ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ФОРМИРОВАНИИ ПОЛА В МЕДИЦИНСКИХ ИСТОЧНИКАХ XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА И НАРОДНОЙ ТРАДИЦИИ

© 2019 Северина Дановна КОЛДМАН

МАиБ 2019 — №1 (17)


DOI: http://doi.org/10.33876/2224-9680/2019-1-17/10

Ссылка при цитировании:

Колдман С.Д. (2019). Представления о формировании пола в медицинских источниках XIX – начала XX века и народной традиции. Медицинская антропология и биоэтика, 17(1).


Колдман Северина Дановна –

кандидат исторических наук, доцент

Российского национального исследовательского

медицинского университета им. Н.И. Пирогова,

кафедра истории медицины

и социально-гуманитарных наук

Emailsev.koldman@yahoo.com


Ключевые слова: история медицины, традиционная медицина, история акушерства и гинекологии, мифы и суеверия, угадывание пола будущего ребенка

Аннотация: В статье рассматриваются магико-мистические и традиционно-религиозные представления о репродуктивных процессах женского организма, оказавшие влияние на научные медицинские знания ХIХ – ХХ вв. в России. Изучаются воззрения специалистов данного периода на формирование пола будущего ребенка.


Введение

Зачатие ребенка, формирование его пола и возможность угадать таковой в период беременности были темами, представлявшими немалый интерес для докторов, повивальных бабок и простых людей в дореволюционной России. Изучение медицинских трудов XIX – ХХ вв. выявляет отсутствие однозначных достоверных сведений по данному вопросу. В то же время существовали народные поверья и приметы, прямо или косвенно объясняющие принципы формирования пола будущего ребенка.

В настоящее время встречается представление об иррациональных факторах, влияющих на пол будущего ребенка. Так, в околонаучной среде бытует идея «случайности» выбора той или иной хромосомы. Например, в 2010 году поднимался вопрос о возрасте будущих родителей, делалась попытка заявить о влиянии негативных факторов внутренней и внешней среды – пагубных привычек (курения) на восприимчивость плода мужского пола (Калентьева, Кабанова 2010); ранее в 2008 году рассматривалось влияние тревоги и стресса у беременной женщины на формирование пола будущего ребенка (Грошев 2008). В 2016 году было заявлено о глобальном воздействии на формирование пола космических факторов, таких как возмущенность магнитного поля, межпланетное и солнечное магнитное поле, гравитация и солнечная активность (Соболева, Соболев 2016).

Историки и антропологи рассматривают данный вопрос вместе с традиционными обрядами детского цикла: см., например, труды Бурнакова В.А., Краюшкиной Т.В., Очирова В.О., Пушкаревой Н.Л., Мицюк Н.А., Беловой А.В. и других. Специальные работы, посвященные выявлению связей между народным поверьем и медицинскими знаниями в акушерстве и гинекологии в дореволюционной России, отсутствуют.

В начале ХХ в. в России общество было уверено, что медицина не обладает исчерпывающими сведениями о здоровье человека, и ее «материалистический характер <…> не соответствует новейшим научным исследованиям» своего времени (Тухолка 1910: 1). Так, французский психолог и социолог Г. Лебон пишет: «Лет двадцать уже будет тому, как перед нашими глазами вырастает крайне неожиданное явление: выдающиеся профессора становятся убежденными защитниками всякого рода магии» (Лебон 1910: 9). Действительно, на рубеже XIX–ХХ вв. наблюдается рост мистических увлечений, таких как спиритизм, магнетизм (гипноз, или гипнотизм) и других, которые, благодаря своим адептам, проникали в самые разные области жизни и деятельности людей. Кроме новых модных увлечений, в основном культивируемых высшими слоями общества, сохранялись различного рода суеверия. Будучи наследниками старейших представлений об устройстве и функционировании человеческого организма, таких как «гуморальная теория» и другие, они проникали в медицинские трактаты.

В XIX в. в результате технологического прогресса, а также изменения российского законодательства в области организации здравоохранения и уголовных преступлений, требующих развитых знаний судебных медицинских экспертов, происходило переосмысление различного рода устоявшихся медицинских представлений. Часть их была успешно преодолена благодаря эмпирическим наблюдениям. Однако оставалась область, недоступная для понимания врачей, а именно – формирование пола будущего ребенка.

Анализ врачебных теорий, существовавших в указанный период, и сравнение их с бытовавшими фольклорно-мифологическими стереотипами в вопросе формирования пола, до сих пор не проделан, хотя он чрезвычайно интересен с точки зрения и истории медицины, и медицинской антропологии. В статье будут рассмотрены существовавшие в XIX – начале XX века приметы и нравственные установки, направленные на угадывание пола вынашиваемого ребенка у беременной женщины и планирование пола будущего ребенка у небеременной как входящие в комплекс представлений о механизмах воздействия на соотношение полов потомства. Основные источники исследования связаны с профессиональными медицинскими концепциями, но при этом активно привлекаются сведения о народных воззрениях на те же вопросы, т.е. используется фольклорно-мифологический материал.

Магические трактаты по медицине

Долгое время в России основной книгой по женским болезням, зачатию и родам оставалось сочинение Альберта (см.: Альберт Славной, 1670; Сочинения Альберта Великого… 1698; Зедек, Альбертин, Папюс 1911; Колосов 1927). Автором акушерско-гинекологического трактата был заявлен святой Альберт Великий, он же граф Альбрехт фон Бельштедт и Регенсбургский епископ (Арпантеньи, 1880: 3), проживавший в XIII в. Данная рукопись была переведена на русский язык в числе первых медицинских книг, что свидетельствует о ее популярности, и это подтвердил Хотинский М.С., сотрудник «Журнала Министерства Народного Просвещения», специализировавшийся на естествознании, астрономии и оккультных науках: «чудодейственные творения» Альберта читались «с жадностью» и применялись на практике (Хотинский 1866: 16–17).

Рукопись состояла из трех сочинений (Книга таинств женских; Книга таинственная Альберта Великого о силах трав, камений и животных неких; Книга Михаила Скота о естественной науке и тайнах природы), и представляла собой популярную энциклопедию, «отдающую средневековой астрологией» (Колосов 1927: 333).

В VIII главе данного труда отдельное внимание было уделено теме «О знамениях отрок или отроковица есть во чреве». Один из врачей упоминал, что на весенней сессии Акушерско-гинекологического общества в 1926 г. обсуждался этот же вопрос, но участники «увы, не разрешили его также, как не могли разрешить в XII веке и раньше» (Колосов 1927: 334). Колосов М.А. писал о трактате Альберта Великого: «В ХХ столетии вам приходится выслушивать рассказы о всевозможных приметах и сталкиваться со всевозможными суеверными предрассудками, невольно кажется, что где-то в глубинах народных еще сохраняется память об этих мудреных старых книгах, своим содержанием уносящих нас к колыбели современной культуры» (Колосов 1927: 336).

К таким древним представлениям относится убеждение в участии в полообразовании «эфирной жидкости» (О действии природы… 1845: 25) и «соков женщины» (Колосов 1927: 34); это имело отражение в медицинских взглядах XVII в. на тему женской крови. В последнем имеется в виду «влажность» женщины и то обстоятельство, что у девушек месячные идут каждый месяц, а «у старух» они меньше или отсутствуют вовсе, поскольку те «иссыхают». При этом дается такое объяснение цикла в подростковом возрасте: «Творец полагает, что в 12, 13 и 14 лет теплота добре изнуряет влажность пищную» (Альберт Славной 1670: 6). Слово «изнурять», вероятно, следует воспринимать как обозначение процесса деформации, распада (Топоров 2013), что подразумевает наибольшую активность молодого женского тела и регулярность менструального цикла, а также может намекать на выгодность, присущую молодому организму, в вынашивании плода.

Согласно верованиям, в полообразовании участвовали следующие части тела будущей матери: яичники, бока, живот, грудь, даже ноги, точнее их положение во время совокупления. Существовали рекомендации для мужей следующего характера: «Не ложись с бабой с левого бока, чтобы не родилась девочка» (Яковлев 2013: 213).

Тема правого/левого нашла свое отражение в традициях угадывания пола будущего ребенка. Внешность женщины и ее поведение также являлись индикаторами определения пола будущего ребенка. Так, домочадцы могли посадить женщину на пол и предложить ей встать на ноги без самостоятельной помощи. Считалось, что, если она, вставая, опиралась на правую руку –у нее будет мальчик, а если на левую – девочка (Селиванов 2013).

Доктор Баун в 1858 году называет это положение о правой и левой стороне ложным, но в то же время заявляет, что «в правом яичке женщины заключается зародыш мужского, а в левом женского пола» (Браун, 1858: 119). Он утверждает также, что причины формирования того или иного пола у ребенка нужно искать не в телесном, а в духовном русле.

Версию о правой и левой стороне можно найти и в канонических текстах священного писания, посвященных Страшному суду и разделению праведников (овец) по правую руку Господа и неверующих или грешников (козлов) по левую (Мф. 25: 31–33).

У славян противопоставление правой/левой сторон было отмечено этнографами в XIX в.: правую сторону обычно определяли как счастье/удачу/долю и левую как ее символическую противоположность. Это отражено в гаданиях, заговорах, эпосе, где «лево» и «право» также гендерно разделены (Иванов, Топоров, 1965: 91–98; Афанасьев, 2016: 73–74).

В сочинениях Альберта, помимо сторон тела, описываются еще пять «знамений» того, что «отрок или отроковица есть во чреве». Например, если у женщины румянец на щеках, то будет мальчик. Или же предлагается гадание: если насыпать соль на соски беременной женщины, и соль растает от тепла, то у нее будет сын, – что, вероятно, связано с представлением о тепле как атрибуте маскулинности, а о холоде – как фемининности.

Что касается женской груди, то существовала примета: если «молоко густое и добре исходительное» (имеются в виду предыдущие роды и кормление), то родится мальчик. Пол будущего ребенка «выявляют» также путем сравнения выделения молока при кормлении предыдущего чада: смотрят, в какой груди больше молока, исходя из традиционных представлений о том, что правое – мужское, левое – женское.

В записях земских врачей встречаются такие упоминания: «Иногда бабкам приходится заниматься угадыванием пола будущего ребенка <…> если живот заострен, т.е. несколько конусообразный, то родится мальчик; если же живот плоский или очень растянутый в поперечном направлении, то родится девочка» (Заленский 1908: 164). Про «вострое брюхо» и правую сторону также упоминает Н.П. Сокольников, посвятивший свое исследование изучению быта и мировоззрения чукчей; впрочем, он отмечает, что не все «бабки» придерживаются того же мнения (Сокольников 1912). В сочинении Альберта Великого утверждалось противоположное представление: «живот вправо и круглый, то это знамение мальчика» (Альберт Славной: 47).

Способы влияния на формирование пола будущего ребенка

В начале ХХ в. считалось, что решающее влияние на формирование пола оказывает женщина (Фишер-Дюккельман 1903). Правда, уже около 1900 г. некоторыми врачами допускается идея влияние отца на пол будущего ребенка, что объяснялось следующим образом: «…он должен пробудить в женском организме изменение зародыша» (Шенк 1900: 13), приложив усилия и крепость мужского организма, физическую силу, которые оказывали, как указывалось, прямое влияние на полообразование: «Сильный баран – ягнята мужского пола, ослабевший баран – женского» (Шенк 1900: 14).

В труде доктора Брауна (Браун 1858: 124) упоминается, что в случае соития сильного мужчины со слабой женщиной родится мальчик, а если мужчина престарелый или молодой, но подверженный распутству, он будет производить только девочек. Впрочем, сам доктор Браун сомневается в достоверности данного тезиса, и свое мнение он озвучивает с опаской, полагая, что читатель не поймет его пространных объяснений. Так, он считает, что мальчики и девочки образуются не из чего иного, как из «силы воли», а именно из ее (силы воли) власти над материей (Браун 1858: 125).

Доктор А. Дебэ придерживается схожего мнения: если в половом акте преобладает влияние женщины, то оплодотворение будет ребенком женского пола, если влияние мужчины – мужского. Что подразумевается под «влиянием» (активность во время полового акта, вес, интенсивность желания и пр.) – автор не уточняет. При этом он рекомендует мужчинам во время совокупления «сосредоточить все свои помыслы» на желанном поле будущего ребенка; женщина же должна вести себя во время полового акта «спокойно» и тоже думать только о зачатии существа мужского пола. Тема зачатия ребенка женского пола не рассматривается.

Тезис о необходимости сдержанного поведения женщины во время совокупления опровергает доктор медицины, хирург и акушер из Парижа В. Мондат в 1826 г. Он заявляет, в частности, о бесплодии в случае, если женщина ведет себя в постели «хладнокровно, или, так сказать, страдательным образом». И только в случае переживания ею приятного сладострастия, она может быть уверена в будущем материнстве (Мондат 1826: 166–167).

Немаловажным считалось эмоциональное поведение женщины, а именно: «…когда беременную женщину спросить, кого она родит, сына или дочь, то, если она засмеется, родится девочка, если рассердится, то мальчик» (Яковлев 2013: 214).

Помимо этого, существовала теория «перекрестной передачи пола» (Шенк: 12): от более сильного производителя к слабому, когда крепкий родитель рождает ребенка противоположного себе пола, что противоречит предыдущим представлениям.

Важно учитывать такие характеристики, как вес тела отца будущего ребенка: если он значительно превышает норму, то в этом случае рождаются девочки. Сухие и нервные мужчины становятся отцами мальчиков, потому что их мужественность «более развита». Аналогичный тезис касается и женщин: «…если же женщина худеет лицом, то родит мальчика, а не худеет, то девочку» (Харузин 1900: 108).

Кроме того, по мнению специалистов того времени, полоформирование также зависело от условий проживания и качества продуктов, употребляемых матерью. В основном считалось, что благоприятные условия проживания беременной женщины приводили к рождению девочек.

В поиске достоверных объяснений формирования пола будущего ребенка доктора обращались к аналогичным механизмам в природе: «Птицы же несут по 2 яйца, с женским и мужским зародышем <…> то же у женщины <…> каждый месяц созревает одно яйцо… в следующий же месяц яйцо будет женского пола и т.д.» (Шенк 1900: 10–11). Опыты на лягушках, которым проводилось искусственное оплодотворение, принесли следующий результат: 95% самок. Разумеется, автор описанного эксперимента еще не имеет представлений о хромосомном наборе самца, семенем которого происходило оплодотворение. В качестве возможной причины такого результата высказывалось предположение о «худших условиях» и «плохом питании». В другой части описания приводится противоположное мнение, что при плохом питании среди рождаемого скота будут преобладать самцы. Стоит отметить, что в данном тезисе присутствует идея физической выносливости, одного из признаков маскулинности.

Учитывали также степень зрелости оплодотворяемого яйца: если яйцо вполне созрело, то можно ожидать, что после оплодотворения оно разовьется в зародыш мужского пола. При недостаточном половом созревании яйца из него не может развиться наиболее сильный и совершенный представитель-самец, а только самка. Понятия «полного», «зрелого», «мужского» противопоставляются «незрелому», «слабому», «женскому».

Среди факторов, влияющих на деторождение, упоминается версия «об излишестве» полового семени мужчины. Расход спермы на любовниц означает рождение у последних здоровых и, главное, красивых детей, в то время как законным женам остаются «выжимки тщедушные» (Дебэ 1901). Именно наличие законного брака гарантирует физические и нравственные преимущества детям, что в свою очередь напрямую связано с отсутствием стыда и страха, а также наличием уважения к родителям со стороны общества. Если же мужчина и женщина не уверены в себе, что-то скрывают, то их дети никогда не станут красивыми существами.

«Чудесность» и значимость мужского семени отметил в середине XIX в. доктор Браун, который считал, что поскольку организм так мало выделяет спермы и добыть ее не так-то просто, то она является «самым совершеннейшим и самым бережным продуктом человеческого тела» (Браун 1858: 50). Следовательно, семя нельзя тратить безрассудно, в противном случае можно получить наказание в виде некоего «большого вреда». Доктор Браун продолжает свою мысль: у тех, кто поддается чрезмерному сладострастию и каждый день тратит сперму, здоровье и сама жизнь находятся в серьезной опасности. Причина этого кроется в большом количестве нервных окончаний, находящихся в половых органах. Сам процесс эякуляции, по мнению специалистов данного времени, схож с приступом эпилепсии, а значит, частое занятие сексом неизменно приведет к больничному ложу.

Искусство рождения

Теория расточительства семени применима к каллипедии и к мелантропогенции. Данные термины в настоящее время практически не известны, в то время как в античный период они использовались. Каллипедия упоминается в словарях, но в контексте воспитания детей, которое должно было основываться на чувстве прекрасного (Чудинов 1910). Ранее каллипедия определялась как «искусство рождать красивых детей»; известны такие поверья: если беременная женщина хочет красивого ребенка, то она должна смотреть на статую Амура, или на портрет прекрасного Язона (Дебэ 1901: 132).

В алхимическом трактате «Magia Divina» («Божественная магия, или Наставление, представляющее знатнейшие Искусства древних Израильтян, Мудрецов и Первых также как и нынешних истинных Христиан. Каким образом они приготовлялись и употребляемы были. И ныне еще некоторыми весьма немногими людьми, в тишине и страхе Господнем делаются и употребляются») указывались методы достижения рождения красивого потомства. Для проведения специального обряда необходимо было использовать Electro Magico или «электрум» – сплав золота и серебра, считавшийся наделенным особыми свойствами.

Сам текст наставления выглядит так: «Когда звезда Венера на самой высоте находилась, тогда выливали изображение сие из Electro Magico, во всем подобно первым: поставляли его на стуле в поле, где находилось много деревьев и лугов: наполняли оное водою из текучаго ручья, и когда разводили под ним огонь, то издыхало оно из себя толикое сильное облако, и наконец делало воздух столь густым, что начинал идти дождь; куда токмо упадал дождь сей, там делалось все плодоносным: поля и луга произращали очевидно. То же самое, ежели были притом неплодоносные жены, и могли испить от магической воды сея, делались плодоносными, и рождали в свет детей чудесной красоты» (Magnia Divina 1745: 68).

Что касается «мелантропогенции», то данный термин не имеет современных определений, но вплоть до XIX в. трактовался как «искусство производить великих детей» (Дебэ 1901: 122).

В целом, идея о пагубных последствиях расточительства репродуктивных сил организма (на беспорядочные связи или на онанизм) основана на представлении о человеке как о неделимом существе, которое во время полового акта «отдает часть своей жизни для возжигания новой» (Дебэ 1901: 183–184); соответственно, если не давать телу и разуму восстановиться после такой потери, то в итоге жизнь покинет человека.

В области биохимических представлений сохранялись средневековые методы диагностирования состояния пациента методом пробы мочи на вкус. Так, сахар в моче беременной женщины оказывал влияние и на пол ее будущего ребенка. Если моча не обладала сладким вкусом, то должен был родиться мальчик (Шенк 1900: 45).

Существовали приемы планирования пола будущего потомства. Нужно было дать послед родившегося ребенка собаке: если женщина следующим ребенком хочет мальчика, то послед доставался кобелю, если хочет девочку – суке (Штрак 1911: 129). Этот способ рассказан старой еврейской акушеркой.

Традиции в медицинских теориях

Особый интерес вызывает обращение врачей к статистике родильных домов, на основании которой делались выводы о влиянии религиозных взглядов на деторождение. Акушеры старались подтвердить тезис, что этническая принадлежность и исполнение характерных традиционных ритуалов оказывали непосредственное влияние на дифференциацию пола их потомков.

Сравнение репродуктивных свойств еврейских и русских женщин проводили доктора В.С. Перлис (1900), М.Н. Паргамин (1887), С.С. Вермель (1911). В их трудах проводился анализ менструальных циклов у евреек и не евреек, учитывались регламент на совокупления в иудаизме, количество родов, количество выживших детей, а главное – количество рожденных детей мужского пола. «Если различные условия жизни евреев и христиан в половом отношении имеют в окончательном результате увеличение у евреев числа мужских рождений над женскими, то eo ipso, разумеется, что и все половые функции женского организма еврейки (resp. время наступления месячного очищения, его продолжительности и т.п.), с большей вероятностью отличаются от тех же функций христианки» (Паргамин 1887: 2). Результаты подобных наблюдений объединялись в такое понятие, как «особенность еврейской рождаемости» (Вермель 1911: 7).

В подтверждение своим гипотезам медики опираются на тексты книг священного писания: «Древние талмудисты объясняли себе, что пол ребенка зависит от того, кто из обоих родителей крепче и страстнее, причем предполагалось, что если здоровее отец, то рождается мальчик, а если здоровее мать, то образуется плод женского пола» (Паргамин 1887: 8–9). Аналогичное поверье существует и в христианском обществе, он был рассмотрен выше. Можно утверждать, что врачи опирались на существующие мифологические стереотипы, бытовавшие в народе.

Иудейский регламент на совокупления, по мнению врачей, обеспечивал производство спермы «1-й категории», то есть выдержанного семени, обладающего большей густотой, сильного, способного к зарождению мальчиков. При этом наличие четырех постов в христианской религии, а также постные дни каждые среду и пятницу (за исключением праздничных дней), не оказывают такого влияние на семя христианина. Это относится также и к женщинам, которые, согласно одному «чрезвычайно разумному правилу Моисеева законодательства», не должны совокупляться в начале, во время и в течение 8 дней после менструации. Аналогичный довод находится в 194-м издании сочинения доктора Дебэ А., бестселлере, проданном тиражом в миллион экземпляров. Снова подчеркивается желанность рождения мальчика, причем доктора используют формулировки «должна», «не должна», «это разумно» и тому подобные.

В труде В.С. Одлянского-Почобут (1903), рассматривающего смертность грудных детей, в том числе, приводится статистка по конфессиям. Согласно его данным, самая низкая детская смертность сохраняется у евреев, в то время как у православных – самая высокая; на втором месте протестанты, на третьем – католики. Отмечаются и нулевые показатели младенческой смертности у евреев от оспы, от врожденного сифилиса. Данную статистику связывают с нравственным поведением евреев, которое якобы влияет на дифференциацию пола у потомства.

Кроме того, существовали медицинские представления о нравственном поведении, о его влиянии на репродуктивное здоровье. Значительное влияние на пол ребенка оказывала законность отношений в паре: «Известно, что среди внебрачных количество мужских рождений вообще гораздо больше: это универсальное явление» (Вермель 1911: 8). Подчеркивалось, что внебрачных связей у евреев значительно меньше, чем у христиан. Тем самым обосновывалось моральное доминирование одной религии над другой, подтвержденное, по мнению медиков, в репродуктивном производстве и, в частности, в меньшем количестве мертворожденных детей.

Выводы

В XIX – начале ХХ вв. в России происходит становление профессии акушеров. При отсутствии практического опыта и качественной научной литературы в данной области доктора вынуждены были обращать внимание на народные представления в практике деторождения, выявляя несоответствия укрепившихся и растиражированных псевдонаучных и фольклорных представлений. Среди них – формирование пола будущего ребенка.

На представления о зачатии формировании пола, рождении здорового потомства, как считалось, влияли такие аспекты, как условия проживания женщины, ее этническое происхождение, конфессиональная принадлежность, питание, возраст, половое поведение, брачный статус или его отсутствие, эмоциональное состояние, менструальный цикл и регламент на совокупления.

Библиография

Арпантеньи, О. (1880) Дух тьмы и обладатель ада: Литературные опыты Огюста Д’Арпантеньи. Сборник предрассудков, поверий, верований, чарований, заклинаний, истолкований, ересей, обманов, заговоров, фокусов, объяснений животного магнетизма, сомнамбулизма, непостижимых, загадочных явлений и убеждений во все века и у всех народов и проч., М.: Типо-литография Орехова.

Афанасьев, А.Н. (2016) Мифы древних славян, М.-Берлин: Директ-Медиа.

Браун, О. (1858) О физических супружеских отношениях мужчины и женщины, М.: Типография Л. Степановой.

Вермель, С.С. (1911) Из патологии евреев (рождаемость, смертность, заболеваемость), М.: Товарищество Типографии А.И. Мамонтова.

Грошев, И.В. (2008) Медико-социологический анализ рождаемости, заболеваемости и смертности с учетом половых, возрастных и гендерных различий, Вестник ТГУ, № 13(2–3), с. 157–168.

Дебэ, А. (1901) Брак и безбрачие во всех физических и моральных проявлениях. Взаимные отношения супругов как в нравственной, так и половой жизни. Новая теория человеческого происхождения. Произвольное зачатие детей мужского и женского пола. Гигиена, физиология и философия брака. Средства к устранению бесплодности, бессилия и физических недостатков, М.: Типо-литография А.П. Поплавского.

Заленский, Э.Я. (1908) Из записок земского врача. Деревенская эпидемия. Народное знахарство, Псков: Типография «Труд и знание».

Зедек, М., Альбертин, Папюс (1911) Знахарство, или русские народные заговоры, и полное собрание всевозможных поверий, суеверий, предрассудков и колдовства на все случаи жизни, М.: Авиатор.

Иванов, В.В. Топоров, В.Н. (1965) Славянские языковые моделирующие семиотические системы. М.: Наука.

Калентьева, С.В., Кабанова, М.А. (2010) Комплексный анализ факторов, определяющих соотношение числа рождающихся мальчиков и девочек, Бюллетень СО РАМН, № 30(5), с. 93–96.

Колосов, М.А. (1927) Альбертус – книга преудивительная таинств женских, Труды акушерско-гинекологического общества, состоящего при I-ом Московском Государственном Университете. XXXII. 1926 г., М.: Издание Акушерско-гинекологического общества, с. 325–336.

Лебон, Г. (1910) Современная магия и наука, СПб.: Вестник знания.

Мондат, В. (1826) О бесплодии мущин и женщин и средствах к излечению онаго, СПб.: в Типографии Ивана Глазунова.

Одляницкий-Почобут, В.С. (1903) Смертность грудных детей в Санкт-Петербурге в зависимости от времени их рождения по месяцам и временам года в 1896 – 1900 гг., СПб.: Труд.

О действиях природы в произведениях рода человеческого, или о стремлении одного пола к другому, о плодотворении, зачатии, зарождении и сохранении младенцев, для произведения на свет здоровых детей и для сохранения собственных сил и здоровья, с показанием безвредных и испытанных средств к укреплению ослабевших органов (1845) М.: в Университетской Типографии.

Паргамин, М.Н. (1887) Некоторые цифровые данные, относящиеся к статистике половых отправлений евреек, Киев: Типография Императорского Университета Св. Владимира.

Паргамин, М.Н. (1890) Половая жизнь и анализ средств, способствующих зачатию, Киев: Тип. А. Давиденко.

Перлис, В.С. (1900) Медицинский отчет гинекологического отделения Киевской еврейской общины за десять лет (1890–1899 гг.), Киев: Лито-Типография Товарищества И.Н. Кушнерев и Ко.

Селиванов, А.И. (2013) Очерки поверий, обрядов, примет и гаданий в Воронежской губернии, Суеверия и предрассудки крестьян Воронежской губернии, Воронеж: Истоки, с. 28–43.

Соболева, Т.С., Соболев, Д.В. (2016) Влияние космических факторов на формирование пола человека и феномен женского спорта, Вестник новых медицинских технологий, № 1, с. 220–228.

Сокольников, Н.П. (1912) Болезни и рождение человека в селе Маркове на Анадыре, М.: Типография Московского Университета.

Топоров, В.Н. (2013) Исследования по этимологии и семантике. Т. 2. Индоевропейские языки и индоевропеистика, М.: Языки славянских культур.

Тухолка, С. (1910) Теория лечения с точки зрения оккультизма (аллопатия, гомеопатия, магнетизм, гипнотизм, молитва), СПб.: Тип. Т-ва «Екатерингофское Печатное Дело».

Фишер-Дюккельман, А. (1903) Женщина как домашний врач, СПб.: Издание Аскарханова.

Харузин, Н. (ред.) (1890) Сборник сведений для изучения быта крестьянского населения России, Выпуск II, М.: Т-во Скоропечати А.А. Левенсон.

Хотинский, М.С. (1866) Чародейство и таинственные явления в новейшее время, СПб.: Типография И.И. Глазунова.

Шенк, Л.С. (1900) О рождении детей желаемого пола, СПб.: Паровая Типография А.Л. Трунова.

Чудинов, А.Н. (1910) Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка (https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/18314/КАЛЛИПЕДИЯ) (07.09.2019).

Штрак, Г.Л. (1911) Кровь в верованиях и суевериях человечества. Народная медицина и вопрос о крови в ритуале евреев, СПб.: Типография Акционерного Общества «Брокгауз-Ефрон».

Яковлев, Г.Н. (2013) Пословицы, поговорки, крылатые слова, приметы и поверья, собранные в слободе Сагунах Острогожского уезда, Суеверия и предрассудки крестьян Воронежской губернии, Воронеж: Истоки, с. 194–243.

Источники

НИОР РГБ (1745), ф. 147 (Ланской), № 194. Magnia Divina. Божественная магия, или Наставление представляющее знатнейшие Искусства древних Израильтян, Мудрецов и Первых также как и нынешних истинных Христиан. Каким образом они приготовлялись и употребляемы были, – и ныне еще некоторыми весьма немногими людьми, в тишине и страхе Господнем делаются и употребляются. В печать издана, украшена фигурами и свету сообщена. L.V.N. Тайной Божественной Премудрости Любителем. Франкфурт и Лейпциг.

НИОР РГБ (1670), ф. 313 (Федоров), № 38. Альберт Славной. Таинств женских, еще о силах трав, камений, зверей, птиц и рыб. Переведен се слово от слова с латинсия на славенсий и написан лета Господня 1670 от создания се мира 7178.

НИОР РГБ (1698), ф. 178.1, № 3190, б.м. Сочинения Альберта Великого и Михаила Скотта.

Список сокращений

НИОР РГБ – Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки.

References

Arpanten’i, O. (1880) Duh t’my i obladatel’ ada: Literaturnye opyty Ogjusta D’Arpanten’i. Sbornik predrassudkov, poverij, verovanij, charovanij, zaklinanij, istolkovanij, eresej, obmanov, zagovorov, fokusov, ob’jasnenij zhivotnogo magnetizma, somnambulizma, nepostizhimyh, zagadochnyh javlenij i ubezhdenij vo vse veka i u vseh narodov i prochee [Spirit of darkness and the owner of hell: Literary experiments of Auguste D’Arpanteni. A collection of prejudices, beliefs, beliefs, charms, spells, interpretations, heresies, deceptions, conspiracies, tricks, explanations of animal magnetism, somnambulism, incomprehensible, mysterious phenomena and beliefs of all ages and among all peoples and so on], Moscow: Tipolitografija Orehova.

Afanas’ev, A.N. (2016) Mify drevnih slavyan [Myths of the Ancient Slavs], Moscow-Berlin: Direkt-Media.

Brown, O. (1858) O fizicheskih supruzheskih otnosheniyah muzhchiny i zhenshchiny [On the physical marital relations of men and women], Moscow: Tipografija L. Stepanovoj.

Vermel, S.S. (1911) Iz patologii evreev (rozhdaemost’, smertnost’, zabolevaemost’) [From the pathology of the Jews (fertility, mortality, morbidity)], Moscow: Tovarishhestvo Tipografii A.I. Mamontova.

Groshev, I.V. (2008) Mediko-sociologicheskij analiz rozhdaemosti, zabolevaemosti i smertnosti s uchetom polovyh, vozrastnyh i gendernyh razlichij [Medical and sociological analysis of fertility, morbidity and mortality, taking into account gender, age and gender differences], Vestnik TGU [Bulletin of the Tambov University], № 13(2–3), p. 157–168.

Debe, A. (1901) Brak i bezbrachie vo vsekh fizicheskih i moral’nyh proyavleniyah. Vzaimnye otnosheniya suprugov kak v nravstvennoj, tak i polovoj zhizni. Novaya teoriya chelovecheskogo proiskhozhdeniya. Proizvol’noe zachatie detej muzhskogo i zhenskogo pola. Gigiena, fiziologiya i filosofiya braka. Sredstva k ustraneniyu besplodnosti, bessiliya i fizicheskih nedostatkov [Marriage and celibacy in all physical and moral manifestations. Mutual relations of spouses both in moral and sexual life. A new theory of human origin. Arbitrary conception of children of male and female. Hygiene, physiology and philosophy of marriage. Means to eliminate infertility, impotence and physical disabilities], Moscow: Tipolithography A.P. Poplavsky.

Zalensky, E.Ya. (1908) Iz zapisok zemskogo vracha. Derevenskaya ehpidemiya. Narodnoe znaharstvo [From the notes of the Zemsky doctor. Rural epidemic. Folk medicine], Pskov: Tipografija «Trud i znanie».

Zedek, M., Albertin, Papus.(1911) Znaharstvo, ili russkie narodnye zagovory, i polnoe sobranie vsevozmozhnyh poverij, sueverij, predrassudkov i koldovstva na vse sluchai zhizni [Witchery, or Russian folk conspiracies, and a complete collection of all kinds of beliefs, superstitions, prejudices and witchcraft for all occasions], Moscow: Aviator.

Ivanov, V.V. Toporov, V.N. (1965) Slavyanskie yazykovye modeliruyushchie semioticheskie sistemy [Slavic language modeling semiotic systems], Moscow: Nauka.

Kalent’eva, S.V., Kabanova, M.A. (2010) Kompleksnyj analiz faktorov, opredeljajushhih sootnoshenie chisla rozhdajushhihsja mal’chikov i devochek [Comprehensive analysis of factors determining the ratio of the number of boys and girls born], Bjulleten’ SO RAMN [Bulletin of Russian Academy of Medical Sciences], № 30 (5), p. 93–96.

Kolosov, M.A. (1927) “Albertus – the book of the presumptive sacraments of women”, in Trudy akushersko-ginekologicheskogo obshchestva, sostoyashchego pri I-om Moskovskom Gosudarstvennom Universitete [Proceedings of the obstetric and gynecological society, which consists of the 1st Moscow State University], Moscow: Izdanie Akushersko-ginekologicheskogo obshhestva.

Lebon, G. (1910) Sovremennaja magija i nauka [Modern magic and science], St.-Petersburg: Vestnik znanija.

Mondat, V. (1826) O besplodii mushhin i zhenshhin i sredstvah k izlecheniju onago [On the infertility of men and women and the means to treat this,], St.-Petersburg: v Tipografii Ivana Glazunova.

Odlyanitsky-Poczobut, V.S. (1903) Smertnost’ grudnyh detej v Sankt-Peterburge v zavisimosti ot vremeni ih rozhdeniya po mesyacam i vremenam goda v 1896–1900 gg. [Mortality of infants in St. Petersburg, depending on the time of their birth by months and seasons in 1896–1900], St.-Petersburg: Trud.

O dejstviyah prirody v proizvedeniyah roda chelovecheskogo, ili o stremlenii odnogo pola k drugomu, o plodotvorenii, zachatii, zarozhdenii i sohranenii mladencev, dlya proizvedeniya na svet zdorovyh detej i dlya sohraneniya sobstvennyh sil i zdorov’ya, s pokazaniem bezvrednyh i ispytannyh sredstv k ukrepleniyu oslabevshih organov (1845) [On the actions of nature in the works of the human race, or on the desire of one sex for another, about the fruitfulness, conception, origin and preservation of infants, for the production of healthy children and for the preservation of one’s own strength and health, with the indication of harmless and tested means to strengthen weakened organs], Moscow: v Universitetskoj Tipografii.

Pargamin, M.N. (1887) Nekotorye cifrovye dannye, otnosyashchiesya k statistike polovyh otpravlenij evreek [Some digital data relating to the statistics of Jewish sexuality], Kiev: Tipografija Imperatorskogo Universiteta Sv. Vladimira.

Pargamin, M.N. (1890) Polovaya zhizn’ i analiz sredstv, sposobstvuyushchih zachatiyu [Sexual life and analysis of the means that contribute to conception], Kiev: Tip. A. Davidenko.

Perlis, V.S. (1900) Medicinskij otchet ginekologicheskogo otdeleniya Kievskoj evrejskoj obshchiny za desyat’ let (1890–1899 gg.) [Medical report gynecological department of the Kiev Jewish community for ten years (1890–1899 gg.)], Kiev: Lito-Tipografija Tovarishhestva I.N. Kushnerev i Ko.

Selivanov, A.I. (2013) Ocherki poverij, obrjadov, primet i gadanij v Voronezhskoj gubernii [Essays on the beliefs, rituals, signs and divinations in the Voronezh province], Sueveriya i predrassudki krest’yan Voronezhskoj gubernii [Superstitions and prejudices of the peasants of the Voronezh province], Voronezh: Istoki.

Soboleva, T.S., Sobolev, D.V. (2016) Vlijanie kosmicheskih faktorov na formirovanie pola cheloveka i fenomen zhenskogo sporta [Influence of space factors on the formation of human sex and the phenomenon of women’s sports],

Vestnik novyh medicinskih tehnologij [Bulletin of new medical technologies], № 1, p. 220–228.

Sokolnikov, N.P. (1912) Bolezni i rozhdenie cheloveka v sele Markove na Anadyre [Diseases and the birth of a man in the village of Markov on Anadyr], Moscow: Typography of Moscow University.

Sochinenija Al’berta Velikogo i Mihaila Skotta (1698) [Works of Albert the Great and Michael Scott].

Toporov, V.N. (2013) Issledovaniya po ehtimologii i semantike [Studies on etymology and semantics], Vol. 2, Moscow: Jazyki slavjanskih kul’tur.

Tuholka, S. (1910) Teorija lechenija s tochki zrenija okkul’tizma (allopatija, gomeopatija, magnetizm, gipnotizm, molitva) [Theory of treatment in terms of occultism (allopathy, homeopathy, magnetism, hypnotism, prayer)], St.-Petersburg: Tip. T-va «Ekateringofskoe Pechatnoe Delo».

Fisher-Dyukkelman, A. (1903) ZHenshchina kak domashnij vrach [Woman as a home doctor], St.-Petersburg: Izdanie Askarhanova.

Kharuzin, N. (ed.) (1890) Sbornik svedenij dlya izucheniya byta krest’yanskogo naseleniya Rossii [A collection of information for studying the everyday life of the peasant population of Russia], Moscow: T-vo Skoropechati A.A. Levenson.

Khotynsky, M.S. (1866) CHarodejstvo i tainstvennye yavleniya v novejshee vremya [Witchcraft and mysterious phenomena in modern times], St.-Petersburg: Tipografija I.I. Glazunova.

Chudinov, A.N. (1910) Slovar’ inostrannyh slov, voshedshih v sostav russkogo jazyka [Dictionary of foreign words included in the Russian language] (https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/18314/КАЛЛИПЕДИЯ) (07.09.2019)

Schenk, L.S. (1900) O rozhdenii detej zhelaemogo pola [On the birth of children of the desired sex], St.-Petersburg: Parovaja Tipografija A.L. Trunova.

Shtrak, G.L. (1911) Krov’ v verovaniyah i sueveriyah chelovechestva. Narodnaya medicina i vopros o krovi v rituale evreev [Blood in the beliefs and superstitions of mankind. Traditional medicine and the question of blood in the ritual of Jews], St.-Petersburg: Tipografija Akcionernogo Obshhestva «Brokgauz-Efron».

Yakovlev, G.N. (2013) Poslovicy, pogovorki, krylatye slova, primety i pover’ja, sobrannye v slobode Sagunah Ostrogozhskogo uezda [Proverbs, sayings, winged words, signs and beliefs collected in the village of Saguny Ostrogozhsky Uyezd], Sueveriya i predrassudki krest’yan Voronezhskoj gubernii [Superstition and prejudice of the peasants of the Voronezh province], Voronezh: Istoki.


Скачать PDF статьи