ФИТОЧАИ ПО РЕЦЕПТАМ ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ НА БАЗЕ «АПТЕКАРСКОГО ОГОРОДА» АГИНСКОГО МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА ИМ. В.Л. ЧИМИТДОРЖИЕВА

© 2023 Доржи Цыденович БАДМАЕВ, Цыбикмит Цынгуевна ДАШИЕВА*

МАиБ 2023 – № 2 (26)


DOI: https://doi.org/10.33876/2224-9680/2023-2-26/14

Ссылка при цитировании: Бадмаев Д.Ц, Дашиева Ц.Ц. (2023) Фиточаи по рецептам тибетской медицины на базе «Аптекарского огорода» Агинского медицинского колледжа им. В.Л. Чимитдоржиева, Медицинская антропология и биоэтика, 2(26).


Бадмаев Доржи Цыденович –

.

директор

.

ГАПОУ «Агинский медицинский

колледж им. В.Л. Чимитдоржиева»

(пгт. Агинское, Забайкальский край)

.

Email: badmaev.dts@mail.ru

Дашиева Цыбикмит Цынгуевна –

.

методист

.

ГАПОУ «Агинский медицинский

колледж им. В.Л. Чимитдоржиева»

(пгт. Агинское, Забайкальский край)

 

E-mail: tsdash@mail.ru


*В подготовке информации для публикации участвовали:

Санданова Ирина Батомункуевна

.

кандидат биологических наук,

.

преподаватель РДООВО

«Агинская Буддийская Академия»

(пгт. Агинское, Забайкальский край)

 

E-mail: irinasandanova2674@gmail.com

Бадмаева Эржена Элбековна

.

преподаватель ГАПОУ

.

«Агинский медицинский колледж

им. В.Л. Чимитдоржиева

.

(пгт. Агинское, Забайкальский край)

.

E-mail:  badmaeva.e@inbox.ru 

Авторы выражают коллегам признательность и благодарность.


Ключевые слова: лекарственные растения, здоровье человека, фитотерапия, буддийский монастырь, тибетская медицина, медицинский колледж, фиточаи, традиционные лечебные составы, государственная фармакопея, медицинские показания, природоохранная деятельность, регуляция органов и систем организма

Аннотация: В настоящее время большое внимание уделяется изучению традиционных восточных медицинских систем. Наиболее известной и имеющей исторические корни в России является тибетская медицина. В тибетской медицине имеется целостное учение о причинах возникновения различных заболеваний. Человеческий организм воспринимается как единое целое, неразрывно связанное с окружающим миром. В Монголии и Бурятии, Забайкалье тибетская медицина получила распространение с XVII в. В настоящее время изучение тибетской медицины в Забайкальском крае восстановлено на базе Агинского дацана, в Агинской Буддийской Академии. Бурятскими ламами в XIX в. был создан уникальный рецептурник лекарственных составов тибетской медицины «Большой Агинский чжор» с использованием заменителей привозного лекарственного сырья на базе местной флоры и фауны. На территории Агинского Бурятского округа произрастает много уникальных лекарственных растений. С целью природоохранной деятельности на базе Агинского медицинского колледжа им. В.Л. Чимитдоржиева при помощи сотрудников Института экспериментальной биологии и медицины СО РАН был создан «Аптекарский огород» из 19 видов редких лекарственных растений. Из этих растений в настоящее время составлена серия фиточаев «Алтан Зула» из шести видов чайных напитков по рецептам тибетской медицины. Фиточаи пользуются большой популярностью у населения и стали туристическим брендом Забайкальского края.


Известный исследователь тибетской медицины Э. Базарон сделал следующее заключение: «В тибетской медицине окружающую природу и все, что сотворено ею, считали возможным использовать для лечебных целей». (Базарон 1984: 25). В основных трактатах тибетской медицины «Чжуд-ши» и «Вайдурья-онбо» имеются описания около 1300 лекарственных растений, 150 видов сырья животного происхождения, 114 видов минералов и металлов (Жамбалдорчжэ 2011). Сейчас, особенно после пандемии, активно рассматривается вопрос об особенностях сосуществования в общей системе здоровьесбережения конвенциональной и неконвенциональной медицины и возможностях «интегрирования» некоторых составляющих, относимых в настоящее время к неконвенциональной сфере, в систему здравоохранения (собственно конвенциональную медицину) в виде комплементарных (дополнительных) частей, которые могут включаться в первую очередь в профилактику и реабилитацию (Харитонова 2023).

Исторически сложившейся на территории России такой неконвенциальной традиционной медицинской системой является тибетская медицина. С XVII в. при буддийских монастырях Монголии и Бурятии стали открываться Манба-дацаны – медицинские школы, где готовили лам-лекарей. Изучение тибетской медицины в Агинских степях началось с 1869 г., когда открылась школа Манба при Цугольском дацане. В этой школе ученики в течение четырех лет осваивали «Чжуд-ши», еще один год проходили практическое обучение и удостаивались звания ламы-лекаря. Затем занимались самообразованием или продолжали обучение в Тибете. Так, знаменитый агинский лекарь Ринчин Самбу Данжинов еще в течение десяти лет обучался в тибетских монастырях.

Издавна Агинские степи славятся своим уникальным разнотравьем, среди которого произрастает много лекарственных растений. Поэтому с появлением тибетской медицины многие из этих растений стали использоваться в качестве заменителей дорогого привозного сырья. Бурятские ламы значительно расширили диапазон использования целого ряда растений и ввели в лечебную практику новые виды лекарственных растений.

Список лекарственного сырья, применявшегося в практике бурятских лам, был составлен А.Ф. Гаммерман и Б.В. Семичевым (Баторова, Яковлев и др. 2013: 39). Принципы, на основании которых бурятские ламы заменяли одни растения другими, это идентичность вкуса (сладкое, горькое и т.п.) и свойств (горячее, холодное), внешнее сходство (форма плода, окраска древесины и т.п.) или эмпирические данные о действии на организм (Асеева, Кузнецова и др. 2019: 28). Трудами ученых лам был составлен «Большой Агинский чжор», рецептурник лекарственных составов, адаптированных к местной флоре и фауне. Он до сих пор пользуется большой популярностью, здесь приведено 1197 рецептов, в основном из местных растений. В рецептурник вошли лекарственные растения, произрастающие на территории Агинского округа: чабрец, лук стареющий, повилика, полынь холодная, хвойник-односемянник, хвойник Пржевальского, хвощ полевой, чий блестящий, сибирский ревень, чина луговая, чемерица Лобеля, лук многокорневой, стеллера карликовая, дикий чеснок и др. (Сумати Праджня 2008). О необходимости изучения и широкого использования уникальных лекарственных растений агинских степей всегда говорил основатель Агинского медицинского колледжа Бабу Лама (Чимитдоржиев и др. 2011: 127–129).

К сожалению, из года в год лекарственных растений становится все меньше, а спрос на них растет. Часть этих лекарственных растений занесена в Красную книгу. Установлено, что в связи с хозяйственной деятельностью и неконтролируемыми заготовками нарушена структура природных популяций целого ряда видов ценных растений: истощены запасы шлемника байкальского, софоры желтоватой, солодки уральской, сапожниковии растопыренной, толокнянки обыкновенной (Асеева, Кузнецова и др. 2019: 63). Поэтому инициатива Агентства по связям с общественностью Республики Бурятия (АНО) под руководством Ларисы Бочановой о необходимости проведения коллекционной работы по выращиванию некоторых видов лекарственных растений на территории округа встретила огромную поддержку у органов власти и местного самоуправления, духовенства, ученых и медицинских работников. Совместно с Агинским медицинским колледжем и Агинской Буддийской Академией Агентство реализовало на территории Агинского Бурятского округа «Проект по созданию Банка семян для сохранения и воспроизводства лекарственных растений Байкальской природной территории, занесенных в Красную книгу».

Большую методическую и организационную помощь проекту оказывал Институт общей и экспериментальной биологии СО РАН, г. Улан-Удэ. Доктор фармакологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Бурятия Тамара Анатольевна Асеева неоднократно приезжала вместе с сотрудниками своей лаборатории в Агинский округ для сбора и заготовки посадочного материала. Итогом этой работы стало создание «Аптекарских огородов» – обширных посадок редких лекарственных растений: амаранта, сапожниковии растопыренной, софоры желтоватой, валерианы очереднолистной, родиолы розовой, пиона белоцветкового, красоднева малого, шлемника байкальского, вздутоплодника сибирского, сафлора красильного и др. на базе индивидуальных хозяйств и приусадебных территориях учебных заведений. Созданная коллекция уже служит для просветительской и природоохранной работ. Получаемые на коллекционных участках семена позволяют сохранить генофонд и проводить крупномасштабное выращивание ценных лекарственных растений в Агинском Бурятском округе.

Из выращенных лекарственных растений, а также дикоросов в 2023 г. была создана коллекция лечебных фиточаев «Алтан Зула» из шести видов чайных напитков. Серия фиточаев производится на базе Агинской Буддийской Академии при участии сотрудников Агинского медицинского колледжа и включает в себя шесть видов лечебных чаев, составленных по рецептам тибетской медицины. Автором-составителем фиточаев является Ирина Батомункуевна Санданова, кандидат биологических наук, преподаватель Агинской Буддийской Академии. Медицинские показания и противопоказания для данной серии фиточаев составила кандидат медицинских наук Эржена Элбековна Бадмаева, преподаватель Агинского медицинского колледжа. Все чаи прошли экспертизу в аккредитованной лаборатории и имеют «Декларацию соответствия Евразийского экономического союза».

Многие тибетские препараты не получают широкого распространения, так как в их составе есть растения, не входящие в Государственную фармакопею Российской Федерации. Поэтому при составлении рецептов фиточаев стояла сложная задача использовать доступные лекарственные растения, входящие в российскую фармакопею, но с применением традиций тибетской медицины. Фиточаи «Алтан Зула» адаптированы к современной российской фармакопее, но производятся по традиционным рецептам бурятских лам. Серия состоит из следующих видов фиточаев:

Фиточай «Противопростудный»: корень девясила, листья березы, плоды шиповника, чабрец, курильский чай. Оказывает противокашлевое, жаропонижающее, противовоспалительное, детоксицирующее, тонизирующее и антимикробное действие.

Фиточай «Грудной сбор»: корень солодки, аир болотный, мать-и-мачеха, термопсис, листья березы, мята перечная, чабрец. Оказывает отхаркивающее, антимикробное, спазмолитическое и противовоспалительное действие.

Фиточай «Витаминный»: листья брусники, иван-чай, листья смородины, плоды шиповника, листья крапивы. Повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям и другим неблагоприятным воздействиям окружающей среды, усиливает регенерацию тканей.

Фиточай «Почечный»: аир болотный, хвощ полевой, листья березы, душица. Обладает мочегонным, противовоспалительным и антимикробным действиями.

Фиточай «Общеукрепляющий»: листья бадана, душица, листья малины, листья смородины. Имеет адаптогенные свойства, повышает сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, показывает противовирусное и бактерицидное действие.

Фиточай «Успокаивающий»: мелисса, плоды боярышника, листья мяты, курильский чай. Понижает нервную возбудимость, обладает седативным и гипотензивным действием.

Специалисты в области фитотерапии обратят внимание, что в данных фиточаях используемые эффекты лекарственных растений несколько отличаются от их официально принятых фармакологических показаний. Это связано с принципиально другим подходом тибетской медицины к составлению лекарственных сборов. По «Чжуд-ши» человеческий организм воспринимается как часть Вселенной и состоит из тех же универсальных элементов, что и все существующее – земли, воды, ветра, огня, пространства (пять великих Махабхут) (Ютогба Йондан-гомбо младший 1112–1209). Проявлениями этих элементов в теле человека являются так называемые Доша. Доша – это психоэнергетический фактор здоровья и болезни, зависящий от базисных регуляторных способностей организма, включая физиологический и психический уровни, от которых зависят функциональные признаки индивидуума (Асеева, Кузнецова и др. 2019: 19). Нарушения в равновесии этих факторов приводит к возникновению заболеваний. Задачей составов тибетской медицины является приведение их в равновесие, выравнивание и «подавление раздора» между Доша. Поэтому в состав фиточаев включены компоненты, подавляющие «жар» или «холод», регулирующие Доша и компоненты, направленные на очаг повреждения. (Баторова, Яковлев и др. 2013: 36).

Так, в состав лечебных фиточаев вошли следующие лекарственные растения:

  • Аир болотный (AcoruscalamusL., Хара Умхей, зегээсэ) – растет по берегам рек с тихим течением, иногда на заболоченных прибрежных лугах, образуя заросли. В европейской медицине известно как средство, повышающее аппетит и улучшающее пищеварение, в комплексной терапии гипофункции желудочно-кишечного тракта. По тибетской медицине имеет сладкий и холодный вкус, используется как тонизирующее средство при угнетении нервной системы, входит в составы, применяемые при заболеваниях почек и мочевого пузыря (Дашицыренов 2009: 78).
  • Чабрец, богородская трава (ТhymusserpyllumL., Ганга) – на территории Агинского округа представлен 14 мелкими видами. В европейской медицине известно как растение, обладающее отхаркивающим и бронхорасширяющим действиями, и применяется при бронхообструктивных заболеваниях. В тибетской медицине считается, что чабрец выводит жар из легких, растворяет мокроту, смягчает горло. Кроме того, его используют в лечебных составах при заболеваниях сердца, при нервных заболеваниях как общеукрепляющее и омолаживающее средство (Дашицыренов 2009: 79).
  • Солодка уральская (Glycyrrhizauralensis Fisch, Шихэрубhэн). Для медицинских целей заготавливают корни солодки обычно поздней осенью, в период увядания надземных частей, до снегопада или ранней весной. Это растение сладкого вкуса, мягкого, легкого и охлаждающего свойства. В европейской медицине используется как бронхорасширяющий препарат. В тибетской медицине считается, что солодка способна выводить яд, смягчать горло, рассеивать уплотнения, расправлять легкие и изгонять мокроту. Является популярнейшим средством и применяется, подобно женьшеню, как сильнейший адаптоген (Дашицыренов 2009: 79).
  • Боярышник (CrataegussanguineaPallas, Долоогоно) – растет в редкостойных сухих лесах, по долинам рек в лесной, лесостепной и степных зонах. В европейской медицине широко применяют при заболеваниях сердечнососудистой системы как гипотензивное и улучшающее коронарное кровообращение средство. Плоды боярышника снижают уровень холестерина и обладают антиатерогенным свойством. В тибетской медицине считается, что он способен изгонять жар наружу, рассеивает патогенные факторы. Его используют дополнительно к лечению сердечно-сосудистых заболеваний как седативное средство при повышенной возбудимости центральной нервной системы (Дашицыренов 2009: 80).
  • Бадан толстолистный (BergeniacrassofoliaL., Мэхэр) – распространен во всех горных районах. Обладает вяжущим, жгучим вкусом, прохладным сухим свойством. В европейской медицине используют дезинфицирующее, кровоостанавливающее, противомикробное свойства растения. Возможно применение при заболеваниях мочевыводящих путей. В тибетской медицине описаны стимулирующие свойства бадана в сексуальной сфере: он применяется для повышения потенции у мужчин и лечения аноргазмии у женщин.
  • Девясил высокий (InulaheleniumL., Мануу) – имеет широкую географию распространения: встречается в Европе, Африке; у нас произрастает на Кавказе, в Средней Азии, Сибири. В европейской медицине применяют растение как желчегонное, подавляющее повышенную моторную и секреторную активность желудочно-кишечного тракта, антисептическое средство. В тибетской медицине считается, что корню девясила присущи «холодные свойства» – соответственно, его применяют в первую очередь при «горячих болезнях». Поэтому он используется как противовоспалительное средство при заболеваниях верхних дыхательных путей и как средство, улучшающее обменные процессы в организме (Дашицыренов 2009: 81).

Фиточаи пользуются большой популярностью у населения, они стали туристическим брендом Забайкальского края. Необходимо дальнейшее изучение лекарственных составов тибетской медицины для их более широкого применения в медицинской практике.

 

Источники

Чжуд-ши: Канон тибетской медицины (2001), пер. с тибет., предисл., примеч., указатели Д.Б. Дашиева, М.: Восточная литература.

Сумати Праджня (2008) Кунпан-дудзи. Полезный для всех экстракт амриты. Большой рецептурный справочник Агинского дацана, пер. с тибет., предисл., примеч., указ. Д.Б. Дашиева; Российская акад. Наук, Сибирское отд-ние, Ин-т общ. и эксперим. биологии, Бурятский гос. ун-т, М.: Восточная литература.

Библиография

Асеева Т.А. и др. (2019) Адаптогены в тибетской медицине, Новосибирск: Наука.

Базарон Э.Г. (1984) Очерки тибетской медицины, Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство.

Баторова С.М., Яковлев Г.П., Асеева Т.А. (2013), Справочник лекарственных растений традиционной тибетской медицины, Новосибирск: Наука.

Дашицыренов Ж.Ж. (2009) Тибетская медицина у монгольских народов, Чита: Издательство Забайкальского гос. педагогического университета.

Жамбалдорчжэ (2011) Дзэйцхар-мигчжан. Монголо-тибетский источник по истории культуры и традиционной медицине XIX века, Улан-Удэ: Республиканская типография.

Харитонова В.И. (2023) Пандемия помогла? (Проблемы медицинской интеграции в российской реальности), Сибирские исторические исследования, № 4. С. 284–307.

Чимитдоржиев В.Л., Аустермонас Д.Н., Бадмаева Э.Э. (2010) Профилактические основы тибетской медицины, Мир буддийской культуры, № 3. С. 127–129.

References

Aseeva, T.A. et al. (2019) Adaptogeny v tibetskoj medicine [Adaptogens in Tibetan medicine], Novosibirsk: Nauka.

Bazaron, E.G. (1984) Ocherki tibetskoj mediciny [Essays on Tibetan medicine], Ulan-Ude: Burjatskoe knizhnoe izdatel’stvo.

Batorova, S.M., Jakovlev, G.P., Aseeva, T.A. (2013), Spravochnik lekarstvennyh rastenij tradicionnoj tibetskoj mediciny [Directory of Tibetan traditional medicinal plants], Novosibirsk: Nauka.

Dashicyrenov, Zh.Zh. (2009) Tibetskaja medicina u mongol’skih narodov [Tibetan medicine among the Mongolian people], Chita: Izdatel’stvo Zabajkal’skogo gos. pedagogicheskogo universiteta.

Zhambaldorchzhje (2011) Dzjejchar-migchzhan. Mongolo-tibetskij istochnik po istori kul’tury i tradicionnoj medicine XIX veka [Mongol-Tibetan source on cultural history and traditional medicine of the 19th century], Ulan-Ude: Respublikanskaja tipografija.

Kharitonova, V.I. (2023) Pandemiya pomogla? (Problemy meditsinskoĭ integratsii v rossiĭskoĭ real’nosti) [Did the pandemic help? (Problems of medical integration in Russian reality)], Sibirskiye istoricheskiye issledovaniya [Siberian historical research], No 4, p. 284–307.

Chimitdorzhiev, V.L., Austermonas, D.N., Badmaeva, E.E. (2011) Profilakticheskie osnovy tibetskoj mediciny [Preventive basics of Tibetan medicine], Mir buddijskoj kul’tury [World of Buddhist Culture], No 3, p. 127–129.