БИОЭТИКА КАК ПРОЕКТ ПРИКЛАДНОЙ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ЭТИКИ: ОПЫТ РЕЦЕНЗИИ НА УЧЕБНИК В.И. МОИСЕЕВА, О.Н. МОИСЕЕВОЙ «БИОЭТИКА»

© 2021 ОЛЕСКИН Александр Владимирович

МАиБ 2021 – № 2 (22)


DOI: https://doi.org/10.33876/2224-9680/2021-2-22/13

Ссылка при цитировании:

Олескин А.В. (2021) Биоэтика как проект прикладной интегральной этики: опыт рецензии на учебник В.И. Моисеева, О.Н. Моисеевой «Биоэтика». Медицинская антропология и биоэтика, 2(22).


Александр Владимирович Олескин –

профессор кафедры общей экологии и гидробиологии

Биологического факультета МГУ,

профессор кафедры философии, биомедицинской этики и гуманитарных наук МГМСУ;

https://orcid.org/ 0000-0002-6816-1615

E-mail: oleskiny@yandex.ru,  aoleskin@rambler.ru


Ключевые слова: этика, биоэтика, интегральная этика, интегральная онтология, феномен жизни, принципизм, антиномия

Аннотация: Текст представляет собой подробную рецензию – по томам и главам – нового учебника по биоэтике авторов В.И. Моисеева и О.Н. Моисеевой. Отмечается, что учебник представляет собой новый опыт представления оригинальной версии биоэтики как прикладной интегральной этики. В первом томе, кроме стандартных биоэтических тем, рассматриваются вопросы определения интегральной этики и ряд сопутствующих концептов – интегральной онтологии жизни и разума, антиномический дискурс биоэтики и т.д. Во втором томе авторы применяют образы нового понимания биоэтики к решению множества прикладных биоэтических проблем.


Моисеев В.И., Моисеева О.Н. (2021) Биоэтика. В 2-х тт. М.: ГЭОТАР-Медиа, 160 с. DOI: 10.33029/9704-6038-2-BIO-2021-1-160: рецензия

____________________________________________

Учебник «Биоэтика» В.И.Моисеева, О.Н.Моисеевой состоит из двух томов. Первый том (Моисеев, Мосеева 2021a) посвящён общим вопросам биоэтики, второй (Моисеев, Мосеева 2021b) – её прикладным аспектам.

Первый том включает в себя введение, девять глав, примеры тестовых заданий, список литературы и ряд приложений.

Главная идея, которая провозглашается авторами учебника, – построить новый курс биоэтики на принципах понимания биоэтики как прикладной интегральной этики. В свою очередь интегральная этика рассматривается как частный случай нового типа интегрального знания и интегральной науки. В связи с этим, перед авторами встаёт ряд сложных задач – не просто дать новое представление биоэтических проблем, но и прояснить феномены интегральной этики и науки. В решении этих задач авторы принимают позицию, неоднократно подчёркиваемую ими на протяжении всего текста учебника: подлинное решение проблем биоэтики как прикладной интегральной этики возможно будет только на основе развития в будущем настоящего научного знания интегрального типа, но уже сегодня мы можем предварить эти решения формированием более рационального философско-научного дискурса, отчасти намечающего и проясняющего множество тем интегрального знания и этики.

Первые три главы первого тома посвящены более традиционным и вводным проблемам любого биоэтического курса. Здесь рассматриваются темы истории биоэтики и основных предпосылок её возникновения, соотношения морали, нравственности и этики, морали и права, представления об источниках морали в различных традициях.

Начиная с четвёртой главы, авторы приступают к реализации заявленной ими программы биоэтики как прикладной интегральной этики.  В первую очередь ставится задача прояснить понятие и возможные определения интегральной этики. Для этого в первую очередь избирается более индуктивный («от частного к общему») путь.

В четвёртой главе авторы рассматривают и анализируют более частные этические теории на примере двух основных, наиболее влиятельных и крайних, этических направлений – утилитаризма и деонтологического подхода. Даётся краткое описание наиболее характерных черт данных направлений, причём, не столько в форме конкретных исторических версий, но скорее в виде своеобразных «идеальных типов», в которых обнажены и доведены до своей чистоты основные принципы и определения. Выделяются сильные и слабые стороны указанных теорий и ставится задача поиска такой интегральной концепции, которая могла бы соединить положительные и избегать по возможности слабые стороны крайних направлений. Элементы подобного синтеза авторы видят в теории моральных обязательств У. Росса, но более глубокое решение синтетической задачи рассматривается в пятой главе на примере этики всеединства и неовсеединства.

Этика всеединства представляется авторами на основе общих принципов русской философии всеединства – оценки всех состояний бытия, в том числе нравственных определений, с точки зрения форм и степеней всеединства. В свою очередь идея всеединства представляется как новое учение о многообразии, предложенное основателем этой школы В.С. Соловьёвым. Предлагается оценивать состояния всеединства или многоединства с точки зрения построения «полярных портретов» любых видов бытия – когда глубинная структура того или иного состояния представляется в виде базовой системы полярностей («тезисов» и «антитезисов»), на которой возможны различные более производные состояния («синтезы»). Подчёркивается роль в развитии подобной методологии немецкой классической философии, и отмечается, что в работах Соловьёва и его последователей эта методология получила более свободные свои определения, выходящие за рамки только жёстких триадических алгоритмов.

Завершается пятая глава изложением основных принципов философии и этики неовсеединства. Она принимает методологию построения полярных портретов немецкой диалектики и философии всеединства, но, кроме того, предлагает ряд новых структурных средств для выражения и дальнейшего развития данной методологии. Подходы философии неовсеединства позволяют, как утверждают авторы, более строго строить модели полярных портретов тех или иных фрагментов бытия и даже использовать количественные оценки «меры синтеза (развития)» этих портретов. Приводятся примеры приложения подобной методологии к решению ряда моральных проблем. В конце главы авторами даётся оригинальная формулировка собственной версии категорического императива – как стремления субъекта к максимизации меры синтеза в данных конкретных обстоятельствах его бытия.

В итоге возникает ситуация, когда оценка нравственных состояний возможна на основе степени развития полярной структуры ценностно-онтологических определений данных состояний. Формулируется своего рода закон развития и утверждается его универсальная роль как в природных неорганических, так и в органических, в том числе социально-духовных, процессах. В конечном итоге этика рассматривается авторами как наука о принципах сохранения и развития человека, общества и культуры, что коррелирует с определением В.Р. Поттера биоэтики как «науки о выживании».

Так получает своё оформление первый подход к выражению идей интегральной этики, реализуемый через синтез частных этических теорий в более интегральную концепцию.

В главах 6 и 7 авторы осуществляют ещё один, более онтологический, вариант представления идей интегральной этики, связанный с интегральными моделями феномена жизни, сознания и человека.

В шестой главе проводится подготовительная методологическая работа для решения этой задачи, связанная с очерчиванием и интеграцией более онтологических направлений биологии и социальной философии – холизмом и редукционизмом, либерализмом и консерватизмом. Отмечается сильная корреляция в современной культуре, с одной стороны, редукционизма и либерализма, с другой – холизма и консерватизма. В то же время авторы предполагают, что подобная корреляция не необходима, и в общем случае возможны самые разные их комбинации.

Седьмая глава, пожалуй, наиболее насыщена новыми категориями и конструкциями, предлагая своеобразную версию в решении проблемы жизни, сознания и разума. Используя классические категории «единого» и «многого», авторы определяют множество новых понятий – таких, как «многоединство», «прямое бытие (материя)», «обратное бытие (материя)», «мироподобие» и т.д. На этой основе выстраивается образ своего рода «интегральной онтологии», в которой координируются определения внешнего и внутреннего мира, даются представления о феномене жизни – как сущем, обладающим собственным внутренним миром. Внутренний мир понимается как момент самобытия особой материи, способной нести на себе холистические определения внутреннего мира. Разум определяется как высокая стадия развития внутреннего мира, на которой возникает «рефлексивная самость», способная строить «бесконечные изображения» в структуре внутреннего мира. Одним из таких «изображений» выступает «я» субъекта, которое способно начинать и завершать цепи причин и следствий и оказывается относительно свободным от определений внешнего мира. Именно в это время формируется и нравственное начало субъекта – как способность постигать высшие законы субъектного бытия и строить в отношении к ним определения своего свободного «я».

В итоге завершения седьмой главы налицо два образа интегральной этики, один из которых поднимается «снизу вверх» – от частных этических теорий к их всё более интегральной координации; а второй прописывает определения «интегральной онтологии человеко-бытия» на своём собственном уровне, формируя ряд новых концептов и их определённую систему. Тем самым идея интегральной этики получает некоторую объёмность и возможный дальнейший потенциал как своего развития, так и дальнейших приложений к решению более частных проблем.

В восьмой главе авторы касаются важной темы антиномичности биоэтического дискурса. В самом деле, практические все проблемы биоэтики предполагают порою несовместимые подходы и могут быть сформулированы как противоречия. Авторы различают два вида противоречий – противоречия-ошибки и антиномии – и связывают их демаркацию с различными процедурами разрешения противоречий. Если для формально-логических противоречий характерно удержание одной части сложного суждения и отбрасывание другой, то в случае антиномий в некотором смысле оказываются истинными и «тезис», и «антитезис». Авторы развивают определённую теорию разрешения последнего вида противоречий, суть которой заключается в той или иной трансформации исходного противоречия в некое непротиворечивое суждение, удерживающее смыслы «тезиса» и «антитезиса». Подобная методология иллюстрируется на примерах из медицинской этики.

Вскоре после исследования феномена антиномий авторы вводят также понятие «антинома» – как логического субъекта, о котором сказывается антиномия. В общем случае антиномы – противоречивые образования, которые могут обладать прямо противоположными определениями. Авторы сравнивают их с квантовыми объектами, способными быть редуцированными к несовместимым состояниям («редуктам»). Подобно этому, и ряд социокультурных образований обнаруживают «квантово-антиномический» характер. Крайние направления (например, либерализм или деонтологизм в биоэтике) склонны редуцировать антиномы к тем или иным их редуктам, разрушая их антиномическую природу и отвергая бытие других редуктов. Авторы полагают, что подобная методология обнаруживает свою недостаточность и должна быть скомпенсирована более интегральным подходом, способным удерживать антиномы как таковые – во всей полноте их антиномичности. В то же время должно ясно прописываться и отношение антиномов к их редуктам, которые обычно проявляются в рамках тех или иных условий – «интервалов» редукции. Предлагаются к рассмотрению различные виды антиномов, центральную роль среди которых в биоэтике играют так называемые «биоэты» – виды антиномов, противоречиво соединяющие в себе биологические и этические редукты.

Несомненно, подобный подход позволяет унифицировать ряд направлений и приёмов в рамках общей биоэтической методологии и наметить спектр интересных обобщений и возможных решений тех проблем, которые ранее осознавались по отдельности, либо не осознавались вообще.

В последней, девятой, главе первого тома авторы вновь возвращаются к теме того интегрального типа окружения, в рамках которого интегральная этика оказывается органическим его порождением. В первую очередь это интегральный тип культуры и связанный с нею новый тип научного знания, который авторы обозначают термином «транснаука» – научное знание, выражающее определения философии трансдисциплинарности.

В целом, подводя итог построениям первого тома, можно отметить, что авторами проделана большая и оригинальная работа по формированию нового образа биоэтики как прикладной интегральной этики. Были сделаны попытки сформировать два существенных представления самой интегральной этики, прописать новые конструкции интегральной онтологии жизни и разума, из которых органично вытекают нравственные определения человеко-бытия.

Далее, опираясь на новый образ биоэтического, авторы приступают к более прикладным вопросам в рамках второго тома.

Второй том включает в себя введение, 11 глав, примеры тестовых заданий, список литературы и приложения (Моисеев, Мосеева 2021b).

В первой главе отмечается, что состояние современных версий биоэтики обычно представляет собой более плюралистическое образование, на вершине которого находятся несколько высших принципов. Такая позиция обозначается авторами как «принципизм». Проводится обзор ряда основных принципов биоэтики, но все они трактуются как проявления той или иной стороны интегральной биоэтической методологии. Интересно также, что авторы предлагают изменить название «принципа информированного согласия» на новую формулировку – «принцип информированного решения», чем подчёркивается момент равноправия для пациента как согласиться, так и отказаться от предлагаемых процедур. Заканчивается первая глава исследованием принципа справедливости и кратким обзором теории справедливости Дж. Ролза в соотнесении с рядом конструкций философии и этики неовсеединства.

Вторая глава посвящена описанию основных моделей взаимоотношения врача и пациента, что является одной из традиционных тем всех учебников биомедицинской этики. Из новаций здесь можно отметить введение интегральной модели отношения врача и пациента, которая соединяет и координирует в себе элементы всех других моделей.

Третья глава посвящена рассмотрению биоэтических проблем ятрогении. Кроме сравнительного анализа различных подходов к пониманию ятрогении и описания разных видов вреда, в данной главе развивается интересная идея возможного систематического ятрогенного фактора, связанного с господством философии редукционизма в современной биомедицине.

Четвёртая глава второго тома посвящена важной теме биоэтических проблем биомедицинского эксперимента. Авторами формулируется так называемая «дилемма эксперимента», согласно которой биомедицинский эксперимент есть одновременно и положительное, и отрицательное явление. Его положительность связана с необходимым условием его как фактора развития биомедицины. Отрицательная сторона эксперимента выражается в его опасности и возможности нанесения вреда испытуемому. Тем самым биомедицинский эксперимент представляется как ещё один вид антинома, суждение о двойственной роли которого (дилемма эксперимента) есть разновидность антиномии. Общее решение дилеммы эксперимента выражается в том, чтобы максимально ослабить отрицательные последствия эксперимента, по возможности максимально сохраняя его положительную эвристическую роль. С этой точки зрения – как решение дилеммы эксперимента – авторы подробно исследуют структуру главного международного документа в области биоэтических проблем проведения биомедицинского эксперимента – Нюрнбергского кодекса. Подобный анализ также во многом проводится на основании конструкций интегральной этики. Например, с точки зрения полярной структуры («полярного портрета») исследуется первое требование Кодекса – добровольность согласия испытуемого на эксперимент. Показывается, что добровольность в данном случае выражает более интегральное состояние полярной структуры системы воль экспериментатора и испытуемого. Заканчивается глава описанием особенностей Хельсинкской декларации сравнительно с Нюрнбергским кодексом в решении дилеммы эксперимента.

Глава пятая – пожалуй, одна из самых важных как во втором томе, так и вообще в структуре всего учебника. Главная её тема – биоэтические проблемы рождения и смерти, под которые авторы подводят темы аборта, смерти и умирания, эвтаназии, новых репродуктивных технологий и контрацепции. Кроме традиционных вопросов всех этих тем (определение, классификация, возможные решения со стороны тех или иных направлений, в первую очередь – либеральных и консервативных), авторы очень подробно описывают биологические и медицинские особенности проведения процедур аборта, новых репродуктивных технологий (в лице трёх основных методов – искусственной инсеминации, экстракорпорального оплодотворения и суррогатного материнства), демонстрируя неоднозначность этих процедур, их связь со множеством возможных осложнений и рисков. Подробно рассматриваются различные методы контрацепции, оцениваются их возможные последствия, в том числе долговременные.

Также важная составляющая пятой главы – демонстрация новых контуров возможных интегральных онтологий рождения и смерти. Опираясь на введённые в первом томе новые концепты «прямое/обратное бытие», «прямая/обратная материя», «мироподобие» и т.д., авторы предлагают новую концепцию пограничных паравитальных процессов – рождения и смерти. Важно отметить, что подобные модели строятся на основе нового типа неклассической рациональности и вполне открыты к генерации контрпримеров и рациональной дискуссии, а не просто проводят либо жёсткую научно-редукционистскую методологию, либо холистически-иррациональный вариант рассуждений. Во многом авторы стараются соединить более холистические представления интегральных онтологий жизни и разума с рациональной методологией научного знания интегрального типа, и можно заметить, что во многом эта линия заслуживает пристального внимания и изучения.

Глава 6 посвящена биоэтическим проблемам трансплантологии, и здесь, кроме традиционных вопросов определения, видов трансплантации и анализа законодательства, авторы строят своё изложение вокруг характерного для этой области вида антиномов – так называемых «холомеров», антиномически соединяющих в себе определения целого (греч. «холос») и части (греч. «мерос»).

В главе седьмой исследуются биоэтические проблемы оказания психиатрической помощи. Здесь вкратце рассматривается история отношения к душевнобольным людям, особенности основных биоэтических принципов в психиатрии. На основе историко-методологического анализа формулируется свой антином в этой области – это так называемый антином транснормальности, соединяющий в себе редукты психической патологии (паторедукт) и иной нормы (инорморедукт). История психиатрии интересным образом анализируется с точки зрения смены редуктов этого антинома и тенденции их интеграции в составе единой природы самого антинома.

Восьмая глава органично вытекает из структуры седьмой и связана с исследованием биоэтических проблем оказания наркологической помощи. Здесь отмечаются многие пересечения с темой психиатрии, но выделяются и свои особенности, в первую очередь связанные с темой комплаенса (англ. compliance – действие в соответствии с обстоятельствами) – принципа универсальной оптимизации отношений между врачом и пациентом. В связи с данным принципом также идёт обращение авторов к антиномическому дискурсу отношения к наркологическим больным, в связи с чем формулируется свой вид антинома, несколько отличный от антинома транснормальности, – это антином транспатологии, антиномически соединяющий в себе крайности психосоматической и социальной патологии. Такой антином выражает двойственную оценку наркобольных в обществе, в отношении к которым сочетаются моменты признания их состояния и как болезни, и как нравственного нарушения.

Девятая глав посвящена биоэтическим аспектам прав ребёнка. Оригинальным моментом этой главы является исследование самого феномена ребёнка как промежуточного существа между дочеловеческим и собственно человеческим состоянием, что ставит в центр имеющихся здесь задач проблему развития ребёнка до уровня взрослого человека. С этой точки зрения анализируется основной международный документ, посвящённый проблемам детства, – Декларация прав ребёнка.

В десятой главе рассматриваются биоэтические проблемы СПИДа. Предлагается использовать более широкое (как синдром, способный быть вызванным различными факторами) и более узкое (как ВИЧ-инфекция) трактовка данного синдрома, на этой основе исследуется ряд биоэтических проблем отношения к больным СПИДом, в первую очередь феномен спидофобии.

В заключительной одиннадцатой главе авторы касаются рассмотрения биоэтических проблем генетики. В первом параграфе этой главы рассматривается важное основание к возникновению возможных проблем биомедицинских исследований в области генетики – господствующая парадигма белковых генов, согласно которой элементы наследственности – это участки ДНК, на основе которых кодируются и далее синтезируются полипептидные цепи. В этом случае «наследственная субстанция» организма понимается более механистично и комбинативно, что создаёт определённую платформу для отношения к разного рода достижениям современной генетики и их оценки. На этой основе авторы призывают к осторожным оценкам высокотехнологических достижений современной генетики, предполагая возможность более холистической организации «наследственной субстанции», контуры которой начинают сегодня приоткрываться в новом направлении – эпигенетике. Обобщая данный феномен, авторы призывают на первое место ставить принцип предосторожности в оценке и использовании инновационных технологий вообще, когда они должны вначале исследоваться на свои возможные последствия, в том числе на протяжении нескольких лет или даже десятилетий, и только после прохождения всех проверок допускаться в более широкое социальное использование. Подчёркивается также важность комплексной оценки таких технологий, включающая в себя, в том числе методы и принципы социогуманитарной экспертизы инновационных проектов.

С методической стороны стоит отметить, что в первом и втором томе учебника после каждой главы формулируются контрольные вопросы, в конце первого и второго тома, как уже отмечалось, приведён пример тестовых заданий с ответами к ним. В конце каждого тома приводится список литературы для основного и дополнительного пользования, а также ряд полезных приложений. Например, в первом томе в качестве таковых дан фрагмент перевода работы В.Р. Поттера «Биоэтика: мост в будущее», тексты Нюрнбергского кодекса и Хельсинкской декларации. Во втором томе приводятся тексты федерального закона «Применение вспомогательных репродуктивных технологий», приказа Министерства здравоохранения РФ «Порядок использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказания и ограничения к их применению», выдержки из документов РФ, касающиеся суррогатного материнства, и Кодекс профессиональной этики врача Российской Федерации.

Учебник прошёл рецензирование и рекомендован Координационным советом по области образования «Здравоохранение и медицинские науки» Министерства науки и высшего образования РФ в качестве учебника для использования в образовательных учреждениях, реализующих основные профессиональные образовательные программы высшего образования уровня специалитета по направлениям подготовки 31.05.01 «Лечебное дело», 31.05.03 «Стоматология» и уровня бакалавриата по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа».

Многие положения учебника фактически демонстрируют связь биоэтики с еще одним важным междисциплинарным направлением современности – биополитикой (Олескин 2020; Олескин 2021). В частности, многие рассмотренные в учебнике биоэтические коллизии (аборт, генные технологии и их терапевтическое приложение, эвтаназия и др.) требуют конкретных (био)политических решений – в том числе на уровне глав соответствующих государств.

Подводя итог, можно заключить, что в виде учебника «Биоэтика» В.И. Моисеева и О.Н. Моисеевой мы имеем дело с новым инновационным педагогическим изданием в области биомедицинской этики, построенном на принципах интегрального подхода и неклассической рациональности, что может стать новым словом в отечественной педагогической науке, и в том числе повлиять на становление и развитие биоэтики как нового направления междисциплинарного характера.

Библиография

Моисеев, В.И., Моисеева, О.Н. (2021a) Биоэтика, т.1, Общая часть, М.: ГЭОТАР-Медиа. DOI: 10.33029/9704-6038-2-BIO-2021-1-160.

Моисеев, В.И., Моисеева, О.Н. (2021b) Биоэтика, т..2, Прикладные аспекты, М.: ГЭОТАР-Медиа. DOI: 10.33029/9704-6460-1-BIO-2021-1-368.

Олескин, А. В. (2020) Сетевые структуры в биосистемах и человеческом обществе, М.: УРСС.

Олескин, А. В. (2021) Децентрализованная сетевая организация научного сообщества: перспективы и проблемы, М.: УРСС.

References

Moiseev, V.I., Moiseeva, O.N. (2021a) Biojetika [Bioethics], Vol.1, Obshhaja chast’ [General Part], Moscow: GEOTAR -Media. DOI: 10.33029/9704-6038-2-BIO-2021-1-160.

Moiseev, V.I., Moiseeva, O.N. (2021b) Biojetika [Bioethics], Vol.2, Prikladnye aspekty [Applied Aspects], Moscow: GEOTAR -Media. DOI: 10.33029/9704-6460-1-BIO-2021-1-368.

Oleskin, A. V. (2020) Setevye struktury v biosistemah i chelovecheskom obshhestve [Network structures in biosystems and human society], Moscow: URSS.

Oleskin, A. V. (2021) Decentralizovannaja setevaja organizacija nauchnogo soobshhestva: perspektivy i problem  [Decentralized Network Organization of the Scientific Community: Prospects and Problems], Moscow: URSS.