© 2016 Ирина Владимировна МИХЕЛЬ
МАиБ 2016 — №2 (12)
Ключевые слова: программа, учебный курс, основные проблемы, медицинская антропология, здоровье ребенка, культура, общество, факторы детского здоровья
Аннотация: Антропология детского здоровья – раздел медицинской антропологии. В предлагаемом учебном курсе характеризуются основные проблемы данной дисциплины, определяется ее предметное поле.
В рамках курса обсуждаются проблемы неонатального, младенческого, детского и подросткового здоровья, влияние на здоровье ребенка социальных, экономических, культурных и иных факторов. Задача учебного курса состоит в том, чтобы помочь студентам-медикам осознать значимость междисциплинарных исследований в сфере здравоохранения. Студентам предлагается развить в себе способность рассматривать здоровье и здравоохранение как феномены, интегрированные в конкретную социокультурную систему.
Введение
Курс представляет собой обзор некоторых основных разделов современной медицинской антропологии, касающихся проблем детского здоровья.
В рамках курса студенты должны прийти к осознанию значимости междисциплинарных исследований в современных условиях, когда проблемы общественного здоровья становятся предметом комплексного изучения и решаются совместным участием медицинской науки и социально-гуманитарного знания. В частности, проблемы детского здоровья являются предметом комплексного изучения со стороны педиатрии и медико-антропологического знания.
По итогам курса студенты должны познакомиться с основными методами и подходами «антропологии детского здоровья», а также получить законченное представление о том, какие данные она может предоставить при обсуждении вопросов детского здоровья.
Студентам предлагается развить в себе способность рассматривать здоровье и здравоохранение как феномены, интегрированные в конкретную социокультурную систему.
Кроме того, они должны научиться анализировать социальные, экономические, культурные и иные факторы здоровья и нездоровья, предлагая пути и способы достижения максимально возможного здоровья и благополучия для детей различных возрастных групп.
СТРУКТУРА КУРСА
Курс включает в себя лекции и практические занятия, связанные тематическим единством и подчиненные строгой логике.
Феномен детского здоровья рассматривается с учетом двух дополняющих друг друга перспектив – социокультурной и онтогенетической. В первой их них детское здоровье рассматривается как состояние, порождаемое в значительной мере влиянием внешней социальной среды, как «результат» социальных, экономических, культурных, политических и иных процессов, имеющих место в обществе. Во второй из них оно рассматривается как состояние, порождаемое внутренними закономерностями развития детского организма, которое, в свою очередь, характеризуется серией переходов в рамках человеческого жизненного цикла, — неонатальный, младенческий, детский, подростковый этапы развития. Единство двух перспектив предопределяет логику изложения курса и его структуру.
- Первая тема курса посвящена анализу роли антропологического знания в формирование комплексной картины детского здоровья.
- Вторая тема посвящена изложению антропологических представлений о неонатальном здоровье (здоровье новорожденного) в контексте социокультурных практик заботы о нем.
- Третья тема направлена на изложение антропологических представлений о младенческом здоровье, с особым акцентом на проблематику грудного вскармливания и профилактики детских инфекционных болезней.
- Четвертая тема связана с обсуждением тех вопросов детского здоровья, которые касаются роли таких факторов, как питание и физическая активность.
- Пятая тема нацелена на изучение того, как на детское и подростковое здоровье влияет окружающая социальная среда – родители, сверстники, школа.
- Шестая тема фокусируется на проблематике жесткого обращения с детьми, которая рассматривается как важный социальный фактор проблем с детским здоровьем.
- Седьмая тема касается проблематики детского и подросткового поведения, сопряженного с риском для здоровья, в частности проблем табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков, агрессивного поведения и насилия.
- Восьмая тема развивает вопросы, представленные в предыдущей теме, и фокусируется на проблемах репродуктивного здоровья детей.
- Девятая тема, в которой резюмируются идеи предыдущих пяти тем курса, концентрируется на проблемах детского психического здоровья, в первую очередь на проблемах детской гиперактивности и дефицита внимания, депрессии и суицида.
В ходе знакомства с курсом студентам предстоит с познакомиться двумя типами литературы – официальными документами международных организаций, занятыми проблемами здоровья и детства (ВОЗ, ЮНИСЕФ и др.), а также с научными исследованиями медицинских антропологов – как классиков, так и современных.
По итогам курса студенты сдают зачет.
ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Занятие 1–2
Здоровье ребенка как предмет медико-антропологических исследований
(1) Специфика медико-антропологических исследований
(2) Антропологический подход к здоровью ребенка
(3) Роль антропологии в создании целостной картины детского здоровья
Современный этап развития научного знания характеризуется ростом междисциплинарных исследований, в частности сближением медицинских и социально-гуманитарных наук. Медицинская антропология является одной из сфер междисциплинарных исследований, направленных на комплексное изучение проблем общественного здоровья, в том числе здоровья конкретных социальных групп – профессиональных, культурных, этнических, возрастных и т.д. Медико-антропологический подход заключается в выявлении социальных, культурных, экономических, политических и иных факторов общественного здоровья, установлении их связи с медицинскими аспектами обеспечения здоровья. Развитие современной медицинской антропологии осуществляется с позиций трех методологических направлений – биокультурного, социокультурного и политико-экономического. В своем подходе к здоровью ребенка антропология исходит из того, что оно определяется не только факторами генетики (в том числе эволюционным наследием), культуры (образа жизни), среды обитания (естественной и социальной среды), качеством медицинской помощи, но и наиболее высокой (в популяции) степенью уязвимости перед всеми видами внешних воздействий. В онтогенетической перспективе антропология различает «неонатальное», «младенческое», «детское» и «подростковое здоровье». На примере все возрастающего числа документов ВОЗ и других организаций, занятых вопросами здоровья детей, можно видеть важность комплексного подхода к созданию изменяющейся во времени картине детского здоровья. Роль антропологического знания состоит в дополнении медицинской информации и создании целостной картины детского здоровья в современном мире, акцентировании внимания на вопросах гуманитарного характера.
Вопросы для обсуждения:
В чем заключаются причины сближения медицинского и социально-гуманитарного знания? В чем состоит специфика антропологического знания к проблемам общественного здоровья? Охарактеризуйте особенности трех основных методологических направлений в современной медицинской антропологии. В чем заключается антропологическая специфика понимания здоровья ребенка? Какую роль в формировании картины детского здоровья играет антропологическое знание?
Литература для чтения
Официальные документы
Инвестируя в будущее детей: Европейская стратегия охраны здоровья детей и подростков, 2015–2020 гг. Копенгаген: ВОЗ, 2014.
Научные публикации
Харитонова В.И. Медицинская антропология на Западе и в России // Этнографическое обозрение. 2011. №3. С. 3–10.
Ожиганова А.А. Антропология и медицина: перспективы взаимодействия (дискуссия 1980-х – 2000-х годов) // Этнографическое обозрение. 2011. №3. С. 10–21.
Занятия 3-4
Антропология неонатального здоровья
(1) Биокультурные аспекты родительской заботы
(2) Социальные системы поддержки матери и новорожденного
(3) Культурные практики защиты новорожденного
(4) Тело новорожденного как объект культурных манипуляций
С антропологической точки зрения, особенности развития детского организма (долгое развитие, неотения и т.д.) предопределяют специфику социальной организации биологического рода «человек», являются важным фактором сплоченности человеческих групп, способствуют практике разделения труда в социуме, влияют на рост продолжительности жизни людей (первоначально женщин), ведут к появлению феномена «заботливых бабушек». Необходимость заботы о матери и новорожденном способствует появлению различных систем поддержки материнства и младенчества. Во всех доиндустриальных обществах (охотников и собирателей, аграрных обществах) такие системы характеризуются готовностью взять заботу о матери и ребенке со стороны родственников и соседей, в индустриальных обществах системы поддержки сопровождаются профессионализацией заботы, снижением роли родственников, появлением новых медицинских состояний в здоровье матери («постродовой синдром» и т.д.) Появление медицинских методов оказания помощи новорожденным не ведет к полному исчезновению традиционных культурных практик защиты новорожденного и его здоровья, таких, как защита от сглаза и порчи, молитвенная защита и др. Тело новорожденного продолжает восприниматься как «природное тело», требующее «культурного доделывания». Способами культурных манипуляций с телом новорожденного выступают обряды социальной интеграции (родины, крещение, крестины), ритуальное программирование половых ролей, использование украшений и специальной одежды.
Вопросы для обсуждения:
Какими биологическими особенностями характеризуется развитие детского организма? В чем заключаются биокультурные истоки родительской заботы о новорожденных? Охарактеризуйте особенности социальных систем поддержки матери и новорожденного в доиндустриальных и индустриальных обществах. Назовите известные вам культурные практики защиты новорожденного и заботы о неонатальном здоровье. Почему в различных культурах существует потребность в «доделывании» тела новорожденного, в чем состоят эти практики?
Литература для чтения
Официальные документы
Инвестируя в будущее детей: Европейская стратегия охраны здоровья детей и подростков, 2015–2020 гг. Копенгаген: ВОЗ, 2014.
Повышение качества услуг по охране репродуктивного, материнского, неонатального, детского и подросткового здоровья в Европейском регионе ВОЗ. Копенгаген: ВОЗ, 2016.
Улучшение ситуации в странах: Стратегический подход к улучшению выживания и здоровья матерей и новорожденных. Женева: ВОЗ, 2006.
Научные публикации
Бутовская М.Л. Мы и они: эволюция социальности в отряде приматов и проблема происхождения человеческого общества // OPUS: Междисциплинарные исследования в археологии. Вып. 1–2. М. 2002. С. 7–25.
Кабакова Г.И. Антропология женского тела в славянской традиции. М., 2001. Гл. 2, 3 (С. 64–124).
Занятия 5–6
Антропология младенческого здоровья
(1) Грудное вскармливание как основа младенческого здоровья
(2) Диарейные инфекции как угроза здоровью ребенка
(3) Иммунизация и программы по снижению детской смертности в фокусе антропологии
С точки зрения антропологии, здоровье ребенка в первые месяцы жизни зависит от тесной связи с матерью, которая обеспечивает ему полноценное питание в виде материнского грудного молока и защиту от внешних опасностей. ВОЗ рекомендует продолжать грудное вскармливание от 6 месяцев до 2 лет, своевременно переходя к использованию твердой пиши. Данные антропологии показывают, что под давлением социально-экономических факторов матери вынуждены отрывать своих детей от груди в более раннем возрасте, а использование искусственных молочных смесей и некачественной воды для их приготовления является фактором ухудшения младенческого здоровья. Использование некачественной воды является главной причиной распространения диарейных инфекций, которые и в настоящий момент истории продолжают оставаться одной из первых причин младенческой смертности во всем мире. Социально-гуманитарная экспертиза Исследования антропологов показывают, что целый ряд официально принятых медицинских программ по профилактике диарейных инфекций не смогли достигнуть своих целей, поскольку не учитывали гуманитарный аспект сложившейся ситуации (отсутствие у семей доступа к качественной питьевой воде, исполнение обязанностей по кормлению и уходу за ребенком бабушками в виду занятости матерей на работе, неэффективное применение препаратов по оральной регидратации в локальном культурном контексте). Снижение уровня младенческой смертности зависит также от своевременно осуществленной иммунизации, позволяющей защитить здоровье ребенка от кори, полиомиелита и других инфекционных болезней. Антропологические исследования в этой области вскрывают причины периодического распространения антивакцинаторских настроений в обществе, помогают в выработке рекомендаций по преодолению возникающих препятствий.
Вопросы для обсуждения:
Почему прикладывание новорожденного к груди в первый час после рождения является важным фактором укрепления здоровья? Почему в доиндустриальных обществах продолжительность грудного вскармливания превышает таковую в индустриальных обществах? Каковы основные риски для здоровья ребенка, связанные с использованием молочных смесей? Назовите основные причины распространения диарейных инфекций. Какие рекомендации способна предложить антропология в плане реализации программ иммунизации младенческого и детского населения?
Литература для чтения
Официальные документы
Глобальная стратегия по кормлению детей грудного и раннего возраста. Женева: ВОЗ, 2003.
Диарея // Информационный бюллетень. ВОЗ. 2017. Апрель. См.: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs330/ru/
Положение в мире относительно вакцин и иммунизации. Краткое изложение. Женева: ВОЗ, 2009.
Научные публикации
Кабакова Г.И. Антропология женского тела в славянской традиции. М., 2001. Гл. 1, 3 (С. 34–45, 124–135).
Силуянова И.В. Антропология болезни. М., 2011.
Занятия 7–8
Питание и физическая активность как факторы детского здоровья
(1) Пищевое поведение, способствующее здоровью ребенка
(2) Малоподвижное поведение как фактор риска для здоровья ребенка
(3) Эпидемия детского ожирения в фокусе антропологии
Здоровье ребенка в после-младенческий период его развития во многом зависит от его пищевого поведения и характера физической активности. Данные медицины свидетельствуют о том, что в настоящее время во всем мире состоянию детского здоровья активно угрожают неполноценное питание и преобладание малоподвижного образа жизни, связанного с длительным просиживанием перед телевизором и компьютером. Индикатором проблем с детским здоровьем сегодня являются проблемы с лишним весом и распространяющаяся эпидемия детского ожирения. Данные антропологии показывают, что причины современных проблем с детским здоровьем следует искать в особенностях человеческой биологии, которая вступила в системное противоречие с реалиями современной цивилизации, ее экономическими, социальным и культурными нормами. Человек как биологический вид формировался под воздействием палеолитического режима диеты (чередование голода и изобилия) и высокой степени физической активности. В условиях индустриального общества на смену ему пришел новый режим диеты (преобладание высококалорийной пищи) и отсутствие физической активности. Давление со стороны глобальных производителей продовольствия угрожает детскому здоровью, делает детей основными потребителями безалкогольных газированных сахаросодержащих напитков и фастфуда. Решение проблем, связанных с избыточным весом у детей, предполагает систематическое внимание к режиму детского питания, присутствие в рационе ребенка фруктов и белковых продуктов. Важным фактором детского здоровья являются также регулярные занятия спортом и физическая активность. Условиями повышения привлекательности физической активности являются дружественная к спорту физическая и социальная среда и индивидуальный опыт участия.
Вопросы для обсуждения:
Поясните с использованием примеров тезис о пищевом разнообразии как факторе здорового долголетия. Охарактеризуйте разновидности пищевого поведения, как способствующего, так и угрожающего здоровью ребенка. В чем заключаются биокультурные основания человеческой потребности в занятиях физическими упражнениями и спортом? Каковы основные социальные, экономические и культурные факторы, способствующие малоподвижному поведению? Какие угрозы для здоровья ребенка несет малоподвижный образ жизни? Назовите основные факторы, повышающие привлекательность физической активности для детей и подростков. Какие морально-психологические и социальные качества способны развивать в детях занятия спортом и физическая активность?
Литература для чтения
Официальные документы
Доклад комиссии по ликвидации детского ожирения. Женева: ВОЗ, 2016.
Неравенства в период взросления: гендерные и социально-экономические различия в показателях здоровья и благополучия детей и подростков. Копенгаген: ВОЗ, 2016. Гл. 3, 4, 5 (С. 93–106, 107–129, 135–145).
Юные и физически активные: повышение привлекательности физической активности для детей и молодежи – набор ориентиров. Копенгаген: ВОЗ, 2013.
Научные публикации
Баттакова Ж.Е. и др. Изучение низкой физической активности детей младшего школьного возраста как фактора формирования повышенной массы тела (результаты пилотного исследования) // Международный научно-исследовательский журнал. Екатеринбург, 2015. № 8 (39). Ч. 3. С. 89–92.
Моррис Д. Голая обезьяна. СПб., 2004. Гл. «Питание».
Занятия 9–10
Влияние социальной среды на детское и подростковое здоровье
(1) Общение с родителями как фактор здоровья ребенка
(2) Поддержка со стороны сверстников как фактор здоровья
(3) Влияние школьной жизни на здоровье детей и подростков
Ребенок является частью своего социального окружения, поэтому его здоровье напрямую зависит от состояния связей с семьей, сверстниками и школой. Прочные связи с матерью и отцом выступают средством защиты от потенциально опасных состояний, уменьшают вероятность того, что ребенок будет курить, употреблять алкоголь, вести сексуальную жизнь. Поддержка семьи важна, но по мере взросления ребенка более важными для него становятся сверстники. Избыточность времяпрепровождения со сверстниками способно пробудить интерес ребенка к тем формам поведения, что связаны с риском для здоровья. Школа может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на здоровье ребенка. Позитивное ее восприятие считается ресурсом для обеспечения здоровья и благополучия, негативное восприятие школы может стать фактором риска для психического и физического здоровья ребенка.
Вопросы для обсуждения:
В чем заключается положительное влияние семьи на здоровье ребенка? Почему совместное времяпрепровождение с родителями способствует уменьшению рисков для благополучия подростка? Каким образом поддержка со стороны сверстников может влиять на состояние психического здоровья ребенка? Почему добрые отношения с учителями и одноклассниками являются фактором благополучия и хорошего физического здоровья, а отсутствие таковых способно приводить к проблемам со здоровьем? Приведите примеры негативного влияния социальной среды на здоровье ребенка в детском и подростковом возрасте.
Литература для чтения
Официальные документы
Неравенства в период взросления: гендерные и социально-экономические различия в показателях здоровья и благополучия детей и подростков. Копенгаген: ВОЗ, 2016. Гл. 2 (С. 21–69).
Проблема детской бедности в перспективе. Обзор благополучия детей в богатых странах. Флоренция: ЮНИСЕФ, 2007.
Социальные детерминанты здоровья и благополучия подростков. Копенгаген: ВОЗ, 2012. Гл. 2 (С. 17–65).
Научные публикации
Будинайте Г. Современные стратегии воспитания глазами семейного психотерапевта // Отечественные записки. 2004. № 3 (18). С. 76-–89.
Мид М. Культура и мир детства. М., 1983. Ч. 3. Как растут на Новой Гвинее. Гл. 1, 3, 4, 7, 14.
Постман Н. Исчезновение детства // Отечественные записки. 2004. № 3 (18).
Занятия 11–12
Жестокое обращение с детьми как фактор детского нездоровья
(1) Инфантицид в фокусе антропологии
(2) Отсутствие заботы о детях как причина детской смертности
(3) Насилие в отношение детей как социальная проблема
(4) Социальные факторы детского травматизма
Жестокое обращение с детьми является признанной социальной проблемой., причиной детского нездоровья, предпосылкой рост числа случаев детского травматизма. Жестокое обращение детьми проявляется в разных формах – от прямого насилия до проявления невнимания со стороны родителей. Антропология усматривает его корни в социальных, экономических и культурных факторах современной жизни, а также обращается к историческому наследию человечества. Наиболее откровенным проявлением насилия над детьми является детоубийство (инфантицид) – феномен, который антропология связывает не столько с практиками регулирования рождаемости, сколько с издержками сексуальной морали. Высокий уровень младенческой и детской смертности иногда выступает следствием отсутствия заботы о детях в странах с низким уровнем жизни. Сопутствующим проявлением жестокого обращения над детьми является детский травматизм – со смертельным исходом или без такового. Факторами детского травматизма являются также глобализация, урбанизация, автомобилизация и экологические изменения.
Вопросы для обсуждения:
В чем состоит социальная суть проблемы жестокого обращения с детьми? К каким проблемам для физического, психического и нравственного здоровья детей приводит жестокое обращение с детьми? Охарактеризуйте истоки и содержание такого явления как инфантицид. Какие изменения социально-экономического порядка могут способствовать проявлению невнимания родителей к собственным детям? Как связаны между собой практики жестокого обращения с детьми и детский травматизм? Каковы основные факторы детского травматизма в современном мире?
Литература для чтения
Официальные документы
Всемирный доклад о профилактике детского травматизма. Женева: ВОЗ, 2008.
Европейский доклад о предотвращении жестокого обращения с детьми. Резюме. ВОЗ: Копенгаген, 2013.
Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире. М., 2003. Гл. 3. Жестокое обращение с детьми и отсутствие заботы со стороны родителей и других воспитателей (С. 61–85).
Научные публикации
Михель Д.В., Михель И.В. Инфантицид глазами образованного российского общества второй половины XIX – начала ХХ в. // Бытовое насилие в истории российской повседневности: общ. ред. и сост. М.Г. Муравьевой и Н.Л. Пушкаревой. СПб., 2012. С. 105–141.
Михель Д.В. Болезнь, страдание и насилие в фокусе критически прикладной медицинской антропологии Нэнси Шейпер-Хьюз // Социология власти. 2016. № 1 (Том 28). С. 55–75.
Занятия 13–14
Детское и подростковое поведение, сопряженное с риском для здоровья
(1) Детское табакокурение как социальная проблема
(2) Употребление детьми и подростками алкоголя и наркотиков
(3) Насилие с участием детей и подростков
Поведение детей и подростков, сопряженное с риском для их собственного здоровья и здоровья других людей, является серьезной социальной проблемой. Формы поведения, сопряженного с риском для здоровья, включают в себя табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков, ранний сексуальный опыт, участие в драках и буллинге (травле одного из членов коллектива). Его медицинскими последствиями являются приобретаемые хронические заболевания, психические расстройства, смерть. В социально-психологической перспективе такие формы поведения трактуются как девиантные. Антропология обращает внимание на то, что их причины лежат в ослаблении родственных связей и родительского авторитета, воздействии агрессивной окружающей среды, влиянии массовой культуры, экономических отношениях. Медицинская профилактика последствий связанного с риском для здоровья поведения должна идти рука об руку с их социальной профилактикой.
Вопросы для обсуждения:
Почему детское и подростковое поведение, сопряженное с риском для здоровья, считается серьезной социальной проблемой? В чем состоят основные причины распространения детского и подросткового табакокурения? Каковы социальные, экономические и культурные причины распространения алкоголизма и наркомании среди детей и подростков? Объясните причины распространения буллинга и иных форм насилия в детской и подростковой среде. В чем состоят медицинские последствия сопряженных с риском форм поведения?
Литература для чтения
Официальные документы
Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире. М., 2003. Гл. 2. Насилие в молодежной среде (С. 25–52).
Неравенства в период взросления: гендерные и социально-экономические различия в показателях здоровья и благополучия детей и подростков. Копенгаген: ВОЗ, 2016. Гл. 5. (С. 145–179, 191–213).
Социальные детерминанты здоровья и благополучия подростков. Копенгаген: ВОЗ, 2012. Гл. 5 (С. 139–203).
Научные публикации
Мид М. Культура и мир детства. М., 1983. Ч. 2. Взросление на Самоа (Гл. 1, 2, 3, 5, 6, 7).
Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М., 2005. Гл. 5. Основные формы девиантного поведения (С. 105–194).
Занятия 15–16
Репродуктивное здоровье детей и подростков в фокусе антропологии
(1) Забота о репродуктивном здоровье ребенка в культурном контексте
(2) Сексуальное поведение подростков как фактор нездоровья
(3) Угрозы здоровью подростков в репродуктивной сфере
Вопросы сексуального развития и репродуктивного здоровья традиционно являются предметом внимания общества. Во всех традиционных культурах забота о социальном воспроизводстве сопровождается контролем за половым созреванием подростков, распространением на их поведение (в особенности на девушек) строгих норм сексуальной морали. Составной частью морального контроля в таких культурах являются обряды инициации (в том числе мужское и женское обрезание), во время которых детям излагаются основные моральные требования к их будущему родительскому поведению и сексуальному опыту. В культуре современных индустриальных обществ моральные требования к половому и репродуктивному опыту подростков являются менее жесткими. Обряды инициации утрачивают свое значение или подвергаются переосмыслению. Возрастают угрозы для репродуктивного здоровья подростков. Индикаторами этих процессов становится рост числа подростковых беременностей и заболеваний, передающихся половых путем, в подростковой среде. Антропология указывает на связь этих тенденций с процессами глобализации, урбанизации, ослаблением семейных и родственных связей, а также связывает их с влиянием стереотипов массовой культуры на психологию и поведение подростков.
Вопросы для обсуждения:
Какие меры контроля над половым поведением подростков и молодежи характерны для традиционных культур? В чем заключается морально-дидактический смысл традиционных обрядов мужской и женской инициации? Охарактеризуйте основные угрозы для репродуктивного здоровья подростков, существующие в наше время. Какие угрозы здоровью несет с собой подростковая беременность? Какие социальные, экономические и культурные факторы влияют на распространение угроз для подросткового репродуктивного здоровья?
Литература для чтения
Официальные документы
Неравенства в период взросления: гендерные и социально-экономические различия в показателях здоровья и благополучия детей и подростков. Копенгаген: ВОЗ, 2016. Гл. 5 (С. 179–191).
Ранние браки, беременность в подростковом и молодом возрасте. Доклад секретариата. ВОЗ, 2012.
Укрепление действий сектора здравоохранения в ответ на проблемы здоровья и развития подростков. Женева: ВОЗ, 2009.
Научные публикации
Мид М. Мужское и женское. Исследование полового вопроса в меняющемся мире. М., 2004. Гл. 7, 11, 13.
Михель Д.В. Социальная антропология здоровья и репродукции (Медицинская антропология): Учебное пособие. Саратов: Новый проект, 2010. С. 33–43.
Занятия 17–18
Психическое здоровье детей и подростков в фокусе антропологии
(1) Дефицит внимания и гиперактивность у детей и подростков
(2) Депрессия как фактор угрозы подростковому здоровью
(3) Подростковый суицид в фокусе антропологии
Вопросы психического здоровья детей и подростков с недавнего времени являются предметом медицинского и социально-гуманитарного знания. Медицина отмечает систематический рост психических расстройств в детской и подростковой среде. Антропология обращает внимание на два аспекта этой проблемы – во-первых, растущую медикализацию общества выражающуюся в стремлении рассматривать социальные проблемы в медицинских терминах и решать их с использованием медицинских средств, прежде всего лекарств, во-вторых, объективные проблемы с распространением психических расстройств среди детей и подростков, вызванные давлением окружающей социальной среды. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей, с антропологической точки зрения, является следствием медикализации такого социального явления, как детское непослушание. Напротив, распространение депрессий и суицидов следует считать реакцией хрупкой детской и подростковой психики на негативные влияния социальной среды. Истоки их связаны также с ослаблением семейных связей, отсутствием поддержки со стороны сверстников, негативным восприятием школы и другими факторами, являющимися, в свою очередь, порождением более глобальных социально-экономических изменений.
Вопросы для обсуждения:
Охарактеризуйте основные современные проблемы, связанные с психическим здоровьем детей и подростков. Каковы причины распространения диагноза «синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей» в современном обществе, с точки зрения социально-гуманитарного знания? Каковы основные социальные, психологические и экономические причины распространения депрессии и суицидов среди детей и подростков? Какие профилактические средства могут снизить риски депрессивно-суицидального поведения в детской и подростковой среде? Какую роль в профилактике суицидов может играть религия?
Литература для чтения
Официальные документы
Доклад о состоянии здравоохранения в мире, 2001 г. Психическое здоровье: новое понимание, новая надежда. Женева: ВОЗ, 2001.
Европейская декларация по охране психического здоровья: Проблемы и пути их решения. Хельсинки: ВОЗ, 2005.
Охрана психического здоровья: проблемы и пути их решения. Отчет о Европейской конференции ВОЗ на уровне министров. Копенгаген: ВОЗ, 2006. Гл. 11 (С. 87–97).
Научные публикации
Бебчук М.А. Жить с болезнью: Заболевания детского и подросткового возраста – Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) // Лабиринты разума. Фонд «Добрый век», 2012. См.: http://www.mindlabyrinth.ru/additional/illive/detail.php?sid=67&pid=1286
Войцех В.Ф. Жить с болезнью: Суицидальное поведение – Причины самоубийств // Лабиринты разума. Фонд «Добрый век», 2012. См.: http://www.mindlabyrinth.ru/additional/illive/detail.php?sid=68&pid=818
Лапшин О. Жить с болезнью: Депрессия – Депрессия у детей и подростков // Лабиринты разума. Фонд «Добрый век», 2012. См.: http://www.mindlabyrinth.ru/additional/illive/detail.php?sid=62&pid=1243
Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции. М., 2004. Гл. 3 (С. 65–87).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ВСЕМУ КУРСУ
Официальные документы
Всемирный доклад о профилактике детского травматизма. Женева: ВОЗ, 2008.
Глобальная стратегия по кормлению детей грудного и раннего возраста. Женева: ВОЗ, 2003.
Диарея // Информационный бюллетень. ВОЗ. 2017. Апрель. См.: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs330/ru/
Доклад комиссии по ликвидации детского ожирения. Женева: ВОЗ, 2016.
Доклад о состоянии здравоохранения в мире, 2001 г. Психическое здоровье: новое понимание, новая надежда. Женева: ВОЗ, 2001.
Европейская декларация по охране психического здоровья: Проблемы и пути их решения. Хельсинки: ВОЗ, 2005.
Европейский доклад о предотвращении жестокого обращения с детьми. Резюме. ВОЗ: Копенгаген, 2013.
Инвестируя в будущее детей: Европейская стратегия охраны здоровья детей и подростков, 2015–2020 гг. Копенгаген: ВОЗ, 2014.
Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире. М., 2003.
Неравенства в период взросления: гендерные и социально-экономические различия в показателях здоровья и благополучия детей и подростков. Копенгаген: ВОЗ, 2016.
Охрана психического здоровья: проблемы и пути их решения. Отчет о Европейской конференции ВОЗ на уровне министров. Копенгаген: ВОЗ, 2006.
Повышение качества услуг по охране репродуктивного, материнского, неонатального, детского и подросткового здоровья в Европейском регионе ВОЗ. Копенгаген: ВОЗ, 2016.
Положение в мире относительно вакцин и иммунизации. Краткое изложение. Женева: ВОЗ, 2009.
Проблема детской бедности в перспективе. Обзор благополучия детей в богатых странах. Флоренция: ЮНИСЕФ, 2007.
Ранние браки, беременность в подростковом и молодом возрасте. Доклад секретариата. ВОЗ, 2012.
Социальные детерминанты здоровья и благополучия подростков. Копенгаген: ВОЗ, 2012.
Укрепление действий сектора здравоохранения в ответ на проблемы здоровья и развития подростков. Женева: ВОЗ, 2009.
Улучшение ситуации в странах: Стратегический подход к улучшению выживания и здоровья матерей и новорожденных. Женева: ВОЗ, 2006.
Юные и физически активные: повышение привлекательности физической активности для детей и молодежи – набор ориентиров. Копенгаген: ВОЗ, 2013.
Научные публикации
Баттакова Ж.Е. и др. Изучение низкой физической активности детей младшего школьного возраста как фактора формирования повышенной массы тела (результаты пилотного исследования) // Международный научно-исследовательский журнал. Екатеринбург, 2015. № 8 (39). Ч. 3. С. 89–92.
Бебчук М.А. Жить с болезнью: Заболевания детского и подросткового возраста – Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) // Лабиринты разума. Фонд «Добрый век», 2012. См.: http://www.mindlabyrinth.ru/additional/illive/detail.php?sid=67&pid=1286
Будинайте Г. Современные стратегии воспитания глазами семейного психотерапевта // Отечественные записки. 2004. № 3 (18). С.76-89.
Бутовская М.Л. Мы и они: эволюция социальности в отряде приматов и проблема происхождения человеческого общества // OPUS: Междисциплинарные исследования в археологии. Вып. 1–2. М. 2002. С. 7–25.
Войцех В.Ф. Жить с болезнью: Суицидальное поведение – Причины самоубийств // Лабиринты разума. Фонд «Добрый век», 2012. См.: http://www.mindlabyrinth.ru/additional/illive/detail.php?sid=68&pid=818
Кабакова Г.И. Антропология женского тела в славянской традиции. М., 2001.
Лапшин О. Жить с болезнью: Депрессия – Депрессия у детей и подростков // Лабиринты разума. Фонд «Добрый век», 2012. См.: http://www.mindlabyrinth.ru/additional/illive/detail.php?sid=62&pid=1243
Мид М. Культура и мир детства. М., 1983.
Мид М. Мужское и женское. Исследование полового вопроса в меняющемся мире. М., 2004.
Михель Д.В. Болезнь, страдание и насилие в фокусе критически прикладной медицинской антропологии Нэнси Шейпер-Хьюз // Социология власти. 2016. № 1 (Том 28). С. 55–75.
Михель Д.В. Социальная антропология здоровья и репродукции (Медицинская антропология): Учебное пособие. Саратов: Новый проект, 2010. С. 33–43.
Михель Д.В. Медицинская антропология: ученое пособие. М., 2017.
Михель Д.В., Михель И.В. Инфантицид глазами образованного российского общества второй половины XIX – начала ХХ в. // Бытовое насилие в истории российской повседневности: общ. ред. и сост. М.Г. Муравьевой и Н.Л. Пушкаревой. СПб., 2012. С. 105–141.
Моррис Д. Голая обезьяна. СПб., 2004.
Ожиганова А.А. Антропология и медицина: перспективы взаимодействия (дискуссия 1980-х – 2000-х годов) // Этнографическое обозрение. 2011. № 3. С. 10–21.
Постман Н. Исчезновение детства // Отечественные записки. 2004. № 3 (18).
Силуянова И.В. Антропология болезни. М., 2011.
Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции. М., 2004.
Харитонова В.И. Медицинская антропология на Западе и в России // Этнографическое обозрение. 2011. № 3. С. 3–10.
Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М., 2005.
Для дополнительного чтения:
Bogin B. Child Growth // Ember C.R., Ember M. (eds.) Encyclopedia of Medical Anthropology: Health and Illness in the World’s Cultures. New York: Kluwer, 2004. Vol. 1. P. 235–244.
Nichter M. Health Social Science: Research on the Study of Diarrheal Disease: A Focus on Dysentery // Nichter M., Nichter M. (eds). Anthropology of International Health^ Asian Case Studies. London: Routledge, 1996. P. 111–135.
Nichter M. Social Science Lessons from Diarrhea Research and Their Application to ARI // Nichter M., Nichter M. (eds). Anthropology of International Health: Asian Case Studies. London: Routledge, 1996. P. 136–173.
Sargent C. Birth // Ember C.R., Ember M. (eds.) Encyclopedia of Medical Anthropology: Health and Illness in the World’s Cultures. New York: Kluwer, 2004. Vol. 1. P. 224–230.
Scheper-Hughes N. Death without Weeping: The Violence of Everyday Life in Brazil. Berkeley: University of California press, 1992. Ch. 8, 9 (P. 340–445).
Scheper-Hughes N. Small Wars and Invisible Genocides // Social sciences and medicine. 1996. Vol. 43 (5). P. 889–900.
Trevathan W.R. Breast-Feeding // Ember C.R., Ember M. (eds.) Encyclopedia of Medical Anthropology: Health and Illness in the World’s Cultures. New York: Kluwer, 2004. Vol. 1. P. 230–235.
Wiley A.S. Ecology of High-Altitude Infancy: A Biocultural Perspective. Cambridge: Cambridge University Press, 2004. Vol. 4, 5 (P. 71–145).