиминацию образов и образов-представлений.
2. Проблема определения исихастских состояний как измененных (мнение христианских психологов). Способы индукции и характеристики МРИСС в исихазме.
Суфизм
1. Суфизм как мистическая практика ислама. Мистический опыт основателя религии. Течения и типы суфийской практики. Коллективный характер суфийских радений.
2. Роль наставника в суфизме. Модель развития личности в суфизме (учение о стоянках и состояниях).
3. Основные виды МРИСС в суфизме. Основные способы индукции МРИСС в суфизме (техники зикр, сама). Психологическая характеристика промежуточных (хал) и конечных (фана) состояний в суфизме.
Мистико-религиозные состояния сознания  в религиозной деятельности
1. Культурно-историческая обусловленность феноменов МРИСС. Сопоставление характеристик МРИСС в различных религиозных практиках: культурная специфика и универсалии.
2. Психологические цели субъекта религиозной деятельности. Связь целей, способов индукции и феноменологии ИСС. Психологические механизмы религиозных практик индукции МРИСС.

ИСС, актуализированные как научная тема ещё в начале прошлого века, а с середины его активно исследуемые на Западе специалистами различного научного профиля, на протяжении трёх последних десятилетий, как минимум, вызывают большой исследовательский и практический интерес у психологов, психиатров, этнологов/антропологов, нейрофизиологов в России. Интердисциплинарная аудитория семинара, большинство участников которого причастны либо к изучению ИСС (в том числе научно-экспериментальному), либо к работе с практиками на основе ИСС, встретила доклад с нескрываемым интересом. Теоретическая работа, выполненная на основе определённого круга научной литературы, вызвала у собравшихся множество вопросов и породила активное обсуждение. Дискуссия, в которой участвовали психологи, нейрофизиолог, физиолог, режиссер, этнологи и этнографы, а также практики (неошаманы) была активной и увлекательной. Доклад, высоко оцениваемый собравшимися, позволил им плодотворно обсуждать различные темы, затронутые выступавшим, с разных позиций, с учетом опыта и знаний своей научной области. Именно этим особенно ценно общение в интердисциплинарной аудитории.

ФОТООТЧЕТ семинара «Психологические механизмы культурных практик индукции мистико-религиозных состояний сознания» (щелкните по фото, чтобы открыть его в полном размере):

2013 01 24 A

2013 01 24 C

2013 01 24 B

2013 01 24 D

2013 01 24 E

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *