© 2020 Сергей Викторович ЛЕЛЮХИН, Жанна Хадисовна БАХОВА
МАиБ 2020 — № 2 (20)
DOI: http://doi.org/10.33876/2224-9680/2020-2-20/11
Ссылка при цитировании:
Лелюхин С.В., Бахова Ж.Х. (2020) Модели профессионализации врачей-стоматологов. Медицинская антропология и биоэтика, 2(20)
кандидат социологических наук,
доцент,
заместитель директора
АНО ДПО «Научно-образовательный центр «Компас»
по научно-методической работе
(Саратов)
https://orcid.org/0000-0002-2919-9506
E-mail: s.lel@list.ru
главный врач
ГБУЗ «Стоматологическая поликлиника»
(г. Терек, Кабардино-Балкарская Республика)
https://orcid.org/0000-0003-4670-7004
E-mail: bakhova00@mail.ru
Ключевые слова: стоматология, врач-стоматолог, интернатура, ординатура, профессионализация, имитация
Аннотация: Статья посвящена выявлению моделей профессионализации врачей-стоматологов, обучающихся в интернатуре и/или ординатуре. Авторами было проведено нарративное интервью, выполнен контент-анализ интервью журналистского расследования сайта «МБХ медиа» и публикаций в сообществе стоматологов «Аккредитация стоматологов» в социальной сети «вКонтакте». В первой, идеальной модели профессионализации, объективация культурного капитала в форме академической квалификации происходит в результате обучения стоматологов в образовательных организациях, которые придерживаются высоких стандартов – как в учебной программе, так и в преподавательском составе. Вторая модель профессионализации, конформистская, характерна для тех, кто обучается номинально, постигает профессиональные знания, умения и навыки на работе, никак не связанной с интернатурой и/или ординатурой. Третья, имитационная модель, фактически не приводит к профессионализации врача-стоматолога, хотя он и приобретает культурный капитал, имеет доступ к профессиональной деятельности в виде диплома об окончании интернатуры и/или ординатуры. В образовательной организации они никому не были нужны, к самостоятельной работе они не готовы. Если они стремятся стать профессионалами по факту, а не номинально, то после учёбы они вынуждены искать работу, где будут старшие врачи, способные на наставничество.
Существующая система медицинского образования, построенная на хорошем фундаменте теоретических знаний, порой не обеспечивает практической специализации обучающихся как из-за частого отсутствия у образовательных организаций широкого доступа к клиническим базам, так и из-за качества самих баз (Краснопольская, Мерсиянова 2013).
Рассматривая профессионализацию как процесс овладения необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками, как адаптацию к профессиональной среде, как становление и развитие профессионализма (Цвык 2003), мы фокусировались на выявлении моделей профессионализации врачей-стоматологов на этапе послевузовского образования в контексте имитации образовательных практик в российских учебных заведениях.
Вопросы имитации в российском образовании изучены довольно широко, и это позволило нам систематизировать опыт, представленный в работах наших предшественников. Одним из результатов имитации является наполнение вузов «необучаемым» контингентом, поскольку кроме способных и талантливых ребят, студентами университетов становятся и те, кому сложно освоить требования вузовских образовательных программ (Денисова-Шмидт, Леонтьева 2015).В этих условиях преподаватели, привыкающие симулировать учебный процесс, постепенно теряют способность передавать знания и навыки тем учащимся, которые хотят их получить (Латов, Ключарев 2015). Нацеленные на получение реальных знаний студенты понимают бессмысленность игры в «как бы учимся» (Селиверстова 2020).
В вузах наблюдается облегчение труда по овладению знанием, да и самого знания. Об этом свидетельствует (Зборовский 2012) тенденция отказа студентов от чтения солидных учебников и монографий. Они предпочитают изучать конспекты лекций или «дайджесты», найденные в Интернете. Как отметили Ф. Шереги и А. Кириллов (Шереги, Кириллов 2017), редукция обучения доходит до крайних примитивистских форм, и таких студентов становится все больше, поскольку заметно снижается мотивация на получение образовательного знания. Изучив механизмы имитации, Г. Зборовский и П. Амбарова (Зборовский, Амбарова 2019) пришли к выводу, что со стороны преподавателей приспособление к имитационным стратегиям проявляется в рационализации их действий в условиях высокой профессиональной нагрузки.
Антропологический взгляд на профессиональные группы позволяет приблизиться к повседневной жизни различных видов занятости (Романов, Ярская-Смирнова 2015) и даёт исследователю возможность интерпретировать действия профессионалов. В рамках феноменологического подхода проведение герменевтического исследования направлено на выявление социокультурных смыслов профессии, воплощаемых в повседневных практиках, благодаря чему исследователь понимает инсайдерский опыт профессионалов.
Эмпирическую базу выполненного нами герменевтического исследования составили: 1) нарративное интервью с врачами-стоматологами, проживающими в Кабардино-Балкарской Республике; 2) контент-анализ интервью журналистского расследования сайта «МБХ медиа»; 3) контент-анализ публикаций в сообществе стоматологов «Аккредитация стоматологов» в социальной сети «вКонтакте». Нарративное интервью (N=7) проведено в период с июля по август 2020 года. Журналистское расследование на сайте «МБХ медиа» опубликовано в феврале 2020 года. В социальной сети «вКонтакте» нами рассмотрены публикации (N=24) в период с начала мая по конец июля 2020 года, критерием выбора которых было отражение вопросов обучения в ординатуре. В интерпретации полученных результатов мы опирались на теорию формы капиталов П. Бурдьё, которая позволяет описывать в какой форме и в каком состоянии капитал оказывает воздействие на происходящий процесс (Бурдье 2002).
Нашей целью было выявить модели профессионализации врачей-стоматологов, для достижения которой было поставлено несколько задач. Сначала мы хотели понять востребованность имитационного обучения в интернатуре и/или ординатуре на основе контент-анализа публикаций участников сообщества «Аккредитация стоматологов» в социальной сети «вКонтакте» (Сообщество 2020).. Мы установили, что существует два критерия поиска стоматологической ординатуры: 1) реальная учёба для овладения практическими навыками и 2) формальная учёба для получения документа, на основе которого осуществляется допуск к профессиональной деятельности.
В реальной учёбе заинтересованы те врачи, которые стремятся максимально эффективно использовать учебное время для овладения практическими навыками работы стоматолога. Об этом свидетельствуют посты со следующими фразами при поиске места обучения в ординатуре: «где достаточно практики, а не ради корочки», «где действительно научат всему», «где учат, чтобы 2 года без дела не сидеть».
Место для формальной учёбы ищут те врачи, которые уже работают в стоматологических поликлиниках, а документ об окончании ординатуры становится для них чистой формальностью. Это становится ясно по следующим фразам: «В каких конкретных университетах и городах можно числиться в ординатуре и работать в другом городе?»; «На вопрос, зачем мы тогда идём в ординатуру, отвечу сразу: “Для сертификата”»; «Подскажите, пожалуйста, вуз, в котором можно пройти ординатуру по хирургической стоматологии или общей практике, без посещений, чтоб прийти только на сдачу экзамена пару раз в год и не слишком дорогой по стоимости», «куда можно поступить в ординатуру по “Стоматологии общей практике” и не посещать. Такое вообще возможно?»; «Пожалуйста, поделитесь информацией, кто учился в ординатуре по детской стоматологии в СПБГУ, сильно ли грузят учёбой?»; «Можно ли получить сертификат, особо не посещая МОНИКИ? Или там все строго?».
На следующем этапе исследования мы фокусировались на выявлении благоприятных условий профессионализации. Они сформированы в тех образовательных организациях, где во время учёбы врач-интерн или ординатор имеет возможность работы под руководством преподавателя-куратора, способного быть реальным учителем и желающего им быть.
«В интернатуру по “Стоматологии общей практики” поступил в Москве, получал стипендию интерна. Обучение совмещал с работой ассистента врача-стоматолога. Узнал много полезного благодаря моим преподавателям и докторам, которым ассистировал. Получал от них много хороших советов. Проводились лекции и практические занятия. Мне давали возможность принимать пациентов под наблюдением моих преподавателей. Затем я проходил ординатуру по специальности “Стоматология терапевтическая”. Знания и опыт, которые я получил в интернатуре и ординатуре бесценны, и очень сильно мне помогают в моей нынешней работе. Безмерно благодарен всем преподавателям и докторам, с кем довелось поработать. Их советы и наставления – это вклад в мою будущую деятельность».
Интервью 1
«Первый год обучения в интернатуре был самым запоминающимся, поскольку я работал и учился одновременно. Получал новые знания и достойную зарплату. Узнал очень много интересного и нужного. То, что в будущем еще не раз пригодилось. Максимально старался получать больше практики и навыков каждый день. Очень хотел попасть в интернатуру именно в ту стоматологическую поликлинику, где было одно удовольствие получать знания и что-то новое в работе. Без сомнения, это было самое лучшее время в моей жизни».
Интервью 6
«Интернатура при моём обучении была бесплатной. При поступлении в интернатуру учитывался средний балл по оценкам в дипломе. Конкурс проходил по баллам. В интернатуре мы допускались до “реальной” практики. После окончания интернатуры я была готова работать самостоятельно».
Интервью 7
Необходимо отметить, что в приведённых интервью врачи-стоматологи совмещали учёбу и реальную работу. В сочетании такой деятельности происходит адаптация к профессиональной среде, овладение необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками, происходит профессионализация. В сложных условиях оказываются те ординаторы, которые лишены такой возможности при обучении. Это показывает анализ как интервью, проведённых журналистами сайта «МБХ медиа» (Бакурова, Чеканова 2020), так и интервью с информантами нашего исследования. В цитатах из интервью в анализируемой статье широкий диапазон негативных оценок ординатуры:
«Ординаторы работают как рабы помощниками врачей. Если они попадают к хорошему куратору, который хочет людей учить, что-то получится. Если к плохому, то нет».
«Если был бы хоть какой-то смысл в этой ординатуре, какие-то фишки, новые знания и опыт, это одно. Но этого нет. Преподаватели говорят, что если хочешь практику, то приобретай свои материалы и инструменты. Один только наконечник, если он не китайский, стоит 25 тысяч рублей».
С этими свидетельствами резонируют цитаты из интервью информантов проведённого нами исследования.
«После получения диплома я сразу пытался поступить в ординатуру. Зав. ординатурой не хотела принимать мои документы, пока я не ответил на теоретические вопросы обо всём, что проходил 5 лет, пока учился. Но за время учёбы в ординатуре меня не учили. Можно сказать, что ординатуру я “проходил” дома. Просто так пришёл и сдал экзамены, и сертификат для допуска к работе получил. А то, что я умею делать сейчас, я выучился на дополнительных курсах и занятиях, которые оплачивал сам».
Интервью 2
«В интернатуре по “Общей практике” обучалась на бюджете, прошла по конкурсу. По распределению меня отправили в одну их стоматологических поликлиник Нальчика. С первых дней интернатуры на меня там не обращали никакого внимания. Доктора грубили и не хотели делиться опытом. Все инструменты и материалы приходилось покупать за свои деньги, так как мне ничего не выдавали. Из регистратуры мне пациентов не присылали. Доктора были не довольны тем, что я смотрю на то, как они работают. Единственным шансом поработать было то, если ты сам приведёшь своего пациента. В большинстве случаев не было свободных мест, где можно было принять своего пациента. В общем, впечатления от интернатуры у меня остались далеко не положительные, даже наоборот. Опытом и знаниями со мной никто не делился, а весь свой опыт и знания я приобрела после того, как начала самостоятельную профессиональную деятельность».
Интервью 3
«В интернатуру поступила бесплатно по итогам госэкзаменов. После окончания интернатуры сразу поступила в ординатуру на бюджетной основе. Во время прохождения интернатуры в основном не допускали к реальной практике, я просто наблюдала со стороны. Допускали к работе при условии, что у меня будут свои материалы и свои пациенты».
Интервью 4
«Всё зависит от того, где проходишь практику, в каком вузе, какие преподаватели. Одни из моих знакомых начали работать с пациентами под присмотром преподавателей с первых дней ординатуры, а у других особо практики и не было».
Интервью 5
Ординатура как этап послевузовского образования призвана адаптировать «вчерашнего студента» к профессиональной среде, подготовить его к самостоятельной работе. Векторы формирования профессионализма врача-стоматолога – это и медицинская теория, и практические навыки, и общение с пациентами. Но широко распространённое имитационное обучение характерно и для этапа послевузовского медицинского образования. Ранее сертификат специалиста, а в последние годы свидетельство об аккредитации как форма культурного капитала в институализированном состоянии является «пропуском» к трудоустройству специалиста. Мы выявили три модели профессионализации врачей-стоматологов на этапе послевузовского образования.
Типологизацию моделей профессионализации мы осуществляем на двух критериях. Во-первых, насколько реальным было обучение. Во-вторых, какова цель получения сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации. В первой, идеальной модели профессионализации, объективация культурного капитала в форме академической квалификации происходит в результате обучения стоматологов в образовательных организациях, которые придерживаются высоких стандартов работы в учебной программе и в преподавательском составе. Выпускники готовы к самостоятельной профессиональной деятельности и заслуженно получают свои документы об окончании интернатуры и/или ординатуры.
Вторая модель профессионализации, названная нами конформистской, характерна для тех, кто обучается номинально, постигает профессиональные знания, умения и навыки на работе никак не связанной с обучением в интернатуре и/или ординатуре. Для них важна возможность появляться в образовательной организации только для того, чтобы иметь основания для объективации культурного капитала и в итоге получить доступ к профессиональной деятельности, которую они ведут сразу после получения диплома о высшем профессиональном образовании.
Третья, имитационная модель, фактически не приводит к профессионализации врача-стоматолога, хотя он и приобретает культурный капитал, имеет доступ к профессиональной деятельности в виде диплома об окончании интернатуры и/или ординатуры. В образовательной организации они никому не были нужны, к самостоятельной работе они не готовы. Если они стремятся стать профессионалом по факту, а не номинально, то после учёбы они станут искать работу, где будут старшие врачи, способные на наставничество.
В соответствии с этими моделями происходит организация учебного процесса, полностью зависящего от действий преподавателей. Часть из них добросовестно выполняет свою работу, участвуя в процессе профессионализации молодых специалистов. Другая часть предпочитает использовать имитационные практики.
Источники
Интервью 1. М., 30 лет.
Интервью 2. М., 37 лет.
Интервью 3. Ж., 37 лет.
Интервью 4. Ж., 31 год.
Интервью 5. М., 25 лет.
Интервью 6. М., 37 лет.
Интервью 7. Ж., 29 лет
Библиография
Бакурова, О., Чеканова, С. (2020) Поступить в аспирантуру и стать хорошим врачом: почему правила меняются каждый год, МБХ медиа, 05.02, (https://mbk-news.appspot.com/author/o-bakurova) (28.06.2020).
Бурдье, П. (2002) Формы капитала, Экономическая социология, т. 3, № 5, с. 60–74.
Денисова-Шмидт, Е.В., Леонтьева, Э.О. (2015) Категория «необучаемых» студентов как социальный феномен университетов (на примере дальневосточных вузов), Социологические исследования, № 9, с. 86–93.
Зборовский, Г.Е. (2012) Образовательные знание как проблема социологии, Социологические исследования, № 2, с. 12–20.
Зборовский, Г.Е., Амбарова, П.А. (2019) Доверие в вузе как фактор преодоления образовательной неуспешности студенчества, Вестник Института социологии, т. 10, № 4, с. 126–149.
Краснопольская, И., Мерсиянова, И. (2013) Престиж профессии врача в российском обществе и качество высшего медицинского образования, Профессии социального государства, М.: Вариант, ЦСПГИ, с. 21–39.
Латов, Ю.В., Ключарев, Г.А. (2015) Неформальные «правила игры» в образовательной системе: симуляция образования, симулякры и брокеры знаний, Общественные науки и современность, № 2, с. 31–42.
Романов, П., Ярская-Смирнова, Е. (2015) Социология профессий: аналитические перспективы и методология исследований, М.: Вариант.
Селиверстова, Н.А. (2020) Имитация образовательных практик в сфере высшего образования, Социологические исследования, № 3. с. 71–77.
Сообщество стоматологов в социальной сети вКонтакте «Аккредитация стоматологов» (https://vk.com/creditstom) (30.06.2020).
Цвык, В.А. (2003) Профессионализация как социальный процесс, Вестник РУДН, серия «Социология», № 4–5, с. 258–269.
Шереги, Ф.Э., Кириллов, А.В. (2017) Труд преподавателя вуза: творчество или выживание? Социологические исследования, № 11, с. 87–98.
References
Bakurova, O., Chekanova, S. (2020) Postupit’ v aspiranturu i stat’ horoshim vrachom: pochemu pravila menjajutsja kazhdyj god [To enroll in graduate school and become a good doctor: why the rules change every year], MBH media, 05.02, (https://mbk-news.appspot.com/author/o-bakurova) (28.06.2020).
Bourdieu, P. (2002) Formy kapitala [Forms of capital], Jekonomicheskaja sociologija [Economic sociology], Vol. 3, № 5, pp. 60–74.
Denisova-Schmidt, E.V., Leontyeva, E.O. (2015) Kategorija «neobuchaemyh» studentov kak social’nyj fenomen universitetov (na primere dal’nevostochnyh vuzov) [The category of «non-teaching» students as a social phenomenon of universities (on the example of Far Eastern universities)], Sociologicheskie issledovanija [Sociological research], № 9, pp. 86–93.
Zborovsky, G.E. (2012) Obrazovatel’nye znanie kak problema sociologii [Educational knowledge as a problem of sociology], Sociologicheskie issledovanija [Sociological research] , № 2, pp. 12–20.
Zborovsky, G.E., Ambarova, P.A. (2019) Doverie v vuze kak faktor preodolenija obrazovatel’noj neuspeshnosti studenchestva [Trust in the university as a factor in overcoming the educational failure of students], Vestnik Instituta sociologii [Bulletin of the Institute of Sociology], Vol. 10, № 4, pp. 126–149.
Krasnopolskaya, I., Mersiyanova, I. (2013) Prestizh professii vracha v rossijskom obshhestve i kachestvo vysshego medicinskogo obrazovanija [The prestige of the medical profession in Russian society and the quality of higher medical education], Professii social’nogo gosudarstva [Professions of the social state], Мoscow: Variant, CSPGI, pp. 21–39.
Latov, Yu.V., Klyucharev, G.A. (2015) Neformal’nye «pravila igry» v obrazovatel’noj sisteme: simuljacija obrazovanija, simuljakry i brokery znanij [Informal “rules of the game” in the educational system: simulation of education, simulacra and knowledge brokers], Obshhestvennye nauki i sovremennost’ [Social sciences and modernity], № 2, pp. 31–42.
Romanov, P., Yarskaya-Smirnova, E. (2015) Sociologija professij: analiticheskie perspektivy i metodologija issledovanij [Sociology of professions: analytical perspectives and research methodology], Мoscow: Variant.
Seliverstova, N.A. (2020) Imitacija obrazovatel’nyh praktik v sfere vysshego obrazovanija [Imitation of educational practices in higher education], Sociologicheskie issledovanija [Sociological research], № 3, pp. 71–77.
Soobshhestvo stomatologov v social’noj seti vKontakte “Akkreditacija stomatologov” [Community of dentists on the social network vKontakte «Accreditation of dentists»] (https://vk.com/creditstom) (30.06.2020).
Tsvyk, V.A. (2003) Professionalizacija kak social’nyj process [Professionalization as a social process], Vestnik RUDN, serija “Sociologija” [Bulletin of the RUDN University, series «Sociology»], № 4–5, pp. 258–269.
Sheregi, F.E., Kirillov, A.V. (2017) Trud prepodavatelja vuza: tvorchestvo ili vyzhivanie? [Labor of a university teacher: creativity or survival?] Sociologicheskie issledovanija [Sociological research], № 11, pp. 87–98.