ХОЛИСТИЧЕСКОЕ МЕДСЕСТРИНСТВО В США

© 2024 Дмитрий Сергеевич БАРАНОВ, Барбара ДОССЕЙ

МАиБ 2024 – № 1(27)


DOI: https://doi.org/10.33876/2224-9680/2024-1-27/06

Ссылка при цитировании:

Баранов Д.С., Доссей Б. (2024) Холистическое медсестринство в США, Медицинская антропология и биоэтика, 1(27).


Дмитрий Сергеевич Баранов —

аспирант

Института этнологии и антропологии

имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН

(Центр медицинской антропологии);

практикующий психолог

(Москва)

https://orcid.org/0009-0002-3283-4942

E-mail: bebych@yandex.ru

Барбара Доссей (PhD)

холистическая медсестра,

преподаватель,

автор книг и учебных пособий

(Санта Фе, США)

https://orcid.org/0000-0002-3837-0328

E-mail: barbara@dosseydossey.com


Ключевые слова: холистическое медсестринство, комплементарная медицина, альтернативная медицина, медсестринский коучинг, интегральная теория, квадранты, стандарты медсестринства, образование медсестер, система здравоохранения, уход за пациентом, биомедицинская модель

Аннотация. Данная публикация представляет собой интервью с Барбарой Доссей, пионером в области холистического сестринского дела. Интервью было взято в феврале 2024 г. Предметом беседы стала интеграция альтернативных методов лечения в сестринское дело на примере США. Анализируется история развития направления, которое сравнивается с традиционной биомедицинской моделью; рассматриваются образовательные программы для подготовки холистических медсестер, а также обсуждаются элементы «интегральной теории» Кена Уилбера, на основе которой Барбара Доссей разработала свой подход. Исследование показывает, что интеграция альтернативных методов лечения в сестринскую практику может повысить качество жизни пациентов и удовлетворенность уходом за ними. Однако авторы отмечают ряд проблем, связанных с легализацией и финансированием таких методов. В заключение делается вывод о необходимости дальнейших исследований в этой области и предлагается ряд рекомендаций для развития холистического сестринского дела.


Несколько предварительных замечаний – Д.С. Баранов

Сестринское дело – это часть системы здравоохранения, которую Флоренс Найтингейл в 1859 г. определила как «действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению» (Nightingale 1859). На сайте Международного совета медицинских сестёр (International Council of Nurses, ICN) приводится современное определение:

«Сестринское дело включает в себя автономный и совместный уход за людьми всех возрастов, семьями, группами и сообществами, больными или здоровыми, и в любых условиях. Сестринское дело включает в себя укрепление здоровья, профилактику заболеваний и уход за больными, инвалидами и умирающими людьми. Адвокация, содействие созданию безопасной среды, научные исследования, участие в формировании политики здравоохранения и в управлении пациентами и системами здравоохранения, а также образование также являются ключевыми функциями медсестёр» [перевод – Д.С. Баранов]. (ICN (Международный совет медицинских сестёр) 2002).

Как и в других сферах здравоохранения, в России мы можем увидеть, что в сестринском деле, согласно стандартам, используются исключительно конвенциональные биомедицинские практики. Однако пациенты в США могут получать уход и так называемых холистических медсестёр, стандарты работы которых включают не только биомедицинские протоколы, но и различные методы комплементарных и альтернативных медицин. Чтобы узнать больше о холистическом медсестринстве, я поговорил с Барбарой Доссей. Она является холистической медсестрой с 25-летним опытом работы в реанимационном отделении с критическими больными, а также ключевой фигурой в создании стандартов работы для холистических медсестёр, преподавателем и международным лектором.

Я узнал о Барбаре из научной публикации, посвящённой обзору так называемого интегрального медсестринства (Shea 2016). Его теоретические основы опираются на интегральный подход американского философа Кена Уилбера, с которым Барбара лично знакома с 1975 г. (Beck 2024). Перед интервью она рассказала, что несколько раз посещала Россию, в том числе в 1986 г. вместе со своим мужем и 25 другими медсёстрами, работающими в реанимационном отделении, побывала на экскурсии в больницах Москвы. Большая часть деятельности Барбары связана с наследием Флоренс Найтингейл (Dossey 2005).

Дмитрий Баранов (Д.Б): Как организовано сестринское дело в США? И какое место в системе здравоохранения занимает холистическое медсестринство?

Барбара Доссей (Б.Д.): Прекрасный вопрос. Давайте начнём с истории. Знакомо ли вам имя Флоренс Найтингейл? Найтингейл является основательницей современного сестринского дела. Она родилась в 1820 году и умерла в 1910 году. Все те проблемы, которые мы сейчас имеем в здравоохранении, возникли, когда Найтингейл было за 30 и она участвовала в Крымской войне. В основном она служила в Константинополе, который сегодня является Стамбулом […]. Но одна из вещей, которую сделала Найтингейл, — она заложила философскую основу для современного светского сестринского дела. Я говорю «светский», потому что он не основан на религии. Существует более 14 000 писем в архивах и 200 публикаций, но мы ещё даже не начали делать то, о чем она писала. Но у нас есть философское основание, и в 1910 году, когда она умерла, в США функционировало 1000 обучающих программ Найтингейл. Я не знаю, сколько их было в России в то время, но сейчас, безусловно, есть много образовательных учреждений, которые используют философию Найтингейл и то, что она нам оставила.

За организацию системы обучения медсестёр в США отвечает Американская ассоциация колледжей сестринского дела (American Association of Colleges of Nursing, AACN). AACN разрабатывает стандарты. Таким образом, все школы сестринского дела в США следуют единым стандартам профессиональной сестринской практики. Американская ассоциация медсестер (American Nurses Association, ANA) объединяет все эти специальности.

AACN создают так называемые основные принципы образования бакалавриата и основные принципы образования младших специалистов. Два года обучения на младшего специалиста стыкуются с обучением в бакалавриате, в котором можно отучиться ещё два года и стать специалистом.

В Санта Фе1 располагается общественный колледж2 Northern New Mexico College, в котором функционирует партнёрская программа с Университетом Нью-Мексико. В этом колледже можно получить образование холистической медсестры, в которое входит изучение теории интегрального медсестринства.

Рис. 1. Сайт колледжа Northern New Mexico College с описанием программы по интегральному медсестринству

Все медсестры в Соединенных Штатах сдают один и тот же экзамен, чтобы получить лицензию профессиональной медсестры.

Как вы знаете, у нас 50 штатов. В каждом штате есть свой закон о медсестринской практике. Каждый штат может формировать свои требования. Так, например, в Нью-Мексико я должна проводить три контактных часа3 каждые два года, чтобы продлить лицензию. Я должна следовать протоколу. И я должна предоставлять сертификаты о том, что я прошла курсы, которые поддерживают мою практику в актуальном состоянии.

Д.Б.: Какое место в системе медицинского сестринства в США занимает холистическое медсестринство?

Б.Д.: Как вы знаете, в сестринском деле существует множество специальностей. Наша Американская ассоциация медсестер утверждает стандарты данной дисциплины. Вы видите эту книгу? Холистическое медсестринство? Это не мой учебник, это руководство по области применения и стандартам практики. Американская ассоциация медсестер и Американская ассоциация холистических медсестер совместно спонсируют и выпускают это руководство. Это третье издание. Они обновляют его каждые пять лет. Это издание 2019 года.

Рис. 2. Барбара демонстрирует руководство по области применения и стандартам практики для холистического медсестринства

Первые 25 лет моей карьеры были связаны с уходом за больными в реанимации. Есть такая организация AACN, она расшифровывается как Американская ассоциация медсестер реанимации (American Association of Critical-Care Nurses, AACN). Я больше не являюсь членом AACN, но слежу за их работой, у них есть стандарты. В то время я была медсестрой в сердечно-сосудистом отделении и медсестрой реанимации. Я следовала этим стандартам. Я следую стандартам ANA. У каждой специальности есть книга такого размера в их специализации [показывает толстую книгу]. О Боже, я уверена, что сейчас в сестринском деле 60 или 70 или более специальностей. Новая специальность, которая только что появилась у нас, связана с медицинским использованием марихуаны. В Соединенных Штатах есть штаты, которые легализуют марихуану, что следовало бы сделать давным-давно, но в любом случае, как в моем штате она еще не легализована в рекреационных целях, но легализована для медицинского лечения, что очень важно, но это новая организация и новая специальность медсестёр с каннабисом (cannabis nurses). Они специально работают с людьми с сильной болью, проблемами со сном и тому подобными вещами.

Д.Б.: Знакомы ли вы с медицинскими антропологами и участвуют ли они в работе медсестёр?

Б.Д.: Особенно вдохновляет, что в университетах США есть факультеты социальных наук, [в которых преподается] медицинская антропология, она очень признана и уважаема в Соединенных Штатах. Проводятся исследования, в которых участвуют медицинские антропологи и медсёстры, и у нас есть организация, которая занимается именно культурным сестринским делом. И в этой организации есть много медсестёр, которые также являются медицинскими антропологами или в своей команде работают с медицинскими антропологами. И причина этого в том, что, как вы знаете, ваша работа — это помощь всем нам в понимании культурных верований и ритуалов и того, как они влияют на их [пациентов] жизнь и работу.

Д.Б.: В каких отношениях находятся биомедицина и комплементарная и альтернативная медицины в США?

Б.Д.: В Соединенных Штатах у нас есть центр в Вашингтоне. Он называется NCCIH, что расшифровывается как National Center for Complementary and Integrative Health (Национальный центр комплементарного и интегративного здоровья). Так что обязательно найдите NCCIH [в интернете].

Они работают именно с организованной медициной. Одна из проблем, с которой мы сталкиваемся в Соединенных Штатах, заключается в том, что здесь все еще слишком много внимания уделяется медикализированной модели. С точки зрения интегрального подхода — это верхний правый квадрант4, где находятся физиология, патофизиология, протоколы, процедуры.

Американская медицинская ассоциация уделяет большое внимание верхнему правому квадранту. И то, что мы делаем в сестринском деле, в частности, в холистическом сестринском деле и сестринском коучинге — хотя все медсестры знают это — это не либо то, либо другое. Не биомедицина либо комплементарная или альтернативная медицина. Это и то, и другое. Никогда не бывает «или-или». Это и то, и другое. Поэтому, если вы работаете с медсёстрами в своей стране, вы можете сделать так, чтобы они обратили внимание и на то, и на другое.

Я начала заниматься этим в 1960-х годах, еще до того, как появились все эти правила и нормы, просто однажды я услышала «правый мозг — левый мозг»5. Я сказала: «Боже мой! Как же нам помочь объединить эти правое и левое полушария вместе?» И вот тут-то я и занялась комплементарной и альтернативной терапией.

Работая медсестрой в реанимации с очень больными людьми, я подводила внутривенную линию, начинала делать капельницу пациенту. А потом говорила ему: «Сейчас я введу вам лекарство — вот сюда, в капельницу или прямо в вену. И теперь оно находится в вашем организме и действует».

И снова я использую свой голос в качестве терапевтического инструмента. Рассказываю правду о том, как человек может задействовать свое собственное сознание, чтобы успокоиться и расслабиться. Пусть лекарства, биомедицинский протокол лечения работают, и тело работает тоже. И вот этот пациент говорит себе: «Я расслаблен. Я отпускаю свою боль. Я делаю глубокий вдох и выдыхаю».

Вот как надо делать и то, и другое. В нашей стране тоже есть напряжение [между биомедициной и комплементарной и альтернативной медицинами]. Но есть и то, что очень радует сейчас, по сравнению с 60-ми годами, когда я начинала и у нас было мало исследований. И обязательно загляните в NCCIH. Он помогает нам объединить эти две вещи.

Д.Б.: С какими вызовами сталкивается сегодня американское здравоохранение вообще и сестринское дело в частности?

Б.Д.: У нас огромные проблемы со здравоохранением в Соединенных Штатах. Это глубоко прискорбно, но мы просто молимся, чтобы Байден победил на выборах в ноябре. Потому что он действительно понимает, насколько важна комплементарная и альтернативная терапия в медицине. И Обама запустил программу, в рамках которой люди могут записаться на получение помощи.

У нас в стране нет всеобщего охвата услугами здравоохранения, это очень прискорбно, но я думаю, что оно появится, потому что здравоохранение очень дорогое, и сейчас, если у вас есть деньги или если вы работаете в бизнесе или корпорации, которая предоставляет медицинское обслуживание, то вы получаете медицинское обслуживание. В остальных случаях это довольно сложно и очень дорого.

Таким образом, у нас есть огромный разрыв между людьми, у которых есть деньги, и теми, у кого их нет. Я уверена, что вы читали об этом.

Соединенные Штаты — очень привлекательное место для жизни. И у нас есть мигранты. Прежде всего, США состоят из иммигрантов. Именно так мы и начинали. Мигранты приезжали через остров Эллис в Нью-Йорке и другие места. Сейчас иммигрантов прибывает больше, чем у нас есть мест, чтобы разместить их и позаботиться о них.

Знаете, мы не будем вдаваться в политику. Это нелепо, но я верю во Вселенную. Я верю в американский народ. Надеюсь, что мы проголосуем за Байдена в ноябре. И причина этого в том, что он понимает необходимость закона Obamacare6, по которому многие люди, у которых нет денег, которые не работают, могут получить разумное медицинское обслуживание. У нас много проблем, и мы просто надеемся. И я думаю, что при моей жизни в Соединенных Штатах появится более универсальное здравоохранение.

Д.Б.: Расскажите, пожалуйста, подробнее о клинической работе холистической медсестры.

Б.Д.: Когда мы рассматриваем клиническую сестринскую деятельность, то обнаруживаем, что она сосредоточена только на верхнем правом квадранте.

Вы как медицинский антрополог знаете, что каждый человек несёт свою собственную историю. Мы будем лечить наилучшим образом, то есть я могу давать лекарства, протоколы, процедуры etc. Но пациенты, у которых есть своя история, хотят, чтобы я знала эту историю и учитывала её, чтобы они могли лучше понять, как эти лекарства, процедуры и операции могут им помочь. Мне нравится работать в пространстве «Мы».

Что случается с медсёстрами, так это то, что они так заняты. Им нужно позаботиться о восьми, десяти или двенадцати пациентах, и они сосредотачиваются на пациенте. В течение восьми или двенадцати часов, будь то восьмичасовая или двенадцатичасовая смена, они просто пытаются сделать работу, чтобы заполнить карту и позаботиться о нём.

Но мы с вами знаем, что, когда я нахожу время, чтобы узнать чью-то историю, я просто говорю: «Расскажите мне что-нибудь прямо сейчас. Что вы хотите, чтобы я узнала о вас?» И пациент может сказать: «Я боюсь». И я отвечу что-нибудь. Это своего рода коучинг.

Я бы ответила: «Расскажите больше. Расскажите мне об этом». «Я боюсь, что у меня будут осложнения и операция, а что если я умру во время операции? И я не знаю, как моя жена будет о себе заботиться». Знаете, можно продолжать и продолжать. И когда я слушаю эти истории, я могу быстро ухватить нить этой истории и рассказать пациентам, как я буду помогать им пройти через это.

А потом я делаю дополнительное упражнение, например, практику работы с образами, чтобы представить вход в операцию и возвращение из операционной, и просто говорю: «Один из первых голосов, который вы услышите [после операции], — это будет мой голос, заботящийся о вас. И я скажу вам: “Эй, вы уже вернулись и у вас все отлично! Вы уже выздоравливаете!”».

Д.Б.: Медсестринский коучинг — это часть холистического медсестринства?

Б.Д.: Медсестринский коучинг (nurse coaching) — это часть холистического сестринского дела. Здесь [показывает книгу] мы разбираем, что представляет собой эта специальность в рамках холистического сестринского дела и как она в него вписывается. Это очень целенаправленная работа, в которой я сотрудничаю с пациентом и фокусируюсь не на своих целях как медсестры, а на целях пациента. Таким образом мы помогаем пациентам достичь их личных целей в области здоровья.

Рис. 3. Барбара Доссей демонстрирует свою книгу Nurse Coaching («Медсестринский коучинг»)

Медсестринский коучинг пока не признан официальной специализацией Американской ассоциации медсестёр. Существует около 14 протоколов, которые мы должны выполнить. Мы почти у цели. А пока мы опубликовали книгу «Искусство и наука медсестринского коучинга». Она издана ANA. В ней есть сфера применения и стандарты. Это уже второе издание. И в течение следующих пяти лет, я думаю, мы выполним все критерии, чтобы медсестринский коучинг утвердили в качестве специализации.

Д.Б.: Как вы используете интегральную модель Кена Уилбера в рамках холистического медсестринства?

Б.Д.: Красота интегральной модели заключается не только в том, что вы смотрите на квадранты. Видели ли вы когда-нибудь схему с моей теорией интегрального сестринского дела?

Она начинается с исцеления, затем мы рассматриваем медсестру, пациента, общество и окружающую среду. Затем есть шаблоны знаний, которые есть у всех медсестёр, а потом переходим к рассмотрению каждого из квадрантов [см. Рис. 4].

Рис. 4. Адаптация модели AQAL Кена Уилбера, выполненная Барбарой Доссей для холистического медсестринства (русский перевод — Дмитрий Баранов)

И даже разделим их ещё больше, а затем соберём все вместе. Так что в конечном счёте всё это для вас на одной странице. Я больше ничего не могу делать в мире, не думая о квадрантах. И о том, в каком квадранте вы находитесь. Так что мне нравится, что сейчас мы находимся в этом «мы-пространстве» (We-space, нижний левый квадрант).

Мы находимся в этом «мы-пространстве» обмена идеями и информацией. И мы, знаете, просто ходим туда-сюда, и в этом вся прелесть этой работы. И вот что я стараюсь делать – это, даже не говоря о целостности, когда, знаете, когда я слушаю кого-то, это брат или сестра, или её племянник, или хороший друг, или мой муж, знаете, неважно. Когда я слушаю истории, я всегда обращаю внимание на то, из какого квадранта они исходят? Как они используют квадранты?

Д.Б.: Есть ли у вас самая любимая комплементарная практика, которую вы предлагаете своим пациентам и используете сами?

Б.Д.: Я думаю, это дыхание. Дыхание. Это то, что есть в нас, это ничего не стоит. И оно с нами в любой момент времени.

Но часто случается так, что мы дышим грудью, понимаете? И когда мы становимся напряженными и зажатыми, чёрт возьми, я тоже так делаю. Да. Я делаю вдох просто грудью. Понимаете, о чем я? Я напрягаю плечи, когда делаю это, но, если я могу сделать вдох животом, пусть мой живот надуется, как воздушный шар.

И вот здесь мне нравятся слова. В медитации, в практике. Сильная спина. Мягкий живот. И когда у меня сильная спина, вдохните и выдохните. Это также помогает мне лучше слушать истории пациентов. Это помогает мне справляться со страданиями людей. Это помогает мне освободиться от собственных страданий. Так что, я думаю, дыхание.

Вторая любимая практика — это аутогенная тренировка. И если я прямо сейчас возьму свою руку, положу её на колени. И скажу: «Моя правая рука тёплая и тяжёлая. Моя правая рука тёплая и тяжёлая». И вы можете сделать это прямо сейчас. И я представляю, что вы, вероятно, начинаете замечать, что больше внимания уделяете правой руке, которая тёплая и тяжёлая. Вы можете чувствовать свою левую руку, но она не имеет такого веса и тяжести, как правая. А теперь, поскольку у нас есть правая рука, тёплая и тяжёлая, я положу другую руку на левую ногу, и моя левая рука согревается.

Моя левая рука тёплая и тяжёлая. И я даже начинаю чувствовать, что моя левая рука становится такой же тяжёлой и тёплой, как и правая. А теперь, когда обе эти руки начинают чувствовать тепло, я собираюсь спуститься к правой ноге. Она лежит на полу.

Моя правая нога тёплая и тяжёлая. Моя правая нога тёплая и тяжёлая. А теперь я перейду к левой. Моя левая рука, левая нога тёплые и тяжёлые. Моя левая нога тёплая и тяжёлая. И я даже могу теперь, когда все мои конечности начинают чувствовать тепло и тяжесть, я могу начать делать голени, я могу подняться к телу, я могу перейти к голове, я могу перейти к груди. [После такой практики] вы можете вернуться в комнату бодрым и внимательным.

По аутогенной практике проведено больше исследований, чем по любой другой. И что самое замечательное — люди, страдающие мигренозными головными болями, могут использовать свой голос. Когда у них начинается мигрень, их руки становятся ледяными. Они могут направить кровь к рукам, и их головная боль начинает уходить.

Я должна поддерживать свой внутренний баланс, и тогда каждый день в конце 15- или 20-минутной практики я сижу. Я выхожу в гараж, у нас есть в нём небольшой холл. Там у меня есть подушка и чаши для медитации. Я закрываю двери, и получается небольшое пространство, а ощущение такое, будто это ашрам. Оно очень священное. В конце медитации я заякориваю этот опыт, прежде чем начать стремительный день.

В середине дня, когда вы знаете, день разгорается с таким количеством дел, которые нужно сделать по списку, я делаю глубокий вдох животом. Прикасаюсь к груди, чтобы снова оказаться в этом более глубоком пространстве. Я делаю такие трех-пятиминутные перерывы в течение всего дня. Таким образом, в конце дня я не перегружена и не встревожена.

А ещё я ограничиваю себя в просмотре новостей по телевизору. Потому что нас постоянно бомбардируют трагедиями, которые происходят по всему миру. Я позволяю себе в конце дня в течение часа посмотреть новости. Когда я вижу эти кадры страданий, я посылаю любящую доброту этим людям. Это единственное, что я могу сделать. И что ещё я могу сделать — это серия лекций «Голоса медсестёр». Это я могу сделать, чтобы помочь медсёстрам, которые работают по всему миру, укрепить устойчивость и не забывать находить свой голос. Не быть молчаливыми и невидимыми для своих сообществ в своих странах. Что бесценно, медсёстры — это те люди, которые объединяют всю систему здравоохранения. Это не врачи. Врачи прилетают на одну-три минуты. Но это медсёстры. А еще мы работаем с медицинскими антропологами. Они помогают сплести воедино историю заботы и человека.

В этом и заключается красота интегральной модели. Я всегда использую эту аналогию, и я уверена, что вы слышали её, когда летали в самолете. Стюардесса говорит: «Сначала наденьте свою маску. Затем наденьте маску на вашего ребенка». Мы [медсёстры] должны надеть свою маску. Мы должны выполнять свои практики, чтобы помогать другим. Иначе мы выгорим.

Д.Б.: Насколько распространены неконвенциональные медицинские подходы в США сейчас, например, китайская медицина, тибетская медицина, аюрведа?

Б.Д.: Я живу в Санта-Фе, Нью-Мексико, и всё это здесь есть. Это признано. У одного доктора здесь очень большой офис, и она объединяет CAM-терапевта7 и терапевта функциональной медицины. Раз в месяц у неё выступают доктора различных неконвенциональных подходов.

В нашем городском госпитале есть отделение комплементарной, альтернативной и интегративной медицины. Мы видим, что таких больниц становится всё больше. То, что оно есть в больнице, не означает, что все врачи его признают, но пациенты могут запросить.

Примечания

1 Город, где живёт Барбара, население около 70 000 человек.

2 Общественный колледж в США (community college) — государственное учреждение, которое предоставляет возможность получить специальность. Обучение в них обычно длится два года и стоит меньше, чем в четырехлетних колледжах. В общественных колледжах нельзя получить степень бакалавра, магистра или доктора философии — вместо нее выпускники получают профессиональный сертификат, диплом и степень младшего специалиста (например, мастера по ремонту, сварщика, помощника юриста).

3 Контактные часы (contact hour) — это количество регулярных и содержательных взаимодействий между студентами и преподавателем. Традиционно ассоциируются с количеством часов, в течение которых занятия проводятся в кампусе.

4 Верхний правый квадрант в интегральной карте AQAL Кена Уилбера указывает на объективную перспективу единственного числа. В контексте медицины — это объективный взгляд на тело через весь спектр современных биомедицинских методов диагностики и лечения (Dossey 2008, Wilber 2006, 2007, 2008).

5 Имеется в виду представление о межполушарной асимметрии, согласно которому левое полушарие мозга человека отвечает за логические процессы, а правое — за образные и творческие.

6 Закон о защите пациентов и доступном здравоохранении Obamacare, принятый в 2010 г.

7 CAM — Complementary and Alternative Medicine / комплементарная и альтернативная медицина (КАМ).

Источники

Личный сайт Барбары Доссей: https://www.dosseydossey.com/barbara-dossey-phd-rn

American Association of Colleges of Nursing, AACN (Американская ассоциация колледжей сестринского дела):  www.aacnnursing.org

Integrative Nurse Coach Academy (Академия интегративного коучинга медсестер):  https://inursecoach.com/

Nightingale Initiative for Global Health, NIGH (Инициатива Найтингейл для глобального здоровья):  https://www.nighvision.net/

American Nurses Association, ANA (Американская ассоциация медсестёр): https://www.nursingworld.org/

American Holistic Nurses Association (Американская ассоциация холистических медсестёр):  https://www.ahna.org

American Association of Critical-Care Nurses, AACN (Американская ассоциация медсестер реанимации):  https://www.aacn.org

National Center for Complementary and Integrative Health (Национальный центр комплементарного и интегративного здоровья):  https://www.nccih.nih.gov

References

Beck D.-M., Dossey B.M. (2024) Remembering Nightingale in Her Turbulent Times: Introducing the Theory of Integral Nursing in Our Turbulent Times, International Nursing Review, 1–7.

Dossey, B.M. (2005) Florence Nightingale Today: Healing, Leadership, Global Action, Amer Nurses Assn.

Dossey, B.M. (2008) Theory of Integral Nursing, Advances in Nursing Science, No. 31(1), p. E52–E73, January 2008. DOI: 10.1097/01.ANS.0000311536.11683.0a

ICN (2002) International Council of Nurses (https://www.icn.ch/resources/nursing-definitions/current-nursing-definitions) (15.03.2024).

Nightingale, F. (1859) Notes on Nursing: What it is and What it is Not. London: Harrison. P. 6. Internet Archive https://archive.org/details/NotesOnNursingByFlorenceNightingale (24.12.2024).

Shea L., Frisch N. (2016) Wilber’s Integral Theory and Dossey’s Theory of Integral Nursing: An Examination of Two Integral Approaches in Nursing Scholarship, Journal of Holistic Nursing, 2016; No. 34(3), p. 244–252. doi:10.1177/0898010115608968

Wilber, K. (2006) Integral Spirituality: A Startling New Role for Religion in the Modern and Postmodern World, Boston, Massachusetts.  ISBN 1-59030-346-6

Wilber, K. (2007) The Integral Vision: A Very Short Introduction to the Revolutionary Integral Approach to Life, God, the Universe, and Everything, Boulder, Colorado. ISBN 1-59030-475-6

Wilber, K. (2008) Integral Life Practice: A 21st-Century Blueprint for Physical Health, Emotional Balance, Mental Clarity, and Spiritual Awakening, Boston, Massachusetts. ISBN 1-59030-467-5