Очередной научно-практический интердисциплинарный семинар по медицинской антропологии (рук. д.и.н. В.И. Харитонова) состоялся 2 апреля (четверг) в Малом зале ИЭА РАН. Он был посвящен этномедицине в современном Перу.
Гостями этого семинара, который представлял по сути своей вариант лабораторно-полевой работы, были сертифицированные специалисты в области народной медицины, изучающие традиции перуанских целителей разного типа (в том числе – курандерос, работающих с духами растений в ИСС) и использующие их в своей практической деятельности в условиях Московского региона.
Одна из них, Людмила Эрнестовна АВИЛОВА, директор «Центра персонального развития и оздоровления», член «Российской профессиональной медицинской ассоциации специалистов традиционной и народной медицины» (РАНМ) и «Российской профессиональной психотерапевтической лиги», провела в Перу более года, обучаясь у местных профессионалов в различных племенах. Её коллега, Даниэль ДИАС, имеющий перуанские и русские корни, – путешественник, проживший в Перу семь лет, также изучал различные варианты местных практик. Д. Диас, интересуясь вопросами культуры, основал ассоциацию «Сохранение культурных традиций русских и перуанцев, проживающих в Испании». Оба гостя обладают, помимо своих практических знаний и навыков, солидными коллекциями фотоматериалов и предметов ритуальной практики и быта, иллюстрирующих социо-культурную жизнь Перу. Некоторые из этих материалов были представлены участникам семинара во время презентации.
На семинаре обсуждались преимущественно целительские практики и традиции индейцев шипибо-конибо. Много внимания было уделено современному этнотуризму в поисках оздоровления и приобщения к иным духовных традициям, магико-мистическим практикам. Собравшихся интересовала проблема контактов представителей различных этнокультур на почве целительской деятельности. Участвовавших в работе семинара представителей медицинской профессии волновали особенности интеграции народной медицины и биомедицины, происходящие в настоящее время в Перу; тех же, кто занимается российской фитотерапией (например, в Институте восточной медицины, недавно созданном в РУДН) – перуанское траволечение и использование наработанных традиций в фитотерапии.
Затрагивались также многочисленные специальные вопросы. Участники семинара говорили об опыте обращения к народной медицине простых жителей Перу (не только шаманов и западных этнотуристов), обсуждая, в каких случаях люди обращаются к курандерос, участвуют в церемониях с аяуаской, как относятся к своей народной медицине; обговаривались условия эффективности терапии со священными растениями и её возможные риски; собравшиеся пытались понять, как разделяется ответственность пациента и целителя за успех терапии (в чем состоит активная роль пациента, что пациент не может осуществить сам, без курандеро; поднимался вопрос доверия целителю); специалисты рассказали, какие типы целителей практикуют сейчас в Перу, в чем проявляются их различия (в представлениях о здоровье и болезни; в том, с чем обращаются к ним пациенты; в специализации – целители, лечащие с помощью ароматов, специалисты по деревьям и др.); специально была затронута проблема влияния этнотуризма на культурные трансформации, тема воздействия ажиотажа вокруг священных растений на культуру коренного населения, рассматривались плюсы и минусы этого; обсуждалась специфика отношения коренного населения к этнотуристам; выявлялись различия между аутентичными курандерос и неошаманами, работающими исключительно с этнотуристами; затрагивалась проблема межкультурного диалога курандерос и их западных пациентов/учеников – точки взаимного недопонимания, сложности принятия иной картины мира и т.д.
Эти вопросы, подробно изучавшиеся известным американским антропологом Марлен Добкин де Риос (активный член редакционно-издательского совета международного журнала «Медицинская антропология и биоэтика» с момента основания издания до последних дней жизни неутомимой исследовательницы), требуют в наши дни продолжения работы над ними. Пожалуй, особенно насущным становится изучение специфики дальнейших трансформаций этномедицины в Перу, которые идут довольно активно, и отслеживание особенностей широчайшего распространения практик курандерос в современном мире. Именно этим в настоящее время занимается аспирантка ИЭА РАН (гр. медицинской антропологии) Марина Олеговна Орлова, которая подготовила данный семинар.
Семинар работал – как это происходит на протяжении последнего года – сочетая аудиторное заседание и онлайн общение. В онлайн режиме к нам присоединились наши коллеги не только из Московского региона и России в целом, но и из других стран мира (Литвы, Эстонии, Болгарии), даже других континентов, Американского, например (из Перу). Всё это свидетельствует о популярности затронутой темы в современном научном мире и среди практиков народной медицины.