© 2019 Сергей Викторович ЛЕЛЮХИН
МАиБ 2019 – № 2 (18)
DOI: https://doi.org/10.33876/2224-9680/2019-2-18/05
Ссылка при цитировании:
Лелюхин С.В. (2019). Типология врачей в зависимости от их отношения к непрерывному медицинскому образованию. Медицинская антропология и биоэтика, 2(18).
кандидат социологических наук,
доцент;
заместитель директора
по учебно-методической работе
АНО ДПО «Научно-образовательный
центр «Компас»»,
(Саратов)
https://orcid.org/0000-0002-2919-9506
E-mail: s.lel@list.ru
Ключевые слова: непрерывное медицинское образование, компьютерное обучение, российские врачи, Юг России, формы капиталов П. Бурдьё
Аннотация: В статье рассмотрены профессиональные перспективы российских врачей на основе проведения нарративного интервью с информантами (N=7), работающими в шести регионах Юга России. Выявлено четыре типа врачей по особенностям их поведения в отношении к непрерывному медицинскому образованию. Для интерпретации полученных результатов автор использует теорию формы капиталов П. Бурдьё.
(От Редакции)
Работа Сергея Викторовича Лелюхина об особенностях современного непрерывного медицинского образования и об отношении к нему со стороны различных групп врачей публикуется в разделе «Дискуссии» с расчетом на то, что специалисты присоединятся к обсуждению этой насущной темы в нашем здравоохранении, высказав свое мнение или предложив журналу собственные исследования по той же (либо близкой) теме.
Введение
Переход к непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию осуществляется в Российской Федерации с 1 января 2016 года согласно Федеральному закону от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В стране доминирует консервативное отношение врачей к новым правилам учёбы (Петрова 2015), а применение цифровых технологий в медицинском образовании сдерживается низкой активностью врачей в Интернете. Любые инновации встречаются воздвигаемыми самими врачами барьерами: опасениями, предрассудками и переоценкой рисков, и чем дальше от мегаполиса, тем меньше пользователей Интернета, и чем старше россиянин, тем менее вероятно его «продвинутость» в Интернете (Чемезов, Царькова и др. 2015).
Аккредитация специалистов, как процедура определения их соответствия требованиям к квалификации медицинского работника, заменила сертификацию, которая превратилась в чистую формальность, поскольку повсеместно обучение вместо месяца сокращается до одного дня, а новый сертификат автоматически выдаётся взамен старого (Присяжнюк 2011).
В дополнительном профессиональном образовании в сфере здравоохранения происходят большие изменения, и эта ситуация объясняет, почему текущие результаты перехода к аккредитации специалиста выбраны нами в качестве исследовательской проблемы. Врачи, получившие сертификат специалиста после 1 января 2016 года, стали объектом исследования, а его предметом стало изучение действий профессионалов, предпринимаемых ими в условиях трансформации системы. Подобный фокус исследовательского интереса характерен для неовеберианского подхода, в рамках которого изучаются различные, включая конфликтные, аспекты отношений между государством, рынком, профессиями и гражданами (Романов, Ярская-Смирнова 2009).
В качестве метода исследования использовались нарративные интервью, которые были взяты в декабре 2019 года. Среди информантов, подбиравшихся методом «снежного кома» (N=7), были сотрудники медицинских организаций, контролирующие процесс повышения квалификации врачей. Из семи информантов шесть – начальники отделов кадров и один главный врач. Территориально информанты работают в 6 регионах Юга России: Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия – Алания, Чеченская Республика, Краснодарский край, Ставропольский край и Ростовская область.
В интерпретации полученных результатов я опирался на теорию формы капиталов П. Бурдьё (Бурдьё 2002). Она позволяет описывать систему социальных взаимодействий и отношений между человеком и властью, и была использована для понимания того, в какой форме и в каком состоянии капитал оказывает воздействие на происходящий процесс.
Исследование и его результаты
При исследовании были выделены 4 типа врачей, значимо различающихся своим отношением к непрерывному медицинскому образованию.
Первый тип врачей – «фрустрирующие». Они до сих пор тщетно ожидают, что останется сертификация. Они надеются, «что всё отменится» (интервью 3), они «не принимают всё новое, потому что для них легче один раз за пять лет пройти обучение, чем каждый год напрягаться, зарабатывая баллы» (интервью 6). Такое поведение характерно для врачей старшего поколения, которые до сих пор в своём большинстве даже не зарегистрированы на Портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования.
Второй тип врачей – «смирившиеся»: состоит как из молодых специалистов, «доктора молодого состава, не охотно, но понимают, что возврата к старой системе, скорее всего, не будет» (интервью 3), так и из врачей с большим стажем работы, которым «не оставили выбора, и они “скрипя зубами” вынуждены принять новый порядок» (интервью 4). Они не активны на Портале, но и не отказываются от обучения в рамках непрерывного образования.
Третий тип врачей – «скептики». Хотя они активны в обучении, но фокусированы на недостатках новой системы. Во-первых, они не считают справедливым подход к оцениванию ряда образовательных мероприятий в зачетных единицах. По их мнению, среди мероприятий «есть совершенно никакие конференции, посещение которых дает 12–14 баллов, а есть солидные съезды с колоссальным объемом важнейшей информации, а там число баллов меньше в два раза» (интервью 2). Во-вторых, они отмечают, что до сих пор у них нет чёткого понимания того, как будет проходить «сама аккредитация в специальных центрах после набора необходимых баллов» (интервью 1).
Четвёртый тип врачей – «активисты», которые прошли обучение уже не на одном цикле повышения квалификации на Портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования, получили положительный опыт и не страшатся произошедших изменений в системе дополнительного профессионального образования медицинских работников. Во время обучения они «находят ответы на интересующие их вопросы и применяют полученные знания в своей работе» (интервью 1). Некогда негативное отношение становится позитивным, как это отмечено в интервью: «Когда всё в учёбе прошло успешно, то и отношение поменялось, стало спокойнее» (интервью 4).
Участвуя в системе непрерывного медицинского образования, врачи создают своё профессиональное портфолио. Согласно теории формы капиталов П. Бурдьё, оно становится культурным капиталом в институализированном состоянии. На Портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования преобладают платные образовательные программы, для обучения необходимы инвестиции, то есть конвертация экономического капитала в культурный капитал. Как отмечено П. Бурдьё, «образовательная система как один из инструментов воспроизводства, поддерживаемая унифицированным рынком квалификаций, увеличивает значение культурного капитала в сфере социальной репродукции, создаёт барьеры для непосредственной (или простой) конверсии экономических или социальных активов в культурные» (Bourdieu 1990). После прохождения процедуры аккредитации врач получит «Свидетельство об аккредитации». Оно будет маркером его компетентности, свидетельством его соответствия требованиям к квалификации. И тогда приобретённый культурный капитал будет функционировать как символический капитал.
На этом конвертации капитала не завершатся. Трансмиссия культурного капитала, подтверждённая в категориях, легитимизированных образовательной квалификацией, даст право доступа к ценностным позициям (Мантерыс 2019: 38), обретению экономического капитала.
Таким образом, врачи первого типа, «фрустрирующие», как и врачи второго и третьего типов, «смирившиеся» и «скептики», в случае если они не изменят своего отношения к системе непрерывного медицинского образования, рискуют лишиться доступа к профессиональной деятельности. Они не смогут обрести культурный капитал и получить доступ к работе, к капиталу экономическому. Выйти из этой ситуации они смогут только став «активистами».
Цитаты из анализируемых материалов
Интервью 1. Начальник отдела кадров больницы, Ж., Республика Северная Осетия – Алания.
Основным барьером в принятии врачами нового порядка допуска к медицинской деятельности является не освещенность вопроса, они не понимают, как будет проходить аккредитация в аккредитационных центрах после набора необходимых баллов. Это будет дистанционно или необходимо специалисту лично явиться в аккредитационный центр, или что-то третье. Изменения отношения врачей к учёбе через Портал НМО я не заметила. Многие ждут отмены аккредитации. В то же время многие специалисты отметили, что во время обучения ответили для себя на интересующие их вопросы и применяют полученные знания в своей работе.
Интервью 2. Начальник отдела кадров больницы, Ж., Ставропольский край.
Основным барьером в принятии является сама система, она представляется медработникам и провизорам непонятной, абсолютно непродуманной и, главное, не приспособленной для специалистов. Медработник ежегодно должен выделить 36 часов (рабочая неделя) для «формального» обучения и еще 14 часов (личной жизни) для «неформального». По мнению врачей, проект с НМО направлен на выдавливание остатков медицинских кадров, особенно тех, кто имеет несколько специальностей. Физически набрать ежегодно по 50 ЗЕТ по каждой специальности, невозможно. Обучение за счет средств ФОМС на деле вызывает «тягомотину» и возможно только по дефицитным специальностям.
Медработников особо огорчает и то, что знаний образовательные курсы в системе НМО как правило не дают. Специалисты готовы посещать только те форумы, которые им действительно нужны. И они уже знают, что есть совершенно никакие конференции, посещение которых дает 12–14 баллов, а есть солидные съезды с колоссальным объемом важнейшей информации – там число баллов меньше в два раза. В таком формате обучения нет контакта с «профессурой», живого общения, теория далека от практики. Кроме того, использование системы НМО подразумевает высокий уровень владения компьютерной грамотностью, для системы необходим доступ в интернет, далеко не все медики хорошо владеют компьютером и интернетом. А без этих навыков включиться в систему НМО трудно. Отношения врачей к системе НМО еще более накалились. Усилилось отрицательное отношение. Большинство врачей принимают данное обучение как данность и необходимость.
Интервью 3. Начальник отдела кадров клиники, Ж., Ростовская область.
Большинство врачей нашей клиники надеются, что все отменится, аккредитации не будет. Хотя в 2019 году я заметила некоторые изменения, но они касаются, в основном, молодого состава докторов, они не охотно, но понимают, что возврата к старой системе, скорее всего, не будет.
Интервью 4. Начальник отдела кадров санатория, Ж., Ставропольский край.
Врачам, да и среднему медперсоналу не оставили выбора с этой аккредитацией, они «скрипя зубами» вынуждены принять новый порядок. Особенно нехотя принимают «возрастные» сотрудники, доктора помоложе относятся к этому спокойнее.
Интервью 5. Главный врач санатория, Ж., Краснодарский край.
Говоря о барьерах в принятии врачами нового порядка допуска к работе, к аккредитации, могу выделить следующие факторы. Первый, возрастной, у нас в санатории преобладание пожилого контингента среди врачей. Затем территориальный фактор, удаленность лечебного учреждения от краевого центра для посещения конференций, форумов с целью зарабатывания баллов. Далее, экономический фактор, наш санаторий не оплачивает расходы на обучение. И очень широко распространена приверженность к традиционному способу обучения на сертификационных циклах 1раз в 5 лет с возможностью активного общения с лектором. И за последний год изменения отношения врачей к учебе через Портал НМО не выражены. Многие надеются на возможность обучения на сертификационных циклах.
Интервью 6. Начальник отдела кадров диспансера, Ж., Чеченская Республика.
Основной барьер в НМО – это неприятие всего нового: врачам легче один раз за пять лет пройти обучение, чем каждый год напрягаться, зарабатывая баллы. Небольшое количество сотрудников диспансера изменили свое отношение, кто-то изменил, потому что нашел, что это не так уж и трудно, набирать баллы. А некоторые – потому что мы объясняем, что это им необходимо.
Интервью 7. Начальник отдела кадров больницы, М., Республика Ингушетия.
На наш взгляд, основным барьером принятия врачами нового порядка допуска к работе является преимущественный консерватизм большинства врачей и опасение допустить оплошность или же ошибку при регистрации и работе в системе НМО. Также своеобразным барьером, препятствующим активному началу работы в системе НМО, является большой выбор различных курсов, доступных на сайте, и разница в ценах оплаты на курсы при одинаковых количествах присваиваемых баллов. В 2019 году наметилась активизация интереса врачей к системе НМО. Связано это, в первую очередь, с активной пропагандой на различных медицинских сайтах, также в нашем учреждении администрация на общебольничных совещаниях постоянно проводят работу по уведомлению сотрудников о необходимости активной работы на сайте НМО. Кроме того, активизация связана с тем, что Минздрав обязал некоторые категории специалистов пройти бесплатно доступные на сайте НМО актуальные на сегодняшний день тематики.
Библиография
Бурдье, П. (2002) Формы капитала, Экономическая социология, т. 3, № 5, с. 60–74.
Мантерыс, А. (2019) Культурный капитал и общественные отношения, Вестник Института социологии, т. 10, № 3, с. 33–43.
Петрова, Л.Е. (2015) Онлайн-образование врача: ограничения конвертации культурного капитала, Высшее образование в России, № 1, с. 152–158.
Присяжнюк, Д. (2011) Динамика профессионального статуса врачей поликлиник в 2000-х годах, Антропология профессий, или посторонним вход разрешен, М.: Вариант, с. 75–90.
Романов, П.В., Ярская-Смирнова, Е.Р. (2009) Мир профессий: пересмотр аналитических перспектив, Социологические исследования, №8, с. 25–35.
Чемезов, С.А., Царькова, С.А., Максимова, Ж.В., Пухтинская, П.С., Петрова, Л.Е. (2015) Первые итоги реализации пилотного проекта по внедрению системы непрерывного медицинского образования на основе технологий E-learning, Уральский медицинский журнал, № 4, с. 8–11.
Bourdieu, P., Passeron, C. (1990) Reproduction in education, society and culture, London: Sage Publications, p. 50–51.
References
Bourdieu, P. (2002) Formy kapitala [Forms of capital], Ekonomicheskaya sociologiya [Economic sociology], vol. 3, N. 5, pp. 60–74.
Bourdieu, P., Passeron, C. (1990) Reproduction in education, society and culture, London: Sage Publications, p. 50–51.
Chemezov, S.A., Tsar’kova, S.A., Maksimova, Zh.V., Pukhtinskaya, P.S., Petrova, L.E. (2015) Pervye itogi realizacii pilotnogo proekta po vnedreniyu sistemy nepreryvnogo medicinskogo obrazovaniya na osnove tekhnologij E-learning [First results of a pilot project to introduce a system of continuing medical education based on E-learning technologies], Ural’skij medicinskij zhurnal [Ural Medical Journal], N. 4, pp. 8–11.
Manterys, A. (2019) Kul’turnyj kapital i obshchestvennye otnosheniya [Cultural Capital and Public Relations], Vestnik Instituta sociologii [Bulletin of the Institute of Sociology], vol. 10, N. 3, pp. 33–43.
Petrova, L.E. (2015) Onlajn-obrazovanie vracha: ogranicheniya konvertacii kul’turnogo kapitala [Online doctor education: restrictions on the conversion of cultural capital], Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], N. 1, pp. 152–158.
Prisyazhnyuk, D. (2011) Dinamika professional’nogo statusa vrachej poliklinik v 2000-h godah [Dynamics of the professional status of polyclinic doctors in the 2000s], Antropologiya professij, ili postoronnim vhod razreshen [Occupational anthropology, or unauthorized entry], Moscow: Variant, pp. 75–90.
Romanov, P.V., Yarskaya-Smirnova, E.R. (2009) Mir professij: peresmotr analiticheskih perspektiv [The World of Professions: A Review of Analytical Perspectives], Sociologicheskie issledovaniya[Sociological Studies], N. 8, pp. 25–35.