© 2024 Светлана Юрьевна САВЕЛЬЕВА, Ридер АРЕВАЛО ОЧАВАНО
МАиБ 2024 – № 1(27)
DOI: https://doi.org/10.33876/2224-9680/2024-1-27/09
Ссылка при цитировании:
Савельева С.Ю., Аревало Очавано Р. (2024) Натуральная медицина шипибо в XXI веке, Медицинская антропология и биоэтика, 1(27).
филолог;
практический психолог
трансперсонального направления;
сертифицированный ведущий
холотропного дыхания
по международной программе GTT
(Grof Transpersonal Training);
(Москва)
E—mail: snowsstorms@yandex.ru
(исп. Rider Arevalo Ochavano) –
целитель из рода
потомственных курандерос шипибо;
руководитель
Центра натуральной медицины «Moyano»;
(г. Тинго Мария / Tingo María: Перу)
E-mail: arevalorider98@gmail.com
Ключевые слова: курандеро, шаманизм, шипибо, традиционная народная медицина Перу, аяваска, растения-учителя, психологическая помощь и поддержка, внутренняя трансформация, осознанность
Аннотация. С древних времён шаманы индейского племени шипибо-конибо в Перу используют в медицине напиток аяваска для исцеления как физических, так и душевных недугов. Лиану аяваску почитают как национальное достояние, признавая изготавливаемый из неё одноимённый напиток источником природных знаний. Аяваска стала культурным наследием Перу и имеет официальный статус ‘традиционной медицины’ (народная медицина). Всё больше людей западного мира стали проявлять интерес к психофизиологическому и целительному опыту, который она даёт. Однако шаманы настаивают: как сакральный дух и напиток силы аяваску следует использовать в мистико-магических таинствах, и как любое другое целебное средство – в обрядах и церемониях, направленных на исцеления недугов, а также серьёзной внутренней психологической работы. Курандеро заинтересованы в сохранении и защите «священной церемонии аяваски» и её статуса. Один из них – маэстро Ридер Аревало Очавано является практиком, ведущим церемоний аяваски, а также занимается изучением свойств различных растений, которые могут помочь в медицине. Маэстро Ридер держал строгие диеты с растениями-учителями, обучался в Амазонской сельве общению с духами природы, осваивал различные методы лечения. В данной работе обсуждаются вопросы современного отношения к традиционной медицине Перу; исследования, проведенные в отношении растений, называемых курандеро растениями-учителями; психологическая сторона вопроса при работе с пациентами, внутренняя трансформация во время сеансов. Затрагивается тема сравнения культур шаманизма в Перу и других странах.
Светлана Юрьевна Савельева беседует с маэстро Ридером Аревало Очавано (11.04.2024)
Перевод с испанского языка – Соклакова Е. А.
С.С: Ридер, в предыдущих беседах ты уже поделился с нами интереснейшей информацией о культуре шипибо, о своей семье, за что мы тебе очень благодарны – просто бесконечно благодарны, поскольку то, что ты рассказываешь, – это бесценный кладезь, материал, который трудно переоценить. Мы осознаём, насколько сильно нам повезло, что ты передаёшь нам эти знания. И, конечно, благодарим тебя за открытость, сердечность, за особый, дифференцированный подход к каждому человеку, за глубину.
Ридер: Благодарю вас за проявленное любопытство и большой интерес к культуре шипибо, к моей семье и за внимание, которое я чувствую к себе. Я полностью открыт и готов освещать интересующие вас вопросы, потому что мне хотелось бы поменять отношение к системе использования растений, как это сейчас происходит, в частности, лианы аяваски1 (лат. Banisteriopsis caapi).
С.С.: Да-да, это прекрасно! И в связи с тем, что ты сказал, Ридер, возникает такой вопрос: не хочешь ли ты сам написать и опубликовать книгу, в которую вошло бы всё то, что ты знаешь?
Ридер: Если бы мне удалось написать свою собственную книгу, это помогло бы мне донести своё знание до более широкого круга лиц и тем самым внести свой вклад в изменение этой системы. Тогда большее количество людей получило бы возможность исцеляться, а также стать курандеро, целителями.
С.С.: Это было бы очень здорово. Насколько я знаю, твой папа написал книгу2 о лекарственных растениях Перу, которая была издана и в Испании. Когда я была в Мадриде, пыталась там её приобрести, но, к сожалению, мне это не удалось.
Ридер: Мне надо поговорить об этом с моим отцом.
С.С.: Ну, что же, пока ты не подготовил к изданию свою авторскую книгу, у нас есть предложение-вопрос: могли бы мы, с твоего разрешения, опубликовать часть того, что ты нам рассказал в беседах и на встречах?
Ридер: Да, конечно. Всё, что касается того, что поможет людям понять, чего они коснутся или во что они погрузятся, войдя в мир шаманизма и целительства шипибо, – всё это можно и нужно рассказывать людям и публиковать. Всё это им на пользу пойдёт.
С.С.: Мне посчастливилось побывать на церемониях у разных шаманов из культуры шипибо, многих из которых ты, разумеется, знаешь: у твоего папы, Гильермо Аревало Валера3 (исп. Guillermo Arevalo Valera), Орландо Махин Матиоса4 (исп. Orlando Magin Matios), Вальтера Мартинеза Гимарая5 (исп. Walter Martinez Guimaray), Фернандо Леви Мауа6 (исп. Fernando Levi Mahua), Артуро Изкуэрдо Валлеса7 (исп. Arturo Izquierdo Valles), у Бенджамина Вердура8 (франц. Benjamin Verdure) (ученик Гильермо Аревало Валера) и других. С некоторыми мне даже посчастливилось поработать. И хотя мы с тобой познакомились в конце 2015 года, лишь спустя два с лишним года, в 2018-м, мы увиделись в Тинго Мария на церемонии, в которой ты участвовал как, можно сказать, соведущий своего папы. И это был первый раз, когда я видела тебя в работе.
Судьба снова свела нас вместе в прошлом году в Турции, и я была невероятно поражена тем, как ты вырос и возмужал, как ты работаешь – насколько это и ответственное, и доброжелательное отношение к людям, насколько у тебя любящее сердце. Это очень высокое качество.
Это редкое сочетание говорит о твоей зрелости как целителя и даёт тебе определённые преимущества. Скажи, пожалуйста, когда ты стал работать самостоятельно? Когда ты почувствовал, что ты полностью раскрылся и готов работать как самодостаточный, зрелый маэстро?
Ридер: На самом деле я достаточно недавно почувствовал себя готовым к тому, чтобы работать как шаман. Это произошло в 22 году.
У нас был свой фамильный центр, но я всегда работал в нём в качестве помощника. Я помогал проводить церемонии своему отцу, и я неизменно испытывал очень большое уважение, потому что на его церемонии приезжали люди из разных стран как к сильному шаману, компетенциям которого они доверяли. Но в то время меня больше волновало моё собственное развитие, и я уделял ему основное внимание, постепенно обучаясь взаимодействию с людьми и тому, как нужно с ними работать. И то основополагающее, что я понял: главное, когда работаешь с людьми, вопрос денег не должен стоять на первом плане – прежде всего, ты должен стать настоящим проводником. Я понял, что нужно работать сердцем и отвечать за то, куда ты ведёшь людей, которые тебе доверились, которые к тебе приехали.
С.С.: Ты рассказывал о своём обучении, и мы знаем, что путь тобой пройден уже очень долгий – с раннего возраста. Как ты говорил нам, бабушка9 начала обучать тебя с малолетства, и с 6 лет ты уже участвовал в церемониях, получал разные растения и, в том числе, небольшие порции аяваски; а в 9 лет получил полноценный опыт, когда увидел чудесные миры, которые она открывает; и до 2022 года ты всё ещё считал себя учеником. То есть ты и сейчас, полагаю, считаешь себя учеником, но с 2022 года уже позволил себе работать как состоявшийся маэстро.
Ридер: Да, верно, я продолжаю чувствовать себя учеником, но при этом действительно являюсь целителем в культуре шипибо, одновременно продолжая изучать в моём собственном теле различные растения, и изучаю другие культуры, и в этом смысле я постоянно обучаюсь.
С.С.: Нас и читателей очень интересует вопрос взаимодействия с растениями-учителями. То есть тех самых диет, которые проходят и твои пациенты, и ученики, которые хотят стать маэстро.
Ридер: Я хочу уточнить: в каком смысле интересует та или иная диета? Для того, чтобы изучать свойства растения, воздействие растения на человека?
С.С.: Да, и в этом смысле тоже. Интересно, какие свойства они развивают у человека, необходимые, например, для того, чтобы стать хорошим шаманом.
Понятно, что диеты разные. Они всегда преследуют конкретную цель и назначаются тем, кто чем-то болен и хочет от чего-то избавится – от какого-то недуга, болезни, то есть хочет исцелиться. Для обучения тех, кто хочет стать целителем, используются те же самые растения? Какие диеты назначаются в том или ином случае?
Ридер: Шаман выбирает для каждого человека необходимое ему растение. Но в любом случае, будь то диета, направленная на исцеление, или диета для обучения, начинают с простых вещей. В первую очередь необходимо почиститься физически, психологически и эмоционально, затем начинают работать с сердцем, чтобы человек мог открыть своё сердце и стать более эмпатичным и сознательным. У человека могут быть какие-то непроработанные моменты: злость, агрессия, плохой характер. Есть специальные растения, которые могут помочь проработать всё это. Растения, помимо очищения, могут открыть доступ к различного рода глубинным травмам. И потом, на следующем этапе, уже исцелившись от их последствий, человек может встать на путь шаманизма.
Постепенно он начинает нарабатывать необходимые качества, связанные с волей и самодисциплиной, которые позволяют ему понять, как вести себя практикующему шаману.
С.С.: Правильно я понимаю, что, пока шаман жив, всю свою жизнь он диетирует?
Ридер: Да. И опытный шаман обычно и вне диеты чувствует, что принимает или не принимает его организм, что принимают или не принимают его ментальное и энергетическое тела, и понимает, что нравится или не нравится тому растению, с которым он в данное время проходит диету. Что ему энергетически подходит или не подходит.
С.С.: Очевидно, потому что уровень его чувствительности повышается и чувства обостряются. А также осознанность.
Ридер: Верно. То есть растения нам дают эту очень высокую чувствительность, позволяют тонко чувствовать всё окружающее.
Шаман, конечно, в силу ежедневных забот или личных проблем не может быть сосредоточен на себе постоянно и может потерять связь с растением, состояние высокой осознанности и гиперчувствительность, позволяющие чувствовать энергию еды. Он может в конкретный момент съесть что-нибудь не то, но потом он может почувствовать себя плохо, и это приводит к последствиям, которые нужно исправлять.
Для меня как для духовного человека, занимающегося подобными вещами, очень важно ограничивать себя и избегать излишеств. Все должно быть в меру, так как необходимо всё тонко чувствовать. Шаман должен быть хорошим наблюдателем, психологом и аналитиком. Основная задача шамана – наблюдать, что у него самого внутри происходит, что вокруг происходит, что у других людей происходит, и поэтому ему всегда необходимо иметь своё личное пространство. Оттуда он может наблюдать, там он может пребывать в спокойствии и посвящать необходимое время и внимание этому наблюдению.
Это позволяет многие явления «видеть», отслеживать в жизни и психике других и потом человеку сообщать, какое видение и понимание пришло. Если есть какая-то разбалансировка у человека, то шаман работает над тем, как ему помочь, как её устранить и привести его в гармоничное состояние.
С.С.: Если шаман прошёл диету с одним растением, скажем, с маросой10 (лат. Pfaffia paniculata) или, например, с ахо сачо11 (лат. Mansoa alliacea), считается ли его диета завершённой? То есть он проходит диету с конкретным растением один раз в жизни, развивая в себе необходимые качества при помощи этого растения и получая от него знания, которые оно несёт, или он может возвращаться к данной диете в течение жизни, когда ему это необходимо?
Ридер: Да, шаман может возвращаться к растению и брать повторные диеты, потому что у каждого растения свои энергетика и определённые качества.
С.С.: То есть на каком-то этапе жизни можно почувствовать, что эти качества потеряли остроту и яркость, поблекли?
Ридер: Да, когда они теряются, то, разумеется, можно их опять нарабатывать при помощи растений-учителей, растений силы. К тому же на новом этапе они могут дать что-то ещё.
С.С.: Повторюсь, судьба сводила нас несколько раз, начиная с 2015 года, и мне есть с чем сравнивать. Могу сказать, что за это время ты очень изменился, стал взрослым, самостоятельным, возмужал и, на мой взгляд, стал зрелым мастером. И я предполагаю, что это результат саморазвития, саморефлексии и, вероятно, тех диет, которые ты проходил за это время. Верно?
Ридер: Конечно. И приобретённого опыта.
С.С.: Некоторые иностранцы приезжают в ваши центры натуральной медицины, чтобы учиться и приобретать такой опыт. Им назначают диеты, они проходят их под руководством маэстро. Возвращаясь в привычную им жизнь, какое-то время они сохраняют и удерживают баланс (то, что ты называешь балансом), но со временем, по моим наблюдениям, они откатываются назад, в исходную точку. Признаюсь, мне встречались такие люди, позиционирующие себя как ученики перуанских курандеро, которые, прямо скажем, были малоприятными. Зачастую они демонстрировали высокомерие и признаки «злорадного превосходства»12 и отнюдь не производили впечатление доброжелательных и осознанных. Дополнительным козырем к их нарциссизму было то, что, по их словам, они несколько раз были у шаманов шипибо и прошли столько-то (обычно называется цифра) ученических диет. Создаётся впечатление, что некоторые едут к шаманам шипибо не для того, чтобы учиться, работать над своими травмами и проблемами и расти, получать неоценимый опыт для саморазвития и впоследствии использовать его для помощи другим, а лишь для того, чтобы они могли похвалиться необычным опытом пребывания в шаманских центрах. Взаимодействовать с этими людьми бывает сложно. От поездки до поездки меняется только одно – количество диет, чем они неизменно гордятся. (Небольшое уточнение: разумеется, речь идёт далеко не обо всех, кто учится у шаманов шипибо).
По твоему мнению, в чём проблема? От чего зависит успешное и результативное прохождение диет?
Ридер: Похоже, эти люди действительно глубоко травмированы и не знают, как справится с этими травмами. Очевидно, они не были готовы ни ментально, ни психологически, ни тем более энергетически к такому опыту обучения, позволяющему проходить диеты честно и по-настоящему. Они были не в состоянии изначально увидеть в себе проблемы и черты, над которыми стоило бы поработать.
С.С.: …и в некотором роде занимались убеганием и самообманом?
Ридер: Да. К тому же приезжающие иностранцы зачастую не умеют слушать маэстро, и они не слушают, не слышат и не слушаются. И не вполне понимают то, что им говорит наставник, какие наказы он им даёт.
С.С.: То есть мы опять возвращаемся к вопросу дисциплины и самодисциплины.
Ридер: Да. Есть ещё одна проблема, которую не стоит скрывать. У тех учителей, которые в большей степени ориентированы на получение денег и славы, пониженная ответственность, и они просто не доносят корректно до своих учеников понимание и правила, как должен вести себя ученик в период своего ученичества.
Нередко можно наблюдать и такое, что приезжающие, получив информацию из разных источников, начинают сами диктовать условия и сами выбирают себе растение, с которым хотят проходить диету. Где-то или от кого-то узнав, что одно растение несёт больше света, другое – для любви, они заявляют, что хотят диету с таким-то растением, а не с тем, которое может предложить им наставник. Они вовсе не ищут достойного опытного учителя, который может их качественно обучить дисциплине, ввести в мир растений, осуществить наставничество в диетах, а ведут себя так, как будто они лучше шамана знают, что и как должно происходить. Они считают себя более компетентными, чем тот, к кому они приехали учиться. У них есть заранее сформированная жёсткая установка, их почти невозможно переубедить.
С.С.: То есть, таким образом, они настаивают, чтобы им назначили конкретную диету?
Ридер: Да, они уже приезжают со своим решением.
Сейчас вокруг этого много разговоров. Каждый себя считает хорошим советчиком. Они слушают других людей, которые не являются шаманами и маэстро.
С.С.: А как ты сам относишься к таким ученикам, которые приезжают с такими жёсткими требованиями? Как ты с ними взаимодействуешь? Допустим, приезжает к тебе человек, и ты в процессе знакомства и эмпирического наблюдения понимаешь, что ему нужно на первом этапе проходить диету с пиньон бланко13 (лат. Jatropha curcas), а он заявляет, что будет проходить диету с табаком и ни с чем другим. Скажешь ли ты ему, что настоятельно рекомендуешь другую диету, или примешь его выбор?
Ридер: Я на него очень серьёзно посмотрю строгим взглядом, а внутри себя буду смеяться.
С.С.: Браво, Ридер! Это прекрасно! (Все присутствующие смеются.) Переубеждать ты его не будешь?
Ридер: Нет. Я приму его выбор и позволю проходить диету с выбранным им растением, но растение ему ничего не даст, потому что он не научился слушать, он только кормит своё Эго и ничего кроме него не слышит.
С.С.: А возможен ли, условно, ещё более отрицательный результат? Может ли это растение преподать человеку жёсткий урок, наказать?
Ридер: Если человек при этом ещё и нарушает правила диеты с конкретным растением, дисциплину, которая была вменена для взаимодействия с данным растением, да, такое возможно. Если он пренебрегает запретами, связанными с диетой, начинает есть, что ему нравится, то это приводит к тому, что сакральная составляющая – связь с этим растением блокируется: он употребляет это растение, но ничего не чувствует, не соединяется с духом растения, не происходит ровным счетом никакого обучения.
С.С.: Нарушено взаимодействие?
Ридер: Да, нет никакого обмена.
С.С.: Ридер, сколько всего насчитывается растений-учителей, которые могут быть назначены пациентам или ученикам в качестве диеты?
Ридер: Очень много. Насколько я могу полагаться на свои знания и на свой опыт, я знаю о 60 растениях. Но если поговорить с более опытными, старшими маэстро из прошлых поколений, то они могут рассказать и о других растениях, поэтому их гораздо больше.
С.С.: Да, это действительно очень много.
Ридер: Поскольку существует огромное количество разных растений, можно пробовать любое растение, и, если ты поймёшь, что оно в чём-то помогает, несёт определённые полезные знания и развивает определённые качества, то его можно назвать растением-учителем.
Но помимо добрых растений, которые несут знания и пользу и ведут к свету, есть и так называемые тёмные растения, которые взаимодействуют по-другому: они затмевают сознание и лишают человека доступа к осознанию того, что он находится под влиянием тьмы. Из-за употребления таких растений можно потерять путь к свету, это то, с чего начинается тёмное колдовство – брухерия. В мире растений всё устроено так же, как в мире людей: как люди бывают, условно, светлые и тёмные, так и растения. Одни могут наделять самым лучшим и развивать у людей светлые позитивные качества, но есть и такие, которые развивают тёмные качества.
С.С.: Ридер, ты неоднократно был в России и достаточно изучил её флору. Скажи, пожалуйста, ты обнаружил здесь такие растения, которые можно назначить в качестве диеты и назвать их растениями-учителями?
Ридер: (Произносит названия растений по-русски.) Дуб, берёза, сосна, мимоза, гриб аманита мускария (мухомор красный) и другие. Я нахожусь в процессе их изучения. Это очень хорошие учителя, они соединены с духом Севера, с нордическим духом, коим руководствовались и северные, и кельтские воины.
С.С.: Есть ли такие примеры, когда кому-то из учеников назначалась диета с этими растениями?
Ридер: Нет, пока не назначалась, это моё личное исследование. Я советовался со своим отцом по поводу этих растений, и он сказал: «Ты взрослый полноценный маэстро и можешь проводить эти эксперименты на себе. И, когда ты будешь знать всё, что можно получить от растения, тогда ты сможешь открывать диеты с этими растениями другим людям».
С.С.: В 2018 году мы недолго сотрудничали с молодым маэстро Фернандо Леви Мауа, и он тоже проявил огромный интерес к растениям России, в частности, к дубу. Он собрал части этого растения – листву и кору – и взял в Перу, в родную Пукальпу, где и проходил диету с дубом, которую ему открыл его знаменитый дедушка Паскуаль Мауа Очавано (исп. Pascuale Mahua Ochavano)14. К сожалению, мы не получили от него обратную связь и не знаем результат этого опыта.
Ридер: Что ж, надо поговорить с ним! (Смеется.)
Когда шаман начинает изучать растение, открывает диету с ним, важно, чтобы было правильно выбрано это растение. Я имею в виду, что из всех растений этого вида должно быть использовано то, которое выросло в чистом месте, к нему не должно было быть недостойного отношения со стороны людей, оно должно расти в спокойной тихой местности, а не в местах большого скопления людей, тем более машин и механизмов. Желательно, чтобы эти условия были соблюдены.
С.С.: Очень хорошо понимаю. Наши сибирские шаманы руководствуются теми же правилами. Должны быть определённые маркёры, указывающие на то, какое растение можно взять. У меня тоже есть такой опыт выбора и сбора растений. Почти всегда ты чувствуешь, что тебе нужно взять именно это конкретное растение, а не какое-то другое, даже если последнее выглядит лучше или красивее.
Ридер: Шаман обладает таким качеством, интуицией для нахождения и выбора конкретного растения. Здесь мы, безусловно, говорим о настоящих, состоявшихся шаманах, а не о безумцах.
С.С.: Да-да, я и не подразумевала безумцев. (Смеемся.)
Ридер, а ты сам здесь, на территории России, находил для себя нужные растения, например, упомянутые берёзу или дуб? И что дала та или иная диета?
Ридер: Да, я проходил диету с дубом15. Насколько я убедился из собственного опыта, диета с дубом даёт опыт и знания, очень похожие от прохождения диеты с аяумой16 (лат. Couroupita guianensis).
С.С.: Это же дерево?
Ридер: Да, это очень высокое дерево. Это очень мощное растение, которое защищает энергетически от злых духов, например. Именно с ним рекомендуются диеты, когда необходимо противостоять энергетическим атакам, защититься от них и от сильного негативного воздействия. Этими качествами обладает и дуб. У него дух воина, дух Севера, нордический характер, как у кельтских воинов, которых я уже упоминал. Признаюсь, мне было достаточно непросто, трудно войти в его мир. Потому что каждое растение для твоей инициации – для того, чтобы позволить войти в свой мир знаний, – проводит тебя через три уровня. Первый уровень – это очищение, чтобы стать чувствительным; второй уровень – это соединение с духом растения, чтобы получить доступ в зону сновидений; на третьем уровне, во время сна-путешествия дух растения переносит тебя в свой мир, чтобы ввести в своё сообщество, познакомить со своими собратьями. Так как я обладаю высокой чувствительностью, то первый этап мне удалось пройти довольно быстро: за 2-3 дня я уже полностью очистился и начал соединяться с духом растения. Но во сне мне было сложно проходить этот опыт, так как там было очень много темноты. Дух растения показывал мне путь к своему сообществу, но мне было очень трудно туда пробираться.
С.С.: Трудно, потому что страшно?
Ридер: Трудно, потому что тот дуб, кору которого я собрал, рос в той местности, где велись активные кровопролитные бои во время Второй мировой войны. Поэтому для того, чтобы пройти к «дому» этого духа, мне вначале пришлось столкнуться со всеми историческими событиями, которые происходили на этой территории и свидетелем которых был этот старый дуб. Таким образом, я оказался в центре этих событий. Вокруг меня рвались снаряды, погибали люди, танки ехали по телам людей, вся земля была пропитана кровью. Я, как и дух старого дуба, стал таким же свидетелем этого страшного кровопролития, всех этих ужасов войны. Именно поэтому было сложно и трудно. Но, как говорится, кто не рискует, тот не выигрывает. А я очень хотел получить все знания от этого дуба. И, пройдя через все испытания, я вышел к огромному дереву, где увидел много духов и людей. Там были шаманы, целители, представляющие разные культуры, в том числе славянскую, кельтскую, со своими музыкальными инструментами: бубнами, шумелками, погремушками. Это дерево было огромным, так можно было бы представить Древо жизни: оно возвышалось над всем и тянулось верхушкой ввысь.
С.С.: Как Иггдрасиль, Мировое дерево…
Ридер: Да. Вокруг него росло очень много мухоморов, и очень много людей их собирали и проводили церемонии с ними. И я понял, что это традиционное «растение» силы, которое используются на этой территории, в этих местах, в этих культурах, и оно является аналогом нашей аяваски.
С.С.: Скажи, а где была собрана кора этого дуба?
Ридер: Примерно в четырех часах езды от Москвы.
С.С.: В одном из эпизодов моего давнего путешествия мне точно также показали, что грибы мухоморы, произрастающие в наших лесах, являются духами-учителями и медициной.
Впоследствии я работала с умирающими с применением мухомора, это были люди очень преклонного возраста, почти полностью или частично утратившие связь с реальностью. Мухомор помог им установить эту связь и дал возможность пообщаться с близкими, а спустя некоторое время – от двух суток и самое длительное на 21-й день – облегчил им переход в иной мир.
Ридер: Наше физическое тело умирает, но духовное – нет.
Когда предсказывают, что этот мир закончится, наша цивилизация погибнет, то есть тоже закончится, я точно знаю, что этого не случится. Когда я слышу словосочетание «конец света», я воспринимаю это как указание на чей-то индивидуальный конец, мой, например. Но это отнюдь не является концом мира.
С.С.: В этом мы с тобой абсолютные единомышленники.
Ридер: В каждой культуре есть свои растения-учителя: для шипибо это айяваска и тойе18 (лат. Brugmansia). Наряду с ней для племён высокогорья – это ещё кока и кактус Сан Педро; для мексиканцев – псилоцибиновые грибы и кактус пейотль, который используют и индейцы – адепты традиционных верований в Северной Америке. В Африке есть ибога, у некоторых народов Севера – мухомор. В каждой культуре вы найдёте своё стопроцентное психоактивное растение, которое для этой местности, очевидно, будет сакральным духом и медициной. Психоделический опыт может получить каждый, войдя в путешествие как турист, но шаманами психоактивные растения используются в качестве инструмента.
С.С.: Это важное замечание о том, как ты это понимаешь.
Ридер: Практика зависит от опыта и уровня понимания. Те, кто вообще ничего не знают об этом, не имеют такого опыта и понятия, что это всё такое, часто бывают в заблуждении. Они думают, что всё это – наркотики.
С.С.: Теренс Маккена19 в своей книге «Пища богов»20, изданной на западе в 1992 году, написал о том, что психоактивные растения люди получили от природы как пищу богов, дарованную людям. Он высказал такую мысль: «Нарушение психофизического симбиоза между нами и растениями-галлюциногенами является неопознанной причиной отчуждения современного мира и культурных установок ума планетарной цивилизации. Повсеместная позиция страха в отношении психоактивных веществ поощряется и направляется культурой владычества и ее органами массовой пропаганды». И вторая цитата: «Мы можем начать перестройку мысли, объявив допустимым то, что так долго отрицали. Давайте объявим природу законной. Идея каких-то нелегальных растений, растений вне закона, оскорбительна, да и, в первую очередь, смешна».
Ты неоднократно говорил, что хотел бы изменить отношение к аяваске. В поисках света, сердечности, духовности и осознанности, о которых мы говорим, некоторые люди выбирают идти по этому пути, несмотря на его трудности. Задача, которую ты поставил, очень сложная, ведь растения повсеместно преследуются как преступники. Какие аргументы есть у тебя в защиту этих растений?
Ридер: Если сравнить современную цивилизацию со всеми её госпиталями, больницами, фармацевтикой и её достижениями, со всеми её современными технологическими знаниями и разработками, в том числе школами, университетами, и те цивилизации, которые такими знаниями как бы ещё не обладали: Египет, Греция, Месопотамия, африканские культуры, ацтеки, майя, инки, – то в этом сравнении современная цивилизация проигрывает. Древние мыслили гигантскими временными циклами, обладали знаниями периодичности, без высокоразвитых технологий могли рассчитать движения космических тел, составить точные календари, построить грандиозные сооружения на этой земле. Многое, что сохранилось из этих древних культур до нашего времени, современные учёные так и не смогли объяснить. Для меня же очевидно, что они были ближе к природе и черпали знания от неё.
С.С.: Да, это говорит в пользу того, о чём писал Маккенна.
Ридер: Сейчас очень сильно ограничиваются знания каждого конкретного человека: они фрагментированы, чтобы каждый вносил свою лепту в общее дело, но самого общего дела, всей общей картины человек не видит. Очень немногие видят картину целиком, и только единицы могут формировать и развивать эти знания комплексно.
С.С.: Есть такая книга французского автора Корин Сомбрен21 (франц. Corine Sombrun) «Дневник ученицы шамана» (франц. «Journal d’une apprentice chamane»), написанная в 2004 году. Мне подарил её муж, когда она вышла на русском языке. В этой автобиографической книге автор, молодая женщина, рассказывает о том, как она в результате глубокого кризиса, приехала в Перу по настоятельной рекомендации перуанского маэстро и художника Франциско Монтес Шунья22 (исп. Fransisco Montes Shuña). Она встаёт на путь ученичества и начинает постигать мудрость растений, слышать их голоса, получать от них наставления и знания. О многих растениях, о которых тогда я ещё ничего не слышала, потому что ещё не взаимодействовала с перуанскими целителями, я узнала из этой книги.
Согласно описанию Сомбрен, в конце диеты ученик шамана должен услышать голос растения-учителя и, таким образом, найти свою песню. Ту самую мистическую песню, называемую икаро, которую даст ему растение-учитель перед закрытием диеты как дар, как квинтэссенцию полученных знаний. Как приходят эти песни? Как их получают? И всегда ли это происходит?
Ридер: Да, икаро получают от растений в результате диетирования и планомерной работы над собой. Многие не понимают, что такое прохождение диеты с учителем. Они ошибочно полагают, что нужно просто расслабляться, лежать и ничего не делать. На самом деле это совсем не так. Человек, который держит диету с тем или иным растением, участвует во всех церемониях. И во время церемонии, как я говорил, он учится соединяться с духом растения и получает от него знания. Что касается икаро, важно понимать, что это не сознательный процесс создания мелодии. Будучи чистым, погружаясь глубоко в трансовое состояние, соединяясь с духом растения, с которым он в данный момент проходит диету, через духовные энергетические каналы, он бессознательно улавливает рисунок будущей мелодии. Она зарождается в нем, как будто растение пускает в нём свои духовные корни, и постепенно превращается в оформленную мелодию. По мере того, как он каждый раз с определённой регулярностью продолжает участвовать в церемониях аяваски, эта мелодия поднимается на уровень, где становится осознаваемой: человек начинает её напевать, запоминает её и потом уже сознательно может её повторить.
С.С.: Хорошо. У нас есть понятие песни. Есть русская пословица: «Из песни слов не выкинешь». Здесь, помимо иносказательного, улавливается и совершенно прямой смысл: во-первых, если их выкинуть, то это уже не песня вовсе, а, во-вторых, стоит выбросить одно слово – и не получается спеть строку, всё разваливается, рассыпается, не строится. То есть песня – это мелодия и слова, положенные на эту мелодию. А икаро – это всё-таки больше мелодия или тоже, как любая песня, мелодия и слова?
Ридер: Сначала это мелодия, да, но слова тоже важны. В нашей культуре считается, что, хотя бы мало-мальски, надо знать язык своего племени шипибо. Иногда я удивляюсь, что растения коммуницируют, разговаривают со мной на языке шипибо. Какая-то информация приходит только на этом языке.
С.С.: И всё-таки я хочу уточнить: это в первую очередь мелодия, которая приходит от растения и из процесса в процесс постепенно запоминается? А потом уже на неё накладываются слова? И в зависимости от того, кому и зачем ты её поёшь и что вокруг происходит, слова в неё вплетаются, даже порой изменяются и приходят новые? У меня это именно так происходит. Я не раз наблюдала, что и у маэстро, с которыми я сотрудничала, есть такое явление, когда один и тот же икаро может быть исполнен несколько иначе: могут появится другие слова в соответствие с запросом клиента.
Ридер: Икаро – это мелодия и слова. Но слова появляются и обозначают ту область, на которую нацелен курандеро, на то, с чем он работает. А мелодия – это вибрация. Икаро в целом – это вибрационные врата, открываемые тем смыслом, который мы закладываем, чтобы добраться до цели, работая с конкретным клиентом.
С.С.: Ридер, ты озвучил очень интересную информацию, что для человека твоей культуры необходимо знать язык шипибо. В то же время есть икаро на кечуа, на испанском и других языках. Наверняка, ты их слышал. Допустим, приехал к тебе некий канадец, француз, русский, чтобы научиться исцелять в традиции шипибо, но они языка шибипо, разумеется, не знают и знать не могут. Каким образом тогда к ним придет эта информация?
Ридер: Очень хороший вопрос. Многие хотят учиться именно шаманизму шипибо. Но они при этом очень часто забывают, что у них есть свои собственные культурные корни. У них есть свои собственные лекарственные средства, свои растения-учителя, свои методы, свои формы, чтобы работать как шаман. Поэтому всегда остается место для трудностей, которые будут в постижении и во вхождении вглубь работы маэстро шипибо. Сложности не означают, что это невозможно постичь, просто для этого потребуется больше упорства, больше практики.
С.С.: Хочу обратить твоё внимание, что я в своих процессах просила медицину дать мне песни, чтобы я могла работать, исцелять, и мне медицина дала такие песни, но они совсем не похожи на песни шипибо. Эти икаро, конечно, на моем родном языке, на русском. И растения говорят со мной на русском языке. Когда я пою на родном языке, русские говорят, что им это очень помогает. Знаешь, я больше верю тем, кому помогло, а не тем, кто меня критикует за то, что я пою не на чужом языке. Ведь в вашей культуре изначально шипибо исцеляли шипибо и пели на понятном им языке. Есть мнение, что ритуалы и церемонии, в том числе шаманские, должны проводиться на родном языке человека. Человеку, не знающему родного языка, трудно анализировать и использовать генетическую информацию, оставленную его предками. В этом заключается ценность традиции, родного языка и родной культуры. Ты об этом и говорил, упомянув об информации, транслирующейся на шипибо.
Ридер: Да, разумеется. Самое главное в практике целительства, что стоит подчеркнуть, – это вложенное намерение помочь, а всё остальное отходит на второй план. Твоё намерение хорошее, ведь ты помогаешь людям. И только это важно. Надо принимать во внимание и всегда учитывать, что у людей очень разный менталитет, разные способы мышления. Некоторые думают, что они лучше всех знают, как должно быть, им приятно так думать. Но есть наблюдение, что, когда люди занимаются критиканством чужой практики и чужих икаро, это, прежде всего, означает, что у них недостаточно собственных знаний.
С.С.: Безусловно, я согласна, что главное, с каким намерением ты пришел к людям, лежит ли в основе желание им помочь. Мне не составляет труда петь икаро на языке шипибо, но своими собственными я считаю те, которые пришли от растений-учителей и от духа медицины. Бывает, услышишь голос растения сразу, и бывает так, как ты это описал. Сначала нащупываешь звучание, оно преобразуется, складывается, потом мелодия снова и снова появляется, и, в конце концов, запоминается как завершённое цельное произведение. На неё, как бусины, нанизываются слова, и получается то, что нужно людям. Иногда в процессе слова меняются или появляются новые, если перед тобой человек, у которого есть определённый запрос. То есть я хочу сказать, что всё это живое, не застывшее раз и навсегда. И, я так понимаю, что у тебя, Ридер, это никаких противоречий не вызывает.
Ридер: Здесь нет противоречий. И мне очень нравится, когда человек работает в своей собственной традиции и в своей собственной культуре. Мы можем делиться друг с другом знаниями, мы можем соединяться с предками. Мне бывает странно, когда я сюда приезжаю к русским и русские начинают петь на шипибо. Хм! Я бы мог остаться дома и слушать шипибо!
С.С.: Я с огромным уважением отношусь к культуре шипибо и к другим культурам, но я не могу отказаться от своей.
Ридер: Это я и ищу в людях по всему миру.
С.С.: Ридер, расскажи, пожалуйста, твои диеты, твое обучение накладывали отпечаток на твою социальную жизнь? Как ты формировался как человек, как профессионал, как закладывались внутренние ценности, как формировалась твоя картина мира? Были ли какие-то соблазны, и как ты их преодолевал?
Ридер: Как я уже говорил ранее, только 2022 году я почувствовал себя способным работать с людьми как маэстро. Но поскольку я веду жизнь в диетах с самого детства, то к 14 годам моя семья уже считала меня маэстро. Но все же я еще учился, моя ментальность, моя психика не была готова к этой работе. Я был помощником, это большая ответственность, но мне в силу возраста хотелось почувствовать вкус взрослой жизни, понаслаждаться, понаблюдать разные процессы. Бабушка мне все время напоминала, чтобы я не забывал о своём предназначении, что мне надо продолжать диеты с растениями. Конечно, это была жизнь по правилам моего папы, бабушки – моей семьи, где у меня всегда были какие-то рамки, ограничения.
В 16-17 лет, когда начали происходить процессы в теле, появилось желание познать себя, поэкспериментировать с телом, узнать, какие ощущения оно может принести. Что значит быть с другим человеком, что значит взаимодействие, коммуникация. Что значит любить и быть любимым. Когда люди говорят: «Какой я был, такой я и остался», – это неправда. Тело меняется с возрастом, и, соответственно, меняются какие-то устремления. Я взял несколько лет жизни на то, чтобы экспериментировать с жизнью, и начал интересоваться, как живут другие, хотел познать, что такое любовь. Я жадно познавал всё, в том числе это были эксперименты и с алкоголем, эксперименты с той жизнью, которой живут обычные люди.
Но потом я понял, что это всё не для меня.
В какой-то момент я почувствовал, что значит быть взрослым мужчиной, отцом, потому что у меня появилась пара, семья, дочка, и это сразу переключило меня на ответственное отношение к своей жизни. Ценность тех прожитых лет для меня очевидна: в молодости нужно научиться наслаждаться жизнью. Без этого трудно стать хорошим маэстро. По моим личным наблюдениям, у некоторых маэстро взрослые тела, но ментально они застряли в подростковом возрасте, до конца не созрели. Для себя я делаю выводы, что у них в свое время не было возможности наслаждаться жизнью, узнать её получше. Они не повзрослели, потому что не прошли этот этап. Сначала надо получить такой жизненный опыт, насладиться до изнеможения, пока не наступит пресыщение и не наскучит, пока не устанешь. Ты знаешь, какой результат ты получишь от того или иного, и уже больше этого не желаешь. Я многое узнал и просто продолжил свой путь.
С.С.: Ридер, у наших сибирских шаманов есть такое понятие, как шаманская дуэль. И такие дуэли не только в мифах и легендах, они существуют и по сей день, хотя мир стал цивилизованным и, казалось бы, уровень взаимоотношений должен быть другим. Но они случаются, и вот что происходит в процессе этой дуэли: шаманы меряются силой, и результат этой дуэли может быть таким, что один шаман у другого силу отнимает. При этом, как мы знаем из прошлого, раньше дуэли объявлялись: один шаман говорил другому: «Я съем тебя!» А второй ему отвечал: «Нет, я тебя съем!» И потом на энергетическом уровне начиналось столкновение. И если один шаман из этих двоих по истечении небольшого времени умирал, люди говорили, что более сильный шаман «съел» слабого шамана.
Есть ли у вас такое явление, когда один шаман пытается забрать силу другого шамана?
Ридер: Да, и этого много. Пукальпа, Икитос, Куско – во всех этих регионах можно найти такое колдовство. И если колдун не может справиться с тобой, насылая что-то негативное, то он насылает это на твою семью. И поэтому очень важно для любого шамана объяснить своей семье, своим детям, что делать, как защищаться, какие растения применять, когда родителей нет.
С.С.: Тогда меня интересует, как защищаться – что используется для защиты, какие инструменты? Какие методы?
Ридер: Можно пойти к опытному, сильному и более знающему шаману. Он посмотрит, действительно ли была энергетическая атака, нападение, или это какие-то твои собственные негативные энергии. Также опытные шаманы знают, какие растения силы для защиты использовать в таких случаях. Обычно начинают диету. Есть диеты познавательно-обучающие, а есть специальные диеты, когда дух растения начинает бороться за тебя, защищает тебя. И если вдруг другой шаман умирает, то это не потому что ты его «съел», а потому что сила этого растения, с которым ты проводишь диету, оказывается сильнее, чем сила этого шамана.
С.С.: То есть чем выше уровень энергетики у того, на кого напали, чем чище он и его намерения, тем больше гарантия защититься, остаться целым и невредимым?
Ридер: Да.
С.С.: У меня была такая личная история, когда на меня было совершено нападение, и оно не было объявлено. Сейчас опасность состоит еще и в том, что дуэли не объявляются. Позже я узнала о нападении от самих напавших. Мне удалось отразить атаку, как я думаю, только потому, что у меня не было никаких темных намерений против кого бы то ни было. И я так понимаю, что и у вас анатомия этого явления точно такая же.
Ридер: Да, в некоторых случаях нет необходимости как-то специально отвечать на подобные атаки. Потому что те растения, силу которых мы получили, которые нас защищают как наши духи-помощники, могут защитить нас, даже если мы об этом не знаем.
С.С.: Какие духи-защитники есть у вас? Например, помимо растений есть ли животные силы?
Ридер: Это зависит от семьи, от рода, от учителя. Когда человек входит в тонкий духовный мир, он там начинает постепенно знакомиться с духами, с ними взаимодействовать, и в итоге он может с ними подружиться. Тот, кто путешествует в другие миры, прекрасно осведомлен о том, что там есть огромное количество разных духов. И если установить хорошую дружескую связь с ними, то они могут даже без ведома человека вставать на его защиту, или могут в церемонии предупредить об опасности, либо спросить: «Что ты хочешь? Чтобы мы почистили от негатива этого человека, или, возможно, ты хочешь, чтобы мы ему как-то ответили?»
С.С.: Во время церемонии, когда ты работаешь с клиентом, ты видишь духов, которые его окружают? Если рядом с ним какие-то негативные духи болезней, ты их изгоняешь, верно? Помню, что во время церемонии рядом с одним из наших клиентов ты увидел горгулью, которая им питалась, съедала его жизненную энергию. И ты отправил ее туда, откуда она пришла.
Ридер: Конечно, можно увидеть, когда человек болен, когда у него что-то не в порядке с энергетикой, считать всю его историю. Увидеть, как демоны подселились в тело, и очистить, излечить его. Особенно явно эти демоны проявляются у людей, которые совершили убийство. Демоны начинают пожирать их сознание, и это приводит к тому, что люди начинают себя вести неосознанно, теряют свои способности созидать.
С.С.: Но если они искренне раскаиваются, то они имеют шанс на исцеление?
Ридер: Если они хотят этого, да. В случае, если они раскаиваются, то им следует пройти диету-очищение, основанную на травах. В этом случае им понадобится растение, несущее свет, которое позволит им вернуться на сторону света.
С.С.: Я хотела спросить, какое именно растение необходимо назначить человеку для увеличения света?
Ридер: Ахо сачо (лат. Mansoa alliacea), пиньон бланко (лат. Jatropha curcas), эшпинго23 (лат. Echinops). В данном случае проводится очень серьёзная жёсткая диета.
С.С.: Я полагаю, лучше проходить её в центрах.
Ридер: Да, конечно.
Также это касается женщин, сознательно сделавших аборт. Они не дали живой душе реализоваться в мире людей, поэтому в сознание таких женщин вселяются духи смерти и начинают разрушать их психику. Эти женщины немного не в себе. Им тоже требуется серьёзное очищение.
С.С.: Эти духи влияют на их живых детей?
Ридер: Это как раз то, о чем на прошлой встрече говорила та женщина-психолог.
С.С.: Да, Елена Миськова24.
Ридер: Да. Тут речь идёт о трансгенерационной связи, о карме.
Я уважаю каждого человека, уважаю выбор каждого и его желания, в том числе признаю право на то, что он делает со своим телом. Но в духовном мире, мире шаманизма каждый человек определен рождением. То есть тело дано от природы, и оно должно следовать тем задачам и функциям, которые нужно выполнять.
Если ты в женском теле, ты работаешь с женскими энергиями; если в мужском, то тоже соблюдаешь определённые правила. Важно уважать свою идентичность, иначе ты можешь потеряться, и это очень сильно ограничит дальнейшие возможности продвижения наверх, к свету. Путь шамана предполагает, что ты познаёшь себя в духовном мире. Но если ты сам не знаешь, кто ты, не можешь определиться в этой жизни, то пути наверх просто перекрыты. Важно соблюдать правила и законы природы, иначе человек превращается в некое подобие самого себя – нецелостное существо, у которого нет своей идентичности и потеряны корни самоощущения.
С.С.: Маэстро Ридер, еще один термин, который меня интересует, – это «кража диеты». Это, на первый взгляд, странное сочетание слов я слышала неоднократно от некоторых перуанских шаманов и от тех, кто был в Перу и проходил обучение. Что ты можешь сказать по этому поводу? Что это за явление?
Ридер: Для меня это чёрное колдовство, брухерия. То есть это воровство практики, опыта и знаний, полученных от растений-учителей. Это отъем силы диеты.
С.С.: Получается, что один человек работал над собой, проходил диету, строго, дисциплинированно, а второй ничего не делал, но каким-то образом подключился к нему и забрал эти знания?
Ридер: Да, вот поэтому очень важно понимать, к кому ты едешь на церемонию и с кем ты в ней участвуешь. И знать, что, если на церемонию приходит еще какой-то посторонний маэстро, нужно быть очень внимательным. Есть колдуны, владеющие очень мощными техниками. Мне приходилось видеть пострадавших.
С.С.: То есть тот, кто «крадёт диету», это человек, обладающий большой силой?
Ридер: Да-да. И я знаю немало людей, у которых была похищена диета. Это происходит на церемонии, когда шаманы делают свое окуривание. Колдуны сначала могут что-то сделать, потом сказать, что все нормально, но каналы нужно почистить или что-то разблокировать. Они могут подойти под абсолютно любым предлогом. Дело в том, что у человека, прошедшего правильную, серьезную диету, энергетически очень красивое поле. Это очень красивая энергетика, наполненная светом, медициной, икаро, который он нашел при помощи медицины. Пришедший с недобрыми намерениями видит, что перед ним люди с разными энергетическими полями, и он может выбрать лучшего себе «на десерт». Когда подходят и начинают окуривать, касаются рук, затем головы, и там, где находится коронная чакра, вместо того, чтобы выдохнуть, они наоборот, делают вдох. Этим они забирают энергию человека и знания, которые дало растение. Это очень легко определить, потому что вскоре, в течение ближайших часов или нескольких дней человек, у которого отобрали энергию, знания, силу и мудрость, накопленные в результате диеты, будет лежать без сил. У него будет болеть голова, не будет энергии ни на что, и он не сможет покинуть кровать весь день, у него просто не будет сил подняться. После этого человек выглядит, как выжатый лимон. Может все ещё серьезней развернуться. Если рядом не окажется другого шамана, который сможет помочь, или у человека нет достаточно своих сил вернуть себе диету, это может его убить, он может умереть.
С.С.: Тогда логично задать вопрос, какие методы защиты у простых людей, которые пока еще учатся и не знают всех тонкостей? Как им защититься?
Ридер: Если человек что-то предлагает, надо спросить: «Что вы хотите со мной сделать? С какой целью хотите меня окурить?»
С.С.: Когда человек приехал к одному маэстро с целью учиться или исцелиться, он должен слушать его и полагаться на его советы и рекомендации, доверять его действиям во время церемонии. Но если у этого маэстро те самые недобрые намерения? Или если на церемонии нерегламентированно появляется другой маэстро? Западному человеку как быть?
Ридер: Здесь способ только один: знать «траекторию полёта». Нужно просто хорошо знать выбранного тобой маэстро. Собрать о нём информацию: кто он, этот маэстро. Поинтересоваться его историей, изучить отзывы и понять, хороший ли он, с добрыми ли намерениями. Никто не застрахован от возможности столкнуться со злонамеренным брухо. Надо относиться к этому очень ответственно, знать, к кому собираешься ехать и можешь ли этому шаману всецело доверять.
С.С.: О твоей семье, о бабушке и папе, конечно же, тоже ходят разные слухи. Кто-то говорит очень хорошо, восхищённо, а кто-то, наоборот, ругает твою семью. Когда я ехала в Перу, мне говорили: «Не ходи к ним на церемонии, это опасно, они очень сильные брухо». Но я, будучи таким же эмпириком, как и ты, вопреки этим советам всё-таки пошла. И ничего ужасного я лично сказать не могу. Мне не нанесли никакого вреда, наоборот, ко мне отнеслись очень гуманно. Поэтому как ты думаешь, почему такие слухи, почему это происходит? От зависти, от того, что ваша семья такая успешная? Или по каким-то другим причинам?
Ридер: У каждой запущенной информации есть свои мотивы. Часто её распространяют те люди, которые ищут выгоду от хороших отношений с шаманом. Они хотят за счет такого человека сами что-то легко получить: получить его качества, его возможности. Я бы их назвал духовными вампирами. Они ведут манипуляционные игры, чтобы заполучить бонусы для себя. Очень много случаев, когда в таких играх потом начинают обвинять маэстро, якобы он использует растения, которые якобы затуманивают сознание. Очень много негативных слухов обо мне самом распространяется. Но при этом эти люди всегда забывают рассказать, каково было первоначальное намерение, с чем они пришли.
С.С.: Ридер, у тебя четверо детей. Скажи, с женщинами, которые родили детей от тебя, с их мамами, у тебя хорошие отношения?
Ридер: Я очень люблю всех своих детей и очень внимателен к ним. Ради детей я поддерживаю с их мамами дружеские отношения. Считаю, что это важно для детей. К сожалению, не всегда мы учимся только хорошему и перенимаем от других людей самое лучшее, что они передают. Все мы ошибаемся, обжигаемся. Весь мир так учится, и в процессе получения опыта понимаешь, что было верно, а что ошибочно, что стоит повторять, а что нет. Но дети ни при чём. Родители должны любить их и заботиться о них.
По мере того, как я взрослею, я понимаю, что в отношениях в паре должно быть сотрудничество, должна быть взаимовыручка, потому что жизнь не такая простая, как иногда кажется. Необходимо, чтобы мы были одной сплоченной командой и работали на одну цель.
С.С.: Ридер, ты производишь впечатление хорошо образованного человека.
Ридер: Это всё благодаря моей бабушке.
С.С.: Ридер, а какое ты получил образование?
Ридер: Школа, колледж и ещё я брал частные уроки по информатике. Колледж – это у нас старшая школа. А дальше уже без надзора моего отца я пустился в свободное плавание. У меня были занятия по шахматам, информатика. Я занимался самообразованием, читая книги: по анатомии, космологии, про политику, секты. И это дало очень много. То есть у меня собственное антропологическое образование и самообразование в разных сферах. Читал книги по этикету, как мужчине вести себя в обществе. У меня так получилось, что меня многому обучали женщины. Когда я взаимодействовал с девушками, то много с ними разговаривал. Они много рассказывали, делились своим опытом – в общем, очень много чего я от них набрался! И хорошего, и не очень. Это они, кстати, соблазняли меня алкоголем и курением. Девушки – самые безумные и сумасбродные существа на этой планете!
С.С.: Какие у тебя сейчас проекты?
Ридер: Сейчас в основном я сосредоточен на том, чтобы помогать людям и вводить их в мир шаманизма. Я вижу, что очень многие неправильно обращаются с аяваской. Мне бы очень не хотелось, чтобы к ней относились как к наркотику. В моей традиции шипибо это растение используется для того, чтобы получать знания и взаимодействовать, устанавливать связь с высшими существами и, главное, исцелять. Мы испокон веков используем это растение, чтобы помогать другим исцеляться. Я бы хотел, чтобы в мире эта традиция уважалась. И также посредством этого мне бы хотелось помочь соединиться каждому с собственными корнями, с собственной культурой. Это мой личный проект, моя цель.
С.С.: Это большой проект. А маленькие цели какие? Поездки в разные страны, развитие центра?
Ридер: Такие идеи и проекты есть. В Перу я познакомился с человеком, у которого есть идея создать там такое место, где можно восстанавливать традицию и передавать знания. В Казахстане я познакомился с группой людей, которые очень заинтересовались тем, что я делаю, и сочли мою культуру, практику и знания очень аутентичными. Они хотят и дальше продолжать проводить церемонии со мной и заинтересованы привозить людей в мой центр, так как считают его крупнейшим в Перу для исцеления. У меня действующий проект в Турции, нацеленный на оздоровление и образование людей. И также я бы очень хотел развивать свой центр. Мне надо более профессионально к этому подойти, более специализированно: что-то достроить, что-то усовершенствовать.
Мне нужны единомышленники и помощники, потому что я сейчас часто бываю в отъезде, а центр нужно администрировать, а я пока во всем этом один, и это сложно. Я хочу найти специалистов из шипибо, которые хорошо разбирались бы в растениях, травах, чтобы их задействовать в этом центре. То есть мне хочется улучшить программу и найти людей, которые бы за этим следили. Нужна команда, которая могла бы обсуждать, как улучшить меню, программу и другие моменты.
Зачастую я вижу, что центр без меня плоховато функционирует. Те, кто сейчас там, пока не вполне справляются с поставленными задачами – не так, как я бы хотел. Я приезжаю и начинаю наводить порядок, но часто у меня руки опускаются от того, что нет должной поддержки. В такие моменты мне хочется просто побыть с семьей, с бабушкой. Я уезжаю в Пукальпу на какое-то время, чтобы восстановиться.
Для работы центра также нужны другие шаманы, которым бы я доверял, но проблема в том, что очень трудно найти людей с такой же целью и задачами, с таким же желанием помогать людям. Для меня важно, чтобы это была эффективная команда, чтобы каждый раз не приходилось напоминать, что нужно делать свою работу хорошо. Признаться, иногда это расстраивает и надоедает.
С.С.: Маэстро Ридер, желаю белой дороги и реализации всех планов во благо людям.
Ридер: Добро пожаловать всему, что хорошо. Иногда я вижу, что грустных моментов в жизни больше, чем счастливых. Я стараюсь наслаждаться хорошими моментами.
С.С.: Очень надеюсь, что наше сотрудничество продолжится. Действительно есть люди с добрыми намерениями, которые хотят знакомиться с вашей традицией, относясь к подобному опыту искренне, ответственно и серьезно.
Ридер: Я заинтересован, чтобы люди глубоко погружались в традицию и знания, и это не превращалось просто в развлекательную игру с энергиями и с растениями.
С.С.: Спасибо, маэстро Ридер, за содержательную и очень интересную беседу. Всегда рада буду помочь, чем смогу.
Примечания
1 Аяваска – «лиана ду́хов», «лиана мёртвых»; aya – дух, душа; waska – лиана (синонимы: медицина, мадре, «вино души», «вино смерти») – напиток, приготовленный из лианы банистериопсис каапи (лат. Banisteriopsis caapi), вид рода Банистериопсис семейства Мальпигиевые; лиана, растущая в джунглях Южной Америки. Банистериопсис каапи содержит бета-карболины (гармин, гармалин и тетрагидрогармин), являющиеся обратимыми ингибиторами моноаминоксидазы. Стебли растения содержат 0,11–0,83% бета-карболинов, с гармином и тетрагидрогармином как основными компонентами. В отвар добавляют части таких растений, как чакруна (лат. Psychotria viridis) – растение рода Психотрия (Psychotria), семейства Мареновые (Rubiaceae). Чакруна имеет много местных наименований, включая чакрона (от кечуа chaqruy – смешивать), и представляет собой многолетний кустарник, достигающий 5 м в высоту и 2 в ширину. Высушенные части чакруны содержат около 0,10–0,66% алкалоидов. Около 99% из них – это диметилтриптамин (DMT). Также были обнаружены такие алкалоиды, как β-Карболин и N-метилтриптамин. Выше всего содержание алкалоидов у растения с утра.
Аяваска интенсивно очищает организм от гельминтов и прочих тропических паразитов. Индейские племена Западной Амазонии готовят из этого растения ритуальный напиток аяваску, используемый шаманами как напиток силы, способствующий очищению и исцелению в традиционных мистико-магических таинствах и целительских церемониях. Во время церемонии у участников могут возникать яркие цветные видения, которые являются стимулом для народного творчества (традиционная керамика, вышивка и роспись по ткани) и становятся источником вдохновения для художников-визионеров. Аяваска не приводит к зависимости, равно как к психопатологическим, личностным или когнитивным нарушениям. Исследования показывают, что потребление аяваски приводит к увеличению способности к осознанности.
2 Гиллермо А. В. (1994) Las plantas medicinales y su beneficio en la salud. Книга не переводилась и не издавалась на русском языке. Данных об оригинальном издании у нас, к сожалению, нет.
3 Гильермо Аревало Валера, Kestenbetca (исп. Guillermo Arevalo Valera) — курандеро, общественный деятель шипибо, популяризатор лекарственных растений сельвы бассейна Амазонки, руководитель лечебного центра, исполнительный директор в Институте исследования и распространения медицинской практики Амазонии (IDIMA) и консультант в Межнациональной ассоциации изучения перуанской сельвы. Неоднократно был гостем семинаров по проблемам комплексного и интердисциплинарного исследования шаманизма (рук. д.и.н. В.И. Харитонова) ИЭА РАН. В настоящее время он – руководитель центра традиционной медицины «Ishmi», открытого в 2023 г. в Пукальпе.
4 Орландо Махин Матиос (исп. Orlando Magin Matios) – маэстро из Пукальпы, руководитель семейного центра. В сентябре 2014 г. был приглашён на семинар по проблемам комплексного и интердисциплинарного исследования шаманизма (рук. д.и.н. В.И. Харитонова) ИЭА РАН.
5 Вальтер Мартинез Гимарая (исп. Walter Martinez Guimaray) – маэстро из Икитоса, опытный целитель, один из лучших знатоков и практиков своей традиции, в настоящее время работает ведущим целителем в центре «Caya Shobo». Весной 2017 г. был участником круглого стола по проблемам комплексного и интердисциплинарного исследования шаманизма (рук. д.и.н. В.И. Харитонова) ИЭА РАН в программе конференции АМА.
6 Фернандо Леви Мауа (исп. Fernando Levi Mahua) – маэстро из Пукальпы, внук и ученик знаменитого курандеро Паскуаля Мауа Очавано (исп. Pascuale Mahua Ochavano), работает в собственном семейном центре «Neten Soi». Весной 2017 г. был участником круглого стола по проблемам комплексного и интердисциплинарного исследования шаманизма (рук. д.и.н. В.И. Харитонова) ИЭА РАН в программе конференции АМА.
7 Артуро Изкуэрдо Валлес (исп. Arturo Izquierdo Valles) – маэстро из Икитоса, один из ведущих курандеро в центре «Caya Shobo». В 2015 г. с маэстро Ридером был участником семинара по проблемам комплексного и интердисциплинарного исследования шаманизма (рук. д.и.н. В.И. Харитонова) ИЭА РАН.
8 Бенджамин Вердур (франц. Benjamin Verdure) – маэстро, ученик Гильермо Аревало Валера. Родом из Франции, работал во многих странах.
9 Донья Мария Валера Теко (исп. Maria Valera Teco) – бабушка Ридера Аревало Очавано, старейшая маэстра, хранящая и передающая потомкам традицию шипибо.
10 Мароса, или сума (лат. Pfaffia paniculata, син. Hebanthe paniculata, Gomphrena paniculata, Gomphrena eriantha, Iresine erianthos, Iresine paniculata, Iresine tenuis, Pfaffia eriantha, Xeraea paniculata) – небольшое травянистое растение из семейства Амарантовые (лат. Amarantháceae) с хорошо развитыми корнями. Растёт во влажных лесах Южной и Центральной Америки. Также его называют бразильским женьшенем.
Корень сумы является эффективным адаптогеном, поддерживающим иммунную систему организма, помогает справиться со стрессом, снимает боль, избавляет от синдрома хронической усталости, заживляет раны. Растение содержит германий, аллантоин (5-уреидогидантоин) и группу нестандартных фитохимических сапонинов, названных пфафосидами (англ. pfaffosides).
11 Ахо сачо (лат. Mansoa alliacea), мансоа аллиацея, или чесночная лоза, представляет собой вид тропической лианы семейства Bignoniaceae. Произрастает на севере Южной Америки и распространился на Центральную Америку и Бразилию. Среди метисов из тропических лесов Амазонки он известен как ахо (аджо) сача, что означает «лесной чеснок» или «дикий чеснок».
С давних времен этот вид играет фундаментальную роль в традиционной медицине и ритуалах коренного населения Амазонии, а также является приправой к пище.
Для лекарственных целей применяют все части растения: листья, кору и корни. Они обладают жаропонижающим и болеутоляющим свойствами, используются для лечения простуды, болезней горла и дыхательных путей и даже ревматизма. Изготавливают экстракты из различных частей растения.
12 Ницше Ф. (2016) Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов, М.: Эксмо.
13 Пиньон бланко (лат. Jatrópha cúrcas), ятро́фа ку́ркас, или ятро́фа ядови́тая, – растение семейства Молочайные, вид рода Ятрофа, произрастающее в Центральной Америке. Ядовитое растение. Название jatropha происходит от греческих слов jatrys – доктор и tropha – еда.
Изначально произрастает в тропических районах Америки от Мексики до Аргентины, был распространен по всему миру в тропических и субтропических регионах, став натурализованным или инвазивным во многих областях.
В некоторых частях Африки и районах Азии, таких как Индия, его часто называют «растение с касторовым маслом» или «растение из живой изгороди с касторовым маслом», но это не то же самое, что обычное растение с касторовым маслом ricinus communis (они относятся к одному семейству, но разным подсемействам).
В семенах содержится 27–40% масла (в среднем 34,4%), которое может быть переработано для получения высококачественного биодизельного топлива, используемого в стандартном дизельном двигателе.
Масло обладает сильным слабительным свойством.
Съедобные (нетоксичные) сорта, выведенные путем селекции этническими мексиканцами в Веракрусе, могут использоваться для корма для животных и пищевых продуктов.
14 Паскуаль Мауа Очавано, Shahuan Bari (исп. Pascuale Mahua Ochavano) старейший маэстро из Пукальпы, умер 23.08. 2020 г. в возрасте около 100 лет.
15 Дуб (лат. Quércus) – род деревьев и кустарников семейства Буковые (Fagaceae), объединяющий более 600 видов. Дуб хорошо узнаваем благодаря его плодам – желудям (являющимся, по сути, орехами).
Кора дуба используется в качестве лекарственного средства. Дубильные вещества оказывают вяжущее и противовоспалительное действие, при диарее «закрепляя» кишечник. Настой, или отвар хорош в качестве полоскания при инфекциях полости рта и горла, а также при воспалении дёсен. Он «дубит» слизистую оболочку и лишает этим бактерий питательной среды. Позднее затвердевшая слизистая заменяется новой, здоровой тканью.
16 Аяума (лат. Couroupita guianensis), курупита – род цветковых растений семейства Lecythidaceae, впервые описанный как род в 1775 г. Произрастает в тропической Южной Америке и Центральной Америке. Вечнозеленое дерево, произрастающее в регионе амазонской сельвы, которое местные племена традиционно используют в медицине. Оно относится к тому же семейству лецитисовых, что и бразильский орех, одно из самых крупных растений сельвы. Оба вида имеют один и тот же ареал распространения в перуанской Амазонии, на тропическом севере Южной Америки. Настои из листьев пушечного дерева используют в народной медицине как противовоспалительное средство, а также для лечения гипертонии, купирования боли, лечения опухолей, простуды, несварения желудка, кожных заболеваний и малярии. Мякоть плода применяется при дезинфекции ран, а молодые листья, как говорят, купируют зубную боль.
Целебные свойства этого дерева изучались и с помощью современных научных исследований. Например, есть обоснованные доказательства того, что экстракт листьев аяумы имеет противовоспалительное действие, а также контрацептивный эффект. Экстракт плодов изучался отдельно – оказалось, что он действует как природный антибиотик в борьбе с Micrococcus luteus, Enterobacter aerogenes, Bacillus subtilis и Shigella flexneri.
17 Мухомо́р кра́сный (лат. Amanita muscaria) – гриб рода мухомор, или аманита (лат. Amanita) порядка агариковых (лат. Agaricales); относится к базидиомицетам. Благодаря психоактивным свойствам веществ, входящих в состав мухоморов, он издавна использовался у многих народов в ходе традиционных церемоний. Во многих литературных источниках, обработанных В.П. Уоссон и Р. Г. Уоссоном (Уоссон В.П., Уоссон Р.Г. Грибы, Россия и история / V.P. Wasson R.G. Wasson. Mushrooms, Russia and History/ под общ. ред. М.В. Вишневского. — Сгонники: БИО-Пресс, 2020), указывается, что мухомор употреблялся всеми народами севера и востока Сибири. Уоссон провёл также исследования, касающиеся сомы – священного напитка, известного из древнеиндийской мифологии и религии, воспетого в гимнах Ригведы. По описаниям Ригведы, сома представляет собой «дитя земли красного цвета без листьев, цветов и плодов, с головой, напоминающей глаз», что более всего похоже на описание гриба красного цвета. Многие исследователи склонны соглашаться с Уоссоном в том, что сому готовили именно из красного мухомора.
В наши дни широкое распространение приобрели лекарственные препараты, приготовленные на основе мухомора: настойки, отвары, мази, кремы и растирки. Активно ведется производство БАДов из мухомора красного. Одним из популяризаторов и инициаторов изучения лечебных и иных свойств мухомора является российский миколог, кандидат биологических наук, член экспертного совета международной ассоциации специалистов по химико-токсикологическому и судебно-химическому анализу ACTFCAS Михаил Владимирович Вишневский.
18 Тойе (лат. Brugmansia) – род растений из семейства Паслёновые (Solanaceae). Выделен из рода Датура. К нему относятся небольшие деревья и кустарники. Отдельные виды известны как носители психоактивных веществ. Все 7 видов занесены в Красную книгу МСОП как вымершие в дикой природе, хотя они являются популярными декоративными растениями, и все еще существуют в диком виде за пределами своего родного ареала в качестве интродуцированных видов.
В современной медицине тропановые алкалоиды, обнаруженные в бругмансии и других родственных видах пасленовых, доказали свою медицинскую ценность благодаря своим спазмолитическим, противоастматическим, антихолинергическим, наркотическим и анестезирующим свойствам, хотя многие из этих алкалоидов или их эквивалентов в настоящее время синтезируются искусственно.
Традиционное наружное применение включало лечение ломоты в суставах, дерматита, орхита, артрита, ревматизма, головных болей, инфекций и в качестве противовоспалительного средства.
Внутреннее применение включало лечение заболеваний желудка и мышц, в качестве противоотечного средства, вызывающего рвоту, изгоняющего глистов и паразитов, а также в качестве седативного средства.
19 Теренс Кемп Маккенна (англ. Terence McKenna) (16 ноября 1946 – 3 апреля 2000) – американский этноботаник и мистик, который выступал за ответственное использование природных психоделических растений. Он говорил и писал на самые разные темы, включая психоделические препараты, энтеогены растительного происхождения, шаманизм, метафизику, алхимию, язык, философию, культуру, технологии, этномикологию, энвайронментализм и теоретические истоки человеческого сознания.
20 Маккена Т. (1995) Пища богов, М.: Издательство Трансперсонального института: 1) IV. Рай, вновь обретенный? Глава 14. Краткая история психоделиков. 2) II. Потерянный рай. Глава 7. Поиски сомы – главной загадки «Вед».
21 Корин Сомбрен (франц. Corine Sombrun) – французская журналистка, пианистка, композитор. В 2001 г. Корин побывала в Перу, где училась у шамана Франциско Монтес Шунья. Этой поездке была посвящена серия программ на Би-би-си. Книга «Дневник ученицы шамана» вызвала большой интерес у читателей и была опубликована в Голландии, Испании, Германии и России.
22 Франциско Монтес Шунья (исп. Fransisco Montes Shuña) – традиционный целитель и художник-визионер из Верховьев Амазонки, рисующий свои видения аяваски натуральными пигментами на листах толченой коры. Он является основателем этноботанического сада «Сачамама», насчитывающего более 1200 видов лекарственных растений.
23 Эшпинго (лат. Echinops), мордо́вник, эхи́нопс – род многолетних, реже однолетних, колючих травянистых растений семейства Астровые или Сложноцветные (Asteraceae). Echinops означает «похожий на ежа».
Распространён от Иберийского полуострова по Южной Европе через степи Азии до Японии на Дальнем Востоке. Южная граница ареала проходит по Северной Африке, Малой Азии, Ирану и Афганистану.
До недавнего времени плоды мордовника обыкновенного и мордовника шароголового служили сырьём для получения медицинского препарата «Эхинопсин», действующим началом которого является алкалоид эхинопсин. Содержание алкалоида в семенах растения достигает 1,5–2%, в стеблях и листьях – значительно меньше. Эхинопсин по физиологическому действию сходен со стрихнином. В медицине раньше использовали нитрат этого алкалоида в виде раствора для инъекций. В настоящее время эхинопсин исключён из числа разрешённых препаратов.
В народной медицине используются отвары семян и настойки плодов мордовника. Ими лечат головные боли, эпилептические припадки, парезы, рассеянный склероз, последствия хронического лучевого воздействия и полиомиелиты. В плодах мордовника содержится жирное масло (до 28%), применяемое наружно при некоторых кожных заболеваниях. Мордовник даурский применяется в китайской медицине как кровоостанавливающее и противовоспалительное средство. В токсикологическом отношении растение изучено недостаточно.
24 Миськова Елена Вячеславовна — этнолог, к.и.н., с.н.с. ЦМА ИЭА РАН; магистр психологии, практикующий системный семейный психотерапевт; исследователь коллективной травмы, IFS-практик.
Библиография
Алексеев Н.А. (1984) Шаманизм тюркоязычных народов Сибири (опыт ареального сравнительного исследования), Н.: «Наука».
Амаринго П. (2018) Видения перуанского шамана, М.: Издательство «Эксмо».
Вишневский М.В. (2023) Его Величество Мухомор, М.: Проспект.
Ксенофонтов Г.В. (1992) Шаманизм. Избранные труды, М.: Творческо-производственная фирма «Север-Юг».
Маккена Т. (1995) Пища богов: поиски Изначального древа познания – радикальная история растений, лекарств и эволюции человека, М.: Издательство Трансперсонального института.
Ницше Ф. (2016) Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов, М.: Эксмо.
Поттер Б., Орфали. С. (1997) Активаторы мозга. Продукты и препараты, которые сделают вас умнее, М.: Издательство Трансперсонального института.
Сомбрен К. (2006) Дневник ученицы шамана, М.: Флюид / FreeFly.
Харитонова В.И. (1990) Чёрная и белая магия славян, М.: СП «Интербук».
Шаманизм и ранние религиозные представления. (1995) Сборник к 90-летию Л.П. Потапова, Д.А. Функ (отв. редактор) [Этнологические исследования по шаманству и иным ранним верованиям и практикам, Т. 1, М.: ИЭА РАН].
McKenna, T. (1992) Food of the Gods: The Search for the Original Tree of Knowledge – A Radical History of Plants, Drugs, and Human Evolution, New York: Bantam.
Potter B., Orfali S. (1993) Brain Boosters – Foods & Drugs that make you smarter, Berkеley: Ronin Publishing, INC.
Sombrun, C. (2002) Journal d’une apprentice chamane, Paris, Albin Michel.
References
Alekseev, N.A. (1984) Shamanizm tyurkoyazychnykh narodov Sibiri (opyt areal’nogo sravnitel’nogo issledovaniya) [Shamans and their religious practices: from Shamanism among the Turkic Peoples of Siberia], Novosibirsk: Nauka.
Amaringo, P. (2018) Videniya peruanskogo shamana [The Ayahuasca Visions of Pablo Amaringo], Moscow: Eksmo.
Kharitonova, V.I. (1990) Chornaya i belaya magiya slavyan [Black and white magic of the Slavic people], Moscow: Interbook.
McKenna, T. (1995) Food of the Gods: The Search for the Original Tree of Knowledge – A Radical History of Plants, Drugs, and Human Evolution, New York: Bantam.
Nietzsche, F. (2016) Chelovecheskoye, slishkom chelovecheskoye. Kniga dlya svobodnykh umov [Human, All Too Human: A Book for Free Spirits], Moscow: Eksmo.
Potter B., Orfali S. (1997) Brain Boosters – Foods & Drugs that make you smarter, Berkеley: Ronin Publishing, INC.
Shamanizm i ranniye religioznyye predstavleniya (1995) Sbornik k 90-letiyu L.P. Potapova, D.A. Funk (otv. redaktor) [Shamanism and early religious beliefs. Collected works for the 90th anniversary of M.P. Potapov, D.A. Funk (lead editor)] [Etnologicheskiye issledovaniya po shamanstvu i inym rannim verovaniyam i praktikam T. 1] [Ethnological studies of Shamanism and Other Indigenous Spiritual Beliefs and Practices, Vol. 1], Moscow: IEA RAS (Institute of Ethnology and Anthropology of the Russian Academy of Sciences).
Sombrun, C. (2006) Dnevnik uchenitsy shamana [Journal of A Shaman’s Apprentice], Moscow: Fluid / FreeFly.
Vishnevsky M.V. (2023) Ego Velichestvo muxomor [His Majesty the Fly Agaric], Moscow: Prospekt.
Xenofontov G.V. (1992) Shamanism. Izbrannyye trudy [Shamanism. Selected works], Moscow: Sever-Yug.