ДОМАШНЯЯ АПТЕЧКА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ И ПОСТПАНДЕМИИ (ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ЭЛЕКТИВА «МЕДИЦИНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ»): часть I

© 2023 Елена Евгеньевна ДУЖНИКОВА (ЕРМАКОВА)

МАиБ 2023 – № 1(25)

DOI: https://doi.org/10.33876/2224-9680/2023-1-25/15


Ссылка при цитировании:

Дужникова (Ермакова) Е.Е. Домашняя аптечка в период пандемии и постпандемии (из опыта преподавания электива «Медицинская антропология»: часть I, Медицинская антропология и биоэтика, 1(25).


Дужникова (Ермакова) Елена Евгеньевна –

кандидат филологических наук,

доцент

Тюменского государственного университета

(Тюмень)

https://orcid.org/0000-0001-9003-4922

E-mail: elenaprema@mail.ru


Ключевые слова: домашняя аптечка, здоровьесбережение в домашних условиях, пандемия, преподавание курса «Медицинская антропология»

Аннотация: Пандемийная и постпандемийная эпоха актуализировала медицинские практики и феномены, на которые ранее не делали необходимые акценты. Кроме того, они были актуализированы мною в ходе преподавания электива «Медицинская антропология» для студентов Тюменского государственного университета. Одно из практических заданий сформулировано следующим образом: рассказать о своей домашней аптечке. В статье (часть I) анализируется состав и структура домашней аптечки и делаются выводы, которые демонстрируют отношение людей к своему здоровью.


Введение

Пандемийная и постпандемийная эпоха актуализировала медицинские практики и феномены, на которые ранее исследователи не обращали особого внимания. Мною они были замечены в ходе преподавания электива «Медицинская антропология» для студентов Тюменского государственного университета. Этот курс могут выбрать студенты, обучающиеся на разных направлениях – от юриспруденции или мехатроники и робототехники до биоинженерии и биоинформатики или химии. Теоретическая основа дисциплины базируется на замечательном, первом в нашей стране учебнике Д.В. Михеля «Медицинская антропология» (Михель, 2017). Однако корпус практических заданий я формирую самостоятельно, исходя из своих научных интересов, а также из текущей «медицинской» ситуации, складывающейся в России и в мире. Одно из предложенных слушателям практических заданий было сформулировано следующим образом: рассказать о своей домашней аптечке. Нельзя сказать, чтобы эта тема вообще не разрабатывалась, но пока есть только несколько публикаций разных жанров (см., напр.: Аббакумов и др. 2023) и некоторое количество практических работ, выполненных школьниками (напр.: Дурнова 2016; Артемьева 2019).

Для уточнения понятийного аппарата приведу определение из «Википедии» – источника, к которому мы стараемся не обращаться, но в данном случае это не имеет принципиального значения: «Домашняя аптечка – аптечка, т.е. набор лекарственных средств, инструментов и приспособлений, предназначенных для оказания первой помощи и медикаментозной помощи в порядке само- и взаимопомощи членами одной семьи в домашних условиях» (Домашняя аптечка…).

Далее следует примерный состав домашней аптечки (перечень). Интересное определение и трактовка, как видится, отражающая некоторые представления о сущности этого феномена. Например, важным является предполагаемый состав домашней аптечки – в него входят лекарства, применяемые при бытовых травмах и хронических заболеваниях. Конечно, «общество ремиссии» требует именно лекарственных препаратов при тяжелых и/или хронических заболеваниях, однако современные реалии нашей жизни определенным образом влияют на состав собираемых и хранимых аптечек. Надо отметить, что личные аптечки не всегда собираются членами именно семьи конкретного человека, особенно если речь идет о студентах. Как показывают нижеприведенные материалы (получены от студентов), в некоторых условиях – например, при проживании студента у каких-либо родственников – аптечку формируют и ею совместно пользуются родственники, что связано с постоянным перемещением обучающихся из своего родного дома в съемную квартиру и остановку в ней у людей, имеющих разную степень родства.

Нельзя сказать, что домашней аптечке не уделялось внимание в самых разных исследованиях и рекомендациях. По данным ресурса Elibrary.ru на 20.11.2021, ключевое слово «домашняя аптечка» было задействовано в 229 публикациях. Уже на 09.01.2023 ресурс сформировал список из 2368 публикаций, что говорит о существенном росте числа публикаций по заявленной теме и ее актуальности. Если проанализировать состав публикаций, то часто это популярные рекомендации о составе аптечки. Просто надо кем-то быть, например гендерно («Домашняя аптечка для мужчин и женщин»), во что-то верить («Домашняя гомеопатическая аптечка») или лениться («Рецепты здоровья для ленивых»), чтобы иметь данный инструмент самолечения. Небольшой массив исследований представляют работы медиков, которые анализируют структуру и состав домашней аптечки («Лекарственные средства в домашней аптечке», «Анальгетики в домашней аптечке омича», «Проблемы хранения лекарственных препаратов в домашних аптечках гериатрических пациентов»), в том числе с учетом современных веяний «(Обновляем домашнюю аптечку: пульсоксиметр – прибор для контроля кислорода в крови»). Работ медицинских антропологов в этом массиве нет (или практически нет, с учетом того, что ресурс Elibrary.ru не отражает всех возможных публикаций отечественной науки).

Впрочем, надо признаться, задание для студентов было сформулировано мною до того, как началась пандемия COVID-19, и идеей для него стало пролонгированное исследование домашней аптечки моего информатора С.Ю. (женщина, 1976 год рождения): первое интервью – 2018 г. (допандемийный период, второе – 2021 г. (период пандемии) (ПМА-1 и ПМА-2). Итак, рассмотрим состав и принципы формирования домашней аптечки моего информатора, о чем она сама размышляет, а мы лишь обобщаем ее рассуждения и в некоторых случаях замечаем и комментируем то, что не видно ей.

ЗОЖ и профилактика в семье с особыми взглядами на жизнь

Семья из г. Тюмени, в которой есть мать-одиночка со средним образованием (С.Ю.) и двое детей – мальчик 12 лет и девочка 5 лет (на 2018 г.). Доход семьи – пенсии на детей по утере кормильца, а также зарплата матери (несколько месяцев назад С.Ю. устроилась на работу с небольшим заработком). Сама С.Ю. относит свою семью к малообеспеченным. С.Ю. неполная вегетарианка (ест рыбу и иногда мясо птицы), увлекается «ведическими лекторами» (О.Г. Торсунов, А.Г. Хакимов, С.В. Серебряков) – но без фанатизма; общалась с кришнаитами, но в то же время посещает православные храмы, чтобы поставить свечку. Считает, что крещение дочери должно быть осознанно самим ребенком, поэтому не спешит с этим ритуалом.

В качестве профилактических средств в эпидемический сезон для детей регулярно применяет витамин C (аскорбиновую кислоту в чистом виде и с добавлением глюкозы) и рыбий жир со вкусом апельсина. Последний заказывает на сайте iHerb. Эти средства в доме есть всегда, и дети могут употреблять их в любое время года, но не используют регулярно. Не применяет другие витамины, считая их «химией» и мотивируя свой отказ собственным пониманием функционирования организма человека: «Я слышала, что организм человек настолько совершенная машина, что он вырабатывает все аминокислоты и все витамины. А много не надо витаминов организму». С.Ю. считает также, что детей нужно «меньше пичкать лекарствами». Причину хорошего иммунитета младшего ребенка связывает с двумя факторами: кормлением грудью до двухлетнего возраста и отказом от прививок (привили только от полиомиелита). Среди средств пассивного закаливания С.Ю. использует босохождение в домашних условиях, на прогулки ребенка не «кутает».

С.Ю. большое внимание уделяет питанию семьи, считая, что «мы убиваем себя больше питанием, которое продают». К вегетарианству она приучает и детей: сын не ест мясо, дочь ест мясные блюда в садике, но знает из слов мамы, что для того, чтобы «съесть мясо – надо убить животное». Отказ от мяса С.Ю. не связывает с финансовым положением семьи, полагая, что «во всем мире мясо – пища бедняков, потому что они не могут питаться здоровыми продуктами. Оно долго переваривается, загнивает, застой в кишечнике». Неупотребление в пищу мяса связывается ею и с духовным состоянием религиозного человека, когда он «очищается».

Из-за установки на вегетарианство в рационе питания семьи С.Ю. много фруктов и овощей, которые выращивают ее родители на даче. Едят практически все овощи в сыром и переработанном виде: морковь, томаты, огурцы, свеклу, капусту и др. Денежный доход позволяет заправлять салаты из овощей растительным нерафинированным и редко оливковым маслом. Вместо мяса или колбасы С.Ю. использует сыр. В качестве напитков в домашних условиях пьют воду или травяные чаи без сахара.

К покупным продуктам питания С.Ю. относится с большим вниманием, стараясь читать состав на упаковке. Она не покупает «магазинные» йогурты и соки. Сладкое покупает, но нерегулярно, руководствуясь правилом «можно всего, но помаленьку». Согласно такой установке, дети могут позволить съесть чипсы или блюда фаст-фуда, но очень редко (один раз в 1–2 месяца, и делает это обычно старший ребенок).

Режим питания С.Ю. внутри семьи не регулирует – «мы кушаем, когда мы хотим». Утром в меню каша, бутерброд с сыром. В обед обычно подается одно блюдо (суп, гречка или макаронные изделия с овощным соусом). С.Ю. считает, что готовить нужно с любовью и молитвой. Сама она может напевать «Харе Кришна», т.к. это «самое веселое» сопровождение готовки.

Итак, стратегия профилактики С.Ю. основана на:

— образе жизни, который ведет семья (вегетарианство и внеконфессиональная религиозность), и соответствующих убеждениях;

— недоверии готовым продуктам питания и лекарствам (химический состав).

Лечение ребенка: подход антипрививочницы и вегетарианки

С.Ю. отмечает, что ее ребенок (младший) болеет очень редко. Услугами скорой помощи они не пользовались ни разу, и за все время жизни дочери только 2–3 раза вызывала на дом врача неотложной помощи при высокой температуре, которую не могла сбить сама. Стратегия лечения простудных заболеваний, сопровождающихся насморком, кашлем, высокой температурой, следующая: до 39 градусов температура на сбивается, и иммунитету ребенка дается возможность «поработать с вирусом»: ночью пропотеть, без использования лекарств. Если высокая температура держится, ребенку в помощь дается жаропонижающее средство, обычно парацетамол. «Сопли – кашель» она тоже лечит с минимальным набором лекарств: травы (ромашка, мята), солевой раствор, который готовят сами, для орошения носа и ингаляций (в семье есть ингалятор), иногда используют «Мирамистин». За 5 лет всего лишь один раз пришлось начинать прием антибиотиков, однако у ребенка обнаружился рвотный рефлекс, и лечение прекратили. При пищевой аллергии ребенок принимал «Зодак».

Минимальная медикализация лечения основана на личной ответственности С.Ю. и «осознанном выборе». Она сама определяет состояние ребенка («я вижу, что ребенок не в бреду, ничего страшного») и надеется «на лучшее». После выздоровления ребенка С.Ю. посещает с ним педиатра в поликлинике, чтобы убедиться в эффективности лечения («проверить легкие») и взять справку для детского сада.

Кроме того, на выбор стратегии лечения повлияла семейная история С.Ю. и отношение ее родителей к медицине в ее детстве (С.Ю., 1976 года рождения). Правда, такая мысль была высказана именно мной в процессе беседы, однако она с ней согласилась, вспоминая реалии своего детства: «это семейное – не обращаться к врачу до последнего»; «профилактик практически не было»; «мы не предотвращали болезни, мы лечили». Она считает нормой «не ходить по врачам», за исключением стоматологов. Сама С.Ю. лежала в больнице 1 раз с бронхитом. С детства С.Ю. «страдала ушами», но в том, что детям это не передалось, она видит волю высших сил («отвел Бог»). На семейные традиции «наложился» собственный опыт лечения двоих детей, знание симптомов и способов лечения.

Итак, стратегия лечения антипрививочницы и вегетарианки основана на:

— собственном опыте и вѝдении стратегии лечения;

— семейных традициях, заложенных родителями;

— религиозном характере личности (вере во влияние на жизнь высших сил, которые предопределяют судьбу каждого человека).

Выбор лечащих специалистов

вегетарианкой и антипрививочницей с небольшими доходами

В поликлинику по месту жительства С.Ю. обращается редко: основная причина – большой поток посетителей. Платную клинику позволить себе не может ввиду отсутствия средств и собственной «политики» не «кормить» фармацевтические компании и платные поликлиники. В семье имеется минимальное количество лекарственных средств как для самой С.Ю., так и для ее детей. В то же время это не полный отказ от лекарств; например, мама С.Ю. «в силу возраста любитель ходить в аптеки».

С.Ю. позитивно относится к представителям альтернативной медицины. Пока у нее нет необходимости, но в будущем она хотела бы обратиться к известному в регионе травнику Сурину для приобретения сборов (очищающих, от простуды), однако сделает это лишь в случае появления проблемы. Впрочем, приобретение данных сборов не является жизненно важным, т.к. С.Ю. употребляет травяные чаи, покупаемые в других местах.

Итак, стратегия выбора лечащих специалистов в случае С.Ю. основана на:

— больших очередях в поликлинике по месту жительства;

— высоких ценах в платных клиниках и некоторых личных взглядах на возможные траты денег;

— отсутствие реального повода для обращения к травнику.

Итогом является стратегия самолечения, которую С.Ю. применяет как для себя, так и для своих детей.

Выбор лекарственных средств в семье, практикующей самолечение

«Любимым доктором» для С.Ю., в силу ее отрицательного отношения к разным медицинским системам (за исключением альтернативной), является она сама. Она корректирует рецепты, выписываемые ей в больнице. Одна из тактик следующая: если болезнь «обычная» и «ничего страшного нет», то С.Ю. может полностью поменять рецепт, подбирая более дешевые аналоги назначенных препаратов. В целом же она доверяет врачам – «они получали образование, знают». В выборе лекарственных средств отдает предпочтение народным. Пример одного из ее разговоров с лечащим врачом: «Когда назначают, я говорю: “Мы это пить не будем. Можно заменить на травяное?”» После того как ей посоветовали обратиться к целителям, если она не желает следовать назначениям врача, в дискуссии по поводу назначаемых лекарственных препаратов С.Ю. не вступает.

Набор лекарственных средств в аптечке С.Ю. небольшой. В детской аптечке есть «Парацетамол», «Лазолван», «Хлорофиллипт» и «Тантум Верде». Соляной раствор для ингаляций делает сама (морская соль или минеральная вода). Для лечения и повседневно употребляют чаи, сырье для которых приобретается в аптечной сети (ромашка, мята) или у представителей компании «Энерджи Диет» (их распространением занимается сестра С.Ю.). Сама С.Ю. растения не заготавливает – нет возможности попасть в экологический чистый район и «неохота».

Итак, стратегия выбора лекарственных препаратов основана на:

— взглядах С.Ю. на здоровье и средства его достижения, которые базируются на «ведической» философии (минимальное вмешательство в «совершенный» организм человека);

— недоверие фармацевтическим компаниям;

— личных возможностях и возможностях близких родственников (приготовление соляного раствора, травяных чаев).

Выбор источников знаний о здоровье и лечении

в семье, практикующей самолечение

и употребляющей минимальное количество лекарственных средств

Единственное средство информации для С.Ю. для оздоровления своих детей – сеть Интернет (строка поиска, группа в сети Вконтакте «Мамочки 72 Тюмень» и сайт для родителей «Детки»). Стратегия поиска информации в поисковой строке следующая: С.Ю. «забивает» слова «симптомы», «как кто лечит», «лечение», смотрит отзывы о назначаемых лекарствах. Авторитетными для ее являются комментарии врачей, имеющих детей, в форуме на тюменском сайте «Детки». Суть этого форума в понимании С.Ю. в том, что «наши дети так не болеют, чтобы им назначать антибиотики от простуды». С.Ю. также отметила, что ей всегда «попадает информация, что лекарства и химия – это плохо».

С большим недоверием относится к рекомендациям доктора Комаровского1, основываясь на интуиции; критерии: «не находит отклика» и «в голове не укладывается» его информация. Так, Е.О. Комаровский рекомендует для сна ребенка температуру +18 C, которая для С.Ю. является некомфортной. Не производит впечатление и его внешность – она «отталкивающая», он шепелявит, что является для С.Ю. «сущностными вещами», идущими «не от Бога». Такие люди не могут знать и артикулировать истину.

Итак, стратегия выбора С.Ю. источников информации о здоровье основана на:

— доверии к тем источникам, которые гармонично сочетаются с ее представлениями и установками;

— религиозном характере С.Ю. и собственных оценках способов лечения, которые предлагают известные персоны.

Аптечка сторонницы ЗОЖ в пандемийный период:

между экономией и взглядами на жизнь

Изменился состав аптечки С.Ю. под влиянием пандемии? Да. Во время пандемии в семье употребляли в повышенных дозах аскорбинку («дорогие шипучие эваларовские»), цинк и селен, витамин Д. Источником информации для нее, как и всегда, являлась сеть Интернет, которая служит «доктором» для семьи. На медицинское потребительское поведение повлияла болезнь матери, когда возникла необходимость в приобретении витаминного комплекса для нее и для семьи. Кроме того, здесь оказалась важной и жизненная позиция, и ситуация малообеспеченной семьи С.Ю. Как призналась сама информатор: «Я на лекарства вообще не трачу деньги. Самые большие траты сейчас – витамины. А так вообще мы не тратим деньги на лекарства». Как контактным им был назначены «Гриппферон», который на момент интервью находился в холодильнике (хотя по условиям хранения препарата, после вскрытия он годен лишь в течение 30 суток), и «Амброксол».

Также при осмотре холодильника С.Ю. я обнаружила капли «Зиртек», которые ездят вместе с ней «из холодильника в холодильник» (за эти годы С.Ю. поменяла место жительства). Там же обнаружила различные бактериофаги, пробиотики и пребиотики – «Пиобактериофаг», «Лактобактерин» и др. Информацию об этих препаратах С.Ю. также черпает из сети Интернет: «Пиобактериофаг – это бактерии, их запускают в организм, и они поедают других бактерий. В Армении, на Востоке в лаборатории. В годы войны [разработали]… Это замена антибиотикам. Одной ампулы хватает, чтобы вылечить человека». «Лактобактерин» в семье употребляли после лечения антибиотиками. На упаковке стоит срок годности – 2014 г. (интервью взято в 2021 г.). На мое замечание, что средства просрочены, С.Ю. ответила: «Мы пили после лекарств (антибиотиков). Я не думала, что они просроченные».

Заключение

Интервью С.Ю. вместе с осмотром мест хранения лекарственных препаратов продемонстрировали, что, с одной стороны, она руководствуется при выборе средств лечения определенной жизненной позицией с установкой, в частности, на ЗОЖ и вегетарианством; однако, с другой стороны, многие моменты не рефлексирует и демонстрирует потребительское поведение, мало чем отличающееся от поведения большинства россиян. На фотографиях различных мест хранения лекарственных препаратов (целокупно назовем это «домашней аптечкой») видно, сколько различных медикаментов присутствует в доме С.Ю., хотя, видимо, самой С.Ю. это не осознается как чрезмерная медикализация, просто норма стала несколько больше, чем было ранее.

После интервью с С.Ю. у меня возникла идея провести самообследование домашних аптечек студентов, слушателей электива «Медицинская антропология». Это стало одним из заданий для их практической подготовки по предмету. Однако перед своеобразным практическим экспериментом студентов со своими аптечками я знакомлю их со своими наблюдениями над этим и рассказываю о работе с С.Ю., поскольку им предстоит работа, основанная на методах исследования, в основном не знакомых им, обучающимся естественным, а не гуманитарным наукам.

Примечания:

1 Евгений Олегович Комаро́вский – украинский врач-педиатр высшей категории, кандидат медицинских наук, писатель и телеведущий. Ведущий телепередачи «Школа доктора Комаровского».

Библиография:

Аббакумов К.Д., Нестерова О.В., Доброхотов Д.А., Завадский С.П., Жевлакова А.К. (2023) Изучение применения аптечки первой медицинской помощи и разработка рекомендаций по составу и применению домашней аптечки медицинской помощи, Фармацевтическое дело и технология лекарств. № 3.

Михель Д.В. (2017) Медицинская антропология: учебное пособие, М., Издательский дом «Дело» РАНХиГС,  306 с.

References:

Abbakumov K.D., Nesterova O.V., Dobrohotov D.A., Zavadskij S.P., Zhevlakova A.K. (2023) Izuchenie primeneniya aptechki pervoj medicinskoj pomoshi i razrabotka rekomendacij po sostavu i primeneniyu domashnej aptechki medicinskoj pomoshi [Studying the use of a first aid kit and developing recommendations for the composition and use of a home first aid kit], Farmacevticheskoe delo i tehnologiya lekarstv. № 3.

Mihel D.V. (2017) Medicinskaya antropologiya: uchebnoe posobie [Medical Anthropology: Textbook], M., Izdatelskij dom «Delo» RANHiGS,  306 s.

Интернет-источники:

«Детки» (https://www.detkityumen.ru/) (09.06.2023).

Артемьева Арина (2019) Домашняя аптечка : Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Алтанская средняя общеобразвательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» муниципального района «Амгинский район» (https://infourok.ru/issledovatelskoj-raboty-na-temu-domashnyaya-aptechka-4060488.html) (18.05.2023)

Домашняя аптечка (2024) Домашняя аптечка (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%BD%D1%8F%D1%8F_%D0%B0%D0%BF%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%BA%D0%B0) (09.06.2023).

Дурнова Виктория (2016) Проектная работа «Домашняя аптечка» :  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 22 (г. Бор) (https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2016/11/28/proektnaya-rabota-domashnyaya-aptechka) (18.05.2023)

ПМА-1 (2018) Записано от С.Ю., 1976 г.р., г. Тюмень.

ПМА-2 (2021) Записано от С.Ю., 1976 г.р., г. Тюмень.