© 2013 Е.П. Шарайкина, Л.В. Синдеева, М.В. Пешков
МАиБ 2013 – № 2 (6)
Ключевые слова: антропология, образовательная программа, студенты, клиническая психология, инновационные образовательные технологии, государственные образовательные стандарты
Аннотация: В статье отражены особенности образовательной программы «Антропология» для студентов специальности 030400.65. «Клиническая психология». Осуществляемая в настоящее время программа модернизации системы образования в нашей стране имеет своей целью обеспечить поддержку и развитие инновационных образовательных технологий, ориентированных на подготовку конкурентоспособных специалистов и гармонично развитой личности. Рабочая программа «Антропология» для студентов специальности «Клиническая психология» отвечает требованиям, предъявляемым к современному образованию.
Антропология является одной из важнейших дисциплин в обучении клинических психологов, т.к. антропология – интегральная наука о человеке, занимающая важное место в современной науке и образовании, раскрывающая психологические особенности личности в контексте большой проблемы физиологических основ индивидуальных различий между людьми. Изучение учебной дисциплины «Антропология» направлено на формирование у обучающихся как общекультурных (ОК), так и профессиональных (ПК) компетенций. Студенты должны понимать значимость гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации, совершенствования и развития общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1), они должны владеть навыками организации самостоятельной работы, научной активности субъектов образовательного процесса, навыками организации научных дискуссий и конференций (ПК-19). Цель дисциплины – способствовать подготовке квалифицированного клинического психолога как специалиста, обладающего системой общекультурных и профессиональных компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности. освоения учебной дисциплины «Антропология» состоит в овладении антропологическими знаниями, умениями и навыками через рассмотрение человека во всём комплексе и его многообразии биологических, психологических, социальных и культурных связей.
Задачами дисциплины являются:
1. Приобретение студентами знаний в области дисциплины антропология.
2. Обучение студентов теоретическим основам антропологии, необходимым в профессиональной деятельности клинического психолога.
3. Освоение антропологии как научного направления и учебной дисциплины в системе социальных и гуманитарных наук и междисциплинарного подхода в исследовании феномена человека.
4. Формирование представления о морфологической и социальной эволюции человека, возрастной и конституционной антропологии, эволюции человека (антропогенез).
5. На основе популяционной антропологии сформировать представление о видовом единстве человека, с использованием морфологических, физиологических, генетических данных о единстве человечества.
6. Сформировать антропологическое понимание социальной природы человека на практике компаративного анализа физических (биологических), социальных, культурных, психологических характеристик индивида, личности для гуманного отношения к человеку независимо от его половозрастных, статусных, этнических, религиозных и других различий.
Место учебной дисциплины в структуре ООП университета. Учебная дисциплина «Антропология» относится к циклу С. 2 «Математический и естественнонаучный цикл». Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения, навыки, формируемые предшествующей дисциплиной «Функциональная анатомия центральной нервной системы».
Знания: о развитии нервной системы, нейронной организации мозга, морфологических и функциональных характеристик всех отделов головного мозга.
Умения: показать на препаратах головного мозга и муляжах отделы головного мозга и показать на таблицах таксоны представителей млекопитающих.
Навыки: обладать умением интерпретации изучаемых явлений и процессов с позиции знаний функциональной нервной системы и антропогенеза.
Знания: гипотезы происхождения человека.
Объём учебной дисциплины и виды учебной работы следующие: общая трудоемкость дисциплины 72 часа, из которых 14 – лекционные часы, 26 – практические занятия. Из общего числа аудиторных часов – 20 часов в интерактивной форме. Внеаудиторная работа включает самостоятельную работу студентов в количестве 29 часов (СРС) и контролируемую самостоятельную работу студента – 3 часа (КСР). Вид промежуточной аттестации – зачет.
Раздел 1. дисциплины объединяет 1 лекцию «Введение в антропологию. Предмет и задачи, становление антропологии в России» (2 часа) и 2 практических занятия по теме: 1. Введение в антропологию. Предмет и задачи антропологии. Формирование антропологии как науки. Работы К. Линнея, К. Бюффона, Ч. Дарвина, П. Брока. Становление антропологии в России. 2. Шкала геологического времени. Характеристика кайнозойской эры. Прямые и непрямые способы датирования палеоантропологичесих находок.
Раздел 2. Эволюционная антропология. Место человека в системе животного мира. Прародина человечества. Факторы, критерии, и социальные аспекты гоминизации (лекция 2 часа) и 4 практических занятий по темам: 1.Эволюционная антропология. Место человека в системе животного мира. Прародина человечества. Факторы, критерии, и социальные аспекты гоминизации. 2.Эволюционная антропология. Место человека в системе животного мира. Прародина человечества. Факторы, критерии, и социальные аспекты гоминизации. 3.Теории происхождения человека. 4.Данные молекулярной биологии. ДНК — носитель наследственности с генетическим кодом. «Митохондральная Ева» и «Y-хромосомный Адам». Роль мутаций в эволюции человека
Раздел 3. Человек как индивид – продукт филогенетического и онтогенетического развития. 1 лекция и 1 практическое занятие – «Организм человека как продукт биологической эволюции – сложнейшая система иерархии систем и подсистем, объединенных общностью строения и выполняемых функций. Человек как индивид и личность».
Раздел 4. Возрастная и конституциональная антропология. 1 лекция – Конституция и личность Изменение онтогенеза человека в процессе его историко-эволюционного формирования. Индивидуально-типические свойства человека. Схемы конституциональной диагностики и 2 практических занятий:
Возрастная антропология. Изменение онтогенеза в процессе его историко-эволюционного формирования. Схемы возрастных периодизаций. Биологический и хронологический возраст. Теории старения.
Конституциональная антропология. Индивидуально-типические свойства человека. Методы антропометрических исследований. Схемы конституциональной диагностики. Конституция и личность
Раздел 5. Расоведение, этническая и популяционная антропология. Антропологическое описание современного населения Земли. Декларация ЮНЕСКО о расах и научная несостоятельность расизма. Полиморфизм и политипия. 1 лекционное занятие и 2 практических: Расоведение. Внутригрупповая и межгрупповая изменчивость. Геногеография. Основные эволюционные механизмы. Мутационный процесс. Отбор, адаптация. Формы отбора. Половой отбор «Диллема Холдейна». Фундаментальная теорема естественного отбора Р.Фишера» и «Популяционные волны» С. Четверикова. Численность популяций и генетический дрейф. Метисация и миграции. Зоны интерградации. Генный поток. Полиморфизм и политипия. Несостоятельность расизма».
Раздел 6. Эволюция мозга и психики. Феномен сознания, гипотезы его происхождения. Нейробиологический подход проблеме сознания. Сознательное и бессознательное. 1 лекционное занятие и 2 практических: «Эволюция мозга. Феномен сознания, гипотезы его происхождения. Человек как субъект. Структура сознания: сознательное и бессознательное» и «Проблема наличия сознания у животных. Рассудочная деятельность животных. Палеопсихология. Нейробиологический подход к проблеме сознания».
Раздел 7. Эволюция психики, возникновенеие культуры, цивилизации. Язык и антропогенез. Филогенетические основы поведения человека, социальные вопросы пола. Экологический кризис. 1 лекционное занятие, 7 практических занятий, занятие-конференция. Практические занятия: 1.Культурная антропология как наука. Язык и речь в антропогенезе, гипотезы происхождения языка. 2.Возникновение культуры и цивилизации. Мифология, религия, искусство в культурной антропологии. 3.Филогенетические основы поведения человека. Чувства и эмоции, способности и характер, память, воображение, мышление и интеллект. 4.Эволюция и социальная организация общества. 5.Социальные вопросы пола. 6.Феномен агрессивности, теория альтруизма. Поведение человека.7.Циклы цивилизации. Экологический кризис. 8. В конце семестра с участием студентов всего факультета проводится тематическая конференция по выбору студентов, которую самостоятельно готовят и проводят студенты. 9. Вид промежуточной аттестации – зачет.
Виды профессиональной деятельности, которые лежат в основе преподавания учебной дисциплины – психолого-педагогическая.
Для проведения лекционных и практических занятий на кафедре используется компьютерная техника (ноутбук, проектор, колонки), все практические занятия с обучающимися проходят в интерактивной форме с использованием активных методов обучения с обратной связью, через конференции, дискуссии, работу с малыми группами для развития стратегии рефлексивного отношения к информации.
В конце семестра с участием студентов всего факультета проводится тематическая конференция, которую самостоятельно готовят и проводят студенты.
На примере занятия «Феномен сознания. Гипотезы происхождения сознания. Рассудочная деятельность животных. Нейробиологический подход к проблеме сознания. Структура сознания, сознательное и бессознательное» представлена форма занятия и его проведение. Форма организации занятия: интерактивное, проводится в двух вариантах: в виде занятия-конференции или работы с малыми группами, используя стратегию развития рефлексивного отношения к информации и дискуссии. Значение изучаемой темы – приобретение научно-практического потенциала своей профессиональной деятельности в качестве клинического психолога.
Цели занятия: общая – обучающийся должен обладать общекультурными и профессиональными компетенциями и обладать способностью и готовностью к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации, совершенствования и развития общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1); способностью и готовностью к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук (ОК-2); способностью и готовностью к овладению новыми методами исследования, к изменению научного и научно-практического профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных условий деятельности (ОК-6); способностью и готовностью к владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психического состояния (ОК-8); владением навыками организации самостоятельной работы, консультирования и стимулирования научной активности субъектов образовательного процесса, навыками организации научных дискуссий и конференций (ПК-19).
Учебная цель: знать этапы эволюции психики и сознания у гоминид и человека разумного, нейробиологические основы сознания, структуру сознания: сознательного и бессознательного; уметь охарактеризовать особенности палеопсихологии, рассудочной деятельности животных, инстинкты и гипотезы происхождения сознания; владеть способностью и готовностью к овладению новыми методами исследования, к изменению научного и научно-практического профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных условий деятельности.
Место проведения практического занятия: учебная комната. Оснащение занятия: компьютер, планшеты, слайды, таблицы, учебная тетрадь.
Структура содержания темы (хронокарта) состоит из следующих этапов:
1.Организация занятия (проверка посещаемости и внешнего вида студентов. 2. Формулировка темы и целей 3. Раскрытие учебно-методических вопросов по теме занятия через интерактивное занятие «малыми группами» с дискуссией и стратегией развития рефлексивного отношения к информации. 4. Итоговый контроль знаний по конференции. 5 Задание на дом (на следующее занятие).
Содержание этапа «Раскрытие учебно-методических вопросов по теме занятия через интерактивное занятие «малыми группами» с дискуссией и стратегией развития рефлексивного отношения к информации»: 18–20 студентов группы разбиваются на 4 группы по 4–5 обучающихся. Первая группа готовит материалы по теме «Феномен сознания. Гипотезы происхождения сознания», подготавливает дискуссионные вопросы. Вторая группа – готовит материалы и дискуссионные вопросы по теме «Инстинкты. Рассудочная деятельность животных». Третья группа – материалы и дискуссионные вопросы по теме «Нейробиологический подход к проблеме сознания», четвертая группа студентов – по теме «Структура сознания, сознательное и бессознательное». Каждая группа имеет 12 минут для изложения основного материала и проведения дискуссии. В конце проведения интерактивного занятия выделяется 3–5 минуты на обмен мнениями и выставление оценок за занятие.
Осуществляемая в настоящее время программа модернизации системы образования в нашей стране имеет своей целью обеспечить поддержку и развитие инновационных образовательных технологий, ориентированных на подготовку конкурентоспособных специалистов и гармонично развитой личности. Рабочая программа «Антропология» для студентов специальности 030400.65. «Клиническая психология» отвечает требованиям, предъявляемым к современному образованию. Одним из результатов модернизации высшего профессионального образования является внедрение федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, отличительной особенностью которых является использование компетентностного подхода для определения требований к содержанию образовательной программы и выпускникам на основе широкого использования в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
От Редакции:
Публикуемая программа отражает одну из позиций о подготовке медицинских специалистов. В противовес ей есть иная, с установкой на значительную гуманитаризацию обучения будущих медикой (см. статью проф. В.И. Моисеева в этом же номере), особенно психологов. Мы предлагаем обсудить вопрос о специфике антропологического образования будущих клинических психологов в «МАиБ».