© 2014 М.М. Керимова
МАиБ 2014 – № 1 (7)
Ключевые слова: этномедицина, Сербия, традиционные методы лечения, фитотерапия
Аннотация: В статье приводятся исторические сведения, относящиеся к возникновению и распространению этномедицины в Сербии. Кроме того, говорится о магических практиках и народных верованиях, о лечебной силе растений, натуропатических средств, средств животного происхождения, об использовании методов народной хирургии. Основное внимание уделяется традиционным методам лечения и, в частности, траволечению, широко распространенному в сербской народной традиции, а также верованиям и обрядам, связанным с использованием целебных свойств растений. Сербское законодательство в области охраны природы стремится к выработке путей и средств, направленных на наиболее интенсивную эксплуатацию лекарственных растений. В современной Сербии делаются попытки развития производства лекарственных и ароматических растений в промышленных масштабах.
Этномедицина – важнейшая часть культуры народов мира. Для этнологов этномедицина и, в частности, традиционные методы лечения в прошлом представляют собой комплекс знаний, отражающий определенный уровень народных представлений и практических навыков, накопленных на протяжении столетий.
У сербов первые сведения о народной медицине относятся к средневековью. Известен составленный в 1396 г. «Ходошки сборник». Он представляет собой перевод с латыни сочинения «Practica brevis», принадлежащего перу салернского лекаря конца ХI в. Й. Платеара (Joanes Platearus). В разделе «Фармакотерапия» этого сборника было приведено около 70 лечебных рецептов, при этом советы по траволечению зачастую сопровождались сведениями о народных верованиях, о силе магических действий и молитв. Другим значительным сочинением по сербской народной медицине ХIV–ХV вв. является «Хиландарский медицинский кодекс». Он представляет собой перевод на сербский язык того времени собрания статей и трактатов по диагностике разных болезней в областях эпидемиологии, педиатрии, содержит описания многочисленных терапевтических средств, рецепты фитотерапии и т.п. «Хиландарский медицинский кодекс» – это свод достижений итальянской и французской средневековой медицины, основанный на знаниях античных и арабских медиков. Он возник в одном из первых сербских культурных центров средневековья – монастыре Хиландар, основанном в ХII столетии сербским просветителем св. Саввой. Кроме «Хиландарского медицинского кодекса» известны и другие сербские сочинения, сыгравшие большую роль в развитии народной и научной медицины. Это прежде всего «Шестоднев Иоанна Экзарха», переписанный в 1263 г. Феодосием Карским, «Естествословие» («Jecтествословиjе», ХV в.), сочинение Иоанна Дамаскина «Что такое человек» (ХVII в.). Все эти произведения основаны на медицинских открытиях Аристотеля, Гиппократа и других ученых античности. Османское нашествие на Балканы (ХIV–ХIХ вв.) надолго задержало развитие сербской культуры, в том числе и этнической медицины.
В ХIХ – начале ХХ вв. изучение различных областей сербской народной медицины снова приобретает большой размах. Здесь, прежде всего, необходимо упомянуть «Словарь» В.С. Караджича, в котором уже в первом его издании 1818 г. Упоминаются традиционные методы лечения, в частности, перечислены некоторые лечебные свойства трав, корней растений, плодов, – представлены знания, связанные с древнейшими верованиями и культами. О разных аспектах изучения народной медицины свидетельствуют и такие труды, появившиеся в ХIХ – начале ХХ столетия как «Лекарственные растения в Сербии» С. Петровича, «Советы по сбору лекарственных растений» М. Спасоевича, «Главные растения в народных верованиях и песнях сербов» П. Софрича, «Народная медицина у сербов» В. Джорджевича, «Сербская фармакотерапия» и многие другие.
Большое место в трудах сербских ученых занимает и проблема связи этномедицины и традиционных обычаев и обрядов, а также описание традиционных методов сбора и приготовления травяных и плодовых сиропов, настоек, мазей, примочек. Огромное значение для научной фитотерапии и народного траволечения имеет «Словарь сербских народных верований о растениях», составленный известным сербским этнологом В. Чайкановичем. Рукопись этого чрезвычайно ценного словаря, написанного в конце 30-х гг. ХХ в., была издана лишь в 1985 г. Эта книга представляет собой словарь-справочник по верованиям и обрядам сербов, связанным с деревьями и растениями, с перечислением их целебных и магических свойств.
Современные сербские ученые, сохраняя наследие своих предшественников, изучают этномедицину с точки зрения рецепции накопленного опыта, а также влияния геоклиматических, миграционных, хозяйственных процессов на развитие традиционных представлений о народной медицине, в частности, о лекарственных свойствах растений и их применении при лечении разных недугов. Эти и другие направления исследований отражены в ряде актуальных трудов современных сербских этнологов.
В настоящей работе я акцентирую внимание на традиционных методах лечения у сербов, в частности, на методах траволечения, и свойствах различных растений, что связано с практическим отношением к природе и использованием ее богатств для сохранения здоровья нации и отдельного человека. Мною также будут рассмотрены средства для лечения наиболее распространенных заболеваний, принципы лечения, магические практики (как параллельное лечение), будут приведены названия лекарственных растений и описано их применение в лечении некоторых заболеваний с вариантами народных методов.
Отмечу, что в сербской этномедицине в настоящее время используются наработанные веками методы траволечения, а также магические практики. Больного диагностируют способами научной медицины, а лечат с использованием лекарственных и, в том числе, иных природных средств. Вопреки преследованиям и ограничениям, народные знания, накопленные в течение тысячелетий, сегодня стойко сохраняются в Сербии и в настоящее время продолжают выполнять функцию защиты здоровья человека. В наследии сербской этномедицины можно найти много того, что используется в современной научной медицине.
В Сербии издревле бытовала вера, что болезнь приходит магическим путем: из-за заклятия, сглаза или злонамеренности другого человека. В этих случаях применялись разные народные методы лечения, в том числе и магические действия. В магических практиках использовались потухшие угли, горящее олово. Вода, которой гасили угли, выливалась на кошку или собаку – считалось, что они могли принести беду. Применялись заговоры, повторяемые трижды (от укуса змеи, разных болезней).
Обычно в роли народных лекарей выступали женщины, которые лечили от наиболее распространенных заболеваний (детей от ветрянки, коклюша, взрослых – от простудных заболеваний). Особенно много знахарок было в селах Восточной Сербии. Существовали и народные аптеки (атарски дуħан), в которых продавались травы и фабричные лекарства. Для тяжелобольных вызывали знахарок, колдунов, умеющих использовать заговоры. Часто тяжелобольного относили в церковь или монастырь, иногда клали его около стен разрушенной церкви, читали молитву и давали выпить освященное масло, несли к святому источнику, вызывали священника, чтобы он прочитал молитву и исповедал.
Прежде, чем остановиться на основных традиционных методах лечения в сербской этномедицине, отметим, что сельское скотоводческое и земледельческое население Сербии всегда заботилось о сохранении здоровья. С раннего детства у ребенка вырабатывалась привычка заботиться о здоровье, культивировались добродетельность, любовь к ближнему, умеренность во всем, получение хороших навыков ко всякого рода труду, правильная организация отдыха, сна и питания, получение понятия о гигиене, правильное отношение к приходу смерти, отрицание ненависти, страха, беспокойства и получение рекомендаций в самопомощи и помощи другим при несчастных случаях и болезнях. Все это формировало здоровую и зрелую личность, способную позаботиться о себе и других. Но подавляющая часть населения Сербии не обращала внимание на гигиену и не стремилась к ведению здорового образа жизни, из-за чего в деревнях были распространены глисты и вши, у кого-то были запущенные раны, переломы, случались внезапные смертельные исходы из-за повседневных, поддающихся простому лечению заболеваний.
С раннего детства все члены семейной общины были научены сами себе оказывать необходимую медицинскую помощь. Обычно старшая в семье женщина (домачица) брала на себя обязанность заботиться о больных, применяя все накопленные в течение жизни знания и опыт. В наиболее тяжелых случаях она прибегала к помощи знахарок из соседних сел. Некоторые из них были настолько прославлены и известны, что к ним стекались крестьяне даже из отдаленных мест. Обычно такие знахари передавали свои навыки и знания членам своей семьи или людям из своего ближнего окружения.
Каковы же сербские народные средства лечения? Обычно лечат тем, что непосредственно находится под рукой в домашней аптечке. Это, прежде всего, травы, растущие в саду. Но применялись и натуропатические средства – материнское молоко, моча, сперма, менструальная кровь, слюна, волосы и т.д. Материнское молоко служило, например, для лечения больного глаза. Моча имела более широкий спектр использования. Считалось, что лучше всего действует собственная моча, но могла употребляться моча другого – молодого и здорового – человека, особенно ребенка мужского пола. В моче часто замачивались лечебные травы и грибы, чтобы они приобрели более сильные целебные свойства. Детская моча, например, применялась для лечения мастита у матери. В ней мочили тряпку, которую затем прикладывали к больной груди. Сперма широко использовалась как эффективное средство от укусов змеи, как снадобье для залечивания незаживающих ран. Менструальная кровь применялась исключительно в любовной магии. Считалось, что она может сильно испортить здоровье человека. Слюна использовалась для лечения ожогов или укусов насекомых. Свежие человеческие испражнения до сих пор используют в деревнях для лечения чирья и заусенцев на руках.
Средства животного происхождения, используемые для лечения – это жиры, молоко, молочные продукты и т.д. Теплый и свежий коровий помет всегда был под рукой крестьянина и прикладывался в случае царапин, мелких ран, ожогов. Слегка подогретый овечий или коровий помет использовался в качестве компресса; конный помет – как средство для протрезвления пьяниц, а также им лечили ревматизм; собачий помет использовался для приготовление снадобья от желтухи, а куриный и мышиный – для курильщиков, чтобы отвыкали от курения. В особых случаях употребляли и заячьи испражнения. Сильные ушибы и гематомы лечились накладыванием на тело человека теплой окровавленной кожи (с добавлением уксуса) только что зарезанного ягненка. Мясо цыпленка прикладывалось к месту укуса змеи. Воск, проводящий тепло и сохраняющий нужную температуру, входит в состав разных мазей. Прополис и мед, также являющиеся проводниками тепла, использовались как компоненты для приготовления препаратов, имеющих наиболее сильные целебные свойства. Обертывания шерстью с добавлением белка и пакли помогали поддерживать стабильную температуру тела, что оказывало лечебное действие. В некоторых случаях использовалась чистая сухая пряденая шерсть.
Молоко и различные молочные продукты – также частые средства для лечения. Ослиное молоко использовалось как заменитель материнского молока. Некипяченое козье молоко – отличное средство для восстановления здоровья после тяжелой болезни, лечения туберкулеза. В одних случаях использовалось холодное, в других теплое коровье молоко с добавлением соли. Молоко разных животных, а особенно коровье, хорошее лекарство от отравления и запора. Кислое молоко применялось как лекарство от ожогов, в том числе солнечных, также оно употреблялось для налаживания стабильной работы кишечника. Для лечения мастита кислое молоко использовали в сочетании с домашней водкой или с семенем репейника, с тростником или чесноком, размолотым и замоченным в уксусе пастернаком. Для лечения, например, гнойных ран широко использовались сметана и молодой несоленый сыр. Теплая сырная масса, которая получается при изготовлении твердого сыра, употреблялась как средство от поноса. Считалось, что свежая и несоленая сыворотка очень полезна для поднятия иммунитета и лечения разных болезней. Меньший эффект при лечении дает прокипяченная сыворотка.
Свежие, взбитые яйца, использовались часто в сочетании с водкой и уксусом, солью и травами для лечения ожогов. Яйца в сочетании с землей, холодной водой, молодым несоленым сыром и прополисом употреблялись для изготовления различных лечебных препаратов. В некоторых случая применяли только яичный белок в сочетании с солью, салом и уксусом, а желток использовали для приготовления лекарственный смесей.
Из животных жиров в сербской этномедицине наиболее распространен коровий, чаще в чистом виде или замоченный в девяти водах, перетопленный, либо в комбинации с виноградной водкой, уксусом, яичным белком, солью, семенем репейника или тростника, с измельченным репчатым луком. Свиное сало редко применяется в народной медицине, а козье или овечье – широко используются для растирания тела при простуде, причем козье сало считается более действенным, по сравнению с овечьим. Козье сало может быть использовано в комбинации с луком-пореем и воском. Считается, что лекарственные свойства различного вида жиров усиливаются, если их поместить в бумагу голубого цвета и только потом накладывать как компресс на грудь. Высоко ценится для лечения заячий, медвежий, барсучий жиры. Для обертываний и растираний при простуде применяются гусиный и утиный жиры. Для компрессов используют высокой жирности коровье масло, смешанное с воском.
В качестве лекарственных средств в сербской этномедицине используются вода, собранная с пойманной жабы, дождевые черви, желчный пузырь свиньи и коровы. Змеиная шкура кладется в воду для купания ребенка, еж, конский или собачий волос, мясо черепахи, мышата, зажаренная сорока без головы, сердце собаки, засушенная пчела, куриный желудок, внутренняя перепонка куриного желудка, кожа (стружка), соскобленная с ремня, свежий пепел сгоревшей шерсти, змеиной шкуры или костей также применяются при лечении некоторых заболеваний.
У сербов широко применялась народная хирургия, в древности тесно связанная с кузнечным и парикмахерским ремеслами. Она и сегодня культивируется в некоторых областях. Этим видом лечения занимались обычно мужчины. Наиболее распространены в народной хирургии были: кровопускание, обработка ран, удаление зубов, фиксация переломов и вывихов, удаление камней из мочевого пузыря, катаракты, резекция грыжи.
Лечебные свойства лекарственных растений очень широко использовались в сербской народной медицине. В этномедицине и этноветеринарии применяется более 120 наименований растений. Многие способы траволечения сегодня уже утрачены, потомки травников могут назвать ограниченное число растений с осложненной идентификацией. Приведем только те лекарственные растения, которые народные лекари четко идентифицируют, и попытаемся связать их с определенными заболеваниями, при которых они употребляются.
Широко распространены были: болотный базилик (Mentha aquatica), чай из листьев санхеции благородной (S. Nobilis), чай из ромашки римской (Athemis nobilis) в сочетании со жженым сахаром, кора робинии ложноакациевой (Robinia pseudoacacia), отвар и компрессы из измельченного чеснока (Allium sativum), его шелухи и листьев, чай из полыни обыкновенной (Artemisia vulgaris), чай и компрессы из алтея лекарственного (Althaea officinalis), компрессы из черного перца, смешанного с водкой и уксусом, отвар из тамуса обыкновенного (Tamus communis), плод боба кормового (Vicia faba), листья, семена свежего и сухого подорожника (Plantago major и Plantago lanceolata) и его сок, смола сосны обыкновенной (Pinus silvestris), плоды и отвары из плодов и корней черники обыкновенной (Vaccinium myrtilus), чай из базилика (Ocimum basilicum), отвар из горного чабера (Saturea montana), чай и отвар из листьев и почек вяза равнинного (Ulmus campestris), отвар из корней и плодов брусники (Vaccinium vitis idaea), отвар из бузины травянистой (Sambucus ebulus), отвар из синеголовника равнинного (Erynium campestre), листья колючника окантнолистного (Carlina acanthifolia), листья виноградной лозы (Vitis vinifera), цикорий обыкновенный (Cichorium intybus), отвар из стебля и листьев кирказона ломоносовидного (Aristolochia clematitis), соцветия и листья окопника лекарственного (Symphitus officinale), соцветия и листья садового ландыша (купена) (Poligonatum vulgare), соцветия коровяка лекарственного (медвежье ухо) (Verbascum thapsus), плоды кизила обыкновенного (Cornus mas), листья табака (Nicotiana tabacum) для ингаляции, компрессов и курения, ветки с листьями и плоды шелковицы черной (Morus nigra), подогретые на огне листья, печеный плод айвы обыкновенной (Cydonia vulgaris) для компрессов.
Многие из вышеуказанных растений применяются не только в лечебной практике, но и в магических обрядах и практиках. С их лечебными и магическими свойства связаны поверья и легенды.
Для лечения многих болезней в сербской этномедицине используется тысячелистник обыкновенный (Achilléa millefólium). Измельченная трава этого растения входила как компонент в мази, накладываемые на раны, смешанная с мочой, употреблялась для остановки кровотечений, как чай – от туберкулеза легких. В народном обиходе это растение получило название «трава гайдуков» (хаjдучка трава), поскольку воины-гайдуки, не имея ничего другого под рукой, прикладывали ее к ранам. Трава тысячелистника, настоянная на подсолнечном масле, использовалась для приема внутрь при лечении экссудативного диатеза (золотухи), смешанная с водкой – при лихорадке, при стоматите, боли в сердце, в растолченном сухом виде ее сыпали на раны при сифилисе (Чаjкановић 1985: 239; Живковић 1998: 160).
В сербской этномедицине также использовали чай и компрессы из листьев шалфея (Salvia officinalis); отвар из стальника ползучего (Ononis repens); сок из стебля, отвар для компрессов чистотела большого (Chelidonium majus); соцветия бузины для чая и изготовления мазей (Sambucus nigra). Отвары из корней свинороя пальчатого (Cynodon dactilon); соцветия, корни, листья и стебель подмаренника настоящего и подмаренника белого (Galium verum и G. Album) использовались для приготовления чая, как и надземная часть, корневища, цветки примулы весенней (Primula veris) и первоцвета (Primula officinalis), ягоды и листья земляники лесной (Fragaria vesca). Цветки морозника душистого (Heleborus odorus) употреблялись для отваров. Использовались смола ели обыкновенной (Abies albies), жареное зерно ячменя (Hordeum vulgare), приготовленное в качестве кофе; отвар из цветков, реже – из листьев или корней сирени обыкновенной (Syringa vulgaris). Пили чай из ромашки аптечной (Matricaria chamomila Употребляли настоянный 40 дней на подсолнечном масле, растолченный плод каштана (Castanea sativa), смешанные с водкой плоды тмина обыкновенного (Carum carvi), плоды можжевельника обыкновенного (Juniprus communis), семена аронника пятнистого (Arum maculatum), цветоносные верхушки с листьями полыни обыкновенной (Artemsia vulgaris), семя конопли (Canabis sativa), отвар копытня европейского (Asarum europeum), настой листьев и отвар крапивы двудомной и крапивы жгучей (Urtica dioca и U. Urens). Делали компрессы из сырого или вареного измельченного картофеля (Solanum tuberosum). Использовались кора, плод груши (Pyrus communis), сваренная кукуруза и кукурузная мука (Zea mais), листья, ягоды ежевики (Rubus ulmifolius и R. Fructicosus), листья капусты – как компресс, квашеная капуста (Brassica oleracea), семя льна (Linium isitatissimum). Употреблялась вода, настоянная в углублении, вырезанном в тыкве (Cucurbita lagenaria), кора лещины (Corylis avelana), отвар из листьев щавеля (Rumex sp.). Пили чай из цветков липы (Tilia europea, T. Cordata и T. Platyprilos). из чабреца (Thymus vulgris и Т. serpyllum), из мелиссы лекарственной (Мelissa officinalis), чай из мяты (Mentha piperita, M. sylvestris, M. aquatica, M. Spatica). Применялась надземная часть, сок, размельченная сухая трава синяка обыкновенного (Echinum vulgare), надземная часть фенхеля обыкновенного (Anethum foeniculum) – для приготовления отвара, надземная часть (свежая и высушенная), отвар из яснотки белой, яснотки пятнистой и пурпурной (Lamium album, L. maculatum и L. Purpureum), листья многорядника копьевидного (Polystichum lonchitis). Использовали цветки и листья календулы (Calendula officinalis), проваренные в свином жире, – для компрессов, овес (Avena sativa), корень душицы (Origanum vulgare) – для отвара, корень олеандра (Nerium oleander) – для отвара, трава девясила высокого (Inula helenium), зеленая кожура грецкого ореха (Juglans regia). Применялись отвар из молодых листьев грецкого ореха, цветки, листья, сок каприфоли (Jonicera caprifolium), надземная часть травы зверобоя продырявленного (Hypericum perforatum) в сухом или сыром виде.
Зверобой (Hypericum) (серб. богородична трава) был одним из средств, наиболее распространенных в сербской народной медицине. Он чаще всего употреблялся при застарелом кашле и астме, при нарушении менструального цикла, при тяжелых родах, при болях в животе, против нервных заболеваний, в размельченном виде им посыпался рану. Иногда использовался дым горящей травы для окуривания больного. Согласно поверьям, особую целительную силу это растение приобретало, если было собрано в Иванов день, в период от Успения до Рождества Пресвятой Богородицы. Трава зверобоя использовалась как талисман. Если женщина не могла забеременеть, звали священника, который благословлял траву, затем ее кипятили, настаивали и пили несколько дней. Кроме того, женщина постоянно носила при себе пучок травы зверобоя, по поверьям обладающего магической силой.
Для компрессов в сербской этномедицине использовали отвар из надземной части горечавки весенней (Gentiana verna), применяли сухую траву чистотела большого (Chelidonium majus), свежую надземную часть бодяка обыкновенного (Cirsium vulgare), измельченный острый перец (Capsicum annuum), плод свежего зрелого помидора, сухую траву чернокорня лекарственного (Cynoglossum officinale). Широко использовались для приема внутрь чай из надземной части полыни горькой (Artemisia absinthium), чай из петрушки (Petroselium sativum), отвар из лапчатки серебристой (Potentilla argentea). Для компрессов использовался отвар листьев пырея ползучего (Agropyrum repens), листья мать-и-мачехи (Tussilago farfara) для отвара и компрессов. Пили чай из дубровника обыкновенного (Teucrum chamaedrys). Употребляли лук-порей (Allium porrum) для приема внутрь с добавлением яблочного уксуса, разведенного в теплой воде, семя проса посевного (Panicum miliaceum), размельченные пшеничные отруби (Triticum vulgare) – для компрессов. Использовали чай из желтого тысячелистника (Achilea clipeolata), отвар из хвоща полевого (Equisetum arvense), измельченный корень хрена (Cochlearia armoracia) (иногда в сочетании его с медом). Употреблялась сухая трава рогоза широколистного (Tupha latifolia), корни мыльнянки лекарственной (Saponaria officinalis), истолченный свежий или сухой шалфей дубравный, мутовчатый, луговой (Salvia nemorosa, S. verticulata, S. Pratensis), нередко смешанный с мочой, семена и листья чины луговой (Latyrus pratensis), корневище многоножки обыкновенной (сладкого папоротника) (Polipodyum vulgare). Делали отвар из клубней ятрышника мужского (Orchis mascula), отвар из клоповника пронзеннолистного (Lepidium perfoliatum).
Базилик (серб. босиљак) – любимое растение сербов, фигурирующее как в этномедицине, так и в магических действиях и религиозных верованиях. Траву базилика давали людям, которые долго не могли оправиться от болезни, семенем базилика снимали жар и лечили насморк. Базилик замачивали в воде и купали в ней больных тифом. Его сок давали в качестве лекарства от укуса змеи или пчелы. Базиликом, настоянным девять дней и девять ночей на подсолнечном масле, мазали ребенка, чтобы выгнать глистов, это же масло использовали для лечения ран. Считалось, что если вдыхать запах базилика, то это помогает улучшить зрение. Базиликом посыпали живот ребенка, когда у него были желудочно-кишечные боли. Больных окуривали дымом базилика. Это растение, настоянное на крещенской воде, давали пить роженице, чтобы роды были легкими, а также ее купали в воде, настоянной на траве базилика из девяти соседских садов.
В народе говорится, что базилик, пахучий и красивый божий цветок, сопровождает серба в течение всей его жизни, его воспели в народной поэзии. Он имеет ярко выраженное апотропеическое действие: его кладут в изголовье постели, во время засевания пшеницы базилик клали в зерно, чтоб урожай был обильным. В хлев для скота на Рождество также клали это растение, чтобы скотину не загрызли лисицы и волки.
Украшение людей и жилища веточками базилика во многих случаях также преследовало апотропеическую цель. На Новый год женщины засовывали веточку базилика за правое ухо, а мужчины – за шляпу. На Страстную субботу – последний день перед Пасхой – хозяин украшал базиликом дом и домашние иконы, а хозяйка клала в пасхальный кулич кусочек растения. Детские волосы после первой стрижки хранили вместе с веточкой базилика. Место, в которое ударяла молния, необходимо было окурить дымом горящего базилика. Его также помещали на стол в доме во время эпидемий чумы.
Как видим, базилик широко используется в обрядах очищения. Интересно, что церковь впоследствии восприняла народные обычаи, и в святую воду стали добавлять базилик.
Это растение занимало важное место и в культе мертвых. Когда человек умирает, ему в руку кладут базилик, на Духов день веточками базилика украшают кресты на кладбище, сажают его на могилах, покойнику под голову кладут подушку, наполненную сухим базиликом.
Базилик – цветок любви. Он участвовал в гаданиях о замужестве. Ветки базилика кидали в реку, и тому парню, который быстро вылавливал из воды базилик, разрешалось выбирать невесту. Когда сваты заходили во двор дома невесты, она должна была посмотреть на них через венок из базилика. Накануне свадьбы невеста плела венок из базилика и в него клала два кусочка сахара – один для себя, другой для жениха, и когда утром приходили за ней, чтобы идти в церковь, она выглядывала через венок из базилика. При этом высказывалось пожелание иметь большое потомство. Траву базилика зашивали в трех местах пояса, которым свекровь опоясывала невестку. Им украшается головной убор новобрачной (смиљевац), который она носила 40 дней после венчания. В конце свадебного обряда, когда сваты расходились по домам, их окуривали дымом базилика.
В сербской этномедицине применяются также цветы, листья и корни мальвы лесной и мальвы незамеченной (Malva sylvestris и Malva neglecta) – повсеместно используются для отваров; листья инжира (Ficus carica) – для приготовления чая. Употребляли отвар из шишек ели обыкновенной (Picea abies), цветки аканта длиннолистного (Acanthus longifolius), отвар из тыквы (Cucurbita pepo), отвар из подмаренника цепкого (Galium aparine), отвары и компрессы из астрагала сладколистного (Astragalus glycyphyllos) и грыжника мохнатого (Henriaria hirsuta), настойку травы аистника цикутового (Erodium cicutarium) и клубни ятрышника дремлика (Orchis morio), плоды терновника (Prunus spinosa), корневища свинороя пальчатого (Cynodon dactylon)… В практике траволечения часть стебля тростника (Phragnites australis) с семенами в истолченном виде смешивается со свиным салом для компрессов. Пили чай, компрессы из тысячелистника обыкновенного (Achilea milefolium), отвар из пастушьей сумки обыкновенной (Capsella bursa pastoris). Использовалась дождевая вода из углубления в пне дуба черешчатого и дуба Далешампа (Quercus robur и Q. Dalechampii), настойка, сок сельдерея корневого и черешкового (Apium graveolens и A. Dulce), отвар из веточек с молодыми листьями дуба австрийского (Quercus cerris), плоды и цветки боярышника однопестичного (Crataegus monogyna), высушенная трава золототысячника обыкновенного (Centaurium erythraea), листья и чай из коры и листьев ивы тальника и ивы белой (Salix alba) и пурпурной (Salix helix и S. Purpurea).
Иве (серб. врба) уделялось весьма почетное место в сербских религиозных верованиях и народной медицине. Разогретый древесный сок дерева с добавлением вина, измельченная кора дерева, считались хорошим средством от боли в сердце, кашля, спазмов в желудке, лихорадки. Пепел коры, смешанный с маслом, использовался для перевязок при различных ранах. От зубной боли и укусов насекомых применялся раствор из измельченной коры ивы и березы с добавлением измельченных грибов. Кора ивы входит как составная часть в чай, который давали пить женщине после родов для увеличения лактации. Нарезанные прутья ивы сжигали, затем пепел растирали, высыпали его в воду, немного настаивали и пили по нескольку раз в день как средство от синяков.
На праздник воскрешения св. Лазаря и в день св. Георгия (серб. Лазарева суббота и Ђурђевдан) дети хлестали друг друга веточками ивы, чтобы скорее вырасти. На восходе солнца сербские женщины опоясывались ветками ивы и шли купаться на реку. Венками из веток ивы себя украшали лазарицы и додолы – девушки, совершающие ритуальный обход села с целью увеличения урожая и поголовья скота. В Лазареву субботу – шестую седмицу Великого поста – процессия девушек и парней обходила село с песнями. Считалось, что после этого они прошли своеобразный обряд инициации и могут вступать в брак. Обряд додолы – обливание девушек водой во время засухи, по поверьям, способствовал хорошему урожаю. В народе считалось, что ветки ивы, используемые в этих двух обрядах, обладают апотропеическими свойствами, поэтому их вешали на входную дверь дома, полагая, что они охраняют дом от молнии и грома. Измельченные ветки ивы добавляли в корм скота на Рождество, считалось, что это повысит его поголовья. Но ива связана и с культом мертвых. В некоторых областях Сербии ее сажали на кладбищах.
В Сербии широко используется отвар из белокудренника черного (Ballota foetida), чай из цветков и листьев боярышника пятипестичного (Crataegus Willd), измельченный свежий, вареный или печеный репчатый лук (Allium cepa) с добавлением подсолнечного масла (для компрессов). В народной медицине были популярны отвар, компрессы из листьев полевой мальвы (Malva silvestris), отвар из листьев с добавлением поваренной соли чемерицы белой и черной (Veratrum album и V. Nigrum), вода с листьев ворсянки (Dipsacus fullonum), отвар из листьев лопуха большого (Arctium lappa) и сам лист, намазанный свиным жиром в качестве компресса, настой из листьев и измельченная трава белокопытника белого (Petasites albus). Пили чай из чабреца садового (Saturea hortensis). Использовали сок из молодила кровельного (Sempervivum tectorum) для наружного применения, плоды шиповника собачьего (Rosa canina), плоды и жмых плодов сливы (Prunus domestica), траву погремку малую (Rhinanthus minor), отвар из семян щавeля туполистного (Rumex obtusifolius), ягоды и листья земляники (Fragaria vesca), измельченный гриб-дождевик гигантский (Lycoperdon bovista), отвар из измельченного гриба-трутовика (Fomitopsis officinalis) (сведения см.: Ћирковић 2009: 151–160; Тодоровић 2002–2003: 135–154; Живковић 1998: 153–183; Ђокић 1999: 143–154; Румелић, Симић 1999: 155–164; Златковић 2010: 133–176).
Чеснок (Allium sativum L.) (серб. бели лук) широко применяется как в сербской этномедицине, так и в магии и колдовстве. В народной медицине он считался панацеей от всех болезней. Его употребляли от глистов (у человека и животных), желтухи, зубной боли, для лечения горла, боли в ухе, лишая, чесотки, ячменя, прыщей, ревматизма, преждевременного прекращения менструаций, от укусов бешеной собаки и т.д.
Чеснок, по поверьям, обладал невероятно сильным апотропеическим действием. Считалось, что он отпугивал злые силы, его запаха боялись ведьмы. При помощи него изгоняли дьявола из человека, поэтому им мазались, носили при себе и употребляли в пищу. Чеснок вешали над входной дверью в дом, вплетали его в венок Иванова дня. Полагали, что после этого венок приобретет наибольшую магическую и целебную силу. Чесноком мазали новорожденного на седьмой день после рождения, чтобы уберечь его от болезней, клали чеснок рядом с роженицей. Когда возникала опасность эпидемии чумы или каких-то других эпидемий, чеснок носили в кармане одежды. Он применялся и для гаданий о суженном или о рождении ребенка (Чаjкановић 1985: 25–32).
В народной фитотерапии широко используется так называемый букет (венок) Иванова дня, в который входят разные, даже ядовитые травы. Больше всего в таком букете бывает подмаренника настоящего, а вместе с ним разных трав, найденных на лугах и в полях. Букету приписывали исключительные целебные свойства и использовали при лечении многих заболеваний (из его цветов делали отвары, компрессы, ими окуривание больного).
Итак, мы привели большой, но не исчерпывающий список растений, используемых в Сербии народными лекарями. Отметим, что, когда речь идет о традиционных медицинских практиках и народных обычаях, тяжело отделить практическую область лечения от магических действий, колдовства, мистики.
В современной этномедицине сербов представлен симбиоз методов научной медицины (диагностика) и траво- и иных натуропатических способов лечения и магических практик. Магические практики включают в себя заговоры, магические действия с углями, оловом и т.д. Например, «страх» рубят саблей (мечом); кричат, забравшись на крышу дома, тем самым изгоняя болезнь; плюют в лицо (в случае оспы) пережеванным семенем конопли. Многие сельские жители в настоящее время не обращаются к народным лекарям, но когда надежда на выздоровление покидает человека, то он прибегает к народным методам лечения и магическим практикам. Целью магических действий является изгнание болезни из тела туда, откуда она пришла. Такие действия совершаются в определенном месте и в определенное время. Это обычно порог дома – как граница своего местопребывания и иного, чужого пространства. Различные символические действия служат для переноса болезни в другое пространство. В среде сельского населения Сербии до сих пор бытует вера в то, что болезнь и смерть не возникают сами по себе, а их причина кроется в негативных силах определенной местности, определенного человека или животного, либо просто в «нечистой силе».
Подводя итог, скажем, что на сегодняшний день из всех указанных выше методов лечения у сербов, траволечение является наиболее распространенным. Сбором трав в стране занимается более 5 тыс. человек. Более всего этот вид деятельности развит на юге Сербии и в горных районах. Для получения лицензии на сбор лекарственных трав необходимо пройти следующую процедуру: подать заявку в Министерство охраны окружающей среды, где вместе с Институтом охраны природы Сербии её рассмотрят и выделят квоты. Наибольшую долю в группе трав на сей день занимают специи, которые экспортируются в основном в Германию, Италию, Венгрию, Боснию и Герцеговину, Словению и Черногорию. Объём экспорта специй за последнее время достиг 3,3 миллиона долларов. Выращивание лекарственных трав в Сербии привлекательно ещё и тем, что Министерство сельского хозяйства выплачивает субсидии в размере 60 евро за каждый гектар, занятый этими травами. Кроме того, сборщикам государство продаёт дизельное топливо по льготной цене – в размере 120 литров за каждый гектар, засеянный травами. Государство стремится задействовать в этой сфере большие многодетные семьи, создать новые рабочие места.
Сербское законодательство в области охраны природы стремится к выработке путей и средств, направленных на наиболее интенсивную эксплуатацию лекарственных растений. Скоординированный подход к сохранению биоразнообразия лекарственных растений осуществляется при помощи ряда национальных и международных программ таких организаций, как WWF (Всемирный фонд дикой природы), МСОП (Международный союза охраны природы), ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) и других.
Постановление о защите охраняемых диких видов растений, животных и грибов (Službeni glasnik RS 05/10) запрещает сбор 50 наименований растений, а под контроль ставит еще 95 лекарственных и ароматических. Среди особо охраняемых видов: тысячелистник, аир, адонис весенний, чернушка, лещина древовидная, росянка круглолистная, горечавка жёлтая и метельчатая, бессмертник песчаный, падуб остролистный, плаун булавовидный, ятрышник шлемоносный, шалфей лекарственный и др. Положение о контроле за использованием и распространением диких видов растений и животных вступило в силу в 2005 г. По нему были определены около 200 лекарственных и ароматических видов, заготовка которых производится по ограниченным квотам, предложенным Институтом охраны природы Республики Сербия. Проверка сбора и продажи охраняемых видов находится под контролем государства в целях обеспечения репродукции этих растений и уменьшения угрозы их исчезновения в будущем. Законодательными документами определено количество возможного сбора диких лекарственных растений, постоянно проводится ревизия и контроль ежегодных сборов.
В устойчивости развития сектора лекарственных и ароматических растений, конечно, большую роль имеют плантации для выращивания растений, которые необходимы как с точки зрения охраны природы, так и с точки зрения постоянно увеличивающегося спроса. Таким образом, уменьшается нагрузка на природные популяции. В Сербии на 3500 га (в основном в Воеводине) для промышленных целей выращиваются лекарственных травы: ромашка аптечная, мелисса, валерианы лекарственная, мята перечная, иссоп лекарственный, тимьян обыкновенный, кориандр посевной, тмин, селен лекарственный, артишок, анис, алтей лекарственный, эхинацея и др. Промышленное разведение лекарственных растений снижает импорт сырья из других стран, способствует разведению новых видов растений и их селекции, созданию новых лекарственных и косметических препаратов.
Во многих здравницах Сербии (Врнячка Баня, Горня Трепча, Сокобаня, Пролон, Луковска Баня и др.), помимо лечебной воды и грязелечения, используется гомеопатия и травы. На медицинских факультетах университетов Сербии успешно исследуются малоизученные свойства некоторых растений.
В республике создаются коммерческие предприятия, специализирующиеся на производстве и переработке лекарственных, ароматических и пряных трав. Такого рода компания недавно возникла в муниципальном округе Требинье. В настоящее время разрабатываются проекты по организации производства и переработки лекарственных трав в регионах Жабаль, Майданпек, Сурчин.
В Белграде вот уже много лет действует «Центр Йосип Панчич» на базе фармацевтического факультета Белградского университета. В функции этого Центра входит лишь продажа сборов лекарственных растений. Он имеет свою аптеку в центральной части Белграда. Но, к сожалению, центр не оказывает никаких консультационных и других услуг по лечению способами этномедицины. В Сербии до сих пор нет ни одного крупного центра народной медицины. Существуют лишь мелкие частные кабинеты традиционной медицины, в которых лечат травами, гомеопатией, акупунктурой и т.д.
Как показывают исследования современных этнологов, традиционные методы лечения широко бытуют в Сербии по сей день. Этномедицина служит укреплению, а не разрушению здоровья сербской нации. Ее опыт, накопленный на протяжении столетий, успешно применяется в научной медицине.
Библиография
Живковић Г. (1998) Народна медицина у Књажевцу и околини. Гласник етнографского музея у Београду. Књ. 62, c. 153–183.
Златковић Д. (2010) Традиционална медицина Пирота и околине. Гласник етнографског музеjа у Београду, № 74, c. 133–176.
Румелић Ж., Симић З. (1999) Вода и водице у народной медицини Крушевачког краjа. За здравље. Из исттори jе народне медицине Заjечар, c. 155–164.
Тодоровић И. (2002–2003) Прилог проучавању народне медицине у области Тамнаве. Гласник етнографског института САНУ. Књ. L – LI, Београд, c. 135–154.
Ђокић Д. (1999) Традиционально лечење у Браничевском краjу. За здравље. Из историjе народне медицине. Заjечар, c.143–154.
Ћирковић С.(2009) Из народне медицине Ибарског Колашина Природа и традицијска култура (ур. Миљана Стојановић), Крагујевац, c.151–160
Чаjкановић В. (1985) Речник српских народних веровања о биљкама, Београд. 239 с.