ШВЕЦИЯ: ОПЫТ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭПИДЕМИИ COVID-19 (ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ)

© 2021 Сорокина Е.А.

МАиБ 2020/2021 – № 2 (спецвыпуск)


Практически с конца 2019 года весь мир живет в условиях пандемии коронавируса COVID-19 и борьбы с ней. Известно, что практически все страны мира выбирали конкретный путь преодоления последствий пандемии. Во всем мире велико количество человеческих жертв коронавируса COVID-19 — немногим менее 180 млн.человек заразились коронавирусом и более 3.8 млн погибло от COVID-19, около 160 млн.человек в мире вылечились (coronavirus-monitor…на 9.06.21). Сегодня, по истечении этих полутора лет жизни и борьбы людей,  пациентов  и врачей, с этой инфекцией для всех стран и национальных экономик совершенно очевидны не только чисто медицинские тяжелые последствия пандемии, но и колоссальные экономические, психологические и даже социальные негативные результаты пандемии. Безусловно, еще рано говорить о завершении пандемии коронавируса, об окончательных выводах и последствиях пандемии в полной мере как во всем мире, так и в Швеции. Тем не менее представляется актуальным вернуться к теме коронавируса по-шведски и посмотреть на то, что произошло (или не произошло)  на протяжении последнего времени.[1]

Пандемия коронавируса Covid-19, которая официально объявлена  в мире с марта 2021 года. За это время национальные системы организации здравоохранения накопили огромный практический опыт  по лечению и профилактике этого вируса у пациентов, по организации и практической работе медицинских систем, противостоящих распространению инфекции. Безусловно, шведский опыт преодоления эпидемии коронавируса представляет собой важную, интересную и своеобразную часть общего процесса преодоления пандемии в мире, без знакомства с которой нельзя говорить о  полноценном понимании ситуации в мире и путей ее разрешения.

Специалисты самых разных направлений изучают феномен пандемии коронавируса COVID-19.  Российский медицинский антрополог В.И.Харитонова сделала важное заключение о том, что специалисты (вирусологи, эпидемиологи) при объявлении пандемии в мире обратили внимание в первую очередь на изучении скорости распространения инфекции, степени и специфики заражения людей (Харитонова, 2020). Такого рода констатацию реальной действительности можно отнести в полной мере и к Швеции периода эпидемии коронавируса.

В наши задачи не входит сравнительный анализ модели преодоления эпидемии COVID-19 в Швеции и других стран. В данной публикации считаем возможным остановиться на том, что происходило в Швеции на протяжении последних месяцев 2020 года и первой половины 2021 года в связи с эпидемией COVID-19.

На начало июня 2021 года, практически через полтора года после начала пандемии в мире, в Швеции фиксируются следующие цифры. Около  1.1млн.человек жителей страны переболели коронавирусом, из которых более 7.5тыс.человек находились в больницах на аппаратах искусственной вентиляции легких (ИВЛ). Общее число погибших от коронавируса достигло более 14.5  тыс.  человек (coronavirus-the-latest-news…).

Шведская практика преодоления эпидемии коронавируса COVID-19 имеет свои характерные особенности, которые  на протяжении второй половины 2020 года претерпевали определенные изменения. Управление общественного здравоохранения (Folkhälsomyndigheten, далее – управление здравоохранения) внимательно отслеживало тенденции, направления и скорость распространения эпидемии. При росте числа инфицированных изменялись некоторые прежние и вводились новые  меры и ограничения  (о некоторых из них мы расскажем далее). Такие коррективы текущих действий управления здравоохранения не означали, что власти страны признавали нецелесообразными свои прежние действия или избранный ранее алгоритм действий признавался неверным. Ученые и практики старались учитывать практический опыт и ошибки, и делать необходимые выводы. Таким тяжелым и печальным примером может служить негативный опыт недостаточно эффективной работы с пожилыми в самом начале эпидемии в первой половине 2020 года. Тогда в домах престарелых не хватало квалифицированного персонала и средств индивидуальной защиты, посетители (родственники постояльцев или сами сотрудники) имели вначале свободный доступ  и могли приносить или, наоборот, разносить вирус, что способствовало распространению инфекции (Плевако, Карлбек 2020). Негативные последствия неограниченного доступа в дома престарелых для посетителей в период эпидемии и высокая смертность среди обитателей домов престарелых были учтены специалистами.  Уже в самом конце марта 2020 года дома престарелых были закрыты для посещений и проведены мероприятия по обучению персонала в связи с эпидемией коронавируса (Сорокина 2020).

На начальных этапах отмечались и другие ошибки и недостатки, что стало ясным по мере накопления управлением здравоохранения практического и клинического опыта. Так, в начале эпидемии было много претензий по поводу того, что тестирование (ПЦР тесты)  делалось главным образом уже заболевшим. О недостаточной работе по обеспечению безопасности пожилых людей и самого медицинского персонала уже речь шла. На начальных этапах эпидемии в ряде случаев отмечалась нехватка СИЗов (средств индивидуальной защиты) для обслуживающего персонала в больницах и в местах социального пребывания пожилых (Сорокина 2020). Власти страны и управление здравоохранения стремилось учитывать полученный в ходе эпидемии практический опыт. А.Тегнелл (Anders Tegnell), главный эпидемиолог страны, в одном из своих выступлений говорил о том, что некоторые страны перенимают и наработанный опыт Швеции в некоторых вопросах. Осенью 2020 года, во время очередного подъема эпидемии коронавируса, во многих  странах уже не вводились столь же жесткие ограничения по закрытию школ, как весной, скажем. Но, с другой стороны, шведские специалисты и практики заимствуют  опыт других стран. Так, в стране стала применяться практика введения конкретных адресных рекомендаций, которые касаются  определенных регионов или даже городов, а не сразу всей страны (shveciia-ne-budet-vodit-karantin 2020).

На начальных этапах эпидемии коронавируса COVID-19  (зима, весна, начало лета прошлого 2020 года) главный эпидемиолог страны Андерс Тегнелл (Anders Tegnell) часто, практически ежедневно выступал на различных  брифингах по теме эпидемии. Несколько позднее стали регулярно проводиться правительственные брифинги  по вопросам распространения эпидемии коронавируса, которые проходили с участием премьер-министра Стефана Левена (Stefan Löven), министра здравоохранения и социальных дел Лены Халленгрен (Lenа Hallengren), главы управления общественного здоровья (здравоохранения) Юхана Карлсона (generaldirektörFolkhälsomyndigheten Johan Carlson). В случае необходимости в таких брифингах могли принимать участие главы других министерств, а также  государственных управлений-департаментов, которые не входят в юрисдикцию правительства. Среди таких участников правительственных брифингов бывают представители Национального совета здравоохранения и социального обеспечения, Шведской государственной службы занятости, Агентства по чрезвычайным ситуациям и некоторые другие учреждения (whos-actually-in-charge…).

После относительной стабилизации количества инфицированных в летний период (что отмечалось не только в Швеции, но и во многих других странах мира) осенью 2020 года в Швеции опять стало расти количество заболевших коронавирусной инфекцией.  На этом фоне увеличения числа инфицированных и заболевших в стране власти усилили некоторые ограничительные меры. Считается, что в октябре 2020 года началась так называемая вторая волна эпидемии (Коронавирус в мире…2020). Стали несколько ужесточаться рекомендации властей в связи с эпидемией. Но тем не менее для жителей страны все ограничения носили по-прежнему рекомендательный и добровольный характер. Власти обращали особое внимание на личную ответственность жителей страны по соблюдению рекомендаций, что должно было бы способствовать снижению скорости распространения вируса. Среди рекомендаций были такие как необходимость соблюдения социальной дистанции, минимизация контактов и посещений людных мест и общественного транспорта, предпочтительность дистанционной работы при возможности. Также предлагалось в случае необходимости ограничивать так называемое социальное взаимодействие между отдельными домохозяйствами и людьми. Шведские специалисты считают, что долгосрочный характер короновирусной эпидемии определяет и характер стратегии по ее преодолению – необходимы меры, которые могут работать длительное время и люди будут сознательно и добровольно выполнять эти меры (shveciia-ne-budet-vodit-karantin 2020).

В ноябре 2020 года в связи с эпидемиологической обстановкой правительство вело новые дополнительные меры. Среди таких мер – введение запрета на продажу алкоголя после 22:00  (первоначально было  заявлено действие этой меры запрета до февраля 2021 года, впоследствии при необходимости было предполагалось его продление). Также было сокращено разрешенное число участников массовых мероприятий с 50 человек до 8 человек.  Премьер-министр Стефан Лёвен призвал граждан отказаться от всех общественных мероприятий и не посещать спортзалы, библиотеки, торговые центры или другие общественные места, другими словами – взять на себя ответственность и воспрепятствовать распространению инфекции, соблюдая предложенные ограничения (v-shvecii-vstupili-v-silu..2020).  Но это вызывало совсем неоднозначную реакцию, т.к. в ряде областей страны все это продолжало функционировать и люди могли посещать  различные общественные места. В Стокгольме, Мальме и Гетеборге, наиболее крупных городах, было объявлено о закрытии бассейнов, музеев, художественных галерей, тренажерных залов и других общественных мест с целью затормозить чтобы распространение коронавируса (shveciiu-nazvali 2020). Отношение к действиям Швеции в период коронавирусной эпидемии COVID-19 как внутри стран, так и в мире, было далеко не однозначным и совсем неединодушным. Среди важных аргументов тех, кто критиковал недостаточность шведских мер, назывались в том числе и то, что даже в период эпидемии жители  продолжали передвигаться внутри страны, хотя и в меньших масштабах по сравнению с прежним временем. Также в качестве претензии выдвигалось и то, что в стране не было введено требования обязательного ношения масок.

В декабре в преддверии Рождества и на фоне роста числа заболевших (v-shvecii-vvodiat-novye 2020) власти страны стали опять несколько усиливать предлагаемые ограничительные меры и рекомендации. Предлагалось не встречать Рождество большими компаниями, а только своими семьями, без приглашения других гостей и не более 8 человек вместе, включая и детей. Также действовал еще целый ряд ограничений – оставался запрет на продажу алкоголя после 22.00, старшая ступень школы (гимназии) переводилась на дистанционную форму обучения с 7 декабря 2020 года по 6 января 2021 года. Многие муниципалитеты также переводили на дистанционный режим обучения и школу для детей младшего возраста в декабре месяце (v-shvecii-zapretili-vstrechat 2020). По-прежнему продолжали действовать рекомендации о необходимости социальной дистанции в общественных местах и транспорте, еще больше сокращалось время работы баров и ресторанов, которые уже к этому времени имели существенные ограничения в организации своей работы. Специально оговаривалось, что для жителей отсутствуют прямые запреты на рождественские поездки. Однако, власти настоятельно просят минимально пользоваться общественным транспортом, избегать скопления людей  и по возможности оставаться в своем регионе и продолжать соблюдать нормы социального дистанцирования. Также власти обратились к жителям с рекомендациями совершать рождественские покупки не всей семьей, а предпочтительно поодиночке и соблюдать социальную дистанцию также и в магазинах  (premer-shvecii-priznal-proval-strany 2020).

В преддверии Рождества в 2020 году и премьер-министра Швеции Стефан Левен (16.12.2020) и король Швеции Карл ХУI Густав (17.12.2020) выступили с обращениями к гражданам страны.  В этих обращениях говорилось о том, что страна и жители пережили тяжелый период в 2020 году и пока еще, к сожалению, эпидемия коронавируса не побеждена.   В этой связи подчеркивалась важность и необходимость соблюдения жителями страны рекомендаций властей для преодоления эпидемии коронавируса.  (korol-shvecii-priznal 2020; premer-shvecii-priznal-proval-strany 2020). Но тем не менее более жесткие, карантинные меры в Швеции так и были введены. Ограничительные рекомендации продолжали действовать в Швеции на протяжении зимы и весны 2021 года.

В начале января 2021 года было даже принято специальное решение по пандемии, по которому власти получили право принимать необходимые (в том числе и непопулярные) решения по борьбе с эпидемией без дальнейших согласований. Шведские власти также получили право регулировать режим работы всех мест, где могут скапливаться люди. Это подразумевает  работу магазинов, спортивных клубов, парков, а также театров, музеев, кинотеатров, а также театров, спортивно-зрелищных мероприятий, общественного транспорта (shveciia-izmenila-zakonу 2021). Но, несмотря на усложнившуюся эпидемиологическую ситуацию, власти не получили возможность заставлять или требовать от людей находиться подолгу дома в режиме карантина (как это было в других странах). В январе 2021 года МИД Швеции вновь продлил до 15 апреля 2021 года свои рекомендации гражданам о том, чтобы без особой необходимости не выезжать за пределы ЕС и, по возможности, перенести свои путешествия и поездки. В управлении здравоохранения заявляли, что предлагаемые ограничения можно назвать (по аналогии со спортом) не спринтом, но марафоном на дальнее расстояние (kak-v-raznyh-stranah-prodolzhaiut..2021). Такими достаточно мерами можно, тем не менее, по мнению специалистов, избежать быстрого и сильного распространения эпидемии. Кроме того, есть надежда, что общество, люди, здравоохранение, наконец, экономика не будут испытывать таких резких потрясений, как в странах с жестким карантинным режимом.

Существующие в стране ограничительные рекомендации неоднократно продлевались на протяжении зимы и весны 2021 года. В начале  апреля 2021 года было вновь решено продлить до начала мая коронавирусные ограничительные рекомендации, которые касались главным образом мест возможного скопления людей, т.к. количество заболевших все еще оставалось довольно значительным (v-shvecii-prodlili-koronavirusnye…2021). Рестораны, бары, кафе по-прежнему должны были быть закрыты для посетителей с 20:30 до 05:00, рестораны могли работать на самовывоз еды, магазины и торговые центры должны были отслеживать количество людей в залах, чтобы посетители приходили не группами, а поодиночке. И отдельно подчеркивалась необходимость соблюдения социальной дистанции.

Начало реализации плана правительства по постепенному снятию коронавирусных ограничений было отложено до июня 2021 года (shveciia-otkladyvaet…2021). План мероприятий по постепенной отмене введенных ограничений рассчитан на несколько месяцев, предварительно — до осени 2021 года, при условии, что эпидемия будет идти на убыль. Предполагается постепенная отмена ограничений на количество участников различных общественных мероприятий как в помещениях, так и на открытом воздухе. Также впоследствии будут сниматься рекомендации по социальному дистанцированию в магазинах, общественном транспорте и иных местах с большим количеством людей (key-points-swedens-five-step…27.05.21).

Начало снятия ограничений власти решили начать с июня месяца 2021 года, учитывая стабильное снижение количества инфицированных, с одной стороны и большое число (более 5млн человек или около половины населения страны) получивших хотя бы одну дозу вакцину (vaccinationer mot covid-19 2021). Предполагается, что снятия ограничений в первую очередь коснется мест массового пребывания людей в парках, на общественных мероприятиях, в театрах, кинотеатрах – т.е. в закрытых помещениях. Будет увеличиваться разрешенное присутствие до 50 человек, 300 человек и т.д.. Предполагается увеличение числа посетителей мероприятий на открытом воздухе. Время работы ресторанов будет продлено до 22:00.Предполагается первоначально увеличить разрешенное количество участников общественных собраний и мероприятий, как в закрытых помещениях, так и на открытом воздухе, на спортивных и культурных мероприятиях. Также планируется расширять возможности баров, кафе и ресторанов по приему посетителей и их обслуживанию как на открытых террасах, так и, впоследствии, в залах. Постепенно, на заключительных этапах выхода из ограничительных мероприятий, будут увеличены и часы работы этих заведений, а магазины смогут принимать одновременно все больше покупателей. Впоследствии предполагается полная отмена социального дистанцирования и любых ограничений по количеству участников общественных мероприятий. С 31 мая можно будет путешествовать в Швецию из Дании, Финляндии, Норвегии и Исландии без необходимости показывать отрицательный тест Covid-19 на границе. Но требование о тестировании для приезжающих из других стран ЕС и ЕЭЗ было продлено до 30 июня (new-laws-what-changes…31.05.2021).

Одним из важных, если не сказать ключевых,  моментов в преодолении эпидемии COVID-19, по мнению властей страны, должна была стать широкая вакцинация населения. С начала 2021 года, точнее еще с конца прошлого 2020 года, стали возлагать большие надежды на вакцинацию, что, по мнению властей может стабилизировать эпидемиологическую обстановку в стране. Решения о закупке вакцин  и поставке вакцины (от COVID-19) от производителя Pfizer/BioNTech были приняты властями еще в декабре 2020 года.  С февраля 2021 года кампания по вакцинная населения от COVID-19 началась в Швеции в соответствии с разработанным конкретным планом. Первыми подлежали вакцинации люди старшего возраста, 70+ и обитатели  домов престарелых. На протяжении всей весны 2021 года процесс вакцинации набирал темпы (new-laws-what-changes…27.04.2021).  По первым прикидкам власти надеялись обеспечить первой дозой вакцины население страны к июлю, но впоследствии сроки вакцинации сдвинулось (из-за задержек с поставками вакцин). Конкретной работой на местах, в муниципалитетах занимается Ассоциация муниципальных органов страны). Уровень вакцинирования населения постоянно находится в фокусе внимания властей, об изменениях числа полуивших вакцину регулярно докладывает министр Лена Халленгрен и другие уполномоченные лица на брифингах.

Еще в июне прошлого 2020 года, премьер-министр Стефана Левена заявил о создании и работе комиссии по анализу деятельности правительства по преодолению эпидемию коронавируса. Осенью 2020 года и весной 2021 года на заседаниях комиссии и комитета риксдага по Конституции заслушивались различные лица, ответственные за работу по преодолению эпидемии коронавируса в стране. Весной 2021 года комитет по Конституции заслушивал директора управления здравоохранения Юхана Карлсона и министра здравоохранения и социальных дел Лену Халленгрен. Министр заявила, что шведское правительство, опираясь на разработки и рекомендации специалистов, принимало те или иные меры и рекомендации, вводя в ряде случаев (как с домами престарелых) прямые запреты на посещения. Она подчеркивала, что правительство принимало те меры, которые требовались на тех иных этапах развития эпидемии (sweden-never-had-a-formal..2021). По мнению Л.Халленгрен определяющим в деятельности правительства и принимаемых мерах было  такие приоритеты как жизнь и здоровье жителей страны, успешная работа системы здравоохранения. В тоже время надо отметить, по ее мнению, что важное значение имеет и равномерное обеспечение всей жизнедеятельности общества и сохранение рабочих мест. Это необходимо для того, чтобы после окончания пандемии вся страна и общество могло спокойно и полноценно функционировать. Также Л.Халленгрен специально обратила внимание на то, что достижение коллективного иммунитета в стране путем распространения инфекции никоим образом не было целью деятельности правительства и в шведскую стратегию по преодолению эпидемии коронавируса COVID-19 не входили такого рода планы формирования коллективного иммунитета (sweden-never-had-a-formal..2021).

На протяжении последнего время тема распространения пандемии коронавируса COVID-19 в мире, практики осуществления многочисленных карантинов и локдаунов в самых разных странах мира и их влияния на экономику, социальную, политическую жизнь психологический климат  занимают умы многих специалистов и обычных людей. Изучение как развития пандемии коронавируса COVID-19 в мире, так и  последствий проводимых в разных странах карантинных мероприятий для людей, влияние на экономику и социально-политические процессы имеет огромное практическое значение. Процесс осуществление различных карантинных ограничений далеко не всегда прост и однозначен. Наряду с тем, что власти различных стран стремятся таким образом достичь резкого снижения скорости распространения эпидемии и количества заболевших (за счет сокращения числа социальных контактов), существуют и иные последствия. Отмечаются негативные последствия карантинных ограничений для самых разных областей экономики и общественной жизни практически во всех странах, которые вводили в периоды роста числа заболевших  различные строгие (или не очень)  ограничения повседневной жизни для своих граждан. Нередко вследствие таких мер происходили сокращения или даже закрытия многочисленных производств и малого бизнеса, в целом отмечался спад экономики, ухудшение материального положения многих людей и семей – и это тема очень актуальная и важная как в конкретном экономическом, бытовом, медицинском смысле, так и в исследовательском аспекте. Представляется чрезвычайно важным и необходимым изучать разнообразные и многочисленные аспекты и последствия феномена пандемии коронавируса COVID-19 в мире и в отдельных странах. Но, к сожалению, процесс пандемии в мире еще не завершился и к этой теме придется возвращаться специалистам самых разных специальностей.

 

Источники

Коронавирус в мире 2020 https://www.bbc.com/russian/news-55019046 (20.11.2020)

coronavirus-monitor https://coronavirus-monitor.info (9.06.2021)

coronavirus-the-latest-news.. https://www.thelocal.se/20200902/coronavirus-the-latest-news-about-the-outbreak-in-sweden-timeline-part-two (09.06.2021)

kak-v-raznyh-stranah-prodolzhaiut 2021 https://rg.ru/2021/01/10/kak-v-raznyh-stranah-prodolzhaiut-borotsia-s-pandemiej-korony.html  (15.01.2021)

key-points-swedens-five-step  2021 https://www.thelocal.se/20210527/key-points-swedens-five-step-plan-for-lifting-coronavirus-restrictions/ (31.05.2021)

korol-shvecii-priznal  2020 https://rg.ru/2020/12/17/korol-shvecii-priznal-chto-strana-ne-spravilas-s-pandemiej.html (18.12.2020)

new-laws-and-rules-what-changes  2021 https://www.thelocal.se/20210531/new-laws-and-rules-what-changes-about-life-in-sweden-in-june-2021/  (2.06.2021)

new-laws-what-changes…27.04.2021 https://www.thelocal.se/20210427/new-laws-what-changes-about-life-in-sweden-in-may-2021/ (30.04.2021)

premer-shvecii-priznal  2020 https://rg.ru/2020/12/16/premer-shvecii-priznal-proval-strany-v-borbe-s-covid-19.html (18.12.2020)

shveciiu-nazvali 2020 https://rg.ru/2020/11/23/shveciiu-nazvali-hudshej-stranoj-v-borbe-s-rasprostraneniem-covid-19.html (26.11.2020)

shveciia-izmenila-zakony  2021 https://rg.ru/2021/01/11/shveciia-izmenila-zakony-dlia-vvedeniia-karantina.html (15.01.2021)

shveciia-ne-budet-vodit-karantin 2020  https://rg.ru/2020/11/16/shveciia-ne-budet-vodit-karantin-dazhe-iz-za-rekordnoj-zabolevaemosti-covid-19.html (26.11.2020)

sweden-never-had-a-formal 2021 https://www.thelocal.se/20210410/sweden-never-had-a-formal-coronavirus-strategy-health-minister-to-inquiry (14.04.2021)

shveciia-otkladyvaet  2021 https://rg.ru/2021/04/22/shveciia-otkladyvaet-smiagchenie-antikoronavirusnyh-mer.html (26.04.2021)

v-shvecii-vvodiat-novye 2020 https://rg.ru/2020/11/24/v-shvecii-vvodiat-novye-ogranicheniia-iz-za-koronavirusa.html (26.11.2020)

v-shvecii-zapretili-vstrechat  2020 https://rg.ru/2020/12/09/v-shvecii-zapretili-vstrechat-rozhdestvo-bolshimi-kompaniiami.html (12.12.2020)

v-shvecii-vstupili-v-silu..2020 https://rg.ru/2020/11/24/v-shvecii-vstupili-v-silu-zhestkie-koronavirusnye-ogranicheniia.html (26.11.2020)

v-shvecii-prodlili-koronavirusnye  2021 https://rg.ru/2021/04/09/v-shvecii-prodlili-koronavirusnye-ogranicheniia.html (12.04.2021)

vaccinationer mot covid-19 2021: https://www.folkhalsomyndigheten.se/smittskydd-beredskap/utbrott/aktuella-utbrott/covid-19/statistik-och-analyser/ (9.06.2021); https://www.folkhalsomyndigheten.se/nyheter-och-press/nyhetsarkiv/2021/juni/over-halften-av-sveriges-vuxna-befolkning-har-fatt-vaccin-mot-covid-19  (9.06.)

whos-actually-in-charge  2020 https://www.thelocal.se/20200330/whos-actually-in-charge-of-swedens-coronavirus-strategy/ (3.04.2020)

 

Библиография

Плевако Н.С., Карлбек Х. (2020). Вирус и шведская модель, Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2020. №2. С.123-129.

DOI: 10.15211/vestnikieran22020123129

Сорокина Е.А. (2020). Коронавирус по-шведски. Медицинская антропология и биоэтика 1(19) 2020.

DOI: http://doi.org/10.33876/2224-9680/2020-1-19/11 .

Харитонова В.И. (2020) COVID-19: новая тема медицинской антропологии, Медицинская антропология и биоэтика. 2020 – №1(19).

DOI: http://doi.org/10.33876/2224-9680/2020-1-19/01

[1] Сорокина Е.А. Коронавирус по-шведски. МАиБ 1(19) 2020.  DOI: http://doi.org/10.33876/2224-9680/2020-1-19/11 .