МЕДИЦИНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

© 2024 Елена Ивановна КИРИЛЕНКО

МАиБ 2024 – № 2 (28)


DOI: https://doi.org/10.33876/2224-9680/2024-2-28/05

Ссылка при цитировании:

Кириленко Е.И. (2024) Медицинская антропология для студентов-медиков, Медицинская антропология и биоэтика, 2(28).


Елена Ивановна Кириленко –

доктор философских наук, доцент;

профессор кафедры гуманитарных

и социально-экономических дисциплин

Российского государственного

университета правосудия

(Западносибирский филиал)

(Россия, Томск)

https://orcid.org/0000-0001-5074-5068

E-mail: e.i.kirilenko@yandex.ru


Ключевые слова: медицинская антропология, учебное пособие, Самара, медицинский университет, гуманитарные дисциплины, антропологическая наука, методологические подходы, дисциплинарный статус

Аннотация. В данной рецензии представлен критический анализ учебного пособия «Медицинская антропология» (Самара, 2024), подготовленного коллективом авторов Самарского медицинского университета. Рассматриваются теоретико-методологические основы пособия, его структура, содержание и значимость для развития медицинской антропологии как учебной дисциплины. Отмечаются достоинства работы и предлагаются рекомендации по её дальнейшему совершенствованию.


Введение

Издание пособия по медицинской антропологии для студентов-медиков, подготовленное отечественными философами, сотрудниками кафедры философии и культурологии Самарского медицинского университета, является важным и актуальным событием.

Рецензируемое пособие представляет собой содержательное подкрепление позиций гуманитарно ориентированной медицинской антропологии. Бесспорно, оно вносит значительный вклад в институционализацию курса медицинской антропологии как гуманитарной дисциплины.

Появление данного издания своевременно и оправдано логикой развития самой антропологической науки, пережившей период интенсивного ветвления, а также ростом массива гуманитарных исследований в сфере медицины.

Цель и задачи пособия

Пособие успешно справляется с поставленной целью и задачами: дать целостный обзор этой области знания, рассмотреть «основные проблемные линии медицинской антропологии», показать «специфику ее теоретико-методологических подходов», а также представить «прикладные аспекты, демонстрирующие возможности ее применения в медицинских исследованиях и практике» (Медицинская антропология 2024: 2).

Содержание и структура

Издание задает высокий теоретический уровень осмысления медицинских феноменов, обозначая важнейшие тематические направления дисциплины: структуру медико-антропологических подходов, проблемы биовласти и медикализации культуры, различение биомедицинского и социокультурного (субъективного и интерсубъективного) способов рассмотрения болезни/здоровья, понятийное различение тела и телесности, гендерные аспекты в медицине, проблему отношения «врач – больной» (оправданно переформулированную в проблему субъектности пациента), феномен альтернативной (неконвенциональной) медицины. Специально обсуждается медико-антропологический статус психических заболеваний. Среди современных подходов в медицине детально рассматривается медицина 4-П.

В пособии представлен систематический анализ ключевых концептов и методологических подходов современной медицинской антропологии. Авторы последовательно раскрывают основные проблемные поля дисциплины, демонстрируя их теоретическую значимость и практическую применимость в контексте медицинского образования.

Теоретико-методологическая база

В работе обозначены важнейшие для анализа тексты в качестве рекомендованной литературы, выделен круг ведущих ученых (К. Дернер, А. Клейнман, А. Франк, М. Фуко; В.Л. Лехциер, Д.В. Михель, В.И. Харитонова, М. Эпштейн). Обсуждаются ключевые концепты: общество ремиссии, illness/disease, феномен медикализации культуры. Особую ценность представляет прояснение самого исследовательского аппарата и его методологической функции: «тело – телесность», «субъект – субъектность».

Достоинства работы

Безусловным достоинством является ясность и четкость изложения материала. Предлагая к усвоению необходимую теорию и соответствующий методологический инструментарий, авторы пособия делают это структурированно и лаконично, выделяя основные теоретические узлы исследуемого поля, аккуратно и содержательно их раскрывая. Текст не перенасыщен сложной терминологией, включает набор тестов и прекрасно выполняет свою пропедевтическую функцию.

К достоинствам следует отнести и то, что текст выдержан в едином стиле. Это философская работа с хорошим обзором современной литературы по философским проблемам медицины, в которой обсуждаются актуальные вопросы, упоминаются наиболее значимые имена, без чего необходимый уровень эрудиции в медицинской антропологии не достигается. Это именно философский дискурс с его широтой, абстрактностью, умозрительностью, установкой на проблематизацию. «Перечень вопросов может быть продолжен и следует констатировать тот факт, что к настоящему времени он значительно шире, чем перечень ответов» (Медицинская антропология 2024: 59).

Философский анализ проблем медицины ориентирован антропологически: как существовать человеку в современном мире, где его жизнь оказывается социально-политическим ресурсом; как сохранить свою индивидуальность в условиях медикализации среды; как отстоять свой опыт здоровья/болезни в надежде быть услышанным врачом; какова гендерная специфика опыта болезни/здоровья; каковы актуальные модели взаимоотношения врача и больного, как строить отношения с неконвенциональной медициной и в какой мере обоснована проблема коррекции смысложизненных ориентаций с учетом глобальных технологических трансформаций. В этом смысле учебное пособие решает задачу не только формирования профессиональной компетентности, но и расширяет мировоззренческий горизонт будущего специалиста.

Дискуссионные аспекты

Несмотря на общую высокую оценку рецензируемого пособия, необходимо отметить ряд дискуссионных моментов, требующих дополнительного осмысления:

  1. Дисциплинарный статус медицинской антропологии

В современной литературе сформировался консенсус в отношении дисциплинарного статуса медицинской антропологии, утвердилось содержательное различение понятия «медицинская антропология» с позиции системы биомедицинского знания и комплекса гуманитарных наук. Поэтому безоговорочное отнесение дисциплины «медицинская антропология» к гуманитарным наукам (см. Медицинская антропология 2024: 5) представляется несколько категоричным. (См., например: Харитонова 2004–2017: «В отечественной науке под медицинской антропологией понимается также направление исследований в рамках физической антропологии, изучающее изменчивость организма и личности в норме и патологии в связи с конституциональными, генетическими, экологическими и социальными факторами). Соответственно этому оправдано появление и пособий иного типа (см., например: Калмин, Галкина 2022).

Подобно тому как давнюю традицию имеет физическая антропология и присутствующие в русле этой исследовательской парадигмы дискуссии, обсуждения, медицинские подходы и обобщения (см., например, Могильнер 2008), точно также и взгляд на медицину с позиции гуманитарных подходов имеет свои традиции – со времен Гиппократа, когда врачевание не ограничивалось узкоспециализированной сферой деятельности, а медицина выступала как система воспитания, как элемент практики «заботы о себе» — через Р. Бэкона, Декарта, Ф. Бэкона, Гегеля, исследователей дисциплинарной истории медицины XIX века – вплоть до наших дней, когда к анализу медицинских феноменов обращено внимание широкого круга гуманитариев – философов, социологов, этнологов, культурологов, фольклористов, лингвистов, филологов.

  1. Тематическая полнота

Если это гуманитарный анализ проблем медицины, то отсутствие некоторых тем и сюжетов представляется неоправданным. Возможно ли обсуждение представленной проблематики без анализа средств, используемых практической медициной? Лекарственная практика в этом ряду является важнейшей. Как инструмент врачевания она заслуживает обсуждения с выходом в гуманитарную и антропологическую перспективу, тем более что подступы к этой теме есть и в отечественной литературе (см., например: Великие лекарства 2015). Очевидно, специальное значение имеет эта тема для студентов-фармацевтов.

Не нашло себе места в пособии и обсуждение нарративной медицины, предложившей медицинскую этику, альтернативную биоэтике (см.: Общество ремиссии: 117–118).

  1. Методологические подходы

Авторы успешно справились с проблемой множественной представленности медицинских тематизаций в широком спектре существующих научных исследовательских стратегий, не превратив текст в энциклопедию подходов и сведений, а построив связное изложение под эгидой философского дискурса с доминированием социально-философского и логико-методологического (с проработкой научного аппарата) разворотов. При этом дозированно и корректно в изложение включена специальная медицинская информация. Органично и оправданно включение историко-научных сюжетов. Интересен анализ современных процессов в медицине с учетом технологических новаций.

Однако остается вопрос: правомерно ли обсуждать медико-антропологическую проблематику, минуя работы Т.А. Агапкиной, М. Бахтина, К. Богданова, В. Власова, Н.Е. Мазаловой, В.В. Усачевой, Л.Е. Этингера и др.; Ф. Арьеса, Й. Хейзинги; историко-культурные работы В. Йегера, Ж. Ле Гоффа, А.-И. Марру, М. Фуко, М. Элиаде?

М. Фуко говорил об «определяющем месте медицины» в архитектуре гуманитарных наук, о том, что ныне медицинская мысль «заняла статус философии человека» (Фуко 1998: 294–295). Эту идею можно трактовать в том смысле, что гуманитарный, в том числе историко-культурный анализ медицины, актуализированный самим этим философом (имеются в виду прежде всего работы «История безумия в классическую эпоху» и «История сексуальности III»), знаменовал появление новых интеллектуальных запросов, изменения стиля философствования, появления запросов на то, чтобы «впитать историю в философию» (М. Эпштейн), «впитать» в философию материю самой жизни, поскольку множественность и сложность жизненного материала показывали недостаточность его интеллектуальных концептуализаций. Эта потребность была удовлетворена в культурологических штудиях – подходе, который обозначил специфику философского дискурса в современных условиях. Все-таки не через философско-технологическую проблематику, а именно через культуроцентристскую парадигму, круг мягких методологий, ориентированных на взаимодополнение, диалог (мемуары врачей, историко-культурную линию, этнологический и лингво-культурологические дискурсы) разворачивается гуманистическая проблематика в медицинской антропологии. Если согласиться с выводом М. Эпштейна, что культурология – одна из важных и вполне легитимных форм современного отечественного философствования, то в пособии ощущается дефицит именно этого подхода.

Заключение

Предлагаемые размышления нисколько не умаляют значимость, содержательность и актуальность подготовленного пособия. Рецензируемая работа представляет собой ценный вклад в развитие медицинской антропологии как учебной дисциплины и, несомненно, будет востребована как в образовательном процессе, так и в научно-исследовательской практике. Высказанные критические замечания носят дискуссионный характер и направлены на дальнейшее совершенствование учебно-методических материалов по данной дисциплине.

Источники

Медицинская антропология (2024): учебное пособие для студентов медицинских вузов / Под ред. М.А. Корецкой; ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России. М.: IPR Media.131 с.

Библиография

Великие лекарства. В борьбе за жизнь (2015) / Коллектив авторов. М. Альпина нон-фикшн. 226с.

Калмин О.В., Галкина Т.Н. (2022) Медицинская антропология : учеб.-метод. пособие для обучающихся по специальностям «Лечебное дело» и «Педиатрия».  Пенза : Изд-во ПГУ. 150 с.

Могильнер М. (2008) Homo imperii: История физической антропологии в России (конец XIX – начало XX вв.). М.: Новое литературное обозрение. 512 с.

Общество ремиссии: на пути к нарративной медицине (2012): сборник научных трудов / под общ. ред. В. Л. Лехциера. Самара : Самарский университет. 295 с.

Фуко М. (1998) Рождение клиники. М.: Смысл. 310 с.

Харитонова В.И. (2004–2017) Медицинская антропология. [Электронный ресурс] Большая российская энциклопедия. https://old.bigenc.ru/ethnology/text/2198020 (дата обращения 25.02.2024).

References

Fuko M. (1998) Rozhdenie kliniki [Birth of the clinic]. M.: Smysl. 310 s.

Kalmin O.V., Galkina T.N. (2022) Medicinskaya antropologiya [Medical anthropology] : ucheb.-metod. posobie dlya obuchayushihsya po specialnostyam «Lechebnoe delo» i «Pediatriya».  Penza : Izd-vo PGU. 150 s.

Kharitonova V.I. (2004–2017) Medicinskaya antropologiya [Medical anthropology]. [Elektronnyj resurs] Bolshaya rossijskaya enciklopediya. https://old.bigenc.ru/ethnology/text/2198020 (data obrasheniya 25.02.2024).

Mogilner M. (2008) Homo imperii: Istoriya fizicheskoj antropologii v Rossii (konec XIX – nachalo XX vv.) [Homo empire: History of physical anthropology in Russia (late 20th – early 20th centuries)]. M.: Novoe literaturnoe obozrenie. 512 s.

Obshestvo remissii: na puti k narrativnoj medicine [The Remission Society: Towards Narrative Medicine] (2012): sbornik nauchnyh trudov / pod obsh. red. V. L. Lehciera. Samara : Samarskij universitet. 295 s.

Velikie lekarstva. V borbe za zhizn [Great Medicines: In the Fight for Life] (2015) / Kollektiv avtorov. M. Alpina non-fikshn. 226s.