Психоделическое путешествие Марлен Добкин де Риос: 45 лет с шаманами, аяуаскеро и этноботаниками

© 2013 М. Добкин де Риос

МАиБ 2013 – № 1 (5)


Ключевые слова: растительные галлюциногены, психоделики, аяуаска, чоганацонга, чумаш, питури, дурман обыкновенный, инкультурация, табакокурение

Аннотация: Данный материал содержит перевод двух глав из книги М. Добкин де Риос «Психоделическое путешествие Марлен Добкин де Риос: 45 лет с шаманами, аяуаскеро и этноботаниками» (2009). В первом отрывке представлено сравнительное исследование (совместно с Ч. Гробом)моделей потребления психоделиков у австралийских аборигенов, племен чоганацонга и чумаш, а также моделей наркопотребления, выявленных в среде американских подростков. Во второй части автор рассказывает об исследовании (совместно с О. Дженнигером) ритуального и магико-религиозного использования табака в Амазонии, проводя параллели с современными практиками табакокурения в США.


Подростковое наркопотребление в кросс-культурной перспективе1

В 1990 годах мы с Чарльзом Гробом сотрудничали в проведении исследования, стимулом к которому послужил его семинар для сотрудников и стипендиатов отделения психиатрии Медицинского центра Ирвин Университета Калифорнии, в работе которого я участвовала. В то время как доктор Гроб обращал внимание студентов на специфику потребления психоактивных веществ и формирования химической зависимости среди подростков в Америке, я излагала данные о являвшихся объектом моей исследовательской и преподавательской деятельности традиционных обществах, в которых растительные галлюциногены использовались не ради развлечения, а давались молодым людям представителями старшего поколения в качестве составляющей интенсивного процесса социализации, высоко ценимой вихобществе. Мы совместно с доктором Гробом опубликовали работу, посвященную молодежи у австралийских аборигенов, а также племен чоганацонга и чумаш2. Модели потребления психоделиков в этих описанных нами культурах разительно отличались от моделей наркопотребления, выявленных в среде американских подростков.

Мы в общих чертах сформулировали понятие управляемых измененных состояний сознания в примитивных обществах, имевших место тогда, когда сами представители старшего поколения дают молодежи растительные галлюциногены в качестве составляющей краткосрочного интенсивного процесса социализации, преследующего религиозные и педагогические цели. В данных культурах четко понималась значимость гипервнушаемости и галлюциногенные растения использовались в качестве средства приведения молодежи к норме – что сильно контрастирует с патологическим наркопотреблением среди американских подростков. В примитивных обществах употребление растительных галлюциногенов не являлось проблемой, а было частью ритуалов перехода, представлявших собой переход к взрослости, в ходе которого подростки обоих полов становились полноправными членами общества взрослых. Значимым при этом является отличие между юридическими ограничениями на наркопотребление в североамериканском обществе и отсутствием таковых при ритуальном употреблении галлюциногенов в традиционных обществах мира.

В 1990 году психолог Филипп Кушмэн3 написал о ценностях американского общества, среди которых несомненной является индивидуализм, определяющий автономию личности. Понятие Я (self) осмысляется как обладающая границами и личной силой сущность, неизменяемая во времени. В то же время, Кушмэн приходит к выводу, что Я страдает от пустоты и отсутствия смысла. Со времен Второй мировой войны упадок семьи, общины и традиций оказали наЯ влияние, в результате чего теперь пустота Я заполняется потреблением – товаров, калорий, романтических партнеров – и психоактивных веществ. Представляется, что у людей возникает навязчивое желание заполнить пустоту химически индуцированным опытом. Одновременно не хватает личностных смыслов и есть острая потребность в духовном руководстве. При этом у западных людей не всегда имеются средства, чтобы достичь этих целей.

Мы выявили контраст западной модели подросткового наркопотребления и наркопотребления в трех вышеупомянутых традиционных обществах. Подробности о традиционном употреблении питури австралийскими аборигенами изложены в предыдущем разделе книги (глава «Австралийские аборигены» раздела «Психоделики и этнография», – М.О.). Питури (Duboisiahopwoodii) употребляет аборигенная молодежь. Скополамин и гиосциамин – алкалоиды, содержащиеся в данном растении, – вызывают галлюцинации и иллюзии, а также высоко ценятся среди этого народа (охотников и собирателей) за способность растения утолять голод и жажду.

Среди племени чумаш в Санта Барбаре (Калифорния) поиск видений подростками связан с употреблением мощного галлюциногена Daturameteloides, широко известного как дурман обыкновенный или toloache (сходно с испанским словом toloatzin). Использование дурмана предположительно распространилось на север, благодаря торговле ацтеков, и инкорпорировалось в бытующий там пубертатный обычай прохождения испытаний при переходе молодежи к взрослости. Было распространено верование, что психоделические видения, порождаемые этим растением, дают знание будущего или делают сверхъестественных существ видимыми для человека, употребляющего растение. Также с этим растением были связаны паранормальные явления, такие как ясновидение.

Функция видений состоит в том, чтобы позволить юношам и девушкам племени чумаш обрести сверхъестественного помощника или духа защитника. Употребление дурмана интегрировано в более широкий церемониальный комплекс, в ходе которого инициируемые проходят суровые испытания и приобщаются к эзотерическому знанию. Галлюциногенное растение обеспечивает контакт со сверхъестественным. Могущественные духи животных обучают проходящего инициацию песне или танцу. Это животное становится затем тотемом или духом защитником, помощником человека на всю жизнь, что, согласно традиционным верованиям, считается необходим для будущего успеха на поприще шамана или охотника либо в любой другой деятельности, в которую включится человек.

Каждый молодой человек имеет индивидуального наставника, который обучает его или ее религиозным практикам племени, священным песням и танцам. Потребление дурмана обычно бывает одноразовым событием в жизни человека; это, вероятно, объясняется тем, что контролировать эффекты растения бывает трудно. Наряду с ритуалами, соблюдаются очистительные процедуры, сексуальное воздержание и специальная диета, которая запрещает соль, жиры и сладости. Определение уровня дозировки является ключевой проблемой в разграничении токсической или летальной дозы и тем количеством, которого достаточно для того, чтобы обеспечить ответ от духа помощника.

Наконец, последняя группа, которую мы с доктором Гробом рассматривали, были чоганацонга из Мозамбика; эта группа изучалась моим аспирантом Томасом Джонсоном, жившим в ней с 1968 по 1970 год4. Это патрилинейное сообщество, где поклоняются духам предков, выращивают маис и другие овощи и содержат коз и крупный рогатый скот. Местность, где проживают чоганацонга, довольно засушливая, садоводство там является рискованным. Уровень бесплодия и детской смертности у них очень высок в силу миграции мужчин из этого региона в города и на шахты, где они заражаются инфекциями, передающимися половым путем. Бездетную женщину могут ожидать пожизненное приниженное положение и порабощение со стороны соплеменников.

Школа фертильности для достигших брачного возраста девушек-подростков обязательна и проходит каждый год. При этом галлюциногенное растение Daturafatuosa дается девушкам, чтоб вызвать видения бога плодородия – Синей Змеи. Этот ритуал придает особое значение обретенному проходящими инициацию девушками статусу взрослых женщин и их способности к материнству. Здесь же проводятся сексуальные ритуалы, имитирующие зачатие, беременность и роды. Девушки при этом пьют смесь дурмана и других трав. Предполагается, что новообращенные увидят соответствующего культурным ожиданиям бога плодородия, который считается богом-первопредком, и услышат его голос – все это в значительной степени индуцируется внушением со стороны священнослужителя, который в ходе ритуалов психологически манипулирует новообращенными с целью достижения эффектов групповой конформности. При умелом использовании сверхвнушаемости с помощью ритуалов, поощряющих гордость за принадлежность к группе, устанавливается групповая социальная идентичность. Существует верование, что после употребления дурмана в ходе этого пубертатного ритуала женщины будут фертильны и защищены от бесплодия, причиной которого, согласно местным верованиям, является колдовство. По окончании прохождения этого ритуала девушка обретает право выйти замуж и привести в дом своего отца крупный рогатый скот в форме выкупа за невесту.

Во всех трех описанных авторами сообществах галлюциногенные растения употребляются для того, чтобы создать особое состояние гипервнушаемости, которое облегчает инкультурацию подростков в племени. Под воздействием этих веществ повышается обучаемость, а связи между членами группы формируются таким образом, что индивидуальные психологические потребности подчиняются коллективным с целью обеспечить выживание общества – это своего рода аналог тренировочных лагерей5 среди аборигенов. Галлюциногены вызывают амнезию, способствуют символической смерти ребенка и его перерождению в полноправного взрослого. С помощью создаваемой  внушением конформности обеспечиваются групповое выживание и гармония. Таким образом, в то время как в современной западной культуре отсутствует практика подростковых ритуалов, в традиционных обществах они являются коллективным разделенным опытом. Поощрение индивидуального роста и развития в обществе позволяет извлечь пользу из сакрального опыта молодежи.

Аяуаска и табакокурение: целительно или вредно?6

Когда я пила аяуаску в Икитосе в 1968 году, я обнаружила, что это растение порождает то, что психиатры называют анксиолитическим эффектом, то есть уменьшает чувство тревоги, вызывая соответствующий терапевтический эффект. Как я уже упоминала, перед тем как пить аяуаску, в начале моей полевой работы, я ощущала одиночество, недостаток эмоциональной поддержки. Хотя у меня и не было глубокой депрессии, я вычеркивала в календаре прошедшие дни, как если бы отбывала тюремное заключение. Лечить легкую депрессию с помощью аяуаски непросто и, конечно, человек, ее употребляющий, платит высокую цену: рвота, диарея, тошнота и т.п. В моем детстве в Бронксе родитель мог отвести своего ребенка в отделение экстренной медицинской помощи ближайшей городской больницы в случае, если у того была рвота, а в Амазонии, где передаваемые воздушно-капельным путем яйца червей (вызывающие гельминтные заболевания) являются обычным делом, матери таким способом периодически проводят очищение кишечника своим детям. Использование аяуаски с целью облегчения тревожности также довольно сильно отличается от использования фармацевтических средств, доступных в США, Европе и где бы то ни было в другом месте для лечения этого синдрома.

Исторически аяуаска широко употреблялась и продолжает употребляться в Амазонии для получения доступа к подспудно существующему сокровенному знанию о колдовстве или болезни. Так, человек, который заболевал, с появлением внезапных болевых симптомов или дискомфорта, часто разыскивал целителя, работающего с аяуаской, пил этот напиток и видел панораму событий, обычно включающую в себя завистливого родственника или соседа, отвергнутого любовника или просто вредного мстительного человека, который мог заплатить колдуну за то, чтобы тот навел порчу. Более того, поскольку целитель, как правило, пил аяуаску вместе со своим клиентом, он также видел происхождение порожденной колдовством болезни и с помощью своей шаманской силы мог перенаправить зло обратно злоумышленнику. Только после этого он прописывал своему клиенту лекарственные травы и способ лечения.

Не существует представлений о том, что это растение само по себе является средством излечения болезни. О прозрениях, которые сопровождают употребление аяуаски, говорят, что они отрывают истину – истину, которая, согласно верованиям как целителя, так  пациента, лежит в основе проблемы. Более того, как это было в случае с доном Ильде7, растение дает целителю информацию о том, какие смешать травы, чтобы приготовить для пациента средство облегчения его симптомов. С точки зрения психиатрии, вера пациента в целителя является первостепенной. Только одно суггестивное воздействие с его стороны может привести к уменьшению симптомов. Это напоминает ситуацию, когда вы покидаете кабинет своего врача с рецептом в руке и, хотя вы еще не выполнили предписания врача, но вы уже чувствуете облегчение, зная, что вам помогли и что вам станет лучше.

Одними из наиболее ярких моих воспоминаний об Амазонии являются те многочисленные эпизоды, когда я посещала терапевтические сессии с аяуаской, на которых целитель обдувал табачным дымом мою спину, шею, верх головы, в то время как я сидела и наблюдала за сессией. Используемый при этом табак называется мапачо – народное название для самокруток из Nicotinianarustica. Его использование на протяжении долгого времени является почитаемой традицией в Амазонии. Собственно курение имеет второстепенное значение – в течение года своей полевой работы (1968–1969) я ни разу не выкурила ни одной сигареты. Тем не менее, у меня всегда был интерес к табаку с тех пор, как мы с психиатром Оскаром Дженигером в 1970х годах опубликовали две совместные работы, посвященные суггестивным галлюциногенным свойствам табака8, теме, дорогой сердцу доктора Дженигера.

Моей задачей в исследовании было написание обзора по материалам Human Relations Area Files – базы данных этнографических материалов по более чем 400 этническим группам во всем мире, собранной антропологами за долгие годы. Естественно мы знали, что в традиционных культурах, особенно в Западном полушарии, используется табак и его производные в качестве воздействующего фактора в индуцировании религиозного и ритуального транса, в колдовстве, гадании и церемониях исцеления.

Два химических вещества ряда гармаловых алкалоидов – гарман и норгарман – были выделены из заготовленного в коммерческих целях табака и его дыма. Они входят в химическую группу бета-карболинов; несколько близких веществ со сходными фармакологическими свойствами, относящихся к ним, были квалифицированы как галлюциногены. Эти вещества проникают через гемато-энцефалический барьер и изменяют процессы нервной передачи в зрительной системе. Табак, использовавшийся в культурах коренных американцев, производил сильный наркотический эффект и отключал сознание индейцев, обеспечивая потребителю видения, которые были значимы для данной культуры.

В оригинальном исследовании, результаты которого мы с доктором Дженигером опубликовали, мы рассматривали такие темы, как магико-религиозное использование табака на Западе, использование табака для гадания, табак для лечения болезней и использование табака для получения удовольствия. Курение табака среди многих племен дождевых лесов Амазонии использовалось, чтобы вызвать транс, сновидения и видения, и было важной составляющей шаманских техник. Оно непременно сопровождало употребление аяуаски в процессе ритуалов исцеления.

В 1987 году антрополог Йоханнес Уилберт документально подтвердил роль табака в южноамериканском шаманизме10. Курение табака занимало важное место в ритуалах, а обдувание тела пациента дымом было обычным способом изгнания патогенных духов и очищения. Пациентов буквально окуривали облаками дыма, поскольку было распространено верование, что это защищает их от вреда, несмотря на возможный вред для их здоровья в длительной перспективе. Среди некоторых племенных групп, перед тем, как выпить аяуаску, дымом окуривается не только практикующий целитель, но и его принадлежности, используемые для целительства. Курение воспринимается как профилактическая мера, влияющая на излечение или приносящая удачу. Табак является важным естественным ресурсом, поскольку около 72 процентов видов растений, обнаруженных в Америке, включают как Nicotianarustica, так и Nicotianatabacum. Уилберт установил, что более 133 племенных групп использовали табак с учетом этих свойств.

Можете представить мое удивление, когда на заседании в Университете Калифонии (г. Ирвин) в конце 2007 года из беседы с одним моим коллегой с факультета психиатрии я узнала, что несколько исследователей, работающих над проблемой табакокурения среди молодежи, выяснили: личности с эмоциональными нарушениями в наибольшей степени подвержены риску начать курить и стать зависимыми от никотина? С использованием метода нейронауки – мозгового картирования – они обнаружили, что курение регулирует внимание и эмоции. Люди с сильными нарушениями имеют тенденцию курить больше и бывают менее успешны в попытках бросить курить.

Исследование доктора Жана Гехрика с коллегами11 выявило, что подростки в США могут заниматься самолечением с помощью табака, используя его с целью регуляции негативных эмоций, связанных с проблемами внимания или депрессией. Лечение с помощью никотина уменьшает нарушения у людей, находящихся в депрессии. В частности, то, что психиатры называют внутренне ориентированным поведением (internalizing behavior12), используется в случае таких проблем, как клиническая депрессия, тревожное расстройство и негативные эмоции. Возрастает объем накопленных данных, относящихся к мозговым механизмам этого эффекта.

Несомненно, мы можем утверждать, что амазонские шаманы были хорошо осведомлены о медицинских эффектах употребления аяуаски и курения табака, и включали оба этих средства в свою фармакопею лекарственных растений. Поскольку Imaging techniques13 – поставляют нам все больше информации о потенциале использования этих растений для здоровья, мы можем ожидать, что верность древних знаний будет обоснована!

Примечания

  1. Dobkin de Rios, M. (2009), The Psychedelic Journey of Marlene Dobkin de Rios: 45 Years with Shamans, Ayahuasqueros, and Ethnobotanists, Park Street Press, сс. 97–100.
  2. Grob, Ch.S. and Dobkin de Rios, M. (1992), “Adolescent Drug Use in Cross-Cultural Perspective”, Journal of Drug Issues,Vol. 22, No.1, сс. 121–138.
  3. Cushman, Ph. (1990), “Why the Self Is Empty: Toward a Historically Situated Psychocogy”, American Psychology, Vol. 45, No. 5, сс. 599–611.
  4. Johnston, T.F. (1972), “Datura Use in a Tsonga Girls’ Puberty School”, Economic Botany, Vol. 26, No. 4, сс. 34–351.
  5. Имеются в виду bootcamps – учебные лагеря новобранцев в США.
  6. Dobkin de Rios,M. (2009),The Psychedelic Journey of Marlene Dobkin de Rios: 45 Years with Shamans, Ayahuasqueros, and Ethnobotanists, Park Street Press, сс. 140–144.
  7. Дон Ильде – шаман-аяускеро, свекор Марлен Добкин де Риос, практику которого она изучала во время экспедиций в Перу и затем описала в своих публикациях.
  8. Janiger, O. and Dobkin de Rios, M. (1973), “Suggestive Hallucinogenic Properties of of Tabacco”, Medical Anthropology Newsletter, Vol. 4, No.4, сс. 6–11.
  9. Janiger, O. and Dobkin de Rios, M. (1976), “Nicotiana an Hallucinogen?”, Economic Botany, Vol. 30, No. 2, сс. 149–151.
  10. Dobkin de Rios, M. (1989), “Review: Johannes Wilbert. Tobacco and Shamanism in South America”, Medical Anthrpology Quaterly, Vol. 3, No.1, p. 7.
  11. Gehricke, J.-G., Loughlin, S. E., Whalen, C. K., Potkin, S. G., Fallon, J.H., Jamner, L. D., Belluzzi, J. D. and Leslie, F. M. (2007), “Smoking to Self-Medicate Attentional and Emotional Disfunctions”, Nicotine and Tobacco Research, Vol. 9, No. 4, сс. 523–536.
  12. Internalizing behavior – в психиатрии виды самодеструктивного поведения, такие как переедание или недоедание, употребление психоактивных веществ и др. Противопоставляется понятию внешне ориентированного деструктивного поведения (externalized behaviors).
  13. Imaging techniques – технологии, используемые в медицинских исследованиях для наглядного представления физиологических процессов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *