ШАМАНСКАЯ РАБОТА В ГОРОДЕ И НА МЕСТАХ СИЛЫ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ (особенности запросов и изменение условий работы)

© 2023 Валентина Ивановна ХАРИТОНОВА, Елена Сергеевна РАТНИЧКИНА

МАиБ 2023 – № 1 (25)


DOI: https://doi.org/10.33876/2224-9680/2023-1-25/12

Ссылка при цитировании: Харитонова В.И., Ратничкина Е.С. (2023) Шаманская работа в городе и на местах силы в период пандемии (особенности запросов и изменение условий работы), Медицинская антропология и биоэтика, 1(25).


Валентина Харитонова беседует с Еленой Ратничкинойдиректором Института транс-ориентированной психологии им. Фелиситас Гудман

Валентина Ивановна Харитонова –

доктор исторических наук,

главный научный сотрудник,

зав. Центром медицинской антропологии

Института этнологии и антропологии

им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН

(Москва)

https://orcid.org/0000-0003-2280-8185

Email: medanthro@mail.ru


Публикуется в соответствии с планом научно-исследовательских работ Института этнологии и антропологии РАН


Ключевые слова: пандемия COVID-19, запросы клиентов в период пандемии, условия целительства в пандемию, запросы в постпандемийный период, оздоровление через транс, Институт транс-ориентированной психологии, (нео)шаманы, психология, психотерапия, транс-ориентированная психология, Фелиситас Гудман (Гудмэн), трансовые позы, трансовые ритуалы, «места силы», транс

Аннотация. Соавторы обсуждают вопросы современного городского шаманизма и неошаманизма в одном из его вариантов, освоенном Е.С. Ратничкиной в конце 1990-х годов, когда это стало широко распространенным во всем западном мире явлением, вызывавшем огромный интерес у его адептов, равно как и у ученых, занимавшихся проблемами шамановедения, религиоведения, появлявшихся неорелигиозных и квази-религиозных течений, направлений, групп. Особое внимание уделяется дальнейшему развитию психолога в этом направлении и становлению ее как специалиста в сфере трансово-ритуальных практик в результате знакомства с ними через немецкую художницу и писательницу Нану Наувальд, много лет наблюдавшую работу курандеро в Перу и приобщившуюся к ним, а позже изучавшую шаманизм в различных странах Азии. В тексте обсуждаются транс-ориентированная психология и ее создательница Фелиситас Гудман, рассматриваются понятия «экстатического транса», введенного антропологом, его исследование. Особо обращается внимание на то, каким образом была организована практическая работа с клиентами в Институте транс-ориентированной психологии им. Ф. Гудман в Москве до пандемии и как пришлось ее изменить с началом пандемийного периода. Анализируются варианты онлайн-работы в пандемию (включая специфику проведения ритуалов) и выезды в «места силы».


Введение

Современные психологи, начиная с 1990-х годов, активно включились в изучение самых разных практик, связанных с изучением ИСС – измененных состояний сознания, которые адепты и специалисты пытались также именовать НСС – необычными состояниями сознания и даже ШСС – шаманскими состояниями сознания. Естественно, все это имело две стороны: во-первых, большой интерес к ранее запрещаемым в стране исследованиям и, тем более, личным «посвящениям» в практики, а с этим была сопряжена педагогическая составляющая (научившись чему-то специалисты тут же передавали свой опыт и знания); во-вторых, это было связано с коммерцией, поскольку такие познания хорошо продавались и продаются до сих пор.

Надо отметить, что никто из практиков не предполагал, что они переместились в сферу несколько иной науки – антропологии сознания, которая была сравнительно недавно зафиксирована в рамках ААА (Американская антропологическая ассоциация, основанная в 1902 г.) как вполне самостоятельное направление, отделившееся от медицинской антропологии.

Конкретных практик, дошедших в т.ч. до России, было довольно много. Пожалуй, наиболее широко распространенным на территории бывшего СССР стали «шаманизм Карлоса Кастанеды» (Кастанеда 1996), «шаманизм Майкла Харнера» (Harner 1980; Харнер 1999; Townsend 2004) и трансперсональная психология (Майков, Козлов 2007; 2007а). Все они так или иначе связывали свои исследовательские познания с разными вариантами (нео)шаманизма и близких ему практик. В их постижении акцент делается на самосовершенствовании, получении новых знаний, связанных с необычными проявлениями психики, но не в меньшей степени – на самоисцелении и помощи в психофизиологическом излечении своим клиентам.

Появлению «транс-ориентированной психологии» в стране мы обязаны почти случайности – знакомству немки Наны Наувальд1 с россиянкой Еленой Ратничкиной2, общение которых привело к созданию в Москве «Института транс-ориентированной психологии им. Фелиситас Гудман» (см.: Институт…), ставшего де-факто филиалом аналогичной немецкой компании, созданной Наной Наувальд в Германии. В этом случае, как и в предыдущих, речь идет о патентованном методе работы конкретного специалиста-антрополога Ф. Гудман, которая передала свои наработки преемнице в лице Н. Наувальд, а та, в свою очередь, Е. Ратничкиной.

Особенностью развития направления стало, что совершенно естественно, присовокупление к методу Ф. Гудман личных наработок ее последовательниц. В случае с московской организацией ее руководитель и основатель Елена Ратничкина, естественно, включила в круг направлений свои специализации: психолога-регрессолога и аналитического психолога; туда же стали добавляться направления, которыми занимались коллеги, пожелавшие объединиться с Еленой в этой организации: классический гипноз, психиатрия, сказкотерапия и даже травничество.

Вот как представлен в настоящее время ИТОП (Институт трансово-ориентированной психологии) на очень информативном сайте организации:

«Институт транс-ориентированной психологии им. Фелиситас Гудман – научно-практическая лаборатория. Мы специализируемся на изучении феноменов глубинной памяти, современных направлениях работы с измененными состояниями сознания.

Мы развиваем новое направление в психологии через транс-ориентированный подход. Центральным понятием наших исследований является транс, его феномены, значение для эволюции человека, применение в решении задач повседневной жизни.

В институте активно работают 3 направления: факультет шаманских практик и экстатического транса, факультет регрессионной терапии и факультет аналитической психологии.

В рамках факультета регрессионной терапии мы преподаем одну из самых фундаментальных программ по подготовке регрессологов «Духовная интеграция», соответствующую самым строгим международным стандартам.

Мы изучаем шаманизм и его трансовое наследие. ИТОП – эксклюзивная площадка изучения и преподавания метода экстатического транса и ритуально-трансовых поз в нашей стране. Начиная с 2008 года, мы организуем семинары и сертификационные программы совместно с Институтом Ф. Гудман (Германия).

Сказкотерапия, классический гипноз, психиатрия для регрессологов, основы аналитической психологии, – основные направления психологической работы ИТОПа. Психологическое направление в ИТОП призвано поддерживать и изучать воздействия трансовых состояний, шаманских ритуалов, регрессионных сессий, предоставляя возможность краткосрочных консультаций и длительных форматов работы.

Феномен воспоминаний прошлых жизней, ритуально-трансовые позы, ритуалы традиционных шаманов, работа с лабиринтом и Оракулом ткачих, травничество и сказкотерапия, – это и многое другое, объединенное темой транса, вы найдете на наших группах и длительных программах» (Институт…).


В.Х.: Елена Сергеевна, мы с Вами знакомы уже много лет. Я давно и с большим интересом наблюдаю за Вашей деятельностью, в том числе в области неошаманизма, который, я надеюсь, мы с Вами сегодня попробуем рассмотреть как одну из целительских практик, активно функционировавшую в период пандемии и не утратившую своей активности, естественно, в постковидной ситуации.

Однако для наших читателей изначально важно понять, кто Вы и чем занимаетесь, как Вы пришли к шаманским практикам – т.е. где и чему, у кого учились, чтобы из обычного психолога превратиться в психолога-шамана, активно пропагандирующего особую «транс-ориентированную психологию», о которой мы поговорим чуть позже. Итак, пожалуйста, несколько слов о себе, своей профессиональной и, я бы сказала, не только профессиональной, но и творческой биографии, о трансформации Вашего мировоззрения…

Елена Сергеевна Ратничкина –

аналитический психолог,

практик и исследователь шаманизма, специалист по регрессионной терапии

и методу экстатического транса;

рук. Института транс-ориентированной психологии им. Фелиситас Гудман;

президент Ассоциации специалистов

и исследователей в области

глубинной памяти и регрессий.

Email: info@itop.moscow

Е.Р.: Валентина Ивановна, спасибо большое за этот разговор и возможность рассказать о моей практике. Я рада нашему многолетнему знакомству и сотрудничеству, которое дает мне возможность профессионально развиваться и многое осмысливать с научной точки зрения. Итак, я психолог, специалист по регрессионной терапии, практик и исследователь шаманизма. Сейчас это – моя профессиональная идентичность. Она много раз менялась, я искала правильные для себя слова и термины, чтобы они максимально адекватно отражали то, чем я занимаюсь.

Точкой отсчета своей шаманской практики я считаю 1998 год: это моя первая поездка в Швейцарию, где я работала с шаманкой и целительницей Соней Хирт. Она же и проводила для меня первые инициации, учила вѝдению, шаманской работе и индивидуальным ритуалам. Первое открытие того времени – это умение говорить с духами гор и камней. Для меня было важным, что она не учила меня копировать то, что делала сама. Соня всегда подчеркивала, что я должна с уважением относиться к своему собственному вѝдению и найти его отличие, понять, в чем моя специализация, мой дар. Это было также точкой отсчета для более глубокого понимания темы «прошлых жизней», которые мы активно с ней исследовали. Нашим личным мифом было то, что мы много раз встречались с ней в разных воплощениях, и встреча в этой жизни – продолжение работы, начатой в другом времени-пространстве. Тем не менее, это не исключало хорошего образования и долгой учебы: поэтому я много училась и продолжаю учиться – и как психолог, и как регрессолог, и как шаманский практик.

Кстати, так сложилось, что в моей профессиональной идентификации нет слова «шаман» или «шаманка», я вполне обхожусь словосочетанием «шаманский практик». Я с большим уважением отношусь к труду традиционных шаманов, со многими из которых я много лет дружу, понимаю место такой деятельности в родовой системе шаманов и не пытаюсь копировать то, что работает в рамках той или иной традиции. Мне достаточно тех методов, которым я научилась или которые родились сами в процессе практики.

В.Х.: Как и где Вы познакомились с замечательной дамой – художницей и писательницей Наной Наувальд (см. переводы на русский язык: Наувальд 2019; 2021; 2023 и др.), которой мы все обязаны, как я понимаю, появлением в России этого направления?

Е.Р.: Впервые Нана приехала в Россию в 2008 году. Это было связано с выходом ее книги про трансовые позы на русском языке. Мне попалось объявление на сайте культурного центра «Открытый мир»: «Специально к изданию книги Нана Наувальд приезжает в Москву, где проведет лекцию «Экстатический транс и ритуальные позы» и семинар «Исцеляющая сила медведя и ягуара»». Вот на этом семинаре я и познакомилась с методом экстатического транса и практикой ритуально-трансовых поз. Нана показывала, как работает метод и как можно по-иному проводить ритуалы, согласно этой практике. Я купила книгу, выпущенную тогда издательством Рипол-классик, и спросила Нану, можно ли практиковать позы самостоятельно. Она ответила утвердительно, и моя практика началась. Мы встречались с моими коллегами-подругами дисциплинированно каждый вторник на протяжении почти двух лет, чтобы исследовать шаманские практики и ритуально-трансовые позы в том числе. Это были по-настоящему трансформирующие годы.

Нана снова приехала в Москву через два года с лекцией «Шаманизм как практическая наука исцеления тела и духа», а затем был организован выездной семинар «Те, кто работают с огнем», где я уже совершенно точно поняла: это мой метод и это направление надо развивать в России. Наша обучающая программа по методу экстатического транса стартовала в 2010 году, и уже в 2011 в России появились первые сертифицированные ведущие в таком подходе. Кстати, мы почти все до сих пор дружим, 16 выпускников той первой программы.

Потом стартовала вторая программа – в 2013 году. Она шла два года и закончилась в 2015-м. Таким образом, в 2011–2015 годах при кураторстве Наны Наувальд, руководителя Института Фелиситас Гудман в Германии, были завершены первые в России сертификационные программы, подготовившие ведущих, владеющих этим методом работы.

В данный момент Институт транс-ориентированной психологии им. Фелиситас Гудман является преемником тех программ, а также научно-практической площадкой для исследования ритуально-трансовых поз и экстатического транса. За 2011–2023 годы были проведены тысячи ритуалов: на фестивалях, конференциях, в музеях, культурных центрах, на наших собственных площадках, на местах силы в России и во многих странах мира (Швейцария, Мексика, Великобритания, Швеция, Киргизия, Перу, Египет).

В.Х.: Думаю, нам надо рассказать о том, кто такая Фелиситас Гудман, а также как и почему она пришла к подобной практике.

Е.Р.:  Сведения об этой исследовательнице-антропологе сейчас можно найти в разных источниках, в том числе в известной всем Википедии, где, конечно же, не всегда все достоверно. Из общих данных надо, видимо, указать на то, что Фелиситас Мария Йохана Дениелс родилась в семье этнических немцев в Будапеште 30 января 1914 года. В 1936 году она закончила Гейдельбергский университет в Германии и получила диплом переводчика. Таким образом, изначально она не имела антропологического образования. В 1947 году Фелиситас Гудман вместе со своей семьей переезжает в США, в штат Огайо, где она преподавала немецкий и английский языки и делала письменные переводы научных статей. В 1965 году Фелиситас (тогда ей был уже 51 год) поступила в Государственный Университет Огайо, где в 1968 году получила звание магистра лингвистики и докторскую степень в области культурной антропологии. Как антрополог она исследовала религиозный экстатический транс. Для нее это было связано с археологией. Дело в том, что статуэтки и наскальные рисунки, изображающие людей в необычных положениях, долгое время составляли интерес исключительно историков культуры или археологов. А Фелиситас Гудман предположила в таких изображениях трансовую составляющую. Это было в середине прошлого века. Она называла такие позы «ритуальными инструкциями».

В.Х.: Но почему она решила, что это некий «экстатический транс»? Что такое вообще «экстатический транс» и как его можно «увидеть» в статуэтках? Кстати, в разных культурах то, что Вы называете «трансом» достигается по-разному (если вообще это используется в ритуальных практиках).

Е.Р.: Тип транса, который исследовала Фелиситас Гудман, – это транс, возникающий в результате ритмической стимуляции, производимой тыквенными погремушками или барабаном со скоростью 210 ударов в минуту, в сочетании с определенными ритуальными положениями тела.

Рис. 1. Богиня с 13-ю змеями. Культура сапотеков

В.Х.: Как были открыты воздействия именно «трансовых поз»? Почему вообще какие-то позы вдруг были объявлены «трансовыми»? Разве не достаточно просто ритма бубна для достижения ИСС?

Е.Р.: Вы правы, возможно, в каких-то случаях для достижения ИСС было бы достаточно и ритма бубна. Но этого было явно не достаточно для достижения повторяющихся и устойчивых результатов исследования, в том варианте практики, который изначально предложила Ф. Гудман. В начале своих экспериментов, желая показать своим студентам «транс», Фелиситас разрешала им ходить или сидеть, либо стоять. Поза была произвольной. Все, что делала она, это извлекала звук погремушкой. Студенты сообщали ей о том, что их состояние менялось; но в их опыте не было прогнозируемых или устойчивых изменений. После нескольких лет таких опытов Гудман уже была готова сдаться: она была разочарована явным недостатком совпадений в их опыте. Но вскоре Фелиситас обнаружила недостающий компонент, который объединилрелигиозно-трансовые переживания.

Узнав о том, что положение тела в медитативных практиках может привести к определенным физиологическим изменениям, доктор Гудман начала поиски поз, которые она могла использовать в ее исследованиях трансовых состояний. Она нашла то, что искала в картинках и иллюстрациях, где изображались небольшие статуэтки, и в наскальной живописи тысячелетней давности: эти изображения, как она посчитала, представляли собой законченные, самодостаточные религиозные ритуалы.

Рис. 2. Проводник душ. Представлена во многих культурах мира.
Рис. 3. Медвежий дух. Статуэтка племени квакиутль (Канада).
Рис. 4. Женщина из Фордаля (Дания).

Изучая религиозные ритуалы и возможности воспроизведения их трансового эффекта, Фелиситас использовала уже освоенное ею ритмическое сопровождение, а именно – звук погремушки, сделанной из плода горлянкового дерева.

В.Х.: Простите, я снова за свое, поскольку мне многое не очень понятно в словотворчестве Фелиситас Гудман: почему транс был определен как «экстатический»? Для меня это несколько странное сочетание, ведь транс и экстаз – явления схожего порядка, часто их считают ступенями погружения в ИСС? А кто-то просто полагает, что это разные слова для наименования одного состояния…

Напомним, что экстаз с греческого (ἐκστασις) – смещение, перемещение; вместе с тем – исступление, восторг. В трактовках это может соотноситься с разными вариантами ИСС: от просто восторженно-одухотворенного состояния до «выхода из тела». Мало того, один и тот же автор может дать множество характеристик и выделить несколько разновидностей экстаза – сошлюсь, например, на статью И. Оршанского в Викитеке, которая вообще называется «Энтузиазм и экстаз» и построена на изначальном сопоставлении двух феноменов (Оршанский б/г).

А словом «транс» что только не обозначается (тут тоже сложности с пониманием термина, восходящего к тому или иному значению, сравним, например: от фр. transir «оцепенеть» ← лат. transire «переходить границы чего-либо»). Очень распространенное его значение – «повышенное нервное возбуждение с потерей воли над собой, а также помрачение сознания при гипнозе, экстазе и т. п.» (обычно дается со ссылкой на Оксфордский словарь); есть и множество схожих, но глубинно различных определений. Например, группа специалистов из Стэнфорда, которой руководит Дэвид Спигел (David Spiegel) говорят о гипнотическом трансе и различных состояниях работы мозга в нем, а кто-то считает транс самогипнозом… Специалисты (преимущественно психиатры и психотерапевты) указывают на целый ряд как внешних, так и внутренних признаков трансового (гипнотического) состояния: 1)    неподвижность (в «обычном» состоянии сознания люди никогда не находятся длительное время в неподвижном состоянии); 2) закрывание глаз; 3) расслабление (мышц тела, в том числе на лице); 4) изменение диаметра зрачков; 5) замедление дыхания; 6) замедление рефлексов, в том числе сглатывания; 7) мышечные подёргивания; 8) дрожание ресниц; 9) лёгкие покачивания головой (Гинзбург, Яковлева 2008). А Милтон Эриксон (автор знаменитого «эриксоновского гипноза») выделял минимум три вида транса и характеризовались они как состояния, значимо отличные друг от друга, а углубленный транс он соотносил с гипнозом… Одним словом, в отношении определения транса настолько все запутано, что некоторые специалисты вообще призывают (во всяком случае, в антропологии) просто отказаться от этого понятия. В связи с этим хочу обратить Ваше внимание на статью, которая была опубликована в подготовленной мной подборке журнала «Этнографическое обозрение» в 2008 году – она называется очень значимо: «Покончить с терминами “транс” и “экстаз” в исследованиях шаманизма» (Амайон 2008).

Не забудет, что есть еще одно значение у слова – это вообще музыкальный стиль в электронной музыке (идет от сочетания стилей техно + хаус). Теперь же «транс» – это еще и «трансгендер» в разговорном языке…

Е.Р.: Ну, у Гудман свои описания таких состояний. Практикуя некоторые из поз с добровольцами и используя погремушку в качестве ритмического стимула, чтобы ввести в транс, доктор Гудман обнаружила, что состояние сознания было изменено удивительным образом, а именно: они вошли в состояние, которое обеспечивало вход в альтернативную реальность, где они испытали экстаз (экстатические переживания). Ритм погремушки или барабана 210 ударов в минуту помогает преодолеть блокировку нервной системы и достичь измененного состояния сознания. Подобное измененное восприятие делает возможным визионерское, познавательное переживание, в котором участвуют все наши телесные чувства.

В.Х.: Хорошо, остановимся на этом, хотя погружение в ИСС может осуществляться самыми разными путями (их очень много – ритм, именно 210 ударов в минуту, да и погремушки при этом не обязательны).

Но вот – ритуальные позы: если говорить о них с точки зрения физиологических процессов, происходящих под их воздействием в организме человека, то как этот процесс сопряжен с появлением именно «экстатического транса»?

Е.Р.: В своей книге «Экстатический транс» Нана Наувальд приводит данные исследований, проведенных в Высшей школе изобразительных искусств в Брауншвейге (Германия) профессором Биргин Хайн (Наувальд, Гудман 2019: 52). Данные этих исследований показывают, что в таких состояниях содержание в сыворотке крови гормонов стресса (адреналина и кортизола) заметно уменьшается. Резко подавляется деятельность теменных долей мозга, где человек фиксирует собственный образ, благодаря чему размывается разграничение между собой и миром, пропадает ощущение тела и его границ.

Начинается обильное кровоснабжение правого полушария мозга. Гипофиз усиленно вырабатывает эндорфины, что обеспечивает эйфорическое состояние, сохраняющееся несколько часов после транса. В некоторых позах руки располагаются на вилочковой железе, тимусе. Это прикосновение может активизировать иммунную систему (Наувальд, Гудман 2019: 54–57).

Профессор Гизельхер Гуттманн, исследовавший в Венском Университете электрическую активность мозга (см.: Наувальд, Гудман 2019: 46) пришел к выводу, что тело и дух при использовании ритуальных поз и ритма бубна находятся в парадоксальном состоянии между расслаблением и концентрацией, между бодрствованием и сном. Он ввел для обозначения таких состояний особый термин – «парадоксальное возбуждение» и «расслабленное напряжение». Кульминацией этого опыта может стать состояние, которое бушмены калахари называли «кипящей энергией», а Фелиситас Гудман определила как «экстатический транс».

В.Х.: Каково психологическое и духовное воздействие «экстатического транса»?

Е.Р.: Сочетание ритмической стимуляции с ритуальными позами может произвести значительные изменения в сознании, позволяющие человеку ощущать различные сферы, пространства «альтернативных реальностей». При этом высвобождаются аффекты и эмоции, долгие годы остававшиеся заблокированными. Переживания измененного состояния сознания в результате намеренного, целенаправленного шаманского воздействия могут быть страстными, целительными и озаряющими, прорицательными. Переживания в ритуале могут позволить ощутить себя самим собой (индивидуумом) и целостным в слиянии со Вселенной в то же самое время.

В.Х.: Расскажите, пожалуйста, как Вы работаете? Как происходит погружение людей в состояние, которое Вы называете «экстатическим трансом».

Е.Р.: Конечно, я не знаю, как именно Фелиситас пришла к той форме ритуала, которой в конечном итоге нас обучала Нана Наувальд. Я училась именно у Наны и практикую метод в той форме, в которой он был передан мне. Конечно, по мере практики происходит, с одной стороны, некоторое закрепление его элементов, шагов, с другой стороны – что-то модифицируется. Например, поскольку моя практика сложилась так, что я более семи лет подряд вела вечерние группы по средам, ритуал в рамках которых длился по три, три с половиной часа, то это повлияло на форму практики. В моем распоряжении не было целого выходного дня, как у Наны, поэтому не было возможности для «разгона», для долгих бесед. Надо было найти краткие формы погружения и объяснения происходящего, чтобы ритуал был глубоким и действенным за столь короткое время. Поэтому я придумала «круги звука»: совместное звучание в бубны, шумелки перед началом ритуала с разными темами. Мы можем звучать для определенной точки годового круга – для зимнего солнцестояния, например. Или перед работой с ритуалом «Медвежий дух» звучать отдельно для духа медведя, чтобы почувствовать контакт с ним. Но главная цель этого совместного звучания в унисон – сонастройка тех, кто пришел на ритуал. Многие участвуют в таком действии впервые, поэтому для погружения нужно особое состояние, доверие и открытость. Этого легко достичь с помощью совместного звучания с использованием бубнов и шаманских погремушек (шумелок).

Дальнейшие шаги ритуала, как правило, будут следующими:

  1. После знакомства и совместного звучания – рассказ о методе и той позе, которая будет использоваться. Знакомство с культурным контекстом ритуала. После этого ведущий покажет, как технически выполнять трансовую позу и объяснит простые правила работы с позой во время ритуала.
  2. Затем будет окуривание. Обычно окуривание шалфеем. Это будет создавать особое защищенное пространство для каждого участника.
  3. Открытие священного пространства – обращение к четырем сторонам света, земле и небу и тем силам, с которыми находится в контакте тот, кто проводит ритуал.
  4. Совместная работа с погремушками в едином ритме 210 ударов в минуту (стимулирование нервной системы). Эта работа готовит тело, нервную систему к восприятию того опыта, который будет проходить дальше при работе с ритуально-трансовой позой.
  5. В течение 15 минут под звук бубна или погремушек мы работаем/путешествуем в ритуальной позе.
  6. Возвращение. Работа с осокой. Как правило, работа с позой завершается тем, что все участники ритуала ложатся и отдыхают. Тот, кто проводит ритуал, берет в руки две связки осоки и мягко звучит, шуршит ею над каждым участником. Это делается для того, чтобы «закрыть» пространство работы, мягко распределить ту энергию, которая пришла в ритуале.
  7. Шеринг. Работа завершается рассказом об опыте, и это тоже важный элемент практики. Порой, слушая рассказы других участников, мы понимаем нюансы собственного опыта, нормализуем то, что произошло с нами. «Бубен пел, слышились голоса мужского или женского хора, казалось, что звук перемещался, было много образов, шли мурашки по всему телу», — эти и другие частые рассказы сопровождают опыт таких путешествий.

В.Х.: Как Вы работаете в самих «трансовых позах»? Есть ли какие-то особые правила?

Рис. 5. Трансовая поза «Женщина из Фордаля».
Рис. 6. Трансовая поза «Женщина из Халиско».

Е.Р.: На каждом ритуале берется для исследования/выполнения только одна трансовая поза. Это объясняется тем, что за каждой позой – целая культура или даже культуры. Например, за трансовой позой «Медвежий дух» сразу несколько культур: такое положение тела встречается и на северо-западном побережье Канады в статуэтках племени квакиутль, и в деревянном зодчестве тлинкитов, и среди статуэток ольмеков.

Наши правила работы с позами просты.

  • Позы статичны. Мы удерживаем позу 15 минут. Мы сохраняем то особое положение тела, которое отражено в древнем артефакте (статуэтке, барельефе, наскальном рисунке). То есть, мы «копируем» этот древний «исходник», следуя древним ритуальным инструкциям, которые заключены в этом исходном артефакте.
  • Если возникает желание пошевелиться, лучше сделать мягкое движение. Потом опять вернуться в неподвижность. Активизация двигательного центра мозга может привести к выделению эндорфинов.
  • Если информация неприятна или поток интенсивен, можно мягко открыть глаза, укорениться в реальном мире, а потом опять войти в транс.
  • Если тяжело выдерживать позу – мягко выйти из нее, не открывая глаз, отдохнуть, потом опять войти в позу.
  • Если транс завершился, можно расслабиться, сесть или лечь.
  • Если есть ощущение, что вы не в трансе, – проверьте позу, обратите внимание на те части тела, которые должны быть напряжены.
  • Важно помнить, что в каждой позе есть точки напряжения. Отличительная черта ритуальных поз – чередование напряжения и расслабления мышц. Каждая из изученных поз предполагает концентрацию внимания на тех мышцах, которые находятся в напряжении. Кисти рук при этом являются «системой управления» трансом. Если плотно прижать пальцы, то энергия будет сфокусирована на самом человеке, если растопырить пальцы – внимание перейдет на внешний мир, поглощение энергии извне.

Нана Наувальд в своей книге «Шаманские ритуалы восприятия» (Наувальд 2023: 243) пишет, что «если трансовая поза вызывает такое сильное напряжение, что это препятствует вхождению в транс, нужно сделать следующее: оставьте глаза закрытыми, продолжайте визуализировать позу, но выйдите из позы, отдохните, потом снова примите нужное положение».

Фелиситас Гудман считала: «Наше тело является универсальным инструментом для того, чтобы проникать в разнообразные реальности, миры, в которых мы живем.  Оно может помочь нам приобрести непосредственный опыт погружения в живую информационную систему сознания.

Эти путешествия ведут нас к переосмыслению своего места в мире, иному восприятию природы и признанию того, что все сущее наделено душой. Те, кто получил такой опыт, ощутили, что вся жизнь едина, что все переплетено и взаимозависимо. Эти люди способны вести более интенсивную жизнь в повседневной, будничной реальности. Они получают ощущение независимости материального мира, времени и пространства от личного «Я».

Транс – целителен» (Там же).

В.Х.: Простите, но я снова изображу полное непонимание и позволю себе задать исходный вопрос: так что же такое «транс»?

Рис. 7. Трансовая поза «Маковая женщина из Гази».

Е.Р.: Состояние транса – это заложенная в человеке способность приобретения опыта. Транс – это биологическая дверь в другую, сакральную действительность. Через ритуальную позу и связанное с ним намерение можно прийти к экстатическому переживанию. Так считала Фелиситас Гудман.

* * * * *

В.Х.: Елена, очевидно, что вся работа с трансовыми позами и ритмом/погремушками требует общих собраний для проведения ритуалов на неких особых местах. Вероятно, даже если это делается в условиях помещения типа студии или квартиры, то тоже необходимо быть всем вместе и работать в команде, группой. Но во время пандемии это все должно было нарушиться…

Давайте, наконец, обратимся к теме, ради которой и затевался этот разговор. Я хочу узнать, как изменилась Ваша работа с момента начала пандемии? Было ли какое-то замешательство – как теперь работать, если встречаться нельзя? Как Вы преодолели сложности изменившихся реалий жизни?

Е.Р.: Конечно же, для меня, как и для всех, это было большим ударом и испытанием: невозможность куда-то выходить и ездить, встречаться очно и проводить любимые ритуалы в любимом пространстве, непосредственно видя тех, кто на них собрался. Долгое время в моем профессиональном сообществе регрессологов и шаманских практиков шли дебаты – что делать? Собираться или не собираться? Но жизнь все расставила на свои места: мы были вынуждены проводить ритуалы, потому что не было ясно, как долго все продлится, это раз. Второе, и самое важное: людям нужна была помощь. А мы эту помощь могли им предложить. И на мой взгляд, это было бы непрофессионально – не рискнуть и не попробовать изменить формат. Риск был оправданным, и результаты не заставили себя ждать: уже первые онлайн-ритуалы и регрессионные исследования показали, что при должной организации пространства все процессы идут глубоко и терапевтично.

В.Х.: Что было особенно трудным при переходе на онлайн общение? И как вообще возможно провести ритуал в онлайн-пространстве? Это уже само по себе специфическое «альтернативное состояние», где-то Вы так выражаетесь. Как Вы преодолевали эти сложности?

Е.Р.: Моим удивлением и радостью было то, что «все работает». Что онлайн-пространство оказалось таким же живым, как и очный ритуал. Конечно же, выбирая из двух возможностей, я всегда выберу именно очную работу, но что делать, когда такой возможности нет? Я поняла, что моя уверенность в том, что это работает, создание привычной атмосферы ритуала, хороший звук (а это потребовало технической оснащенности и покупки нового оборудования) помогали воспроизводить то, что обычно происходит на моих групповых встречах.

Мне было важно собирать «алтарь» (сакральное пространство круга с используемыми на нем артефактами), как если бы мы встречались очно. Обычно я присылала участникам фото того, как я подготовила пространство: я зажигала свечи, также раскладывала предметы на алтаре. Я даже научилась окуривать людей шалфеем на расстоянии! Я просила их закрыть глаза, они сидели перед экранами своих компьютеров, а я называла их имена по очереди и, посвистывая, окуривала. Все потом говорили, что это было значимо и приятно. Я также продолжила «открывать пространство», звать духов своей шумелкой: привычным образом вставала, поворачиваясь к разным сторонам света и рассыпая муку. Да, мой дом потом нуждался и в проветривании, и в уборке, но зато это все было по-настоящему! Я поняла, что мне надо обязательно встать, когда я звучала, я не могла сидеть просто перед экраном, тогда энергии не хватало, это было «не так».

Труднее всего дались технические моменты: часто онлайн программы глушат такой монотонный звук, как бубен или шумелка. Поэтому поиск оптимальных технических устройств стал на какое-то время самым большим испытанием в шаманской практике.

В.Х.: Удавалось ли выезжать куда-то в период пандемии? Зная, как Вы любите проводить свои ритуалы в разных странах, мне трудно представить, что Вы сидели только в «виртуальной реальности» онлайн-встреч и конференций.

Е.Р.: Смотря что называть «периодом пандемии». В самый ее разгар, в первые три месяца, все, что мне удавалось делать, это мелкими перебежками добираться до местного парка и оттуда записывать видео со звуком бубна. Впоследствии я поняла, что именно этот формат: звучание на три-пять минут – очень востребован, хотя до пандемии я видела в этом мало смысла. Ну, зачем такое короткое звучание? Что оно может дать? И вот это мое неверие в целительную силу транса было моим личным ограничением.

Теперь у меня есть целый шаманский телеграм-канал, где я записываю такого рода звучание в бубен или шаманские шумелки с разными запросами, которые мне присылают слушатели именно на три-пять-семь минут. И это очень хорошо работает. А начало тому положил именно период пандемии. Оказалось, что этого времени достаточно, чтобы внутри произошло целительное изменение: успокоение, расслабление, появление образов, телесных ощущений, новых мыслей и даже озарений.

Если вернуться к моим любимым поездкам, то, как только стало возможным путешествовать, я, конечно же, продолжила путешествия, потому что для меня это непосредственно связано с моей практикой, а также с изучением мест происхождения ритуально-трансовых поз.

Первая поездка в Мексику была уже в 2021 году; она повторилась совсем недавно в ноябре 2023 году уже с другим масштабом исследований и большой группой. Затем были поездки в Кыргызстан, на Байкал, на Синай… и многие другие. Везде целью было соединение природных мест с теми ритуалами, которые мы совершали с помощью метода экстатического транса и ритуально-трансовых положений тела.

В.Х.: Лена, конечно же, мне – как медицинскому антропологу – очень хочется понять, с чем именно обращались клиенты в период ковида? Были ли просьбы «излечить»? Или это была превентивная работа? Профилактика своего рода? Просили за себя или за близких? Поделитесь, пожалуйста, своими комментариями к сложной пандемийной реальности.

Е.Р.: В основном людям была нужна психологическая поддержка. Мало кто из наших клиентов просил «волшебных пилюль». Мы не магичны и не эзотеричны, и так не считываемся ни как коллектив, ни как отдельные специалисты; поэтому запросы были достаточно зрелые: как обрести спокойствие; какие животные силы и духи-союзники могут помочь и дать опору; какие шаманские ритуалы можно делать самостоятельно; какие ритуально-трансовые позы дают ощущение устойчивости.

В.Х.: Кто обращался к Вам преимущественно? Это те же люди, тот же контингент, с которым Вы работали до пандемии? Или в связи со страшной и непонятной болезнью этот контингент значимо изменился?

Е.Р.: В основном, это были наши клиенты. Особенно в самом начале. Но потом «слух» о том, что есть «странные люди, бубнящие в прямом эфире», быстро распространился и привлек новых участников. Знаю совершенно точно, что это помогло обрести почву под ногами многим людям в тот кризисный период.

В.Х.: К Вам, вероятно, не только как к специалисту, практикующему в варианте «шаманки», но и как к психологу-регрессологу во время пандемии было много обращений? Расскажите об этой стороне Вашей практики.

Е.Р.: Вы правы, что пандемия стала периодом особенного спроса, так как все искали новых опор. Это был совершенно новый опыт, для многих людей в крайней степени тревожный: изоляция в своих домах; долгое непрерывное общение с членами семьи без возможности некого отдаления, выходов на работу, пауз; потеря работы, бизнеса, если они зависели от очного присутствия. И, возможно, самое серьезное – это сам ковид, болезнь с ее новыми симптомами, вызовами, поисками наилучших способов с этим справиться, тревога за заболевших родственников. Поэтому обращений было очень много, так же как и изменений в том, как велись приемы. Практически все мои коллеги перешли на онлайн-консультирование (Расписание…), несмотря на то, что в начале пандемии были категорически против онлайн-приемов. Но что же делать, если проблема есть и надо ее решать? Поэтому и шаманские ритуалы, и регрессионные исследования смело шагнули в виртуальное пространство. Более того, я сделала пилотный проект, который стал очень востребованным терапевтическим форматом: это цикл «Шаманское дежурство». Смысл был в том, что в течение 11 дней мы встречались на два часа в одно и то же время в онлайн-пространстве для «шаманских путешествий»: я рассказывала про одну из ритуально-трансовых поз, а затем проводила ритуал, и все присутствующие совершали путешествие с собственным запросом.

В.Х.: Когда Вы ощутили, что пандемия заканчивается? Совпало ли это с официальным заявлением ВОЗ о ее окончании или в стране все «отменилось» само собой – от человеческой усталости жить в рамках локдаунов, масочного режима, недопустимости общения с родными и близкими?

Е.Р.: Для нас пандемия закончилась гораздо раньше, я бы даже сказала, что мы ее не очень заметили, ну, если не брать во внимание то, что мы так же, как и все, сидели дома и вели свои приемы, просто включив компьютер.

В.Х.: Какой опыт Вы как психолог и как «шаманка» вынесли из пандемийного периода? Чему он Вас научил?

Е.Р.: Наверное, тому, что надо быть открытыми к новому. Что наша практика гораздо более гибкая и видоизменяемая, чем я думала. Что все работает даже на расстоянии: поле, духи, сила, – мы можем называть это как угодно. И это не может не радовать.

В.Х.: Мне кажется интересным, что теперь уже не только Ваше направление – а это преимущественно психологи – активно использует практики, которые считает шаманскими. Например, широко известный и давно существующий «Институт Психотерапии и Клинической Психологии»3 предлагает сейчас программу «Шаманские путешествия в психотерапии» (рук. программы Гордеева Елена Григорьевна4).

 

Примечания:

1Нана Наувальд – «Руководитель Института Фелиситас Гудман (Германия). Художница, писатель, практик и исследователь шаманизма.

Нана более 30 лет изучает шаманизм народов Южной Америки, Непала, Сибири и Эквадора. Многие годы она посвятила изучению ритуальных поз, используемых в древних сакральных ритуалах.

Нана Наувальд – соавтор и коллега антрополога Фелиситас Гудман, заново открывшей древний способ «путешествий в духе» и практику ритуально-трансовых поз.

В данный момент руководит сообществом, изучающим практику ритуально-трансовых поз» (Институт…).

2Елена Ратничкина – «Руководитель Института транс-ориентированной психологии им. Ф. Гудман.

Аналитический психолог, специалист по регрессионной терапии и методу экстатического транса, практик и исследователь шаманизма» (см. подробно: Институт…).

3 «Институт Психотерапии и Клинической Психологии занимается подготовкой специалистов-практиков в области клинической психологии, практической психологии и психотерапии в более чем 20 направлениях.

Для тех, кто только мечтает начать работу в психологической сфере, мы предлагаем программы с фундаментальной теоретической базой, дающие навыки практического консультирования. Вы сможете сразу после обучения начать частную терапевтическую практику и работать в сфере психологического консультирования и помощи.

Для получивших высшее образование по психологии, но еще не начавших практику, предлагаем программы повышения квалификации или переподготовки, направленные на отработку и совершенствование уже имеющихся практических навыков, с акцентом на особенностях работы в личной и групповой терапии» (Шаманские путешествия…)

4 Гордеева Елена Григорьевна – д.м.н., врач психиатр-психотерапевт, клинический психолог; сертифицированный специалист по трансперсональной психологии и психотерапии кризисных состояний; эксперт в областях: трансперсональной психотерапии; работы с травмой и последствиями насилия. Она же – руководитель учебных программ: трансперсональная психология и психотерапия; психотерапии кризисных состояний и последствий травмы. Ею написаны несколько монографий и более 50 статей по психотерапии.

Библиография:

Harner M.J. (1980) The Way of the Shaman. N.Y.

Townsend Joan B. (2004) Core-Shamanism and Neo-Shamanism, Shamanism. An Encyclopedia of world beliefs, practices, and culture. V. 1 / ed. by Marico Namba Walter, Eva Jane Neumann Fridman. Santa-Barbara : ABC CLIO, P. 49–56.

Амайон, Р.Н. (2007) «Покончить с терминами “транс” и “экстаз” в исследованиях шаманизма», Этнографическое обозрение, № 1, с. 6–18.

Гинзбург М.Р., Яковлева М.Е. (2008) Эриксоновский гипноз: систематический курс, М., Московский психолого-социальный институт, 2008, 312 с.

Гудман, Фелиситас (2019) Там, где духи играют с ветром. Трансовые путешествия и другие экстатические переживания / Гудман Ф. [пер. с англ. Е. Фроловой], М., ИТОП им. Ф. Гудман, 320 с.

Кастанеда, Карлос (1996) Безмолвное знание (рукопись)

Майков В.В., Козлов В.В. (2007) Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции. Т. I: Мировой трансперсональный проект, М.

Майков В.В., Козлов В.В. (2007а) Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции. Т. II: Мировой трансперсональный проект, М.

Наувальд, Нана [Гудман, Фелиситас] (2019) Экстатический транс. Ритуальные позы. Практическое пособие, Нана Наувальд, Фелиситас Гудман [пер. с нем. О. Грузберг], М., ИТОП им. Ф. Гудман, 232 с.

Наувальд, Нана (2021) Полёт шамана. Шаманские сказки и мифы, сост. Нана Наувальд; пер. с нем. О. Кац, Москва, ИТОП им. Ф. Гудман, 2021, 190 с.

Наувальд, Нана (2023) Встреча с духом животного. Знания, переданные из европейских традиций, Нана Наувальд, пер. с нем. О. Кац, Москва: ИТОП им. Ф. Гудман, 2023, 320 с.

Харненр, Майкл (1999) Путь шамана, М.

References:

Amajon, R.N. (2007) «Pokonchit s terminami “trans” i “ekstaz” v issledovaniyah shamanizma» [“Ending the Terms “Trance” and “Ecstasy” in Shamanic Studies”], Etnograficheskoe obozrenie, № 1, S. 6–18.

Ginzburg M.R., Yakovleva M.E. (2008) Eriksonovskij gipnoz: sistematicheskij kurs [Ericksonian hypnosis: a systematic course], M., Moskovskij psihologo-socialnyj institut, 2008, 312 s.

Gudman, Felisitas (2019) Tam, gde duhi igrayut s vetrom. Transovye puteshestviya i drugie ekstaticheskie perezhivaniya [Where spirits play with the wind. Trance journeys and other ecstatic experiences], Gudman F. [per. s angl. E. Frolovoj], M., ITOP im. F. Gudman, 320 s.

Harner M.J. (1980) The Way of the Shaman, N.Y.

Harner, Majkl (1999) Put’ shamana [The Way of the Shaman], М.

Kastaneda, Karlos (1996) Bezmolvnoe znanie [Silent knowledge] (rukopis)

Majkov V.V., Kozlov V.V. (2007) Transpersonalnyj proekt: psihologiya, antropologiya, duhovnye tradicii [Transpersonal project: psychology, anthropology, spiritual traditions], T. I: Mirovoj transpersonalnyj proekt, M.

Majkov V.V., Kozlov V.V. (2007a) Transpersonalnyj proekt: psihologiya, antropologiya, duhovnye tradicii [Transpersonal project: psychology, anthropology, spiritual traditions], T. II: Mirovoj transpersonalnyj proekt, M.

Nauvald, Nana (2019) Ekstaticheskij trans. Ritualnye pozy. Praktika [Ecstatic trance. Ritual poses. Practice], Nana Nauvald, Felisitas Gudman [per. s nem. O. Gruzberg], M., ITOP im. F. Gudman, 232 s.

Nauvald, Nana (2021) Polet shamana. Shamanskie skazki i mify [Flight of the shaman. Shamanic tales and myths], M.

Nauvald, Nana (2023) Vstrecha s duhom zhivotnogo. Znaniya, peredannye iz evropejskih tradicij[Meeting with the spirit of an animal. Knowledge passed on from European traditions], Nana Nauvald, per. s nem. O. Kac, Moskva, ITOP im. F. Gudman, 2023, 320 s.

Townsend Joan B. (2004) Core-Shamanism and Neo-Shamanism, Shamanism. An Encyclopedia of world beliefs, practices, and culture. V. 1, ed. by Marico Namba Walter, Eva Jane Neumann Fridman, Santa-Barbara, ABC CLIO, P. 49–56.

Источники

David Spiegel (Dr. David Spiegel is Willson Professor and Associate Chair of Psychiatry & Behavioral Sciences, Director of the Center on Stress and Health, and Medical Director of the Center for Integrative Medicine at Stanford University School of Medicine)   (https://med.stanford.edu/profiles/david-spiegel)

Институт психотерапии и клинической психологии https://psyinst.moscow/ob-institute/

Институт транс-ориентированной психологии им. Ф. Гудман https://itop.moscow/

Оршанский И. (б/г) «Энтузиазм и экстаз» // Викитека (https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%AD%D0%A1%D0%91%D0%95/%D0%AD%D0%BD%D1%82%D1%83%D0%B7%D0%B8%D0%B0%D0%B7%D0%BC_%D0%B8_%D1%8D%D0%BA%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B7)

Расписание On-line: Институт транс-ориентированной психологии им. Ф. Гудман https://itop.moscow/raspisanie/raspisanie-online

 «Шаманские путешествия в психотерапии» — «Институт Психотерапии и Клинической Психологии» https://psyinst.moscow/

Приложение:

Ритуально-трансовые позы в исполнении Е.С. Ратничкиной

Фотографии из путешествий (Мексика 2023)

Храмовый комплекс в Чичен-Ице.
Ритуально-трансовая поза «Принятие полномочий».
Храмовый комплекс в Чичен-Ице.
Ритуально-трансовая поза «Женщина с острова Хайна».

Фотографии из путешествий (Кыргызстан 2023)

Каньон «Сказка».
Ритуально-трансовая поза «Пернатая змея».
Каньон «Сказка».
Ритуально-трансовая поза «Богиня с 13 змеями».
Чолпон-Ата. Музей петроглифов.
Ритуально-трансовые позы «Женщина из Лосселя».
Чолпон-Ата. Музей петроглифов.
Ритуально-трансовая поза «Цернунн».
Иссык-Куль. Ритуально-трансовая поза «Чильтаны».
Гора Моисея.
Ритуально-трансовая поза «Женщина из Моравии».