ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА

© 2019 Валентина Ивановна ХАРИТОНОВА

МАиБ – 2(18) 2019


DOI: https://doi.org/10.33876/2224-9680/2019-2-18/13

Ссылка при цитировании

Харитонова В.И. (2019) Гуманитаризация образования современного медицинского работника, Медицинская антропология и биоэтика, № 2(18).


Валентина Ивановна Харитонова –

доктор исторических наук,

главный научный сотрудник,

зав. центром медицинской антропологии

Института этнологии и антропологии

им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН

(Москва)

https://orcid.org/0000-0003-2280-8185

Email: medanthro@mail.ru


Ключевые слова: гуманитаризация образования, медицинская антропология, биоэтика, врач, клиническая психология, социальный работник, традиционная медицина, традиционная медицинская система (ТМС), народная медицина, народное целительство

Аннотация: Автор рассматривает вопрос об особенностях современной подготовки врачей и других специалистов в сфере медицины, о гуманитаризации этой подготовки в медицинских вузах и возможностях дополнительного образования через вспомогательные школы, в частности школы медицинской антропологии и биоэтики, а также специализированные конференции и симпозиумы, которые организуются и проводятся Центром медицинской антропологии ИЭА РАН совместно с Ассоциацией медицинских антропологов (Россия) и медицинскими университетами Москвы. Как пример анализируется работа двух школ МАиБ, прошедших в 2019 году – XV и XVI, которые были организованы для студентов МГМСУ им А.И. Евдокимова (на одну школу были приглашены студенты старших курсов стоматологического отделения, на другую – младших курсов факультета клинической психологии и факультета социальной работы).


*Публикуется в соответствии с планом научно-исследовательских работ Института этнологии и антропологии РАН


Гуманитаризация медицинского образования – одна из важнейших проблем подготовки медицинских специалистов в нашей стране (Моисеев 2013). Как показывает работа специализированных секций на наших ежегодных международных симпозиумах и на отдельных семинарах, посвященных проблемам образования, именно этот аспект в работе медицинских университетов стал в последние годы особенно актуальным. Преподаватели гуманитарных кафедр свидетельствуют о том, что часы гуманитарных дисциплин из года в год сокращаются, а самих дисциплин просто не хватает (Харитонова 2017). Так, например, практически нигде не читается курс медицинской антропологии (Михель 2013; Харитонова, Михель 2012), которая уже давно перестала быть даже в нашей стране чем-то необычным и новым, а в читаемых в медицинских университетах курсах общей антропологии не находится места ее социокультурным аспектам (см.. например: Шарайкина и др. 2013); не читаются информационно-образовательные курсы по традиционным медицинам, которые в виде традиционных медицинских систем (ТМС) сейчас чрезвычайно активно распространяются в мире, а в России наблюдается этап их не только стихийного, но уже организованного внедрения; знакомство с состоянием народной медицины и с порожденным в 1990-е годы «народным целительством» тоже не считается обязательным (см. подробно: Харитонова 2014). Ссылки администраций университетов на то, что студентам читаются курсы истории медицины, мягко говоря, не совсем корректны: если в этих курсах и есть упоминание о таких разделах, то оно довольно эфемерно и мимолетно.

Преподаватели гуманитарных кафедр часто пытаются выйти из этого положения самостоятельно – не надеясь добиться от администрации увеличения часов на свои курсы или включения дополнительных дисциплин в программу образования (даже элективно): они организуют кружки по интересам для студентов, желающих познакомиться с несколько экзотическими для привычного медицинского образования медицинскими системами, практиками и методами (что существует, например, в МГМСУ им. А.И. Евдокимова при кафедре философии, биомедэтики и гуманитарных наук, руководимой проф., д.филос.н. В.И. Моисеевым), или создают структуры при университетах, где уже дипломированным специалистам предлагается дополнительное образование – по такому пути пошел, например, Первый МГМУ им. И.М. Сеченова (Научно-практический центр традиционных медицинских систем).

Специалисты Центра медицинской антропологии1, ставшего в 2013 году инициатором создания Ассоциации медицинских антропологов (Россия) (см.: Харитонова 2013), объединились в этой некоммерческой организации с представителями различных медицинских университетов, гуманитарных факультетов вузов иного профиля, а также учеными других образовательных организаций, а также академических научно-исследовательских, что позволило предложить варианты совместной работы по гуманитаризации медицинского образования, включая дополнительную подготовку, будущим специалистам в области медицины. В данном случае мы не ставим своей целью готовить профильных специалистов в области медицинской антропологии и биоэтики (что, естественно, представлено в задачах ЦМА и АМА, – см.: Харитонова 2016; 2018; Kharitonova 2018), речь идет только об образовательно-просветительской работе и выработке некоторых навыков, необходимых специалистам, практикующим в различных медицинских и социальных областях.

Школы МАиБ существуют на базе ИЭА РАН более 13 лет (Харитонова 2012) – первая состоялась 2006 году. Изначально они проводились в виде конференций, иногда с дополнительными научно-практическими семинарами, включавшими даже экспериментальные исследования (Харитонова 2006). Работы школ-конференций сопровождались изданиями сборников статей (см., например: Проблемы… 2009). С 2012 года школы МАиБ стали проводиться в ином варианте: они работали непосредственно для студентов медицинских университетов и аспирантов гуманитарных академических институтов, как правило, дважды в год – весной и осенью – предлагая ознакомительные гуманитарные программы. Изначально в некоторых случаях к проведению школ были приурочены кастинги по Программе Международного центра Фогарти (Fogarty International Center) в Университете Кейс Вестерн Резерв (Case Western Reserve University), г. Кливленд, США (Харитонова 2013).

В 2019 г. на базе ИЭА РАН (сотрудниками ЦМА совместно с МГМСУ им. А.И. Евдокимова) были проведены 2 школы МАиБ (для отдельных групп старших курсов стоматологического факультета; для студентов младших курсов факультета клинической психологии и факультета социальной работы).

Школы традиционно работали под патронажем Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН (ИЭА РАН), Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И. Евдокимова (МГМСУ), Ассоциации медицинских антропологов. Помощь в их работе в этот раз была оказана также Российской Ассоциацией врачей традиционной медицины, президентом которой является член-корр. РАН, д.м.н., проф. Владимир Николаевич Ярыгин.

В задачи XV-й международной школы медицинской антропологии и биоэтики, работавшей 13 и 14 ноября, входило знакомство студентов с традиционными медицинами и традиционными медицинскими системами (ТМС), а также антропологической наукой – многообразием исследовательских направлений в антропологии, спецификой медицинской антропологии, сферами деятельности ее специалистов.

В первый день студенты участвовали в работе научной конференции «Традиционные медицины: особенности интеграции в современном мире». Это несколько изменило формат как самой конференции, так и школы. Первый круглый стол (фактически пленарное заседание конференции) был сориентирован на общение со студентами, поэтому доклады участников отчасти были переведены в лекционный формат с общением со студентами после каждого выступления. Речь шла о традиционной китайской медицине (в т.ч. об особенностях подготовки специалистов ТКМ в самом Китае – Ли Сянмей: КНР), ее продвижении (как ТМС) на российский рынок (член-корр. РАН, д.м.н., проф. Н.В. Ярыгин), о развитии этого медицинского профиля в нашей стране  и о переподготовке и дополнительном образовании российских медиков для получения квалификации врача китайской традиционной медицины.

Выступающие также осветили аспекты истории ТКМ в России (д.м.н., проф. И.А. Миненко), рассказали о формировании у нас в стране иглорефлексотерапии (д.м.н., проф. В.В. Малаховский). Одним из подробно рассмотренных вопросов стало лекарственное обеспечение ТКМ в КНР, естественно, с акцентом на специфику местной фитотерапии и особенности современной подготовки препаратов (к.фарм.н., доц. Л.А. Павлова).

Студентам были разъяснены некоторые аспекты медицинского законодательства в Китае, характер сочетания биомедицины и ТКМ на уровне государственного здравоохранения. Собравшимся был также предложен своеобразный практикум для лечения спортивных травм методами китайской традиционной медицины (проф. Ма Чань-чунь: КНР).

Надо заметить, что в МГМСУ им. А.И. Евдокимова в настоящее время есть возможность получить дополнительное образование в области ТКМ, о чем говорил проф. Н.В. Ярыгин, зав. кафедрой травматологии, ортопедии и медицины катастроф МГМСУ, который является также президентом Ассоциации врачей традиционной китайской медицины в России. Для многих студентов такой вариант дополнительного образования становится всё более привлекательным, поскольку ТКМ довольно широко распространилась в РФ не только в виде уже принятой биомедициной рефлексотерапии (в первую очередь как восстановительной / реабилитационной медицины), но и в варианте современной ТМС, которая активно внедряется в практику здоровьесбережения в разных странах мира, где позволено профессиональным врачам применять методы КТМ, если они имеют соответствующее дополнительное образования (как правило, полученное в Китае). Россия следует фактически по тому же пути.

Вторая половина дня была посвящена проблемам интеграции медицинских систем, практик и методов в России и других странах мира. Прозвучавшие выступления позволили студентам познакомиться с тем, что собой представляют традиционные медицины в иных вариантах, отличных от ТКМ. Им была представлена еще одна современная ТМС, которая сформировалась в Индии на основе традиционной Аюрведы. Именно она – наряду с традиционной китайской медициной – сейчас наиболее активно распространяется в России и мире, адаптируясь к современному здравоохранению, и именно на ее базе, как и на базе ТКМ, у нас уже пытаются готовить специалистов разного уровня. Известно, что В России в довольно большом количестве работают индийские «тераписты», получившие в своей стране специализированное образование. С ними, как и с китайскими врачами, нынешним выпускникам медицинских университетов приходится сталкиваться в их практике. Учитывая особенности современной ситуации в здоровьесбережении и здравоохранении, наши школы МАиБ ставят важнейшей своей задачей не просто знакомство слушателей с особенностями ТМС, но и освещение современного положения с распространением таких медицинских систем в стране и мире, информировании об их законодательном статусе, ближайших перспективах развития. Слушатели получают также сведения о возможностях дополнительной подготовки на основе профильного медицинского образования.

Сведения о традиционной медицине, более века существующей у нас в стране в варианте тибето-бурятской ветви, были также полезны для будущих врачей: им было рассказано о том, как в разное время эта медицина интегрировалась в советское и российское здравоохранение, что она представляет собой на территории современной Бурятии сейчас и насколько оказалась распространенной в нашей стране и за ее рубежами.

Несколько выступлений дали студентам представление о некоторых экзотических медицинских практиках, довольно широко известных в латиноамериканских странах и частично представленных в современном российском здоровьесбережении. Речь шла о перуанской медицине, которая стала в последние полвека популярна не только на своем континенте: в последние годы она начала проникать в России, куда приезжают курандеро (лекари, которых у нас часто именуют шаманами) из Перу. Россияне же, как и жители других стран мира, активно включились в медицинский и своеобразный этнокультурный туризм, отправляясь на сессии приема аяуаски в центры интегративной медицины Перу и к тамошним курандеро, практикующим частным образом. В выступлениях речь шла и о трансформациях перуанского здравоохранения, его особенностях в вопросах интегрирования практики профессиональных врачей и местных представителей народной медицины. Надо отметить, что тема перуанской народной медицины в настоящее время неотделима от различных дискуссий о применении в практике курандеро галлюциногенных растительных средств, которые в перуанской традиции считаются безопасными лекарственными препаратами. Этот аспект был прокомментирован специалистом из МГМСУ к.м.н., доцентом кафедры внутренних болезней А.Н. Приваловым, объективно представившем ситуацию с латиноамериканской экзотикой.

Не менее экзотичным был рассказ о трансформации кубинской медицины в XXI веке. Известно, что уровень здравоохранения в Республике Куба считается одним из наиболее продвинутых в современном мире. Тем не менее и там биомедицина сосуществует с традиционными народными практиками, особенно магико-мистического характера, с чем местное население не желает расставаться.

В финале этого дня студентам было предложено (онлайн) выступление из Шауляя (Литва) с рассказом об особенностях неконвенциональной медицины в современной Литве и попытках законодательного оформления этой сферы здоровьесбережения.

На следующий день, 14 ноября, в ИЭА РАН студенты XV и XVI Школ медицинской антропологии и биоэтики вместе слушали лекции на территории Института славяноведения (пришлось позаимствовать у коллег их более вместительный, чем наши, зал для проведения общих лекций, так как слушателями школы в первой половине этого дня были в общей сложности около сотни студентов).

Преподавание было организовано так, чтобы студенты могли получить общее представление об антропологии в целом, медицинской антропологии как особом научном направлении и как сфере практической деятельности в разных странах мира, об особенностях систем здравоохранения и здоровьесбережения. Во второй половине дня им были предложены, наряду с лекциями, мастер-классы и интерактивные семинары, позволяющие расширить круг представлений о работе психологов и социальных работников, получить определенный психологический опыт работы в различных ситуациях.

14 ноября в первой половине дня слушатели знакомились с особенностями современной антропологической науки – лекция директора ИЭА РАН и зав. каф. этнологии исторического ф-та МГУ им. М.В. Ломоносова, д.и.н., проф. Д.А. Функа «Антропология как многопрофильная наука в современном мире». О возникновении и развитии медицинской антропологии как науки на Западе говорилось в лекции д.филос.н., проф. каф. гуманитарных дисциплин РАНХиГС Д.В. Михеля «Медицинская антропология как научное направление».

О специфике медицинской ситуации (здравоохранение и здоровьесбережение; конвенциональная и неконвенциональная медицина и ее составляющие) в современной России и мире с позиции медицинской антропологии говорила в своей лекции «Медицина или медицины? Медицинская антропология о ситуации в российском здоровьесбережении и здравоохранении» зав. Центром медицинской антропологии ИЭА РАН, д.и.н., к.ф.н. В.И. Харитонова.

Антропологическая часть занятий сопровождалась походом студентов в Этнографический музей ИЭА РАН, где для них провела интереснейшую экскурсию зав. Этнографическим кабинетом-музеем им. Н.Н. Чебоксарова к.и.н. Христина Михайловна Турьинская.

Музей с не меньшим интересом осмотрели и китайские врачи традиционной медицины, которые участвовали в работе второй части школы, где они не только прочитали лекции, но и провели (проф. Цао Дамин) обучающий мастер-класс по профилактике и лечению хронических заболеваний.

Большой интерес студентов разных специализаций и курсов, равно как и китайских коллег, вызвала лекция по проблемам иммунологии, прочитанная к.м.н., доц. Марком Васильевичем Головизниным «Иммунология от Мечникова до наших дней: между витализмом и точной наукой». Эта лекция позволила увидеть взаимосвязи между современной биомедициной и традиционными, в первую очередь восточными, медицинами, а также представлениями о сущности человека, его здоровье/болезни, возможностях коррекции состояний.

Блок занятий китайских специалистов открыл проф. китайской традиционной медицины Сы Хуайчжоу лекцией «Реформирование традиционной китайской медицины на рубеже 50-х годов ХХ в.», из которой студенты узнали много нового, порой неожиданного для себя о том, как народная и традиционная медицина стали основой современной ТМС, которая легко распространяется по всему миру. Проф. Сы Хуайчжоу, много сделавший для развития медицины в Китае и продвижения ТКМ в другие страны мира, много лет проживает в России и работает здесь как практикующий доктор, являясь главным специалистом Центра по развитию и применению китайской медицины (Москва). Параллельно этой работе, он занимается научными исследованиями и переводами китайских медицинских трудов на русский язык.

Его коллега Цао Дамин – врач, приехавший из Хэнаньского университета Традиционной китайской медицины, и также периодически практикующий в Москве в Центре по развитию и применению китайской медицины, познакомил студентов с основами ТКМ – специфическими представлениями врачей традиционной медицины о человеческом организме и его функционировании, о возможностях корректировать состояния организма. Далее он предложил собравшимся практикум «Технологии ТКМ для самостоятельной профилактики и для лечения хронических заболеваний». Надо отметить, что эта часть занятий вызвала бурный интерес не только студентов, но и примкнувших к ним сотрудников института и преподавателей университета.

Этот день был завершающим для слушателей XV Школы МАиБ.

15 ноября – второй день работы XVI-ой школы МАиБ – был наполнен интерактивными семинарами; такую форму общения студенты обычно воспринимают с большим энтузиазмом и с удовольствием участвуют в них.

Занятия, ориентированные на тех слушателей, которые наиболее близки к специализации школы (это, напомню, были студенты факультетов клинической психологии и социальной работы МГМСУ им. А.И. Евдокимова), начались с лекции единственного пока в нашей стране активно работающего в своей области в России и в Италии специалиста в практической сфере медицинской антропологии доцента кафедры этнологии исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, получившего двойное образование (в России и Италии), к.и.н. и PhD Марины Николаевны Бахматовой. Лекция «Прикладные аспекты медицинской антропологии в европейской системе здравоохранения» позволила студентам погрузиться в особенности и специфику работы, осознать степень сложности практики медицинского антрополога.

Далее последовали занятия, ориентированные непосредственно на профессиональную деятельность клинических психологов и социальных работников. Лекцию с элементами интерактивного семинара «Куклотерапия поведенческих расстройств для пациентов пожилого возраста» предложила студентам к.и.н. С.Д. Колдман. Многочисленные куклы «разных возрастов» их не совсем привычным видом вызвали большой интерес и множество вопрос по практики использования такого инструмента в социальной работе.

Следующую лекцию – разговор со слушателями на сложную и тяжелую тему «Психологическое сопровождение перинатальных потерь» предложила Н.А. Купряшина, клинический психолог многопрофильного госпиталя «Перинатальный медицинский центр» Группы компаний «Мать и Дитя»; преподаватель Института практической психологии НИУ ВШЭ (Москва). Для преимущественно женской студенческой аудитории этот разговор-инструктаж, фактически, по профилю их будущей работы был нужным и важным.

Во второй половине дня последний цикл занятий начался онлайн лекцией «Проблемы профессиональной медицинской этики в болгарском здравоохранении», которую прочитала из Софии (Болгария) Илияна Янева-Балабанска – MD, PhD; к.фарм.н., доц., сотрудница Национального центра общественного здоровья и анализа. Лектор поделилась сведениями о частом нарушении медицинской этики в среде медицинских работников Болгарии и предложила обсудить эти и схожие проблемы на другой части занятия – интерактивном семинаре. Для такого специального разговора, в том числе об аналогичных проблемах в российском здравоохранении, было выделено время. Семинарскую часть провели совместно И. Янева-Балабанска (онлайн) и В.И. Харитонова (в зале).

Последовавшие за этим интерактивные семинары были ориентированы на практическую работу будущих психологов и соцработников. Первый из них провел к.б.н. А.Б. Николаев, директор Научно-практического института физиологии мышления. Тема «Полезная физиология: психоэмоциональное напряжение с позиции теории функциональной системы» была представлена слушателям, как и в случае предыдущего занятия, с вводной лекционной частью.

Еще одно занятие провел со студентами В.П. Графский, преподаватель МГППУ, методист ФГБУ «Федеральный институт медиации». Он предложил слушателям очень нужный разговор на тему «Медиация как средство разрешения споров в сфере медицинских услуг».

Медиация – довольно новая в российской практике сфера деятельности, представители которой занимаются разрешением конфликтов различного рода с привлечением нейтральной стороны – посредника. Такого рода услуги появились в США, но больше они использовались в сфере права. «Как известно, в США (одной из первых стран, где медиация начала широко развиваться как альтернативная форма разрешения споров в судах) первыми медиаторами стали юристы – судьи, адвокаты и т.п. В России же первыми медиаторами стали психологи. Эффективно могут работать и те, и другие» (Аллахвердова 2012: 56).  В сфере же медицинских услуг деятельность специалистов этого профиля во многом сближается с практической работой медицинских антропологов.

Последний интерактивный семинар провела для наших слушателей аспирантка ЦМА ИЭА РАН Л.С. Герасимова. Она рассказала студентам о влиянии коррекционных медитативных методик на социальную адаптацию, сопроводив лекционную часть небольшим тренингом.

Работа школы завершилась выдачей сертификатов.

После того как уставшие студенты отправились отдыхать, преподаватели школы подвели итоги работы, дискутируя об особенностях организации такого рода обучения.

Примечания:

1 До 2015 г. это была группа медицинской антропологии.

Библиография

Аллахвердова, О.В. (2012) Обучение медиаторов и формирование компетенций, Вестник СПбГУ, Сер. 16, Вып. 3, c. 50–59.

Михель, Д.В. (2013) Программа курса «Медицинская антропология» социально-гуманитарного факультета Саратовского государственного технического университета, Медицинская антропология и биоэтика, № 1(5) (https://medanthro.ru/?page_id=1293) (01.10.2019).

Моисеев, В.И. (2013) О принципах медико-гуманитарного образования, Медицинская антропология и биоэтика, № 2(6)

(https://medanthro.ru/?page_id=1703) (01.10.2019).

Научно-практический центр традиционных медицинских систем (https://www.sechenov.ru/univers/structure/center/traditional-medical-systems/) (01.10.2019).

Проблемы сохранения здоровья в условиях Севера и Сибири: Труды по медицинской антропологии (2009), Харитонова, В.И. (отв. ред.), М.: ИЭА РАН, НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН.

Харитонова, В.И. (2006) Летняя школа медицинской антропологии «Проблемы интеграции медицинских систем», Этнографическое обозрение Online, ноябрь (http://journal.iea.ras.ru/online) (01.10.2019).

Харитонова, В.И. (2012) Четвертая школа медицинской антропологии и биоэтики (25-30 октября 2012 года, Москва, ИЭА РАН), Медицинская антропология и биоэтика, № 2(4) (https://medanthro.ru/?page_id=1329) (01.10.2019).

Харитонова, В.И. (2013) Ассоциация медицинских антропологов (АМА) в России: 5 июля 2013 г., Медицинская антропология и биоэтика, № 2(6) (https://medanthro.ru/?page_id=1697) (01.10.2019).

Харитонова, В.И. (2013а) Международные школы медицинской антропологии и биоэтики: 2013 г., Медицинская антропология и биоэтика, № 2(6) (https://medanthro.ru/?page_id=1744) (01.10.2019).

Харитонова, В.И. (2014) Неконвенциональная медицина в современной России, Медицинская антропология и биоэтика, № 1(7) (https://medanthro.ru/?p=2017%C2%A0) (01.10.2019).

Харитонова, В.И. (2016) Образовательно-профессиональные аспекты обеспечения здоровьесбережния, Медицинская антропология и биоэтика, № 1(11) (https://medanthro.ru/?page_id=2691) (01.10.2019).

Харитонова, В.И. (2018) Подготовка медицинских антропологов в России: проблемы и перспективы, Сибирские исторические исследования, № 1, с. 103–116. DOI: 10.17223/2312461X/19/8.

Харитонова, В.И. (2019) Проблемы здравоохранения и здоровьесбережения в современных исследованиях, Медицинская антропология и биоэтика, № 1(17) (https://medanthro.ru/?page_id=4184) (01.10.2019).

Харитонова, В.И., Михель, Д.В. (2012) Медицинская антропология как вузовская дисциплина в России, Медицинская антропология и биоэтика, № 2(14) (https://medanthro.ru/?page_id=1121) (01.10.2019).

Шарайкина, Е.П., Синдеева, Л.В., Пешков М.В. (2013) Особенности образовательной программы «Антропология» для студентов специальности 030400.65. «Клиническая психология», Медицинская антропология и биоэтика, № 2(6) (https://medanthro.ru/?page_id=1711) (01.10.2019).

Kharitonova, V. (2018) Medical anthropologists in the social practice and science, Българскосписание за обществено здраве, Vol. Х, No 2, pp. 26–37.  (http://ncphp.government.bg/files/spisanie/2-2018-bgJournal-NCPHA.pdf)

(01.10.2019).

References

Allahverdova, O.V. (2012) Obuchenie mediatorov i formirovanie kompetencij [Training of mediators and the formation of competencies], Vestnik SPbGU [Bulletin of St. Petersburg State University], Series 16, Issue 3, pp. 50–59.

Kharitonova, V.I. (2006) Letnjaja shkola medicinskoj antropologii «Problemy integracii medicinskih sistem» [Summer School of Medical Anthropology “Problems of Integration of Medical Systems”], Jetnograficheskoe obozrenie Online [Ethnographic Review Online], November (http://journal.iea.ras.ru/online) (01.10.2019).

Kharitonova, V.I. (2012) Chetvertaja shkola medicinskoj antropologii i biojetiki [The Fourth School of Medical Anthropology and Bioethics (October 25–30, 2012)], Moscow, IEA RAS), Medicinskaja antropologija i biojetika [Medical anthropology and bioethics], No 2(4) (https://medanthro.ru/?page_id=1329) (01.10.2019).

Kharitonova, V.I. (2013) Associacija medicinskih antropologov (AMA) v Rossii [Association of Medical Anthropologists (AMA) in Russia: July 5, 2013], Medicinskaja antropologija i biojetika[Medical anthropology and bioethics], No 2(6) (https://medanthro.ru/?page_id=1697) (01.10.2019).

Kharitonova, V.I. (2013а) Mezhdunarodnye shkoly medicinskoj antropologii i biojetiki: 2013 [International schools of medical anthropology and bioethics: 2013], Medicinskaja antropologija i biojetika [Medical anthropology and bioethics], No 2(6) (https://medanthro.ru/?page_id=1744) (01.10.2019).

Kharitonova, V.I. (2014) Nekonvencional’naja medicina v sovremennoj Rossii [Inconventional medicine in modern Russia], Medicinskaja antropologija i biojetika [Medical anthropology and bioethics], No 1(7) (https://medanthro.ru/?p=2017%C2%A0) (01.10.2019).

Kharitonova, V.I. (2016) Obrazovatel’no-professional’nye aspekty obespechenija zdorov’esberezhnija [Educational and professional aspects of ensuring health], Medicinskaja antropologija i biojetika[Medical anthropology and bioethics], No 1(11) (https://medanthro.ru/?page_id=2691) (01.10.2019).

Kharitonova, V. (2018) Medical anthropologists in the social practice and science, B»lgarsko spisanie za obshtestveno zdrave [Bulgarian write-off for public health], Vol. Х, No 2, pp. 26–37.  (http://ncphp.government.bg/files/spisanie/2-2018-bgJournal-NCPHA.pdf) (01.10.2019).

Kharitonova, V.I. (2018) odgotovka medicinskih antropologov v Rossii: problemy i perspektivy [Training of medical anthropologists in Russia: problems and prospects], Sibirskie istoricheskie issledovanija [Siberian Historical Research], No 1, pp. 103–116. DOI: 10.17223/2312461X/19/8.

Kharitonova, V.I.  (2019) Problemy zdravoohranenija i zdorov’esberezhenija v sovremennyh issledovanijah [Health problems and health conservation in modern research], Medicinskaja antropologija i biojetika [Medical anthropology and bioethics], No 1(17) (https://medanthro.ru/?page_id=4184) (01.10.2019).

Kharitonova, V.I., Michel, D.V.  (2012) Medicinskaja antropologija kak vuzovskaja disciplina v Rossii [Medical anthropology as a university discipline in Russia], Medicinskaja antropologija i biojetika[Medical anthropology and bioethics], No2(14) (https://medanthro.ru/?page_id=1121) (01.10.2019).

Michel, D.V. (2013) Programma kursa «Medicinskaja antropologija» social’no-gumanitarnogo fakul’teta Saratovskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta [Medical anthropology course program, Faculty of Social Sciences and Humanities, Saratov State Technical University], Medicinskaja antropologija i biojetika [Medical anthropology and bioethics], No 1(5) (https://medanthro.ru/?page_id=1293) (01.10.2019).

Moiseev, V.I. (2013) O principah mediko-gumanitarnogo obrazovanija [On the principles of medical and humanitarian education], Medicinskaja antropologija i biojetika [Medical anthropology and bioethics], No 2(6) (https://medanthro.ru/?page_id=1703) (01.10.2019).

Nauchno-prakticheskij centr tradicionnyh medicinskih sistem [Scientific and Practical Center for Traditional Medical Systems] (https://www.sechenov.ru/univers/structure/center/traditional-medical-systems/) (01.10.2019).

Problemy sohranenija zdorov’ja v uslovijah Severa i Sibiri: Trudy po medicinskoj antropologii[Problems of maintaining health in the North and Siberia: Proceedings in medical anthropology](2009), Kharitonova, V.I. (ed.), Moscow: IEA RAS, Research Institute of medical problems of the North SB RAMS.

Sharaikina, E.P., Sindeeva, L.V., Peshkov M.V. (2013) [Features of the Anthropology educational program for students of specialty 030400.65. «Clinical psychology»], Osobennosti obrazovatel’noj programmy «Antropologija» dlja studentov special’nosti 030400.65. «Klinicheskaja psihologija», Medicinskaja antropologija i biojetika [Medical anthropology and bioethics], No 2(6) (https://medanthro.ru/?page_id=1711) (01.10.2019).