Родилась в 1944 г. в Нью-Йорке, США, – ведущая представительница американской медицинской антропологии, профессор антропологии и директор программы по медицинской антропологии в Калифорнийском университете в Беркли. В 1970 г. Шейпер-Хьюз получила степень бакалавра искусств по социальным наукам в Калифорнийском университете в Беркли, в 1976 г. – степень доктора философии по антропологии в том же университете. Проводила полевые исследования в Бразилии, Ирландии, Южной Африке, Израиле, на Кубе. С 1976 по 1979 г. была помощником профессора по кафедре антропологии в Южном методистском университете в Далласе, Техас. С 1979 по 1982 г. – ассоциированным профессором антропологии в университете Северной Каролины в Чаппел-Хилле. С 1982 г. и по настоящее время – профессор антропологии в Калифорнийском университете в Беркли. С 1993 по 1994 г. занимала должность профессора в университете Кейптауна в Южной Африке. На протяжении жизни Шейпер-Хьюз неоднократно исполняла разные административные должности, в том числе была заведующей кафедрой антропологии в университете в Беркли с 1995 по 1997 г.
Шейпер-Хьюз удостоена большого числа наград и премий за научные исследования. В апреле 2007 г. Шейпер-Хьюз первой в Беркли была награждена премией Уильяма Слоуна Коффина младшего. Эта награда присуждается за моральное лидерство среди членов научного сообщества в Калифорнийском университете в Беркли. Премия названа в честь Уильяма Слоуна Коффина, капеллана в Йельском университете, активиста движений за мир и за гражданские права.
Ее первые научные работы начали издаваться в 1970 г. Известна своими исследованиями по антропологии телесности, голода, болезни, медицины, психиатрии, безумия, социального страдания, насилия и геноцида. Шейпер-Хьюз работа волонтером в Корпусе мира в Бразилии в 1960-е гг. Наряду с публикацией собственных работ, она активно знакомила североамериканскую аудиторию с работами других исследователей, таких, как итальянский радикальный психиатр Франко Базалья, бразилец Паоло Фрейре, бразильский врач и радикальный эколог Жозе де Кастро.
Первая книга Шейпер-Хьюз «Святые, ученые и шизофреники: психиатрические болезни в сельской Ирландии» (1979) была исследованием безумия среди сельских холостяков Ирландии. В 1980 г. книга была награждена Премией имени Маргарет Мид, присуждаемой Обществом прикладной антропологии. В Ирландии многие читатели обиделись на изображенные ей картины разрушения сельской семейной жизни, вызванные коллапсом аграрной экономики. В 20-м юбилейном издании своей книги Шейпер-Хьюз опубликовала дополнение, посвященное изменениям, которые к тому времени претерпело ирландское общество. В нем она также рассуждает о вызовах, стоящих перед современной этнографией, ее этике и проблемах, возникающих перед антропологами, которым приходится все чаще работать в обществах, способных читать и критиковать их работы.
Ее вторая книга «Смерть без слез: насилие в повседневной жизни в Бразилии» (1993). Это исследование о материнской любви и детской смертности в условиях крайней нужды и хронического голода в шайнатаунах Пернамбуко районе сахарных плантаций на северо-востоке Бразилии. Книга посвящена критике концепции врожденной привязанности матери к ребенку и мифа о материнской любви на материале полевых исследований в Бразилии и не только в ней. Кроме того, книга предоставляет описание того, как в условиях нищеты и отчаяния женщины оказываются вынужденными измерять свою любовь и ласку и дарить их только тем детям, что имеют лучшие шансы на выживание. Она также дает трагическое описание матерей, «приближающих» и «ускоряющих» смерть младенцев, которые воспринимаются ими как утратившие волю (desejo), способность (jeito) и вкус (gusto) к жизни. «Смерть без слез» является классикой в области медицинской антропологии.
Наряду с полновесными монографиями Шейпер-Хьюз также опубликовала работы о СПИД/ВИЧ в Бразилии и на Кубе, о правах человека, эскадронах смерти, апартеиде, насилии в южноафриканских пригородах и сексуальных унижениях в католической церкви. Она пустила в научный оборот такие термины, как «мыслящее тело» (совместно с Маргарет Лок), «политическая экономия эмоций», «этика жизни в одной лодке», «неоканнибализм», «сексуальное гражданство», «геноцидальный континуум», «воинствующая антропология» и «антропология, твердо стоящая на ногах».
В 1997 г. Шейпер-Хьюз создала «Organs Watch», организацию, занятую изучением глобального трафика человеческих органов, отслеживающую передвижение людей и органов по всему миру, а также формы глобального неравенства, стимулирующие эту торговлю. Шейпер-Хьюз известна как активист и участница общественных движений в защиту сельскохозяйственных рабочих, против эскадронов смерти и за права уличных детей (в Бразилии), как участница движений за гражданские права, в том числе за права бездомных сумасшедших, как противница исследований по ядерному оружию в Национальной Ливерморской лаборатории Лоуренса (в США). На международном уровне она выступает в защиту прав тех, кто продает свои почки.
В октябре 2008 г. она появилась на канале ВВС в программе «Неприятный разговор» («Hard talk»), где высказала свое резкое несогласие с открытой куплей-продажей органов и подвергла жесткой критике некоторые правительственные меры по введению контроля в этой области. Ее аргумент состоял в том, что такие меры ведут к коррумпированию всей этой сферы, поскольку брокеры всегда заинтересованы в том, чтобы удовлетворять потребности богатых покупателей в высококачественных донорах. Она высказалась против плана иранского правительства по регулированию поставок органов и предрекла его неудачу. Собственная ее позиция состоит в том, что донорами должны быть лишь добровольцы из числа членов семьи и друзей. Она характеризует стремление пациентов, ожидающих органы-трансплантаты, с целью сохранить свои жизни, как «новую форму товарного фетишизма». Она сожалеет о том факте, что по отношению к умирающим пациентам, ожидающим трансплантат, «в постмодернистском обществе потребления древнее требование быть добродетельным в страдании и милосердным в момент умирания превращается полный абсурд». Она рекомендует, чтобы списки давно ожидающих органы-трансплантаты из числа смертельно больных были бы приведены в порядок, ставя вопрос о «правах младенцев и тех, кому больше 70-ти, быть в списке ожидания». Согласно Шейпер-Хьюз, большая часть всемирного незаконного трафика почек приводит в Израиль.
Шейпер-Хьюз исследовала деятельность международных клик торговцев человеческими органами в Нью-Йорке, Нью-Джерси и Израиле. Она взяла интервью у нескольких сотен доноров органов из стран Третьего мира и сообщила, что все они почувствовали, что утратили преимущества и часто остались больными, неспособными к работе, неспособными получать медицинскую помощь. Некоторые из них были вынуждены продать органы, оказавшись под дулом пистолета, хотя и пытались сопротивляться. Некоторые трансплантаты оказались в главных больницах Нью-Йорка, и Шейпер-Хьюз утверждала, что больничный персонал знал, что в больницах используются незаконно полученные органы. Она информировала ФБР о результатах своей работы, и спустя несколько лет ФБР провело аресты.
Основные публикации
Saints, Scholars and Schizophrenics: Mental Illness in Rural Ireland. Berkeley: University of California Press, 1979.
Death without Weeping: The Violence of Everyday Life in Brazil. Berkeley: University of California Press, 1993.
Small Wars: The Cultural Politics of Childhood, edited with Carolyn Sargent. Berkeley: University of California Press, 1999.
Commodifying Bodies, edited with Loic Wacquant. London: Sage Publications. Series in Theory, Culture, and Society, 2003.
Работы о ней
Михель Д.В. Болезнь, страдание и насилие в фокусе критически прикладной медицинской антропологии Нэнси Шейпер-Хьюз // Социология власти. 2016. Том 28. №1. С.55-75.
Д.В. Михель