© 2023 Владимир Александрович БЕЛЯЕВ
МАиБ – 1(25) 2023
DOI: https://doi.org/10.33876/2224-9680/2023-1-25/10
Ссылка при цитировании:
Беляев В. А. (2023) Обучение в Школе тибетской медицины Института Шанг Шунг, Медицинская антропология и биоэтика, № 1(25).
Беляев Владимир Александрович –
директор АНО «Институт Шанг Шунг»
.
директор российского отделения
Школы тибетской медицины
Института Шанг Шунг
.
E-mail: v.belyaev@shangshunginstitute.ru
Ключевые слова: тибетская медицина, Институт Шанг Шунг, тибетский массаж Ку-Нье, Джуд-Ши, Пунцог Вангмо, Школа тибетской медицины
Аннотация: Традиционная тибетская медицина, история зарождения которой восходит к древнему до-тибетскому царству Шанг Шунг (Чогъял Намкай Норбу 2013: 235), а развитие и становление связаны с различными культурными периодами Тибета, накоплением обширного практического опыта, а также интеграцией опыта и методов других древних медицинских систем (Di Sarsina P. R. et al. 2011), в современном мире не потеряла свою актуальность, но, напротив, все больше демонстрирует применимость для решения задач сохранения здоровья современного человека, что стимулирует интерес к ее изучению и оптимизации процесса обучения. В статье описана специфика обучения тибетской медицине в Школе тибетской медицины Института Шанг Шунг.
Введение
Одними из важнейших черт традиционной тибетской медицины являются ее холистичность, персонализированность и ориентированность на превенцию. Вкупе с многовековым опытом ее применения и использованием большого арсенала уникальных многокомпонентных составов из сырья растительного, минерального и животного происхождения, тибетская медицина и ее отдельные методы все больше привлекают внимание врачей, исследователей и пациентов во многих уголках мира. Существующая литература указывает на внушительный паллиативный и лечебный потенциал методов тибетской медицины, особенно при хронических заболеваниях (Reuter K. Ph. et al. 2013).
Клинические исследования традиционной тибетской медицины, доступные на сегодняшний день, несмотря на немногочисленность, по ряду критериев показывают интересные результаты и демонстрируют необходимость более глубокого и системного изучения (Reuter K. Ph. et al. 2013).
Обучение тибетской медицине
Традиционный подход в изучении фундаментальной теории тибетской медицины характерен заучиванием текста основного четырех-частного трактата Джуд-Ши и комментариев к нему наизусть (Аюшеева Л.В. 2007). Таким образом, у практикующего врача тибетской медицины «старой школы» всегда есть возможность обратиться в своей памяти к каноническому тексту, что способствует точности в постановке диагнозов и лечении, а также сохранности традиции при передаче знаний. Безусловно, не все из традиционной модели обучения, хоть она и обладает своими преимуществами, может лечь в основу передачи знаний тибетской медицины в современном цифровом обществе.
В Школе тибетской медицины Института тибетских исследований Шанг Шунг, одна из главных целей которой – «передача аутентичных знаний понятным языком», мы хорошо понимаем важность и незаменимость исходного коренного трактата Джуд-ши и основных комментариев к нему; все обучение опирается на эти первоисточники. При этом, благодаря многолетнему опыту профессора Пунцог Вангмо в передаче знаний ученикам вне Тибета, обучение проходит с соответствующими комментариями и примерами, помогающими лучше понять суть предмета. Обучение в российском отделении Школы осуществляется на русском языке.
Профессор Пунцог Вангмо – главный преподаватель
Школы тибетской медицины Института Шанг Шунг
Пунцог Вангмо – профессор Лхасского университета тибетской медицины (Тибетский АР КНР), директор и главный преподаватель Международной Школы тибетской медицины Института Шанг Шунг, бывший вице-президент и главный врач Специального комитета по тибетской медицине Всемирной федерации китайской медицины, со-учредитель и член правления Американской ассоциации тибетской медицины (АТМА), главный эксперт по тибетской медицине Профессиональной медицинской ассоциации реабилитации, традиционной и народной медицины (ПАРМ), врач традиционной тибетской медицины с опытом практики более 40 лет.
Менпа (в переводе с тибетского – «доктор»; дословно – «тот, кто приносит пользу») Пунцог Вангмо прошла обучение и последующую стажировку в Университете традиционной тибетской медицины в Лхасе (1983–1990 гг.).
Ей посчастливилось быть личной ученицей двух выдающихся ученых Тибета – Кхенчен (тиб. མཁན་ཆེན། «великий кхенпо» или «великий ученый»; титул, который носили наиболее уважаемые ученые в тибетском буддизме) Трору Ценама и Кхенчен Цультрим Гьялцена, которые участвовали в возрождении тибетской медицины и других наук в Тибете в ХХ столетии и были глубоко почитаемы за свои обширные знания. Под руководством Кхенчен Трору Ценам Пунцог Вангмо прошла четырехлетнюю клиническую подготовку по тибетской медицине.
Много лет Пунцог Вангмо проработала доктором в отдаленных провинциях Восточного Тибета и, временами, была единственным доктором на несколько деревень, что помогло ей приобрести уникальный практический опыт. В то время она возглавила деятельность ASIA Onlus, благотворительной организации, созданной известным профессором Намкаем Норбу, занимающейся развитием и поддержкой образования, здравоохранения и помощью нуждающимся в Тибете. После этого она работала по заданию ASIA Onlus в удаленных регионах провинций Сычуань и Амдо, открывая там больницы и учебные центры.
На протяжении этого времени менпа Пунцог Вангмо продолжала координировать практику традиционной тибетской медицины и осуществляла общий надзор за системой здравоохранения в прилегающем регионе префектуры Амдо.
В 1990-х годах она, по направлению своего дяди, профессора Намкая Норбу, переехала в Италию и вплоть до 1996 г. работала в Международном Институте Шанг Шунг, где занималась преподаванием и научной деятельностью и провела внушительное количество семинаров и конференций по тибетской медицине.
После этого Пунцог Вангмо была назначена главным преподавателем и директором Международной Школы тибетской медицины Института Шанг Шунг. Пунцог Вангмо возглавляет Школу по сей день. Она путешествует по миру с преподавательской, практической и научной деятельностью, организует конференции и, в сотрудничестве с коллегами, активно участвует в работе по интеграции знаний тибетской медицины в современном мире.
«Тибетская медицина – живое древнее знание, которое может помочь в лечении многих современных заболеваний.
В современном обществе легко утратить внутреннее равновесие, и тибетская медицина позволяет эффективно предотвращать и исцелять подобный дисбаланс – как на физическом уровне, так и на уровне ума» (профессор Пунцог Вангмо).
Сотрудничество
В рамках сотрудничества Школы тибетской медицины Института Шанг Шунг и Центра медицинской антропологии Института этнологии и антропологии РАН, начиная с 2017 г. проводятся очные и онлайн-семинары по тибетской медицине и смежным темам для аспирантов, преподавателей и научных сотрудников Центра.
В рамках сотрудничества с Первым МГМУ им. И.М. Сеченова, Пунцог Вангмо провела очные семинары по тибетской медицине для студентов, врачей и преподавателей Университета:
– Практический семинар «Стресс-менеджмент методами тибетской медицины», включавший изучение основ тибетского массажа Ку-Нье;
– Семинар по основам тибетской медицины, прошедший в клинике реабилитации УКБ № 2 Клинического центра Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова.
Школа тибетской медицины Института Шанг Шунг выступила одним из организаторов Международного медицинского форума стран БРИКС «Традиционные медицинские системы в здравоохранении стран БРИКС», прошедшего 20–21 ноября 2018 г. в Конгресс-центре ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России. Профессор Пунцог Вангмо выступила на пленарном заседании форума и провела сессию с клиническими разборами в рамках симпозиума по тибетской медицине.
Школа тибетской медицины Института Шанг Шунг в лице директора В.А. Беляева многократно участвовала в стратегических сессиях агентства стратегических инициатив (АСИ) по разработке основ государственной политики в сфере традиционных медицинских систем (ТМС).
В рамках Всероссийского консилиума заслуженных врачей Российской Федерации «Медицина Народного Доверия», прошедшего 26–28 июня 2018 г., Школа тибетской медицины Института Шанг Шунг в лице директора В.А. Беляева, приняла участие в работе стратегической сессии Консилиума по созданию дорожной карты развития традиционной и персонализированной превентивной медицины. Результаты работы группы были представлены участниками и хорошо приняты на пленарном заседании Консилиума с участием Большого жюри в Большом конференц-зале Администрации Президента.
В рамках публичной просветительской деятельности, в сотрудничестве с коллегами из российских СМИ, были опубликованы многочисленные статьи по тибетской медицине на основе интервью с профессором Пунцог Вангмо, в таких изданиях как «Marie Claire», «Psychologies», «Домашний Очаг», «Йога Журнал» и многих других.
Программы Школы тибетской медицины
Основная программа обучения в Школе тибетской медицины Института Шанг-Шунг полностью эквивалентна программе обучения колледжа тибетской медицины Чинхайского университета (г. Синин, КНР), являющегося главным партнером Школы.
Помимо Пунцог Вангмо, преподавателями Школы также являются ее выпускники, прошедшие в России полную подготовку по тибетской медицине, интернатуру в колледже тибетской медицины Чинхайского университета, закончившие специальную программу для преподавателей и ассистировавшие профессору Пунцог на курсах необходимое число часов.
Более короткие программы и курсы так или иначе опираются на материал основной программы.
На сегодняшний день в Школе актуальны следующие программы обучения:
– Основная 4-летняя программа обучения
– Программа по внешним терапиям Ку-Нье
– Программа по нутрициологии в тибетской медицине
А также регулярно организуются короткие курсы/семинары выходного дня.
Основная 4-летняя программа:
Программа подразумевает поэтапное и полноценное изучение всей основной теории и практики тибетской медицины. Досконально разбираются все исходные тексты четырех тантр Джуд-Ши: коренной тантры, тантры объяснений, тантры наставлений, объяснительной тантры и основные комментарии к ним.
В процессе теоретического обучения студенты изучают фундаментальные основы тибетской медицины, строение тела, его физиологию, эмбриологию, причины и условия возникновения нездоровых состояний. Подробно изучаются свойства и качества пищи, лекарственных растений, внешних факторов. На основе трактата Джуд-Ши разбираются методы и тактика работы с большинством известных видов нарушений здоровья. Особое внимание уделяется методам превенции и сохранению здоровья.
Обучение длится восемь семестров и включает также изучение тибетского языка, в объеме, необходимом для умения читать, ориентироваться в основных терминах и понимать смысл предложений. В практическую часть занятий входит:
– Полное изучение внешних процедур Ку-Нье – таких как масляный массаж, включающий несколько уровней; мокса (прогревание с использованием угольной или полынной сигары); различные виды компрессов; банки; ванны. Подробно изучается применение этих методов для работы с конкретными нарушениями здоровья.
– Методы диагностики тибетской медицины: диагностика по пульсу, осмотр и опрос. А также некоторые другие специальные виды диагностики.
– Непосредственное участие в сессиях консультирования с последующим подробным разбором каждого случая;
По завершении основного 4-летнего обучения выпускники отправляются в интернатуру в колледж тибетской медицины Чинхайского университета (г. Синин, КНР)
Интернатура включает в себя 3-месячную практику с врачами в различных отделениях клиники тибетской медицины «Арура», изучение особых комментариев к трактату Джуд-Ши, выезд в горы для изучения и сбора лекарственного сырья и экзамен. При успешной сдаче экзамена выдается официальный документ, подтверждающий соответствие степени бакалавра колледжа тибетской медицины Чинхайского университета.
В дальнейшем выпускники, прошедшие такую интернатуру и хорошо освоившие тибетский язык, могут поступить в колледж тибетской медицины и продолжить обучение по программе магистратуры в тибетской медицине.
Программа по внешним терапиям Ку-Нье
Программа представляет полноценное изучение всех внешних процедур, представленных в основной 4-летней программе. Она состоит из трех последовательных модулей и длится семь–девять месяцев. Теоретическая часть программы представлена преимущественно в онлайн формате. Практическая часть по каждому модулю проходит в виде очного интенсива.
Первый модуль включает изучение основ тибетской медицины и практического освоения массажа Ку-Нье. Всё выполнение Ку-Нье адаптировано к выполнению на массажном столе. На втором модуле происходит углубление в теорию тибетской медицины в контексте внешней терапии, изучаются дополнительные техники и показания к массажу, работа с основными точками, применение масляных компрессов хорме, стоунтерапия. Заключительный третий модуль включает разбор частных случаев в практике, углубленное изучение точек, применение банок, прогревание мокса, использование компрессов и возможности комбинирования методов внешней терапии.
Программа по нутрициологии в тибетской медицине
Программа по нутрициологии в тибетской медицине – полностью дистанционная. Она состоит из трех модулей и длится девять месяцев. Вся фундаментальная теория содержится на первом модуле, который включает изучение причин и условий возникновения нарушений здоровья, классификацию сезонов, конституций, тибетскую эмбриологию, свойства и качества пяти элементов, трех жизненных начал, шести вкусов. На втором модуле изучаются качества и особенности различных видов продуктов и напитков, включая продукты животного происхождения, масла, овощи, фрукты, зерновые, бобовые. Третий модуль включает в себя изучение свойств и качеств различных специй, самостоятельную практику по приготовлению специальных лекарственных видов пищи и напитков и раздел, посвященный изучению сочетаний различных видов пищи.
После основной программы предполагаются практические занятия, на которых выпускники участвуют в консультациях и разборах с преподавателем.
Все программы содержат раздел, посвященный развитию правильного сострадательного отношения ко всем, кто обращается за помощью к специалистам тибетской медицины. В тибетской медицине основополагающим качеством любого доктора/целителя считается бескорыстное, неоценочное и сострадательное отношение ко всем живым существам. Таким образом, говорится, что любая возможность принести пользу и уменьшить чьи-то страдания наполняет настоящей радостью и неподдельным вдохновением истинного врача.
Заключение
Тибетская медицинская система является по-настоящему уникальной жемчужиной врачебного и целительского искусства. Благодаря непрерывным линиям передачи знания, она не только дошла до наших дней, не потеряв своей аутентичности, но и пополнилась многочисленными обширными комментариями к основным трактатам и практическими руководствами, в которых можно найти описания, симптомы и методы профилактики и лечения подавляющего числа современных заболеваний.
Уникальна и связь тибетской медицины с Россией, поскольку именно Российская империя стала первым не азиатским государством, в которое уже в XVIII в. попали знания тибетской науки врачевания. А впоследствии, именно благодаря российским врачам тибетской медицины, эти знания смог впервые увидеть Запад.
Таким образом, тибетская медицина получила возможность повсеместного распространения, и сейчас ее знания, способные приносить пользу в любой точке мира, можно назвать достоянием всего человечества. Всё это, безусловно, накладывает определенную ответственность на тех, кто понимает ее ценность и прикладывает усилия по ее изучению и распространению. Эта ответственность в первую очередь касается точной, неискаженной передачи знаний и создания условий для их успешной интеграции в современном мире. Опираясь на эти принципы, мы осуществляем обучение в Школе тибетской медицины Института Шанг Шунг.
Библиография
Аюшеева Л.В. (2007) Роль тибетского врачевания в отечественной медицине (XVII–XX вв.), Автореферат диссертации … кандидата медицинских наук, Москва, 25 с.
Чогъял Намкай Норбу (2013) Свет Кайлаша, т. 1, СПб.: Издательство «Шанг Шунг», с. 235–238.
Di Sarsina P. R., Ottaviani L., Mella J. (2011) Tibetan medicine: a unique heritage of person-centered medicine, EPMA J.; 2(4): 385–389 (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3405412/) (12. 11. 2011).
Reuter K. Ph., Weißhuhn Th. E. R., Witt C. M. (2013) Tibetan Medicine: A Systematic Review of the Clinical Research Available in the West, Evid Based Complement Alternat Med. 2013; 2013: 213407 (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3638583/) (11. 04. 2013).