© 2013 Ю.А. Исаева
МАиБ 2013 – № 2 (6)
Ключевые слова: картографирование медико-антропологических идей, гносеологический поиск, методология исследования, медицина как система, человеческая телесность
Аннотация: В рецензии рассматривается монография известной российской исследовательницы Е.И. Кириленко как один из показательных примеров «картографирования» ключевых идей и концепций, сформированных на стыке медицинской антропологии и философии медицины. Кратко излагая содержание и основные идеи книги, рецензент стремится показать своевременность данной работы. Отмечается, что самому «полю знания», сформированному в процессе осмысления многообразных социокультурных практик сохранения здоровья, в настоящее время требуется рефлексия и систематизация. В связи с этим в рецензии определяется главное достоинство монографии Е.И. Кириленко – способствование развитию рефлексии в рамках медицинской антропологии.
(Кириленко Е.И. «Феномен медицины в горизонте культуры: теоретические основания анализа и этнокультурная спецификация». – Томск: Издательство ИОА СО РАН, 2008. – 330с.: рецензия)
Исследователь, подобно путешественнику, вторгается в просторы научной рациональности, совершает там великие «географические» открытия, прокладывает новые пути и открывает новые пространства и тем самым изменяет контуры границ между Еще Неизведанным и Уже Познанным. Безусловно, без риска здесь не обойтись: каждый камень не вписывающегося в общую модель упрямого факта стремиться пробить голову, а гипотезы способны рассыпаться в самый неожиданный момент, подобно зыбкому мосту над пропастью. И все же, если хватит сил и упорства, длительный, подчас изнуряющий путь заканчивается достижением заветной цели: карта научной рациональности расцвечивается новыми областями, требующими, чтобы их «обжили», описали, систематизировали. Упустить важные детали, позабыть многоступенчатые, извилистые ходы научного поиска – вещь непозволительная, а посему нам никак нельзя обойтись без картографирования идей – вех.
Книга Елены Ивановны Кириленко, профессора Сибирского государственного медицинского университета (г. Томск), «Феномен медицины в горизонте культуры: теоретические основания анализа и этнокультурная спецификация» является весьма интересным примером такого картографирования. Исследовательница обозначает вехами разнообразные маршруты гносеологического поиска, которые простираются в самых разных областях человеческого опыта – философского, культурного и языкового – и направлены на изучение человеческой телесности и медицины как системы, постоянно и непосредственно имеющей дело с людской плотью.
Данная работа очень своевременна: осознание социокультурной значимости медицины, формирование системы здравоохранения как инструмента государства и прогресс биомедицины повлекли за собой целый ряд разнообразных исследований, в результате чего была открыта новая область знания – медицинская антропология, которая хотя и обозначена на карте научной рациональности, но еще не «обжита» и требует тщательной «картографической» работы.
Стремясь «обжить» новое пространство и преодолеть его дисперсность, Е.И. Кириленко начинать расставлять вехи в области философии, а затем переходит к этнографии и лингвистике, что нашло отражение в рассматриваемой нами книге в виде двух разделов: «Феномен медицины в современной культуре и философской рефлексии» и «Культурологический практикум: медицинские аспекты русско-славянского жизненного мира».
При ознакомлении с первым разделом сразу бросается в глаза то, что большинство вех, обозначающих контуры философской рефлексии, расцвечено синими, белыми и красными полосами французского флага: исследовательница тщательно картографирует идеи М. Фуко, Г. Башляра и М. Мерло-Понти. Если первая глава является обзорной и затрагивает европейский опыт в целом, то последующие три главы посвящены упомянутым мыслителям:
Глава 2. Методология исследования феномена медицины в неклассической философской традиции. Метод дискурсивных практик М. Фуко.
Глава 3. Методология исследования жизни сознания у Г. Башляра: от психоанализа к феноменологии. Культура как терапия.
Глава 4. Возможности феноменологического метода в анализе клинического опыта.
Довольно сильная привязанность именно к французским мыслителям проявляется и во втором разделе, где Е.И. Кириленко вновь возвращается к идеям М. Фуко в главе «Теоретический инструментарий исследования смысловой реальности». Собственно, возникает ощущение, что размышления французского «археолога знаний» служат для исследовательницы чем-то вроде спасительной нити Ариадны, позволяющей не заблудиться в лабиринте философских и научных рефлексий. Впрочем, подобное замечание ни в коем случае не является укором в адрес Е.И. Кириленко: подмеченная нами особенность предопределена самой ситуацией дисперсной, еще только начинающей подвергаться описанию и систематизации новой области знания.
Во втором разделе Е.И. Кириленко картографирует идеи, полученные этнографами и лингвистами и связанные с осмыслением славянами человеческого тела, медицинского опыта и непосредственных участников практик излечивания. В первой главе исследовательница стремиться дать свое видение таких явлений, как культура и миф, определить «медицинский сектор смыслового универсума», а также теоретический инструментарий исследования, во многом обращаясь к идеям М.Фуко и М. Элиаде. В двух последующих главах – «Мифология тела в русско-славянской традиции» и «Мифоритуальный комплекс и медицина» – Е.И. Кириленко фиксирует идеи, разработанные этнографами при анализе мифологической традиции. Здесь стоит отметить, что автор рассматриваемой нами книги в основном картографирует знания, полученные в XIX – первой половины ХХ в., и оставляет без внимания многочисленные современные исследования в области народной и традиционной медицины.
В двух последних главах – «Медицинский опыт в зеркале языка» и «Лингвосемантический анализ медицинского дискурса» – Е.И. Кириленко обращается к итогам лингвистического анализа, в результате чего воссоздает образ тела, концепты здоровья и болезни, а также портреты больного и врача с помощью языкового материала, что, несомненно, является изюминкой данной книги и заслуживает особого внимания со стороны читателя.
Картографирование идей – процесс трудоемкий, требующий не только научного педантизма, но и широкой эрудиции. Для медицинской антропологии в целом, а российской – в частности, оно необходимо, поскольку без подобного картографирования трудно осмыслить цели и методологию новой научной области. Не расставив вех – идей, ставших базовыми и «классическими», трудно проложить новые маршруты гносеологического поиска. Думается, что книга Е.И. Кириленко «Феномен медицины в горизонте культуры: теоретические основания анализа и этнокультурная спецификация» является еще одним достойным поводом для начала масштабного картографирования отечественных медико-антропологических идей, способствующего утверждению новых научных и образовательных традиций.
Оглавление книги: