РЕПРОДУКТИВНАЯ МОДЕЛЬ В ИСЛАМЕ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

© 2021 Марина Владимировна БАКАНОВА

МАиБ 2021 – № 1 (21)


DOI: https://doi.org/10.33876/2224-9680/2021-1-21/04

Ссылка при цитировании:

Баканова М.В. (2021) Репродуктивная модель в исламе: традиции и современность, Медицинская антропология и биоэтика, 1(21).


Марина Владимировна Баканова

главный врач международного центра медицинской помощи «Dua Hospital»

(Исламабад, Пакистан)

https://orcid.org/0000-0002-4389-8071

E-mail: mari-ina@mail.ru


Ключевые слова: репродуктивная модель, ислам, контрацепция, беременность, семья, медицинская антропология

Аннотация: Несмотря на то, что современное общество стремительно движется по пути секуляризации, религия продолжает оказывать значительное влияние на жизнь людей. Ислам, который изначально включал в себя не только религиозные догмы, но и значительный пласт юриспруденции, оказывается значимым не только для традиционно мусульманских стран, но и для мусульман всего мира. Поскольку репродукция до сих пор является одной из базовых концепций образования семьи, то репродуктивная модель в исламе оказывает значительное влияние на весь социум. Хотя при этом нельзя сказать, что в традиционно мусульманских странах принятые репродуктивные модели целиком соответствуют религиозным установкам.


Источники исламского права

Ислам является всеобъемлющей религией, который включает в себя информацию, касающуюся не только религиозной или мистической стороны жизни человека, но и вполне прозаических вопросов и областей знания: системы существования государства, юриспруденции, экономики, медицины и прочего. В том числе, большое внимание в исламе уделяется системе создания и регуляции семейной жизни, репродуктивному циклу мужчины и женщины, вопросам беременности и деторождения.

Основные источники исламского права, к компетенции которого относится семья, репродуктивное здоровье, беременность и т.п., используемые для вынесения фетвы(религиозного заключения по определенному вопросу), таковы:

  1. Коран и его тафсир (толкование) – существует несколько айятов (стихов) Корана в которых говорится о репродуктивной модели;
  2. Сунна (сборники хадисов) – существуют целые разделы, посвященные репродуктивной модели;
  3. Иджма (единодушное мнение/решение мусульманских ученых по определенному вопросу);
  4. Кияс (суждение по аналогии) – часто используется в случаях, когда событие и факт не мог иметь место во времена жизни Пророка Мухаммада.

Дополнительными источниками исламского права могут выступать: истихсан (отказ от аналогии, предпочтение в удобстве), истислах (стремление к пользе), урф (арабские обычаи), истисхаб (исламский рационалистический принцип извлечения правового решения (хукм), согласно которому «любые изменения не считаются наступившими, пока не обнаружатся ясные признаки этих изменений»), адат (местные обычаи), фирман (распоряжения халифов), канун(государственные законы), но только в том случае, если они не противоречат основным источникам (Графский, Золотухина и др. 2020).

Согласно вышеприведённым источникам мусульманские богословы выносят фетвы. Фетва – это решение по какому-либо вопросу, принимаемое муфтием (имамом мечети, который имеет право читать хутбу – проповедь на пятничной молитве), факихом (человеком, имеющим религиозно-правовое образование) или алимом (мусульманским ученым), основанное на принципах ислама и на прецедентах мусульманской юридической практики; фетва является нормативно-правовым источником исламского права. При этом часть фетв носит общемусульманский характер, когда во мнении сходятся все мусульманские ученые, а часть может отличаться степенью строгости и обычный человек имеет право выбора – за кем из ученых ему следовать в конкретном вопросе (Бобровников  2017).

Репродуктивная модель

Репродуктивная модель может рассматриваться как комплексная модель, отражающая репродуктивное здоровье и вопросы половой жизни, репродуктивное поведение и модели семьи  (ВОЗ  2018).

Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия в репродуктивной сфере, и оно включает в себя:

– способность людей к зачатию и рождению детей;

– возможность сексуальных отношений без передачи ЗППП;

– безопасность зачатия, беременности и родов, рождение здорового ребенка;

– гармоничную психосоциальную ситуацию в семье;

– благополучие матери;

– возможность планирования следующей беременности.

Вопросы репродуктивного здоровья и его охраны очень подробно рассмотрены в исламе. Начало этому положено в том утверждении, что женщины и мужчины равны, но каждый из них наделен своими обязанностями согласно физическим и психологическим различиям. Данный постулат закреплен в Коране, в сурах «Аль Имран», 195; «Аль Азхаб», 35; «Аль Худжурат», 13 и др., а также в некоторых хадисах.

Есть и такой аят из Корана (сура 16, аят 58): «Когда кому-то из них передают радостную весть о рождении дочери, его лицо становится черным [багровеет], и он [ожидавший мальчика] опечален (полон сдержанного гнева)» (Св. Коран, сура 16, аят 58). Однако, согласно хадисам рождение дочери для мусульманина является более предпочтительным, т.е. «Кто воспитывает двух дочерей, делая это благородно и терпеливо, для того они станут защитой от адского наказания» (Аль Бухари 2005).

Таким образом – уже с рождения подразумевается равноправие девочек и мальчиков, гарантируются одинаковые права на обеспечение здоровья, образования, питания и т.п., что, безусловно, способствует сохранению и укреплению репродуктивного и полового здоровья. Причем, равноправность не означает равнозначность без учета особенностей пола (Аляутдинов 2018b; Исламская декларация прав человека 1990).

Наступление совершеннолетия в исламе привязано к появлению менструального цикла у девочек и поллюций у мальчика. С этого момента они обретают статус совершеннолетнего человека со всеми вытекающими из этого правами и обязанностями (Аляутдинов 2018c). При этом в исламе нет понятия «нечистоты» женщины во время менструации, она рассматривается в качестве обычного физиологического процесса, который необходим для выполнения репродуктивной функции. Освобождение от молитвы и поста на время менструации – это облегчение ее жизни, связанное с тем, что ее здоровье во время цикла находится не в лучшей форме и женщине требуется больше отдыха (есть понятие «религиозной нечистоты»1, но оно относится не только к женщине в период менструации, а и к мужчинам в определенных условиях). Также абсолютно запрещен половой акт во время менструации, однако супружеские ласки считаются допустимыми.

В Коране (сура 2, аят 222) о менструациях сказано так: «Они спрашивают тебя о менструациях. Ответь: “Оно – страдание!” Так сторонитесь половой близости с женщинами во время менструаций. Не приближайтесь к ним, пока они не очистятся. А когда они очистятся, то приходите к ним так, как вам повелел Бог. Поистине, Бог любит кающихся и очищающихся!».

Употребленное слово «страдание» – араб. изан буквально обозначает: «боль, страдание, обида, неприятность, вред, ущерб», но никак не неполноценность женщины из-за подобного физиологического явления. То же самое слово изан используется в Коране (сура 4, аят 120) при описании страданий раненых, у которых есть раны с непрекращающимся кровотечением или с истечением гноя (Св. Коран, сура 4, аят 120).

Со слов сподвижника Пророка Урвы ибн Зубейра, у которого спросили, может ли женщина заниматься домашним хозяйством, ухаживать [готовить, стирать, убирать] за мужем в период месячных, и «можно ли прикасаться к женщине, когда у нее месячные», это естественные процессы: «Ничего плохого в этом нет». То есть такова природа женского организма, а выдумывать ограничения для представительниц слабого пола из-за этого физиологического процесса – абсолютное невежество (Аль-Аскаляни 1972).

Возможность половой жизни без риска заразиться ЗППП проистекает в исламе из постулата запретности половых связей вне брака. При этом – половая жизнь супругов является одним из благих дел. «И [даже] интимные отношения ваши [с супругой] — милостыня», — сказал Пророк Мухаммад. Сподвижники в недоумении спросили: «Человек удовлетворяет свои плотские желания и получает за это вознаграждение [пред Богом]!?» Посланник Господа ответил: «Разве вы не разумеете, что если бы он имел отношения на стороне, то был бы грешен (это засчиталось бы ему грехом)!? А имея халяльные (разрешенные) интимные отношения [с женой], он будет вознагражден [как и жена с мужем, и будет вознаграждена пред Богом» (Аляутдинов 2018b). Представляется очевидным, что отсутствие связей на стороне позволяет избегать ЗППП. Частично этому также способствует принятое в исламе (Сунна2) обрезание крайней плоти у мужчин.

Безопасность зачатия, беременности и родов, рождение здорового ребенка в исламе определяется тем, что у женщины нет обязанности работать и содержать себя, а тем более детей. Содержать женщину (в том числе во время беременности) и ребенка (детей) – это обязанность исключительно мужчины, даже в том случае, если женщина более богата. Более того, если состояние здоровья женщины требует больше отдыха (в силу ряда объективных причин), то супруг должен найти ей помощницу по дому или же помимо своей работы выполнять часть домашних дел. Также муж несет ответственность за регулярное посещение женщиной врача, прием витаминов, правильное питание и прочее… Выбор супруга по исламу также прагматичен: по религиозности, по красоте (внешней и внутренней, в т.ч. красота понимается как признак здоровья), по роду (в т.ч. учитывается генетическая наследственность) и по материальному достатку (Аляутдинов 2018b; Федорова  2015).

Пророк Мухаммад говорил: «На женщине женятся по четырем признакам: богатство, знатность рода, красота и набожность. Выбирай набожную, обретешь покой» (Св. Коран, сура 2, аят 5). Мужчина выбирается по аналогичным критериям. «Верующие, достигшие наибольшего в вере, – это те, кто обладает высокими благородными нравами [в первую очередь – кто умеет направлять себя, контролировать свои эмоции, гнев, отвечает на плохое хорошим]. И лучшие из вас — те, кто наилучшим образом относится к своей жене [к мужу] (к своей семье)» (Ат-Тирмизи 2002a).

Также известно высказывание: «Ты возвеличишься перед Аллахом даже кусочком (из пищи), которой ты поставил в рот своей жены ради Аллаха» (Аль-Бухари 1997a). А правило, гласящее, что каждый мужчина – это «пастух, ответственный за свою паству» (Аль-Бухари 1997b), обязывает любого мужа  заботиться и целиком отвечать за супругу и детей.

Репродуктивное поведение

Репродуктивное поведение – целостная система действий, отношений и психических состояний личности, направленных на рождение или отказ от рождения ребенка любой очередности, в браке и вне брака (Рыбаковский 2010).

Репродуктивное (гендерное) поведение складывается из следующих компонентов:

  1. совокупность поведенческих актов и решений, непосредственно направленных на рождение ребенка или собственно репродуктивное поведение;
  2. контрацептивное поведение, то есть действия, направленные на предотвращение зачатия;
  3. абортивное поведение, то есть действия, имеющие целью предотвратить нежелательное рождение.

Собственно репродуктивное поведение – направленность на рождение ребенка – это одна из главных причин создания семьи в исламе (вторая – удовлетворение сексуальных потребностей). В Коране (сура 30, аят 21) об этом говорится: «Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жён для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамения для людей, размышляющих».

В одном из хадисов Посланник Всевышнего повелевал мусульманам жениться: «Женитесь на любящих и рожающих, ибо поистине, я буду гордиться вашей многочисленностью перед другими пророками в день Суда!» (Хафиз аль-Хайсами 1984).

Большинство мусульманских богословов сходятся во мнении, что половые отношения с женой должны быть не реже, чем раз в четыре дня, но точные границы устанавливаются соглашением между супругами. С точки зрения медицины такая периодичность является достаточной для наступления беременности при обычной фертильности супругов (в гинекологии регулярной половой жизнью достаточной для наступления беременности признается наличие половых отношений раз в 3-4 дня). При этом бесплодие одного из супругов не является единственным и достаточным основанием для развода (Аляутдинов 2018b: 9; Аляутдинова 2019).

Внутриутробное развитие ребенка, включая стадии такового, достаточно полно отражено в Коране (с учетом уровня биомедицинских знаний VII века): «Воистину, Мы сотворили человека из эссенции глины. Потом Мы поместили его каплей в надежном месте. Потом Мы создали из капли сгусток крови, потом создали из сгустка крови разжеванный кусочек, потом создали из этого кусочка кости, и потом облекли кости мясом. Потом Мы вырастили его в другом творении. Благословен же Аллах, Наилучший из творцов!» (Св. Коран, сура 23, аяты 12-14). Эти аяты были дополнены и разъяснены хадисом: «Каждый из нас находится 40 дней в утробе матери в виде капли. Затем такое же время в виде сгустка». В буквальном смысле слово аляк(сгусток крови) в арабском языке имеет три значения: пиявка, сгусток крови и вещество, подвешенное во внешней среде. «Затем столько же времени необходимо для превращения (сгустка крови) в “кусочек мяса”. Уже после этого посылается ангел для передачи души» (Аль Бухари 1997c).

Естественно, что описание основано не на внутреннем строении эмбриона и плода, а на его внешнем его.

Муслим передал такие слова Пророка Мухаммада: «…по прошествии сорока двух ночей со времени размещения нутфа (спермы в утробе матери), Аллах посылает ангела, который придаёт форму (зародышу) в виде ушей, глаз, мяса, скелета. Затем ангел спрашивает: «Господь мой! Какого он будет пола, мужского или женского?…» (Цит. по: Описание развития плода… 2021).

Аналогично описание в другом хадисе, но с указание срока, к которому зародыш формируется:

Пророк Мухаммад сказал: «У каждого из вас все составляющие вашего творения собираются вместе в утробе вашей матери к 40 дню. Затем он столько же пребывает в виде сгустка крови и столько же – в виде разжёванного куска. После этого к нему посылается ангел, который вдыхает в него душу. Ему даны четыре указания: записать его удел, срок, деяния и будет ли он несчастным или счастливым» (Цит. по: Описание развития плода… 2021).

Мусульманский учёный Ибн Хаджар аль-Аскалани (XIV-XVв) в книге «Фатх аль-Бари» писал: «Анатомы полагают, что зародыш возникает из менструальной крови женщины, однако священные тексты Ислама отвергают и опровергают эти идеи» (Аль-Аскаляни 1972).

Об участии мужской и женской жидкостей в процессе оплодотворения упомянул Пророк Мухаммад. Когда иудей задал Пророку вопрос о том, из чего создан человек, Пророк ответил: «О иудей, он создан из обеих – из мужской и женской жидкостей» (Ибн Хишам 1992; Гюлен 1994).

Таким образом, из последних двух хадисов можно вывести очень важную информацию: изначально эмбрион, согласно исламу, не имеет души, она ему дается либо после первых 40 дней развития, либо после трех раз по 40 дней. Также, этот численно определенный срок, который с достаточной степенью достоверности можно рассчитать, стал служить временным пределом для проведения абортов (Al-Zindani et al. 1994; Esmailzadeh et al. 2012).

Беременность в исламе рассматривается как почетная обязанность женщины. Так, беременность рассматривается как божественное предначертание для женщин и один из ее путей в рай. «Женщины, вынашивающие ребёнка, а затем рожающие, кормящие их грудью и проявляющие к ним любовь и милосердие, если будут молиться и не станут плохо относиться к своим супругам, несомненно окажутся в Раю» (Ат-Тирмизи 2002 b). Также известно, что беременность способствует прощению грехов (поскольку зачастую доставляет не только неудобства, но и вызывает весьма болезненное состояние) «Если верующего постигнет какой-нибудь недуг, утомление, скорбь, грусть, огорчение или даже малейший укол, то Аллах непременно простит ему грехи» (Аль-Бухари 1997d). Беременность женщины приравнивается к борьбе на пути ислама для мужчины, т.н. джихаду. «Мусульманка, которая умрёт, будучи беременной или во время родов, станет шахидом» (Абу Дауд 1999). Беременность и кормление грудью являются основанием для освобождения от поста в месяц Рамадан. «Находящимся в пути облегчается молитва, а вынашивающие плод и кормящие освобождаются от соблюдения поста» (Ат-Тирмизи 2002a; Ибн Маджа 1999). Женщина прошедшая испытания беременностью, родами и воспитанием детей (уходом за детьми) вознаграждается Раем. «Рай находится под ногами ваших матерей» (Ахмад, Ан-Насаи) (Аляутдинова 2019).

Сам процесс родов в исламе рассмотрен не столь подробно. Однако, согласно общему принципу – женщина в родах должна быть максимально защищена, кроме того, как и при любой болезни, диагностика которой требует от женщины раскрытия тела, специалист, принимающий роды должен быть по возможности женского пола. Тоже самое касается и проведения операции кесарева сечения (Аляутдинова 2019).

Фетва от муфтия Мухаммад ибн Адам аль-Каусари – исламского ученого, алима, занимающегося в том числе и вопросами медицины в исламе:

«В случае с различными медицинскими исследованиями и операциями решение будет такое же: необходимо постараться найти врача своего пола, желательно, мусульманина. Однако, если в вашей местности такого врача нет либо его лечением недовольны (есть иная уважительная причина), можно обратиться к врачу противоположного пола (желательно, мусульманину)» (Даруль-Фикр 2021). При этом, ограничений на сам родовой процесс, его методы и способы (вертикальные роды, горизонтальные роды, в воде, с использованием стимуляторов или нет и т.п.) ислам не накладывает (есть ограничение, что применяющий эту методику врач должен быть в ней компетентен), обезболивание, стимулирование родов и прочие вмешательства возможны исключительно с согласия самой женщины, равно как и партнерские роды (присутствие супруга на родах считается допустимым), особенно с учетом того, что женщина в процессе родов является весьма уязвимой.

Вопросы контрацепции

Несмотря на то, что в исламе имеется очевидное повеление рожать детей, контрацепция по сути также была оговорена и не являлась порицаемым действием среди мусульман. Такое современное понятие, как «планирование семьи» является допустимым для мусульман. Вопросы могут вызывать лишь способы планирования.

Так, одним из первых методов контрацепции (что естественно в контексте исторического процесса), который был однозначно закреплен в исламской юриспруденции, является прерванный половой акт. В настоящее время он не считается достаточно надежным способом, однако необходимо отметить прорывной для своего времени, прогрессивный характер самого факта религиозной допустимости контрацепции на примере названного метода. (Аляутдинов 2018а). Этот метод называется азль и он описан в Коране, где мужчина вопрошает пророка Мухаммада о правомерности такого способа прерывания беременности, приводя довод иудеев, которые приравнивают азль к детоубийству («все равно, что закопать ребенка»), на что Пророк возражает: «Иудеи лгут, если бы Аллах пожелал создать (дитя), ты бы не смог Ему помешать» (там же). Речь идет о том, что, несмотря на использование метода азль, капля семени может остаться во влагалище, что приведет к зачатию. Аналогом метода азль в настоящее время признаны презервативы и иные средства барьерной контрацепции.

Известен метод лактационной контрацепции. В исламе предписывается (по возможности) кормить новорожденного ребенка грудным молоком до двухлетнего возраста (Св Коран, сура 2, аят 233). Это соответствует современным трендам, поскольку именно к двум годам ребенок обретает полный набор молочных зубов, что обеспечивает его полный переход на взрослую пищу. В рекомендациях ВОЗ указано, что грудное вскармливание ребенка должно продолжаться как минимум 1 год, при возможности – дольше (Аляутдинов, 2018а). Сура аль-Бакара (Св. Коран, сура 2, аят 233) разъясняет, что матери должны кормить своих детей грудью два полных года, «если они хотят довести кормление грудью до конца», а «тот, у кого родился ребенок, должен обеспечивать питание и одежду матери на разумных условиях» (Аляутдинов, 2018b).

При регулярной выработке молока, активные гормоны препятствуют образованию и выходу яйцеклетки, что обеспечивает контрацепцию в течение определенного времени. Аналогом лактационного контрацептивного действия можно назвать препараты половых гормонов. К ним относятся оральные контрацептивы (комбинированные и мини-пили), контрацептивы для перорального применения (инъекционные), подкожные имплантанты и др. Механизм метода заключается в том, что подавляется выработка собственных половых гормонов, таким образом, не происходит образование яйцеклетки, а соответственно беременность невозможна.

К сомнительным методам контрацепции с позиций исламского учения можно отнести противозачаточные спирали. Часть алимов и факихов признают возможность их применения, часть отрицают. Дело в том, что механизм действия спиралей весьма сложен (особенно тех из них, которые содержат одновременно и гормональный контрацептив) и направлен как на предотвращение оплодотворения яйцеклетки, так и на возможности прикрепления зародыша к маточной стенке. При этом в бедных семьях, у которых нет средств для регулярных покупок других видов контрацептивов, может применяться ВМС (внутриматочная спираль), устанавливаемая на пять лет и в течение этого времени не требующая расходов. Аналогично отношение и к посткоитальным контрацептивам (Аляутдинов 2018b).

Стерилизация большинством ученых рассматривается только как крайний метод контрацепции – когда допустить новую беременность нельзя ни при каких условиях. Например – после 4-5 кесаревых сечений, онкопатологии, 100% гарантии генетических или хромосомных аномалий у плода.

Особый вопрос составляет практика абортов.  Священная книга мусульман гласит: «Не убивайте своих детей, боясь бедности (нищеты)! Мы накормим и вас, и их» (С. Коран, сура 6, аят 151). Т.е. аборты из-за боязни бедности («рождения лишнего рта») не являются допустимыми. Но, поскольку  контрацепция разрешена, семьи имеют возможность сознательно планировать количество детей,  не пользуясь при этом абортом – как последним вариантом.

Возвращаясь к моменту «вдувания души» в человеческий эмбрион, отметим, что по одному из хадисов это происходит на 42-й день от зачатия. Согласно современному акушерскому исчислению это составляет приблизительно 8 акушерских недель. В настоящее время установлено, что большинство самопроизвольных выкидышей, обусловленных наследственными или приобретенными генетическими аномалиями, также происходят в первые два месяца беременности (порядка 1/3 всех беременностей). К тому же, до данного срока на проведенном УЗИ можно обнаружить грубые нарушения развития эмбриона, которые приведут к его гибели после рождения или окажутся неизлечимыми  (анэнцефалия, акрания и прочие). Также, обследовав мать в первые недели беременности можно предположить – позволит ли состояние ее здоровья выносить данного ребенка и не будет ли она близка к гибели сама. В случае, если у эмбриона были выявлены серьезные аномалии развития или здоровье его матери находится под угрозой, аборт в первые 8 недель можно считать допустимым. Также допустим аборт в эти сроки при беременности по причине насилия (исходя из исламских норм жертва насилия ни в коем случае не должна нести ответственность за произошедшее).

Однако, иногда случается, что сложные проблемы со здоровьем ребенка или матери могут быть выявлены позднее указанного срока. Тогда можно воспользоваться хадисом о том, что душу ребенок получает через три срока по 40 дней: т.е. на 19-20 неделе беременности, хотя это и более сомнительно (в доказательство приводятся  менее сильные хадисы). Также данный срок беременности может обозначать минимально возможный срок выживаемости (возможности выхаживания недоношенных детей), который в настоящее время составляет 22 недели беременности.

ЭКО и вспомогательная репродуктология

Большинство богословов придерживается в данном вопросе мнения о том, что от каждой болезни было ниспослано лекарство. В хадисе Пророка Мухаммада, переданном со слов Усамы бин Шурейка, говорится: «Принимайте лекарства, рабы Аллаха, потому что Всевышний не послал такой болезни, для которой нет излечения, кроме старости» (Ибн Маджа  1999). Некоторая часть богословов придерживается более жесткой позиции основанной на Коране и предполагающей полный запрет вспомогательных репродуктивных методов:

«Аллаху принадлежит вся власть над небесами и землей! Он творит то, что пожелает. Дарует, кому пожелает, [только] дочерей, а кому пожелает – [только] сыновей. Или же в семье рождаются и сыновья, и дочери. А кого пожелает, делает акым (бездетным, бесплодным). Воистину, Он Всезнающ [обо всем осведомлен до мельчайших подробностей] и Всемогущ [Он может сделать или сотворить все, что пожелает; Его могущество ничем не ограничено]» (Коран,  сура 42, аяты 49, 50).

При этом первая группа богословов также принимает во внимание данное положение Корана и считает, что если данному человеку суждено остаться бездетным, то и вспомогательные репродуктивные методы ему не помогут.

Однако, поскольку вопрос о вспомогательных репродуктивных технологиях в настоящее время является крайне актуальным, о возможности зачатия ребёнка методом искусственного оплодотворения, посредством ЭКО, инсеминации мужской спермы или донорства яйцеклетки, был рассмотрен на Совете Исламского Фикха (Маджма аль-Фикх аль-Ислами) (Международная академия исламского фикха 2021), который установил запрет в случаях:

– когда процедура оплодотворения проводится между спермой мужа и яйцеклеткой женщины, не являющихся мужем и женой;

– когда оплодотворение происходит вне тела жены, после чего эмбрион перемещается в матку женщины, вызвавшейся добровольно вынашивать его, иными словами – суррогатное материнство;

– когда после оплодотворения эмбрион помещается в матку другой законной (с т.з. религиозного права) жены мужчины.

Тот же Совет Исламского Фикха  одобрил проведение процедуры в случаях:

– когда берется сперма у мужа и яйцеклетка у жены, оплодотворение совершается снаружи, после чего эмбрион вводится в матку жены;

– когда взята сперма у мужа и введена в соответствующе место в шейке или матке у жены с внутренним оплодотворением.

Совет по Фикху Организации Исламской Конференции вынес следующее решение по этому вопросу: «Нет плохого в том, чтобы прибегнуть к этой процедуре в случае необходимости, но обязательно предпринять все меры предосторожности» (Маджалят аль-Маджма, 3/1/423). «Предосторожность» в данном случае относится к тому, что недобросовестные клиники или медицинский персонал может использовать донорский материал для повышения случаев успешного ЭКО, не оповещая об этом пациентов, что недопустимо по законам ислама.

Выводы

Таким образом, исламская традиция репродуктивного цикла была детально установлена еще на этапе формирования религии. При этом многие нормы остаются актуальными и в настоящее время. Базируясь на данных нормах, можно выносить решения (фетвы), касающиеся репродуктивных проблем современного общества, не прибегая к полному пересмотру религиозных понятий. Также следует отметить, что рассмотренные выше положения в современном мире не используются полностью в какой-либо мусульманской стране, а используются лишь частично, дополняясь при этом местным нерелигиозным законодательством, что зачастую порождает конфликты интересов и сопровождается репродуктивным криминалом.

Обзор источников позволяет утверждать, что исламская репродуктивная модель отличается четкостью и последовательностью, в основе свой имея наиглавнейшие источники религиозного права: Коран и Сунну (сборники хадисов). Эта модель в значительной мере созвучна современной медицинской и социальной реальности, предполагая защиту женщины от большинства негативных факторов. Стоит подчеркнуть, что большая часть современных медицинских вопросов в областях репродуктологии, контрацепции и охраны здоровья, возникших по мере  развития науки, уже были в той или иной степени затронуты (а некоторые из них проработаны) с позиций исламской этики и исламского права авторитетными мусульманскими организациями. По таким вопросам существуют фетвы, регулирующие возможность использования различных методов репродуктивного контроля.

Примечания:

1 Религиозная/ритуальная нечистота, наджаса – нечто канонически скверное, нечистое, наличие чего на теле, одежде или месте совершения намаза препятствует выполнению молитвы. К нечистотам относят: кровь, спиртное, мертвечину, мочу, помет и слюну животных, мясо которых не употребляется в пищу, куриный помет, помет уток и гусей, кожу животных, убитых по немусульманским традициям, до того, как она будет подвергнута чистке и дублению, все то, что, выходя из тела человека, нарушает его ритуальную чистоту.

2 Сунна – мусульманское священное предание, излагающее примеры жизни исламского Пророка Мухаммада как образец и руководство для всей мусульманской общины (уммы) и каждого мусульманина. Сунна является вторым после Корана источником исламского права (фикха) и тесно взаимосвязана с ним, объясняет и дополняет его.

Источники

Абу Дауд, С. (1999) Хадис № 2130, Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда], Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, с. 242.

Аль-Аскаляни, А. (1972) Хадис № 295, Фатх аль-Бари би шарх сахих аль-Бухари, т. 2, с. 528.

Аль-Айни, Б. (2001) ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-Бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, т. 3., с. 156.

Аль-Бухари, М. (2005) Хадис № 1418, Сахих аль-Бухари, Казань: Дом Печати, с. 422.

Аль-Бухари, М. (1997a) Хадис № 5188, Сахих аль-Бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т., Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, т. 3, с. 1667.

Аль-Бухари, М. (1997b) Хадис № 1442, Сахих аль-Бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т., Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, т. 1., с 429.

Аль-Бухари, М. (1997c) Хадис № 6340, Сахих аль-Бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т., Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, т. 4, с. 287.

Аль-Бухари, М. (1997d) Хадис № 3208, Сахих аль-Бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т., Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, т.3, с. 2103.

Ат-Тирмизи, М. (2002a) Хадис № 1164, Сунан ат-Тирмизи, с. 361.

Ат-Тирмизи, М. (2002b) Хадис № 2762, Сунан ат-Тирмизи, с. 776.

Гюлен, М. Ф. (1994) Сонсуз нур [Бесконечный свет], Стамбул: Феза, т. 1.

Даруль-Фикр (2017) Муфтий Мухаммад ибн Адам Аль-Кавсари, Исламский образовательный портал (https://darulfikr.ru/articles/ibnadamalkavsari/) (21.02.2021).

Ибн Маджа, М. (1999) Сунан [Свод хадисов], Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, с. 372.

Ибн Хишам (1992) Ас-сира ан-набавия (таб‘атун мухаккака), Стамбул, т. 2, с. 122.

Описание развития плода в Коране и Сунне (2021) Священный Коран, Информационный образовательный портал (https://священный-коран.рф/articles/opisanie-razvitiya-ploda-v-korane-i-sunne/) (21.02.2021).

Исламская декларация прав человека (1990) Исламская конференция, Каир (https://www.worldislamlaw.ru/?p=2156) (21.02.2021).

Маджалят аль-Маджма, 3/1/423 (https://fatwaonline.net/?view=question&id=98604) (21.02.2021).

Международная академия исламского фикха (https://medinaschool.org/world/mezhdunarodnaya-akademiya-islamskogo-fikha) (21.02.2021).

Хафиз аль-Хайсами (1984) Маджма’уз заваид, 4/258, Леруа аль-гъалиль.

Библиография

Аляутдинов, Ш.Р. (2018a) Женщины и Ислам, СПб.: Диля.

Аляутдинов, Ш.Р. (2018b) Семья и Ислам, СПб.: Диля.

Аляутдинов, Ш.Р. (2018c) Мужчины и Ислам, СПб.: Диля.

Аляутдинова, З.Ф. (2019) На пути к счастливому материнству, СПб.: Диля.

Бобровников, В. О. (2017) Фетва, Большая российская энциклопедия.  Ю. С. Осипов (ред.), Т.33, М.: Большая российская энциклопедия, с. 293.

ВОЗ (2018) Репродуктивное здоровье (https://www.who.int/topics/reproductive_health/ru/) (15.01.2021).

Графский, В. Г., Золотухина, Н. М., Мамут, Л. С., Нерсесянц, В. С. (2000) История политических и правовых учений. В. С. Нерсесянц (ред.), М.: Норма.

Рыбаковский, Л.Л. (2010) Демография, М.: Логос.

Федорова, Ю. Е. (2015) «Женский вопрос» в исламе: дискурс о статусе женщины в современном исламском обществе, Философская мысль, № 10, c. 102–128.

Al-Zindani A.-M., Simpson J.L., Moore K.L., Mustafa A. Ahmed, Persaud T.V.N., Johnson E. M., Goeringer G.C. (1994) Human Development as Described in the Qur’an and Sunnah: Correlation with Modern Embryology, Bridgeview, IL: Islamic Academy for Scientific Research.

Esmailzadeh, M., Farhadi, A., Shahghasemi, H. (2012) Developmental biology in Holy Quran, Journal of Physiology and Pathophysiology, Vol. 39(1), pp. 1-7 (https://doi.org/10.5897/JPAP.9000010) (21.02.2021).

References

Alyautdinov, Sh.R. (2018a) Zhenshchiny i Islam [Women and Islam], Saint Petersburg: Dilja

Alyautdinov, Sh.R. (2018b) Sem’ja i Islam [Family and Islam], Saint Petersburg: Dilja.

Alyautdinov, Sh.R. (2018c) Muzhchiny i Islam [Men and Islam], Saint Petersburg: Dilja.

Alyautdinova, Z.F. (2019) Na puti k schastlivomu materinstvu [Towards a happy motherhood], Saint Petersburg: Dilja.

Al-Zindani, A.-M., Simpson, J.L., Moore, K.L., Mustafa, A., Persaud, T.V.N., Johnson, E. M., Goeringer, G.C. (1994) Human Development as Described in the Qur’an and Sunnah: Correlation with Modern Embryology, Bridgeview, IL: Islamic Academy for Scientific Research.

Bobrovnikov, V.O. (2017) Fetva [Fatwa], Bol’shaja rossijskaja jenciklopedija [Big Russian Encyclopedia], Yu. S. Osipov (ed.), Vol.33, Moscow: Big Russian Encyclopedia, p. 293.

Esmailzadeh, M., Farhadi, A., Shahghasemi, H. (2012) Developmental biology in Holy Quran, Journal of Physiology and Pathophysiology, Vol. 39(1), pp. 1-7 (https://doi.org/10.5897/JPAP.9000010) (21.02.2021).

Fedorova, Yu. E. (2015) “Zhenskij vopros” v islame: diskurs o statuse zhenshhiny v sovremennom islamskom obshhestve [“Women’s Question” in Islam: Discourse on the Status of Women in Modern Islamic Society], Filosofskaja mysl’ [Philosophical Thought], N 10, pp. 102–128.

Grafsky, V.G., Zolotukhina, N.M., Mamut, L.S., Nersesyants, V.S. (2000) Istorija politicheskih i pravovyh uchenij [History of political and legal doctrines], V.S. Nersesyants (ed.), Moscow: Norma.

Rybakovsky, L.L. (2010) Demografija [Demographics], Moscow: Logos.

WHO (2018) Reproduktivnoe zdorov’e [Reproductive Health] (https://www.who.int/topics/reproductive_health/ru/) (15.01.2021).