«ЖИЗНЕННАЯ СИЛА» И ДОЛГОЛЕТИЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ РУССКОЯЗЫЧНЫХ ИЗДАНИЙ XIX – НАЧАЛА ХХ ВВ.)

© 2019 Северина Дановна КОЛДМАН

МАиБ 2019 – №2 (18)


DOI: https://doi.org/10.33876/2224-9680/2019-2-18/12

Ссылка при цитировании:

Колдман С.Д. (2019) «Жизненная сила» и долголетие (по материалам русскоязычных изданий XIX – начала ХХ вв.), Медицинская антропология и биоэтика, 18(2).


Колдман Северина Дановна

кандидат исторических наук,

независимый исследователь

https://orcid.org/0000-0002-7496-1213

E–mail: sev.koldman@yahoo.com


Ключевые слова: старение, старость, активное долголетие, жизненная сила, история медицины

Аннотация: Обзор выпущенной в России в XIX – начале ХХ вв. научной и популярной литературы выявил зависимость между продолжительностью активной жизни человека и запасом количества некой силы, именуемой «жизненностью», «жизненной энергией», «жизненной силой». Источником этого вида энергии являются запасы родителей, которыми они делятся со своими детьми в момент зачатия, а это предопределяет их короткую или долгую жизнь. Согласно концепции расходования и восполнения жизненной силы в процессе жизни, человек имеет возможность контролировать собственное долголетие. Аналогичные представления о запасах «жизненности» в организме сохраняются в современности.


Введение

В статье речь пойдет о сути таких понятий как «жизненная сила», «жизненная энергия», «жизненность», «жизненный тонус», которые часто используются и в устной речи, и в письменной. Обычно они встречаются там, где говорится о хорошем физическом и психическом состоянии и даже о долголетии. Словосочетание жизненная сила кажется хорошо знакомым и понятным людям разного возраста, пола, этнической принадлежности, вероисповедания, образованности, но при этом не имеющее точного определения. В качестве термина оно широко распространено в трудах историков, религиоведов, этнографов и антропологов, изучающих шаманизм, знахарство и магические практики. Понятие жизненная сила используется также специалистами из других областей науки – социологии, психологии, тем самым обретая множество дополнительных смыслов.

В популярных словарях это понятие определяется как явление, существующее в различных системах философских и религиозных представлений, включая витализм. В энциклопедическом словаре конца XIX в. жизненная сила описана как «особый принцип» или «начало, управляющее явлениями, протекающими в живых организмах» (Энциклопедический словарь 1892: 549). В данном издании автором термина называется Аретей, древнеримский медик и философ, приверженец учения о пневме (греч. «дыхание», «дух»). В современных электронных словарях дано, например, такое определение: «Жизненная сила – запас жизненных сил или нечто, дающее жизнь или направляемое жизнью: en:stamina (англ. «выносливость», «выдержка», «стойкость», – С.К.), пневма, Святой Дух, прана, мана, ци, фохат и т.д.» (Жизненная сила…).

В конце XVIII в. Х.В. Гуфеланд, член Шведской королевской академии наук и иностранный почетный член Петербургской академии наук, лейб-медик короля Пруссии Фридриха Вильгельма III, назвал жизненную силу непостижимой субстанцией, истекающей непосредственно от Божества (Гуфеланд 1853: 19). Так, например, археологи в XIX в. обнаружили в одной из гробниц горох и пшеницу и прорастили их. Таким образом, для них не осталось сомнений в реальности жизненной силы, которая «уничтожила границы между жизнью и смертью» (Мичикури 1873: 6). Авторы трудов о долголетии (долговечности) имели схожее мнение, что это «древняя сила» (Гипнотизм и лечение… 1908: 27), известная под разными названиями, «господство духа над телом» (Гипнотизм и лечение… 1908: 27).

Термин жизненная сила требует дополнительного изучения – как в традиционных, так и в современных его интерпретациях. В данном исследовании предлагается рассмотреть представления о жизненной силе и долголетии, существовавшие в период развития научных и медицинских знаний в XIX – начале ХХ вв., и отраженных в популярных русскоязычных изданиях.

Животное электричество

В XIX – начале ХХ вв. секреты долгожителей были одной из популярных околомедицинских тем. Обсуждались способы замедления старения организма, искались средства возвращения молодости старикам, а также достижение бессмертия. Люди считали необходимым находить и удерживать невидимую «жизненную (душевную) силу» (Шретер 1826: 266).

Х.В. Гуфеланд давал этому важному компоненту следующее определение: «”Жизненная сила” – начальная причина жизни и ее источник» (Гуфеланд 1853: 37). Жизненная сила у этого автора трактуется как невидимый и вездесущий «тончайший деятель», который имеет «большое сходство» со светом, электричеством и магнетизмом, но «превосходит» их (Гуфеланд 1853: 40). При этом такие сильные потрясения, как удар молнии, одномоментно уничтожают жизненную силу в человеке, вероятно, ввиду энергетического превосходства. Кроме электричества, жизненная сила имеет взаимодействие с другими явлениями природы (небесными дарами), «деятелями противоположных свойств, находящимися в некотором родстве с жизненной силой» (Гуфеланд 1853: 45). Речь идет о свете, теплоте, воздухе (кислороде) и воде, которые возбуждают жизненную силу в организме, оживляют и доставляют ей «тончайшую пищу». В качестве примера такого взаимодействия приводится растительный мир; в противоположность произрастанию ставится процесс гниения (Гуфеланд 1853: 43).

Еще один метод, призванный сбалансировать количество жизненной силы и ее расход, это – магнетизм («месмеризм»), позднее «гипнотизм» (гипноз). Призывать такую силу, пробуждать и направлять ее действия, по мнению последователей Месмера, не только можно, но и нужно. Обращение к ней позволяет лечить человека (Веттерстранд 1908; Токарский 1888; Токарский 1890; Молл 1909; Фридберг 1909; Смирнов 1916), избавлять от боли, в том числе от родовых мук (Веттерстранд 1908; Мюллер 1889; Грен 1912; Планов, Шестопал 1925). Впрочем, находились и противники метода, врачи и ученые из иных областей наук, опасавшиеся, что практика магнетизма с высокой долей вероятности грозит злоупотреблениями, которые вызовут отрицательные последствия, например, изнасилования в загипнотизированном состоянии, вызов выкидыша у беременной женщины, или принуждение людей совершать преступления(Годнев 1886; Михайлов 1886).

Нередко «животный магнетизм» и гипноз сравнивали со спиритизмом, популярным в изучаемый период (Лебон 1910: 9).

Особый эффект, который способен производить животный магнетизм, есть возможность рождения «новых людей», в продолжительной жизни которых не будет дефицита жизненной силы (Гуфеланд 1853: 33–35).

Физические проявления «жизненной силы»

В физическом теле жизненная сила проявляет себя в качестве тепла, вырабатываемого телами, действием мускул и работы нервной системы (Баркер 1873: 22). Например, ее можно наблюдать у оратора, выступающего перед скоплением народа: именно то воздействие, которое оказывает оратор на публику – его вдохновение и ответная заинтересованность аудитории. Это и есть «механизм», производящий глубокие идеи, источник тепла, возбуждения мыслей у него самого и его слушателей.

Витализм – не единственная теория, которая использует понятие жизненной силы в своей концепции. Аналогичные представления присутствуют в рассуждениях механицистов: организм, как механизм, должен (обязан) изнашиваться и подвергаться тем же повреждениям, как любые механистические орудия, машины и искусственные ткани (Гурин 1899: 5). В теории механицизма термин жизненная сила заменен на «жизненность», при этом сохраняются все устоявшиеся представления, включая идею постепенного сокращения силы в процессе жизненной активности. «Другой род изнашивания есть истощение жизненности (выделено в тексте, – С.К.), т.е. способности тканей и органов проявлять свои жизненные функции. Жизненность изнашивается так же, как истрачивается и изнашивается сила брожения в дрожжах или другом каком-нибудь бродиле; как тепло теряется из воды, которая замерзает и леденеет» (Гурин 1899: 8).

По мнению физиолога Э.Ф.В. Пфлюгера, основной расход жизненной силы приходится на обязательные жизненные процессы, например, рост и взросление. Этим объясняется уменьшение габаритов человека в старческом возрасте, поскольку запас на рост и поддержание массы тела истощился. И закончился запас «растительной энергии», который расходовался с момента рождения (Пфлюгер 1890: 6–10). Отражение данного представления находится в попытках покрывать тело лаком, как скорлупой, с целью остановить его рост, и, тем самым, старение (Наро 1876: 20).

Жизненная сила в физическом теле человека может иметь с ним как хорошее «сродство», так и недостаточное. Если недостаточное, тогда жизненная сила не задерживается в таком теле и покидает его. Расход жизненной силы зависит не только от внутренних процессов, таких как «растительная сила», но также от взаимодействия тела человека с внешним миром, даже от окружающего его воздуха (Гуфеланд 1853: 32). Ж. Фино считает, что именно это внешнее разрушение и приводит к преждевременному старению и умиранию: «Человеческий организм, увлекаемый вихрем жизни, изнашивается и разрушается гораздо ранее того момента, который определен природою, и это быстрое и ненормальное разрушение является результатом необузданной и чрезмерной работы органов» (Фино 1903: 54). Соответственно, чтобы противостоять этому воздействию жизни в теле, человек должен иметь прочные органы и заниматься их укреплением и восстановлением своевременно.

К механизмам разрушения можно отнести стресс, высокое эмоциональное и физическое возбуждение, напряженность. Все они вредят жизни человека в виду его природной физической хрупкости. Например, дерево живет долго лишь потому, что его жизнь не напряжена (Гуфеланд 1853: 52). Диакон Н. Успенский пишет в своей книге, что долгожители чаще всего люди хладнокровные, спокойные, на которых ничто слишком не действует – ни радость, ни горе (Успенский 1893: 13). Испуг, страх и сильная радость нередко заканчиваются смертью, замечает автор, вероятно потому, что происходит слишком высокий выброс внутренней энергии.

Можно достигать регенерации – «искусства возрождать и обновлять ткани и органы» или «искусства возрождения» – то есть умения вызывать дремлющие силы, способствующие восстановлению тканей (Гурин 1899: 26).

Диета бессмертных

Дискуссии о еде, диетологические рекомендации имеются практически в каждом, изданном в XIX – начале ХХ вв., руководстве по достижению продолжительной и активной жизни. В качестве примеров упоминаются греки эпохи Гомера, которые считали, что употребление пищи, производимой землей, и есть причина смертности людей, в отличие от нектара и амброзии, которыми питаются бессмертные боги (Кулаковский 1899: 4). Пища является проводником элементов, участвующих в количественном колебании жизненной силы в человеке. Именно употребление в пищу земных продуктов отделяет человека от бессмертия. Схожие представления (ср.: амрита, сома) прослеживаются в индуистской мифологии. Идея сверхъестественной пищи или напитка имеется и в русском фольклоре (представления о «живой» и «мертвой воде» как средствах регенерации и воскрешения), а «реки воды живой» упоминаются в Новом Завете (Ин. 7: 37–39).

В русскоязычных изданиях повторяется история о старике-долгожителе из крестьянского сословия, который был приглашен к королю ввиду своего уникального столетнего возраста. Король потчевал гостя, и тот умер ночью после пира от несварения желудка, как свидетельствовал врач, произведший вскрытие. Данный эпизод приводится в качестве рекомендации пищевого воздержания (Пфлюгер 1890: 14–16; Шретер 1826: 44; Наро 1876: 5), без учета различия рациона, характерного для сословий, частоты и обилия употребления пищи.

Кроме редкого и несытого питания различные источники советовали получать образование и улучшать условия жизни. Однако преждевременное развитие умственных и физических способностей у детей считалось признаком короткой жизни: «Он не по летам умен – ему не жить» (Наро 1876: 37). Считалось, что система воспитания и образования детей и юношества убивала их молодые силы.

Мыслители XVIII и XIX вв. замечают высокую продолжительность активной жизни у людей пожилого возраста, проживающих в горах, на островах («колыбели старости»), в близости к морской воде, к природе. Однако интерпретации географических условий довольно специфичны. Так, например, причину высокой смертности рабов-невольников и сирот видят в том, что их «оторвали от природы» (Гуфеланд 1853: 112) и родных родителей.

Потенция

Среди методов и предметов, созданных с целью увеличения продолжительности жизни, отдельного внимания заслуживает «небесная кровать», или «небесная постель» доктора Грагама, которая «имеет дивное свойство беспрерывно возобновлять силы спящего на ней человека, а в особенности порождать возбуждение в половых органах» (Гуфеланд 1853: 35). Однако из-за последнего обстоятельства это изобретение быстро признали не только не эффективным для долголетия, но еще и истощающим, а значит сокращающим продолжительность жизни. Кровать состояла из магнита, ароматных веществ и металлических струн, издающих мелодичные звуки; располагалась она изголовьем на север (Наро 1876: 21). Согласно задумке, в крови спящего на кровати человека должно было намагничиваться железо, и тем самым стимулировалось протекающее по венам жизненное начало.

Сексуальное невоздержание, и в особенности онанизм, истощают запасы жизненной силы, в результате чего наступает преждевременная старость (Дебэ 1901: 184). По объяснению доктора Дебэ, сексуальное возбуждение уменьшает запас энергии, так что ее не только не хватит на зачатие здорового и долговечного ребенка, но и приведет к необратимым последствиям для самого увлекающегося такого рода удовольствиями. «Каждый раз, как неделимая особь произрождает или совершает акт произрождения (половой, – С.К.), она дает часть своей жизни для возжигания новой, и если природе не дается времени для вознаграждения сделанной потери, то поврежденная жизненность уменьшается по мере новых трат, происходящих по неблагоразумию. Вскоре она впадает в полное бессилие и жизнь, в свою очередь, покидает ее» (Дебэ 1901: 183–184). Для успешного продления активной жизни необходимо постоянно поддерживать баланс сил, контролировать расход жизненной силы и находить способы ее восполнения. Один из таких способов видели в заключении законного брака (Гуфеланд 1853: 113).

Гуфеланду вторит известный в России в XIX в. популяризатор науки доктор М.Н. Паргамин: «Брак приносит с собою, так сказать, привилегию на долговечность, а холостые редко достигают старости» (Паргамин 1890: 3). Однако утверждение Х.В. Гуфеланда о том, что «нет ни одного холостяка, который пережил бы сто лет» ни среди мужчин, ни среди женщин было опровергнуто примерами долгожителей из монашеского сословия (Фино 1903: 33). Профессор Эбштейн в своей работе «Искусство продлить жизнь» упоминает мнение И. Канта, который считал, что женатые люди стареют раньше, вследствие ярма, которое им приходится нести на своих плечах (Эбштейн 1902: 7).

Идея жизненной силы подтверждается рецептами ее восполнения в лечении бесплодия и импотенции. Решить эти проблемы можно было путем применения электричества (Дебэ 1901: 222) или крапивы. Обратим внимание на то, что идея связи жизненной силы и потенции популярна в современном обществе. В передачу А. Малахова на Первом канале был приглашен врач А.И. Фролов, автор книги «Жизненная сила» (Фролов 2003), заявивший о связи долголетия с потенцией (Повышение потенции…).

В дискуссиях XIX в. поднимается также вопрос пола и долголетия. По мнению некоторых экспертов, женщины чаще доживают до пожилого возраста, но «глубочайшей старости достигают одни мужчины» (Гуфеланд 1853: 114). Однако французский ученый Ж. Фино на основании статистических данных, собранных страховыми агентами, приходит к выводу, что женщины почти во всех странах отличаются большим долголетием, чем мужчины (Фино 1903: 18).

Работа Ж. Фино представляет немалый интерес для изучения долголетия в историческом контексте, поскольку содержит статистические данные. Книга «Долговечность» является лишь частью его большого труда «Философия долговечности». На основании привлеченных данных Ж. Фино приходит к выводу, что «по достижении 100-летнего возраста у женщины впятеро больше шансов на жизнь, нежели у мужчин» (Фино 1903: 20). Ученый объясняет такой гендерный дисбаланс характером труда женщин и участием мужчин в военных кампаниях. Были и другие мнения, согласно которым долгожительство женщин объяснялось их праздностью и болтовней, а также большим запасом веселости и беспечности (Наро 1876: 98).

Что касается научных объяснений, некоторые из них настаивали, что «мужчины находятся под влиянием соков собственных семенных желез, а замужние женщины получают часть живительных соков в виде семени мужчины, воспринимая его посредством всасывания через слизистую оболочку полового канала. Мало того, женщины во время беременности пребывают «во взаимном обмене с соками того плода, который готовится проявлять жизненную энергию в продолжении целого человеческого века» (Гурин 1899: 10). Так, вынашивание ребенка мужского пола способствует увеличению продолжительности жизни матери (Наро 1876: 35). Однако Ж. Фино считает иначе. По его мнению, женский организм обладает сравнительно большей «энергией жизненных элементов», нежели мужской (Фино 1903: 21). Также ученый уверен, что богатые люди живут дольше (Фино 1903: 27–28). Впрочем, имелись и противоположные мнения (Дебэ 1901: 109).

В труде Х.В. Гуфеланда, положившего начало «искусству продления жизни» (макробиотике), также идет речь об употреблении крови молодых людей, для достижения эффекта омоложения (Гуфеланд 1853: 31; Наро 1876: 16).

В книгах о продолжительности жизни, изданных на русском языке в XIX в., нередко упоминается эпизод из Библии о престарелом царе Давиде и Ависаг (Афишаг) Шунамитянке (сунамитянке), которую привели к нему для согревания его постоянно мерзнувшего тела и для заботы о престарелом царе (3Цар: 1:1–3). В античный период данный метод рекомендовал Героколик, который предлагал приводить старого человека в помещение к девушкам, чтобы он имел возможность вдыхать концентрированный воздух молодых (Гуфеланд 1853: 22; Эбштейн 1902: 12). Такие помещения получили распространение в Европе, а сам метод назывался «шунамитизм» или «сунамитизм» (shunamitism). Детей или девочек до 13 лет помещали в небольшую комнату, где собирали их дыхание в конденсатор, наполненный водой. Впоследствии эта «заряженная» вода употреблялась стариками (Наро 1876: 10).

Необходимость и эффективность данного способа объяснялась тем, что «дыхание человека в этом возрасте заключает в себе первообразную материю во всей ее чистоте» (Гуфеланд 1853: 23). Приводились примеры, как некий Клод Герминус был преподавателем у девиц, благодаря чему прожил 115 лет (Наро 1876: 10–11). Однако были и противники данного представления, так, например, Ж.Ж. Руссо говорил, что дыхание человека – яд для других людей (Там же: 45).

Такой «эликсир молодости», передающийся по воздуху, как считали некоторые авторы, исходит также от свежего мяса, когда жизненная сила за короткий период времени покидает пределы физического тела. Цветущее здоровье мясников объяснялось постоянным нахождением в атмосфере свежих мясных испарений (Наро 1876: 12). В данном контексте жизненная силанаделялась изменчивостью, которая объясняется способностью животных к обновлению при жизни (змея меняет шкуру, олень – рога, орел – клюв).

Кровь считалась источником / переносчиком жизненной силы. В Древней Греции существовало мнение, что если невоплощенную душу напоить кровью, то можно подключить ее к источнику жизненной силы, и тогда душа приходит в сознание и может говорить ясной для живого человека речью (Кулаковский 1899: 18). Кровь представляется не только носителем жизненной силы, но также источником когнитивных способностей. Надо отметить, что и в настоящее время в России сохраняются, причем у разных народов, традиционные представления о крови как квинтэссенции жизненной силы (Мазалова 2001: 55). Представления об органах человека как источниках жизненной энергии имеются также в разных традициях, они коррелируют с античной идеей о пневме (мозг, сердце, печень, кровь).

Половое истощение

В большинстве книг, посвященных достижению долголетия (долговечности) и изданных на русском языке в XIX в., рекомендуется избегать полового истощения. Один из авторов указывает на принадлежность этой идеи общепризнанным авторитетам: «Гиппократ говорит, что семя человека образуется из всех жидкостей тела и есть драгоценная его материя… “Если человек тратит семя”, замечает он в другом месте, “то теряет жизненный дух”» (Гирш 1893: 12).

Существовали представления о потере жизненной силы вместе с физиологическими жидкостями организма (Гансон 1910: 46–48). Тема истощения, увядания и умирания долгое время была связана с гуморальной теорией; кстати, и в наши дни эта теория продолжает пользоваться популярностью.

Настойчивые поиски рецепта вечной молодости привели к созданию лекарственных средств из половых желез: «Увядание деятельности половых желез обусловливает новое состояние человеческого организма, называемое старостью» (Гурин 1899: 10).

В XIX в. доктор Броун-Секар, будучи в семидесятилетнем возрасте, провел эксперимент, впрыскивая себе и пациентам вытяжку из половых желез различных животных (живых или только что убитых). Также в рецепт входили кровь и сперма (Гуазэ 1907: 2). Данный препарат стал известен как «секаровская жидкость», «секаровская вакцина» или «броун-секаровская сыворотка». В опытах принимали участие морские свинки, собаки, кошки, козы, быки, лошади, обезьяны, птицы.

В одном из отзывов о применении «секаровской жидкости» говорится о возвращении некой силы, которую пожилой пациент уже давно не испытывал. Броун-Секар представил результаты, согласно которым после подкожного впрыскивания испытуемый молодел на 20–25 лет, а если он был молод, но истощен половым невоздержанием, то употребление «броун-секаровской сыворотки» полностью восстанавливало бы его силы. Омолаживающий эффект длился около 1,5 месяцев. В ходе эксперимента было признано, что наиболее подходящая для человека сыворотка изготовлена из обезьян. Причем только жидкость самца производит желаемый эффект: «Этот продукт, восстанавливающий силы, принадлежит исключительно самцу, но вырабатывается только под влиянием самки» (Гуазэ 1907: 43).

Вытяжки из птиц не оказывают никакого действия на человека, а вот вытяжки из кошек приводят к такому мощному эффекту, что его приходилось подавлять. Интерпретация процесса выработки жизненной силы сравнивается с брожением и дрожжами (Гурин 1899: 10).

Аналогичные препараты, включающие в себя вытяжки из половых органов («спермин Пёля»), применялись практикующими врачами в России. Например, при восстановлении пациентов после таких заболеваний как цинга и тиф (Выходцев 1900: 40).

Биологическое общество высмеяло доклад доктора Броун-Секара, назвав его эксперименты «эротическим помешательством» (Гуазэ 1907: 8). Однако эксперты по долголетию поддержали данные эксперименты, поскольку в их представлении именно в половых органах заключаются «вечность расы» и «вечность человечества» (Гуазэ 1907: 7). Вдохновленные результатами, они предрекали сыворотке повсеместное распространение и популярность: «…будет находиться в запасе на равном положении с огнем, хлебом и солью» (Гуазэ 1907: 63).

Однако «драгоценная жидкость» оказалась дорогостоящей, что привело к поискам альтернативы. Появились рекомендации по ее замене на такие доступные средства, как массаж брюшной полости, гимнастику, омывание, а также горький какао или кофе с молоком (Маслянников 1910: 22–28).

Родительский капитал

В ряде книг о долголетии упоминается метод Аристотеля, вычисляющий предел существования различных животных на основании длительности их беременности (Эбштейн 1902: 74). Эта идея перекликается с представлением о сокращении продолжительности жизни человека в случае, если он появился на свет недоношенным (Наро 1876: 36–37).

Некто Флуран, упоминаемый как профессор физиологии из парижского Музеума естественной истории, считает жизненную силу врожденной, выполняющей поддерживающую функцию. В данном контексте жизненная сила выглядит как некий базовый капитал, предоставленный родителями своему ребенку. В своем труде, опубликованном на русском языке в 1856 г., он передает представление о существовании двух видов сил: «запасных» и «тратимых». Запасные силы – «коренные», а тратимые – «деятельные» (Флуран 1856: 39).

Механицисты комментируют данный тезис следующим образом: «Само собой понятно, что, как дрожжей хватает только на определенное количество муки, так точно жизненной энергии хватает на определенное количество питательных материалов» (Гурин 1899: 10). При этом последователи механистической теории ограничивают срок действия запаса жизненной силы, значительно его сократив до первого десятка лет жизни человека, до полового созревания (Гурин 1899: 10).

На продолжительность жизни влияют несколько факторов: первое и главное – это запас жизненной силы, полученный в момент зачатия человека. Во многом это определяется эмоциональным и физическим состоянием, а также нравственными качествами родителей.

В ХIХ в. уже существовало представление о наследовании, однако оно основывалось не на идее тогда еще малоизвестного Грегора Менделя, а на библейском предании: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина» (Иез. 18: 1–3, 20; Иер. 21:27–30); данное представление ответственности детей за грехи родителей сохраняется до сих пор, несмотря на то, что текст, содержащий эту поговорку, имеет цель ее опровергнуть. Однако французский ученый Ж. Фино в ее правоте твердо убежден, и для него наследование долголетия от родителей детям – аксиома (Фино 1903: 34). Он также указывает на возраст родителей, способствующий наделению потомства долгой жизнью: чем старше мужчина, тем дольше проживут его дети (Фино 1903: 35). Данные сведения ученый почерпнул из результатов исследования венгерского демографа И. Корози.

Что касается матерей, то дети, родившиеся от женщины в возрасте от 20 до 35 лет, имеют больше всего шансов на долговечность; дети от матери в возрасте от 35 – 40 лет на 8% теряют такую возможность, и в возрасте от 40–45 лет – такая вероятность ниже на 10%. Второй, третий, четвертый и пятый ребенок той же матери имеют более шансов на долгую жизнь, нежели дети, рожденные позже. Автор не рассматривает проблемы и особенности ухода за ребенком, дохода семьи и состояние акушерско-гинекологических и неонатальных знаний. Интересно, что аналогичные исследования проводятся современными геронтологами.

В одном из трудов жизненная сила получает иную трактовку: «Каждый зародыш, обязанный своим существованием половому оплодотворению, получает известное количество творческой силы, величина которой существенно определяет продолжительность жизни» (Пфлюгер 1890: 10). В данном случае жизненная сила и жизненная энергия идентична «творческой силе» и «творческой энергии».

Выводы

Согласно книгам, вышедшим на русском языке в России в XIX – начале ХХ вв. жизненная силаимеет некий творческий источник, передаваемый в момент зачатия. Человек, будучи эмбрионом в утробе матери еще не приступает к потреблению данного капитала, хотя в нем уже действует «растительная сила», которая, вероятно, заимствуется от матери. Полноценное использование собственного запаса начинается с момента рождения и не прекращается до смерти, постепенно уменьшая этот запас в процессе жизни.

Жизненная сила обладает следующими характеристиками: она текуча, она имеет символический цвет (красный), ей свойственны высокие температуры (теплота, жар) и электромагнитные характеристики. Поэтому жизненная сила теряется при контакте с более мощным источником электричества, например, молнией. Противоположность жизни – это гниение.

Человеку на протяжении всей его жизни эту силу необходимо подкармливать, восполнять запас после особо крупных потерь (стресса или занятий сексом), накапливать. Помогают человеку в восполнении и накоплении жизненности организма «четыре небесных дара»: свет, тепло, воздух и вода. Данные элементы состоят в родстве с жизненной силой, и результат этой связи и взаимодействия можно наблюдать в живой природе, на примере растений. Уменьшение запаса ввиду перерасхода и недостаточного восстановления приводит к старению.

Согласно представлениям общества XIX – начала ХХ вв., процесс жизни – это расходование запаса жизненной силы до тех пор, пока она не заканчивается или не изнашивает внутренние органы, что делает их неспособными для удержания данного вида энергии в теле человека. В результате наступает смерть.

Библиография

Академик (2019) Жизненная сила (https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/Жизненная) (01.12.2019).

Баркер, А. (1873) Соотношение жизненных и физических сил, Вятка: Печатня Красовского.

Веттерстранд, О.Г. (1908) Гипнотизм и его применение в практической медицине, М.: Т-во Скоропечатни А.А. Левенсон.

Выходцев, И.П. (1900) Эпидемия цинги и тифа в Самарской губернии в 1898–1899 гг. Медико-статистический очерк. Отчет заведующего медицинской Самаро-Уфимского отряда Российского Общества Красного Креста, СПб.: б.и.

Гансон, Г. (1910) Идеальное лечение. Верный и здоровый способ самолечения ревматизма, болезней легких, сифилиса и всевозможных других болезней; и как значительно продлить жизнь, Юрьев: издание автора.

Гирш, З. (1883) Пороки молодости. Охранитель здоровья и верный путь к избавлению от вредных последствий половых прегрешений и чрезмерно растраты жизненных соков. Полезные советы и гигиенические указания для всех, желающих себе и своим детям здоровья, благоденствия и долговечности, М.: Издание З.Д. С-ва.

Годнев, И.В. (1886) Гипнотизм и его терапевтическое значение. Речь, читанная в годичном заседании Общества Врачей при Императорском Казанском Университете 28 сентября 1886 г., Казань: Типография Императорского Университета.

Грен, А.Д. (1912) Гипнотизм, М.: Победа и жизнь.

Гурин, Е. (1899) Старость как болезнь. Предупреждение и лечение ее, Киев: Тип. И. Крыжановского и В. Авдюшенко.

Гуфеланд, Х.В. (1853) Искусство продлить человеческую жизнь (макробиотика), СПб.: Тип. Эдуарда Праца.

Дебэ, А. (1901) Брак и безбрачие во всех физических и моральных проявлениях. Взаимные отношения супругов как в нравственной, так и половой жизни. Новая теория человеческого происхождения. Произвольное зачатие детей мужского и женского пола. Гигиена, физиология и философия брака. Средства к устранению бесплодности, бессилия и физических недостатков, М.: Типо-Литография А. П. Поплавского.

Кулаковский, Ю. (1899) Смерть и бессмертие в представлениях древних греков, Киев: С.В. Кульженко.

Лебон (1910) Современная магия и наука, СПб.: Вестник знания.

Мазалова, Н.Е. (2001) Состав человеческий: Человек в традиционных соматических представлениях русских, СПб.: Петербургское востоковедение.

Маслянников, К.И. (1910) Борьба со старостью общедоступными средствами, М.: Тип. Т-ва И.Д. Сытина.

Михайлов, В.И. (1886) Гипнотизм в сравнении с явлениями жизненно-магнетическими, в исключительном применении последних к лечению больных, М.: Типография А.И. Мамонтова и Ко.

Мичикури, К. (1873) Биологические этюды. Решение вопроса жизненной силы и опровежение теории естественного отбора. Сочинение К. Мичикури, автора «Антропологических этюдов», М.: Тип. Бахметева.

Молл, А. (1909) Гипнотизм, с включением главных основ психотерапии и оккультизма, СПб.: Издание К.Л. Риккера.

Мюллер, Ф. (1889) О гипнотизме и внушении, и об их терапевтическом применении во врачебной практике, Елизаветград: Типография П.А. Зеленского.

Наро, Л. (1876) Долгая жизнь и ее условия, СПб.: Тип. А. Траншеля.

Паргамин, М.Н. (1890) Половая жизнь и анализ средств, способствующих зачатию, Киев: Тип. А. Давиденко.

Первый канал. Выпуск передачи «Малахов +». (2006) Как победить мужское бессилие

(https://www.youtube.com/watch?v=GC1wNioxkNs&list=WL&index=4&t=13s) (01.12.2019).

Платонов, К.И., Шестопал, М.В. (1925) Внушение и гипноз в акушерстве и гинекологии, Кременчуг: Кремпечать.

Пфлюгер, Э.Ф.В. (1890) Об искусстве продлить человеческую жизнь. Речь, произнесенная 27го Января 1890 г., Одесса: Труд.

Смирнов, Д. (1916) О гипнотизме, внушении и о лечении гипнотическим внушением, М.: б.и.

Токарский, А.А. (1890) Терапевтическое применение гипнотизма. Доклад, представленный на IV Съезде Русских Врачей в Москве 3-10 Января 1891 года, М.: Типография М.П. Щепкина.

Успенский, К. (1893) Как дожить до глубокой старости, СПб.: Калашниковская типография А. Трунова.

Фино, Ж. (1903) Долговечность, СПб.: Издание В.И. Губенского.

Флоров, А.И. (2003) Жизненная сила, М.: Диля.

Флуран (1856) О долговечности человеческой и о количестве жизни на земном шаре, СПб.: в тип. Григория Трусова.

Фридберг, Д.Г. (1909) Гипнотизм, со включением главных основ психотерапии и оккультизма, СПб.: Издание К.Л. Риккера.

Х. Дж. (1908) Гипнотизм и лечение магнетизмом, СПб.: Типография И.В. Леонтьева.

Шретер, Г. (1826) Краткие правила к достижению глубокой старости, основанные на рассудке и опыте, М.: В Тип. С. Селивановского.

Эбштейн (1902) Искусство продлить жизнь. Бесплатное приложение к журналу «Спутник здоровья» за Март, СПб.: Народная польза.

Энциклопедический словарь (1892) Винословие – Волан, Т. VI А, СПб.: Типо-Литография И.А. Ефрона.

References

Akademik. Zhiznennaja sila [Life force] (https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/Zhiznennaja) (01.12.2019).

Barker A. (1873) Sootnoshenie zhiznennyh i fizicheskih sil [Correlation of vital and physical forces], Vjatka: Krasovskij Press.

Debje A. (1901) Brak i bezbrachie vo vseh fizicheskih i moralnyh projavlenijah. Vzaimnye otnoshenija suprugov kak v nravstvennoj, tak i polovoj zhizni. Novaja teorija chelovecheskogo proishozhdenija. Proizvol’noe zachatie detej muzhskogo i zhenskogo pola. Gigiena, fiziologija i filosofija braka. Sredstva k ustraneniju besplodnosti, bessilija i fizicheskih nedostatkov [Marriage and celibacy in all physical and moral manifestations. Mutual relations of spouses in both moral and sexual life. A new theory of human origin. Free conception of male and female children. Hygiene, physiology and philosophy of marriage. Means to eliminate infertility, impotence and physical disabilities], Moscow: Type lithography of A.P. Poplavskij.

Fino Zh. (1903) Dolgovechnost’ [Durability], St. Petersburg: Publishing house of V.I. Gubenskij.

Florov A.I. (2003) Zhiznennaja sila [Life Force], Moscow: Dilja.

Fluran. (1856) O dolgovechnosti chelovecheskoj i o kolichestve zhizni na zemnom share [On human longevity and on the amount of life on the globe], St. Petersburg: Publishing house of Grigorij Trusov.

Fridberg D.G. (1909) Gipnotizm, so vkljucheniem glavnyh osnov psihoterapii i okkul’tizma[Hypnotism, with the inclusion of the main foundations of psychotherapy and occultism], St. Petersburg: Publishing house of K.L. Rikker.

Ganson G. (1910) Ideal’noe lechenie. Vernyj i zdorovyj sposob samolechenija revmatizma, boleznej legkih, sifilisa i vsevozmozhnyh drugih boleznej; i kak znachitel’no prodlit’ zhizn’ [The ideal treatment. A faithful and healthy way of self-treatment of rheumatism, lung diseases, syphilis and all kinds of other diseases; and how to significantly extend life], Jur’ev: without publisher.

Girsh Z. (1883) Poroki molodosti. Ohranitel’ zdorov’ja i vernyj put’ k izbavleniju ot vrednyh posledstvij polovyh pregreshenij i chrezmerno rastraty zhiznennyh sokov. Poleznye sovety i gigienicheskie ukazanija dlja vseh, zhelajushhih sebe i svoim detjam zdorov’ja, blagodenstvija i dolgovechnosti [The vices of youth. A health guardian and a sure way to get rid of the harmful consequences of sexual transgressions and excessive waste of life juices. Useful tips and hygienic instructions for all who wish themselves and their children health, prosperity and longevity], Moscow: Publishing house Z.D. S-v.

Godnev I.V. (1886) Gipnotizm i ego terapevticheskoe znachenie. Rech’, chitannaja v godichnom zasedanii Obshhestva Vrachej pri Imperatorskom Kazanskom Universitete 28 sentjabrja 1886 g.[Hypnotism and its therapeutic value. Speech delivered at the annual meeting of the Society of Physicians at the Imperial Kazan University on September 28, 1886], Kazan’: Imperial University Press.

Gren A.D. (1912) Gipnotizm [Hypnotism], Moscow: Pobeda i zhizn’.

Gurin E. (1899) Starost’ kak bolezn’. Preduprezhdenie i lechenie ee [Old age as a disease. Prevention and treatment of it], Kiev: I. Kryzhanovskogo i V. Avdjushenko Press.

Gufeland H.V. (1853) Iskusstvo prodlit’ chelovecheskuju zhizn’ (makrobiotika) [The Art of Extending Human Life (Macrobiotics)], St. Petersburg: Publishing house Jeduarda Praca.

H.Dzh. (1908) Gipnotizm i lechenie magnetizmom [Hypnotism and treatment with magnetism], St. Petersburg: Publishing house of I.V. Leont’ev.

Jebshtejn. (1902) Iskusstvo prodlit’ zhizn’. Besplatnoe prilozhenie k zhurnalu «Sputnik zdorov’ja» za Mart [The Art of Extending Life. Free supplement to the magazine «Health Satellite» for March]. St. Petersburg: Narodnaja pol’za.

Kulakovskij Ju. (1899) Smert’ i bessmertie v predstavlenijah drevnih grekov [Death and immortality in the ideas of the ancient Greeks], Kiev: S.V. Kul’zhenko.

Lebon. (1910) Sovremennaja magija i nauka [Modern magic and science], St. Petersburg: Vestnik znanija.

Mazalova N.E. (2001) Sostav chelovecheskij: Chelovek v tradicionnyh somaticheskih predstavlenijah russkih [Human Composition: Man in the Traditional Somatic Representations of Russians], St. Petersburg: Peterburgskoe vostokovedenie.

Masljannikov K.I. (1910) Bor’ba so starost’ju obshhedostupnymi sredstvami [Fighting old age with generally available means], Moscow: Publishing house of I.D. Sytin.

Mihajlov V.I. (1886) Gipnotizm v sravnenii s javlenijami zhiznenno-magneticheskimi, v iskljuchitel’nom primenenii poslednih k lecheniju bol’nyh [Hypnotism in comparison with the phenomena of life-magnetic, in the exclusive application of the latter to the treatment of patients], Moscow: Publishing house Mamontov i Ko.

Michikuri K. (1873) Biologicheskie jetjudy. Reshenie voprosa zhiznennoj sily i oprovezhenie teorii estestvennogo otbora. Sochinenie K. Michikuri, avtora «Antropologicheskih jetjudov» [Biological studies. Solving the issue of vitality and refuting the theory of natural selection. The work of K. Michikuri, author of «Anthropological Studies»], Moscow: Publishing house of Bahmetev.

Moll A. (1909) Gipnotizm, s vkljucheniem glavnyh osnov psihoterapii i okkul’tizma [Hypnotism, with the inclusion of the main foundations of psychotherapy and occultism], St. Petersburg: Publishing house of K.L. Rikker.

Mjuller F. (1889) O gipnotizme i vnushenii, i ob ih terapevticheskom primenenii vo vrachebnoj praktike [On hypnotism and suggestion, and on their therapeutic use in medical practice], Elizavetgrad: Publishing house P.A. Zelenskij.

Naro L. (1876) Dolgaja zhizn’ i ee uslovija [Long life and its conditions], St. Petersburg: Publishing house of A. Transhelja.

Pargamin M.N. (1890) Polovaja zhizn’ i analiz sredstv, sposobstvujushhih zachatiju [Sexual life and analysis of fertility aids], Kiev: Publishing house A. Davidenko.

Pervyj kanal. Povyshenie potencii [Increase potency] (https://www.youtube.com/watch?v=GC1wNioxkNs&list=WL&index=4&t=13s) (01.12.2019).

Platonov K.I., Shestopal M.V. (1925) Vnushenie i gipnoz v akusherstve i ginekologii [Suggestion and hypnosis in obstetrics and gynecology], Kremenchug: Krempechat’.

Pfljuger Je.F.V. (1890) Ob iskusstve prodlit’ chelovecheskuju zhizn’. Rech’, proiznesennaja 27go Janvarja 1890 g. [On the art of prolonging human life. Speech delivered on January 27th, 1890], Odessa: Trud.

Shreter G. (1826) Kratkie pravila k dostizheniju glubokoj starosti, osnovannye na rassudke i opyte[Brief rules for achieving old age, based on reason and experience], Moscow: Publishing house of S. Selivanovskij.

Smirnov D. (1916) O gipnotizme, vnushenii i o lechenii gipnoticheskim vnusheniem [On hypnotism, suggestion and the treatment of hypnotic suggestion], Moscow: without publisher.

Tokarskij A.A. (1890) Terapevticheskoe primenenie gipnotizma. Doklad, predstavlennyj na IV S#ezde Russkih Vrachej v Moskve 310 Janvarja 1891 goda [The therapeutic use of hypnotism. Report presented at the IV Congress of Russian Doctors in Moscow on January 3–10, 1891], Moscow: Publishing house of M.P. Shhepkin.

Uspenskij K. (1893) Kak dozhit’ do glubokoj starosti [How to survive to a very old age], St. Petersburg: A. Trunov Press.

Vetterstrand O.G. (1908) Gipnotizm i ego primenenie v prakticheskoj medicine [Hypnotism and its application in practical medicine], Moscow: Publishing house of A.A. Levenson.

Jenciklopedicheskij slovar’ [Encyclopedic Dictionary] (1892) Vinoslovie – Volan, Vol.  VI A, St., Petersburg: Type lithography of I.A. Efrona.

Vyhodcev I.P. (1900) Jepidemija cingi i tifa v Samarskoj gubernii v 1898–1899 gg. Mediko-statisticheskij ocherk. Otchet zavedujushhego medicinskoj Samaro-Ufimskogo otrjada Rossijskogo Obshhestva Krasnogo Kresta [The epidemic of scurvy and typhoid in the Samara province in 1898–1899. Medical and statistical essay. Report of the head of the medical Samara-Ufa detachment of the Russian Red Cross Society], St. Petersburg: without publisher.