© 2014 В.И. Харитонова, И. Янева-Балабанска
МАиБ 2014 – № 1 (7)
Валентина Харитонова беседует с Илияной Яневой-Балабанской
Янева-Балабанска Илияна – кандидат медицинских наук1; доцент. Основное место работы: Национальный центр охраны здоровья и анализов Министерства здравоохранения Болгарии (г. София). И. Янева-Балабанска – участница специальных исследований народных целителей (лечѝтелей), которых в Болгарии, как и в России, уже в 1980-е – 1990-е годы было множество. Она – автор многочисленных работ на тему целительства, выходивших не только на болгарском, но и на английском и русском языках2. Одно из наиболее известных исследований по теме интервью – монография автора о неконвенциональных методах диагностики и лечения3. Другое направление научной и преподавательской деятельности И. Яневой-Балабанской – фармакология и фитотерапия.
Ключевые слова: народные целители / народные лечители, неконвенциональные методы, гомеопатия, фитотерапия, акупунктура, акупрессура, биоэнерготерапия, институализация неконвенциональных методов
Аннотация: В интервью обсуждаются проблемы существования и функционирования, институализации и интеграции в систему здравоохранения народного целительства в России (народные лекари и духовные целители) и специалистов, практикующих иные методы, часто относимые к комплементарным (гомеопаты, апитерапевты, акватерапевты, биоэнерготерапевты и др.) в сравнении с ситуацией в Болгарии. Там есть, как и в РФ по Закону об охране здоровья 1993 г., профессия «практикующие народные лечители и лечители альтернативных методов лечения», в которую входят обе группы – практикующие народные лечители (лечители, природолечители, лечители-травники) и лечители альтернативных методов лечения (биоэнерготерапевты). Беседующие сопоставляют различные проблемы с целительством и иными неконвенциональными методами лечения в двух странах. Затрагивается, в частности, вопрос о том, как удавалось выживать болгарским лечителям в народно-демократический период, каким путем шло возрождение лечительства и развитие иных неконвенциональных методов в последние три десятилетия. И. Янева-Балабанска рассказывает о законодательной стороне вопросов и о том, как шли научные исследования различных групп специалистов, в том числе экстрасенсов.
В.Х.: Уважаемая доктор Янева, мне бы хотелось в этом разговоре обсудить с Вами несколько тем, связанных с так называемой неконвенциональной медициной и её функционированием в наших странах. Я думаю, изначально нам стоит ограничиться сферой современного российского народного целительства и болгарского лечительства, чтобы мы могли рассмотреть относительно подробно наш объект.
Первый вопрос, на который я хочу обратить внимание (а это, несомненно, будет интересно нашим читателям), вопрос о нынешнем статусе специалистов в области целительства/лечительства. В России в настоящий момент существуют, согласно первому, ныне уже не действующему Закону об охране здоровья (1993 г.), как минимум, две группы практиков народной медицины (целительства) – это народные лекари (специалисты прикладной медицины) и народные целители (специалисты в области духовного и психотерапевтического/психоэнергетического целительства); а вот во втором федеральном Законе «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (действует с 1 января 2012 года) у нас, согласно ст. 50, есть только народная медицина и практикующие ее специалисты, хотя реально лицензируются и многочисленные практики духовного целительства. Таким образом, ситуация с собственно народными целителями оказывается не проясненной в законодательном отношении.
А как в Болгарии, которая известна не только своей знаменитой прорицательницей Вангой, но и многочисленными лечителями с уникальными возможностями?
И.Я.: В недалеком прошлом возможность для официальной практической реализации деятельности народных лечителей (народные лечители – это фитотерапевты, апитерапевты, мануальные терапевты, с одной стороны, и биоэнерготерапевты – «экстрасенсы», с другой) в Болгарии разрешена Постановлением Совета министров от 17.08.1988 г. «О расширенном использовании фитотерапии и народной медицины». На основании этого Постановления Медицинская академия и окружные больницы могли принимать на работу в качестве народных лечителей лиц, не имеющих медицинского образования. Этот документ, однако, не решил законодательных проблем народных лечителей. Он был отменен 23.08.1994 г.
В Болгарии впервые в системе здравоохранения регламентируется применение неконвенциональных методов в Законе о здоровье, который действует с января 2005 года. Глава 6 этого Закона называется «Неконвенциональные методы для благоприятного воздействия на индивидуальное здоровье». Здесь законодательно представлены отдельные группы практиков. Закон предусматривает использование следующих неконвенциональных методов: применение нелекарственных препаратов органического и минерального происхождения; применение нетрадиционных физиотерапевтических методов; гомеопатия; акупунктура и акупрессура; иридодиагностика, пульсовые и аурикулярные методы исследования; диетика и лечебное голодание. Изучение этих методов не включено в программы высших медицинских заведений. Применение других неконвенциональных методов запрещено Законом, но часто наблюдаемое явление у нас – их незаконное применение (например, практика духовного лечительства – биоэнерготерапии и др.).
Сообразно с ныне действующим болгарским законодательством, право на занятие неконвенциональной медициной имеют болгарские граждане, граждане стран Европейского союза, других стран Европейского экономического пространства и Швейцарии, которые психически здоровы и не имеют судимости. Право применять указанные в законе неконвенциональные методы имеют: магистры по специальностям «Медицина», «Стоматология», «Фармакология»; бакалавры или специалисты – медицинские сестры, фельдшеры, акушеры, инструкторы по лечебной физкультуре, фармацевты, лаборанты; лица, имеющие диплом о среднем образовании, и получившие свидетельство об успешном обучении в Высшем медицинском училище (в зависимости от условий, определенных в нормативном правовом акте Министерства здравоохранения). Все они должны быть зарегистрированы в Региональном центре здравоохранения в местах, где практикуют.
Право применять гомеопатию имеют только врачи и стоматологи. Болгарский закон здравоохранения дает право и лицам, которые не имеют профессионального медицинского образования, применять указанные в Законе неконевенциональные методы, за исключением гомеопатии. Нынешний статус этих лиц очень интересен. Закон о здоровье дает им право применять указанные в нём неконвенциональные методы. Однако они не могут практиковать законно, поскольку не прошли обучения, требуемого законом. Но они не обучались, поскольку еще не был опубликован нормативный правовой акт Министерства здравоохранения о необходимости этого обучения…
В.Х.: Мне хорошо известно, что Вы много лет занимаетесь изучением той группы болгарских лечителей, которых у нас именуют народными целителями, а иногда, как и у вас, экстрасенсами. В российской современной жизни народные целители – это фактически профессиональная группа специалистов народной медицины и духовного целительства, как правило, получивших дополнительное образование по особым программам подготовки, включающим биоэнерготерапию, эниосуггестивные практики, а также имеющим медицинские знания (начальное или среднее медицинское образование). Правда, вопрос об обязательности медицинского образования и его уровне много раз менялся: от требований о наличии образования не ниже среднего до его полного отсутствия при работе под наблюдением врача. В связи с этим у меня к Вам сразу несколько вопросов. Что представляют собой болгарские лечители в этом отношении? Проходят ли они какое-то специальное обучение? Кто имеет право называть себя лечителем?
И.Я.: В разных прежних институциональных документах и исследованиях на национальном уровне (в период 1988–1989; 1989–1990 гг.) народные лечители определенны как «лица, не имеющие медицинского образования»; «лица, не имеющие медицинского образования, применяющие средства природного происхождения для лечения», «лица, с разным уровнем образования, которые доказали на практике свои умения лечить или диагностировать заболевания средствами и методами, не применяющимися в официальной медицинской практике»; «каждое лицо, применяющее методы народной медицины (фитотерпия, мануальные техники), практикующее вне заведений здравоохранения, все, кто унаследовал методы лечения от близких и родственников и пользуется популярностью в национальном или региональном масштабе». На основании Постановления Совета Министров от 17.08.1988 г. бывший Национальный центр фитотерапии и народной медицины при Министерстве здравоохранения выдавал удостоверения народным лечителям (фитотерапевтам, апитерапевтам и др.) и народным лечителям-биоэнерготерапевтам (лечителям-экстрасенсам) на основе проведенных клинических испытаний. Удостоверения экстрасенсов выдавали лицам, имеющим и не имеющим медицинское образование. Официальное дополнительное образование по особым программам подготовки (биоэнерготерапия, эниосуггестивные практики, фитотерапия и т.д.), как и в сфере медицинских знаний (начальное или среднее медицинское образование) не требовалось.
Сегодня, если сравнить нашу ситуацию с вашей, то можно сказать что аналогия есть.
Сейчас у нас, согласно Национальному классификатору профессий и должностей в Республике Болгарии (действует с 01.01.2011 года), есть такая профессия «практикующие народные лечители и лечители альтернативных методов лечения», в которую входят обе группы – практикующие народные лечители (лечители, природолечители, лечители-травники – самостоятельная группа лиц, применяющих традиционные методы и средства лечения; они дают рекомендации о методах охраны и восстановления здоровья) и лечители альтернативных методов лечения (биоэнерготерапевты – группа лиц, применяюющих альтернативные методы диагностики и лечения посредством оказания воздействия на сознание и путем внушение). Таким образом, на практике у нас существует такая профессия, но у нас не установлены правовые нормы и требования для ее осуществления. В нынешнем Законе здравоохранения учитываются лица (имеющие и не имеющие профессиональное медицинское образование), которые имеют право практиковать указанные в законе неконвенциональные методы (методы, в основе которых лежит использование знаний, умений и практических навыков по благоприятному воздействию на здоровье). К этим методам не относятся методы оккультно-магического характера. Закон о здоровье не требует дополнительного образования лиц по особым программам подготовки по отдельным неконвенциональным методам. Однако закон требует, чтобы лица, не имеющие медицинского образования, получали медицинские знания, завершали обучение в Высшем медицинском училище при определенных условиях, которые… еще не опубликованы.
Дополнительное образование врачей по фитотерапии, апитерапии было организовано бывшим Национальным центром фитотерапии и народной медицины при Министерстве здравоохранения. Сегодня медицинские университеты предлагают для врачей дополнительное образование по гомеопатии и акупунктуре. Включение в обучение некоторым неконвенциональным методам (в различных формах) в программы для повышения квалификации врачей и стоматологов находится в противоречии с определением «неконвенциональных методов», сформулированных законом, но это факт.
В.Х.: Понятно, что традиция лечительства очень древняя. Но в СССР и бывших странах народной демократии, к которым относилась после Второй мировой войны Республика Болгария, социо-культурная ситуация, а тем более – ситуация политико-идеологическая, не способствовали сохранению и уж, конечно, развитию таких традиций. Как выживали лечители в народно-демократическое время в Болгарии? Практиковали ли они? Запрещалось ли им это?
И.Я.: Да, традиция лечительства очень древняя.
Надо отметить, что на государственном уровне изучение и использование опыта народной медицины в здравоохранении было одной из важнейших задач Министерства здравоохранения Болгарии в 80–90-ые годы прошлого века. Постановлением Совета Министров от 17.08.1988 г. наше Правительство дало возможность лечителям законно практиковать – и прикладную народную медицину (травничество, костоправство, апитерапия), и новоявленное духовное лечительство (биоэнерготерапию). Сразу после отмены Постановления 23.08.1994 г. эти специалисты оказались «вне закона».
Первый закон об охране здоровья, в котором регламентируется применение неконвенциональных методов, был опубликован в государственной газете 10 августа 2004 года (вступил в силу с 1 января 2005 года). Но как уже говорилось, этот закон предусматривает только методы прикладной народной медицины, так что лечители-биоэнерготерапевты (экстрасенсы) остались «вне закона».
Сегодня, вследствие того, что еще не опубликован нормативный правовой акт Министерства здравоохранения об обучении лиц, не имеющих профессиональное медицинское образование, они практикуют неконвенциональные методы незаконно. Однако если Закон о здоровье дает им право использовать указанные в нём методы практической народной медицины после обучения, то практика духовного лечительства – а) магико-мистического (ведовство, колдовство, др.), и б) новоявленного духовного лечительства (биоэнерготерапия, эниосуггестивные практики), не включена в наш закон. Таким образом, у лечителей, которые практикуют духовное лечительство, нет законного статуса.
У нас официальными органами запрещалась деятельность тех лечителей, на которых поступали жалобы официальным и судебным властям.
В.Х.: Логично будет, если мы с Вами далее остановимся на проблемах возрождения традиций в 1980-е – 1990-е годы. В разваливавшемся Советском Союзе, а позже практически на всей «постсоветской» территории случился резкий всплеск интереса к непознанному. Это было вполне естественно в связи с тем, что «апрельский ветер» 1986 года принёс стране многочисленные свободы, в первую очередь свободу слова: стало доступным чтение ранее неразрешённой литературы. Тут оказались и оккультные, эзотерические издания (правда, по большей части это была откровенная макулатура), и научная, и околонаучная литература из области парапсихологии/психотроники, а также собственно психологии (новых для нас психологических направлений). Печатные издания и подхватившие эти «новые знания» средства массовой информации, особенно телевидение, довольно быстро спровоцировали в стране ситуацию, которую я в одной из своих статей того времени назвала «весной Средневековья». Это и другие составляющие, о которых мы поговорим позже, у нас способствовали фантастически активному «пробуждению необычных способностей» у огромного числа людей. Непонятно откуда сразу появились многочисленные «наследственные» лекари и духовные целители… Кто они на самом деле – иной вопрос. Но сейчас я хочу спросить, пережила ли подобный процесс Болгария?
И.Я.: В Болгарии с 80-ых годов прошлого века наблюдается лавинообразное появление людей с необычными способностями. Наша страна известна всему миру в связи с феноменом прорицательницы Ванги. Еще в 1966 г. в Болгарии был создан Научно-исследовательский институт парапсихологии, в котором исследовали, в том числе, феномен Ванги.
Явление во времени развивалось по-разному.
В городе Пловдиве в апреле 1987-ого года была создана лаборатория, изучавшая воздействие биополя человека на семена, растения и людей; она функционировала в составе хозяйственного объединения «Биопрогресс», где работала группа из 4 лечителей-экстрасенсов, врача и медсестры. Лечители-экстрасенсы были исследованы в Болгарской Академии наук, им выдали документы, подтверждающие особую силу их биополя.
Наше государство относилось с пониманием к новоявленному феномену «лечителей-экстрасенсов». На основании приказа Министра здравоохранения в апреле 1989-го года создали Центральную лабораторию биоэнергетики в городе Пловдиве. В основе её деятельности была программа коллектива объединения Биопрогресса, а предмет деятельности – изучение, разработка и внедрение авангардных методов и систем для профилактики, диагностики и лечения нетрадиционными средствами. Здесь были выданы подтверждения лечителям-экстрасенсам о том, что они могут оказывать воздействие биополем при лечении определенных заболеваний. Эта лаборатория просуществовала только несколько лет. В 1990 г. рабочая группа Министерства здравоохранения исследовала деятельность народных лечителей. К методам и средствам природной медицины («исследователи назвали природную медицину – медицину, использующую средства природы вокруг нас – вода, воздух, травы и т.д., и внутри нами») была причислена и биоэнерготерапия. Биоэнерготерапевтами были названы люди, которые лечат путем биоэнергетического воздействия.
Новоявленные экстрасенсы стали формировать свои профессиональные объединения. В 1990 году была создана Ассоциация «Феномены», в которой исследовали и обучали экстрасенсов (из 94 кандидатов-биоэнерготерапевтов только 12 оказались лечителями). Эта ассоциация существует и сегодня. В 1991 году был создан Первый университет новой культуры (в нем обучались экстрасенсы; его картотека содержит 2000 или 3000 человек). В 1991 году создали Общество экстрасенсов в Болгарии. Учреждено и Общество психотроники, которое организовало уже два конгресса. Сегодня Общество экстрасенсов зарегистрировано как Общество альтернативных лечителей. Сейчас у нас существует и объединение лечителей, которое называется «Общество природолечителей в Болгарии».
Академическое сообщество в Болгарии тоже заинтересовалось экстрасенсами. В 1991 году в Техническом университете в городе Пловдиве была создана Высшая школа биоэнергетики с задачей исследования биоэнергетики человека и других живых систем, а также обучения в этой области. Сегодня эта школа уже не существует.
В государственном университете в городе Шумене в 1991 году учреждена Университетская лаборатория для исследования экстраординарных феноменов. Лаборатория проводила исследования по установлению экстраординарных способностей людей. Сегодня она тоже уже не существует. В 1995 году на кафедре неврологии в медицинском институте в Софии проделано исследование, названное «Экстрасенсы – польза и вред». Было проведено электроэнцефалографические обследования 44 человек, объявивших себя экстрасенсами. Ученые пришли к выводу, что надо продолжить исследование двух из них.
У экстрасенсов в Болгарии сегодня нет законного статуса, но в частном центре медицинской биофизики исследуют биофизические поля лечителей-экстрасенсов.
В.Х.: А вот теперь я хотела бы вернуться к вопросу, кто они – эти люди? Дело в том, что на постсоветском пространстве некоторое время (потом эта ситуация изменилась и всё более меняется с годами) было, как минимум, две мало соприкасающиеся друг с другом группы практиков: 1) традиционно практикующие в сельской местности, да и в городах, особенно небольших, народные лекари, знахари, ведуны, колдуны, которые могли называться совершенно по-разному в различных местах; 2) новоявленные экстрасенсы-целители, тоже с самыми различными наименованиями, которые тогда спешно придумывались. Естественно, традиционные деревенские лекари таковыми и остались – в первое время, во всяком случае; а из новоявленных «экстрасенсов» стало постепенно массово формироваться народное целительство. Уже с 1993 года, момента принятия Закона об охране здоровья, где впервые официально признаны народные целители (ст. 56, 57), это было профессиональное сообщество. Позже их статусы были зафиксированы в различных документах трудового законодательства.
Таким образом, у нас сосуществуют на протяжении почти четверти века традиционные формы деревенских врачевательных практик (конечно, они могут быть присущи и определенному слою городского населения) и новый вариант помощи человеку в оздоровлении и профилактике – народное целительство, сформировавшееся в условиях столицы и крупных городов. Естественно, это две разные группы лиц, ведущие схожую, но далеко не идентичную практику; хотя, конечно, между ними возникают и развиваются определенные взаимосвязи. Сохраняется ли подобная ситуация в Болгарии и в чём она у вас специфична?
И.Я.: Да, можно сказать, что и в нынишней Болгарии наблюдается подобная ситуация – сосуществуют: 1) деятельность традиционно практикующих (как в деревнях, так и в городах) – а/прикладную народную медицину (народные лекари, знахари, костоправы, т.д.) и б/магико-мистическое духовное лечительство (ведуны, колдуны) и 2) практика новоявленных, с 1980–1990 годов духовных лечителей – лечителей-экстрасенсов. Духовное лечительство новоявленной группы лечителей-экстрасенсов сформировалось, прежде всего, в городах и составляет большую часть лечительства.
Можно сказать, что народные лечители у нас – это официальное сообщество с 1988 года, когда вышло Постановление №10 Совета Министров о расширенном использовании фитотерапии и народной медицины, где впервые официально признаны народные лечители. Сегодняшний Закон о здоровье, как я уже многократно говорила, предусматривает деятельность только прикладной народной медицины, так что практика духовного лечительства остается «вне закона». Парадоксальным является факт, что «Закон о местных налогах и сборах» требует, чтобы «гадалки, экстрасенсы и биоэнерготерапевты» платили патентный налог, несмотря на то, что они практикуют незаконно, согласно другому закону – Закону о здоровье.
В.Х.: Но есть и второй важный момент в существовании этой сферы неконвенциональной медицины. В традиционной среде врачевательная помощь была многоаспектной и, как правило, функционально разделённой. Мы должны учитывать, как минимум, наличие практического народного лéкарства (травничество, натуропатия, костоправство и т.д.) и магико-мистического или религиозно-мистического духовного целительства (ведовства, колдовства, шаманства и т.п.). В профессиональной сфере в условиях цивилизационного развития медицины это проецируется на собственно медицину и психотерапию/психологию.
В ситуации с активно развивающимся народным целительством наблюдается – и это, по-моему, вполне естественно – аналогичное разделение. Если изначально «экстрасенсы» стремились делать всё сразу: не только оздоравливать, лечить, но и гадать, предсказывать, заниматься поиском и многим другим, то с законодательным оформлением профессионального сообщества народных целителей началось разумное разграничение деятельности с учетом способностей, возможностей, знаний и навыков. К этому их подталкивало разделение на основе первого закона об охране здоровья на практиков народной медицины, т.е. лекарей, и специалистов духовного целительства, собственно целителей. Поскольку одно и другое требовало различных документов, подтверждающих разрешение на их деятельность, то это сыграло свою роль в разграничении практик. Наш новый закон об охране здоровья вообще предусматривает деятельность только практиков народной медицины, т.е. лекарей. Это соответствует вашей ситуации. Вы можете сравнить нашу ситуацию с болгарской?
И.Я.: У нас традиционная врачевательная помощь тоже функционально разделена – практическая народная медицина (травничество, костоправство, др.) и магико-мистическое духовное лечительство (ведовство, колдовство, др.). Аналогичное разделение у новоявленного духовного лечительства, которое осталось вне нашего закона здравоохранения, сегодня у нас не наблюдается. У большинства лечителей-экстрасенсов отмечается культурная модель, сочетающая гадание и лечительство – лечители-экстрасенсы не только оздоравливают, лечат, но и гадают, предсказывают, занимаются поиском и т.д. Некоторые из лечителей-экстрасенсов сообщают, что они по наследству приобрели лекарские знания (травничество, костоправство), которые тоже применяют.
Наш действующий Закон о здоровье, как и ваш новый Закон, предусматривает деятельность только практиков народной медицины (лекарей). Может быть, когда будет опубликован нормативный правовой акт Министерства здравоохранения об обучении лиц без медицинского образования, большинство лечителей-экстрасенсов начнут разграничивать свою деятельность. Думаю, что законодательство сыграет свою роль в разграничении практик. Лечители, которые хотят практиковать законно, должны будут отмежеваться от практиков духовного лечительства.
В.Х.: Уважаемая доктор Янева, судя по всему, итогом нашего разговора может быть констатация более чем значительного сходства в ситуации с трансформацией традиционных лекарских и магико-мистических практик, равно как и в формировании новых феноменов, связанных с появлением так называемых «экстрасенсов», народных целителей (лечителей)…
Примечания:
1 В 2001 г. И. Янева-Балабанска защитила диссертацию на тему «Екстрасензорна диагностика и лечение (Изследване на екстрасензорна диагностика и лечебна практика на лечители в България)» и получила звание кандидата медицинских наук, приравненное позже к Ph.D.
2 См., например: Янева-Балабанска И. Альтернативная (неконвенциональная) медицина в современной Болгарии // Проблемы сохранения здоровья в условиях Севера и Сибири: Труды по медицинской антропологии / отв. ред. В.И. Харитонова; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН. – М.: ОАО «Типография «Новости»», 2009, с. 317–329.
3 Янева-Балабанска И. Неконвенционални методи за диагностика и лечение в България. София: издателство Илинда-Евтимов, 2006.