© 2023 Валентина Ивановна ХАРИТОНОВА, Елена Сергеевна РАТНИЧКИНА
МАиБ 2023 – № 1 (25)
DOI: https://doi.org/10.33876/2224-9680/2023-1-25/12
Ссылка при цитировании: Харитонова В.И., Ратничкина Е.С. (2023) Шаманская работа в городе и на местах силы в период пандемии (особенности запросов и изменение условий работы), Медицинская антропология и биоэтика, 1(25).
Валентина Харитонова беседует с Еленой Ратничкиной – директором Института транс-ориентированной психологии им. Фелиситас Гудман
Валентина Ивановна Харитонова –
доктор исторических наук,
главный научный сотрудник,
зав. Центром медицинской антропологии
Института этнологии и антропологии
им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН
(Москва)
https://orcid.org/0000-0003-2280-8185
E—mail: medanthro@mail.ru
Публикуется в соответствии с планом научно-исследовательских работ Института этнологии и антропологии РАН
Ключевые слова: пандемия COVID-19, запросы клиентов в период пандемии, условия целительства в пандемию, запросы в постпандемийный период, оздоровление через транс, Институт транс-ориентированной психологии, (нео)шаманы, психология, психотерапия, транс-ориентированная психология, Фелиситас Гудман (Гудмэн), трансовые позы, трансовые ритуалы, «места силы», транс
Аннотация. Соавторы обсуждают вопросы современного городского шаманизма и неошаманизма в одном из его вариантов, освоенном Е.С. Ратничкиной в конце 1990-х годов, когда это стало широко распространенным во всем западном мире явлением, вызывавшем огромный интерес у его адептов, равно как и у ученых, занимавшихся проблемами шамановедения, религиоведения, появлявшихся неорелигиозных и квази-религиозных течений, направлений, групп. Особое внимание уделяется дальнейшему развитию психолога в этом направлении и становлению ее как специалиста в сфере трансово-ритуальных практик в результате знакомства с ними через немецкую художницу и писательницу Нану Наувальд, много лет наблюдавшую работу курандеро в Перу и приобщившуюся к ним, а позже изучавшую шаманизм в различных странах Азии. В тексте обсуждаются транс-ориентированная психология и ее создательница Фелиситас Гудман, рассматриваются понятия «экстатического транса», введенного антропологом, его исследование. Особо обращается внимание на то, каким образом была организована практическая работа с клиентами в Институте транс-ориентированной психологии им. Ф. Гудман в Москве до пандемии и как пришлось ее изменить с началом пандемийного периода. Анализируются варианты онлайн-работы в пандемию (включая специфику проведения ритуалов) и выезды в «места силы».
Введение
Современные психологи, начиная с 1990-х годов, активно включились в изучение самых разных практик, связанных с изучением ИСС – измененных состояний сознания, которые адепты и специалисты пытались также именовать НСС – необычными состояниями сознания и даже ШСС – шаманскими состояниями сознания. Естественно, все это имело две стороны: во-первых, большой интерес к ранее запрещаемым в стране исследованиям и, тем более, личным «посвящениям» в практики, а с этим была сопряжена педагогическая составляющая (научившись чему-то специалисты тут же передавали свой опыт и знания); во-вторых, это было связано с коммерцией, поскольку такие познания хорошо продавались и продаются до сих пор.
Надо отметить, что никто из практиков не предполагал, что они переместились в сферу несколько иной науки – антропологии сознания, которая была сравнительно недавно зафиксирована в рамках ААА (Американская антропологическая ассоциация, основанная в 1902 г.) как вполне самостоятельное направление, отделившееся от медицинской антропологии.
Конкретных практик, дошедших в т.ч. до России, было довольно много. Пожалуй, наиболее широко распространенным на территории бывшего СССР стали «шаманизм Карлоса Кастанеды» (Кастанеда 1996), «шаманизм Майкла Харнера» (Harner 1980; Харнер 1999; Townsend 2004) и трансперсональная психология (Майков, Козлов 2007; 2007а). Все они так или иначе связывали свои исследовательские познания с разными вариантами (нео)шаманизма и близких ему практик. В их постижении акцент делается на самосовершенствовании, получении новых знаний, связанных с необычными проявлениями психики, но не в меньшей степени – на самоисцелении и помощи в психофизиологическом излечении своим клиентам.
Появлению «транс-ориентированной психологии» в стране мы обязаны почти случайности – знакомству немки Наны Наувальд1 с россиянкой Еленой Ратничкиной2, общение которых привело к созданию в Москве «Института транс-ориентированной психологии им. Фелиситас Гудман» (см.: Институт…), ставшего де-факто филиалом аналогичной немецкой компании, созданной Наной Наувальд в Германии. В этом случае, как и в предыдущих, речь идет о патентованном методе работы конкретного специалиста-антрополога Ф. Гудман, которая передала свои наработки преемнице в лице Н. Наувальд, а та, в свою очередь, Е. Ратничкиной.
Особенностью развития направления стало, что совершенно естественно, присовокупление к методу Ф. Гудман личных наработок ее последовательниц. В случае с московской организацией ее руководитель и основатель Елена Ратничкина, естественно, включила в круг направлений свои специализации: психолога-регрессолога и аналитического психолога; туда же стали добавляться направления, которыми занимались коллеги, пожелавшие объединиться с Еленой в этой организации: классический гипноз, психиатрия, сказкотерапия и даже травничество.
Вот как представлен в настоящее время ИТОП (Институт трансово-ориентированной психологии) на очень информативном сайте организации:
«Институт транс-ориентированной психологии им. Фелиситас Гудман – научно-практическая лаборатория. Мы специализируемся на изучении феноменов глубинной памяти, современных направлениях работы с измененными состояниями сознания.
Мы развиваем новое направление в психологии через транс-ориентированный подход. Центральным понятием наших исследований является транс, его феномены, значение для эволюции человека, применение в решении задач повседневной жизни.
В институте активно работают 3 направления: факультет шаманских практик и экстатического транса, факультет регрессионной терапии и факультет аналитической психологии.
В рамках факультета регрессионной терапии мы преподаем одну из самых фундаментальных программ по подготовке регрессологов «Духовная интеграция», соответствующую самым строгим международным стандартам.
Мы изучаем шаманизм и его трансовое наследие. ИТОП – эксклюзивная площадка изучения и преподавания метода экстатического транса и ритуально-трансовых поз в нашей стране. Начиная с 2008 года, мы организуем семинары и сертификационные программы совместно с Институтом Ф. Гудман (Германия).
Сказкотерапия, классический гипноз, психиатрия для регрессологов, основы аналитической психологии, – основные направления психологической работы ИТОПа. Психологическое направление в ИТОП призвано поддерживать и изучать воздействия трансовых состояний, шаманских ритуалов, регрессионных сессий, предоставляя возможность краткосрочных консультаций и длительных форматов работы.
Феномен воспоминаний прошлых жизней, ритуально-трансовые позы, ритуалы традиционных шаманов, работа с лабиринтом и Оракулом ткачих, травничество и сказкотерапия, – это и многое другое, объединенное темой транса, вы найдете на наших группах и длительных программах» (Институт…).
В.Х.: Елена Сергеевна, мы с Вами знакомы уже много лет. Я давно и с большим интересом наблюдаю за Вашей деятельностью, в том числе в области неошаманизма, который, я надеюсь, мы с Вами сегодня попробуем рассмотреть как одну из целительских практик, активно функционировавшую в период пандемии и не утратившую своей активности, естественно, в постковидной ситуации.
Однако для наших читателей изначально важно понять, кто Вы и чем занимаетесь, как Вы пришли к шаманским практикам – т.е. где и чему, у кого учились, чтобы из обычного психолога превратиться в психолога-шамана, активно пропагандирующего особую «транс-ориентированную психологию», о которой мы поговорим чуть позже. Итак, пожалуйста, несколько слов о себе, своей профессиональной и, я бы сказала, не только профессиональной, но и творческой биографии, о трансформации Вашего мировоззрения…
аналитический психолог,
практик и исследователь шаманизма, специалист по регрессионной терапии
и методу экстатического транса;
рук. Института транс-ориентированной психологии им. Фелиситас Гудман;
президент Ассоциации специалистов
и исследователей в области
глубинной памяти и регрессий.
E—mail: info@itop.moscow
Е.Р.: Валентина Ивановна, спасибо большое за этот разговор и возможность рассказать о моей практике. Я рада нашему многолетнему знакомству и сотрудничеству, которое дает мне возможность профессионально развиваться и многое осмысливать с научной точки зрения. Итак, я психолог, специалист по регрессионной терапии, практик и исследователь шаманизма. Сейчас это – моя профессиональная идентичность. Она много раз менялась, я искала правильные для себя слова и термины, чтобы они максимально адекватно отражали то, чем я занимаюсь.
Точкой отсчета своей шаманской практики я считаю 1998 год: это моя первая поездка в Швейцарию, где я работала с шаманкой и целительницей Соней Хирт. Она же и проводила для меня первые инициации, учила вѝдению, шаманской работе и индивидуальным ритуалам. Первое открытие того времени – это умение говорить с духами гор и камней. Для меня было важным, что она не учила меня копировать то, что делала сама. Соня всегда подчеркивала, что я должна с уважением относиться к своему собственному вѝдению и найти его отличие, понять, в чем моя специализация, мой дар. Это было также точкой отсчета для более глубокого понимания темы «прошлых жизней», которые мы активно с ней исследовали. Нашим личным мифом было то, что мы много раз встречались с ней в разных воплощениях, и встреча в этой жизни – продолжение работы, начатой в другом времени-пространстве. Тем не менее, это не исключало хорошего образования и долгой учебы: поэтому я много училась и продолжаю учиться – и как психолог, и как регрессолог, и как шаманский практик.
Кстати, так сложилось, что в моей профессиональной идентификации нет слова «шаман» или «шаманка», я вполне обхожусь словосочетанием «шаманский практик». Я с большим уважением отношусь к труду традиционных шаманов, со многими из которых я много лет дружу, понимаю место такой деятельности в родовой системе шаманов и не пытаюсь копировать то, что работает в рамках той или иной традиции. Мне достаточно тех методов, которым я научилась или которые родились сами в процессе практики.
В.Х.: Как и где Вы познакомились с замечательной дамой – художницей и писательницей Наной Наувальд (см. переводы на русский язык: Наувальд 2019; 2021; 2023 и др.), которой мы все обязаны, как я понимаю, появлением в России этого направления?
Е.Р.: Впервые Нана приехала в Россию в 2008 году. Это было связано с выходом ее книги про трансовые позы на русском языке. Мне попалось объявление на сайте культурного центра «Открытый мир»: «Специально к изданию книги Нана Наувальд приезжает в Москву, где проведет лекцию «Экстатический транс и ритуальные позы» и семинар «Исцеляющая сила медведя и ягуара»». Вот на этом семинаре я и познакомилась с методом экстатического транса и практикой ритуально-трансовых поз. Нана показывала, как работает метод и как можно по-иному проводить ритуалы, согласно этой практике. Я купила книгу, выпущенную тогда издательством Рипол-классик, и спросила Нану, можно ли практиковать позы самостоятельно. Она ответила утвердительно, и моя практика началась. Мы встречались с моими коллегами-подругами дисциплинированно каждый вторник на протяжении почти двух лет, чтобы исследовать шаманские практики и ритуально-трансовые позы в том числе. Это были по-настоящему трансформирующие годы.
Нана снова приехала в Москву через два года с лекцией «Шаманизм как практическая наука исцеления тела и духа», а затем был организован выездной семинар «Те, кто работают с огнем», где я уже совершенно точно поняла: это мой метод и это направление надо развивать в России. Наша обучающая программа по методу экстатического транса стартовала в 2010 году, и уже в 2011 в России появились первые сертифицированные ведущие в таком подходе. Кстати, мы почти все до сих пор дружим, 16 выпускников той первой программы.
Потом стартовала вторая программа – в 2013 году. Она шла два года и закончилась в 2015-м. Таким образом, в 2011–2015 годах при кураторстве Наны Наувальд, руководителя Института Фелиситас Гудман в Германии, были завершены первые в России сертификационные программы, подготовившие ведущих, владеющих этим методом работы.
В данный момент Институт транс-ориентированной психологии им. Фелиситас Гудман является преемником тех программ, а также научно-практической площадкой для исследования ритуально-трансовых поз и экстатического транса. За 2011–2023 годы были проведены тысячи ритуалов: на фестивалях, конференциях, в музеях, культурных центрах, на наших собственных площадках, на местах силы в России и во многих странах мира (Швейцария, Мексика, Великобритания, Швеция, Киргизия, Перу, Египет).
В.Х.: Думаю, нам надо рассказать о том, кто такая Фелиситас Гудман, а также как и почему она пришла к подобной практике.
Е.Р.: Сведения об этой исследовательнице-антропологе сейчас можно найти в разных источниках, в том числе в известной всем Википедии, где, конечно же, не всегда все достоверно. Из общих данных надо, видимо, указать на то, что Фелиситас Мария Йохана Дениелс родилась в семье этнических немцев в Будапеште 30 января 1914 года. В 1936 году она закончила Гейдельбергский университет в Германии и получила диплом переводчика. Таким образом, изначально она не имела антропологического образования. В 1947 году Фелиситас Гудман вместе со своей семьей переезжает в США, в штат Огайо, где она преподавала немецкий и английский языки и делала письменные переводы научных статей. В 1965 году Фелиситас (тогда ей был уже 51 год) поступила в Государственный Университет Огайо, где в 1968 году получила звание магистра лингвистики и докторскую степень в области культурной антропологии. Как антрополог она исследовала религиозный экстатический транс. Для нее это было связано с археологией. Дело в том, что статуэтки и наскальные рисунки, изображающие людей в необычных положениях, долгое время составляли интерес исключительно историков культуры или археологов. А Фелиситас Гудман предположила в таких изображениях трансовую составляющую. Это было в середине прошлого века. Она называла такие позы «ритуальными инструкциями».
В.Х.: Но почему она решила, что это некий «экстатический транс»? Что такое вообще «экстатический транс» и как его можно «увидеть» в статуэтках? Кстати, в разных культурах то, что Вы называете «трансом» достигается по-разному (если вообще это используется в ритуальных практиках).
Е.Р.: Тип транса, который исследовала Фелиситас Гудман, – это транс, возникающий в результате ритмической стимуляции, производимой тыквенными погремушками или барабаном со скоростью 210 ударов в минуту, в сочетании с определенными ритуальными положениями тела.
В.Х.: Как были открыты воздействия именно «трансовых поз»? Почему вообще какие-то позы вдруг были объявлены «трансовыми»? Разве не достаточно просто ритма бубна для достижения ИСС?
Е.Р.: Вы правы, возможно, в каких-то случаях для достижения ИСС было бы достаточно и ритма бубна. Но этого было явно не достаточно для достижения повторяющихся и устойчивых результатов исследования, в том варианте практики, который изначально предложила Ф. Гудман. В начале своих экспериментов, желая показать своим студентам «транс», Фелиситас разрешала им ходить или сидеть, либо стоять. Поза была произвольной. Все, что делала она, это извлекала звук погремушкой. Студенты сообщали ей о том, что их состояние менялось; но в их опыте не было прогнозируемых или устойчивых изменений. После нескольких лет таких опытов Гудман уже была готова сдаться: она была разочарована явным недостатком совпадений в их опыте. Но вскоре Фелиситас обнаружила недостающий компонент, который объединилрелигиозно-трансовые переживания.
Узнав о том, что положение тела в медитативных практиках может привести к определенным физиологическим изменениям, доктор Гудман начала поиски поз, которые она могла использовать в ее исследованиях трансовых состояний. Она нашла то, что искала в картинках и иллюстрациях, где изображались небольшие статуэтки, и в наскальной живописи тысячелетней давности: эти изображения, как она посчитала, представляли собой законченные, самодостаточные религиозные ритуалы.
Изучая религиозные ритуалы и возможности воспроизведения их трансового эффекта, Фелиситас использовала уже освоенное ею ритмическое сопровождение, а именно – звук погремушки, сделанной из плода горлянкового дерева.
В.Х.: Простите, я снова за свое, поскольку мне многое не очень понятно в словотворчестве Фелиситас Гудман: почему транс был определен как «экстатический»? Для меня это несколько странное сочетание, ведь транс и экстаз – явления схожего порядка, часто их считают ступенями погружения в ИСС? А кто-то просто полагает, что это разные слова для наименования одного состояния…
Напомним, что экстаз с греческого (ἐκστασις) – смещение, перемещение; вместе с тем – исступление, восторг. В трактовках это может соотноситься с разными вариантами ИСС: от просто восторженно-одухотворенного состояния до «выхода из тела». Мало того, один и тот же автор может дать множество характеристик и выделить несколько разновидностей экстаза – сошлюсь, например, на статью И. Оршанского в Викитеке, которая вообще называется «Энтузиазм и экстаз» и построена на изначальном сопоставлении двух феноменов (Оршанский б/г).
А словом «транс» что только не обозначается (тут тоже сложности с пониманием термина, восходящего к тому или иному значению, сравним, например: от фр. transir «оцепенеть» ← лат. transire «переходить границы чего-либо»). Очень распространенное его значение – «повышенное нервное возбуждение с потерей воли над собой, а также помрачение сознания при гипнозе, экстазе и т. п.» (обычно дается со ссылкой на Оксфордский словарь); есть и множество схожих, но глубинно различных определений. Например, группа специалистов из Стэнфорда, которой руководит Дэвид Спигел (David Spiegel) говорят о гипнотическом трансе и различных состояниях работы мозга в нем, а кто-то считает транс самогипнозом… Специалисты (преимущественно психиатры и психотерапевты) указывают на целый ряд как внешних, так и внутренних признаков трансового (гипнотического) состояния: 1) неподвижность (в «обычном» состоянии сознания люди никогда не находятся длительное время в неподвижном состоянии); 2) закрывание глаз; 3) расслабление (мышц тела, в том числе на лице); 4) изменение диаметра зрачков; 5) замедление дыхания; 6) замедление рефлексов, в том числе сглатывания; 7) мышечные подёргивания; 8) дрожание ресниц; 9) лёгкие покачивания головой (Гинзбург, Яковлева 2008). А Милтон Эриксон (автор знаменитого «эриксоновского гипноза») выделял минимум три вида транса и характеризовались они как состояния, значимо отличные друг от друга, а углубленный транс он соотносил с гипнозом… Одним словом, в отношении определения транса настолько все запутано, что некоторые специалисты вообще призывают (во всяком случае, в антропологии) просто отказаться от этого понятия. В связи с этим хочу обратить Ваше внимание на статью, которая была опубликована в подготовленной мной подборке журнала «Этнографическое обозрение» в 2008 году – она называется очень значимо: «Покончить с терминами “транс” и “экстаз” в исследованиях шаманизма» (Амайон 2008).
Не забудет, что есть еще одно значение у слова – это вообще музыкальный стиль в электронной музыке (идет от сочетания стилей техно + хаус). Теперь же «транс» – это еще и «трансгендер» в разговорном языке…
Е.Р.: Ну, у Гудман свои описания таких состояний. Практикуя некоторые из поз с добровольцами и используя погремушку в качестве ритмического стимула, чтобы ввести в транс, доктор Гудман обнаружила, что состояние сознания было изменено удивительным образом, а именно: они вошли в состояние, которое обеспечивало вход в альтернативную реальность, где они испытали экстаз (экстатические переживания). Ритм погремушки или барабана 210 ударов в минуту помогает преодолеть блокировку нервной системы и достичь измененного состояния сознания. Подобное измененное восприятие делает возможным визионерское, познавательное переживание, в котором участвуют все наши телесные чувства.
В.Х.: Хорошо, остановимся на этом, хотя погружение в ИСС может осуществляться самыми разными путями (их очень много – ритм, именно 210 ударов в минуту, да и погремушки при этом не обязательны).
Но вот – ритуальные позы: если говорить о них с точки зрения физиологических процессов, происходящих под их воздействием в организме человека, то как этот процесс сопряжен с появлением именно «экстатического транса»?
Е.Р.: В своей книге «Экстатический транс» Нана Наувальд приводит данные исследований, проведенных в Высшей школе изобразительных искусств в Брауншвейге (Германия) профессором Биргин Хайн (Наувальд, Гудман 2019: 52). Данные этих исследований показывают, что в таких состояниях содержание в сыворотке крови гормонов стресса (адреналина и кортизола) заметно уменьшается. Резко подавляется деятельность теменных долей мозга, где человек фиксирует собственный образ, благодаря чему размывается разграничение между собой и миром, пропадает ощущение тела и его границ.
Начинается обильное кровоснабжение правого полушария мозга. Гипофиз усиленно вырабатывает эндорфины, что обеспечивает эйфорическое состояние, сохраняющееся несколько часов после транса. В некоторых позах руки располагаются на вилочковой железе, тимусе. Это прикосновение может активизировать иммунную систему (Наувальд, Гудман 2019: 54–57).
Профессор Гизельхер Гуттманн, исследовавший в Венском Университете электрическую активность мозга (см.: Наувальд, Гудман 2019: 46) пришел к выводу, что тело и дух при использовании ритуальных поз и ритма бубна находятся в парадоксальном состоянии между расслаблением и концентрацией, между бодрствованием и сном. Он ввел для обозначения таких состояний особый термин – «парадоксальное возбуждение» и «расслабленное напряжение». Кульминацией этого опыта может стать состояние, которое бушмены калахари называли «кипящей энергией», а Фелиситас Гудман определила как «экстатический транс».
В.Х.: Каково психологическое и духовное воздействие «экстатического транса»?
Е.Р.: Сочетание ритмической стимуляции с ритуальными позами может произвести значительные изменения в сознании, позволяющие человеку ощущать различные сферы, пространства «альтернативных реальностей». При этом высвобождаются аффекты и эмоции, долгие годы остававшиеся заблокированными. Переживания измененного состояния сознания в результате намеренного, целенаправленного шаманского воздействия могут быть страстными, целительными и озаряющими, прорицательными. Переживания в ритуале могут позволить ощутить себя самим собой (индивидуумом) и целостным в слиянии со Вселенной в то же самое время.
В.Х.: Расскажите, пожалуйста, как Вы работаете? Как происходит погружение людей в состояние, которое Вы называете «экстатическим трансом».
Е.Р.: Конечно, я не знаю, как именно Фелиситас пришла к той форме ритуала, которой в конечном итоге нас обучала Нана Наувальд. Я училась именно у Наны и практикую метод в той форме, в которой он был передан мне. Конечно, по мере практики происходит, с одной стороны, некоторое закрепление его элементов, шагов, с другой стороны – что-то модифицируется. Например, поскольку моя практика сложилась так, что я более семи лет подряд вела вечерние группы по средам, ритуал в рамках которых длился по три, три с половиной часа, то это повлияло на форму практики. В моем распоряжении не было целого выходного дня, как у Наны, поэтому не было возможности для «разгона», для долгих бесед. Надо было найти краткие формы погружения и объяснения происходящего, чтобы ритуал был глубоким и действенным за столь короткое время. Поэтому я придумала «круги звука»: совместное звучание в бубны, шумелки перед началом ритуала с разными темами. Мы можем звучать для определенной точки годового круга – для зимнего солнцестояния, например. Или перед работой с ритуалом «Медвежий дух» звучать отдельно для духа медведя, чтобы почувствовать контакт с ним. Но главная цель этого совместного звучания в унисон – сонастройка тех, кто пришел на ритуал. Многие участвуют в таком действии впервые, поэтому для погружения нужно особое состояние, доверие и открытость. Этого легко достичь с помощью совместного звучания с использованием бубнов и шаманских погремушек (шумелок).
Дальнейшие шаги ритуала, как правило, будут следующими:
- После знакомства и совместного звучания – рассказ о методе и той позе, которая будет использоваться. Знакомство с культурным контекстом ритуала. После этого ведущий покажет, как технически выполнять трансовую позу и объяснит простые правила работы с позой во время ритуала.
- Затем будет окуривание. Обычно окуривание шалфеем. Это будет создавать особое защищенное пространство для каждого участника.
- Открытие священного пространства – обращение к четырем сторонам света, земле и небу и тем силам, с которыми находится в контакте тот, кто проводит ритуал.
- Совместная работа с погремушками в едином ритме 210 ударов в минуту (стимулирование нервной системы). Эта работа готовит тело, нервную систему к восприятию того опыта, который будет проходить дальше при работе с ритуально-трансовой позой.
- В течение 15 минут под звук бубна или погремушек мы работаем/путешествуем в ритуальной позе.
- Возвращение. Работа с осокой. Как правило, работа с позой завершается тем, что все участники ритуала ложатся и отдыхают. Тот, кто проводит ритуал, берет в руки две связки осоки и мягко звучит, шуршит ею над каждым участником. Это делается для того, чтобы «закрыть» пространство работы, мягко распределить ту энергию, которая пришла в ритуале.
- Шеринг. Работа завершается рассказом об опыте, и это тоже важный элемент практики. Порой, слушая рассказы других участников, мы понимаем нюансы собственного опыта, нормализуем то, что произошло с нами. «Бубен пел, слышились голоса мужского или женского хора, казалось, что звук перемещался, было много образов, шли мурашки по всему телу», — эти и другие частые рассказы сопровождают опыт таких путешествий.
В.Х.: Как Вы работаете в самих «трансовых позах»? Есть ли какие-то особые правила?
Е.Р.: На каждом ритуале берется для исследования/выполнения только одна трансовая поза. Это объясняется тем, что за каждой позой – целая культура или даже культуры. Например, за трансовой позой «Медвежий дух» сразу несколько культур: такое положение тела встречается и на северо-западном побережье Канады в статуэтках племени квакиутль, и в деревянном зодчестве тлинкитов, и среди статуэток ольмеков.
Наши правила работы с позами просты.
- Позы статичны. Мы удерживаем позу 15 минут. Мы сохраняем то особое положение тела, которое отражено в древнем артефакте (статуэтке, барельефе, наскальном рисунке). То есть, мы «копируем» этот древний «исходник», следуя древним ритуальным инструкциям, которые заключены в этом исходном артефакте.
- Если возникает желание пошевелиться, лучше сделать мягкое движение. Потом опять вернуться в неподвижность. Активизация двигательного центра мозга может привести к выделению эндорфинов.
- Если информация неприятна или поток интенсивен, можно мягко открыть глаза, укорениться в реальном мире, а потом опять войти в транс.
- Если тяжело выдерживать позу – мягко выйти из нее, не открывая глаз, отдохнуть, потом опять войти в позу.
- Если транс завершился, можно расслабиться, сесть или лечь.
- Если есть ощущение, что вы не в трансе, – проверьте позу, обратите внимание на те части тела, которые должны быть напряжены.
- Важно помнить, что в каждой позе есть точки напряжения. Отличительная черта ритуальных поз – чередование напряжения и расслабления мышц. Каждая из изученных поз предполагает концентрацию внимания на тех мышцах, которые находятся в напряжении. Кисти рук при этом являются «системой управления» трансом. Если плотно прижать пальцы, то энергия будет сфокусирована на самом человеке, если растопырить пальцы – внимание перейдет на внешний мир, поглощение энергии извне.
Нана Наувальд в своей книге «Шаманские ритуалы восприятия» (Наувальд 2023: 243) пишет, что «если трансовая поза вызывает такое сильное напряжение, что это препятствует вхождению в транс, нужно сделать следующее: оставьте глаза закрытыми, продолжайте визуализировать позу, но выйдите из позы, отдохните, потом снова примите нужное положение».
Фелиситас Гудман считала: «Наше тело является универсальным инструментом для того, чтобы проникать в разнообразные реальности, миры, в которых мы живем. Оно может помочь нам приобрести непосредственный опыт погружения в живую информационную систему сознания.
Эти путешествия ведут нас к переосмыслению своего места в мире, иному восприятию природы и признанию того, что все сущее наделено душой. Те, кто получил такой опыт, ощутили, что вся жизнь едина, что все переплетено и взаимозависимо. Эти люди способны вести более интенсивную жизнь в повседневной, будничной реальности. Они получают ощущение независимости материального мира, времени и пространства от личного «Я».
Транс – целителен» (Там же).
В.Х.: Простите, но я снова изображу полное непонимание и позволю себе задать исходный вопрос: так что же такое «транс»?
Е.Р.: Состояние транса – это заложенная в человеке способность приобретения опыта. Транс – это биологическая дверь в другую, сакральную действительность. Через ритуальную позу и связанное с ним намерение можно прийти к экстатическому переживанию. Так считала Фелиситас Гудман.
* * * * *
В.Х.: Елена, очевидно, что вся работа с трансовыми позами и ритмом/погремушками требует общих собраний для проведения ритуалов на неких особых местах. Вероятно, даже если это делается в условиях помещения типа студии или квартиры, то тоже необходимо быть всем вместе и работать в команде, группой. Но во время пандемии это все должно было нарушиться…
Давайте, наконец, обратимся к теме, ради которой и затевался этот разговор. Я хочу узнать, как изменилась Ваша работа с момента начала пандемии? Было ли какое-то замешательство – как теперь работать, если встречаться нельзя? Как Вы преодолели сложности изменившихся реалий жизни?
Е.Р.: Конечно же, для меня, как и для всех, это было большим ударом и испытанием: невозможность куда-то выходить и ездить, встречаться очно и проводить любимые ритуалы в любимом пространстве, непосредственно видя тех, кто на них собрался. Долгое время в моем профессиональном сообществе регрессологов и шаманских практиков шли дебаты – что делать? Собираться или не собираться? Но жизнь все расставила на свои места: мы были вынуждены проводить ритуалы, потому что не было ясно, как долго все продлится, это раз. Второе, и самое важное: людям нужна была помощь. А мы эту помощь могли им предложить. И на мой взгляд, это было бы непрофессионально – не рискнуть и не попробовать изменить формат. Риск был оправданным, и результаты не заставили себя ждать: уже первые онлайн-ритуалы и регрессионные исследования показали, что при должной организации пространства все процессы идут глубоко и терапевтично.
В.Х.: Что было особенно трудным при переходе на онлайн общение? И как вообще возможно провести ритуал в онлайн-пространстве? Это уже само по себе специфическое «альтернативное состояние», где-то Вы так выражаетесь. Как Вы преодолевали эти сложности?
Е.Р.: Моим удивлением и радостью было то, что «все работает». Что онлайн-пространство оказалось таким же живым, как и очный ритуал. Конечно же, выбирая из двух возможностей, я всегда выберу именно очную работу, но что делать, когда такой возможности нет? Я поняла, что моя уверенность в том, что это работает, создание привычной атмосферы ритуала, хороший звук (а это потребовало технической оснащенности и покупки нового оборудования) помогали воспроизводить то, что обычно происходит на моих групповых встречах.
Мне было важно собирать «алтарь» (сакральное пространство круга с используемыми на нем артефактами), как если бы мы встречались очно. Обычно я присылала участникам фото того, как я подготовила пространство: я зажигала свечи, также раскладывала предметы на алтаре. Я даже научилась окуривать людей шалфеем на расстоянии! Я просила их закрыть глаза, они сидели перед экранами своих компьютеров, а я называла их имена по очереди и, посвистывая, окуривала. Все потом говорили, что это было значимо и приятно. Я также продолжила «открывать пространство», звать духов своей шумелкой: привычным образом вставала, поворачиваясь к разным сторонам света и рассыпая муку. Да, мой дом потом нуждался и в проветривании, и в уборке, но зато это все было по-настоящему! Я поняла, что мне надо обязательно встать, когда я звучала, я не могла сидеть просто перед экраном, тогда энергии не хватало, это было «не так».
Труднее всего дались технические моменты: часто онлайн программы глушат такой монотонный звук, как бубен или шумелка. Поэтому поиск оптимальных технических устройств стал на какое-то время самым большим испытанием в шаманской практике.
В.Х.: Удавалось ли выезжать куда-то в период пандемии? Зная, как Вы любите проводить свои ритуалы в разных странах, мне трудно представить, что Вы сидели только в «виртуальной реальности» онлайн-встреч и конференций.
Е.Р.: Смотря что называть «периодом пандемии». В самый ее разгар, в первые три месяца, все, что мне удавалось делать, это мелкими перебежками добираться до местного парка и оттуда записывать видео со звуком бубна. Впоследствии я поняла, что именно этот формат: звучание на три-пять минут – очень востребован, хотя до пандемии я видела в этом мало смысла. Ну, зачем такое короткое звучание? Что оно может дать? И вот это мое неверие в целительную силу транса было моим личным ограничением.
Теперь у меня есть целый шаманский телеграм-канал, где я записываю такого рода звучание в бубен или шаманские шумелки с разными запросами, которые мне присылают слушатели именно на три-пять-семь минут. И это очень хорошо работает. А начало тому положил именно период пандемии. Оказалось, что этого времени достаточно, чтобы внутри произошло целительное изменение: успокоение, расслабление, появление образов, телесных ощущений, новых мыслей и даже озарений.
Если вернуться к моим любимым поездкам, то, как только стало возможным путешествовать, я, конечно же, продолжила путешествия, потому что для меня это непосредственно связано с моей практикой, а также с изучением мест происхождения ритуально-трансовых поз.
Первая поездка в Мексику была уже в 2021 году; она повторилась совсем недавно в ноябре 2023 году уже с другим масштабом исследований и большой группой. Затем были поездки в Кыргызстан, на Байкал, на Синай… и многие другие. Везде целью было соединение природных мест с теми ритуалами, которые мы совершали с помощью метода экстатического транса и ритуально-трансовых положений тела.
В.Х.: Лена, конечно же, мне – как медицинскому антропологу – очень хочется понять, с чем именно обращались клиенты в период ковида? Были ли просьбы «излечить»? Или это была превентивная работа? Профилактика своего рода? Просили за себя или за близких? Поделитесь, пожалуйста, своими комментариями к сложной пандемийной реальности.
Е.Р.: В основном людям была нужна психологическая поддержка. Мало кто из наших клиентов просил «волшебных пилюль». Мы не магичны и не эзотеричны, и так не считываемся ни как коллектив, ни как отдельные специалисты; поэтому запросы были достаточно зрелые: как обрести спокойствие; какие животные силы и духи-союзники могут помочь и дать опору; какие шаманские ритуалы можно делать самостоятельно; какие ритуально-трансовые позы дают ощущение устойчивости.
В.Х.: Кто обращался к Вам преимущественно? Это те же люди, тот же контингент, с которым Вы работали до пандемии? Или в связи со страшной и непонятной болезнью этот контингент значимо изменился?
Е.Р.: В основном, это были наши клиенты. Особенно в самом начале. Но потом «слух» о том, что есть «странные люди, бубнящие в прямом эфире», быстро распространился и привлек новых участников. Знаю совершенно точно, что это помогло обрести почву под ногами многим людям в тот кризисный период.
В.Х.: К Вам, вероятно, не только как к специалисту, практикующему в варианте «шаманки», но и как к психологу-регрессологу во время пандемии было много обращений? Расскажите об этой стороне Вашей практики.
Е.Р.: Вы правы, что пандемия стала периодом особенного спроса, так как все искали новых опор. Это был совершенно новый опыт, для многих людей в крайней степени тревожный: изоляция в своих домах; долгое непрерывное общение с членами семьи без возможности некого отдаления, выходов на работу, пауз; потеря работы, бизнеса, если они зависели от очного присутствия. И, возможно, самое серьезное – это сам ковид, болезнь с ее новыми симптомами, вызовами, поисками наилучших способов с этим справиться, тревога за заболевших родственников. Поэтому обращений было очень много, так же как и изменений в том, как велись приемы. Практически все мои коллеги перешли на онлайн-консультирование (Расписание…), несмотря на то, что в начале пандемии были категорически против онлайн-приемов. Но что же делать, если проблема есть и надо ее решать? Поэтому и шаманские ритуалы, и регрессионные исследования смело шагнули в виртуальное пространство. Более того, я сделала пилотный проект, который стал очень востребованным терапевтическим форматом: это цикл «Шаманское дежурство». Смысл был в том, что в течение 11 дней мы встречались на два часа в одно и то же время в онлайн-пространстве для «шаманских путешествий»: я рассказывала про одну из ритуально-трансовых поз, а затем проводила ритуал, и все присутствующие совершали путешествие с собственным запросом.
В.Х.: Когда Вы ощутили, что пандемия заканчивается? Совпало ли это с официальным заявлением ВОЗ о ее окончании или в стране все «отменилось» само собой – от человеческой усталости жить в рамках локдаунов, масочного режима, недопустимости общения с родными и близкими?
Е.Р.: Для нас пандемия закончилась гораздо раньше, я бы даже сказала, что мы ее не очень заметили, ну, если не брать во внимание то, что мы так же, как и все, сидели дома и вели свои приемы, просто включив компьютер.
В.Х.: Какой опыт Вы как психолог и как «шаманка» вынесли из пандемийного периода? Чему он Вас научил?
Е.Р.: Наверное, тому, что надо быть открытыми к новому. Что наша практика гораздо более гибкая и видоизменяемая, чем я думала. Что все работает даже на расстоянии: поле, духи, сила, – мы можем называть это как угодно. И это не может не радовать.
В.Х.: Мне кажется интересным, что теперь уже не только Ваше направление – а это преимущественно психологи – активно использует практики, которые считает шаманскими. Например, широко известный и давно существующий «Институт Психотерапии и Клинической Психологии»3 предлагает сейчас программу «Шаманские путешествия в психотерапии» (рук. программы Гордеева Елена Григорьевна4).
Примечания:
1Нана Наувальд – «Руководитель Института Фелиситас Гудман (Германия). Художница, писатель, практик и исследователь шаманизма.
Нана более 30 лет изучает шаманизм народов Южной Америки, Непала, Сибири и Эквадора. Многие годы она посвятила изучению ритуальных поз, используемых в древних сакральных ритуалах.
Нана Наувальд – соавтор и коллега антрополога Фелиситас Гудман, заново открывшей древний способ «путешествий в духе» и практику ритуально-трансовых поз.
В данный момент руководит сообществом, изучающим практику ритуально-трансовых поз» (Институт…).
2Елена Ратничкина – «Руководитель Института транс-ориентированной психологии им. Ф. Гудман.
Аналитический психолог, специалист по регрессионной терапии и методу экстатического транса, практик и исследователь шаманизма» (см. подробно: Институт…).
3 «Институт Психотерапии и Клинической Психологии занимается подготовкой специалистов-практиков в области клинической психологии, практической психологии и психотерапии в более чем 20 направлениях.
Для тех, кто только мечтает начать работу в психологической сфере, мы предлагаем программы с фундаментальной теоретической базой, дающие навыки практического консультирования. Вы сможете сразу после обучения начать частную терапевтическую практику и работать в сфере психологического консультирования и помощи.
Для получивших высшее образование по психологии, но еще не начавших практику, предлагаем программы повышения квалификации или переподготовки, направленные на отработку и совершенствование уже имеющихся практических навыков, с акцентом на особенностях работы в личной и групповой терапии» (Шаманские путешествия…)
4 Гордеева Елена Григорьевна – д.м.н., врач психиатр-психотерапевт, клинический психолог; сертифицированный специалист по трансперсональной психологии и психотерапии кризисных состояний; эксперт в областях: трансперсональной психотерапии; работы с травмой и последствиями насилия. Она же – руководитель учебных программ: трансперсональная психология и психотерапия; психотерапии кризисных состояний и последствий травмы. Ею написаны несколько монографий и более 50 статей по психотерапии.
Библиография:
Harner M.J. (1980) The Way of the Shaman. N.Y.
Townsend Joan B. (2004) Core-Shamanism and Neo-Shamanism, Shamanism. An Encyclopedia of world beliefs, practices, and culture. V. 1 / ed. by Marico Namba Walter, Eva Jane Neumann Fridman. Santa-Barbara : ABC CLIO, P. 49–56.
Амайон, Р.Н. (2007) «Покончить с терминами “транс” и “экстаз” в исследованиях шаманизма», Этнографическое обозрение, № 1, с. 6–18.
Гинзбург М.Р., Яковлева М.Е. (2008) Эриксоновский гипноз: систематический курс, М., Московский психолого-социальный институт, 2008, 312 с.
Гудман, Фелиситас (2019) Там, где духи играют с ветром. Трансовые путешествия и другие экстатические переживания / Гудман Ф. [пер. с англ. Е. Фроловой], М., ИТОП им. Ф. Гудман, 320 с.
Кастанеда, Карлос (1996) Безмолвное знание (рукопись)
Майков В.В., Козлов В.В. (2007) Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции. Т. I: Мировой трансперсональный проект, М.
Майков В.В., Козлов В.В. (2007а) Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции. Т. II: Мировой трансперсональный проект, М.
Наувальд, Нана [Гудман, Фелиситас] (2019) Экстатический транс. Ритуальные позы. Практическое пособие, Нана Наувальд, Фелиситас Гудман [пер. с нем. О. Грузберг], М., ИТОП им. Ф. Гудман, 232 с.
Наувальд, Нана (2021) Полёт шамана. Шаманские сказки и мифы, сост. Нана Наувальд; пер. с нем. О. Кац, Москва, ИТОП им. Ф. Гудман, 2021, 190 с.
Наувальд, Нана (2023) Встреча с духом животного. Знания, переданные из европейских традиций, Нана Наувальд, пер. с нем. О. Кац, Москва: ИТОП им. Ф. Гудман, 2023, 320 с.
Харненр, Майкл (1999) Путь шамана, М.
References:
Amajon, R.N. (2007) «Pokonchit s terminami “trans” i “ekstaz” v issledovaniyah shamanizma» [“Ending the Terms “Trance” and “Ecstasy” in Shamanic Studies”], Etnograficheskoe obozrenie, № 1, S. 6–18.
Ginzburg M.R., Yakovleva M.E. (2008) Eriksonovskij gipnoz: sistematicheskij kurs [Ericksonian hypnosis: a systematic course], M., Moskovskij psihologo-socialnyj institut, 2008, 312 s.
Gudman, Felisitas (2019) Tam, gde duhi igrayut s vetrom. Transovye puteshestviya i drugie ekstaticheskie perezhivaniya [Where spirits play with the wind. Trance journeys and other ecstatic experiences], Gudman F. [per. s angl. E. Frolovoj], M., ITOP im. F. Gudman, 320 s.
Harner M.J. (1980) The Way of the Shaman, N.Y.
Harner, Majkl (1999) Put’ shamana [The Way of the Shaman], М.
Kastaneda, Karlos (1996) Bezmolvnoe znanie [Silent knowledge] (rukopis)
Majkov V.V., Kozlov V.V. (2007) Transpersonalnyj proekt: psihologiya, antropologiya, duhovnye tradicii [Transpersonal project: psychology, anthropology, spiritual traditions], T. I: Mirovoj transpersonalnyj proekt, M.
Majkov V.V., Kozlov V.V. (2007a) Transpersonalnyj proekt: psihologiya, antropologiya, duhovnye tradicii [Transpersonal project: psychology, anthropology, spiritual traditions], T. II: Mirovoj transpersonalnyj proekt, M.
Nauvald, Nana (2019) Ekstaticheskij trans. Ritualnye pozy. Praktika [Ecstatic trance. Ritual poses. Practice], Nana Nauvald, Felisitas Gudman [per. s nem. O. Gruzberg], M., ITOP im. F. Gudman, 232 s.
Nauvald, Nana (2021) Polet shamana. Shamanskie skazki i mify [Flight of the shaman. Shamanic tales and myths], M.
Nauvald, Nana (2023) Vstrecha s duhom zhivotnogo. Znaniya, peredannye iz evropejskih tradicij[Meeting with the spirit of an animal. Knowledge passed on from European traditions], Nana Nauvald, per. s nem. O. Kac, Moskva, ITOP im. F. Gudman, 2023, 320 s.
Townsend Joan B. (2004) Core-Shamanism and Neo-Shamanism, Shamanism. An Encyclopedia of world beliefs, practices, and culture. V. 1, ed. by Marico Namba Walter, Eva Jane Neumann Fridman, Santa-Barbara, ABC CLIO, P. 49–56.
Источники
David Spiegel (Dr. David Spiegel is Willson Professor and Associate Chair of Psychiatry & Behavioral Sciences, Director of the Center on Stress and Health, and Medical Director of the Center for Integrative Medicine at Stanford University School of Medicine) (https://med.stanford.edu/profiles/david-spiegel)
Институт психотерапии и клинической психологии https://psyinst.moscow/ob-institute/
Институт транс-ориентированной психологии им. Ф. Гудман https://itop.moscow/
Оршанский И. (б/г) «Энтузиазм и экстаз» // Викитека (https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%AD%D0%A1%D0%91%D0%95/%D0%AD%D0%BD%D1%82%D1%83%D0%B7%D0%B8%D0%B0%D0%B7%D0%BC_%D0%B8_%D1%8D%D0%BA%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B7)
Расписание On-line: Институт транс-ориентированной психологии им. Ф. Гудман https://itop.moscow/raspisanie/raspisanie-online
«Шаманские путешествия в психотерапии» — «Институт Психотерапии и Клинической Психологии» https://psyinst.moscow/
Приложение:
Ритуально-трансовые позы в исполнении Е.С. Ратничкиной
Фотографии из путешествий (Мексика 2023)
Фотографии из путешествий (Кыргызстан 2023)