Родился 26 октября 1959 г. в Норт Адамсе, Массачусетс, США, – американский медицинский антрополог, врач, общественный деятель, профессор медицинской антропологии на кафедре социальной медицины в университете Гарварда, врач в Бригхэме и женской больнице в Бостоне, Массачусетс. В мае 2009 г. был избран заведующим кафедрой глобального здоровья и социальной медицины в медицинской школе Гарварда, заняв место своего давнего друга и соавтора доктора Джима Кима. В настоящее время проживает в Кембридже, Массачусетс.
По совету своего школьного учителя Пол Фармер поступил учиться в университет Дьюка, который закончил в 1982 г. со степенью бакалавра антропологии. Получил степень доктора медицины в медицинской школе Гарварда и степень доктора философии по медицинской антропологии в 1990 г. в университете Гарварда. Его медицинская специализация инфекционные болезни. Доктор Фармер выдвигался кандидатом на пост руководителя Агентства по международному развитию США, но его кандидатура была отклонена Белым Домом. В августе 2009 г. Фармер был назначен Заместителем чрезвычайного посланника от ООН на Гаити, чтобы помочь улучшить социально-экономические условия на Карибских островах.
В 1987 г. Фармер вместе с Офелией Дал, Джимом Кимом, Томасом Уайтом и Тоддом Мак-Кормаком основал международную организацию «Партнерство в сфере здоровья». «Партнерство» появилось в Канжи, на Гаити, и развилось в международную организацию по охране здоровья. Больница «Партнерства» на Гаити предоставляет пациентам бесплатное лечение. «Партнерство» помогает бедным пациентам приобретать эффективные лекарства против туберкулеза и СПИДа. Наряду с больницей на Гаити Фармер курировал проекты в России, Руанде, Лесото, Малави и Перу. Его подход базируется на этнографическом анализе и реальной мировой практике. Доктор Фармер – основатель Института за справедливость и демократию на Гаити и член Совета этого Института.
К моменту появления Фармера на Гаити в начале 1980-х гг. основными заболеваниями там были туберкулез и СПИД. Вкупе с многочисленными другими несчастьями они тяжким бременем легли на изможденное от голода сельское население – как взрослых, так и детей. Никакой медицинской помощи никто из обитателей местечка Канжи до приезда Фармера не получал, а его приезд лишь частично изменил ситуацию. Для того чтобы помогать гаитянам, Фармеру как врачу требовались колоссальные средства, дорогостоящее медицинское оборудование и лекарства. Ничего этого в его распоряжении первоначально не было. Лишь вследствие титанических усилий, бесконечных обращений к спонсорам и поездкам в родную Массачусетскую больницу с целью привлечения ее ресурсов, ему со временем удалось наладить врачебную помощь нуждающимся в Канжи на более-менее должном уровне.
Встреча с голодным, неграмотным и умирающим от болезней сельским населением Гаити привела Фармера к осознанию того, что для понимания и объяснения всех причин гаитянской трагедии ему следует обратиться к социальной теории, поэтому наряду с медицинским фонендоскопом ему пришлось взяться за писательское перо. Подход, предложенный Фармером, состоял в том, чтобы дать простой перечень объективных социальных факторов, способствующих распространению инфекционных болезней.
Основными из них он назвал социальное неравенство и структурное насилие. Согласно Фармеру, термин «структурное насилие» описывает социальные структуры – экономические, политические, юридические, религиозные и культурные, которые препятствуют тому, чтобы отдельные индивиды, группы или целые общества смогли полностью реализовать свой потенциал. Структурное насилие нередко встроено в давно существующие и потому вездесущие социальные структуры, которые считаются нормальными как с точки зрения институтов, так и с позиций житейского опыта. Поскольку они кажутся столь тривиальными в рамках нашего способа восприятия мира, то остаются почти незаметными. Разные условия доступа к материальным ресурсам, политической власти, образованию, здравоохранению, правовому статусу – это лишь некоторые примеры.
Идея структурного насилия тесно связана с социальной несправедливостью и социальными механизмами подавления. Квалифицированный разговор о структурном насилии, согласно Фармеру, может потребовать начать разработку специального научного языка – «антропологии структурного насилия». Он необходим, например, потому, что многие вещи продолжают оставаться «этнографически невидимыми» даже для специалистов. Как и многие его коллеги, Фармер настаивает на том, чтобы честный и доверительный разговор о социальном неравенстве, структурном насилии и страдании вынести за пределы залов, где проводятся научные конференции, и сделать его частью профессионального медицинского образования. Будущие доктора, которым придется иметь дело с человеческими страданиями, должны стоять на стороне социальной справедливости, не отказывая своим пациентам в доступе к качественному лечению и дорогим медицинским ресурсам.
Продолжая свою гуманитарную миссию по всему миру, Фармер в 2000-е гг. активно работал также в Руанде и Кении, принадлежащих к числу самых бедных и эпидемиологически запущенных стран мира. Получив колоссальный опыт организации систем общественного здравоохранения, спонсорами которых выступали как мелкие частные жертвователи, так и крупные международные фонды, он внес несомненный вклад в то, чтобы усмирить целый ряд опасных инфекционных болезней на нескольких континентах. Занимаясь оказанием помощи в бедных странах и бедных кварталах богатых стран, Фармер не ограничился только борьбой с инфекциями. Свою миссию он всегда понимал широко, и он продолжает работать над тем, чтобы налаживать всестороннюю медицинскую помощь в условиях скудных ресурсов.
Начав свой гаитянский проект в 1983 г., Фармер не может отказаться от него и в настоящее время. Многое было сделано лично им и его коллегами из «Партнеров во имя здоровья», чтобы облегчить страдания гаитян, порожденные бременем инфекционных болезней и политическим насилием. Но поставить точку в этой истории после того, как клиника в Канжи стала крупным медицинским центром, Фармеру не удалось. 12 января 2010 г. на Гаити произошло землетрясение, итогом которого стали колоссальные разрушения, человеческие жертвы и полная деградация медицинской инфраструктуры. Вследствие начавшегося социального хаоса и ухудшения качества питьевой воды в стране началась эпидемия холеры, ставшая еще одним испытанием для самой бедной страны западного полушария. В этих условиях Фармер не опустил руки и вместе со своими помощниками и единомышленниками был вынужден восстанавливать сеть своих клиник. Между тем благодаря его антропологической чуткости в летопись, повествующую об опыте страдания в Третьем мире, продолжают вписываться новые страницы.
Основные публикации
AIDS and Accusation: Haiti and the Geography of Blame. Berkeley: University of California Press, 1992.
The Uses of Haiti. Monroe, Maine: Common Courage Press, 1994, 2003, 2005.
Haití para qué? Hondarribia, Spain: HIRU Argitaletxea, 1994.
Sida en Haїti: La Victime accusée. Paris: Editions Karthala, 1996.
Women, Poverty & AIDS: Sex, Drugs and Structural Violence (Series in Health and Social Justice). Common Courage Press, 1996 (with Margaret Connors).
Infections and Inequalities: The Modern Plagues. Berkeley: University of California Press, 1999.
Pathologies of Power: Health, Human Rights, and the New War on the Poor. Berkeley: University of California Press, 2003, 2005.
Partner to the Poor: A Paul Farmer Reader. Ed. Haun Saussy. Berkeley: University of California Press, 2010.
To Repair the World: Paul Farmer Speaks to the Next Generation. Ed. Jonathan Weigel. Berkeley: University of California Press, 2013.
Reimagining Global Health. Berkeley: University of California Press, 2013 (with Jim Yong Kim, Arthur Kleinman, and Matt Basilico).
Партнеры во имя здоровья. Руководство по лечению туберкулеза со множественной лекарственной устойчивостью. Международное издание. Boston: Partners in Health, 2003.
Работы о нем:
Киддер Т. За горами – горы. История врача, который лечит весь мир. М.: АСТ, COPRUS, 2015.
Михель Д.В. Опыт страдания в условиях неравенства: анализ идей Пола Фармера // Социология власти. 2017. Том 29. №4. С.127-147.
Д.В. Михель