© 2016 Ольга Борисовна ХРИСТОФОРОВА
МАиБ 2016 — №1 (11)
Ключевые слова: медицинская антропология, курс по выбору, авторский курс, Центр социальной антропологии, тематический план, литература, видеоматериалы
Аннотация: Курс «Медицинская антропология» предназначен для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению 46.03.03 «Антропология и этнология». Эта дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла и является курсом по выбору; она предлагается студентам Центра социальной антропологии дневной формы обучения на четвертом курсе, в седьмом семестре.
Курс рассчитан на 2 зачетные единицы – 72 часа, из них аудиторных 32 часа – по 16 часов лекций и семинаров, и 40 часов самостоятельных занятий. Форма текущего контроля – работа студента на семинарских занятиях: обсуждение прочитанной литературы, просмотр и обсуждение этнографических фильмов, дискуссии по ключевым проблемам дисциплины. Форма промежуточной аттестации – опросы, коллоквиумы, антропологические задачи. Форма самостоятельной работы – чтение научной литературы, работа с источниками. Итоговая форма контроля – зачет.
Пояснительная записка
Предметом учебной дисциплины является медицинская антропология – одна из субдисциплин современной социальной/культурной антропологии. Она представляет собой комплекс знаний о медицинских системах, существовавших и существующих в разных обществах, о формах и традициях врачевания, о культурном контексте медицинских практик, о разнообразных социокультурных аспектах производства медицинских знаний. Медицинская антропология находится на стыке антропологии и медицины, в силу чего имеет и фундаментальный, и прикладной характер. Преподавание медицинской антропологии оказывается весьма актуальным в условиях современных полиэтничных обществ, представители которых часто принадлежат к разным культурным сообществам, со своими, иногда очень специфическими представлениями о здоровье и болезни, о теле, о гигиене, о способах физического и символического лечения. Данный учебный курс представляет собой оригинальную авторскую разработку.
Целью освоения дисциплины является ознакомление учащихся с медицинской антропологией как субдисциплиной современной социальной/культурной антропологии, с ее историей, методологией, теоретическими основаниями, прикладными аспектами и конкретными направлениями исследований.
Задачи освоения дисциплины
Ознакомить студентов с предметом, основными понятиями, концепциями и методами медицинской антропологии.
Дать студентам сведения о типологически различных медицинских системах.
Сформировать у студентов понимание того, что представления о болезнях и традиции лечения обусловлены культурным контекстом.
В результате изучения дисциплины «Медицинская антропология» учащиеся должны:
знать:
предмет, основные понятия, концепции и методы медицинской антропологии;
характеристики типологически различных медицинских систем;
механизмы врачебных практик в различных медицинских системах;
уметь:
применять знания, полученные в процессе изучения дисциплины «Медицинская антропология» в самостоятельной исследовательской деятельности;
быть толерантными по отношению к инокультурным представлениям о здоровье и болезни, теле, гигиене, о способах диагностики лечения;
рефлексивно относиться к собственным медицинским представлениям;
владеть:
понятийным и методологическим аппаратом дисциплины;
навыками анализа медицинских представлений разного типа;
пониманием прикладного характера медицинской антропологии.
Тематический план
Тема 1. Предмет, методы, история медицинской антропологии
Понятие медицинской антропологии как одной из субдисциплин социальной/культурной антропологии. Предмет, методы и идеология медицинской антропологии. История медицинской антропологии в зарубежной и отечественной научной традиции. Фундаментальный и прикладной характер медицинской антропологии. Типы медицинских систем. Антропология и глобальное здоровье.
Литература
Encyclopedia of Medical Anthropology: Health and Illness in the World’s Cultures / Ember C.R., Ember M. (eds). New York, 2004.
Helman C.G. Culture, health and illness: An introduction for health professionals. 3-rd ed. London, 2000.
Good B.J. Medicine, rationality and experience. Cambridge, 1994.
Medical anthropology: Health, healers and culture. New Delhi, 1998.
Киддер Т. За горами – горы. История врача, который лечит весь мир. М., 2015.
Михель Д.В. Болезнь и всемирная история: учеб. пособ. для студентов и аспирантов. Саратов, 2009.
Михель Д.В. Медицинская антропология: история развития дисциплины: учеб. пособ. для студ. Саратов, 2010.
Михель Д.В. Социальная антропология медицинских систем: медицинская антропология: учеб. пособ. для студентов. Саратов, 2010.
Ожиганова А.А. Антропология и медицина: перспективы взаимодействия (дискуссия 1980-х – 2000-х годов) // Этнографическое обозрение. 2011. № 3. С.10-21.
Ярская-Смирнова Е., Григорьева О. «Мы – часть природы…» социальная идентификация народных целителей // Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. Т. IX. № 1. С.151-170.
Харитонова В.И. Медицинская антропология на Западе и в России // Этнографическое обозрение. 2011. № 3. С. 3-10.
Тема 2. Болезнь как «культурный конструкт»
Заболевание (disease) vs. недомогание (illness). «Культурное конструирование» болезни. Разнообразие представлений о телесной и психической норме и патологиях, о гигиене, о болезнях и их лечении, характерные для тех или иных этнических и культурных общностей.
Литература
Encyclopedia of Medical Anthropology: Health and Illness in the World’s Cultures / Ember C.R., Ember M. (eds). New York, 2004.
Hahn A. Sickness and healing: An anthropological perspective. New Haven, 1995.
Mattingly Ch., Carro L. (eds.) Narrative and the cultural construction of illness and healing. Univ. of California Press, 2000.
Дуглас М. Чистота и опасность. Анализ представлений об осквернении и табу. М., 2000. (Главы 2, 3).
Ермакова Е.Е., Повод Н.А. Традиции в народной гигиене и медицине коми юга Тюменской области // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2007. № 7.
Трушкина Н.Ю. Материалы по народной медицине Ульяновской области // Живая старина. 2001. № 1. С. 47-49.
Христофорова О.Б. «Стрях и надсада – напраслинная смерть…» // Живая старина. 2010. № 1. С. 49-51.
Христофорова О.Б. Земля, лёд и глаза: заметки к мифологии нганасан // Сила взгляда: глаза в мифологии и иконографии / Отв. ред. и сост. Д.И. Антонов. М., 2014. С. 147-172.
Тема 3. Традиции врачевания у отдельных этнических и конфессиональных групп
Традиции врачевания у народов России: восточные славяне, уральские и алтайские народы, палеоазиаты и др. народы. Врачевание в христианских конфессиях (католицизм, протестантизм, православие). Традиционная медицина в исламе и буддизме. Тибетская медицина и ее современная рецепция.
Литература
Encyclopedia of Medical Anthropology: Health and Illness in the World’s Cultures / Ember C.R., Ember M. (eds). New York, 2004.
Lindquist G. Conjuring Hope: Magic and Healing in Contemporary Russia. New York and Oxford: Berghahn Books, 2006. 251 pp. (Series «Epistemologies of Healing». Vol. 1.)
Danforth L.M. Firewalking and religious healing: The Anastenaria of Greece and the American firewalking movement. Princeton Univ. Press, 1989.
Ипполитова А.Б. Русские рукописные травники XVII-XVIII вв. Исследование фольклора и этноботаники. М., 2008.
Коваленко Г. О народной медицине в Переяславском уезде Полтавской губернии // Этнографическое обозрение. 1891. № 2. С. 141-149.
Куковякин С.А., Куковякина Н.Д., Братухина О.А. Народная медицина в Вятской губернии. Киров, 1997.
Мазалова Н.Е. Народная медицина локальных групп Русского Севера // Русский Север. СПб., 1995.
Мельников А.П. Из народных суеверий. Знахарская медицина, ворожба и заговоры в Нижегородском крае. Нижний Новгород, 1901.
Народная медицина. Подборка материалов (4 статьи) // Живая старина. 2007. № 3. С. 31-42.
Никонова Л.И., Кандрина И.А. Как лечились народы Поволжья и Приуралья. Саранск, 2005.
Паштова М.М. Текст обряда чапш: мифология, прагматика, этнокультурные диалекты // Кросс-культурное пространство литературной и массовой коммуникации: генезис и развитие. Материалы международной научной конференции. Майкоп, 2012. С. 219-223.
Попов Г. Русская народно-бытовая медицина. По материалам этнографического бюро князя В.Н. Тенишева. СПб., 1903.
Сидоров А.С. Знахарство, колдовство и порча у народа коми: Материалы по психологии колдовства. Ленинград, 1928. (Репринт: СПб., 1997).
Торэн М.Д. Русская народная медицина и психотерапия. СПб., 1996. (переиздание: Торэн М.Д. Почему русские живут долго, применяя народную медицину? СПб., 2014)
Хаккарайнен М.В. Локальные представления о болезнях и лечении (поселок Марково, Чукотка). Дисс. … к.и.н. СПб., 2005.
Тема 4. Медицинские системы «традиционного типа»
Характеристика медицинских систем «традиционного типа». Болезнь как «частный случай несчастья». Вернакулярные теории болезней (Дж. Мердок). «Смерть вуду» (М. Мосс, У. Кэннон). Концепции, объясняющие веру в колдовство.
Литература
Cannon W.B. Voodoo death // American Anthropologist. 1942. Vol. 44. P. 169-181.
Evans-Pritchard Е.Е. Witchcraft, oracles and magic among the Azande. Oxford, 1937.
Murdock G.P. Theories of illness: A world survey. Univ. of Pittsburgh Press, 1980.
Whyte S.R. Questioning misfortune: The pragmatics of uncertainty in eastern Uganda. Cambridge, 1998.
Арнаутова Ю.Е. Колдуны и святые: Антропология болезни в средние века. СПб., 2004.
Мосс М. Физическое воздействие на индивида коллективно внушенной мысли о смерти // Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. М., 1996.
Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1984. (Раздел «Магия и религия», главы 9, 10).
Нечаева Л.С. Образ болезни в традиционной культуре (на материале лексики пермских говоров) // Вестник Пермского университета. 2010. № 1 (17). С. 12-20.
Христофорова О.Б. Колдуны и жертвы: Антропология колдовства в современной России. М., 2010. (Глава 1).
Тема 5. Механизмы символического лечения
Ритуал как пространство врачевания. Характер отношений «целитель-пациент-социальное окружение». Символическое исцеление и его социальные, психологические и биологические механизмы. Эффекты плацебо и ноцебо. Заговорный текст в свете семиотики.
Литература
Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1984. (Раздел «Магия и религия», главы 9, 10).
Остин Дж. Л. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVII. М., 1986.
Познанский Н. Заговоры: Опыт исследования происхождения и развития заговорных формул. М., 1995.
Публичук Е., Топорков А. Знахарка из Андомы и ее заговоры // Народная медицина и магия в славянской и еврейской культурной традиции. Сб. статей / Отв. ред. О.В. Белова. М., 2007. С. 188-204.
Чувьюров А. «Отсылка болезни» в лечебно-профилактических обрядах коми-зырян: слово и ритуал // Народная медицина и магия в славянской и еврейской культурной традиции. М., 2007. С. 221-233.
Хаккарайнен М.В. Ритуальное лечение в контексте символических ценностей локальной общности // Антропология. Фольклористика. Лингвистика: Сборник статей. СПб., 2002. Вып. 2. С. 263-284.
Тема 6. Антропологическая психиатрия
Понятия «антропологическая/культуральная психиатрия» и «этнопсихиатрия». Этнокультурные представления о психической норме и патологии. Культурно-специфичные синдромы как «промежуточные» типы между универсальным и локальным, нормой и патологией. Примеры культурно-специфичных синдромов (амок, виндиго, пиблокток, латах, икота и др.). Локальные интерпретации КСС, приемы их лечения и способы институционализации. Транс и одержимость. Шаманский транс – выражение психической патологии или целительский метод? Культы одержимости – способ изоляции «патологии» или социальный институт с несколькими важными функциями?
Литература
Encyclopedia of Medical Anthropology: Health and Illness in the World’s Cultures / Ember C.R., Ember M. (eds). New York, 2004.
Kleinman A.K. Patients and healers in the context of culture: An exploration of the border land between anthropology, medicine, and psychiatry. Berkeley; London: University of California Press, 1980.
Littlewood R. Cultural psychiatry and medical anthropology: An introduction and reader. New Brunswick, N.J., 2000.
Simons R.C., Hughes C.C. The culture-bound syndromes: Folk illnesses of psychiatric and anthropological interest. Dordrecht; Lancaster: Reidel, 1985.
Арсенова Е.В. Восточнославянские традиционные представления об «особом» знании и болезни // Антропология. Фольклористика. Лингвистика: Сборник статей. СПб., 2002. Вып. 2. С. 4-22.
Барнард А. Традиционная медицина и знахари у бушменов наро // Пространство колдовства / Сост. О.Б. Христофорова; Отв. ред. С.Ю. Неклюдов. М., 2010. С. 60-83.
Макарова В.Ю. Священник и больной (по материалам второй половины XIX – начала XX веков) // Антропология. Фольклористика. Лингвистика: Сборник статей. СПб., 2002. Вып 2. С. 131-169.
Мелехов Д.Е. Психиатрия и проблемы духовной жизни // Психиатрия и актуальные проблемы духовной жизни. М., 2003.
Мельникова Е.А. Отчитывание бесноватых: практики и дискурсы // Антропологический форум. 2006. № 4. С. 220-263.
Нечаева Л.С. Названия и характеристики людей с психическими и умственными отклонениями: мотивационный аспект (на материале русских говоров Пермского края) // Вестник Пермского университета. 2014. № 2 (26). С. 32-43
Новик Е.С., Христофорова О.Б. Визуальные образы мира в сибирском шаманизме // Пространственные модели традиционных культур [Интерактивная обучающая программа]. М.: РГГУ, 2004. http://goo.gl/e1XmIW
Христофорова О.Б. Одержимость в русской деревне. М., 2016. С. 116-165.
Христофорова О.Б. Получение дара (рассказы о шаманском становлении у нганасан) // Arbor mundi. Международный журнал по теории и истории мировой культуры. Вып. 10. 2003. C. 87-105.
Смоляк А.В. Шаман: личность, функции, мировоззрение. М., 1991.
Тема 7. Медицина «западного» типа
Социокультурные аспекты производства медицинских знаний. Становление «биомедицины» / «госпитальной» медицины / медицины «западного» типа, и ее особенности. М. Фуко и история «западной» психиатрии.
Литература
MacDonald M. Mystical Bedlam: Madness, Anxiety, and Healing in Seventeenth-Century England. N.Y.: Cambridge Univ. Press, 1981.
Good B.J. Medicine, rationality and experience. Cambridge, 1994.
Богданов К.А. Врачи, пациенты, читатели. Патографические тексты русской культуры XVIII – XIX веков (Серия: Нация и культура. Новые исследования). М., 2005.
Homo medicus. Гиппократы каменного века. Часть I. [Электронный ресурс]. URL:
Homo medicus. Гиппократы каменного века. Часть II. [Электронный ресурс]. URL: http://22century.ru/popular-science-publications/homo-medicus2
Михель Д.В. Медицинская антропология: история развития дисциплины: учеб. пособ. для студ. Саратов, 2010.
Михель Д.В. Народная культура в фокусе санитарно-медицинского восприятия в контексте борьбы с эпидемиями на Волге на рубеже XIX и XX веков. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.countries.ru/library/antropology/ncv.htm
Новомбергский Н.Я. Материалы по истории медицины в России. Т. I-IV. СПб., 1906-1907.
Русская литература и медицина: Тело, предписания, социальная практика: Сб. статей / Под ред. К.А. Богданова, Ю. Мурашова, Р. Николози. М., 2006.
Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб., 1997.
Фуко М. Рождение клиники. М., 1998.
Тема 8. Медицина и современная городская культура
Cубкультура медработников. «Больничная» субкультура. Виды «нетрадиционной медицины» в современной городской культуре. Вернакулярные концепции болезней, практики диагностики и целительства. Медицинский плюрализм или медицинский синкретизм?
Литература
Наш читатель — протоиерей Игорь Востриков о гомеопатии: «Лечит Бог, а мы только Его орудия» // Гомеопатическая книга. 10.04.2016. [Электронный ресурс]. URL: http://www.homeobooks.ru/blog/post/6312.html
Современный городской фольклор / Ред. А.Ф. Белоусов, И.С. Веселова, С.Ю. Неклюдов. М., 2003.
Харитонова В.И., Ожиганова А.А., Купряшина Н.А. В поисках духовности и здоровья: новые религиозные движения, неошаманизм, городской шаманизм. М., 2008 (Исследования по прикладной и неотложной этнологии, № 207).
Ярская-Смирнова Е., Григорьева О. «Мы – часть природы…» социальная идентификация народных целителей // Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. Т. IX. № 1. С.151-170.
Видеоматериалы
Безумные начальники (Les maitres foux)
Франция, 1953. Реж. Ж. Руш. 30 мин.
Люди из сельских районов верхнего Нигера, приехавшие в Аккру на заработки, ежегодно совершают трансовый ритуал хаука, жестокое представление, в котором они имитируют и высмеивают колониальные власти. Автор высказывает предположение, что катартический прорыв во время ритуала позволяет его участникам терпеливо переносить тяжесть и однообразие труда.
В поисках Хамат’ca: рассказ об охоте за головами (In search of the Hamat‘sa: A tale of headhunting)
США, 2004. Реж. А.Дж. Глас. 33 мин
Хаматса, или танец каннибала, – самая важная церемония квакиутлей Британской Колумбии (Канада). В фильме, снятом в 2002-2003 гг. во время полевой работы среди квакиутлей, автор прослеживает историю антропологического описания этого танца и, показывая возвращение архивных материалов коренным народам, рассматривает, каким образом разница в отношении к церемонии влияет на ее проведение сегодня. Ритуальный «танец каннибала» имеет самое непосредственное отношение к культурно-специфичному синдрому виндиго, описанному у квакиутлей.
Доктора двух миров (Doctors of two worlds)
Великобритания-Боливия, 1989. Реж. Н. Соломонс. 55 мин.
Английский врач пытается наладить систему здравоохранения в отдаленных горных деревушках Боливии. Стремясь обучить местных жителей принципам западной медицины, доктор сам пытается понять методы лечения, применяемые местным знахарем (curandero). Фильм показывает столкновение различных подходов к пониманию болезни и лечения.
Жить с невидимками (Vivre les invisibles)
Бельгия, 2003. Реж. Д. Дюмон. 52 мин.
Эмигрировав в Европу в 1960-1970-е гг., бывшие жители Марокко привезли с собой свою культуру и свои «болезни» (причиняемые джинном, поселяющимся внутри человека). В Европе в большинстве семей выходцев из северной Африки есть хотя бы один человек, страдающий этим расстройством, симптомы которого разнятся (астма, паралич, эпилепсия, бесплодие и т.д.). Если не лечить эту «болезнь», она может привести к самым серьезным последствиям. Авторы фильма следуют за двумя марроканскими женщинами, которые пытаются решить проблемы, причиненные «невидимыми». Они посещают лекарей в Европе и Марокко; лекари ведут «переговоры» с духами и совершают целительские ритуалы.
Колдовство у азанде (Witchcraft among the Azande)
Великобритания, 1982. Реж. А. Сингер. 52 мин.
Фильм снят через полвека после классической работы Э.Э. Эванса-Причарда «Колдовство, оракулы и магия у азанде» (1937), ставшей отправной точкой в антропологическом изучении веры в колдовство у разных народов мира. Азанде считают колдовство основной причиной болезней и несчастий.
Кузум (Kusum)
Финляндия, 2000. Реж. Ю. Аалтонен. 57 мин.
Болезнь девочки Кузум из бедной индийской семьи врач местной больницы считает нервным расстройством и советует ее родным лучше кормить и развлекать ее. Однако у родных есть свое мнение на этот счет – они считают, что Кузум вредят духи. В надежде вылечить девочку семья предпринимает путешествие к известному лекарю, целительские ритуалы которого пользуются большой популярностью.
Н/ум Тчаи: ритуальные танцы бушменов !кунг (N/um Tchai: The ceremonial dances of the !Kung Bushmen)
США, 1966. Реж. Дж. Маршалл. 25 мин.
Ритуал исцеления/«изгнания зла» из общины у бушменов Калахари, во время которого целители входят в транс.
Имако (Ymako)
Бельгия, 1998. Реж. Л. Ван Ланкер, Р. Шаффилд.
Ymako Teatri – театральная группа из Республики Кот-д’Ивуар, использующая методы уличного театра для постановки и решения вопросов, важных для современной Западной Африки («имако» на бамбара означает «наши заботы»). В частности, используется метод «невидимого театра», призванный удивить зрителей и привлечь их внимание к их собственным проблемам. Фильм демонстрирует два перформанса, в одном критикуется распостранение религиозных сект, в другом делается попытка проблематизировать ситуацию с ВИЧ/СПИД.
Примерная тематика коллоквиумов
Прагматика заговоров
Даны несколько русских заговоров (севернорусская традиция) из изд.: Русские заговоры и заклинания: Материалы фольклорных экспедиций 1953-1993 гг. / Под ред. В.П. Аникина. М.: Изд-во МГУ, 1998.
- Заря-зореница, красная девица, возьми глаза красны, а дай мне глаза ясны.
- «Молодик, молодик, где ты был?» – «На том свете.» – «А ты мертвых видал?» – «Видал.» – «Ти болят у них зубы?» – «Ни.» Дай ты Бог, чтоб у меня не болели.
- Как у мертвого зубы молчат, так и у тебя бы молчали, не болели, от ин до веку, во веки веков. Аминь.
- Во имя Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Стану я, раб Божий, благословясь, пойду, перекрестясь, из дверей дверьми, из ворот воротами в чистое полё. В читом поле стоит древо, под древом стоят святые отцы: Курил, Графанаил, два евангелиста – Матфей, Иоанн. Оне же стояху на море, зряху – внезапну возмутиса море, изидоша из моря 12 девиц, пустовласы, без поясы. В окаянным ведением изыманы бышы те девы силою невидимой, Михаилом и Гавриилом, вопросиша их, что есть девы. Оны же рокоша: «Мы есть девы Ирода царя дочери, идем в мир к (имя), кости его ломить, тело его трясти, изнурять». Тут святые отцы взяша в руки 1 прутов железных, биша их и даша им по 1000 ран кровавых. Оны же заклинашаса богом Саваохом: «Где сего раба увидим или голос его услышим – не прикасаться». Всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
- Пресвятая Мати Богородица приходила, заговорила, закусила все 12 грыж – пуповые, жиловые. Приходила, заговорила, закусила, под синь камешек положила, пятой поколотила все 12 грыж.
- Шел Исус Христос со своими тремя учениками по широкому бору, ступил на гнилую колоду. Ты, колода, ты, гнилая! Как тебе, колода, не вставать, отростков не пускать, так же у раба Божьего Андрея золотничку-веретничку по животу не ходить, живота не томить, костей не ломить, кровей не ломить, сердце не томить. Стань ты, золотничёк-веретничек, на своем месту, Христовом кресту, во своем местечке, в Христовом крестичке, со своим жильем. Не сама помогаю – Исуса Христа призываю. Исус Христос, мой дух полюби. Аминь
- На дороге – ледина, на пороге – ледина, на озере – ледина, рабы Божьей Агафтьи на руке – ледина.
- С корня посохни, с верху зарости, не боли, не цвети, вперед не ходи. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Задания для анализа:
- определите конкретную иллокутивную цель заговора (от какой он болезни?)
- установите коммуникативную структуру заговора (адресант, адресат, реципиент, программист).
- какой(ие) тип(ы) речевых актов представлены в текстах (репрезентатив, директив, комиссив, экспрессив, императив)?
- какая модальность характерна для представленных речевых актов (приказ, требование, просьба, мольба, приглашение, призыв, совет, предупреждение, угроза, другие)?
- чем можно объяснить различия в типах модальностей?
- чем можно объяснить различия в образах программиста?
- какие из тестов кажутся вам наиболее древними? Почему?
- какие типичные механизмы заговорного текста, нацеленные на его перлокутивный эффект, вы обнаружили?
Примерные контрольные вопросы для итоговой аттестации
- Охарактеризуйте предмет медицинской антропологии и ее место в кругу антропологических дисциплин.
- В какой антропологической научной парадигме могла возникнуть и возникла медицинская антропология? Охарактеризуйте идеологические основания данной субдисциплины.
- Охарактеризуйте понятие о болезни как «культурном конструкте».
- Дайте характеристику медицинским системам «традиционного типа» (понимание болезни, целительские приемы, представления о норме и патологии, здоровье и болезни, понятия о гигиене).
- Охарактеризуйте становление и характерные черты «биомедицины», или медицины «западного» типа.
- Изложите концепцию Мишеля Фуко о возникновении и развитии психиатрии «западного» типа.
- Дайте определение культурно-специфичным синдромам. Охарактеризуйте подробно один из таких синдромов (по выбору студента).
- Охарактеризуйте представления о болезнях и традиции врачевания у отдельных этнических групп (по выбору студента).
- Охарактеризуйте представления о болезнях и традиции врачевания в разных конфессиональных средах (по выбору студента).
- Охарактеризуйте вернакулярные концепции болезней и практики диагностики и целительства в современной городской культуре (на примере российского города по выбору студента).