© 2018 Реда ШАТУНЕНЕ
МАиБ 2018 — №2 (16)
DOI http://doi.org/10.33876/2224-9680/2018-2-16/05Ключевые слова: медицинская антропология, неконвенциональная медицина, альтернативная медицина, конвенциональная медицина, прикладная антропология, социокультурное конструирование «здоровья», паттерны и модели профессиональных отношений, публичные знания в области здоровья и здравоохранения
Аннотация: Публикация фокусируется на исследованиях основных причин, поощряющих индивидов больше полагаться на неконвенциональную (или ДAM1), чем на современную биомедицину. Автор стремится ответить на вопросы: почему пациенты разочарованы традиционной медициной; как пациенты понимают само состояние «здоровья»; какие индивидуальные понимания «неконвенционого», или «альтернативного исцеления», доминируют? В статье исследуется коммуникативный аспект в медицинской системе: взаимное доверие, понимание и непонимание (возможно и недоверие) между врачами и пациентами. Автор, опираясь на эмпирический опыт пациентов, старается актуализировать и изучить, каким образом антропологические исследования могли бы служить посредником между «старыми» и «новыми» знаниями и как их возможно было бы применить в области здравоохранения.
Введение
Медицинская антропология – это широкая и чрезвычайно актуальная сфера науки в контексте человеческого здоровья как благосостояния (wellbeing). Она фокусируется на исследовании местных традиций, понимании исцелений, эпистемологии «болезни» и «хорошего самочувствия» (благосостояния). Прикладная антропология исследует общие системы и парадигмы здоровья, организацию процесса лечения, социальное поведение больных (пациентов) – например, изоляцию от социальной жизни; изучает способы, с помощью которых нормы «болезни» строятся посредством формального законодательства, семейных традиций и т. д.
Прикладная антропология представляет интерес для специалистов, заинтересованных в развитии медицины и усовершенствовании результатов нынешнего лечения: она изучает, как меняются социокультурные традиции наряду с технологическим развитием, раскрывает новые знания о болезнях и новые методики лечения. Эта статья нацелена на то, чтобы понять, почему так называемая «альтернативная медицина» переживает в настоящее время своего рода «ренессанс» и используется в современной практике.
Исследования медицинской антропологии могут быть посредником между «старыми» и «новыми» знаниями в области здравоохранения путем исследования различных парадигм лечения и их значений для отдельных индивидов. Как «новое» не обязательно означает «лучшее», так же и «старое» не всегда означает «неработающeе». Неконвенциональные методы исцеления являются актуальным объектом исследований в медицинской антропологии в попытке лучше понять природу человеческих заболеваний. Под наименованием «неконвенциональные» в статье имеются в виду дополнительные, альтернативные, а также некоторые традиционные методы (как Рейки) само-лечения (см.: Харитонова, 2014, 2018). Важно подчеркнуть два аспекта возможного практического использования знаний медицинской антропологии, а именно: налаживание коммуникации между врачами и пациентами, включая взаимное доверие, в том числе исследование возможностей улучшения взаимопонимания между ними.
Медицинские антропологи также должны сосредоточиться на изучении современных общественных знаний о здоровье, полученных через медийные средства (телевидение, радио, газеты), от наших родителей, бабушек и дедушек, в том числе индивидуально осознанных знаний. Как последствие потока этой смешанной информации о здоровье (благосостоянии), наличии фактов о неконвенциональных, альтернативных и современных (аллопатических) методах лечения, конструируется конгломерат «знаний о здоровье», который представляет собой общее представление o здоровье, болезнях и лечении в современном обществе. Эта парадигма общественного здравоохранения требует пересмотра, чтобы прояснить существующие тенденции и индивидуальные представления пациентов и врачeй о здоровье в современной среде.
Эмпирические методы исследования
Во время эмпирического исследования были использованы антропологические и этнографические методы (Bernard 2006, Berg 2004), такие как глубинные интервью, наблюдение, включенное наблюдение, сбор визуальных данных (фотографий). Исследования проводятся с зимы 2015 года до настоящего времени. На сегодняшний день собрано одиннадцать глубинных интервью с представителями альтернативной медицины (возраст: примерно 28–56 лет). Интервью были записаны в разных городах Литвы, в основном в крупнейших из них. Респонденты были выбраны с учетом долговременности их практики и активного участия в работе с использованием неконвенциональных, альтернативных методов лечения в качестве официальных или неформальных (в рамках своей собственной семейной системы; не для лечения пациентов как клиентов) практиков альтернативной медицины. Основными критериями выбора информантов было долгосрочное участие респондентов в альтернативных лечебных мероприятиях и систематическое применение их в повседневной жизни; большинство респондентов в альтернативной (неконвенциональной) медицине активно участвуют примерно 10–20 лет.
Социально-культурные особенности участников исследования
Одна часть (около 70%) опрошенных – это практикующие (ароматерапевты, целители Рейки, знатоки новых методов психотерапии и др.), а другая часть – активные потребители альтернативной медицины (около 30%), которые часто используют ароматерапию, гомеопатию, травничество, отдельные виды массажа, новые методы, основанные на психотерапии (например: трансесенс2, трансперсональная психология) и тому подобное. Было отмечено, что поддержка естественного образа жизни практикующими альтернативные методы лечения не ограничивается случаями болезни, но также распространяется на их повседневную культуру здоровьесбережения: включая поддержку естественного рождения детей (домашние роды и подобное), употребление в пищу «чистой», «правильной» еды (веганскoй / вегетарианскoй), не употребление алкоголя и еды из супермаркетов, предпочтение домашней пищи, избегание избытка медицинских препаратов и т.д.
Результаты исследований
Вопросы антропологических исследованиях в сфере медицины как своего рода социокультурного конструкта («клинической реальности»), были изучены Клейнамном и др. (Kleinman, 1978a, Kleinman, Eisenberg, Good, 1978,). Особое внимание в статье уделяется отношениям между пациентом и доктором. Было замечено, что пациенты довольно часто склонны чувствовать неуважение со стороны врачей, особенно если они хотят узнать побольше о состоянии своего здоровья (или здоровья членов семьи), а медицинские работники, как правило, бывают нe склонны посвящать пациентов в детали их болезней, они считают излишним комментировать предписанные методы лечения, таким образом уменьшая участие пациентов в процессе лечения. Можно предположить, что модель коммуникации ‘врач – пациент’ должна быть изменена на более комплексное ведéние пациента с изменением разных параметров, включая уделяемое ему время, качество сообщаемой ему общей информации o назначенном лечении, информации о возможности использования различных подходов в лечении заболеваний и методов лечения.
Эмпирические данные показывают, что достижение хорошего здоровья понимается как самостоятельная забота человека о самом себе, а ни слепое слушание указаний врача. Участники исследования заявляли, что каждый человек должен придерживаться своего пути и нести ответственность за своё здоровье. Но современная медицинская система, будучи формальной, отличается авторитарным характером, что также иногда приводит к разочарованию. Достижение хорошего здоровья понимается как личная ответственность, осознанный и активный индивидуальный путь к улучшению собственного благосостояния.
Эмпирические данные указывают на то, что люди испытывают недостаток разнообразия методов конвенционного лечения, ищущают ограничения в лечении многих хронических и иных заболеваний. Участники исследования указывают на индивидуальную ответственность как ключ поддержания здоровья и благополучия: человек должен сам быть активным в своем зоровьесбережении, вместо того чтобы полагаться только на врачей: то есть внешние факторы, такие как эффективность лекарств и советы медицинских специалистов.
Несмотря на то, что люди ищут неконвенциональные, альтернативные алопатическому методы лечения, наблюдается параллельный процесс поддержки (с точки зрения пациентов, иногда – и врачей) сочетания конвенционных и неконвенционных методов лечения, тем самым расширяется и поощряется объединение разных медицинских систем с целью достижения лучших результатов в сфере лечения болезней.
В современном обществе существует не один метод лечения, поэтому каждый отдельный случай следует рассматривать применительно к уникальности каждого пациента: уникальности его ценностей, убеждений, переживаний, ожиданий и т.д. Однако, современные медицинские условия достаточно авторитарны по своему характеру. Здесь мы должны признать важную роль медицинских антропологических исследований – эмпирических исследований и теорий о взглядах на здоровье и болезнь. Есть смысл смотреть на медицинское обслуживание как на систему (парадигму), что позволяет обнаружить, где иногда медицина терпит неудачу, стараясь вылечить и удовлетворить пациента. Для медицины важно искать и находить способы сочетания различных методов лечения ради наиболее полного улучшения здоровья.
Примечания:
ДАМ – дополнительная и альтернативная медицина.
2 Техника трансесенс (http://transessence.com/) (15. 05. 2017).
Библиография
Berg, L. B. (2004) Qualitative Research Methods for Social Sciences. Pearson: Boston, NY, San Francisco, New Mexico, etc.
Bernard, H. R. (2006) Research Methods in Anthropology: Qualitative and Quantitative Approaches. Oxford, UK: AltaMira Press.
Kleinman A., Eisenberg L., Good, B. (1978) Culture, Illness, and Care: Clinical Lessons from Anthropologic and Cross-cultural Research. Annals of Internal Medicine, Feb 1st, Vol. 88 (2): 251–8. American College of Physicians (http://annals.org/aim/article/691789/culture-illness-care-clinical-lessons-from-anthropologic-cross-cultural-research) (05.06.2017).
Kleinmann, A. (1978a) Concepts of a Model for Comparison of Medical Systems as Cultural Systems, Social Science and Medicine. Social Science & Medicine Part B Medical Anthropology, Vol. 12 (2B): 85–93.
Харитонова, В.И. (2014) «Неконвенциональная медицина в современной России». Медицинская антропология и биоэтика. № 1 (7) (https://medanthro.ru/?p=2017%C2%A0) (07.09.2018)
Харитонова, В.И. (2018) Народная и традиционная медицина: возможности интеграции медицинских систем, практик и методов в условиях современной Тувы. Новые исследования Тувы. 2018, № 4. (https://nit.tuva.asia/nit/ article/view/804) (23.12. 2018.). DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2018.4.1
Скачать статью в PDF