ШАМАНСКОЕ ЦЕЛИТЕЛЬСТВО И СОВРЕМЕННЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ШАМАНСКИХ ПРАКТИК У НЕНЦЕВ

© 2018 Елена Тимофеевна ПУШКАРЕВА

МАиБ 2018 — №2 (16)


Фото О.Г. Лобызовой (г. Салехард)

Ключевые слова: ненцы, Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, шаманизм, шаман, целительство, трансформации шаманских практик, бубен, шаманские песнопения, киноискусство

Аннотация: В статье представлены материалы (персоналии) о современных ненецких шаманах, осуществляющих жреческие ритуалы, а также о лицах, использующих знания о шаманских практиках и тексты этих практик в сфере искусства исцеления; представлены биографические описания потомков шаманов, наследовавших шаманизм. Представлен человек, выбравший шаманизм как профессию – это новое явление в ненецкой духовной культуре. Другие используют шаманское наследие наряду с основной профессией. Автор приходит к заключению, что шаманские практики ненцев в последние десятилетия дают ростки несмотря на многолетние гонения, забвения и некоторый скепсис местных сообществ в связи с отсутствием прохождения современными шаманами школы шаманского наставничества.


Введение

События последних почти сорока лет: перестройка в СССР, начатая КПСС в 1985 году, падение Берлинской стены 9 ноября 1989 года, окончательный распад Советского Союза 26 декабря 1991 года, ознаменовавшиеся открытием границ в нашей стране во всех смыслах, способствовало раскрепощению личной и общественной жизни граждан и ненецкого народа в целом. В статье речь пойдет о шаманском целительстве в его разных проявлениях в сегодняшней жизни ненцев.

Прежде всего, болезненный вопрос: как стать шаманом? Из этнографических источников известно, что шаманами становятся наследственно, по зову духов, и наконец, как подчеркивал М. Элиаде, по своей воле или воле рода (Элиаде 2000).  Те примеры, на которых я остановлюсь, скорей всего, относятся к третьему типу. Они стали весьма актуальны в связи с утратой школы ученичества шамана, что произошло во многом в результате эффективной советской атеистической пропаганды и активных действенных мер в виде физического или нравственно-психического уничтожения шаманов (см.: Харитонова 2010).

Современные ненецкие шаманы, осуществляющие жреческие ритуалы

«Шаман Коля»– Николай Александрович Талеев

О Коле-шамане я впервые услышала в 2000-ые годы в Подмосковье от практически незнакомого мне человека, который обратил внимание на мою национальность (я ненка). Он рассказал мне о том, что он исцеляет тяжело больных людей в Московском регионе – именно его называли Коля-шаман. Когда же я начала расспрашивать о нем своих друзей из Ненецкого автономного округа, то практически все с усмешкой говорили мне, что Коля – самозванец и что он стал шаманом, благодаря его менеджеру (имя рек). С тех пор я не очень пристально, но слежу за его деятельностью. Как-то я обнаружила, что Коля-шаман уже удостоился отдельной статьи в Википедии (Шаман Коля б/г).

Пень здоровья Николая Александровича;
Заводоуковск
(фото: Шаман Коля, Википедия).

Итак, Николай Александрович Талеев родился 1 апреля 1969 года в поселке Нельмин Нос Ненецкого автономного округа в семье рабочих. Рос в детском доме, учился в Ненецкой школе-интернате, Ненецком аграрно-экономическом техникуме по специальности ветеринар. Служил в Советской армии на Дальнем Востоке. Работал на рыбокомбинате, опытной сельскохозяйственной станции, был членом семейно-родовой общины «Вы». По причине, как я предполагаю, неверия в его шаманские силы земляками он подался в другие края. В 2000-ые годы занимался целительской практикой в Подмосковье. Википедия называет его потомственным белым шаманом, прославившимся своими прорицательскими и целительскими способностями. Всероссийскую известность он приобрел благодаря телепередаче «Прямой эфир» с М. Зеленским 11 октября 2011 года.

3 марта 2015 года Николай был приглашен депутатом Игорем Коровиным в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, где посетил зал заседаний. Проходя мимо кресла депутата Виталия Милонова, он сказал, что хозяин кресла ревнив;тогда Милонов устроил скандал: почему в дни Великого поста шаман провел свои «бесовские действия». В конце концов скандал был исчерпан. Между прочим, Николай Александрович занимается общественной деятельностью. 10 апреля 2015 года, например, на острове Вайгач он совершил ритуал «захоронения зла», собранного в разных странах и городах мира.

28 апреля 2015 года в составе делегации Ненецкого автономного округа (земляки, видимо, наконец-то, признали его дар) шаман посетил Совет Федерации ФС России, где беседовал с Валентиной Ивановной Матвиенко. Но самое знаменательное для ненецкого народа, что Талеев Н.А. был в течение 2015 года официальным хранителем «Трубки мира», врученным ему международным шаманским съездом в Норвегии. В настоящее время он живет в городе Заводоуковске и занимается целительской деятельностью. Можно это считать некой закономерностью, происходящей с новыми шаманами современности, можно и объяснять чудесами, которые случаются, либо – силой шамана. Сам Николай Александрович подчеркивает: «Сила наша – в том, что мы можем проходить через время. Отсюда и все эти чудеса».

Алексей Папулевич Окотэтто

22 декабря 2016 года в день зимнего солнцестояния состоялось знаковое событие (Харючи 2018). В городе Салехарде на Ангальском мысу, который многие столетия является священным местом аборигенных народов, провел камлание Окотэтто Алексей Папулевич из поселка Сюнай-Сале Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа. Ему ассистировал его помощник. Перед камланием на священном месте были пожертвованы семь оленей в одной связке. Камлание было проведено в честь освящения Ангальского Мыса как священного места и как моление о здоровье присутствующих и их семей. Камлание длилось с 6 часов вечера до утра. Как рассказал очевидец, шаман в своем виртуальном «путешествии» обошел все ненецкие земли. Необычным в этом камлании было то, что сам сеанс был объявлен «только для мужчин», т.е. он был особенно сакральным, на нем не могли присутствовать женщины. Ни по этнографическим источникам о культуре ненцев, ни по бытовым рассказам очевидцев мне такое требование не известно. Однако у других народов, например, у хакасов, камлания на родовых горах сопровождались именно таким требованием в силу особого сакрального статуса таких мест. Известны и иные ритуалы, где такое требование оказывалось актуальным (например, из устного сообщения Н.Л. Жуковской я знаю, что у одной из бурятских женщин-шаманок были серьезные проблемы с местным населением после ее камлания на священном месте, куда не могли заходить женщины).Между прочим, на характеризуемое действо удалось прорваться одной женщине – она поддерживала огонь, который обязательно должен гореть на протяжении всего ритуала. Еще одной особенностью это значимого события было то, что на нем присутствовали высокие должностные лица округа.

Кто же такой Алексей? Как пишут окружные источники (Подведены итоги конкурса… 2017), он родился в 1953 году в семье традиционного шамана, от которого перенял сказки, шаманские песнопения, старинные предания. Прожил обычную трудовую жизнь. До выхода на пенсию работал на Новопортовском рыбозаводе. Сейчас Алексей Папулевич регулярно выступает в своем родном селе на различных праздниках как исполнитель традиционного фольклора не только перед старшим поколением односельчан, но и перед школьниками.В его репертуаре – хынабцы, ярабцыи самбдабцы (шаманские песнопения). Он участвовал в районном фестивале «Мудрость серебряной тундры», окружном этническом фестивале «Душа тундры», четвертом Всероссийском фестивале художественного творчества малочисленных финно-угорских и самодийских народов в Санкт-Петербурге. В 2016 году в номинации «Мастер фольклорного жанранарода ненцы» конкурса на присвоение звания «Мастер фольклорного жанра» Алексей Папулевичстал победителем.

Хотя Алексей и из семьи шамана, ему (вместе с братом, который тоже исполняет фольклорные тексты) пришлось самому продираться через дебри шаманского искусства. Мне приходилось с ним разговаривать, и он говорил, что сам чувствует в себе шаманские силы. Много лет назад я тоже слышала скептические отклики на его счет, некоторые называли его самозванцем.

Шаманская практика как искусство исцеления

Другой группой людей, поддерживающих шаманизм как культурный феномен, являются люди, транслирующие шаманскую практику как искусство и целительство.

Филипп Никитич Ардеев

Прежде всего хочется назвать Филиппа Никитича Ардеева (1940, НАО – 2019, НАО) – гордость ненецкого народа:знаменитого почетного полярника, каюра трансконтинентальной полярной экспедиции, организованной в 1982 – 1983 годах газетой «Советская Россия»: экспедиция проехала от Уэлена до Мурманска на собачьих упряжках. В 1986 году он участвовал в экспедиции на мотонартах и мотоциклах вдоль Уральского хребта, от Карского до Каспийского моря. Ф.Н. Ардеева причисляли к ненецким шаманам, не имеющим посвящения (Ардеев 2009). Шаманское становление началось у него в детстве. По его рассказам, он убегал за сопку к Баренцеву морю, где был древний идол. Там сидел в расщелине и размышлял. Позднее сам изготовил шаманский бубен и костюм со всеми полагающимися атрибутами.

Знаменит Филипп Никитич как величайший мастер народно-прикладного искусства: он – изготовитель ненецких бубнов, моделей нарт, изделий из кости и кожи. Он был также великолепным графиком. Кроме того, Ардеев слыл чудесным исполнителем эпических песен. Филипп Никитич – участник многочисленных выставок декоративно-прикладного искусства как в нашей стране, так и за рубежом. За тридцать лет нашего знакомства я неоднократно восхищалась его искусством. Сам Филипп Никитич, по моим наблюдениям, никогда не выставлял свои шаманские способности на первый план, следуя традиции: для него это было затаённое, священное. И, видимо, благодаря этому, он всю жизнь благополучно прожил в своем родном округе среди соплеменников. Широко известно, что его исполнительское искусство воздействовало на людей терапевтически, люди уходили с его концертов окрыленными.

Хадри Окотэтто

Ещё один уникальный специалист – Хадри (Артём Игоревич) Окотэтто родился 23 мая 1992 года в Тамбейской тундре, где до первого класса школы кочевал вместе с родителями и братьями. Позже он окончил 11 классов Сё-Яхинской школы-интерната Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа, учился в Ямальском многопрофильном колледже на «Банковском деле». В настоящее время хочет получить профессию культуролога в одном из московских вузов. С юных лет он мечтал стать журналистом, даже работал корреспондентом на ОГТРК «Ямал-регион». Но его творческие способности реализовывались и в том, что он играл на сцене Центра национальных культур, был одним из консультантов на съёмках фильма «Белый ягель» (2014) режиссера Владимира Тумаева по мотивам произведений Анны Неркаги (руководил этим проектом Владимир Меньшов).

О Хадри я услышала довольно давно как о человеке, пишущем роман на ненецком языке, чему я безмерно радовалась. Познакомились мы с ним лично при очень примечательном обстоятельстве. По каким-то делам я зашла в Центр национальных культур в г. Салехарде: шла по коридору и вдруг услышала великолепное ненецкое эпическое пение, настолько прекрасное, что у меня аж захватило дух. Я почувствовала те же вибрации, которые ощущала иногда во время моих фольклорных экспедиций при встречах с известными исполнителями эпоса. Я сначала приостановилась, а потом пошла на этот звук. Вошла в малый концертный зал и увидела, что на полу сидит молодой человек, можно даже сказать мальчик, и закрыв глаза, чуть покачиваясь, поет нашу протяжную бесконечную эпическую песнь. Я дождалась окончания пения и познакомилась с певцом. С тех пор неустанно слежу за его проектами. Он – энтузиаст сохранения, пропагандист нашей культуры. Кстати, Хадри построил чум своим сестрам, который они ставят с мая по октябрь на 10 километре по Аксарковской дороге близ Салехарда.

В какой-то момент Артёму Игоревичу стало тесно в округе, а может, поиск им своего пути в жизни, отличного от обычного, не приняло наше местное сообщество. И он подался в Москву. В Москве (В Марьиной роще) построил чум, в котором жил с молодой супругой и рассказывал всем желающим о жизни ненцев. В какой-то момент, помимо пения и сказительства, Хадри переключился на шаманизм: изготовил себе бубен и начал играть на нем. Он рассказывал в построенном им самим в Марьиной роще стойбище «Илир» о шаманизме и других сакральных практиках ненцев. К сожалению, стойбище сгорело в результате поджога.

В сети Интернет выложены песни Артёма Игоревича и образцы его игры на варгане и бубне. Хотя он сам себя шаманом не называет, а считает только транслятором ненецкой культуры, но в его мастер-классах, проводимых для публики, звучит мысль о городском шамане. Его мастер-классы направлены на поиск себя внутри себя, на поиск внутренней гармонии души и тела. Одна из участниц его мастер-класса москвичка Елизавета К. говорила мне, что после сеанса Артёма Игоревича она почувствовала умиротворение и радость в душе. В настоящее время Хадри работает в Галерее современного искусства на Солянке в Москве и демонстрирует свое исполнительское мастерство в клубе «Root-Roof».

Как к нему относится публика? Московская – благосклонно, многие – восторженно. Руководитель РОО «Минлей» Галина Матарас из г. Салехарда, которая тоже занимается просветительской деятельностью в области ненецкой культуры, относится отрицательно к его пассажам на бубне и другим сакральным практикам. Она считает, что нельзя без благословения заниматься такими практиками, что это может отрицательно отразится на его жизни. Ненецкая молодежь в большинстве своем поддерживает его. Молодые считают, что каждый человек имеет право на поиск своего пути с помощью доступных ему средств, и что такая деятельность заинтересовывает широкую общественность больше, чем обычное исполнение образцов фольклора ансамблями.

Шаманизм в творчестве потомков шаманов

Анастасия Тимофеевна Лапсуй

Отдельного масштабного исследования заслуживают потомки шаманов или шаманских семей, которые не презентируют себя непосредственно в своей этнической среде как шаманствующих целителей, но за его пределами иногда признают себя таковыми.  Их в ненецких землях достаточно много.  Люди данной категории заняты в различных отраслях экономики: оленеводстве, рыболовстве, охотничьем промысле, образовании, медицине, журналистике, юриспруденции, науке и в других отраслях. Но на них всех лежит печать шаманского наследия. Это обычно люди, которых выделяет среда. Особенно это заметно в среде врачей и других медицинских работников. Нередко представители других народов признавались мне, что они предпочитают посещать врачей из северных аборигенных народов, что они чувствуют, как после простого визита к ним отходят хвори. Они рассказывали мне об особенности их прикосновений, о своеобразном воздействии их голосов. Таких людей много и среди представителей других профессий.

А.Т. Лапсуй с Золотой гагарой в руке (фото: Закрылся XVIII Международный телефестиваль… 2014).

Одной из таких личностей является Анастасия Тимофеевна Лапсуй – журналист, почетный доктор искусств Лапландского университета; она – кинорежиссер. А.Т. Лапсуй награждена почетными грамотами Гостелерадио СССР, медалью «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири», ее фильмы неоднократно отмечались международными наградами.

Родилась Анастасия Тимофеевна в 1944 году в Ямальском районе Ямало-Ненецкого автономного округа на полуострове Ямал близ ручейка Сыренгг Нгыне (Белая долина, – Е.П.) в чуме в семье Лапсуя Тимофея Ефимовича – вторящего шаманов и сына шамана. Закончила школу-интернат, Салехардское национальное педагогическое училище, училась в Уральском государственном университете. Почти тридцать лет работала на радио Ямало-Ненецкого автономного округа. Она была корреспондентом, литературным переводчиком, заведовала отделом национальных программ. Эта замечательная женщина перевела на ненецкий язык сказки А.С. Пушкина (Кузнецов, Ведерникова и др., 2012). В 1991 году Анастасия Лапсуй уехала в Финляндию вслед за своим мужем кинорежиссером Маркку Лехмускаллио. И там в полную меру раскрылся ее режиссерский и актерский талант. Она стала исполнительницей ненецких личных песен и песен-призывов к небесам. В 2004 году по ее заказу братья изготовили для неё бубен (как известно, бубны у ненцев могут быть персональные шаманские, семейные и личные). С той поры она сопровождает свои песни и выступления в Финляндии игрой на бубне.

Все фильмы Анастасии Лапсуй, созданные в соавторстве или сотрудничестве с М. Лехмускаллио, посвящены ненцам, ненецкой культуре или событиям, происшедшим на ненецкой земле. Сквозь все их фильмы проходят красной нитью ненецкие верования и культы. Наиболее ярко «шаманский зов» Анастасии проявился в фильме «Одиннадцать изображений человека» (2014), снятый по ее сценарию. Сама она сыграла главную роль в этом фильме. Музыку к фильму писали несколько лет. Мистические шаманские звуки, стук камней, плеск воды… По мнению различных режиссеров, именно это придает фильму необычайную силу. Фильм «Одиннадцать изображений человека» выиграл главный приз «Золотую Гагару» XVIII Международного экологического телефестиваля «Спасти и сохранить», прошедшего в 2014 году в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, на который было представлено 480 фильмов. Интересен комментарий Анастасии Лапсуй к этому произведению: «Я хотела найти, какой была моя мама 50 тысяч лет назад. И я пошла по наскальным рисункам. И они ничем не отличались от меня сегодняшней. И моя 800-я мама оставила на наскальном рисунке послание, чтоб я жизнь берегла. И я видела там себя сегодняшнюю…» (Кузнецов, Ведерникова и др., 2012). Чем не шаманское путешествие?! По рассказам очевидцев, ее выступления передают в зал энергетические волны.

О принадлежности Анастасии к шаманствующим (Харитонова 2000; 2004) говорит, например, ответ на вопрос о ее любимом блюде: она сказала, что любит каши, особенно монастырские, приготовленные по старинным рецептам; когда она устраивает большие приемы у себя дома в Хельсинки раз в году, то у нее собираются от тридцати до пятидесяти шаманов со всего мира, которых она угощает кашами, приготовленными из российских круп – перловки, пшенки, гречки.

* * * * *

Таким образом, можно сказать, что шаманские практики ненцев в последние десятилетия дают ростки сквозь многолетние гонения и забвения в сфере профессиональной деятельности новых шаманов и в исполнительском мастерстве тех, кто также обращается к шаманскому наследию, но в фольклорной плоскости. Обратим внимание, что только один человек из пяти упомянутых здесь выбрал шаманизм как свою профессию, – это по-своему новое явление в ненецкой духовной культуре. Все другие остаются, согласно нашей традиции, не выставляющими свою шаманскую деятельность как первоосновную: они используют шаманское наследие в своей жизненной деятельности наряду с основной профессией.

Библиография:

Амелина, М. (2013) Интервью с Хадри Окотэтто, LiveJournal(https://liveinterview.livejournal.com/14710.html)(01.12.2018).

Ардеев Филипп Никитич (2009)Шаманизм в России(https://shamanrussia.wordpress.com/2009/05/14/%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B5%D0%B5%D0%B2-%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%BF%D0%BF-%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87-%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%88%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D0%BD/) (01.12.2018).

Закрылся XVIII Международный телефестиваль «Спасти и сохранить» (2014) Аргументы и факты–Югра, 09.06.2014 (http://www.ugra.aif.ru/society/1185830) (01.12.2018).

Кузнецов А., Ведерникова Л., Белова М. и др. (2012) Кинорежиссер из Финляндии родом из Ямальской тундры, Тюменская область сегодня, 1.12.2012(https://tumentoday.ru/2012/12/11/%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B5%D1%80-%D0%B8%D0%B7-%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%BB%D1%8F%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%B8-%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BC-%D0%B8%D0%B7-%D1%8F/) (01.12.2018).

Подведены итоги конкурса на присвоение звания «Мастер фольклорного жанра» (2017) Новости, Департамент по делам коренных и малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа(https://dkmns.yanao.ru/presscenter/news/1441/) (01.12.2018).

Харитонова, В.И. (2000) Народные магико-медицинские практики: традиция и современность. Опыт комплексного системно-феноменологического исследования. Дисс. в виде научного доклада … доктора исторических наук. М.: ИЭА РАН, 84 с.

Харитонова, В.И. (2004) Шаманы и шаманисты: некоторые теоретические аспекты изучения шаманизма и иных традиционных верований и практик, Этнографическое обозрение, № 2, с. 99–118.

Харитонова, В.И. (2010) Политика, корректирующая традиции: (нео)шаманы и (нео)шаманизм в СССР и РФ (1922 – 2010), Národnostní politikanateritoriubývalehoSSSR/ FrantišekBahenský akolektiv. Etnologický ústavAkademievědČeské Republiky, V.V.I., Praga, p. 85–120.

Харючи (2018) Личная беседа с С.Н. Харючи 15 сентября 2018 г.

Шаман Коля, б/г, Википедия (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D0%BD_%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D1%8F)(01.12.2018).

Элиаде, М. (2000) Шаманизм: архаические техники экстаза, Киев: София.