«НЕ УБИВАЙТЕ МОЮ МАМУ!»: ОТНОШЕНИЕ К ПОЖИЛЫМ ЛЮДЯМ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19

© 2020 КОЛДМАН Северина Дановна

МАиБ 2020-2(20)


DOI: http://doi.org/10.33876/2224-9680/2020-2-20/13

Ссылка для цитирования:

Колдман С.Д. (2020) «Не убивайте мою маму!»: отношение к пожилым людям во время пандемии COVID-19. Медицинская антропология и биоэтика. 2(20)


Колдман Северина Дановна

кандидат исторических наук,

старший научный сотрудник

Центра медицинской антропологии

Института этнологии и антропологии

им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН

(Москва);

https://orcid.org/0000-0002-7496-1213;

E-mail: severina@iea.ras.ru


Ключевые слова: пандемия, старение, долголетие, старшее поколение, коронавирус, COVID-19, медицинская антропология, биоэтика.

Аннотация: В статье рассмотрены изменения в отношении к людям старшего поколения (65+) в первые месяцы пандемии COVID-19, вызванные социальным напряжением. Пожилые люди оказались в ситуации личной небезопасности, отрезанные от услуг медицинской помощи, общения с близкими людьми и повседневного обеспечения с их стороны, а также – лишенные возможности самостоятельного приобретения товаров первой необходимости, лекарств и продуктов. Сложившая ситуация выявила недостатки организации здравоохранения и системы социального обеспечения. Также было допущено нарушение трудовых прав работающих людей в возрасте 65+. Обстановка паники в средствах массовой информации стала усугубляющим фактором уязвимости пожилых людей перед преступниками (например, лицо в маске, представляющееся соцработником). Кроме того, принудительная самоизоляция стала причиной ухудшения психологического и физического здоровья населения в целом. Данные обстоятельства проявили негативное отношение к стареющим членам общества не только в России, но и в мире, что в контексте демографической ситуации ставит множество вопросов к социокультурному климату в теме долголетия и активного старения.


Введение

В дни карантина по COVID-19 основным источником информации о пандемии стали телевидение и новостные ресурсы в сети Интернет. Самоизоляция, отсутствие альтернатив в домашнем досуге, необходимость учиться и работать в условиях ограниченного пространства в присутствии родных, – все это оказывает негативное влияние на психическое состояние людей. В социальных сетях, в блогах пользователи делятся ощущением давления со стороны властей в виде угроз штрафа в размере средней заработной платы за выход из дома без уважительной причины. Кроме того, городские новостные ресурсы публикуют информацию о возможности внедрения электронного слежения за жителями (Москва технически готова… 2020). Также появились сообщения о повышении цен на продукты в размере до 20% (Цены неизбежно вырастут… 2020), активно обсуждается перспектива мирового экономического кризиса и падение частной платежеспособности в условиях обязательных кредитных/ипотечных и иных платежей значительной части населения России. В такой сложной эпидемиологической ситуации выявилось критическое отношение общества не только к системе здравоохранения и ее реформам и уровню снабжения, но и к самим представителям «группы риска», а именно к пожилым людям в возрасте от 65 лет.

Среди призывов заботиться о безопасности пенсионеров, в Twitter встречались комментарии о том, что пожилых людей можно было бы защитить альтернативными способами, а не только самоизоляцией трудоспособного населения: «Поместите в карантин пожилых, пусть все остальные возвращаются на работу» (@anchovy_paste 2020). А также высказывания: «Я не хочу потерять своих пожилых родителей из-за коронавируса, но я не смогу помочь им, если экономика развалится!!!» (@LibertyLynx 2020). Появились записи с хештегами #endthelockdown (букв. «прекратите заточение»), #EndTheShutdown (букв. «прекратите закрытие») и #ReturnToWork (букв. «возвращение к работе»), и другие, в которых блогеры требуют разрешить трудовому населению прекратить самоизоляцию: «Скажите <…> нездоровым людям, что, если они боятся заразиться вирусом, они могут самостоятельно изолироваться. Здоровые люди не должны мириться с этой коммунистической ерундой», а также – «Заставлять здоровых людей жертвовать своими средствами к существованию ради продления жизни стариков или больных – безумие» (@MurrayRothbar11 2020). Последний комментарий, это основной референс реакций в социальных сетях на идею изоляции трудоспособного населения ради людей в возрасте 65+.

В России сложившаяся ситуация дала повод для возобновления прежних и начала новых дискуссий об этике в отношении пожилых людей и эйджизме (Возраст и эйджизм… 2020). Британское геронтологическое общество призвало правительство и организации средств массовой информации проявлять осторожность при использовании возрастных терминологий при обозначении лиц из группы риска (British Society of Gerontology calls… 2020). Через данное обращение профессор Дебора Прайс из Университета Манчестера призывает: «Мы являемся свидетелями ужасного разделения возрастов в Британии с растущей враждебностью между поколениями. Мы должны признать, что это вызвано и усугубляется правительственной политикой и риторикой, и что это невероятно вредно для общества – как для молодых, так и для пожилых людей. Обмен сообщениями должен быть изменен в срочном порядке».

Информационная безопасность

В первые недели карантина по COVID-19 появились сообщения о преступности в отношении пенсионеров, находящихся в режиме самоизоляции. Внимание прессы к возрастному населению и акцент на их уязвимости открыл доступ к мошенническим действиям. Многие родственники оказались отрезаны от родителей, бабушек и дедушек, поскольку было запрещено навещать пожилых людей, даже с целью обеспечения их медикаментами и продуктами. Таким образом, многие представители «группы риска» по COVID-19 стали легкими мишенями для обмана. Состояние тревоги, свойственное людям всех возрастов, особенно характерно для старшего возраста, уязвимого в вопросах личной безопасности. Не имея альтернативных источников информации, особенно в случае одинокого проживания, российские пенсионеры опираются на сведения, получаемые из новостных программ и телепередач. По мнению специалистов, люди пожилого и преклонного возраста, – это те, у которых «сформировано устойчивое доверие ко всему, что ранее принадлежало государству: банкам, средствам массовой информации и организациям» (Ярославцева, Дорохина 2016: 61). Также известно, что просмотр телевизора может оказывать негативное влияние на пожилых людей и быть причиной депрессии или ажитации (Глущенко 2017; Шургая, Меметов, Силенко 2017). В сравнительном исследовании страхов перед социальными рисками у пенсионеров, проживающими в городской среде и в селе, выявлено, что пожилые горожане в значительной мере опасаются стать жертвами нападения или воровства (Акопян 2014; Корнилова 2011). Это может привести к страху пожилого человека перед волонтерами, чьи услуги по посещению пожилых людей были связаны с доставкой продуктов питания и выносом мусора. Таким образом, акцент на пожилых людях в период всеобщей паники мог стать причиной ухудшения их психического и физического здоровья (эффект плацебо и нацебо), а также привлек повышенный интерес со стороны преступников (Hill 2020; Coronavirus Scams Target the Elderly… 2020; Coronavirus scam: Thieves raid elderly woman’s… 2020; За время карантина… 2020).

В середине апреля появился пост в Facebook с заголовком «Не убивайте мою маму!», с помощью которого москвичка Мария Есакова надеялась достучаться до «людей с федеральных каналов» с требованиями прекратить запугивать новостями о COVID-19 зрительскую аудиторию, большая часть которой – пожилые люди, находящиеся в одиночестве в самоизоляции (Не убивайте мою маму… 2020). Пост собрал 10 тысяч «лайков», 11 тысяч репостов и 3,1 тысячи комментариев. Через три дня М. Есакова написала в своем блоге в ответ на предложение комментаторов отключить пожилой матери телевизор: «Этично ли вообще пожилому человеку что-то запрещать? Лишать его права выбора, как жить свою собственную (довольно короткую) жизнь? Диктовать ему свои условия? Навязывать какие-то идеи? Насильно загонять его в страх, в рамки… После всего, что он и так пережил» (И тогда главврач… 2020).

Недоверие системе здравоохранения и альтернативная медицина

Частные случаи пожилых людей, обратившихся за медицинской помощью в амбулаторные учреждения по месту своего проживания, продемонстрировали невысокое качество оказания медицинских услуг и соблюдения мер предосторожности в условиях сложной эпидемиологической ситуации. Пожилая москвичка по имени Галина, жительница Москвы, обратилась за медицинской помощью в поликлинику (ПМА 2020). Пожилая женщина в возрасте 80 лет жаловалась на боли в груди, слабость и перепады температуры тела. На приеме врач не смогла поставить диагноз, и Галине пришлось за 24 дня посетить больницу 8 раз, в один из которых она упала на улице от слабости. Галина просила освободить ее от частого посещения больницы ввиду своего состояния, и именно по ее настоянию врачи провели процедуру флюорографии, на которой подтвердились ее собственные опасения – у нее была пневмония. За весь длительный процесс осмотров и постановки окончательного диагноза врачи не надевали перчатки и маски, и Галина находилась в общих помещениях, в том числе в живой очереди. Данная ситуация происходила в феврале 2020 г., когда уже было известно о вирусе COVID-19, угрозе распространения и его основных симптомах. 26 марта 2020 г. Галину пригласили закрыть больничный, для этого она снова посетила поликлинику, где также не были предприняты меры инфекционной безопасности со стороны персонала. Глина отметила, что за весь период болезни ей не были предложены тесты на COVID-19. Она грустно шутит, что такое отношение врачей к лицам пожилого возраста для нее не новость.

Другим случаем, вызывающим недоверие к системе здравоохранения и фармакологическим препаратам в условиях пандемии COVID-19, стал совет, который получила 82-летняя Нонна, жительница ближайшего Подмосковья, – провести профилактику коронавируса гомеопатическими средствами, которые она сама использует (ПМА 2). Данный препарат – «арсеникум альбум» (лат. Аrsenicum album), мышьяковистый ангидрид. Своим фармакологическим действием «арсеникум альбум» действует на нервную и сердечно-сосудистую системы, лимфатические сосуды, слизистые, серозные и синовиальные оболочки, мышечную ткань и кожу. Ключевые симптомы для назначения препарата перечислены в описании препарата: астения; сильное жжение; крайняя чувствительность к холоду; страх смерти. Именно он был назначен 82-летней Нонне как средство от коронавируса. Мониторинг прессы выявил аналогичные рекомендации россиянам от врачей-гомеопатов (СМИ назвали самые нелепые мифы… 2020; Sasapost (Египет) 2020). В действительности данный препарат рассматривался в качестве альтернативного лечения от респираторных и коронавирусных инфекций (ОРВИ, грипп и других), характерных для осенне-весеннего периода пика заболеваний (Вахмистров, Лунин 2008). Примечательно, что в свете дискуссий по теме пандемии COVID-19 данные материалы не привлекаются. Кроме того, Организация приверженцев доказательной медицины «Доверительный интервал» выступила с комментарием о нарушении медицинской этики Департаментом здравоохранения города Москва, позволившей в своих методических рекомендациях для врачей по мерам борьбы с коронавирусом включение в перечень препаратов с недоказанной эффективностью, – гомеопатических препаратов (Московский депздрав просят не пропагандировать гомеопатию… 2020). Также появились различные рекомендации от врачей-гомеопатов, рекомендующих лекарства и диеты во время эпидемии коронавирусом (Колпакова 2020; «От коронавируса “Белладонну ” возьмите»… 2020).

Применение пожилыми людьми комплиментарной и альтернативной медицины в профилактике и лечении заболеваний, в том числе вирусных, – не является новостью. Однако акцент на принадлежность данной возрастной группы людей к «группе риска» в условиях сложной эпидемиологической ситуации и тревожное состояние становятся причиной употребления средств, чья эффективность не доказана официальной медициной. Очевидно, что вопрос удовлетворенности системой здравоохранения в биоэтическом контексте является одним из важнейших направлений для настоящих и будущих исследований, в том числе по теме полиграмазии пожилых.

Медицинский геронтоцид

Среди новостей о ситуации по COVID-19 имеются сведения о самопожертвовании пожилых людей, добровольно отказавшихся от кислородного обеспечения. Подчеркивается, что пожилые пациенты принимали данное решение самостоятельно, о давлении со стороны медиков не упоминается. Также они воздержались от обсуждения данного решения с близкими людьми. Одна из героинь – Сьюзен Хойлаэртс – объяснила свой поступок тем, что уже прожила хорошую жизнь (Пожилая бельгийка… 2020; Woman, 90, dies… 2020). Нельзя исключить, что уход из жизни в условиях сложной эпидемиологической ситуации и дефицита необходимого оборудования для оказания помощи в критической ситуации, для пожилого человека – способ окончить жизнь на легальном основании. Это возвращает нас к дискуссиям об эвтаназии для людей в виду достижения старшего (пожилого, престарелого, долгожительство) возраста, в случаях добровольности решения (См.: Рыбин, 2020).

Смерть пожилых людей имеет ритуальные обоснования в истории множества культур. Жертва старых людей обеспечивала доставление просьб предкам о невзгодах общества, освобождение «жизненной силы» рода для новых поколений, избавление общества от больных и искалеченных членов (Велецкая 1978; Зеленин 1936). Академическое осмысление данной традиции в различных ее вариациях, в разное время и у различных народностей, приводит к однозначности мнений: традиция добровольного и недобровольного ухода из жизни престарелого человека всегда позиционировалась как предпосылка пользы для молодых членов общества. В некоторых источниках подчеркивается не только добровольность подобного суицидального решения, но и то, что «так умереть – для них величайшее блаженство» (Геродот 2004: 96). Данной теме посвящено множество трудов этнографов и антропологов XIX и ХХ вв.

Сложная эпидемиологическая ситуация по коронавирусу 2019–2020 гг. выявила сохранность в обществе (на основании комментариев из открытых источников представителей разных стран) представления о пользе геронтологической смерти, что, несомненно, дегуманизирует старшее поколение и подвергает жизни его представителей опасности. Так, например, под новостями, посвященным отключению пожилых людей от аппаратов искусственного дыхания, размещены сервисы голосования и доступ к комментированию (Ethics Consult… 2020). Например, голосование состоит из трех вопросов следующего содержания: 1) «Вы бы расставили приоритеты по уходу за более здоровыми и молодыми пациентами и перенесли бы аппарат ИВЛ1 с пожилого мужчины на пациентов с более высокой вероятностью выздоровления?»; 2) «Вы бы изменили свое решение, если бы пациент пожилого возраста проходил интенсивную терапию по поводу болезни, не связанной с COVID-19?»; 3) «Вы бы отдавали предпочтение пожилому человеку перед студентами колледжа, которые, вероятно, заразились во время поездок на весенние каникулы?» На первый вопрос ответили «да» 55,65% и «нет» 44,35%. На третий вопрос соотношение ответов – «да» 28,88% и «нет» 71,12%. Итоги голосования подвел специалист по биоэтике Григорий Долин2: «Конечно, врачи всегда расставляют приоритеты и рационируют скудные ресурсы. Но, как правило, такие действия происходят не на основании какой-либо “достойности” или врачебной оценки чьего-либо “качества жизни”, а на основании тяжести заболевания. В соответствии с этими принципами я склонен считать, что отказ от медицинской помощи на том основании, что лучше спасти более молодого пациента, чем пожилого, является неуместным и потенциально открывает перед врачами и больницами огромную ответственность за причинение вреда» (Ethics Consult… 2020).

Под видом сообщений от практикующих врачей в новостях получило распространение видео обращение от человека, осуждающего практику отключения пожилых людей от аппаратов ИВЛ. Один из русскоязычных читателей данной новости опроверг содержимое заголовка статьи, переведя содержание видеозаписи с испанского языка: «Я уже получил пару аудиозаписей, в которых говорится, что люди старше 65 лет снимают свои респираторы в Мадриде. Они готовы умереть, потому что для всех не хватает и они хотят их дать более молодым <…> послушайте и поделитесь этим видео во всех социальных сетях, мы обязаны всем нашим старейшинам и мы не можем позволить им умереть таким недостойным образом» (Испанским врачам приходится… 2020). Также появились новости о том, что больницы и врачи готовятся к судебным искам, поскольку принимают быстрые решения о жизни и смерти. Однако в содержании статей приводится мнение адвокатов и специалистов по защите прав в области медицины, которые подчеркивают отсутствие дискриминации по возрасту (Barone 2020). Комментарии пользователей под новостями об отключении пожилых людей от аппаратов искусственного дыхания отражают заинтересованность представленной к обсуждению темой и отсутствие однозначной позиции в современном обществе. В то же время это не является дилеммой для медицинских учреждений и правительств в условиях экстренных ситуаций. На второй Всемирной ассамблее, посвященной проблемам старения, прошедшей в Испании в  2002 г. ООН объявила о намерениях направить усилия на устранение дискриминации в области оказания медико-санитарной помощи для пожилых людей, поскольку «при получении таких услуг они могут также сталкиваться с возрастной дискриминацией и дискриминацией по признаку возрастной инвалидности в силу того, что их лечение может представляться менее целесообразным, чем лечение более молодых людей» (Доклад второй Всемирной ассамблеи… 2020: 35–36). С другой стороны имеется мнение политиков, что «…тратить 350 миллиардов фунтов стерлингов на продление жизни нескольких сотен тысяч в основном пожилых людей – это безответственное использование денег налогоплательщиков» (Toby Young… 2020).

Легальный способ умереть

Сьюзен Хойлаэртс стала героиней, уступив свой аппарат более молодому пациенту, заразившемуся коронавирусом (Пожилая бельгийка… 2020; Woman, 90, dies… 2020). По сведениям от СМИ, она объяснила врачам свой поступок тем, что прожила хорошую жизнь. Также пресса отмечает, что С. Хойлаэртс сама обратилась за медицинской помощью при недомогании. Следует отметить, что ее дочь выразила удивление случившемуся заражению матери, поскольку Сьюзен находилась дома в самоизоляции. Комментарии под этой и иными новостями аналогичной тематики позволяют рассмотреть отношение пользователей к идее медицинского геронтоцида в условиях глобального вызова. Имеются высказывания людей старшего возраста о своей готовности пожертвовать собой ради предоставления возможности выжить более молодым пациентам. Их возмущает эгоизм пожилых людей, заботящихся о сохранении собственной жизни, и тех, кто в своих рассуждениях выступает за сохранение жизни стариков. Возможность поступить как Сьюзен, уступить аппарат молодым пациентам, допускают 20% комментаторов, одновременно выражая шутливую надежду на безболезненную и быструю смерть: «Просто будьте щедры с морфием». Люди признаются, что уже рассматривали возможность уйти из жизни в период стабильности – либо самостоятельно, либо с помощью эвтаназии. Данные обсуждения привели к тому, что люди в возрасте от 65 лет стали задумываться о гипотетической ситуации, требующей от них выбора между собственной жизнью и жизнью незнакомого человека младшего возраста. Возрастная самоидентификация – одна из глобальных тем, оказывающая влияние на психическое и физическое самоощущение человека, его удовлетворенность жизнью и взаимодействие с обществом. Также стали очевидны изменения в восприятии возраста: люди в 70 и 80 лет не относят себя к «пожилым», и такое обозначение их возрастной группы в СМИ считают оскорблением (Ageing and ageism… 2020). Погружение в вымышленную ситуацию, связанную с возрастом, может негативно сказаться на самочувствии пожилого человека и привести к желанию суицида. В таком случае подобные дискуссии можно отнести к провокационным, поскольку в комментариях присутствует социальное одобрение геронтоцида. Также поднимается вопрос о функциональном участии пожилых людей в удовлетворении нужд общества. Комментируя новость, Кей Джуэлл приводит собственный пример: «Многие пожилые люди заботятся о других членах семьи, имеющих проблемы со здоровьем <…> которые нуждаются в поддержке, потому что нет мест, обеспечивающих необходимый уровень поддержки. Мне также 70 лет, и я оказываю такую поддержку моей дочери, имеющей инвалидность» (Ethics Consult… 2020). В обществе нет качественного представления о пользе людей старшего возраста, их семейных и иных социальных функций, что можно считать недостатком государственной и социальной политики, а также проявлением стойкости негативных стереотипов.

В России 17 апреля получило распространение видеообращение популярной телеведущей программ «Здоровье» и «Жить здорово!», доктора медицинских наук Е.В. Малышевой, которая порадовалась тому, что от COVID-19 умирают только пожилые люди, а не дети до 18 лет, и назвала коронавирус «чудом чудесным» (Малышева объяснила… 2020). Реакция комментаторов указывает на незавуалированный геронтоцид в словах Е.В. Малышевой: «Мозги у нее в порядке?! Как можно с такой радость сообщать, что, слава богу, болеют пожилые люди…» (здесь и далее текст из источников приведен в соответствие с нормами орфографии и пунктуации – прим. ред.). Еще: «А она свою старенькую маму уже познакомила с этим “чудом”? Или это про других стариков – их не жалко – это не про ее маму?». А также: «Какое расчеловечивание произошло за эти годы!» и «Фашистка!» Дискуссии пользователей на тему медицинского геронтоцида с одной стороны выявляют неустойчивость этических представлений в отношении людей в возрасте от 65 лет в обществе, с другой – говорят о потребности пожилых людей в возможности легального ухода из жизни.

Предварительные выводы

В условиях сложной эпидемиологической ситуации по всему миру (пандемии) общество обратило внимание на проблемы пожилого населения с экономической, социальной, психологической, медицинской и этической точки зрения. Регулярный просмотр социальных сетей выявил заинтересованность (постоянную или вновь приобретенную) состоянием и образом жизни родственников, пожилых и престарелых соседей, а также жителей домов для престарелых, геронтологических центров для краткосрочного и длительного пребывания. Люди, чьи паспортные возрастные данные автоматически вносят их в «группу риска», выступили резко против вписывания их в категорию «пожилых людей», поскольку данный возраст в большинстве случаев является трудоспособным. Посетители сайтов и пользователи социальных сетей считают, что цифры не могут быть определяющим фактором в принятии решения о предоставлении лечения. Комментаторы от 65 лет выражают недовольство в использовании в отношении к ним слова «пожилой». Они не только считают такое определение бессмысленным и неэтичным, но также не относят себя к группе риска. Кроме этого, термин «пожилые люди», используемый в новостях и дискуссиях, стал обозначением группы людей, характеризующейся как бесперспективная с точки зрения здоровья ввиду возрастного диапазона. Представляется необходимым прекратить акцентировать внимание на том, что именно пожилые – главная и основная группа риска во время пандемии COVID-19. Кроме людей в возрасте от 65 лет также риску заболевания подвержено все население планеты, в зависимости от их состояния здоровья и иммунитета, образа жизни, питания и санитарно-гигиенических условий работы и проживания. Кроме того, именно акцент на пожилых людях может быть причиной повышенного интереса к ним со стороны преступников, как к наиболее уязвимой части населения, которая оказалась в положении социальной и информационной изоляции. Таким образом, сложная эпидемиологическая ситуация, сложившаяся в мире из-за распространения коронавируса COVID-19 не только подтвердила негативное отношение общества к пожилым людям, но также создала предпосылки для роста возрастной дискриминации.

Примечания:

1 Аппарат искусственной вентиляции лёгких (аппарат ИВЛ) – это медицинское оборудование, которое предназначено для принудительной подачи газовой смеси (кислород и сжатый осушенный воздух) в лёгкие с целью насыщения крови кислородом и удаления из легких углекислого газа.

2 Грегори Долин – MD, JD, адъюнкт-профессор права и со-директор Центра медицины и права в Университете Балтимора.

Полевые материалы:

ПМА 1 – записано от Шумиловой Г.М. (имя изменено по просьбе респондента), 1940 г.р., г. Москва.

ПМА 2 – записано от Лаврушиной Н.Г. (имя изменено по просьбе респондента), 1938 г.р., г. Химки Московской области.

Интернет-источники:

Агентство социальной информации. Московский депздрав просят не пропагандировать гомеопатию для профилактики коронавируса. (https://www.asi.org.ru/news/2020/03/24/doveritelnii-interval-effektivnoi-profilaktiki-COVID-19-ne-sushestvuet/) (07.04.2020).

Возраст и эйджизм: Пандемия привела к обострению дискуссий (16.04.2020) (http://dobroedelo.org/new/vozrast-i-ejdzhizm-pandemiya-privela-k-obostreniyu-diskussij/?fbclid=IwAR2Nww3-0L4HyCj0HDIkvJ8WZC6seSUgcm-gf-SnxaRYyyhc3CeKHl94VeA).

Дождь (2020) «От коронавируса „Белладонну“ возьмите». Столичные гомеопаты берут по 5000 рублей за консультацию. (https://tvrain.ru/teleshow/vechernee_shou/gomeopaty_berut_po_5000_za_konsultatsiju-504790) (07.04.2020).

И тогда главврач Моргулис телевизор запретил. (https://www.facebook.com/maria.esakova/)(16.04.2020).

Иносми.ру. (2020) Sasapost (Египет): самые популярные и нелепые мифы о борьбе с коронавирусом в мире. (https://inosmi.ru/social/20200319/247081166.html) (07.04.2020).

Колпакова И. (2020) Коронавирус и гомеопатия. (http://www.homeopat.kiev.ua/stati/5525-koronavirus-i-gomeopatiya) (07.04.2020).

Московский комсомолец (2020) За время карантина пожилые люди рискуют лишиться последних копеек. ( https://www.mk.ru/social/2020/03/31/za-vremya-karantina-pozhilye-lyudi-riskuyut-lishitsya-poslednikh-kopeek.html) (07.04.2020).

Национальная служба новостей (2020) Цены неизбежно вырастут. В «Союзе потребителей» о грядущем подорожании продуктов. (https://nsn.fm/society/deneg-menshe-tseny-vyshe-v-souze-potrebitelei-o-gryaduschem-podorozhanii-produktov) (07.04.2020).

Не убивайте мою маму! (13.04.2020) (https://www.facebook.com/maria.esakova/).

ООН. (2002) Доклад второй Всемирной ассамблеи по проблемам старения (Мадрид, 8-12 апреля 2002), Нью-Йорк (https://social.un.org/ageing-working-group/documents/mipaa-ru.pdf) (07.04.2020).

Официальный сайт Мэра Москвы (2020) Москва технически готова к оперативному запуску умной системы контроля соблюдения домашнего режима. (mos.ru/news/item/72153073/) (04.04.2020).

Официальный сайт Мэра Москвы (2020) Коронавирус: новая информация. (https://www.mos.ru/city/projects/COVID-19/) (07.04.2020).

РИА НОВОСТИ. Малышева объяснила, почему назвала коронавирус «чудом чудесным» (2020) (https://ria.ru/20200417/1570189054.html?fbclid=IwAR2RU0RKc58Gq26_d-XFp9ICjAzH5GiN3qnk6MGJ1YayExh8tc1ntLaS-d4).

РИА Новости (2020) СМИ назвали самые нелепые мифы о борьбе с коронавирусом. (https://ria.ru/20200319/1568849888.html).

BBC News (2020) Coronavirus scam: Thieves raid elderly woman’s Oldham home. (https://www.bbc.com/news/uk-england-manchester-52152268) (03.04.2020).

Ageing and ageism in the age of coronavirus and cocooning (15.04.2020) (https://www.rte.ie/brainstorm/2020/0415/1130565-coronavirus-ageing-ageism-cocooning/?fbclid=IwAR2h2bW33BcojBkHcdGth3g56cUr4ySkZfvMuTykNmI77hn-vcUkijopJcc).

British Society of Gerontology calls on Government to reject policy responses to COVID-19 based only on chronological age (20.03.2020) (https://www.britishgerontology.org/DB/latest-news/press-release-from-british-society-of-gerontology-20-march-2020).

Hill A. (2020) Coronavirus scammers targeting vulnerable older people, say police. (https://www.theguardian.com/society/2020/mar/21/coronavirus-scammers-targeting-vulnerable-older-people-say-police) (10.04.2020).

Paramount Bank (2020) Coronavirus Scams Target the Elderly. (https://paramountbank.com/coronavirus-scams/) (06.04.2020).

Toby Young. Has the government overreacted to the Coronavirus Crisis? (31.03.2020) (https://thecritic.co.uk/has-the-government-over-reacted-to-the-coronavirus-crisis/).

Twitter (2020) Blog @anchovy_paste. (https://twitter.com/anchovy_paste/status/1247525234300686347?s=20) (07.04.2020).

Twitter (2020) Blog @LibertyLynx. (https://twitter.com/LibertyLynx/status/1248291942397427712?s=20) (09.04.2020).

Twitter (2020) Blog @MurrayRothbar11. (https://twitter.com/MurrayRothbar11/status/1245674535497629698?s=20) (09.04.2020).

Библиография

Акопян, Л.С. (2014) Страхи пожилых людей города и села, Поволжский педагогический вестник, № 2(3), с. 8–11.

Вахмистров, А.В., Лунин, В.Л. (2008) Гомеопатия при профилактике и лечении острых респираторных вирусных инфекций, Вестник новых медицинских технологий, Т. XV, № 1, с. 86.

Велецкая, Н.Н. (2004) Языческая символика славянских архаических ритуалов, М.: Наука.

Геродот (2004). История. М.: Олма-Пресс/

Глущенко, О.П. (2017) Средства массовой информации как детерминанта психологической тревожности людей пожилого возраста, Общество и право, № 4(62), с. 258–262.

Зеленин, Д.К. (2004) Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1934–1954, М.: Индрик.

Колпина, Л.В. (2015) Геронтологический эйджизм в учреждениях здравоохранения и социальной защиты и направления его преодоления, Научные ведомости. Серия Медицина. Фармация, № 10(207), Вып. 30, с. 144–151.

Корнилова, М.В. (2011) Качество жизни и социальные риски пожилых, Russian Journal of Education and Psychology, № 7(3), с. 76.

Рыбин, В.А. (2020) Эвтаназия. Медицина. Культура: Философские основания современного социокультурного кризиса в медико-антропологическим аспекте. М.: Либроком.

Шургая, М.А., Меметов С.С., Силенко Л.В. (2017) Медико-социальная экспертиза и реабилитация, № 20(2), с. 86–88.

Ярославцева, И.В., Дорохина С.А. (2016) Критическое мышление пожилых людей — жертв мошеннических действий: теоретический и прикладной аспекты исследования, Известия Иркутского государственного университета, Серия: Психология, Т. 15, с. 60–71.

References:

Akopyan, L.S. (2014) Strahi pozhilyh ljudej goroda i sela [Fears of elderly people in cities and villages], Povolzhskij pedagogicheskij vestnik [Volga Pedagogical Bulletin], № 2(3), pp. 8–11.

Gerodot (2004) Istorija [History]. Moscow: Olma-Press.

Glushhenko, O.P. (2017) Sredstva massovoj informacii kak determinanta psihologicheskoj trevozhnosti ljudej pozhilogo vozrasta [Mass media as a determinant of psychological anxiety in the elderly], Obshhestvo i pravo [Society and Law], № 4(62), pp. 258–262.

Jaroslavceva, I.V., Dorohina, S.A. (2016) Kriticheskoe myshlenie pozhilyh ljudej — zhertv moshennicheskih dejstvij: teoreticheskij i prikladnoj aspekty issledovanija [Critical thinking of elderly people – victims of fraudulent activities: theoretical and applied aspects of research], Izvestija Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta, Serija: Psihologija [Bulletin of Irkutsk State University, Series: Psychology], Vol. 15, pp. 60–71.

Kolpina, L.V. (2015) Gerontologicheskij jejdzhizm v uchrezhdenijah zdravoohranenija i social’noj zashhity i napravlenija ego preodolenija [Gerontological ageism in healthcare and social protection institutions and directions for overcoming it], Nauchnye vedomosti. Serija Medicina. Farmacija [Scientific Bulletin. Medicine series. Pharmacy], № 10(207), Issue 30, pp. 144–151.

Kornilova, M.V. (2011) Kachestvo zhizni i social’nye riski pozhilyh [Quality of life and social risks of the elderly], Russian Journal of Education and Psychology [Russian Journal of Education and Psychology], № 7(3), pp. 76.

Rybin, V.A. (2020) Jevtanazija. Medicina. Kul’tura: Filosofskie osnovanija sovremennogo sociokul’turnogo krizisa v mediko-antropologicheskim aspekte [uthanasia. The medicine. Culture: Philosophical foundations of the modern socio-cultural crisis in the medical and anthropological aspect]. Moscow: Librokom.

Shurgaja, M.A., Memetov, S.S., Silenko, L.V. (2017) Mediko-social’naja jekspertiza i reabilitacija [Medical and social examination and rehabilitation], № 20(2), pp. 86–88.

Vahmistrov, A.V., Lunin, V.L. (2008) Gomeopatija pri profilaktike i lechenii ostryh respiratornyh virusnyh infekcij [Homeopathy in the prevention and treatment of acute respiratory viral infections], Vestnik novyh medicinskih tehnologij[Bulletin of new medical technologies], Vol. XV, № 1, p. 86.

Veleckaja, N.N. (2004) Jazycheskaja simvolika slavjanskih arhaicheskih ritualov [Pagan symbolism of Slavic archaic rituals], Moscow: Nauka.

Zelenin, D.K. (2004) Izbrannye trudy. Stat’i po duhovnoj kul’ture 1934–1954 [Selected Works. Articles on Spiritual Culture 1934–1954], Mosow: Indrik.