© 2022 Ангелина Александровна ВЛАСЕНКО; Виктор АРАДИЯ
МАиБ 2022 – № 1 (23)
DOI: https://doi.org/10.33876/2224-9680/2022-1-23/15
Ссылка при цитировании:
Власенко А.А., Арадия В. (2022) Пандемия COVID-19: взгляд викканского жреца, Медицинская антропология и биоэтика, 1(23).
Ангелина Власенко беседует с Виктором Арадией
Ангелина Александровна Власенко –
младший научный сотрудник
Центра медицинской антропологии
Института этнологии и антропологии
им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН (Москва)
https://orcid.org/0000-0002-6526-2250
E-mail: idzuoki@iea.ras.ru
* Публикуется в соответствии с планом научно-исследовательских работ Института этнологии и антропологии РАН
Ключевые слова: пандемия, COVID-19, карантинные меры, язычество, викка, ведьмы
Аннотация: В публикации представлено интервью с верховным жрецом викканского ведовства1, основателем викканского ковена2 Виктором Арадией. Это разговор о том, как пандемия коронавируса в России повлияла на религиозную и социальную жизнь виккан; как в условиях пандемии изменились способы проведения шабашей3 и других религиозных мероприятий, и что виккане думают о причинах возникновения COVID-19. Идея такого интервью появилась в ходе наблюдений за викканами – за их высказываниями в социальных сетях и на тематических форумах, за дискуссиями по поводу отношения к пандемии, вакцинации, режиме самоизоляции, за зарождением гипотез о происхождении COVID-19, за появляющимися в СМИ новостями о различных ограничениях, накладываемых властями на практикующих массовые религиозные обряды в условиях карантина. Интервью записано летом 2022 года, что позволило взглянуть на события пандемии с определенной дистанции и сделать ряд выводов о ее значении для викканского сообщества России.
Викка – это неоязыческая религия, основанная в первой половине XX века в Англии антропологом-любителем Джеральдом Гарднером. Гарднер. Ряд его последователей, а также многие современные виккане считают викку древнейшей из религий, чьи корни уходят во времена палеолита4. Согласно этим представлениям, ведьмы, гонения на которых устраивала инквизиция в средние века, являлись последователями ведовской религии и их деятельность не была связана с поклонением дьяволу и противостоянием христианству. В XX веке, когда они уже не рисковали жизнью, ведьмы заявили о себе, и такие люди как Гарднер начали говорить о ведовстве открыто, а его идеи распространять за пределами ведьминских ковенов.
Постепенно идеи Гарднера вышли за пределы Англии, пересекли океан и привели к появлению множества викканских направлений ведовства в США. Одним из наиболее известных американских виккан стал Скотт Каннингем, который исповедовал солитарную викку5. Солитарная викка не подразумевала прохождения обряда посвящения, и викканином в рамках этого направления мог стать любой желающий.
В начале 1990-х именно работы Скотта Каннингема и некоторых других американских практиков викки повлияли на ее распространение в России. Российская викка, как и многие другие направления американской викки, отличается солитарностью и практикой самопосвящения. Ковенов в строгом понимании этого термина в России немного, значительная часть виккан практикует в одиночку и общается через социальные сети. Тем не менее, в России существует и практика викканских встреч, и практика празднования шабашей и проведения ритуалов в небольших группах. Несмотря на достаточно широкие рамки викканского образа жизни, существует ряд устойчивых представлений, объединяющих большинство как российских, так и западных виккан. Во-первых, это почитание двуединого божества, представленного в женской и мужской ипостасях, чаще всего именуемых Великой матерью и Рогатым богом. При этом, согласно викканским взглядам, другие боги и богини представляют собой ипостаси, аспекты личностей двух основных божеств. В этом случае становится понятной причина, по которой нередко на викканских ресурсах можно обнаружить тексты ритуалов, посвященных античным, ближневосточным, мезоамериканским или скандинавским богам. Например, автор этого текста принимала участие в шабаше, посвященном Сатурну как аспекту Рогатого бога, связанному с управлением временем. Во-вторых, это почитание природы. В ритуальном плане почитание природы выражается как в ряде магических атрибутов, находящихся на викканском алтаре6, так и в определенных действиях и формулах, призывающих в ритуальное пространство силы, связанные со стихиями. Вне ритуальной жизни почитание природы среди виккан связано с различной природоохранной и благотворительной деятельностью: субботниками, сортировкой мусора, сбором средств на помощь приютам для животных и т.д. В-третьих, это следование викканскому наставлению (англ. The Wiccan Rede) «Твори свою волю, если это никому не причиняет вреда» (англ. «An it harm none do what ye will») и следующему из него закону троекратного воздаяния (англ. The Rule of Three). Согласно этому закону, любое позитивное или негативное действие троекратно возвращается своему автору, в связи с чем среди виккан не очень популярны практики, связанные с подавлением чужой воли, приворотами, черной магией и т.д. В-четвертых, это празднование Колеса года – годового цикла восьми сельскохозяйственных праздников (шабашей): Йоля, Имболка, Остары, Бельтайна, Литы, Ламмаса, Мабона и Самайна. Названия и суть этих праздников заимствованы преимущественно из кельтской и скандинавской культур. Во время таких шабашей виккане возносят хвалу богам, молятся, устраивают праздничные пиршества и т.д.
Пандемия COVID-19 стала событием, оказавшем существенное влияние на жизненный уклад большинства людей в мире. В том числе, она затронула деятельность религиозных организаций. Викканское сообщество России не стало исключением, и его участники ощутили на себе эффекты каждого из этапов пандемии. Религиозные и светские встречи стали проводиться реже, участников на них стало меньше, многие викканские группы перешли на общение онлайн, а некоторые распались из-за сложностей, связанных со свободой передвижений, страхом за себя и своих близких, нежеланием нарушать закон и т.д. Часть людей под влиянием кризиса покинули викку, другие пересмотрели способы практики и из ковенов перешли в солитарную практику.
Предлагаемое читателям интервью – разговор указанных в публикации авторов: Ангелины Власенко и Виктора Арадии, верховного жреца одного из направлений викканского ведовства в России, который живет и практикует викку в Москве. Виктор Арадия является создателем крупнейшего в русскоязычном сегменте сети интернет сообщества «Дух богини», посвященного викке. Летом 2022 года оно насчитывало более тридцати четырех тысяч участников.
А.В. Расскажи, что такое для тебя COVID-19 и в чем ты видишь причины его возникновения?
викканский верховный жрец,
основатель сообщества
и ковена Дух богини
В.А. В целом я рассматриваю COVID-19 как раздражение Матери-Земли и излияние ее гнева на человека. Я думаю, что любая такая крупная зараза – это посыл Природы в духе: «Прекратите делать зло, иначе вы все вымрете. Вот вам маленький урок».
А.В. Как ты считаешь, за что именно Мать-Земля наказывает человечество?
В.А. За уничтожение экосистемы; за вредоносный образ жизни человеческой цивилизации; за разрушение хрупкого баланса между людьми, животными, растениями, полезными ископаемыми; за то, что человек игнорирует остальное земное сообщество, обособляет себя, ставя на иллюзорную вершину.
А.В. А как ты думаешь, это именно викка влияет на твое мировоззрение и на подобное вѝдение причин возникновения COVID-19? И свойственно ли такое восприятие викканам в целом?
В.А. С одной стороны, это мое человеческое мнение, а с другой стороны – викканское. В викканских догматах нигде не прописано, что нужно быть экологичным. Но если бы общие этические постулаты викканского ведовства относились к подобным проблемам равнодушно, я бы не мог быть викканином столько времени. Это одновременно моя личная позиция и религиозная. Я придерживаюсь пути викки именно потому, что он согласуется с моими взглядами. В то же время викка – путь эклектичный, разные виккане придерживаются разных мнений. Не все рассматривают ковид как гнев земли, но такая позиция достаточно популярна. Есть и те, кто воспринимает ковид как болезнь, как природный вирус, как искусственно созданный вирус и т.д.
А.В. А какое мнение встречается чаще: что COVID-19 – это гнев земли или просто болезнь?
В.А. Сложно сказать. Даже по личному отношению к COVID-19 виккане сильно расходились во мнении. Кто-то боялся, кто-то нет. Кто-то носил маску просто, чтобы не было проблем со штрафами, а кто-то постоянно мылся и все дезинфицировал. У кого-то ковид прошел легко, У кого-то тяжко. В первые месяцы в интернете бытовало мнение, что заболевают то ли более негативные люди, то ли более жесткие. Но это было только начальное мнение, потом так думать перестали. Было много разных идей эзотерического толка. Что COVID-19 действует на всех по-разному, в зависимости от энергетики людей. Но я тут придерживаюсь мнения, что дело не в энергетике, а просто в общем иммунитете и адаптивности отдельно взятого человека. У кого-то прошло легко, а у кого-то тяжело.
А.В. Ты сам болел?
В.А. Я не знаю. Но моя жена предполагала, что мы переболели без симптомов, хотя мы и не проверяли.
А.В. А почему вы решили, что болели бессимптомно?
В.А. Потому что жена одно время работала в лаборатории, где занимались в том числе ковидными пробами, и, естественно, что кто-то мог заразиться, в том числе и она. Да и просто когда многие в коллективе чихают, болеют, это напрягает. Мы пару раз легко погрипповали, но уточнять ничего не стали.
А.В. Ты вакцинировался от COVID-19?
В.А. Да, я сделал прививку в то время, когда были введены QR-коды. В основном для того, чтобы свободно передвигаться по городу, ходить в разные учреждения, ездить в транспорте. Понятно, тогда многие переживали, что прививка не доработана, что она опасна, люди не хотели участвовать в экспериментах и рисковать своим здоровьем. Но потом время прошло и волнения улеглись. И я сделал Спутник V.
А.В. Ты осознанно выбрал именно эту вакцину?
В.А. Да. Я долгое время переживал, думал, что она не доработанная. Но потом я пообщался с теми, кто ее уже сделал. Кто-то укололся и нормально, кто-то укололся и заболел. Но я общался и с европейскими приятелями, с теми, кто хорошо разбирается в вопросе и кто со связями. У кого-то даже были связи в Гамалеи7. И мне сказали, что из доступных в России Спутник – лучшая вакцина, самая проработанная. От европейских и американских вакцин было намного больше побочек; ну, я и решился.
А.В. Много ли людей из викканской среды вакцинировались?
В.А. Мне кажется, 50/50, как и вне викканской среды. Кто-то переживал из-за побочек, кто-то не делал из-за противопоказаний, кто-то надеялся на естественный иммунитет и т.д.
А.В. Ты и твои знакомые подключали какие-то магические средства, чтобы понять, стоит вакцинироваться или нет?
В.А. Естественно. Те, кто решался на вакцинацию, спрашивали таро. Но не относительно самого вируса, а просто для поддержки в волнительной ситуации. Что будет, если я вакцинируюсь этой вакциной? А этой? Эта информация шла в общую копилку вместе с общением с людьми, знавшими заболевших или разбирающимися в вакцинах, чтением научной информации и т.д.
А.В. Ответы таро имели для тебя большое значение в вопросе вакцинации?
В.А. Для меня да, я доверяю своим раскладам. Это было важным кирпичиком в общем фундаменте аналитики. Как материалистической, так и магической.
А.В. Если бы карты сказали, что вакцинироваться нельзя, ты бы прислушался к ним или к науке?
В.А. Я бы постарался найти золотую середину, уточнял у карт. Редко бывает так, что карты что-то запрещают раз и навсегда. Как правило, речь всегда идет об определенных промежутках времени. Я бы уточнял: а почему нельзя? Я не готов? Или мне плохо сделают прививку и отнесутся халатно? И еще я бы уточнял, когда ситуация может измениться. Я не следую ответам карт слепо.
А. В. Насколько строго ты соблюдал предписание носить маску в общественных местах?
В.А. Первые особенно жесткие недели я очень строго соблюдал это предписание и носил маску. Мне не хотелось нарушать общественные порядки и я стремился минимизировать контакт с инфекцией. Да и сейчас в местах большого скопления народа я стараюсь надевать маску.
А.В. Опиши, как реагировали виккане на COVID-19? Что поменялось в вашем религиозном взаимодействии в бытовом плане?
В.А. Не буду говорить за всех язычников, потому что мнений очень много. Как в рамках разных религий, так и в рамках одной, например, викки, но в разных странах. Я общался на эту тему с европейскими и американскими викканами и обнаружил у них совершенно иное отношение к пандемии. И обусловлено оно не столько язычеством, сколько ментальностью. У американцев и европейцев реакция была более серьезная. Они долгое время соблюдали социальную дистанцию, строго выполняя рекомендации правительства, не ходили на шабаши чуть ли не два года. Но даже когда начали ходить на ритуалы, то стояли в кругу8 на социальной дистанции. Для России это совершенно не характерно, у нас в голове такое не укладывалось. Еще я смотрел видео одного американского обряда, где социальной дистанции не было, но все стояли в масках и читали заклинания тоже в масках. Я подумал о том, как это, должно быть, неудобно, и что у нас давно бы расслабились и, по меньшей мере, спустили бы маску с носа.
А.В. Расскажи, как реагировало викканское сообщество на вводимые меры? Как проводились шабаши, что поменялось в вашей религиозной жизни?
В.А. У большинства общин прекратились любые собрания по причине того, что невозможно было добраться друг до друга. Плюс, некоторые люди перестали куда-либо ездить из-за страха заболеть. А кто-то из-за страха штрафов.
А.В. А ты к каким людям относился?
В.А. Я сочетал обе точки зрения. Но, так как я в основном собирал людей у себя дома или где-то недалеко, мне было проще: ездить никуда не приходилось и до пандемии. Я перестал собирать встречи, и у нас возникла традиция онлайн-посиделок. А когда были послабления в ограничениях, пара-тройка человек приходила и мы уже проводили обычные шабаши. В целом же после того, как все эти ограничения пришли в мир, никто из виккан так и не оправился до конца. Такими большими, как были внешние круги9 до вируса, они уже не собираются.
А.В. То есть, пока к доковидной жизни вы так и не вернулись?
В.А. Ну, да. Люди использовали это время для изучения самих себя, многие разошлись по индивидуальным путям. Да и просто все уже привыкли, как мне кажется, быть в одиночестве.
А.В. Ты и твои знакомые составляли какие-то новые магические средства для лечения именно COVID-19? Чем в целом лечились виккане? Как соотносились в их лечении конвенциональные медицинские средства и магия?
В.А. Все зависело от магического подхода человека. Кто-то, будучи викканином, редко применяет магию и ограничивается психологическими приемами и медитацией, кто-то рассматривает викку как религию и философию, а кто-то занимается именно магией. И последние, конечно, совмещали магию с медициной. Я не могу сказать, что мне известны те, кто лечился одной магией, для этого надо быть достаточно отчаянным. Поэтому, скорее, есть те, кто лечился чисто медицински или просто ждали, пока выздоровеют без лечения, и кто совмещал лечение с магией. Это могли быть и обычные целительские методы, медитации, Рэйки, рунические ставы, заговоры, заклинания. Некоторые пытались придумывать особые заклинания от COVID-19. Я таким не занимался, потому что не считаю нужным изобретать колесо каждый раз. И я не знаю, болел ли я, поэтому для себя я ничего такого не использовал. А когда я беспокоился о заболевших друзьях, то применял обычные заклинания и молитвы от болезней.
А.В. Ты можешь поделиться текстами таких заклинаний и молитв?
В.А. Когда мы общались с викканами из Америки, они дали нам один чант10. Не знаю, используют ли они его именно от ковида или в целом для исцеления. Мы использовали его, переведя на русский язык. Текст там следующий:
Аполлон, Асклепий, Гигея, Панацея, Бригид, Диан Кехт,
Исцелите нас.
Исцелите мир.
Рассейте болезнь и заразу.
Исида, Анахита, Эир, Мами Вата, Гуаньинь,
Научи нас, как исцелять самих себя и как исцелять друг друга.
(Автор: Пурпурная Алиса)
Есть также еще одна молитва, которую мы используем в нашем кругу в случае болезни. Она тоже переведена с английского языка, ее автор Сильвер Равенвольф, известная американская викканка.
Молитва на избавление от болезни
Пусть эта боль и болезнь
Будет погребена в глубине земли,
Сокрушена серыми камнями,
Поскольку они устойчивы.
Пусть она улетит с птицами воздуха,
Улетит с осами холма,
Пусть она уплывет с морскими китами,
Поскольку они являются самыми быстрыми.
Пусть она будет на небесных облаках,
Поскольку они приносят дождь,
Пусть она будет в потоке реки,
Которая течет в океан,
Пусть она никогда не вернется ко мне,
От ветра или земли, или кружащегося моря.
И вот еще мое собственное маленькое заклинание:
Сила Луны исцеляет и благословляет,
сила Земли питает и укрепляет,
сила Солнца вдохновляет и защищает.
При его чтении осуществляются работа с энергетикой и ряд магических действий.
А.В. Спасибо тебе за интервью.
Примечания
1 Викканское ведовство – одна из форм викки, представляющая собой религиозно-этическую и магическую систему и тесно связанная с поклонением силам природы.
2 Ковен (от лат. convenire – собираться) – группа ведьм, регулярно встречающихся для колдовства и празднования шабашей.
3 Шабаш (ивр. shābath – отдыхать) – в иудейской традиции седьмой день недели, в который полагалось отложить любую работу и посвятить время молитве. В Средневековье термин начали использовать в контексте историй о ведьмах и обозначать им ночные сборища, на которых дьяволопоклонники предавались разгулу и занимались колдовством. Гарднер заимствовал этот термин и начал обозначать им религиозные праздники виккан. Одно из объяснений термина, данное Гарднером, выглядит следующим образом: «…это просто слово, перенятое у христиан, когда христиане впервые пришли на Британские острова. В далеких от цивилизации языческих краях оседлых священников не было, а службы … служили кочевые священнослужители и, вероятно, по воскресеньям, так что термин «встреча в день субботний» так к ним и приклеился. После этого слово «шабаш» вполне могли перенять язычники для обозначения религиозного сборища…Определение «ведьмовской шабаш» могли дать им сами же христиане в форме издевки (Гарднер 2010: 180).
4 Встречается множество виккан, которые убеждены, что викка – современная религия, созданная Гарднером в XX веке. Как правило, взгляды на происхождение викки не коррелируют с образованием, возрастом и ролью, занимаемой человеком в викканском сообществе. Встречаются различные виккане: это и ученые, пришедшие в викку из сугубо прагматической среды, при этом убежденные в её палеолитическом происхождении, и представители не научной среды – виккане, руководящие целыми ковенами и занимающие позиции жрецов, которые признают, что викка была создана искусственно, однако, это не помешало ей стать мировой языческой религией.
5 Солитарная викка (от англ. solitary, одиночка) – один из вариантов практики викки, получивший развитие в США и обретший популярность в России. В солитарной викке предпочтение отдается одиночной практике, а работа в ковенах может либо не происходить никогда, либо случаться эпизодически, по приглашению друзей и знакомых. Кроме того, солитарные виккане не придают большой важности обрядам посвящения в ведьмы, широко практикуют самопосвящение и значительно более открыты для посторонних, чем виккане традиционных течений.
6 Викканский алтарь представляет собой место как для ежедневной магической и религиозной практики, так и для проведения шабашей. Набор предметов на алтаре вариативен, но, как правило, важное место в нем отводится символам стихий. Вода чаще всего располагается в чашах, в них же размещают соль, обозначающую землю. Воздух может быть представлен колокольчиками, перьями и палочками благовоний, огонь – горящими свечами или также благовониями.
7 Национальный исследовательский центр эпидемиологии и микробиологии имени Н. Ф. Гамалеи (ФГБУ «НИЦЭМ им. Н. Ф. Гамалеи» Минздрава России).
8 Круг – ритуальное пространство, очерчиваемое жрицей или жрецом в ходе религиозных обрядов и шабашей и предполагающее коллективную работу в нем нескольких ведьм. Покидать границы очерченного круга не рекомендуется до тех пор, пока ритуал или шабаш не будут завершены, а жрица или жрец не разомкнут его. В случае замыкания круга в жилых помещениях, нередко он охватывает всю их территорию для удобства перемещения в ней участников.
9 Внешний круг – сообщество людей, которые присутствуют на ритуалах и шабашах с различной регулярностью, но не являются постоянными участниками магической и религиозной жизни викканской общины или ковена. За ними не закреплены ритуальные роли, и они не имеют четких обязательств.
10 Чант – рифмованные строки, повторяющиеся с определенным ритмом. Чанты используются в разных религиозных мероприятиях виккан: от свадеб, до поминовения усопших.
Библиография
Гарднер, Д. (2010) Ведовство сегодня. Гарднерианская книга теней, М.: Телема.
Панин, С.А. (2012) Современное колдовство. Викка и ее место в духовной культуре XX – начала XXI века, М.: Эдитус.
Learn Religions (2018) The Rule of Three (https://www.learnreligions.com/rule-of-three-2562822) (07.05.2022)
The Pagan Library (2020) Wiccan ethics and the Wiccan Rede Access: (http://www.paganlibrary.com/ethics/wiccan_ethics_rede.php) (07.05.2022)
Wiccan scrolls (2022) (http://wiccanscrolls.ru) (07.05.2022)
References
Gardner, G. (2010) Vedovstvo segodnya. Gardnerianskaya kniga tenej [Witchcraft tday. The Gardnarian book of shadows]. Moscow: Telema.
Learn Religions (2018) The Rule of Three (https://www.learnreligions.com/rule-of-three-2562822) (07.05.2022)
Panin, S. A. (2012) Sovremennoe koldovstvo. Vikka i ee mesto v duhovnoj kul’ture XX – nachala XXI veka [Wicca and its place in spiritual culture of the XX century]. Moscow: Editus.
The Pagan Library (2020) Wiccan ethics and the Wiccan Rede Access: (http://www.paganlibrary.com/ethics/wiccan_ethics_rede.php) (07.05.2022)
Wiccan scrolls (2022) (http://wiccanscrolls.ru) (07.05.2022)