Программа курса «Медицинская антропология» социально-гуманитарного факультета Саратовского государственного технического университета

© 2013 Д.В. Михель

МАиБ 2013 – № 1 (5)


Ключевые слова: медицинская антропология, образование, здравоохранение

Аннотация: Данный материал представляет собой программу авторского курса профессора Дмитрия Викторовича Михеля для студентов кафедры социологии, социальной антропологии и социальной работы (специальности/направления: социальная антропология; социальная работа) социально-гуманитарного факультета Саратовского государственного технического университета, планируемую к реализации в феврале-июне 2014 года.


Введение

Курс представляет собой обзор основных проблем современной медицинской антропологии, с учетом различных теоретических направлений, сложившихся в рамках данной дисциплины.

В рамках курса студенты должны приобрести понимание того, какое место медицинская антропология занимает в пространстве социально-гуманитарного знания, каковы ее методы и подходы, а также какие полезные данные она может предоставить при обсуждении вопросов, касающихся различных аспектов оказания помощи и охраны здоровья.

Студентам предлагается развить в себе способность рассматривать здоровье и здравоохранение как феномены, интегрированные в конкретную культурную систему.

Кроме того, они должны научиться анализировать социальные, экономические, экологические и иные факторы нездоровья и неблагополучия, предлагая пути и способы достижения максимально возможного здоровья и благополучия для различных социальных и культурных групп населения.

Структура курса и требования

Курс включает в себя тематически взаимодополняющие друг друга лекции и практические занятия, в ходе которых студентам предстоит самостоятельно освоить корпус обязательных для прочтения текстов, а также дополнительную литературу. Каждую неделю студенты должны готовиться к дискуссиям по темам практических занятий, используя тексты, которые все доступны в электронном виде. Студенты могут делать выписки из предлагаемых текстов, готовить на них рецензии, делать переводы или аннотированные переводы текстов на иностранных языках.

По итогам семестра каждый студент должен иметь не менее 30 страниц подготовленных им самостоятельно печатных материалов, которые необходимо будет представить преподавателю на зачетном занятии.

К каждому практическому занятию назначаются дискуссанты, которым будет необходимо подготовить краткий обзор прочитанной к занятию литературы. Эти студенты являются одновременно ответственными за подготовку обобщения по теме всего семинарского занятия, которое они должны сделать в устной форме. Роль дискуссантов также состоит в том, чтобы организовать дискуссию в группе, но не превращать ее в монолог. С этой целью дискуссанты могут ставить перед товарищами по группе дополнительные вопросы или предлагать к обсуждению примеры, связанные с тематикой занятий.

К каждой лекции студенты должны самостоятельно ознакомиться с текстами лекций, которые в электронном виде доступны через Информационно-образовательную среду университета. На лекционных занятиях содержание лекций излагается преподавателем, но не обязательно полностью. Акцент может делаться лишь на пояснении особо важных моментов, при этом студентам необходимо быть готовыми ответить на вопросы преподавателя, позволяющие выяснить степень их знакомства с материалом и его понимание.

Курс сопровождается короткими видеоматериалами, которые доступны через Информационно-образовательную среду университета. В тех случаях, когда эти материалы не привлекаются в качестве иллюстраций на лекционных занятиях, студентам необходимо самостоятельно просматривать их, что позволит им составить дополнительное представление по обсуждаемым темам.

Отчетное занятие представляет собой индивидуальные собеседования преподавателя со студентами, в рамках которых проверяется наличие и содержание предоставляемых ими материалов (не менее 30 страниц), а также им могут быть заданы вопросы по всему курсу, с целью проверки степени усвоения полученных в ходе курса знаний.

Тематика лекций и семинарских занятий

Занятие 1

В ходе занятия перед студентами ставятся цели и задачи по всему курсу, формулируются требования, определяется система отчетности, характеризуются материалы для чтения и видеоматериалы, используемые в рамках курса.

Занятия 2–3

Медицинская антропология: история, предмет, основные направления

  • Краткая история медицинской антропологии;
  • Предметное поле медицинской антропологии;
  • Направления ее развития и сферы применения.

Медицинская антропология характеризуется как антропологическая дисциплина, нацеленная на изучение широкого круга проблем, соприкасающихся с областью биомедицинского знания и практики.

Медико-антропологическое знание ориентировано на не-биомедицинское прочтение проблем здоровья и здравоохранения посредством выявления их социокультурных и биокультурных измерений. Излагается история развития дисциплины и основные подходы, которые сложились в ней к настоящему времени: (1) этнокультурный (этномедицинский), (2) биокультурный (эколого-эволюционный), (3) политэкономический (критический). Обсуждается вопрос о значении медико-антропологического знания для медиков, исследователей-гуманитариев и широкой общественности.

Вопросы для обсуждения:

Каковы исторические причины профессионального сближения биомедицинского сообщества и ученых-гуманитариев?

В чем заключается вклад социокультурной и биологической антропологии в развитие медико-антропологического знания?

Что представляет собой предметное поле медицинской антропологии?

В чем заключается специфика этнокультурного направления в рамках медицинской антропологии?

В чем состоит ценность биокультурного направления рассматриваемой дисциплины?

В чем суть политэкономического подхода в медицинской антропологии?

Литература для чтения

Основная

Михель Д.В. История социальной антропологии (Медицинская антропология): Учебное пособие. Саратов: Научная книга, 2010. С. 7–24.

Харитонова В.И. Медицинская антропология на Западе и в России // Этнографическое обозрение. 2011. №3. С. 3–10.

McElroy A. Medical Anthropology // Levinson D., Ember M. (eds.) Encyclopedia of Cultural Anthropology. New York: Henry Holt, 1996. – 10 p.

Дополнительная

Михель Д.В. Социальная антропология медицинских систем: медицинская антропология: учебное пособие. Саратов: Научная книга (Новый проект), 2010. С. 4–23.

Ожиганова А.А. Антропология и медицина: перспективы взаимодействия (дискуссия 1980-х – 2000-х годов) // Этнографическое обозрение. 2011. №3. С.10–21.

Занятия 4-5

Антропология общественного здоровья

(1) Антропологическое осмысление общественного здоровья;

(2) Программы здравоохранения в фокусе антропологии;

(3) Инфекционные болезни в антропологической перспективе;

(4) Антропология ВИЧ/СПИД.

Теория здравоохранения все чаще использует объяснения, предлагаемые медицинской антропологией. В антропологической перспективе общественное здоровье выступает особым аспектом культурных, экологических и экономических систем, характеризующим их устойчивое развитие. Современная практика здравоохранения показывает, что программы вмешательства в общественное здоровье нередко осуществляются по «вертикальному принципу», без учета «горизонтальных» (местных) культурных процессов. Антропология заинтересована в том, чтобы сделать их более эффективными. Существует необходимость изучения деятельности санитарно-медицинских служб в их взаимодействии с местными сообществами, а также анализа экологических, экономических и культурных факторов общественного здоровья и различных препятствий для его обеспечения. Большой интерес вызывает совместная работа антропологов и эпидемиологов в сфере исследования инфекционных заболеваний, в особенности главных болезней-убийц, таких как малярия, туберкулез и ВИЧ/СПИД.

Вопросы для обсуждения:

В чем ценность антропологической перспективы для осмысления проблем общественного здоровья?

Каким образом на состояние здоровья конкретного общества или сообщества влияют экологические, социальные, экономические и политические факторы?

Почему программы санитарно-медицинской помощи населению могут оказываться недостаточно эффективными?

В какой мере местные культурные нормы, ценности и обычаи могут выступать факторами распространения инфекционных заболеваний, а в какой способствовать их предупреждению?

Как антропологические знания могут способствовать лучшему пониманию путей распространения ВИЧ-инфекции и способов ее профилактики?

Литература для чтения

Основная

Михель Д.В. Социальная антропология здоровья и репродукции (Медицинская антропология): Учебное пособие. Саратов: Новый проект, 2010. С. 4–33.

Carey J.W., etc. HIV/AIDS Research and Prevention // Ember C.R., Ember M. (eds.) Encyclopedia of Medical Anthropology: Health and Illness in the World’ Cultures. Vol.1. New York: Kluwer Academic, 2004. P. 462–478.

Farmer P. Social Inequalities and Emerging Infectious Diseases // Emerging Infectious Diseases. 1996. Vol.2 (4). P. 259–269.

Дополнительная

Доклад о глобальной борьбе с туберкулезом, 2013 г. Женева: ВОЗ, 2013.

Доклад ЮНЭЙДС о глобальной эпидемии СПИДа. 2012. ЮНЭЙДС/ВОЗ, 2012.

Занятия 6-7 

Клинически прикладная антропология

(1) Антропологическое осмысление клинической медицинской практики;

(2) Отношения пациента и врача как предмет антропологии;

(3)Дихотомия «заболевание» и «болезнь» в антропологической перспективе;

(4) «Лечение» и «исцеление» в фокусе антропологии.

Опыт модернизации системы здравоохранения в развитых странах в условиях глобализации показывает, что медицинская помощь в клиниках, как и рутинная работа врача общей практики, становится более успешной за счет привлечения пациентов к управлению процессами оказания помощи, а также формирования культурной компетентности у врачей и медицинского персонала. Движение в этом направлении предполагает развитие клинически прикладной антропологии. Применение антропологических знаний в условиях клинической медицинской работы способствует лучшему сотрудничеству врача и пациента, а также повышает эффективность терапевтических действий и качество медицинского обслуживания пациентов, имеющих особые культурные потребности.

Вопросы для обсуждения:

Каковы социально-исторические предпосылки возникновения клинически прикладной антропологии?

Что такое культурная компетентность, и какое значение она имеет в общей медицинской практике и клинической медицинской работе?

В чем состоят основные задачи клинически прикладной антропологии?

Какой смысл антропологи вкладывают в термины «заболевание» и «болезнь», «лечение» и «исцеление»?

Каким образом коммуникация по поводу лечения способна улучшать процесс лечения?

Литература для чтения

Основная

Здравомыслова Е., Белозерова Ю. Детский лейкоз как социальный диагноз // Гендерное устройство: социальные институты и практики. Сборник статей / под ред. Ж. Черновой. СПб.: Европейский университет, 2005. С. 71–99.

Helman C.C. Disease versus Illness in General Practice // Journal of the Royal College of General Practitioners. 1981. Vol.31 (230). P. 548–552.

Loewe R. Illness Narrative // Ember C.R., Ember M. (eds.) Encyclopedia of Medical Anthropology: Health and Illness in the World’ Cultures. Vol.1. New York: Kluwer Academic, 2004. P. 43–49.

Дополнительная

Больницы и здоровье для всех. Доклад комитета экспертов ВОЗ по роли больниц на первом лечебно-консультативном уровне. Женева: ВОЗ, 1988.

Всемирный альянс за безопасность пациентов. Программа перспективного развития. Женева: ВОЗ, 2005.

Занятия 8-9

Антропология народной / неконвенциональной медицины

(1) Антропологическое осмысление народной / неконвенциональной медицины;

(2) Медицинские системы в контексте культуры;

(3) Альтернативные медицинские системы (шаманизм);

(4) Комплементарные медицинские системы (гуморальная медицина).

Современные тенденции развития здравоохранения и культурные потребности населения обусловливают внимание общественности к опыту народной / неконвенциональной медицины. Антропологические исследования медицинского плюрализма открывают все новые возможности в понимании причин эффективности различных форм неконвенциональной медицины. Сочетание этнокультурных, биокультурных и политэкономических подходов в изучении «этномедицинских» знаний и практик дает более объективную картину альтернативных и комплементарных систем врачевания. Особый интерес представляют системы, обладающие опытом противодействия хроническим заболеваниям.

Вопросы для обсуждения:

В чем заключаются причины современного поворота медицинских специалистов и значительной части общественности к традициям народной / неконвенциональной медицины?

Какие традиции врачевания принято относить к альтернативным медицинским системам и почему?

Какие формы «этномедицины» относят к комплементарным медицинским системам?

В чем причины того, что некоторые формы неконвенциональной медицины успешно справляются с хроническими заболеваниями?

Каковы причины востребованности шаманизма как медицинской системы?

В чем состоят сильные стороны гуморальной медицины?

Литература для чтения

Основная

Михель Д.В. Социальная антропология медицинских систем: медицинская антропология. Саратов: Новый проект, 2010. С. 24–33, 38–44.

Ярская-Смирнова Е.Р., Григорьева О.А. «Мы – часть природы…» Социальная идентификация народных целителей // Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. Т.9. №1. С.151–170.

Winkelman M. Shamanism // Ember C.R., Ember M. (eds.) Encyclopedia of Medical Anthropology: Health and Illness in the World’ Cultures. Vol.1. New York: Kluwer Academic, 2004. P.145–156.

Дополнительная

Кремер Ю.В. Шаманское целительство, психотерапия и признание целительских методик, распространенных среди коренных народов // Этнографическое обозрение. 2011. №3. С. 40–52.

Стратегия ВОЗ в области народной медицины 2002–2005 гг. Женева: ВОЗ, 2001.

Занятия 10-11

Антропология биомедицины 

(1) Биомедицина как культурная система;

(2) Плюрализм биомедицинских систем;

(3) Биомедицинские технологии в антропологической перспективе;

(4) Биомедицина и политическая экономия здоровья.

Сравнительно поздний поворот антропологов к изучению биомедицины связан с ее уникальным местом в культурном развитии человечества. Понимание биомедицины как особой культурной системы способствует раскрытию ее собственной философии, мифологии, ценностей и ритуалов. Как элемент западной культуры биомедицина в различных странах демонстрирует склонность к индигенизации (= включает в себя местные культурные элементы). В биокультурной перспективе биомедицина выступает как наиболее радикальное средство вмешательства в естественный порядок телесной жизни. Распространение биомедицинских технологий, в том числе современных фармацевтических препаратов, оказывает противоречивое воздействие на культуру, экономику и состояние здоровья в глобальном масштабе.

Вопросы для обсуждения:

Попробуйте обосновать значимость антропологического знания для понимания процессов, характеризующих развитие биомедицины?

В каком смысле биомедицина является «еще одной этномедициной»?

Каковы философские представления, лежащие в основе биомедицинских знаний?

В чем состоят сильные и слабые стороны присущего биомедицине технократического подхода к лечению?

В какой степени правомерны выводы о том, что развитие биомедицины сопровождается воспроизводством социального неравенства?

Литература для чтения

Основная

Михель Д.В. Социальная антропология медицинских систем: медицинская антропология. Саратов: Новый проект, 2010. С. 45–77.

Gaines A.D., Davis-Floyd R. Biomedicine // Ember C.R., Ember M. (eds.) Encyclopedia of Medical Anthropology: Health and Illness in the World’ Cultures. Vol.1. New York: Kluwer Academic, 2004. P. 95–109.

Lock M. Biomedical Technologies: Anthropological Approaches // Ember C., Ember M. (eds.) Encyclopedia of Medical Anthropology: Health and Illness in the World’s Cultures. Vol.1. New York: Kluwer Academic, 2004. P. 86–95.

Дополнительная

Растущая угроза со стороны поддельных лекарств // Бюллетень ВОЗ. 2010. №4 (88). См.: http://www.who.int/bulletin/volumes/88/4/10-020410/ru/index.html

Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции. М.: АСТ, 2004. С. 65–86.

Занятия 12–13

Антропология репродукции и репродуктивного здоровья

(1) Родовспоможение как предмет медицинской антропологии;

(2) Контроль рождаемости в антропологической перспективе;

(3) Антропологическое осмысление репродуктивного здоровья;

(4) Вспомогательные репродуктивные технологии в фокусе антропологии.

Прогресс биомедицины привел к снижению уровня младенческой и материнской смертности, но вызвал к жизни дискуссии о растущей технократизации и дегуманизации практик родовспоможения.

Антропологическое осмысление различных культурных моделей родовспоможения позволяет общественности расширить круг аргументов в дискуссиях о том, каким образом должна осуществляться медицинская помощь при беременности и родах. Антропология позволяет также понять причины успехов и неудач программ контроля рождаемости в различных культурах. Медикализация женского здоровья и здоровья репродуктивного не отменяет необходимости понимания этих феноменов в биокультурной и социокультурной перспективе. Использование вспомогательных репродуктивных технологий в преодолении бесплодия обнажает сложные культурные противоречия, сопровождающие этот способ медицинского вмешательства в человеческую природу.

Вопросы для обсуждения:

В чем заключается критика современных медикализированных систем родовспоможения со стороны антропологии?

В чем, по мнению антропологов, может состоять положительный опыт более традиционных систем оказания помощи при родах?

Как традиционные практики повышения и ограничения рождаемости соотносятся с современными программами контроля рождаемости?

Какие важные знания может предложить антропология для лучшего понимания феномена репродуктивного здоровья?

Существуют ли культурные факторы, препятствующие использованию ВРТ-технологий, и в чем заключаются социальные, моральные и правовые последствия их использования?

Литература для чтения 

Основная

Михель Д.В. Социальная антропология здоровья и репродукции (Медицинская антропология): Учебное пособие. Саратов: Новый проект, 2010. С. 44–91.

Sargent C. Birth // Ember C.R., Ember M. (eds.) Encyclopedia of Medical Anthropology: Health and Illness in the World’ Cultures. Vol.1. New York: Kluwer Academic, 2004. P. 224–230.

Whittaker A. Reproductive Health // Ember C.R., Ember M. (eds.) Encyclopedia of Medical Anthropology: Health and Illness in the World’ Cultures. Vol.1. New York: Kluwer Academic, 2004. P. 280–291.

Дополнительная

Российские инновации в области оказания преконцепционной помощи и помощи при бесплодии. Концептуальная записка. Женева: ВОЗ, 2010.

Стратегия в области репродуктивного здоровья. Женева: ВОЗ, 2004.

Занятия 14–15

Питание и здоровье в фокусе медицинской антропологии

(1) Пища и диетические практики в контексте культуры;

(2) Недоедание и плохое питание в фокусе антропологии;

(3) Грудное вскармливание в антропологической перспективе;

(4) Глобализация, изменения в питании и здоровье.

Биомедицина фиксирует внимание на объективной связи между характером питания и состоянием здоровья. Антропологическая перспектива раскрывает тот факт, что всякая пища характеризуется не только ее питательной ценностью, но и культурно-символическим смыслом. Культурные модели питания и диетические традиции выступают факторами как хорошего, так и плохого здоровья. Питание детей и в особенности практики грудного вскармливания являются важным предметом изучения в виду их значимости для младенческого и детского здоровья. В условиях глобализации и исчезновения локальных моделей питания наблюдается устойчивый рост числа хронических заболеваний, обусловленных недоеданием и плохим питанием. Антропологи все чаще фокусируют внимание на причинах эпидемии плохого питания и особенностях ее проявления в развитых и развивающихся странах.

Вопросы для обсуждения:

Чем обусловлена устойчивость традиционных диетических практик и моделей питания?

Как соотносятся между собой питательная ценность пищи и ее культурно-символический смысл?

В чем заключаются позитивные и негативные последствия перехода от одной модели питания к другой?

Как влияет традиция длительного грудного вскармливания на состояние здоровья ребенка?

Какие экологические и экономические факторы влияют на распространение современной глобальной эпидемии плохого питания?

Литература для чтения

Основная

Михель Д.В. Социальная антропология здоровья и репродукции (Медицинская антропология): Учебное пособие. Саратов: Новый проект, 2010. С. 33–43.

Lieberman L.S. Diabetes Mellitus and Medical Anthropology // Ember C.R., Ember M. (eds.) Encyclopedia of Medical Anthropology: Health and Illness in the World’ Cultures. Vol.1. New York: Kluwer Academic, 2004. P. 335–352.

Roos G. Nutrition and Health // Ember C.R., Ember M. (eds.) Encyclopedia of Medical Anthropology: Health and Illness in the World’ Cultures. Vol.1. New York: Kluwer Academic, 2004. P. 178–184.

Дополнительная

Рацион, питание и предупреждение хронических заболеваний. Доклад исследовательской группы ВОЗ. Женева: ВОЗ, 1993.

Глобальная стратегия по кормлению детей грудного и раннего возраста. Женева: ВОЗ, 2003.

Занятия 16–17

Антропология психического здоровья

(1) Антропологическое осмысление психического здоровья;

(2) Психические расстройства в кросс-культурной перспективе;

(3) Культурно-символическое врачевание психических расстройств;

(4) Становление культурно-чувствительной психиатрии.

Современные модели охраны психического здоровья возникли после второй мировой войны, но процесс их оптимизации продолжается до сих пор. Особую значимость для современной психиатрии имеют культурно-ориентированные подходы, традиционно ассоциируемые с антропологией.

В перспективе медицинской антропологии психическое здоровье выступает как феномен, обусловленный культурными, экологическими и экономическими факторами. Ускорение процессов глобализации ведет к появлению новых форм оказания психиатрической помощи, требующих все большей культурной компетентности специалистов. Поучительным и перспективным является опыт новой кросс-культурной психиатрии, исходящей из принципа культурного релятивизма.

Вопросы для обсуждения:

Чем обусловлена трансформация моделей оказания психиатрической помощи в послевоенный период?

По каким причинам профессиональные интересы психиатров и антропологов могут тесно сближаться?

В чем состоит специфика антропологической трактовки проблемы психического здоровья?

В каком смысле следует понимать тезис о том, что всякое психическое расстройство обусловлено культурой?

Каковы перспективы развития культурно-ориентированных направлений психиатрии в настоящее время?

Литература для чтения

Основная

Михель Д.В. Социальная антропология медицинских систем: медицинская антропология. Саратов: Новый проект, 2010. С. 33–38.

Cohen A. Mental Disorders // Ember C.R., Ember M. (eds.) Encyclopedia of Medical Anthropology: Health and Illness in the World’ Cultures. Vol.1. New York: Kluwer Academic, 2004. P. 486–492.

Litllewood R. Ethnopsychiatry // Barnard A., Spencer J. The Routledge Encyclopedia of Social and Cultural Anthropology. 2 ed. London: Routledge, 2010. P. 250–254.

Дополнительная

Европейская декларация по охране психического здоровья: Проблемы и пути их решения. Хельсинки: ВОЗ, 2005.

Охрана психического здоровья: проблемы и пути их решения. Отчет о Европейской конференции ВОЗ на уровне министров. Копенгаген: ВОЗ, 2006.

Занятия 18–19

Антропология аддиктивного поведения

(1) Антропологическое осмысление аддиктивного поведения;

(2) Алкоголизм в антропологической перспективе;

(3) Табакокурение в антропологической перспективе;

(4) Потребление наркотиков в фокусе антропологии.

Биомедицина активно подчеркивает тот факт, что потребление алкоголя, табака и наркотиков является основным фактором распространения хронических заболеваний и, как следствие, причиной смертности огромного числа людей в разных странах. При этом медицинского решения проблемы зависимости от психоактивных веществ, по-видимому, не существует, не смотря на имеющийся опыт ее медикализации. Медицинская антропология фиксирует внимание на социокультурных и социально-экономических аспектах аддиктивного поведения, анализирует программы помощи зависимым людям, причины их успехов и неудач. В этнокультурной перспективе рост алкоголизма, табакокурения и наркомании связывается с пролиферацией субкультур и стилей жизни, тогда как в политэкономической – акцент делается на факторах экономической эксплуатации, маргинализации, структурного насилия.

Вопросы для обсуждения:

В чем заключается биомедицинский и в чем социальный смысл проблемы аддиктивного поведения?

Почему меры биомедицинской (наркологической и иной) помощи оказываются недостаточными и малоэффективными в решении проблемы зависимости от психоактивных веществ?

Как могут соотноситься между собой представления о жизни и о здоровом образе жизни?

В какой мере производство алкоголя и табака связано с распространением алкоголизма и табакокурения?

В какой мере наркоманию можно рассматривать как реакцию на скрытое социальное насилие?

Какие идеи и действия могут способствовать построению более здорового мира?

Литература для чтения 

Основная

Bryan Page J. Drug Use // Ember C.R., Ember M. (eds.) Encyclopedia of Medical Anthropology: Health and Illness in the World’ Cultures. Vol.1. New York: Kluwer Academic, 2004. P. 374–382.

Heath D.B., Glasser I. Alcohol Use // Ember C.R., Ember M. (eds.) Encyclopedia of Medical Anthropology: Health and Illness in the World’ Cultures. Vol.1. New York: Kluwer Academic, 2004. P. 293–300.

Singer M. Tobacco Use in Medical Anthropological Perspective // Ember C.R., Ember M. (eds.) Encyclopedia of Medical Anthropology: Health and Illness in the World’ Cultures. Vol.1. New York: Kluwer Academic, 2004. P. 518–527.

Дополнительная

Доклад ВОЗ о глобальной табачной эпидемии, 2011 г. Предупреждение об опасностях табака. Женева: ВОЗ, 2011. С. 7–75.

Глобальная стратегия сокращения вредного употребления алкоголя. Женева: ВОЗ, 2010.

Занятие 20

Итоговое занятие. Подведение итогов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *