© 2014 Валентина Ивановна ХАРИТОНОВА
МАиБ 2014 — №2 (8)
Ключевые слова: школа, медицинская антропология, антропология сознания, биоэтика, онлайн-лекции, интерактивный семинар, психология, базовые эмоции, травма, профилактика вич-инфекций, работа с пациентами иной культуры, традиционная культура, психоактивные вещества, НРД (новые религиозные движения), шаманское целительство
Аннотация: В публикации сообщается об особенностях работы очередной – восьмой – Школы медицинской антропологии и биоэтики, состоявшейся в Москве, в Институте этнологии и антропологии РАН. Её слушателями стали студенты младших курсов факультета медицинской психологии МГМСУ им. А.И. Евдокимова. Российскими лекторами были сотрудники ИЭА РАН (группа медицинской антропологии) и приглашенные специалисты из различных медицинских университетов города; зарубежные специалисты, работавшие, в основном, онлайн, – это антропологи и психологи из Кыргызстана, Польши, США (Университет Калифорнии – Беркли; Университет Кейс Вестерн Резерв – Кливленд).
Восьмая международная Школа медицинской антропологии и биоэтики была организована сотрудниками и аспирантами группы медицинской антропологии ИЭА РАН совместно с деканом и преподавателями факультета клинической психологии МГМСУ им. А.И. Евдокимова. Школа работала на протяжении двух полных дней (13 и 14 ноября) в зале заседаний ИЭА РАН. Работа велась в различных вариантах: студентам читались стационарные, а также онлайн лекции; с ними проводились практические занятия в варианте интерактивных семинаров. В плане знакомства с этнографической наукой для них была организована специальная экскурсия в этнографический музей института и кабинет-музей этно-археологии.
При подготовке Школ МАиБ всегда учитывается контингент студентов (факультет обучения и курс). Участниками 8-й школы были студенты младших курсов факультета клинической психологии. Для них эта школа была первой, ознакомительной. Поэтому изначально при открытии её д.и.н. В.И. Харитонова (зав. группой медицинской антропологии ИЭА РАН) рассказала им коротко об истории института, а также о создании в нем в 2005 году первой в России научно-исследовательской группы медицинской антропологии и особенностях ее работы, об истории самих международных школ медицинской антропологии и биоэтики.
Работа школы началась лекцией д.филос.н., проф. В.И. Моисеева – зав. каф. философии, биомедицинской этики и гуманитарных наук МГМСУ. Приглашение преподавателей из вуза, для студентов которого работает школа, обычная практика: как правило, приглашаются те педагоги, которые не читают лекций непосредственно на факультете клинической психологии – у студентов появляется возможность пообщаться с новыми для них интересными учеными из их университета. Врач, математик и философ, профессор В.И. Моисеев познакомил ребят с основами философской антропологии. Это было своеобразным введением в работу школу и новое для студентов научное направление.
Следующая лекция «Медицинская антропология, антропология сознания, биоэтика: истоки, специфика, исследовательское поле» читалась В.И. Харитоновой как ознакомительная с различными научными направлениями. Эта вводная лекция позволила студентам понять, чем именно они будут заниматься в ближайшие два дня, а также выяснить для себя, зачем психологу может пригодиться медицинская антропология, биоэтика, а также и другие смежные дисциплины.
Далее началась работа по конкретным темам, связанным с медицинской антропологией и биоэтикой. Так, студенты познакомились с новыми религиозными движения (естественно, и в самых общих чертах с религиоведением) – что важно для их профильного образования: в контексте проблем сохранения здоровья. Лекция на тему «Новые религиозные движения и здоровье: опасности, предубеждения, опыт практической психологической помощи» была прочитала к.и.н., н.с. группы медицинской антропологии А.А. Ожигановой.
Одной из ведущих тем на восьмой школе была тема вич-инфекций и работы с вич-инфицированными людьми. Этому были посвящены лекции с элементами диалогов и дискуссий магистра антропологии, аспирантки группы медицинской антропологии ИЭА РАН М.О. Орловой «Разработка модели профилактики ВИЧ среди потребителей психоактивных веществ» и доцента МГМСУ им. А.И. Евдокимова, к.м.н. Ю.Р. Булдаковой «ВИЧ-инфекция глазами врача первичного звена».
Эти лекционные темы и предложенные им материалы вызвали большой интерес студентов, о чем свидетельствовали многочисленные вопросы и дискуссии по запланированным и спонтанно возникавшим проблемам.
Особенно интересным материалом для многих будущих психологов оказалось шаманское целительство и проблемы, связанные с личностью шамана, чем студенты занимались на последнем в этот день занятии (изрядно затянувшемся по их желанию) – это был интерактивный семинар с демонстрацией видеофильмов (этнографические «полевые» видео-зарисовки о современном (нео)шаманизме и видео-записи лабораторно-полевых исследований ИСС у шаманов) «Шаманские целительские практики: культурный контекст и психофизиологические основы». Работала со студентами В.И. Харитонова.
Восьмая школа была организована таким образом, что в первый день со студентами общались исключительно российские преподаватели (сотрудники группы медицинской антропологии ИЭА РАН и преподаватели МГМСУ им. А.И. Евдокимова), а во второй день – наиболее сложный для обучения – в работу включились наши иностранные коллеги.
Продолжились занятия школы 14 ноября онлайн лекцией из Университета Калифорнии (Беркли, США) – одного из основных центров развития медицинской антропологии как научной и образовательной деятельности. Лекцию «Генеалогия травмы» предложил давно сотрудничающий с группой медицинской антропологии ИЭА РАН наш коллега PhD-кандидат Хашаяр Бейджи. Он работал с аудиторией на английском языке, но студентам потребовался переводчик, в роли которого выступила к.и.н., м.н.с. группы медицинской антропологии ИЭА РАН А.С. Курленкова. Дискуссия велась в двуязычном варианте: Х. Бейджи давно занимается исследованием проблем здоровья мигрантов, вел, в том числе, полевую работу в России; немного владея русским языком, он активно обсуждал проблемы здоровья азиатских мигрантов в России.
Вторым лектором этого дня была польско-российская исследовательница, специалист по проблемам биоэтики – к.филос.н. Магдалена Кожевникова. Её лекция с элементами интерактивного семинара «Развитие биотехнологий на примере возможностей создания гибридов и химер человека и животного» вызвала огромный интерес не только у студентов, но и у присутствовавших на школе преподавателей.
Далее студенты занимались с М.О. Орловой проблемами зависимостей: им был предложен специальный видеофильм и лекция с элементами дискуссии на тему «Неконвенциональная медицина в терапии химических зависимостей».
Тему работы с наркотической зависимостью продолжила – снова в дискуссионном варианте – А.С. Курленкова «Судьбы «транснациональных» потребителей наркотиков как отражение различных моделей управления зависимостью в Восточной Европе и Франции». Надо отметить, что лектор имеет «двойное» образование – помимо защиты кандидатской диссертации по истории медицинской антропологии и биоэтики в России, она получила магистерское образование по биоэтике в Университете Кейс Вестерн Резерв в Кливленде (США).
Ещё один интерактивный семинар на тему «Медицинские социальные сети: новые возможности для врача и психолога» провела преподаватель РНИМУ им. Н.И. Пирогова М.С. Туторская. Тема оказалась очень близка студентам, которые активно «живут» в сетях интернета, поэтому семинар получился также очень бурным и интересным.
Две завершающие лекции прошли в онлайн варианте. Одну «Патопластический эффект отношения к базовым эмоциям в традиционной культуре» прочла по скайпу из АУЦА – Американского университета Центральной Азии (Бишкек, Кыргыстан) – к.м.н., доц. Е.С. Молчанова. Эта сложная для студентов-психологов тема вызвала у них большой интерес (рабочим материалом была киргизская культура); вместе с преподавателем (кстати, работающим не только в Кыргызстане, но и в США) они долго и подробно разбирали материалы, представленные в презентации.
Завершался рабочий день лекцией из Университет Кейс Вестерн Резерв (Кливленд, США) «Лечение ХСУ/МЭ (хронического синдрома усталости / миалгического энцефаломиелита)», которую предложила вниманию студентов Ph.D. Эне Смаранда. Лекция сопровождалась красочной презентацией, что позволило студентам немного расслабиться в конце трудного для них рабочего дня.
Завершение работы 8-й международной школы МАиБ представляло собой традиционный обмен мнениями о полученных знаниях. Студенты благодарили преподавателей и с энтузиазмом готовы были участвовать в дальнейших школах такого типа.
Примечания:
В названии использовано наименование из адреса электронной почты студентов факультета клинической психологии МГМСУ им. А.И. Евдокимова.