© 2019 Нестор Александрович МАНИЧКИН
МАиБ 2019 – №2 (18)
DOI: https://doi.org/10.33876/2224-9680/2019-2-18/10
Ссылка при цитировании:
Маничкин Н.А. (2019). Медицинский плюрализм и здоровьесбережение: мнения молодых ученых. Медицинская антропология и биоэтика, 2(18).
Маничкин Нестор Александрович –
кандидат исторических наук,
научный сотрудник
центра медицинской антропологии
Института этнологии и антропологии
им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН
(Москва)
https://orcid.org/0000-0001-9308-0094
E-mail: nes.pilawa@gmail.com
Ключевые слова: медицинская антропология, медицинские системы, биомедицина, альтернативная медицина, психиатрия, гендер, акушерство, народная медицина, медитация, технизация, оздоровительные практики, долголетие, телесность
Аннотация: Сосуществование и взаимодействие различных медицинских систем (биомедицины, традиционной медицины, народной медицины) остается одним из главных объектов исследовательского внимания в медицинской антропологии. Основные сферы этого научного направления, затрагивающие не только этнокультурный бэкграунд опыта болезни и излечения, но и различные социальные, политико-экономические факторы здоровья человека, требуют развития классического инструментария и освоения новых методологических подходов. Как показывает диалог, установившийся в новом поколении ученых, взятый ранее медицинской антропологией курс на междисциплинарность не только сохраняет свою актуальность и прагматическую оправданность, но и требует последовательной и продуманной интенсификации.
* Публикуется в соответствии с планом научно-исследовательских работ Института этнологии и антропологии РАН
В Институте этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Российской Академии наук состоялась трехдневная Конференция молодых ученых «Актуальные вопросы этнологии и антропологии», которая открылась 10 октября лекцией директора ИЭА РАН д.и.н. Д.А. Функа.
Ежегодная конференция в этот раз оказалась более многолюдной, чем обычно, возможно, в чем-то и более интересной. Она сопровождалась (это уже устоявшийся формат) чтением лекций известными антропологами и другими специалистами, которые с большим вниманием слушали наши аспиранты и приехавшие в ИЭА РАН гости.
12 октября работала одна из самых больших её секций «Медицинский плюрализм и проблемы здоровьесбережения». Руководителем (модератором) секции был к.и.н., н.с. Центра медицинской антропологии ИЭА РАН Н.А. Маничкин. Роль дискутанта взяла на себя д.и.н., г.н.с., зав. Центром медицинской антропологии ИЭА РАН В.И. Харитонова. В заседании секции приняли участие научные сотрудники и учащиеся (студенты, аспиранты). Кроме представителей исторических наук (антропология, этнология, история) в ней участвовали врач-психиатр Е.А. Шумакова и аспирантка Института философии РАН А.П. Патракова. Секция была задумана как поле для профессионального, учебного и междисциплинарного диалога, призванного точечно, на примере одного-двух докладов, охватить основные сферы медицинской антропологии: вопросы здоровья и болезни в культурно-социальном контексте, биомедицину в ее взаимосвязи с иными медицинскими системами, народную медицину и альтернативные медицинские (оздоровительные) практики, область репродуктивного здоровья, сферу психического здоровья, а также политическую экономику и дискурсивные практики здоровья.
Аспирантка Центра медицинской антропологии ИЭА РАН Т.Л. Кукса представила собравшимся доклад «Конкуренция независимых перинатальных специалистов: различия в функционале и мировоззрении». Она говорила о том, что в настоящее время на рынке платного родовспоможения г. Москвы существует множество подходов, работают специалисты, осуществляющие различные модели родовспоможения. Т.Л. Кукса подробно остановилась на влиянии ФЗ №323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (ФЗ–323 2011) на деятельность альтернативных и независимых специалистов перинатальных услуг, рассказала о непростой истории использования альтернативных концепций и подходов к родовспоможению на территории московских роддомов, которая развивалась от полного игнорирования названных подходов до их умеренного освоения, сообщила о различиях и некоторых разногласиях между доульским и акушерским сообществами, отметив существование конкуренции между ними.
Т.Л. Кукса отметила, что ее исследование, посвященное независимым перинатальным специалистам и, прежде всего, акушеркам и доулам Москвы и Московской области, было проведено в рамках интерпретативной медицинской антропологии на основе данных многолетнего включенного наблюдения, полуструктурированных интервью, мониторинга специализированных интернет-ресурсов, социальных сетей. Она рассказала также о связи ряда общественных движений (прежде всего, феминизма) и идейных, мировоззренческих платформ (витализма и его вариаций) с развитием сообществ независимых перинатальных специалистов в мире и в России. Был отмечен вклад в их эволюцию французского врача и исследователя Мишеля Одена, чьи труды хорошо известны и в нашей стране (Оден 2016; Оден 2017).
В ходе обсуждения доклада Т.Л. Кукса ответила на вопросы о связи практики поедания плаценты и движения за домашние роды, рассказала о неоднозначном отношении к этой практике и связанных с ней юридических коллизиях. Некоторое внимание было уделено родам в воде.
Аспирант, стажер-исследователь центра медицинской антропологии ИЭА РАН И.И. Масленников выступил с докладом «Группы светской медитации в Москве». По словам докладчика, начиная с конца 1970-х гг., когда «медитация», изначально бывшая частью религиозно-философских практик Востока, превратилась в нейтральную, секулярную «осознанность» (mindfulness) на Западе, она достигла огромной популярности, проникла в самые разные сферы жизни и заняла особую нишу в работе корпораций. Докладчик подчеркнул, что польза медитации для здоровья обосновывается нейрофизиологическими исследованиями, медитация все чаще рекомендуется для школьников, военных, пациентов больниц, студентов. Медитативные практики российское общество воспринимает преимущественно по отработанным западным моделям.
В своем докладе И.И. Масленников также описал различные типы групп медитации, отметил работу над созданием оригинальных вариантов адаптированной медитации, привел примеры из собственных наблюденийй, сделанных в различных группах медитации, не только в Москве и Московской области, но и в УрФО. По словам докладчика, у медитирующих нет единства по многим ключевым вопросам, в сообществах наблюдается разнородность мнений. В целом это укладывается в характерную для многих буддийских ответвлений нацеленность на самоактуализацию человека вне догматических представлений. Докладчик затронул проблему хозяйственно-бытовых условиях, в которых функционируют различные группы медитирующих.
Доклад И.И. Масленникова вызвал ряд уточняющих вопросов от участников секции. В частности, Т.Л. Кукса поинтересовалась критериями, согласно которым выступавший отнес ряд групп к движению нью-эйдж. И.И. Масленников ответил, что в основе такой идентификации лежат представления о традиционном, устоявшемся дискурсе медитации и противопоставляемом ему дискурсе, который включает эклектичный набор духовных учений, практик, символов, ориентиров, характерный для нью-эйдж. По предложению Е.А. Шумаковой участники обсудили возможность допуска до медитационных курсов лиц, у которых диагностирована параноидная шизофрения. И.И. Масленников рассказал, что сталкивался с психически неустойчивыми участниками групп медитации, и отметил, что в таких случаях многое зависит от грамотности и личных качеств учителей, проводящих тренинги. Участники заседания коснулись возможности применения в рамках психотерапии медитации, «танцев дервишей», холотропного дыхания и других подобных практик.
Ещё один доклад: «Проблема доказательности лечебно-оздоровительного эффекта некоторых методов музыкотерапии» сделала И.А. Меккюсярова, аспирантка ИЭА РАН. Он был посвящен применению этнических музыкальных инструментов в оздоровительных практиках. В качестве примера докладчица привела зафиксированное еще в начале XIX в. использование молодой якутской шаманкой хомуса для того, чтобы вызвать эмоциональный подъем у потерявших надежду больных людей и способствовать их оздоровлению (Худяков 1969). Рассказав о засвидетельствованном в ряде случаев гармонизирующем воздействии музыки на нервную, сердечно-сосудистую и дыхательную системы человека, И.А. Меккюсярова указала на отсутствие глубоких эмпирических исследований и объективного экспериментального опыта, который смог бы достоверно подтвердить или опровергнуть основные теоретические положения музыкотерапии. По ее мнению, планируя современные исследования, необходимо выработать новые подходы к сбору доказательной базы положительного оздоровительного и лечебного воздействия этнической музыки на организм человека. Такие исследования должны быть интердисциплинарными, с привлечением не только музыковедов, культурологов, медицинских антропологов, но и медиков различного профиля. Пока наиболее доказанным видится утверждение о том, что использование ряда инструментов, в том числе, хомуса (варгана), позитивно сказывается на кровообращении самого музыканта. Одним из наименее раскрытых вопросов остается вопрос о механизмах и возможностях воздействия музыки на слушателей. В завершении доклада И.А. Меккюсярова продемонстрировала различные стили игры на хомусе: игру в протяжном темпе, ритмичную игру и имитацию голосов животных и звуков природы.
Модератор секции пояснил, что данное исполнение не преследовало своей целью показать воздействие музыки на присутствующих, поскольку для такого опыта недостаточно отведенного по регламенту времени, а было демонстрацией разных приемов и ритмов, технических возможностей исполнителя игры на хомусе. Вопрос к докладчице последовал от Е.А. Шумаковой: «Можно ли использовать методы музыкотерапии и, в частности, хомус на больных с судорожной активностью?» По словам докладчицы, это недопустимо, поскольку опасно для психофизического состояния таких людей. И.А. Меккюсярова сообщила, что на концертах хомуса некоторые слушатели испытывают неприятные ощущения и вынуждены покидать их, особенно часто такое происходит во время имитации с помощью хомуса звуков природы. Отсюда делается вывод о том, что применение этнических и иных музыкальных инструментов в целях оздоровления должно проводиться только в реабилитационных центрах и под наблюдением медиков.
Аспирантка ЦМА ИЭА РАН Л.С. Герасимова продолжила тему медитации, вслед за И.И. Масленниковым. В докладе на тему «Медитативные практики в современных реалиях Запада и Востока (на материале экспедиций в Индонезию и Монголию в 2018–2019 гг.)» она представила обобщенный опыт полевых наблюдений и обрисовала проблемное поле для возможностиопределения медитации. Последнее затруднено как из-за методологической неоднозначности в подходах к этому феномену со стороны ученых, так и из-за высокой индивидуальной вариативности в понимании медитации самими практиками. Рассказав о популярности медитации на современном Западе, а также о литературе, посвященной оздоровительным эффектам медитации, обрисовав спектр направлений, от традиционных религиозных буддистских практик до учений в духе нью-эйдж (таких как трансцендентальная медитация),Л.С. Герасимова перешла к результатам анализа выполненного ей интервьюирования медитирующих и их наставников. Ею были рассмотрены факторы, связанные с осознанным и интуитивным поиском групп для медитации и предложены первичные обобщения, касающиеся миграции традиционных восточных медитативных практик на Запад и их дальнейшего распространения по всему миру. Обобщив данные, полученные от представителей различных культур (западных и восточных), докладчица завершила свое выступление постановкой вопроса о недостаточности классической (западной) исследовательской оптики и методологии для адекватного постижения феномена медитации и раскрытия социокультурной среды медитирующих.
Обсуждая представленный доклад, участники секции вновь вернулись к вопросу об оздоровительном эффекте медитации, о различиях в понимании этой практики не только в разных культурах, но и внутри сравнительно однородных сообществ, затронули тему изменения антропологического инструментария в ходе полевых исследований. По мнению Л.С. Герасимовой, изучая связанные с медитацией проблемы, необходимо «пользоваться не столько количественными, сколько качественными методами».
В докладе «Роль гендерно-ролевой идентификации в интерсиндромальном патоморфозе параноидной шизофрении» врач-психиатр Психиатрической клинической больницы № 4 им. П.Б. Ганнушкина Е.А. Шумакова, подвергла психиатрический объект исследования смежному объяснению: социокультурному – с позиций гендера, медицинскому – с позиций психиатрии. Она использовала в качестве введения информацию о широкой распространенности параноидной шизофрении, проблемности ее этиологии, отметила необходимость оптимизации диагностического и терапевтического подходов к пациентам с различными типами данного заболевания, дала определение гендеру и рассказала о базе своего исследования (74 пациента с диагнозом параноидная шизофрения в возрасте от 19 до 50 лет, с длительностью заболевания от 2 до 25 лет, с отсутствием расстройства половой идентификации).
Далее докладчица остановилась на его инструментах: клинико-психопатологический, психометрический и статистический методы; ретроспективный анализ историй болезни, полуформализованное интервью, шкала позитивной и негативной психопатологической симптоматики (Opler at al. 2017), опросник «Маскулинность – фемининность» (Bem 1974), стандартизованные шкалы по оценке тревоги Спилбергера-Ханина и депрессии Цунга (Дерманова 2002; Zung 1965), опросник по ауто- и гетероагрессии (Ильин 2004), корреляционный и факторный анализ на базе программы Statistical Package for the Social Science (SPSS16) (Бююль, Цёфель 2005).
Е.А. Шумаковой удалось установить, что у пациентов с параноидной шизофренией наличествует гендерно-ролевая асимметрия, при этом определенный тип акцентуации полоролевого поведения оказывает влияние на формирование структуры шизоформных симптомокомплексов: так, мужчины с выраженной маскулинностью гендерно-ролевого поведения чаще проявляли негативную и психопатоподобную психопатологическую симптоматику, которая была связана с высоким уровнем аутоагрессии и депрессии, и возрастала с ослаблением их маскулинного компонента, а мужчины с фемининной акцентуацией полоролевой идентификации имели позитивную симптоматику, которая включала расстройства мышления, бред, галлюцинации, психические автоматизмы, снижение критичности к состоянию, контактность, связанные с их фемининным компонентом и сопровождаемые снижением гетероагрессии. Таким образом, корреляционные связи между различными формами агрессии и депрессии, высокий уровень депрессии, говорят о возможной трансформации агрессии в депрессивный аффект, обусловленный доминирующей фемининностью.
У женщин с фемининной амплификацией гендерно-ролевого поведения, по словам докладчицы, наблюдалась параноидная, ипохондрическая, тревожно-депрессивная симптоматика, сопровождаемая снижением аутоагрессии и возрастанием маскулинности. Е.А. Шумакова предполагает, что взаимосвязь между маскулинностью и гетероагрессией может быть клинико-психопатологическим механизмом трансформации преследуемого в преследователя в структуре эндогенных расстройств. Пациентки с маскулинной акцентуацией, по ее наблюдениям, имели психопатические нарушения, а позитивной психопатологической симптоматики у них практически не наблюдалось. Данный симптомокомплекс коррелировал с фемининностью, что свидетельствует о запуске процесса интрапсихической адаптации к болезни.
Е.А. Шумаковой было задано несколько вопросов. В.И. Харитонова, поинтересовалась подходом коллег докладчицы к пациентам с необычными экстрасенсорными и суперсенсистивными способностями, обратив внимание на то, что они часто отождествляются психиатрами с синдромом Кандинского-Клерамбо. Л.С. Герасимова спросила о возможностях альтернативных методов при лечении параноидной шизофрении. Присутствующих также заинтересовали вопросы, связанные с коммуникацией между пациентом и врачом-психиатром и возможность внутриклинической индукции психотических состояний. Е.А. Шумакова ответила, что клиническая практика богата случаями «необычных пациентов», к которым врачи порой относятся особым образом, исключая их из общего терапевтического курса, если в таковом нет действительной необходимости, рассказала о случаях передачи необычных состояний от пациента к врачу, причем некоторые такие случаи врачам бывает трудно уместить в клиническую картину или исчерпывающим образом рационализировать в рамках биомедицинской модели. Отвечая на вопрос об альтернативных способах лечения шизофрении, докладчица остановилась на феноменологическом подходе, который, однако, требует весьма продолжительного времени, а возможность его применения не всегда адекватна бытовой и клинической действительности.
Подчеркнув важность междисциплинарного подхода в медицинской антропологии, необходимость сотрудничества как с представителями медицины и естественных наук, так и соспециалистами различных гуманитарных наук, Н.А. Маничкин предоставил слово А.П. Патраковой, аспирантке Института философии РАН (сектор биоэтики и гуманитарных экспертиз), секретарю кафедры философии и гуманитарных дисциплин Свято-Филаретовского православно-христианского института. В своем докладе «Вопреки очевидному? Технологическая визуализация границы между жизнью и смертью в отделении реанимации и интенсивной терапии» А.П. Патракова рассмотрела реанимационную палату как место, где врачи и пациенты вплотную приближаются к границе между жизнью и смертью, и где предпринимаются технологически опосредованные усилия по управлению этой границей. Прозвучавший доклад содержал философско-антропологическую рефлексию по поводу того, как врачебные решения в реанимации (в т.ч. решения о прекращении поддерживающих биологические процессы процедур для пациентов со смертью мозга) могут быть обусловлены медицинскими технологиями. Технологический контекст оказывает все более существенное влияние на практики констатации смерти. В связи с этим докладчица отметила, что граница между жизнью и смертью в реанимационном пространстве приобретает новые измерения и масштабы, недоступные невооруженному взгляду, а гуманитарное осмысление этого процесса наталкивает на вывод: контрольно-диагностическая аппаратура, с одной стороны, расширяет пределы видимости, а с другой – сужает их, поскольку порождает технологически опосредованный врачебный взгляд, привыкающий видеть лишь то, что измеримо и предстает на экране. Технизация реанимации ведет к тому, что наращивается прицельность восприятия, но сужается его цельность, заключила А.П. Патракова.
Н.А. Маничкин уточнил, вытекает ли из предложенного анализа, что медицинская, реанимационная техника не только конструируется людьми в ходе социального развития, но и сама конструирует социальный опыт, выступая уже не в качестве объекта, а в качестве определенной активности, влияющей на мышление и поведение человека. А.П. Патракова согласилась с таким обобщением. Модератор также добавил, что проблематика разграничения жизни и смерти, которая не исчерпывается отвлеченным научным измерением, но всегда непосредственно укоренена в драматический опыт людей, в наше время стала одной из важных тем так называемого онтологического поворота в антропологии, предлагающего новые методы и методологии (акторно-сетевая теория, перспективизм и др.), которые позволяют рассматривать машины и приборы как «нечеловеческих актантов», а также говорить об антропотехноморфизме,о совместной эволюции человека и его экстенсий, в число которых находятся технологии (Соколовский 2016; Соколовский 2017).
Аспирантка ИЭА РАН Е.Ю. Коровина в докладе «Культурно обусловленные недомогания при использовании гаджетов у жителей экопоселений» рассмотрела материал, касающийся контакта экопоселенцев с современными технологиями и неприятных телесных ощущений, которые этот контакт вызывает. Она проанализировала связь идеологических взглядов своих информантов с неприятными и болезненными ощущениями, заключив, что последние трактуются в русле антропософских, анастасиевских представлений, а также дискурса современной популярной психологии. Звучат идеи о патологической зависимости человека от техники, о негативном «фоне», создаваемом работой устройств, о злотворных сущностях из технологических цивиллизаций. Телесные ощущения, причиной которых видятся эти и другие факторы, Е.Ю Коровина интерпретировала как локальную норму чувствования, обусловленную культурными представлениями, или как культурно обусловленные недомогания. В качестве методологического и общего основания для своих исследований аспирантка назвала подходы к проблематики соотношений природы и технологий (природы и культуры), выдвинутые Ф. Дескола (Дескола 2012).
Докладчице были заданы несколько вопросов, касающихся экономической стороны функционирования экопоселений. Она рассказала, что в этом вопросе наблюдаются определенные изменения, перечислила различные типы хозяйственной деятельности в экопоселениях. В.И. Харитонова поинтересовалась глобальной целью исследований Е.Ю. Коровиной и предложила расширить его, сравнив порождаемые технологическим прогрессом и использованием подручных технологий ощущения у экопоселенцев и у городских жителей, а также обозначить необходимость четких критериев антропологической выборки и изучить вопрос научной обусловленности того или иного негативного воздействия техники на человека. Аспирантка Е.Ю. Коровина приняла к сведению советы и пояснила, что на данном этапе ей «интересно понять специфику неприятных ощущений людей при использовании гаджетов».
Студентка кафедры культурной антропологии и этнической социологии факультета социологии СПбГУ А.С. Декина представила на секции результаты своего исследования дискурса о ВИЧ в докладе «Конструирование целевых групп профилактики в российском институциональном дискурсе о ВИЧ-инфекции». В начале автор доклада отметила высокий уровень распространения заболевания в нашей стране: по данным Роспотребнадзора на начало 2017 г. с диагнозом ВИЧ/СПИД в России жили 870 тыс. 952 россиян, что составляло около 0,59% от всего населения страны (ТАСС-досье). Объектом исследования А.С. Декиной стал современный российский институциональный дискурс о ВИЧ-инфекции, а предметом исследования процесс конструирования целевых групп профилактики в информационно-методических текстах (брошюрках и листовках), направленных на профилактику ВИЧ/СПИДа, которые производятся и распространяются в г. Санкт-Петербурге.
В своем докладе А.С. Декина описала распространение ВИЧ-инфекции как социальную проблему в конструкционистском прочтении, определила сущность и составляющие институционального дискурса, включая соответствующие ему публичные арены, дала характеристику конструкту «целевая группа профилактики» и его субститутам, выявила целевые группы профилактики, фигурирующие в информационно-методических текстах по теме ВИЧ-инфекции, а также способы конструирования и объективации этих целевых групп. Ориентиром исследования стала программа Р. Келлера «The Sociology of Knowledge Approach to Discourse» (Keller 2013), связывающая исследование социального конструирования реальности с дискурсивными практиками, в которых реализуются властные отношения. Исследование показало, что целевые группы профилактики укоренены в конструкте социальной проблемы ВИЧ-инфекции, и выявило различные дискурсивные «перечни» для этих групп. В этом вопросе А.С. Декина отметила «перекос в сторону женщин» и поставила вопрос о том, почему к целевым группам не отнесены, к примеру, пенсионеры. По словам докладчицы, для понимания того, как и почему происходит конструирование целевых групп профилактики и социальной проблемы ВИЧ-инфекции требуются исследования, охватывающие детали производства и потребления текстов населением, социальными работниками, медиками, СМИ и представителями власти.
К обсуждению доклада присоединились В.И. Харитонова и С.Д. Колдман. Вместе с докладчицей они обозначили проблемные точки существующего дискурса о целевых группах профилактики ВИЧ-инфекции, прежде всего, специфику его формирования вокруг женщин и детей, когда последние видятся наиболее ценным объектом, «социальным капиталом» и т.п., при этом как бы затмевая самоценность здоровья женщин и оставляя практически вне дискурса мужчин. В.И. Харитонова также посоветовала исследовательнице обратиться к работам д.м.н. В.В. Беляевой (Беляева 2018; Беляева и др. 2008; Покровский и др. 2003).
Аспирантка Института истории Национальной академии наук Республики Беларусь Д.С. Грицкевич представила собравшимся доклад «Феномен знахарства в традиционной культуре белорусов Подвинья: прошлое и настоящее». Рассматривая знахарство на территории белорусского Подвинья – региона, для которого характерны поликонфессиональность и активное межэтническое взаимодействие, Д.С. Грицкевич стремилась проследить процесс трансформации народных медицинских практик. Она отметила случаи сосуществования и взаимодействия народной и официальной медицины в Поставском районе (юго-восток Витебской области). Докладчица акцентировала внимание на том, что в большинстве «трудных» диагностических случаев знахари, не начиная лечебного курса, предлагают больному обратиться к медикам. Представители официальной медицины в свою очередь, в случаях заболеваний, традиционно соотносимых с народной медициной (например, рожистое воспаление), в неформальных диалогах переадресовывают пациентов к знахарям. Д.С. Грицкевич поделилась с собравшимися информацией о знаменитой династии знахарей Долмановых, живших на хуторе Веретеи, которые были широко известны еще во временаСССР. По словам докладчицы, на белорусской Поставщине, как и во многих других регионах Восточной Европы, знахарство не исчезло совсем и до сих пор пользуется спросом, сохраняя и передавая сформированное в его недрах народно-медицинское знание.
В.И. Харитонова задала несколько вопросов о современном состоянии знахарской традиции, поделилась своими наблюдениями за знахарями Полесья, спросила о нынешнем состоянии системы здравоохранения в Республике Беларусь. Участников секции также интересовала общественная дискуссия о белорусском знахарстве и отношение к нему в советские времена. Д.С. Грицкевич ответила на вопросы, подчеркнув, что знахарство у белорусов Подвинья сохраняется и имеет специфику, обусловленную соприкосновением православия и католицизма; в этом регионе отмечаются конфликты хранителей народно-медицинского знания с представителями духовенства, в частности, католическими ксендзами, а в советское время знахарство в целом порицалось, отдельные знахари даже преследовались. Нынешнее состояние медицины в республике, как полагает Д.С. Грицкевич, хорошее, отвечающее нуждам народонаселения. Она отметила заботу государственных структур о здоровье населения, но добавила, что наиболее качественными медицинскими услугами могут пользоваться люди с соответствующим материальным достатком.
Затем слово было предоставлено к.и.н. С.Д. Колдман. Ее доклад «Куклы и возраст: телесность в игре» был посвящен отражению представлений о возрасте и телесности в мире игрушек, кукол. Отметив тенденцию к увеличению продолжительности жизни человека, и, как следствие, постепенному «старению общества», С.Д. Колдман предложила сконцентрировать внимание на проблеме геронтофобии, которая питается стереотипами, поддерживаемыми в т.ч. и образами игрушек. Коллизии в восприятии меняющегося, стареющего тела, которое в своейрепрезентации зависит не только от индивидуальных свойств и возможностей, но и от господствующих установок в обществе, С.Д. Колдман в своем докладе рассмотрела через образы кукол, атрибутирующих человеческую телесность, а именно, через образы кукол, изображающих пожилых людей. В настоящее время стали появляться куклы-старушки и куклы-старики, но не в массовом сегменте. Такие куклы остаются дорогим увлечением и достаются коллекционерам, они обычно не предназначены для детских рук. Д.С. Колдман продемонстрировала несколько образцов подобных изделий, отметив новинку 2019 г. – авторские куклы мастера А. Соцковой. Одна из таких кукол отличается детальной проработанностью тела вплоть до возрастной деформации пальцев конечностей. Докладчица также рассказала о «возрастных куклах», изготовляемых польским мастером К. Здроевской. Спрос на подобные куклы, по мнению С.Д. Колдман, свидетельствуют о начавшихся изменениях в сторону преодоления социальных клише, служащих геронтофобии и эйджизму.
Н.А. Маничкин сообщил, что С.Д. Колдман от имени одной из кукол-старушек в порядке эксперимента ведет страничку в социальной сети Instagram. Вероятно, это поможет в дальнейшем сделать какие-то выводы о восприятии транслируемого куклой образа у заинтересованной аудитории. Участники секции с интересом осмотрели кукол из коллекции С.Д. Колдман и задали ряд уточняющих вопросов, связанных с демонстрацией телесности в игровом и образном пространстве.
Соискатель ИЭА РАН, руководитель Центра реабилитации наркозависимых при Брянской епархии РПЦ К.Г. Кузьмин (иеромонах Диомид) предложил вниманию слушателей доклад на тему «Элементы религиозного совладания процесса выздоровления наркозависимых в современных практиках работы с ними». Он рассказал о примерах религиозного совладания(копинга), взятых из интервью с пациентами реабилитационных центров для зависимых. Данные, изложенные К.Г. Кузьминым, позволили ему сделать предварительные выводы о высокой эффективности религиозного совладания для выздоровления больных наркотической аддикцией. На основе полевого материала докладчик, исследующий группы пациентов в православных центрах для реабилитации наркозависимых, проанализировал представлениязависимых о молитве, смирении, судьбе, надежде, страхе смерти и посмертия. Более распространенной среди пациентов оказалась практика индивидуальной, а не групповой молитвы. Исследователь отметил, что во время общей молитвы чаще наблюдаются эмоциональные всплески и особые состояния людей, сопровождающиеся плачем. Многие пациенты, включая невоцерковленных, во время общей молитвы встают на колени. Феномен обращения к религии при переживании жизненных трудностей, экзистенциально окрашенных ситуаций, связанных с проблемами выбора или утраты, достаточно хорошо изучен с социальной стороны, отметил К.Г. Кузьмин, однако ценностно-содержательная сторона этого процесса, тем более в области реабилитации наркозависимых в России, нуждается в более подробном изучении.
Модератор секции подчеркнул исключительную социальную важность исследований в области реабилитации зависимых от наркотиков и алкоголя людей, а также богатый терапевтический опыт различных христианских конфессий, включая детально разработанные в США методики. В настоящее время в РПЦ сформировался институт душепопечителей, занимающихся реабилитацией наркозависимых и рассматривающих аддикции, прежде всего, как проблему духовного плана, укорененную в интимной истории и психологических травмах личности страждущего. В.И. Харитонова предложила К.Г. Кузьмину расширить его исследовательское внимание, обратившись не только к вопросам, связанным с религиозностью зависимых людей и религиозными практиками вокруг зависимостей, но и к проблеме соотношения религиозности и старения, возрастного опыта человека.
Завершил работу секции доклад к.и.н. Н.А. Маничкина «Традиционные знания и трансформация медицинской политики Кубы на рубеже XX–XXI вв.» Автор связал практикиисцеления и оздоровления с политико-экономическими и историческими факторами, а также с процессом сосуществования различных медицинских систем в этноконфессионально неоднородном обществе. Докладчик рассказал о формировании традиционного знания на Кубе внутри различных афрогенных культов (сантерия, пало монте, абакуа, вуду, арара, спиритизм), возникших и развившихся в ходе колониальной деятельности европейских держав, работорговли и процессов миграции. В XX в. постепенной эмансипации подвергаемых интеллектуальной и институциональной дискриминации афрогенных культов способствовали заинтересовавшиеся африканским духовным наследием антропологи, писатели, музыканты, представители национальной интеллигенции (Ф. Ортиз, Л. Кабрера, Р. Лачатаньере, Н. Боливар Аростеги). Развитие афрогенных традиций в докладе было сопоставлено с развитием дискурсов об африканской культуре и с развитием кубинской медицины; это развитие укладывается в логику этапов исторического процесса: колониальная эпоха (XV–XIX вв.), затем так называемый «республиканский период» (1898–1959 гг.) и социалистический (с 1959 г. до нынешнего дня). При этом внутри социалистического периода выделяется «специальный период», время чрезвычайных реформ, которые стали ответными мерами властей на распад СССР (страны-донора), разрушение международной социалистической системы и острый экономический кризис, не в последнюю очередь обусловленный эмбарго со стороны США. Во время «специального периода» Куба была открыта для туристов, гражданам республики разрешили вести небольшой бизнес, были созданы государственные корпорации (включая медицинские), избирательно применяющие рыночные методы, внедрена двойная денежная система, либерализована религиозная политика.
В целях обеспечения населения медицинской помощью правительство пошло на освоение методов и систем, альтернативных биомедицине, включая травничество: адепты афро-кубинского божества природы Осаина стали травниками-предпринимателями, их деятельность была разрешена, упорядочена, подчинена налоговому контролю и медицинскому надзору. В 1995 г. на Кубе была создана и запущена, а в 1999 г. отредактирована Национальная программа традиционной медицины и натуропатии (PNMTN 1999). В основе этой программы находится антропологический подход, разделяющий медицинские системы на три категории: научная медицина, традиционная медицина, местная медицина. К последней причисляются медицинские системы Африки, Южной и Центральной Америки. В итоге реализации названной программы традиционное знание было подвергнуто рационализации, научной экспертизе и обработке, а затем частично включено в легальный медицинский континуум, представляющий собой сплав биомедицины, традиционной медицины и натуропатии. Магико-мистическая сторона афрогенных культов (спиритические сессии, колдовство, одержимость и т.п.), эмансипации которых способствовали туризм и пересмотр религиозной политики, продолжила существовать вне официальной системы здравоохранения, хотя на частном уровне она также была задействована в практиках оздоровления. Докладчик отметил, что развитие традиционной медицины и натуропатии под контролем государственной власти на Кубе привело к стандартизации фитотерапии и появлению широкой линейки натуральных средств, причем некоторые из них получили международную известность. Благодаря включению богатого наследия афро-кубинской культуры в медицинский контекст и другим сопутствующим мерам кубинским, властям удалось в тяжелых политико-экономических условиях сохранить высокие показатели общественного здоровья и социалистическую систему здравоохранения.
В.И. Харитонова поинтересовалась у докладчика отношением медицинских властей Кубы и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Н.А. Маничкин ответил, что правительство Кубы ведет самостоятельную медицинскую политику, которая, однако, обычно находит благоприятные отзывы со стороны ВОЗ. Он также добавил, что приоритетным направлением для Кубы остается медицинская дипломатия, которая служит улучшению имиджа государства в глазах международной общественности. Поддержка таковой для Кубы важна и в попытках добиться отмены экономического эмбарго США, давящего на все сферы жизни на острове, включая сферу здравоохранения.
Подводя итоги заседания, Н.А. Маничкин поблагодарил всех его участников, отметил важность «связи поколений» в научном процессе, выразил удовлетворенность уровнем диалога и охватом в нем основных сфер, на которые направлено внимание медицинской антропологии.
Заседание секции показало актуальность междисциплинарного подхода и востребованность классического исследовательского инструментария; вместе с тем оно позволило зафиксировать распространение в среде молодых ученых новых методологий, призванных усилить и углубить изучение по направлениям, научно-практическая важность которых обусловлена социальными причинами. Очевидно, что медицинская антропология в России нуждается в расширении диалога с другими гуманитарными науками, с естественными науками, с медициной, а прогресс и обогащение медицинской сферы, к примеру, психиатрии и акушерства (науки, затронутые в прозвучавших докладах), связан в том числе с обращением к гуманитарному полюсу. Запрос на такое обращение формируют и сами ученые, и общество.
Проблемным узлом медицинской антропологии остается вопрос об интеграции и иных формах сосуществования различных медицинских систем и оздоровительных практик, то естьсобственно медицинский плюрализм, в сложный и многоуровневый объем которого оказываются вовлечены и феномены религиозного или религиозно-философского порядка (копинг, медитация и др.).
Участники секции «Медицинский плюрализм и здоровьесбережение» отметили важность ответов на вызовы, связанные с актуальными общественными процессами: меняющимся отношением к возрасту и старению, раскрепощением телесности, развитием гендерных знаний, технизацией повседневной жизни и медицины, угрозами со стороны заболеваний, с которые человечество пока еще не научилось справляться (таких как СПИД), наконец, сложными и противоречивыми экономическими и политическими процессами, захватывающими в свою орбиту культурное наследие человека и в значительной степени определяющими траектории, на которых развивается опыт болезни, практики здоровьесбережения и оздоровления.
Библиография
Беляева, В. В., Адигамов, М.М., Соколова, Е.В. (2018) Психосоциальные по-следствия ВИЧ-инфекции: стигматизация женщин и детей, инфицированных ВИЧ. Материалы Международной научно-практической конференции «Ак-туальные вопросы ВИЧ-инфекции. Охрана здоровья детей с ВИЧ-инфекцией», СПб., с. 38–44.
Беляева, В.В., Афонина, Л.Ю., Дмитриева, Е.В., Рюмина, И.И., Фролов, С.А., Шухов, В.С., Макки, Н. (2008) Коммуникации и консультирование в области ВИЧ-инфекции, М.: Здоровая Россия.
Бююль А., Цёфель П. (2005) SPSS: Искусство обработки информации. Ана-лиз статистических данных и восстановление скрытых закономерностей, СПб.: ДиаСофтЮП.
Дерманова, И.Б. (2002) Диагностики эмоционально-нравственного развития, СПб.: Речь.
Дескола, Ф. (2012) По ту сторону природы и культуры, М.: Новое литера-турное обозрение.
Оден, М. (2017) «Возрожденные роды»: история одного родильного отделе-ния, М.: АРТМедия.
Оден, М. (2016) Роды и эволюция Homo sapiens, М.: Изд-во Назаровых.
Покровский, В. В., Ермак Т. Н., Беляева В. В., Юрин О. Г. (2003) ВИЧ-Инфекция: клиника, диагностика и лечение, М.: ГЭОТАР — МЕД.
Ильин, Е. П. (2004) Психология индивидуальных различий, СПб.: Питер.
Соколовский, С.В. (2016) «Онтологический поворот» и этнографические ис-следования материальной культуры. Российская антропология и «онтологи-ческий поворот», Томск: Изд-во ТГУ, c. 225–307.
Соколовский, С.В. (2017) Антропотехноморфизмы и антропология техно-корпо-реальности, Социология власти, № 3, с. 23–40. ТАСС-досье, СПИД: болезнь и статистика (https://tass.ru/info/4253145) (17.12.2019).
ФЗ–323 (2011) Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об осно-вах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Российская газета – Федеральный выпуск, № 263 (5639) (https://rg.ru/2011/11/23/zdorovie-dok.html) (18.12.2019).
Худяков, А.И. (1969) Краткое описание Верхоянского округа, Ленинград: Наука.
Bem, S. L. (1974) The measurement of psychological androgyny, Journal of Con-sulting and Clinical Psychology, V. 42, pp. 155–162.
Keller, R. (2013) Doing Discourse Research: An Introduction for Social Scientists, London: SAGE Publications Ltd.
Opler, M. G. A., Yavorsky, C., Daniel, D. G. (2017) Positive and Negative Syn-drome Scale (PANSS) Training, Innovations in Clinical Neuroscience, № 14 (11–12), pp. 77–81.
PNMTN (1999) Programa Nacional de Medicina Tradicional y Natural, Minis-terio de Salud Pública, La Habana.
Zung, W. W. (1965) A self-rating depression scale, Archives of General Psychia-try, № 12, pp. 63-70.
References
Beliaeva, V. V., Adigamov, M.M., Sokolova, E.V. (2018) Psikhosotsial’nye posledstviia VICh-infektsii: stigmatizatsiia zhenshchin i detei, infitsirovannykh VICh [Psychosocial consequences of HIV infection: stigmatization of women and children infected with HIV]. Materialy Mezhdunarodnoi nauchnoprakticheskoi konferentsii «Aktual’nye voprosy VICh-infektsii. Okhrana zdorov’ia detei s VICh-infektsiei» [Materials of the International scientific-practical conference “Actual issues of HIV infection. Protecting the health of children with HIV infection»], St. Petersburg, pp. 38–44.
Beliaeva, V.V., Afonina, L.Iu., Dmitrieva, E.V., Riumina, I.I., Frolov, S.A., Shu-khov, V.S., Makki, N. (2008) Kommunikatsii i konsul’tirovanie v oblasti VICh-infektsii [HIV Communication and Counseling], Moscow: Zdorovaia Rossiia.
Biuiul’ A., Tsefel’ P. (2005) SPSS: Iskusstvo obrabotki informatsii. Analiz statis-ticheskikh dannykh i vosstanovlenie skrytykh zakonomernostei [SPSS: Mastery of information processing. Analysis of statistical data and restoration of hidden pat-terns], St. Petersburg: DiaSoftIuP.
Dermanova, I.B. (2002) Diagnostiki emotsional’no-nravstvennogo razvitiia [Diag-nosis of emotional and moral development], St. Petersburg: Rech.
Deskola, F. (2012) Po tu storonu prirody i kul’tury [Beyond Nature and Culture], Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie.
Il’in, E. P. (2004) Psikhologiia individual’nykh razlichii [Psychology of individual differences], St. Petersburg: Piter.
Federal Law 323 (2011) Federal’nyj zakon ot 21 nojabrja 2011 g. No 323-FZ “Ob osnovah ohrany zdorov’ja grazhdan v Rossijskoj Federacii” [Federal Law of No-vember 21, No. 323-ФЗ “On the Basics of Protecting Citizens’ Health in the Rus-sian Federation”], Russian Newspaper — Federal Issue [Rossijskaja gazeta – Feder-al’nyj vypusk], No 263 (5639) (https://rg.ru/2011/11/23/zdorovie-dok.html) (18.12.2019).
Khudiakov, A.I. (1969) Kratkoe opisanie Verkhoianskogo okruga [A brief descrip-tion of Verkhoyansk district], Leningrad: Nauka.
Oden, M. (2017) «Vozrozhdennye rody»: istoriia odnogo rodil’nogo otdeleniia [Birth Reborn], Moscow: ARTMediia.
Oden, M. (2016) Rody i evoliutsiia Homo sapiens [Childbirth and the evolution of Homo sapiens], Moscow: Izdatel’stvo Nazarovykh.
PNMTN (1999) Programa Nacional de Medicina Tradicional y Natural, Ministerio de Salud Pública, La Habana.
Pokrovskii, V.V., Ermak T.N., Beliaeva V.V., Iurin O.G. (2003) VICh-Infektsiia: klinika, diagnostika i lechenie [HIV Infection: clinic, diagnosis and treatment], Moscow: GEOTAR – MED.
Sokolovskii, S.V. (2016) «Ontologicheskii povorot» i etnograficheskie issledo-vaniia material’noi kul’tury [“Ontological turn” and ethnographic studies of materi-al culture]. Rossiiskaia antropologiia i «ontologicheskii povorot» [Russian anthro-pology and the “ontological turn”], Tomsk: Izd-vo TGU, pp. 225–307.
Sokolovskiĭ, S.V. (2017) Antropotekhnomorfizmy i antropologiia tekhno-korpo-real’nosti [Anthropotechnomorphisms and the Anthropology of Techno-Corpo-Reality], Sotsiologiia vlasti [Sociology of Power], № 3, pp. 23–40.
TASS-dos’e, SPID: bolezn’ i statistika [TASS dossier, AIDS: disease and statistics] (https://tass.ru/info/4253145) (17.12.2019).