© 2016 Валентина Ивановна ХАРИТОНОВА
МАиБ 2016 — №1 (11)
Ключевые слова: медицинская антропология, биоэтика, межкультурные контакты, социальная помощь, языковые и культурные барьеры, психологическая помощь, этнопсихиатрия, неконвенциональная медицина, медицинские системы (практики, методы), аюрведа, гомеопатия, ВРТ, доказательная медицина
Аннотация: Представлена информация о работе десятой международной Школы медицинской антропологии и биоэтики, работавшей осенью 2015 года в Институте этнологии и антропологии РАН. Школа была организована и проведена российской Ассоциацией медицинских антропологов, центром медицинской антропологии ИЭА им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН совместно с факультетом клинической психологии МГМСУ им. А.И. Евдокимова. Направление работы школы было обусловлено контингентом слушателей, их потребностями в дополнительном образовании.
Десятая международная Школа медицинской антропологии и биоэтики, работавшая 12 и 13 ноября 2015 года, открылась, как обычно, приветствием руководителя школ д.и.н. Валентины Ивановны Харитоновой (президента Ассоциации медицинских антропологов), рассказавшей об особенностях Школ МАиБ и познакомившей собравшихся с историей Института этнологии и антропологии, где им предстояло провести два ближайших дня.
Учитывая контингент собравшихся слушателей (преимущественно студенты младших курсов), лекционная работа началась с ознакомительной темы: д.филос.н., проф. Дмитрий Викторович Михель (Саратов; вице-президент Ассоциации медицинских антропологов) прочитал им лекцию на тему «Медицинская антропология: что это?»
После знакомства с общими темами и проблемами, рассматриваемыми медицинскими антропологами, а также с историей медицинской антропологии на Западе и в России, студенты приступили к освоению важнейших направлений, входивших некогда в медицинскую этнографию и сохраняющихся в медицинской антропологии. Лекцию на тему «Медицинские системы, практики, методы в России в контексте исследований медицинской антропологии» прочитала им Валентина Ивановна Харитонова. Эта лекция позволила студентам представить общую схему неконвенциональной медицины в стране и понять особенности узаконивания различных её оставляющих в последние три десятилетия.
Иллюстрацией к предыдущей лекции, где объяснялась разница между народной медициной, традиционной медициной и традиционными медицинскими системами (ТМС), прозвучало выступление президента Аюрведической российско-индийской ассоциации «АРИА» Анны Хоакиновны Карильо-Аркас «Древняя и всегда современная традиционная медицинская система – “Айюрведа”», которое сопровождалось интересными иллюстративными видеоматериалами.
Во второй половине учебного дня лекционную эстафету приняли специалисты по биоэтике: первой прозвучала лекция члена-корреспондента РАН, д.филос.н. Бориса Григорьевича Юдина «Биоэтика: истоки, специфика, история». Лекции этого известнейшего ученого, одного из первых специалистов по биоэтике в нашей стране студенты всегда встречали с воодушевлением и неподдельным интересом. Очевидно, это было связано ещё и с тем, что курс биоэтики, который, в отличие от курсов медицинской антропологии и входящих в неё различных дисциплин по направлениям (они не представлены в медуниверситетах вовсе), читается, но в таком незначительном объеме, что многие темы, предлагаемые к обсуждению на школах, оказываются для них просто открытием.
Далее слушателям было предложено общение с представителем индийской медицинской антропологии: PhD-student Амитабха Саркар из Дели прочитал для них (онлайн) лекцию на тему, позволяющую познакомиться с одним из исследовательских подходов в этом научном направлении: «Корреляция между голодом и смертностью: социально-эпидемиологический подход». В финале занятия студенты смогли задать интересующие их вопросы (не только строго по теме лекции) представителю индийской науки.
Далее занятия сменили форму вебинара на семинарские – в зале прошел интересный интерактивный семинар «Профессии будущего: “медицинский антрополог”, “биоэтик”», сочетавший в себе общение с преподавателями и встречу с известным человеком, успешно реализовавшим свою идею помощи пожилым людям, находящимся в домах престарелых – Лизой Олескиной, создательницей фонда «Старость в радость». Семинар был посвящен проблеме формирования новых профессий, связанных с медицинской антропологией и биоэтикой, и реализацией психологических знаний в новых вспомогательных профессиях. Его непосредственными модераторами были Валентина Ивановна Харитонова и асп. ИЭА РАН Елена Константиновна Соколова (член АМА). Вопрос о том, что в нашей стране давно назрела необходимость узаконить профессии «медицинский антрополог» и «биоэтик», а также создать вспомогательную профессию «специалист / консультант в сфере культурно-этических компетенций» на базе магистратуры, организовав соответствующее обучение, давно назрел. Он и обсуждался со слушателями школы.
Общение с Елизаветой Александровной Олескиной стало для них живым примером того, как человек с активной жизненной позицией, без всякого специального образования в социальной или психологической области (Елизавета – филолог по основному образованию) смогла создать целое движение, охватившее страну, и приносить пользу большому количеству людей, к чему обычно стремятся те, кто выбрал для себя психологическое образование.
Следующий интерактивный семинар, продолжавший во многом предыдущий разговор, «Подготовка медицинских специалистов в России и Америке» проходил уже в варианте телемоста с Университетом Бостона – участники Школы МАиБ общались напрямую со студентами MCPHS University (ранее, с 1823 г.: Massachusetts College of Pharmacy and Health Sciences). Семинар модерировали в Москве В.И. Харитонова, в Бостоне – Мария Сергеевна Туторская и PhD Дьен Хо. Американские студенты рассказали о том, как они обучаются и получают профессиональные навыки и компетенции в областях медицинской антропологии и биоэтики в том числе, а российские – о специфике своего образования в сфере медицинской психологии. У студентов была возможность напрямую пообщаться и выяснить интересующие их вопросы. Несовпадения в специфике образования, в последующем профессиональном становлении и т.д. удивляли представителей обеих сторон.
В завершении этого дня наши слушали смогли посетить Этнографический музей ИЭА РАН, экскурсию в котором провела для них к.и.н., музеевед Христина Михайловна Турьинская, возглавляющая в Институте этнологии и антропологии Этнографический кабинет-музей им. Н.Н. Чебоксарова.
Второй день работы Школы МАиБ начался с телемоста, организованного Надежда Васильевна Черняк из Белвью (шт. Вашингтон, США), «Россия и США: региональные различия в биоэтике». Слушателям было полезно продолжить работу, выявляющую разницу в образовательной подготовке и профессиональной направленности в двух странах (накануне в аналогичном телемосте с Бостоном речь шла преимущественно о медицинской антропологии, здесь же общение было сфокусировано на биоэтике).
Об особенностях биоэтики в России говорил отчасти в своей лекции д.филос.н. Павел Дмитриевич Тищенко (Институт философии РАН), предложивший студентам лекцию на тему: «О границах человеческого в человеке (человек-машина, человек-животное)». Трансформации человека – не просто увлекательная тема для медицинского психолога, но и серьезная проблема, связанная с его непосредственной работой уже в ближайшем будущем. Всегда необычайно интересные лекции П.Д. Тищенко на сей раз не просто включили в активную работу слушателей школы, но заставили всерьез задуматься о сложнейших проблемах, встающих перед человечеством в целом.
Следующим лектором школы был наш коллега из Италии, Римского университета, который в данное время возглавляет Сеть медицинских антропологов Европы, являющуюся частью Европейской ассоциации социальных антропологов (EASA Medical Anthropology Network), – PhD Пино Скиррипа с лекцией, расширяющей познания медицинских психологов: «Жорж Деверо и этнопсихиатрия».
Далее слушатели вернулись к практической биоэтике. Лекцию на тему «Этические проблемы ВРТ» прочитала для них российско-польская специалист в области биоэтики Магдалена Кожевникова.
Приглашенный специалист, занимающийся проблемами психологии, директор «Института поведения» Антон Борисович Николаев предложил нашим слушателям лекцию «Неприятные переживания с позиции теории функциональной системы». Фактически, общение было очень грамотно и профессионально превращено в вариант интерактивного семинара с участием всей аудитории.
Далее студенты МГМСУ имели возможность познакомиться с представителем университета, в которым они обучаются, – заведующим кафедрой философии, биомедицинской этики и гуманитарных наук д.филос.н., проф. Вячеслав Иванович Моисеевым, предложившим им разговор на общую философскую тему: «Психология – наука о душе?» В.И. Моисеев – член Ассоциации медицинских антропологов и один из соорганизаторов этой школы, как и нескольких предыдущих.
И последней лекцией второго дня занятий была лекция к.м.н. Марк Васильевич Головизнина (члена АМА), преподающего также в МГМСУ, «Гомеопатия и доказательная медицина». Данное занятие было актуально для студентов не только в плане их знакомства с неконвенциональной медициной, занимающей очень важное, однако законодательно слабо прописанное, место в нашей стране. Учитывая неоднозначное отношение к гомеопатии со стороны различных медицинских работников и ученых, всё нарастающую дискуссию в мире о самой гомеопатии как методе и её возможностях, будущие медицинские психологи обязаны иметь представление о том, каким образом гомеопатия соотносится с доказательной медициной. Мнение врача-иммунолога и ученого, ведущего разноплановые исследования в области медицины и медицинской антропологии, было, очевидно, услышано студентами.
В финале работы Школы МАиБ преподаватели и слушатели подвели итоги их общения, постаравшись обсудить пути дальнейшего совершенствования работы школ. В общем и целом, студенты высказали своё удовлетворение получаемыми знаниями, организаций занятий. Особенно они были довольны возможностью познакомиться и пообщаться напрямую с учеными из разных стран мира, а иногда и преподавателями собственного университета, ведь далеко не все лекторы, участвующие в работе наших школ, обучают непосредственно тех, кто оказывается здесь их слушателями. Но главное знакомство – со студентами и аспирантами «с другого берега», прямые разговоры с которыми позволяют и тем, и другим лучше представить, как живут и учатся молодые люди в разных странах, к какой профессиональной деятельности готовятся наши клинические психологи и их сверстники на Западе.