МЕДИЦИНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ГУМАНИТАРНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

© 2023 Ольга Борисовна ХРИСТОФОРОВА

МАиБ 2023 – № 2(26)


DOI: https://doi.org/10.33876/2224-9680/2023-2-26/08

Ссылка при цитировании:

Христофорова О.Б. (2023) Медицинская антропология в Российском государственном гуманитарном университете, Медицинская антропология и биоэтика, 2(26).


Христофорова Ольга Борисовна

доктор исторических наук,

профессор Учебно-научного

Центра социальной антропологии

Российского государственного

гуманитарного университета

(Москва)

Email: okhrist@yandex.ru

https://orcid.org/0000-0001-5041-2335


Ключевые слова: медицинская антропология, методика преподавания, высшее образование, РГГУ, Учебно-научный Центр социальной антропологии

Аннотация. В статье рассматривается история и практика преподавания в Учебно-научном Центре социальной антропологии Российского государственного гуманитарного университета дисциплины «Медицинская антропология». С 2020 г. она предназначена для студентов магистратуры, обучающихся по направлению 46.04.03 «Антропология и этнология», профиль «Антропология: субдисциплины».


Медицинская антропология преподается в Учебно-научном Центре социальной антропологии Российского государственного гуманитарного университета с 2012 г. Вначале эта дисциплина предназначалась и для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению 46.03.03 «Антропология и этнология», и для студентов магистратуры (направление 46.04.03 «Антропология и этнология», профиль «Антропология: субдисциплины»). С 2020–2021 учебного года дисциплина была изъята из учебного плана бакалавриата и осталась лишь в магистратуре. Все эти годы преподает медицинскую антропологию в ЦСА РГГУ автор данной статьи.

В учебном плане магистратуры дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла, она предлагается магистрантам-антропологам дневной формы обучения на втором курсе, в третьем семестре. Дисциплина занимает 2 зачетные единицы, 76 часов, из них аудиторных 34 часа – 20 часов лекций и 14 часов семинаров, и 42 часа самостоятельных занятий. Форма текущего контроля – работа студентов на семинарах: обсуждение прочитанной литературы, просмотр и обсуждение антропологических фильмов, дискуссии по ключевым проблемам дисциплины. Форма промежуточной аттестации – дискуссии, опросы, коллоквиумы. Форма самостоятельной работы – чтение научной литературы, работа с источниками, сбор и анализ собственных полевых материалов. Итоговая форма контроля – зачет.

Медицинская антропология понимается здесь как одна из субдисциплин современной социокультурной антропологии. Она представляет собой комплекс знаний о медицинских системах, существовавших и существующих в разных обществах, о формах и традициях врачевания, о культурном контексте медицинских практик, о разнообразных социокультурных аспектах производства медицинских знаний. Преподавание медицинской антропологии оказывается весьма актуальным в условиях современных полиэтничных обществ, представители которых часто принадлежат к разным культурным сообществам, со своими представлениями о здоровье и болезни, о теле и психике, о способах физического и символического лечения. Медицинская антропология находится на стыке антропологии и медицины, в силу чего имеет и фундаментальный, и прикладной характер, что также учитывается в преподавании дисциплины.

Целью обучения является ознакомление магистрантов ЦСА с медицинской антропологией как субдисциплиной современной антропологии, с ее историей, методологией, теоретическими основаниями, прикладными аспектами и конкретными направлениями исследований. Образовательная программа состоит из нескольких блоков.

Первый блок, «Предмет, методы, история медицинской антропологии», состоит из двух разделов. Вначале определяется предметная область дисциплины, методы и терминологический аппарат, описывается возникновение и основные этапы развития медицинской антропологии, приводятся ключевые имена и даты, анализируются идеология и социальные задачи медицинской антропологии, а также ее соотношение с социокультурной антропологией/этнографией/этнологией. Второй раздел касается того, что именно изучает дисциплина. Отталкиваясь от терминологического различения «болезни» (disease) и «заболевания» (illness)1, мы обсуждаем с магистрантами проблему нездоровья как культурного конструкта, в том числе занимаемся рефлексивной деконструкцией их собственных «медицинских пресуппозиций» – усвоенных в процессе социализации культурных установок относительно понимания болезней, способов их профилактики и лечения и т.п. Целью такой рефлексии является расширение мировоззренческих горизонтов и усвоение антропологической оптики, столь необходимой социальному исследователю.

Второй блок программы, «Медицинские системы», начинается разговором о типах медицинских систем и «экспертах по болезни» – целителях разного рода, включая докторов современной западной медицины. Более подробно анализируются медицинские системы «традиционного типа», для которых характерна глубокая включенность представлений о болезнях, их лечении и профилактики в мифоритуальные системы, невыделенность болезни как специфического феномена (нездоровье как «частный случай несчастья»). Рассматриваются вернакулярные теории болезней по Дж. Мердоку (Murdock 1980), ритуал как пространство врачевания, принципы символического целительства, его социальные, психологические и биологические механизмы. Этот теоретический блок дополняется материалами по традициям врачевания у разных этнических и конфессиональных групп, включая русскую народную медицину, целительские приемы у других народов России, способы символического лечения в христианских конфессиях, традиционную медицину в буддизме, индуизме, исламе, а также различные виды альтернативной и комплементарной медицины в современном мире.

Третий блок образовательной программы посвящен теме антропологической (культуральной) психиатрии. Рассматриваются различные этнокультурные представления о психической норме и патологии – т.е. этнопсихиатрия. Затем анализируются «внешние», или «западные», психиатрические модели. Кроме нозологических систем МКБ-11 и DSM-5 (DSM-5 2013). рассматривается список «культурно-специфичных», или «культуральных», синдромов (culture-bound syndromes) (Simons, Hughes 1985). Этот список в настоящий момент уже не так актуален для официальной нозологической системы2, но для антропологов знакомство с ним, безусловно, важно. Отдельно рассматривается понятие ИСС (измененных состояний сознания), в особенности – состояния транса и одержимости, имеющие непосредственное отношение к теме понимания недомоганий и лечения в медицинских системах традиционного типа, а также в религиозном и ином символическом целительстве, в том числе современном. Вместе с магистрантами мы анализируем отдельные кейсы – шаманский транс у народов Сибири, медиумизм в Юго-Восточной Азии, культы одержимости в Африке и Афро-Америке, экзорцизм в христианстве и исламе и т.п.

Четвертый блок программы посвящен медицине «западного типа». Рассматривается история западной медицины, ее концептуальные варианты («биомедицина», «научная», «клиническая», «больничная», «доказательная» медицина). Изучаются социокультурные аспекты производства медицинских знаний, система медицинского образования и институционализации профессионалов, больница/амбулатория как особое сообщество и корпоративная культура (субкультура медиков и пациентов) со свойственными ей мифологическими представлениями и ритуализованными практиками. С 2020 г. отдельный раздел блока посвящен теме пандемии ковида как специфического медицинского и социокультурного феномена. Здесь мы с магистрантами обсуждаем эволюцию медицинского понимания природы вируса, его воздействия на организм человека, способов лечения и профилактики, а также социокультурный контекст пандемии, ее огромное воздействие на современное общество. В этом обсуждении важны недавние научные труды этологов и антропологов (COVID-19 и поведение человека… 2022; Архипова, Радченко и др. 2020).

Учебно-методические материалы для подготовки магистрантов ЦСА РГГУ в области медицинской антропологии можно разделить на несколько групп. Во-первых, учебники – мы пользуемся учебными пособиями Д.В Михеля (Михель 2009, 2010, 2010а, 2015, 2017) и С. Хелмана (Helman 1985). Большую помощь в образовательном процессе оказывает и двухтомная «Энциклопедия медицинской антропологии» (Ember, Ember 2004). Во-вторых, программные статьи и монографии отечественных этнологов, антропологов, социологов, философов, в том числе специалистов в данной дисциплине (Бромлей, Воронов 1976; Харитонова 2011; Ожиганова 2011; Лехциер 2012, 2018). В-третьих, ключевые работы зарубежных исследователей (Kleinman 1980, 1988; Johnson, Sargent 1990; Hahn 1995; Mattingly, Carro 2000 и др.). В-четвертых, статьи и книги отечественных и зарубежных антропологов и социологов, помогающие понять современную ситуацию в вернакулярной (неофициальной) медицине, в основном в нашей стране, хотя и не только (Lindquist 2006; Ярская-Смирнова, Григорьева 2006; Харитонова, Ожиганова и др. 2008). В-пятых, большое значение имеют классические антропологические труды, в которых рассматриваются вернакулярные теории болезней, их профилактики и лечения (Evans-Pritchard 1937; Мосс 1996; Леви-Строс 1985; Дуглас 2000; Фуко 1998; Сонтаг 2016 и др. – здесь указаны даты выхода русских переводов).

В качестве источников используются материалы по разным культурам, например, по русской народной медицине – книги Г.И. Попова, М.Д. Торэн, Н.В. Краинского (Попов 1903; Торэн 1956; Краинский 1900), по заговорной традиции – сборники и монографии (Аникин 1998; Харитонова 1999; Агапкина 2010 и др.), по истории русской медицины – труды Н.Я. Новомбергского, А.Б. Ипполитовой (Новомбергский 1905–1910; Ипполитова 2008) и др. Интересные материалы по русской народной медицине содержатся в журнале о русском фольклоре и традиционной культуре «Живая старина», в различных сборниках по этнографии и фольклору, также в образовательном процессе используются работы автора данной статьи (Христофорова 2010, 2016, 2016a, 2017). Прекрасный источник по деятельности медицинского антрополога – документальный роман Трейси Киддера о недавно ушедшем от нас Поле Фармере (Киддер 2015). В качестве источников на занятиях используются антропологические фильмы по разным темам медицинской антропологии из открытого доступа и моего личного архива, а также мои собственные полевые видеозаписи.

Проверка знаний студентов осуществляется несколькими путями – это дискуссии на семинарах по прочитанным работам, обсуждения полевых материалов, коллоквиумы, итоговый устный опрос.

В результате освоения дисциплины «Медицинская антропология» магистранты должны знать предмет, историю, основные понятия, концепции и методы медицинской антропологии; характеристики типологически различных медицинских систем; механизмы врачебных практик в медицинских системах разного типа. Они должны также владеть понятийным и методологическим аппаратом дисциплины и навыками анализа медицинских представлений разного типа. Прослушавшим курс необходимо уметь применять знания, полученные в процессе изучения дисциплины, в самостоятельной исследовательской деятельности; быть толерантными по отношению к инокультурным представлениям о здоровье и болезни, теле и психике, гигиене и профилактике заболеваний, о способах диагностики и лечения; рефлексивно относиться к собственным медицинским представлениям.

В этом выпуске журнала вниманию читателей предлагается подборка статей, написанных студентами магистратуры ЦСА осенью 2023 г. по окончании курса «Медицинская антропология». Магистрантов заинтересовала проблема корпоративной культуры современной медицины западного типа, особенно – сфера неформальных представлений и практик, негласных правил, которые постигаются не на медицинских факультетах, а при интеграции в корпоративную культуру. Эти представления и практики, которые фольклорист и этнограф назвал бы «мифологическими», а теолог – «суеверными», составляют важную часть больничной повседневности и влияют на поведение врачей, медсестер и пациентов.

Е.А. Крыков сосредоточил свое внимание на сфере «иррационального» в ФГБУ НМИЦ Эндокринологии (г. Москва). На материале глубинных интервью он анализирует приметы, предписания и запреты, распространенные среди медицинских работников этого учреждения.Иррациональные представления и практики, с точки зрения автора, могут быть рассмотрены как копинг-стратегии в ситуации стресса, как попытки обеспечить контроль над тем, что плохо поддается человеческому контролю. Наряду с использованием достаточно новой для медицинской антропологии оптики (аффективная атмосфера, не-место), Е.А. Крыков предлагает и новое понятие для антропологического метаязыка – кенопсия, которое может быть полезным для характеристики явлений, до сих пор плохо поддававшихся научному описанию (опыт невыразимого, ощущения страха и беспокойства в пустых больничных пространствах).

Вторая статья подборки написана магистранткой из Ирана Л. Мирахсани. Она также на основании бесед с медиками, в данном случае иранскими, попыталась узнать, какие мифологические представления они имеют и какие магические практики соблюдают. К удивлению автора, обнаружилось, что иранские медики значительно менее «суеверны», чем их российские коллеги (мы бы сказали, что в их среде не сложилась специфическая корпоративная культура магических примет, предписаний и запретов). На наш взгляд, на это повлияла, видимо, бóльшая религиозность иранского общества, в том числе в последние десятилетия, в то время как традиции современной российской врачебной субкультуры коренятся в советской атеистической культуре, где копинг-стратегии (не только у врачей, но и у пожарных, летчиков, актеров и т.д.) зачастую базировались, за неимением других ресурсов, на народной магии и ее индивидуальных трансформациях. Л. Мирахсани обнаружила, что иранские врачи почти не выработали собственных примет и запретов, но разделяют с остальным обществом веру в «дурной глаз» и апотропеические практики, нацеленные на профилактику этой магической напасти (суры из Корана в кабинетах, жертвоприношения, бесплатный прием малоимущих пациентов).

В центре внимания Т.А. Саватеева, автора третьей статьи подборки, – опыт психиатрического обследования призывников на срочную службу в Российской армии. На материале нескольких интервью с призывниками он анализирует практики и формы социального контроля, факторы стресса и социальной поддержки, адаптацию к чуждой среде, формирование сообществ и принятие ролей в среде психиатрических клинических больниц и психоневрологических диспансеров.

Примечания

1 Дихотомия disease / illness как двух вариантов нездоровья (sickness) – официального (номенклатурного) и вернакулярного – введена в работах Леона Айзенберга (Eisenberg 1977) и Артура Клейнмана (Kleinman 1978). Следует отметить неоднозначность перевода этих терминов в отечественной научной литературе. АА. Ожиганова и Д.В. Михель переводят их как, соответственно, «заболевание» и «болезнь» (Ожиганова 2011: 13; Михель 2015: 21), В.Л. Лехциер – как «патология» и «опыт болезни» (Лехциер 2009). Мне ближе позиция А. Курленковой, переводчицы статьи Артура Клейнмана, предложившей трактовать эти понятия противоположным образом – illness как «заболевание» и disease как «болезнь» (Клейнман 2016: 209). Действительно, в официальном переводе названия биомедицинской нозологической системы – “International Classification of Diseases” – мы видим именно такое соответствие: «Международная классификация болезней».

2 В DSM-IV и DSM-IV-TR рассматривались как культурно-специфичные 25 синдромов, в DSM-5 этот список был сильно сокращен – оставлены всего шесть феноменов, обозначенных уже как «культурные концепты дистресса». Это было вызвано, во-первых, укрупнением групп синдромов, во-вторых – удалением ряда феноменов из списка (но как ни парадоксально, некоторые из этих исключенных синдромов встречаются в основной нозологической матрице МКБ-10).

Библиография:

Агапкина, Т.А. (2010) Восточнославянские лечебные заговоры в сравнительном освещении: Сюжетика и образ мира, М.: Индрик.

Архипова, А.С.*, Радченко, Д.А., Козлова, И.В., Пейгин, Б.С., Гаврилова, М.В., Петров, Н.В. (2020) Пути российской инфодемии: от WhatsApp до Следственного комитета, Мониторинг Общественного мнения: экономические и социальные перемены, № 6, с. 231–265.

Бромлей, Ю.В., Воронов, А.А. (1976) Народная медицина как предмет этнографических исследований, Советская этнография, № 5, с. 3–18.

Дуглас, М. (2000) Чистота и опасность. Анализ представлений об осквернении и табу, пер. с англ. Р. Громовой, под ред. С. Баньковской, М.: КАНОН-пресс-Ц: Кучково поле, 286 с.

Ипполитова, А.Б. (2008) Русские рукописные травники XVII–XVIII вв. Исследование фольклора и этноботаники, М.: Индрик, 512 с.

Киддер, Т. (2015) За горами – горы. История врача, который лечит весь мир, пер. с англ. Е. Владимирской, Н. Сониной, М.: АСТ; Corpus, 448 с.

Клейнман, А. Понятия и модель для сравнения медицинских систем как культурных систем [пер. с англ. А. Курленковой], Социология власти, т. 28, № 1, (2016) с. 208–232.

Краинский, Н.В. (1900) Порча, кликуши и бесноватые как явления русской народной жизни,Новгород: Губернская Типография, 128 с.

Леви-Строс, К. (1985) Структурная антропология, пер. с франц., под ред. и с примеч. Вяч. Вс. Иванова, М.: Наука, 535 с.

Лехциер, В.Л. (2009) Семиозис болезни: дихотомия культурологизма и персонализма (преодолевая стереотипы биомедицины), Вестник Самарской гуманитарной академии. Сер. «Философия. Филология», № 2 (6), с. 85–111.

Лехциер, В.Л. (2018) Болезнь: опыт, нарратив, надежда. Очерк социальных и гуманитарных исследований медицины, Вильнюс: Logvino literatūros namai, 312 с.

Михель, Д.В. (2009) Болезнь и всемирная история: учеб. пособ. для студентов и аспирантов, Саратов: Научная книга, 196 с.

Михель, Д.В. (2010) Медицинская антропология: история развития дисциплины: учеб. пособ. для студентов, Саратов: Техно-Декор, 84 с.

Михель, Д.В. (2010а) Социальная антропология медицинских систем: медицинская антропология: учеб. пособ. для студентов, Саратов: Новый проект, 80 с.

Михель, Д.В. (2015) Медицинская антропология: исследуя опыт болезни и системы врачевания: монография, Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 320 с.

Михель, Д.В. (2017) Медицинская антропология. Учебное пособие, М.: Изд. Дом «Дело» РАНХИГС (2-е изд. – 2020), 306 с.

Мосс, М. (1996) Физическое воздействие на индивида коллективно внушенной мысли о смерти, М. Мосс, Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии, пер. с франц., послесл. и примеч. А.Б. Гофмана, М.: Восточная литература, 360 с.

Новомбергский, Н.Я. (1905–1910) Материалы по истории медицины в России, т. I–V, СПб.: Типография Альтшулера.

Общество ремиссии: на пути к нарративной медицине (2012), В.Л. Лехциер (общ. ред.), Самара: Изд-во «Самарский университет», 295 с.

Ожиганова, А.А. (2011) Антропология и медицина: перспективы взаимодействия (дискуссия 1980-х – 2000-х годов), Этнографическое обозрение, № 3, с. 13–14.

Попов, Г. (1903) Русская народно-бытовая медицина. По материалам этнографического бюро князя В.Н. Тенишева, СПб.: Тип. А.С. Суворина, 404 с.

Русские заговоры и заклинания: Материалы фольклорных экспедиций 1953–1993 гг. (1998), В.П. Аникин (ред.), М.: Издательство МГУ, 480 с.

Сонтаг, С. (2016) Болезнь как метафора, пер. с англ. М. Дадян, А. Соколинской, М.: Ад Маргинем Пресс, 176 с.

Торэн, М.Д. (1996) Русская народная медицина и психотерапия, СПб.: Изд. Литера, 496 с.

Фуко, М. (2010) Рождение клиники, пер. с фр., науч. ред. А.Ш. Тхостова, М.: Академический Проект, 252 с.

Харитонова, В.И. (1999) Заговорно-заклинательное искусство восточных славян: проблемы традиционных интерпретаций и возможности современных исследований, М.: ИЭА РАН, ч. 1, 292 с., ч. 2, 310 с. (Этнологические исследования по шаманству и иным традиционным верованиям и практикам, т. 3).

Харитонова, В.И. (2011) Медицинская антропология на Западе и в России, Этнографическое обозрение, № 3, с. 3–10.

Харитонова, В.И., Ожиганова, А.А., Купряшина, Н.А. (2008) В поисках духовности и здоровья: новые религиозные движения, неошаманизм, городской шаманизм, М.: ИЭА РАН, 47 с. (Исследования по прикладной и неотложной этнологии, № 207).

Христофорова, О.Б. (2010) «Стрях и надсада – напраслинная смерть…», Живая старина, № 1, с. 49–51.

Христофорова, О.Б. (2016) Одержимость в русской деревне, М.: Неолит, 392 с.

Христофорова, О.Б. (2016a) Опознать беса. Часть 1: Вернакулярные теории болезней и методы символического лечения, Д.И. Антонов, О.Б. Христофорова (ред.), In Umbra: Демонология как семиотическая система. Альманах, вып. 5, М.: Индрик, с. 258–275.

Христофорова, О.Б. (2017) Опознать беса. Часть 2: Практики экзорцизма в современном православном приходе, Д.И. Антонов, О.Б. Христофорова (ред.), In Umbra: Демонология как семиотическая система. Альманах, вып. 6, М.: Индрик, с. 239–273.

Ярская-Смирнова, Е., Григорьева, О. (2006) «Мы – часть природы…»: социальная идентификация народных целителей, Журнал социологии и социальной антропологии, т. IX, № 1, с. 151–170.

COVID-19 и поведение человека: стресс, мифы и социальная реальность. Коллективная монография (2022), В.Н. Буркова, М.Л. Бутовская (отв. ред.), М.; СПб.: Нестор-История, 248 с.

DSM-5 (2013) Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, 5th edition. 2013. (URL: http://dx.doi.org/10.1176/appi.books.9780890425596) (11.11.2023).

Eisenberg, L. (1977) Disease and Illness: Distinctions Between Professional and Popular Ideas of Sickness, Culture, Medicine, and Psychiatry, vol. 1(1), p. 9–23.

Ember, C. R., Ember, M. (2004) Encyclopedia of Medical Anthropology: Health and Illness in the World’s Cultures, 2 vols. Kluwer Academic/Plenum Publishers, 1071 p.

Evans-Pritchard, Е. Е. (1937) Witchcraft, oracles and magic among the Azande, Oxford: Clarendon Press, xiv + 558 p.

Hahn, A. (1995) Sickness and healing: An anthropological perspective, New Haven: Yale Univ. Press, 340 p.

Helman, C. G. (1985) Culture, health and illness: An introduction for health professionals, Bristol, London, Boston: Wrigtit-PSG, xi + 242 p.

Johnson, T. M., Sargent, C. F. (eds.) (1990) Medical anthropology: Contemporary theory and method, New York: Praeger, vi + 479 p.

Kleinman, A. (1978) Concepts and a model for the comparison of medical systems as cultural systems, Social Science & Medicine, vol. 12, p. 85–95.

Kleinman, A. K. (1980) Patients and healers in the context of culture: An exploration of the border land between anthropology, medicine, and psychiatry, Berkeley, London: University of California Press, xvi + 427 p.

Kleinman, A. (1988) The Illness Narratives: Suffering, Healing, and the Human Condition, New York: Basic Books, xviii + 284 p.

Lindquist, G. (2006) Conjuring Hope: Magic and Healing in Contemporary Russia, New York, Oxford: Berghahn Books, 251 p. (Series “Epistemologies of Healing”, vol. 1).

Mattingly, Ch., Carro, L. (eds.) (2000) Narrative and the cultural construction of illness and healing, Berkeley: University of California Press, 279 p.

Murdock, G. P. (1980) Theories of illness: A world survey, University of Pittsburgh Press, xv + 127 p.

Simons, R. C., Hughes, C. C. (eds.) (1985) The Culture-bound syndromes: folk illnesses of psychiatric and anthropological interest, Dordrecht, Lancaster: Reidel, xv + 516 p.

* Архипова А.С. внесена Минюстом РФ в реестр иноагентов.

References:

Agapkina, T.A. (2010) Vostochnoslavjanskie lechebnye zagovory v sravnitel’nom osveshhenii: Sjuzhetika i obraz mira [East Slavic healing charms in comparative illumination: Sugetics and the image of the world], Moscow: Indrik.

Arhipova, A.S.*, Radchenko, D.A., Kozlova, I.V., Pejgin, B.S., Gavrilova, M.V., Petrov, N.V. (2020) Puti rossijskoj infodemii: ot WhatsApp do Sledstvennogo komiteta [The ways of Russian infodemia: From WhatsApp to the Investigative Committee], Monitoring Obshhestvennogo mnenija: jekonomicheskie i social’nye peremeny [Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Change], No. 6, p. 231–265.

Bromlej, Ju.V., Voronov, A.A. (1976) Narodnaja medicina kak predmet jetno-graficheskih issledovanij [Folk medicine as a subject of ethnographic research], Sovetskaja jetnografija [Soviet Ethnography], No. 5, p. 3–18.

COVID-19 i povedenie cheloveka: stress, mify i social’naja real’nost\. Kollektivnaja monografija(2022), V.N. Burkova, M.L. Butovskaja (eds.) [COVID-19 and human behaviour: Stress, myths and social reality. Collective monography], Moscow; Saint Petersburg: Nestor-Istoria, 248 p.

DSM-5 (2013) Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, 5th edition. (URL:http://dx.doi.org/10.1176/appi.books.9780890425596)  (11.11.2023).

Duglas, M. (2000) Chistota i opasnost’. Analiz predstavlenij ob oskvernenii i tabu [Purity and danger: An analysis of concepts of pollution and taboo], translated from English by R. Gromova, ed. by S. Bankovskaya, Moscow: KANON-press-C: Kuchkovo pole, 286 p.

Eisenberg, L. (1977) Disease and Illness: Distinctions Between Professional and Popular Ideas of Sickness, Culture, Medicine, and Psychiatry, vol. 1(1), p. 9–23.

Ember, C. R., Ember, M (2004) Encyclopedia of Medical Anthropology: Health and Illness in the World’s Cultures, 2 vols. Kluwer Academic/Plenum Publishers, 1071 p.

Evans-Pritchard, Е. Е. (1937) Witchcraft, oracles and magic among the Azande, Oxford: Clarendon Press, xiv + 558 p.

Foucault, M. (2010) Rozhdenie kliniki [The birth of the clinic], translated from French and ed. by A.Sh. Tkhostov, Moscow: Akademicheskij Proekt, 252 p.

Hahn, A. (1995) Sickness and healing: An anthropological perspective, New Haven: Yale University Press, 340 p.

Helman, C. G. (1985) Culture, health and illness: An introduction for health professionals, Bristol, London, Boston: Wrigtit-PSG, xi + 242 p.

Ippolitova, A.B. (2008) Russkie rukopisnye travniki XVII–XVIII vv. Issledovanie fol’klora i jetnobotaniki [Russian handwritten herbalists of 17th–18th centuries: A study of folklore and ethnobotany], Moscow: Indrik, 512 p.

Jarskaja-Smirnova, E., Grigor’eva, O. (2006) “My – chast’ prirody…”: social’naja identifikacija narodnyh celitelej [“We are part of nature…”: social identification of folk healers], Zhurnal sociologii i social’noj antropologii [Journal of Sociology and Social Anthropology], vol. IX, No. 1, p. 151–170.

Johnson, T. M., Sargent, C. F. (eds.) (1990) Medical anthropology: Contemporary theory and method, New York: Praeger, vi + 479 p.

Kidder, T. (2015) Za gorami – gory. Istorija vracha, kotoryj lechit ves’ mir [Mountains beyond mountains: The quest of Dr. Paul Farmer, a man who would cure the world], translated from English by E. Vladimirskaya, N. Sonina, Moscow: AST; Corpus, 448 p.

Kharitonova, V.I. (1999) Zagovorno-zaklinatel’noe iskusstvo vostochnyh slavjan: problemy tradicionnyh interpretacij i vozmozhnosti sovremennyh issledovanij [Art of charms of the Eastern Slavs: Problems of traditional interpretations and possibilities of modern research], Moscow: IEA RAS, ch. 1, 292 p., ch. 2, 310 p. (Jetnologicheskie issledovanija po shamanstvu i inym tradicionnym verovanijam i praktikam, vol. 3).

Kharitonova, V.I. (2011) Medicinskaja antropologija na Zapade i v Rossii [Medical Anthropology in the West and in Russia], Jetnograficheskoe obozrenie [Ethnographic Review], No. 3, p. 3–10.

Kharitonova, V.I., Ozhiganova, A.A., Kuprjashina, N.A. (2008) V poiskah duhovnosti i zdorov’ja: novye religioznye dvizhenija, neoshamanizm, gorodskoj shamanism [In search of spirituality and health: New religious movements, neo-shamanism, urban shamanism], Moscow: IEA RAS, 47 p. (Studies on applied and urgent ethnology, No. 207).

Khristoforova, O.B. (2010) “Strjah i nadsada – napraslinnaja smert’…” [“Stryakh and nadtsada – accidental death…”], Zhivaja starina [Living Antiquity], No. 1, p. 49–51.

Khristoforova, O.B. (2016) Oderzhimost’ v russkoj derevne [Spirit possession in a Russian Village], Moscow: Neolit, 392 p.

Khristoforova, O.B. (2016a) Opoznat’ besa. Chast’ 1: Vernakuljarnye teorii boleznej i metody simvolicheskogo lechenija [Recognising the demon. Part 1: Vernacular theories of diseases and methods of symbolic treatment], D.I. Antonov, O.B. Khristoforova (eds.), In Umbra: Demonologija kak semioticheskaja sistema. Al’manah [In Umbra: Demonology as a Semiotic System. Almanac], vol. 5, Moscow: Indrik, p. 258–275.

Khristoforova, O.B. (2017) Opoznat’ besa. Chast’ 2: Vernakuljarnye teorii boleznej i metody simvolicheskogo lechenija [Recognising the demon. Part 2: Exorcism Practices in the Modern Orthodox Parish], D.I. Antonov, O.B. Khristoforova (eds.), In Umbra: Demonologija kak semioticheskaja sistema. Al’manah [In Umbra: Demonology as a Semiotic System. Almanac], vol. 6, Moscow: Indrik, p. 239–273.

Kleinman, A. (1978) Concepts and a model for the comparison of medical systems as cultural systems, Social Science & Medicine, vol. 12, p. 85–95.

Kleinman, A.K. (1980) Patients and healers in the context of culture: An exploration of the border land between anthropology, medicine, and psychiatry, Berkeley, London: University of California Press, xvi + 427 p.

Kleinman, A. (1988) The Illness Narratives: Suffering, Healing, and the Human Condition, New York: Basic Books, xviii + 284 p.

Kleinman, A. (2016) Ponjatija i model’ dlja sravnenija medicinskih sistem kak kul’turnyh sistem [Concepts and a model for the comparison of medical systems as cultural systems], translated from English by A. Kurlenkova, Sociologija vlasti [Sociology of Power], vol. 28, No. 1, p. 208–232.

Krainskij, N.V. (1900) Porcha, klikushi i besnovatye kak javlenija russkoj narodnoj zhizni [Curse, klikushas and demon-possessed as phenomena of Russian folk life], Novgorod: Gubernskaja Tipografija, 128 p.

Lehcier, V.L. (2009) Semiozis bolezni: dihotomija kul’turologizma i personalizma (preodolevaja stereotipy biomediciny) [Semiosis of disease: dichotomy of culturalism and personalism (overcoming stereotypes of biomedicine)], Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Ser. “Filosofija. Filologija”[Vestnik of Samara Gumanitarian Academy. Series “Philosophy. Philology”], No. 2 (6), p. 85–111.

Lehcier, V.L. (2018) Bolezn’: opyt, narrativ, nadezhda. Ocherk social’nyh i gumanitarnyh issledovanij mediciny [Illness: Experience, narrative, hope. Essay on social and humanistic studies of medicine], Vilnius: Logvino literatūros namai, 312 p.

Lévi-Strauss, K. (1985) Strukturnaja antropologija [Structural Anthropology], translated from French, ed. and annotated by Vyach. Vs. Ivanov, Moscow: Nauka, 535 p.

Lindquist, G. (2006) Conjuring Hope: Magic and Healing in Contemporary Russia, New York, Oxford: Berghahn Books, 251 p. (Series “Epistemologies of Healing”, vol. 1).

Mattingly, Ch., Carro, L. (eds.) (2000) Narrative and the cultural construction of illness and healing, Berkeley: University of California Press, 279 p.

Mihel’, D.V. (2009) Bolezn’ i vsemirnaja istorija: ucheb. posob. dlja studentov i aspirantov [Illness and world history: Textbook for undergraduate and postgraduate students,], Saratov: Nauchnaja kniga, 196 p.

Mihel’, D.V. (2010) Medicinskaja antropologija: istorija razvitija discipliny: ucheb. posob. dlja studentov[Medical anthropology: History of the discipline: Textbook for students], Saratov: Tehno-Dekor, 84 p.

Mihel’, D.V. (2010a) Social’naja antropologija medicinskih sistem: medicinskaja antropologija: ucheb. posob. dlja studentov [Social anthropology of medical systems: Medical anthropology: Textbook for students], Saratov: Novyj proekt, 80 p.

Mihel’, D.V. (2015) Medicinskaja antropologija: issleduja opyt bolezni i sistemy vrachevanija: monografija [Medical anthropology: Exploring the experience of illness and healing systems: A monograph], Saratov: Saratov State Technical University, 320 p.

Mihel’, D.V. (2017) Medicinskaja antropologija. Uchebnoe posobie [Medical anthropology. Textbook], Moscow: Izd. Dom “Delo” RANHIGS (2nd ed. – 2020), 306 p.

Mauss, M. (1996) Fizicheskoe vozdejstvie na individa kollektivno vnushennoj mysli o smerti [The physical effects on the individual of collectively induced thoughts of death], M. Mauss, Obshhestva. Obmen. Lichnost’: Trudy po social’noj antropologii [Societies. Exchange. Personality: Works on Social Anthropology], translated from French, afterword and annotation by A. B. Hoffman, Moscow: Vostochnaja literatura, 360 p.

Murdock, G.P. (1980) Theories of illness: A world survey, University of Pittsburgh Press, xv + 127 p.

Novombergskij, N.Ja. (1905–1910) Materialy po istorii mediciny v Rossii [Materials on the History of Medicine in Russia], vols. I–V, Saint Petersburg: Tipografiya Altshuler.

Obshhestvo remissii: na puti k narrativnoj medicine [Remission society: Towards narrative medicine] (2012), V.L. Lehcier (ed.), Samara: Samara University Press, 295 p.

Ozhiganova, A.A. (2011) Antropologija i medicina: perspektivy vzaimodejstvija (diskussija 1980-h–2000-h godov) [Anthropology and medicine: prospects of interaction (discussion of the 1980s – 2000s)], Jetnograficheskoe obozrenie [Ethnographic Review], No. 3, p. 13–14.

Popov, G. (1903) Russkaja narodno-bytovaja medicina. Po materialam jet-nograficheskogo bjuro knjazja V.N. Tenisheva [Russian folk medicine. Based on the materials of the ethnographic bureau of Prince V.N. Tenishev], Saint Petersburg: Tipografiya A.S. Suvorin, 404 p.

Russkie zagovory i zaklinanija: Materialy fol’klornyh jekspedicij 1953–1993 gg. (1998), V.P. Anikin, V.P. (red.) [Russian spells and charms: Materials of Folklore Expeditions 1953–1993], Moscow: Izdatel’stvo MGU, 480 p.

Simons, R. C., Hughes, C. C. (eds.) (1985) The Culture-bound syndromes: folk illnesses of psychiatric and anthropological interest, Dordrecht, Lancaster: Reidel, xv + 516 p.

Sontag, S. (2016) Bolezn’ kak metafora [Illness as metaphor], translated from English by M. Dadyan, A. Sokolinskaya, Moscow: Ad Marginem Press, 176 p.

Torjen, M.D. (1996) Russkaja narodnaja medicina i psihoterapija [Russian folk medicine and psychotherapy], Saint Petersburg: Izd. Litera, 496 p.

* A.S. Arkhipova was included by the Ministry of Justice of the Russian Federation in the register of foreign agents.