ПРЕПОДАВАНИЕ ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ В АГИНСКОМ МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ И АГИНСКОЙ БУДДИЙСКОЙ АКАДЕМИИ

© 2022 Эржена Элбековна БАДМАЕВА

МАиБ – 2(24) 2022


DOI: https://doi.org/10.33876/2224-9680/2022-2-24/14

Ссылка при цитировании:

Бадмаева Э.Э. (2022) Преподавание тибетской медицины в Агинском медицинском колледже и Агинской буддийской академии, Медицинская антропология и биоэтика, № 2(24).


Эржена Элбековна Бадмаева –

кандидат медицинских наук,

преподаватель

Агинского медицинского колледжа

им. В.Л. Чимитдоржиева

(Россия: п. Агинское, Забайкальский край)

E-mail: badmaeva.e@inbox.ru


Ключевые слова: медицинское образование, тибетская медицина, буддизм, духовно-нравственные ценности, здоровый образ жизни, лекарственные растения

Аннотация: В настоящее время в России возрастает интерес к тибетской медицине. Эта древняя медицинская система возникла на стыке древнеиндийской и древнекитайской медицин. В основе тибетской медицины лежит буддийская философия. В Россию тибетская медицина проникла в XVII в. вместе с буддизмом из Монголии. До революции в этнической Бурятии насчитывалось несколько манба-дацанов (медицинских школ) и много лам-лекарей. В настоящее время идет возрождение традиций тибетской медицины. В Агинском Бурятском округе в 1993 г. была открыта Агинская Буддийская Академия с факультетом тибетской медицины. Для социальной защищенности выпускников Академии ректор Бабу Лама (В.Л. Чимитдоржиев) основал Агинский медицинский колледж. Студенты колледжа изучают тибетскую медицину в рамках ФГОС среднего медицинского образования. Основное направление тибетской медицины – это профилактика заболеваний и рекомендации по здоровому образу жизни, фитотерапия местными лекарственными растениями.


Сегодня в мире, включая Россию, наблюдается тенденция перехода традиционной медицины, в связи с востребованностью, от бытового (домашнего) использования опыта к массовому предложению услуг традиционной медицины. В этой связи большой интерес представляет изучение преподавания тибетской медицины в России, в частности в Забайкальском крае, гдетрадиции тибетской медицины имеют глубокие исторические корни. Так, до революции основными центрами тибетской медицины в России были Агинский и Цугольский дацаны на территории Забайкальского края. Здесь работали выдающиеся лекари Доржи-Жигмит Данжинов и Ринчен-Самбу Данжинов, Жимба-Жамсо Цыбенов (Асеева, Дашиев и др. 2008) Выпускниками школы эмчи-лам Агинского дацана являлись знаменитые лекари братья Бадмаевы. В XIX в. был создан уникальный рецептурник тибетской медицины – «Большой Жор Агинского дацана», который не потерял своей актуальности и в наши дни (Сумати Праджня 2008). В настоящее время преподавание тибетской медицины в Забайкальском крае осуществляется в духовном образовательном учреждении «Агинская Буддийская Академия» и государственном автономном профессиональном образовательном учреждении «Агинский медицинский колледж им. В.Л. Чимитдоржиева».

Тибетская медицина, будучи неотъемлемой частью буддийского учения, представляет собой уникальное наследие Востока. Опираясь на философскую и методологическую базу, отличную от европейской, она, тем не менее, демонстрирует прекрасные результаты диагностики и лечения больных. В последнее время тибетская медицина получила огромную популярность в европейских странах благодаря практическим результатам и успехам ее врачей. Поэтому большой интерес представляет изучение преподавания тибетской медицины в России, в частности в Агинской Буддийской Академии.

Агинская Буддийская Академия является уникальным образовательным учреждением, сочетающим многовековые традиции классического буддийского образования с применением современных педагогических и информационных технологий. Агинская Буддийская Академия была основана в 1993 г. Ее основателем, первым ректором являлся доктор буддийской философии Бабу Лама. Академия проводит обучение по направлению «Буддийские науки». Студенты после прохождения основного курса имеют право выбрать одну из специализаций: по философии, тибетской медицине и живописи. Академия имеет государственную лицензию на образовательную деятельность. После завершения обучения на спецкурсе «Эмчи: процедуры, фармакология тибетской медицины» выпускник получает специальность «Эксперт-консультант по тибетской медицине».

Агинская Буддийская Академия готовит специалистов по тибетской медицине, по своему уровню образования и духовного-нравственному развитию соответствующих высокому сану и в то же время отвечающих требованиям к выпускникам высших профессиональных образовательных учреждений. Для достижения данной цели в Академии разработан и апробируется инновационный образовательный проект, направленный на развитие и адаптацию буддийского образования к современным гуманитарным технологиям. Так, в учебный план Академии внесены дисциплины, направленные на освоение компетенций по специальностям светского профессионального образования: «Философия», «Психология и педагогика», «История Отечества», «История религий», «Иностранный язык» и «Риторика», «Концепция современного естествознания» и других.

На первом году обучения студенты изучают тибетский язык, который служит основой для понимания основополагающего трактата по тибетской медицине «Чжуд-ши». «Чжуд-ши» студенты Академии учат наизусть, на первом курсе – «Тантру основ» и структуру «Чжуд-ши», на втором курсе – «Тантру объяснений» и теорию тибетской медицины, на третьем – «Тантру объяснений», «Дополнительную тантру» и патологию тибетской медицины. Каждое лето студенты факультета медицины проходят учебно-полевую практику по сбору лекарственного сырья, знания, почерпнутые студентами во время полевой практики, помогают при составлении лекарственных сборов по рецептам тибетской медицины. Составлением лекарственных составов студенты факультета медицины занимаются во время спецкурса «Эмчи». Они используют информацию о лечебных свойствах растений, составляющих многокомпонентную лекарственную композицию, из источников: «Чжуд-ши», «Вайдурья онбо», «Кунпан-дудзи», «Жэдуй-ниннор» (Ендонов 2019).

Духовно-нравственное образование студентов Академии реализуется посредством преподавания таких дисциплин как: «Введение в вероучение буддизма», «История буддизма», «Теоретические основы буддийской теологии», «Ламрим и основы буддийской этики», «Буддийский канон» и др. Студенты Академии также изучают «Санскрит» и «Старомонгольскую письменность» и «Практический курс профессионально ориентированного перевода (тибетский язык)» – дисциплины, которые помогают студентам-медикам в освоении медицинских трактатов на тибетском и старомонгольском языках. Необходимо отметить важность последнего языка, поскольку приобщение бурят к тибетской медицине происходило через монгольскую традицию этой медицины, уже адаптированную к условиям жизни, близким к условиям жизни бурят. Источников и исследовательской литературы по тибетской медицине на старомонгольском языке существует огромное количество (Джецун Дракпа Гьялцен 2020).

Таким образом, в Агинской Буддийской Академии едва ли не главная роль отводится взращиванию духовно-нравственных качеств будущих экспертов-консультантов тибетской медицины.

История преподавания тибетской медицины в ГАПОУ «Агинский медицинский колледж» началась в 2003 г., когда Департаментом образования Агинского Бурятского автономного округа, совместно с Комитетом здравоохранения Читинской области, на базе Агинской Буддийской Академии был открыт Агинский филиал Читинского медицинского колледжа. В настоящее время – это ГАПОУ «Агинский медицинский колледж им. В.Л. Чимитдоржиева». Основатель колледжа и первый ректор Агинской Буддийской Академии, В.Л. Чимитдоржиев (Бабу Лама) считал, что интеграция отдельных сегментов восточной медицины в современную систему здравоохранения является перспективным направлением развития охраны здоровья. В данных условиях особый интерес приобретает проектирование интегративной модели среднего медицинского образования на базе колледжа (Чимитдоржиев и др. 2011)

В колледже реализуется инновационный образовательный проект по преподаванию основ тибетской медицины в рамках Федерального государственного образовательного стандарта среднего медицинского образования по специальностям «Лечебное дело» и «Сестринское дело». Приказом № 198 от 24 июня 2016 г. по Федеральному государственному автономному учреждению «Федеральный институт развития образования» Агинскому медицинскому колледжу им. В.Л. Чимитдоржиева присвоен статус экспериментальной площадки по теме «Разработка и апробация модели обучения комплементарной медицине в среднем профессиональном медицинском образовании». Преподавание основ тибетской медицины осуществляется в рамках вариативной части основной образовательной программы (ранее национально-региональный компонент). Дисциплина «Медицинские аспекты восточной философии» преподаются в цикле ОГСЭ. В рамках этого предмета студенты изучают этику, буддийскую философию и историю тибетской медицины. Изучение основ восточной медицины строится по принципам классической модели медицинского образования тибетской медицины на основе «Чжуд-ши» (Ютогба Йондан-гомбо младший (1112–1209). Данные дисциплины введены в программу профессиональных модулей. В программу профессионального модуля по основам профилактики введены часы на освоение профилактических мероприятий восточной медицины, изложенных в «Тантре основ»; в программу профессионального модуля по лечению заболеваний введен МДК по методам лечения восточной медицины, основанный на «Тантре наставлений»; в программу диагностического модуля введены учебные часы по вопросам диагностики заболеваний в восточной медицине («Тантра объяснений»). «Дополнительная тантра» содержит описание лечебных процедур. В рамках данного раздела «Чжуд-ши» наши студенты изучают различные виды массажа, фитотерапию и бальнеоводолечение. Всего на изучение дисциплин данного профиля отводится 16% учебного времени. Созданы интегрированные курсы по предметам: «Основы философии», «Основы реабилитации». Содержание рабочих программ дисциплин инвариативной части дополнено учебными элементами тибетской медицины.

Научно-исследовательская работа преподавателей и студентов направлена на практическую апробацию методов традиционной восточной медицины и курируется специалистами Читинской медицинской академии, Института общей и экспериментальной биологии СО РАН и Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. Производственную практику по восточной медицине студенты колледжа проходят совместно со студентами Агинской Буддийской Академии в национальном парке «Алханай» и курорте «Зымка». С целью практического обучения студентов достигнута договоренность о стажировке на базе больницы китайско-монгольской медицины г. Маньчжурия (КНР). Это современное многопрофильное лечебное учреждение, где в лечении используются методы традиционной медицины. Студенты на практике овладевают методами иглоукалывания, прижигания, кровопускания, массажа, фитотерапии и другими процедурами восточной медицины.

Большое внимание в колледже уделяется духовно-нравственному воспитанию будущих медицинских работников. Согласно буддийской культуре, человек должен развивать в себе шесть совершенств: щедрость, нравственность, терпение, усердие, медитацию и мудрость (Чимитдоржиев 2012). Эти качества мы стремимся воспитывать у наших студентов. У выпускников колледжа работодатели всегда отмечают гуманное отношение к больным, искренность и заботливость. Мы проводим опрос удовлетворенности пациентов качеством медицинских услуг, оказываемых нашими студентами на производственной практике и выпускниками после трудоустройства в медицинские организации. Все респонденты оценивают морально-этические качества студентов и выпускников колледжа как хорошие и отличные. За три года мониторинга не было жалоб на грубое обращение, невнимательность или некорректное поведение. Выпускники колледжа успешно применяют полученные знания в медицинских организациях первичной медико-санитарной помощи, а также в отделениях реабилитации, санаториях и профилакториях, лечебно-физкультурных центрах.

В тибетской медицине особо важное внимание уделяется профилактике болезней. Согласно философии буддизма, внутренний мир индивида и мировое бытие в единстве образуют сущность человека. Совершенствование физического и духовного здоровья и связанные с ним социальные, морально-нравственные и физические испытания направлены на восстановление гармонии внутреннего мира человека с внешним бытием (Дугаров 2021). Считается, что в основе болезней лежат вредоносные эмоции, так называемые эмоциональные клещи: страсть, ненависть и омрачение, происходящие от неведения. Они вызывают дисбаланс в системах Желчь, Слизь и Ветер. Находясь в спокойном, уравновешенном состоянии, они поддерживают и укрепляют организм, являются его опорой. В основе здоровья лежат три условия: правильное мышление, правильное поведение и правильное питание (Дашицыренэ 2018). Поэтому очень важно избегать причин, порождающих болезнь. Студенты и преподаватели колледжа совместно со студентами Агинской Буддийской Академии выступают с лекциями, мастер-классами, проводят Дни здоровья в селах, образовательных учреждениях, трудовых коллективах. В рамках проекта «Мудрость Востока на благо здоровья» выпускают буклеты, фильмы, сборники статей по популяризации знаний тибетской медицины по сохранению и укреплению здоровья.

Еще одно важное направление работы колледжа – совместно с Агинской Буддийской Академией, при участии сотрудников Института общей и экспериментальной биологии СО РАН создана коллекция лекарственных растений, применявшихся в практике тибетской медицины бурятских лам. В настоящее время в забайкальских степях проводится неконтролирумая заготовка ценных лекарственных растений, и некоторые их виды значительно сокращают свой ареал или уже находятся под угрозой исчезновения. Студентами Агинской Буддийской Академии и Агинского медицинского колледжа проводится практическая работа по сбору лекарственных растений и сырья для лекарств. Но из года в год лекарственных растений становится все меньше, поэтому было решено провести коллекционную работу по выращиванию некоторых лекарственных растений на территории колледжа и Академии. В настоящее время создан коллекционный участок, где высажены 19 видов лекарственных растений: шлемник байкальский, родиола розовая, молочай Палласа, вздутоплодник сибирский, софора уральская, пион белоцветковый, роза байкальская и т.д. Создаваемая коллекция служит для просветительской природоохранной работы. В то же время получаемые на коллекционных участках семена позволят сохранить генофонд и выращивать в Агинском Бурятском округе ценные лекарственные растения. В этом году фиточаи Агинского медицинского колледжа и Агинской Буддийской академии «Алтан Зула», составленные по рецептам тибетской медицины из выращенных на собственных плантациях лекарственных растений, стали победителями конкурса «Туристический сувенир» Дальневосточного Федерального округа.

Таким образом, анализ практики реализации интегративной модели среднего медицинского образования в Агинском медицинском колледже им. В.Л. Чимитдоржиева позволил выявить ряд тенденций, характеризующих инновационные процессы в данной системе. Во-первых, тенденцию равноправного сосуществования двух стратегий: локальной и тотальной. Тенденция вызвана и подкрепляется тем, что в образовательном учреждении реализуются самостоятельные уникальные, а где-то и специфичные образовательные проекты. Вместе с тем, все они взаимосвязаны общим смысловым концептом по формированию механизмов реализации интегративной модели среднего медицинского образования, обусловленные социально-экономическими особенностями территории. Во-вторых, тенденцию движения системы медицинского образования к ее открытости навстречу обществу, сокращения государственного присутствия и формирования рынка образовательных услуг, ориентацией на собственные интересы к учету образовательных потребностей и ожиданий различных социальных групп. Это определяет третью важнейшую тенденцию – интеграцию содержательных основ восточной и западной медицины, развитие разнообразных форм и методов среднего медицинского образования и соответствующее изменение масштабов разрабатываемых инноваций. Создается система образования, направленная на расширение академической подготовки медицинского персонала.

Источники

Чжуд-ши: канон тибетской медицины (2001), пер. с тибет., предисл., примеч., указатели Д.Б. Дашиева, М.: Восточная литература.

Джецун Дракпа Гьялцен (1147–1216) (2020) «Ханская сокровищница» – о способах лечения (Гьялпо-Кордзо), Улан-Удэ: Ново-принт.

Сумати Праджня (2008) Кунпан-дудзи. Полезный для всех экстракт амриты. Большой рецептурный справочник Агинского дацана, пер. с тибет., предисл., примеч., указ. Д.Б. Дашиева; Российская акад. Наук, Сибирское отд-ние, Ин-т общ. и эксперим. биологии, Бурятский гос. ун-т, М.: Восточная литература.

Библиография

Дашицыренэ Ж. (2018) Очерки из истории народной медицины монголоязычных народов,Агинское.

Дугаров Ч. (2021) О философии восточной и европейской медицины, 100 лет на страже здоровья. Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 100-летию Агинской окружной больницы, Агинское, с. 165–170.

Ендонов Д. (2019) Практические заметки бурятского эмчи-ламы по тибетской медицине, Улан-Удэ.

Тибетская медицина у бурят [монография] (2008), авт.: Асеева Т.А. [и др.]; Российская акад. наук, Сибирское отд-ние, Ин-т общ. и эксперимент. биологии, ФГОУ ВПО Восточно-Сибирская гос. акад. культуры и искусств; отв. ред. О.Д. Цыренжапова, Новосибирск: Изд-во Сибирского отд-ния Росс. акад. наук.

Чимитдоржиев В.Л. (2012) Основы буддийской культуры: учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение.

Чимитдоржиев В.Л., Аустермонас Д.Н., Бадмаева Э.Э. (2011) Профилактические основы тибетской медицины, Мир буддийской культуры, Чита, с. 127–129.

References

Chimitdorhiev V.L. (2012) Osnovy buddiiskoi kultury: uchebnik obsheobrazovatelnyh uchuchrezdenii [Fundamentals of Buddhist Culture: A Textbook for Educational Institutions], M.: Prosveshhenie.

Chimitdorhiev V.L., Austermonas D.N., Badmaeva E.E. (2011) Profilakticheskie osnovy tibetskoi mediciny [Preventive Foundations of Tibetan Medicine], Mir buddiiskoi kultyry [World of Buddhist Culture], Chita, p. 127–129.

Dashitsyrenov Zh. (2018) Ocherki iz istorii narodnoi mediciny mongoloyazychnyh narodov [Essays on the history of folk medicine of the Mongolian-speaking peoples], Aginskoye.

Dugarov Ch. (2021) O philososphii vostochnoi I evropeiskoi mediciny [On the philosophy of Eastern and European medicine], 100 let na strazhe zdorovya. Materialy mehregionalnoi nauchno-practicheskoi konferencii, posvyashennoi 100-letiyu Aginskoi okruzhnoi bolnicy [100 years of health care. Materials of the interregional scientific-practical conference dedicated to the 100th anniversary of the Aginsky district hospital], Aginskoye, p. 165–170.

Endonov D. (2019) Prakticheskie zametki burjatskogo jemchi-lamy potibetskoj medicine [Practical notes of the Buryat Emchi Lama on Tibetan medicine], Ulan-Udje.

Tibetskaja medicina u burjat [monografija] (2008), avt.: Aseeva T.A. [i dr.]; Rossijskaja akad. nauk, Sibirskoe otd-nie, In-t obshh. i jeksperiment. biologii, FGOU VPO Vostochno-Sibirskaja gos. akad. kul’tury i iskusstv; otv. red. O.D. Cyrenzhapova, [Tibetan medicine among the Buryats [monograph]], Novosibirsk: Izd-vo Sibirskogo otd-nija Ross. akad. nauk.