© 2021 Гамидова Лейла Камиловна, Гузь Анна Константиновна, Макарова Татьяна Константиновна
МАиБ – 2(22) 2021
DOI: https://doi.org/10.33876/2224-9680/2021-2-22/15
Ссылка при цитировании
Гамидова Л.К., Гузь А.К., Макарова Т.К. (2022) Пандемия COVID-19: проблемы вакцинации в студенческой среде медицинского вуза, Медицинская антропология и биоэтика, № 2(22).
—
студентка стоматологического факультета Московского государственного медицинского стоматологического университета им А.И. Евдокимова
—
E-mail: Leilashka2012@yandex.ru
студентка стоматологического факультета Московского государственного медицинского стоматологического университета им А.И. Евдокимова
E-mail: guz1575@mail.ru
Татьяна Константиновна Макарова –
студентка стоматологического факультета Московского государственного медицинского стоматологического университета им А.И. Евдокимова
E-mail: makarova141120@yandex.ru
Ключевые слова: пандемия COVID-19, вакцинация, студенты, МГМСУ им. А.И. Евдокимова, опрос, противники вакцинации, дискуссионные встречи, просветительские лекции, информационные листки
Аннотация: Авторы – студентки 4 курса стоматологического факультета Московского государственного медицинского стоматологического университета им А.И. Евдокимова – провели опросное исследование ситуации с вакцинацией в студенческой среде в период прививочной компании, выявив особенности отношения студентов медицинского университета, в котором учатся сами, к проводимой вакцинации. В студенческой среде были выявлены как приверженцы вакцинации, так и ее противники. Авторы обращают внимание на то, что основные сведения о вакцине и особенностях коронавирусной вакцинации студенты получали из СМИ. Контрольно-сравнительный опрос зарубежных студентов из разных стран мира показал те же особенности отношения к прививкам. В итоге исследования авторы разработали ряд предложений по применению конкретных мер просвещения студентов в целях вырабатывания у них правильного подхода к вакцинации: это просветительские встречи и дискуссии с преподавателями, распространение информации в виде информационных листовок с помощью университетской рассылки и др.
Введение
В любом высшем учебном заведении в период эпидемии проводится целый комплекс мер по профилактике заболевания среди студентов и преподавателей. Все давно привыкли к прививкам против гриппа и относятся к ним спокойно, так как и само заболевание, и прививка хорошо известны. Необходимость таких прививок в медицинском вузе, как правило, не вызывает вопросов. Эпидемия новой коронавирусной инфекции, напротив, создала очень много проблем, а противоэпидемические меры – еще больше. Напомним в этом контексте о движении антипрививочников (см., напр.: Ожиганова 2011).
Довольно быстро стало понятно, что найти новое эффективное лекарство против ковида не получается, а значит, самым главным средством по борьбе с эпидемией должна стать созданная в очень короткие сроки новая прививка. Начать прививочную компанию предполагалось с тех, у кого риск заболеть был самым высоким: с пожилых людей и медицинских работников.
В Московском медицинском стоматологическом университете (МГМСУ) им. А.И. Евдокимова студенты и преподаватели каждый день ждали новостей о динамике эпидемии, так как все знали: больницы переполнены пациентами, медперсонал тоже заражается, и его остро не хватает. В этих условиях МГМСУ открыл свой ковидный госпиталь на клинической базе лечебного факультета в Кусково. В 2020 году студентов уже направляли на практику помогать в «зеленых зонах» лечебных учреждений города, теперь не исключалось, что студентов отправят на подмогу и в «красную зону» – в наш ковидный центр или в другие больницы. Студенты всех курсов старались не пропускать информацию о прививочной компании и обменивались новостями друг с другом.
Внедрять вакцинацию среди медицинских работников начали еще в феврале 2021 года, но для студентов медицинских вузов вопрос стал остро только перед летней практикой – в мае-июне 2021 года. Одновременно с распоряжением о вакцинации в вузе вышел приказ о недопуске не привитых студентов к очным занятиям с начала нового учебного года. В средствах массовой информации в это время активно обсуждалось предстоящее введение специальных qr-кодов для посещения общественных мест в Москве.
Именно в это время среди студентов МГМСУ ежедневно начались бурные обсуждения необходимости вакцинации. Одни обучающиеся были согласны вакцинироваться, другие категорически отказывались: при этом все в качестве аргументов приводили данные из сомнительных источников информации и собственный анализ ситуации. Разногласия и противоречия в этот период возникли не только между разными группами студентов, но и между студентами и деканатом, который, игнорируя все аргументы, требовал скорейшего проведения вакцинации.
Нам, авторам данного сообщения – студентам 3 курса, находившимся внутри ситуации, стало интересно изучить причины и аргументы как сторонников, так и противников вакцинации, а также выяснить источники информации, формирующие обе позиции. Так, непосредственно в гуще событий сложилось наше небольшое исследование.
Опрос и исследование
Нами был проведен краткий письменный опрос 156 студентов 2–4 курсов стоматологического факультета МГМСУ о причинах, побуждающих соглашаться на вакцинацию или отказываться от нее, а также об источниках информации, определяющих выбор студента. В нашем опросе по этим двум направлениям – для сравнения ситуаций в различных государствах – участвовали также несколько студентов медицинских школ из зарубежных стран (ОАЭ, Германия, Австрия и Австралия).
По результатам анкетирования было выяснено, что 115 студентов (74%) опрошенных уже вакцинированы от COVID-19, однако, оказалось, что часть этих студентов имеет, тем не менее, отрицательное отношение к вакцинации, что, по нашему мнению, может говорить о вакцинации под влиянием внешних обстоятельств. Среди не вакцинированных студентов (41 чел., 26%) значительную долю составили те, кто, не владея подробной информацией о природе COVID-19 и особенностях доступных вариантов вакцин, пока не смог определился в вопросе о прививке.
В числе главных аргументов в пользу вакцинации против ковида студенты называли:
– снижение вероятности заболевания и тяжести болезни в случае ее возникновения;
– желание, благодаря вакцинации, сократить период удаленного обучения для полноценного приобретения практических профессиональных навыков;
– чувство ответственности перед своими семьями;
– желание скорейшей выработки коллективного иммунитета для стабилизации эпидемиологической ситуации и уменьшения вводимых ограничений;
– возможность получения qr-кода для беспрепятственного посещения общественных мест, свободных поездок в другие города и за рубеж без ПЦР-тестирования и пребывания в карантине.
Противники вакцинации использовали следующие аргументы:
– отсутствие доверия к официальной оценке опасности коронавирусной инфекции и необходимости вакцинации;
– отсутствие в доступе достоверных источников информации о возбудителе новой коронавирусной инфекции и основных угрозах заболевания;
– отсутствие показаний для вакцинации у молодежи (на фоне сообщений о высокой заболеваемости преимущественно среди пожилых людей);
– отсутствие достаточной доказательной базы данных об эффективности и безопасности вакцин из-за сокращенных сроков клинических испытаний;
– нежелание подчиниться административному давлению и фактическому принуждению к вакцинации со стороны руководства университета.
Не определившиеся с позицией по вакцинации студенты временно воздерживались от нее следующим по причинам:
– сомнения личного характера из-за наличия хронических заболеваний;
– субъективное уравновешивание риска болезни с риском вакцинации;
– сохранение возможности возникновения заболевания после прививки;
– отсутствие необходимости в вакцинации при низком личном риске заболевания (уединенное проживание, удаленное обучение, возможность бесконтактных покупок и пользования исключительно личным транспортом).
Опрос также показал, что основным источником информации о патогенезе заболевания и механизмах действия вакцин у всех принявших в нем участие студентов, оказались СМИ, что явилось довольно неожиданным результатом в стенах медицинского университета.
Все группы студентов сообщили, что принимали решение о вакцинации или временном отказе от нее в условиях дефицита знаний об эпидемии COVID-19. Обращения студентов к своим преподавателям-врачам за разъяснениями и рекомендациями в начале 2021 года не помогали определиться с решением о вакцинации, так как одни преподаватели имели те же сомнения, что и студенты, а другие, среди которых были и противники вакцинации, просто не решались озвучивать свою точку зрения.
Сравнение сложившейся у нас ситуации с информированием студентов на тему вакцинации против ковида с ситуацией в зарубежных медицинских вузах по опросу показало большое сходство: у студентов из Германии, Австралии, ОАЭ и Австрии недостаточная осведомленность о ковиде и вакцинации также имела место. В лучшем случае им прочитали одну просветительскую лекцию в самом начале карантина.
Выводы
Обратим внимание, что полученные нами выводы в студенческой среде одного из ведущих медицинских университетов страны во многом перекликаются с общей ситуацией отношения к вакцинации (Харитонова 2021; Маничкин 2021).
По итогам нашего исследования мы пришли к заключению, что негативное отношение студентов к вакцинации, имевшее место в начале прививочной компании, в значительной степени было обусловлено именно недостаточной информированностью в отношении новой коронавирусной инфекции и вакцинации, что отмечали также и студенты зарубежных медицинских вузов.
Во избежание подобных ситуаций в дальнейшем, на фоне продолжающейся эпидемии ковида, по нашему мнению, полезно было бы проводить периодические очные или онлайн просветительские и дискуссионные встречи студентов с преподавателями, практикующими врачами, инфекционистами, врачами ковидных центров, учеными-иммунологами из числа преподавателей университета, а также использовать другие форматы, например, информационные листовки, внутривузовские электронные рассылки актуальной информации. Одной из первых актуальных тем таких контактов могла бы стать необходимость дальнейшей ревакцинации студентов.
Источники
FDA (2021) Coronavirus (COVID-19), FDA News Release, June 25 (https://www.fda.gov/news-events/press-announcements/coronavirus-covid-19-update-june-25-2021) (15.11.21).
Институт иммунологии (2021) Мифы о прививках (https://nrcii.ru/vaktsiny-nkpp/mify-o-privivkakh/) (15.11.21).
Министерство здравоохранения РФ (2021) Порядок проведения вакцинации против СОУГО-19 взрослому населению (https://static-0.minzdrav.gov.ru/system/attachments/attaches/000/053/957/original/1-%D0%B8-1-155.pdf?1611062698) (15.11.21).
СтопКоронавирус (2021) Официальная информация о коронавирусе в России (https://xn--80aesfpebagmfblc0a.xn--p1ai/) (15.11.21).
Библиография
Маничкин, Н.А. (2021) Биополитические аспекты пандемии COVID-19: общественная дискуссия о свободе и трансформациях социальной жизни. Сибирские исторические исследования, № 2, с. 141–161. DOI: 10.17223/2312461X/32/7
Ожиганова А.А. (2011) Вакцинация в контексте биоэтики. Медицинская антропология и биоэтика, № 1(1) (https://journals.iea.ras.ru/medanthro/article/view/254/231) (15.11.21).
Харитонова В.И. (2021) COVID-19 и вакцинация: «чипируют» или «убивают»? Сибирские исторические исследования, № 4, с. 183–205. DOI: 10.17223/2312461X/34/12.
References
Kharitonova, V. I. (2021) COVID-19 i vakcinacija: «chipirujut» ili «ubivajut»? [COVID-19 and Vaccination: Do They “Chip” or “Kill”?]. Sibirskie Istoricheskie Issledovaniya [Siberian Historical Research], N 4, p. 183–205. DOI: 10.17223/2312461X/34/12.
Manichkin, N. A. (2021) Biopoliticheskie aspekty pandemii COVID-19: obshhestvennaja diskussija o svobode i transformacijah social’noj zhizni [Biopolitical aspects of the COVID-19 pandemic: public discussion about freedom and transformation of social life]. Sibirskie Istoricheskie Issledovaniya [Siberian Historical Research], N 2, p. 141–161. DOI: 10.17223/2312461X/32/7.
Ozhiganova, A.A. (2011) Vakcinacija v kontekste biojetiki [Vaccination in the context of bioethics]. Medicinskaja antropologija i biojetika [Medical anthropology and bioethics], N 1(1) (https://journals.iea.ras.ru/medanthro/article/view/254/231) (15.11.21).