ШАМАНСКОЕ ЦЕЛИТЕЛЬСТВО У БУРЯТ: РИТУАЛ «ОБЕРТЫВАНИЯ БАРАНОМ»

© 2014 Илья Сергеевич ЕЛИСЕЕВ

МАиБ 2014 — №2 (8)


9Rkh8ps944AКлючевые слова:

Бурятский шаманизм, неошаман, симпатическая магия, обряд «обертывание бараном», жертвоприношение, полевой материал, метод включенного наблюдения, Валентин Хагдаев, целительство, народная медицина

Аннотация:

В тексте вниманию читателя предлагается описание обряда, который проводился неошаманом Валентином Хагдаевым на территории его подворья в поселке Еланцы для русской женщины, незадолго до этого прошедшей химиотерапию. Целью обряда было исцеление женщины от постоянных болей и слабости, а также заболеваний, обострившихся на фоне химиотерапии. Участники экспедиции выступили в роли помощников шамана, исполняя обязанности по помощи в умерщвлении жертвенного животного и разделке его туши. Статья представляет собой описание обряда, воспроизведенное по полевым материалам экспедиции. В целях сохранения медицинской тайны, имена клиентки Валентина Хагдаева и прочих участников обряда не приводятся.


Введение: Экспедиция «Иркутск-Еланцы-Ольхон-Капсал»

Этнографическая экспедиция «Иркутск-Еланцы-Ольхон-Капсал» была проведена в июле 2013 года студентами 5 курса исторического факультета МГУ им. Ломоносова с целью сбора полевого материала для написания дипломных работ. Работа проводилась по двум направлениям: сбор материала по темам «Становление шамана в современном бурятском шаманизме» и «Целительские практики современных бурятских шаманов (XX-XXI вв.)».  В ходе экспедиции её участники, Василий Телицын и автор работы – Илья Елисеев, знакомились с целительской практикой неошамана Валентина Хагдаева, приняв непосредственное участие в обряде «обертывание бараном», который он проводил у себя дома. Во время обряда осуществлялось «включенное наблюдение», а часть данных была получена после обряда с помощью интервьюирования Валентина Хагдаева. Предлагаемый вниманию читателя текст представляет собой хронологическое воспроизведение хода обряда с дополнительными сведениями о биографии Валентина Хагдаева и описанием назначения и символического значения ритуала.

1

Валентин Хагдаев – неошаман и краевед:

краткая биографическая справка

Валентин Владимирович Хагдаев родился 27 марта 1959 года в деревне Тонта Ольхонского района Иркутской области. На его личном сайте утверждается, что он происходит из племени булагатских бурят, рода Буян, подрода Хагдаишуул, ветви Баргайтан, который насчитывает 19 шаманов (Шаман… 2010). В 1989 году он окончил очное отделение гуманитарно-культурологического факультета Восточно-Сибирского государственного института культуры по специальности «Этнология и народная художественная культура». Сейчас работает директором историко-краеведческого музея поселка Еланцы (Иркипедия RU 2011).

Валентин Хагдаев обладает физиологической аномалией – у него раздвоена последняя фаланга большого пальца на правой руке. Он может свободно двигать другой частью пальца, не испытывая физического дискомфорта. Согласно бурятским верованиям, шаман должен обладать «лишней костью», которая находится в его теле (ПМА-1 2013). Этот отличительный знак помогает определить кандидата на должность шамана в раннем возрасте. Валентин Хагдаев считает палец одним из знаков своей избранности. Шаманом же, по его словам, он стал, пережив околосмертное переживание во время операции по излечению травмы глаза, полученной во время работы на заводе. После этого он осознал свое призвание и начал проводить обряды (ПМА-1 2013).

Валентин Хагдаев считает себя верховным шаманом о. Ольхон. Он регулярно проводит обряды в п. Еланцы и на о. Ольхон, является главным шаманом на «Ердынских играх». Активно занимается просветительской деятельностью – в пределах Иркутской области, а также в других городах России проводит лекции и семинары (Шаман… 2010). Валентин Хагдаев гордится своими достижениями и знакомством с влиятельными личностями Российской Федерации.

«Верховному шаману Ольхона ставят в заслугу победу Димы Билана на «Евровидении», знаменитая топ-модель Наталья Водянова вместе с мужем английским лордом Джастином Портманом специально посетила Хагдаева, чтобы он помолился за рождение третьего ребенка, известные гимнастки Ирина Чащина и Алина Кабаева приглашали шамана в Грецию для проведения обряда, Российская поп-певица Русалина поддерживает с ним дружеские отношения, бывший главный энергетик страны Анатолий Чубайс в знак своего расположения подарил ему квадроцикл, премьер-министр Владимир Путин во время пребывания на Байкале (август 2009 г.) тоже нашел время пообщаться с В. Хагдаевым» (Шаман… 2010).

Обряд «обертывания бараном»:

описание места проведения

5Обряд «обертывания бараном» проводился в п. Еланцына территории, принадлежащей Валентину Хагдаеву. Там находятся: двухэтажный дом, в котором проживает семья неошамана, деревянная юрта, баня, сарай, огород и здание придорожного кафе, торцом выходящее на улицу поселка. Территория огорожена забором. Хозяйкой кафе является жена Валентина Хагдаева, она же в нем работает вместе с их детьми и наемными сотрудниками.

Общая площадь придомовой территории около 600 – 800 м2. Плотность построек на территории достаточно высока – свободное место составляет сравнительно небольшую часть от общего объема площади. Обряд проводился в деревянной юрте и бане. Приготовление ритуальной пищи осуществлялось на открытом воздухе на территории огорода.

Обряд «обертывания бараном»:

Цель и символическое значение ритуала

4Обряд «обертывания бараном» – это ритуал, основанный на представлениях о симпатической магии (Фрезер 1980: 20–60). Согласно поверьям бурят, внутренние органы здорового животного способны «вытянуть болезнь» из человека, если они раскладываются по его телу. Животное должно быть умерщвлено традиционным способом – это вырывание аорты. Согласно поверьям бурят, кровь животного не должна пролиться на землю. Такой способ забоя позволяет сократить количество пролитой на землю крови до минимума. Внутренние органы животного размещаются на теле человека точно над соответствующими им его органами – сердце над сердцем и т.д. Для жертвенных целей выбирается баран или овца, в зависимости от пола обратившегося к шаману клиента1. Животное должно быть здоровым, половозрелым, без внешних дефектов. Не допускается, чтобы овца была беременной.

Ритуал состоит из трех частей. В первой части шаман призывает духов и просит их о помощи в исцелении человека. Затем помощники шамана умерщвляют животное, а он перекладывает органы на тело клиента и заворачивает его в теплое одеяло. Клиент какое-то время пребывает в лежачем положении, а шаман «читает молитвы» (термин, употребляемый В. Хагдаевым, – И.Е.) духам, призывая их силу для исцеления. Затем органы животного закапывают в землю, а шаман продолжает молиться духам уже над «очищенным» клиентом о его здоровье. В третьей части обряда все участники возвращаются в юрту, где шаман возносит хвалу духам и снова просит их об исцелении клиента.

В. Хагдаев говорит, что он молится духам своих предков и богам-покровителям бурят. Он не называет их имен, а если и произносит, то неразборчиво. Написать их имена он отказывается, также он не желает объяснять мотив этого поступка.

Хронологическое описание мероприятия

и непосредственные наблюдения

9В 8.00 утра началась подготовка к проведению обряда. Первыми к дому Валентина Хагдаева прибыли забойщики, доставившие овцу из своего хозяйства. Жена Хагдаева поднесла им по рюмке водки в качестве угощения. Один из забойщиков был сильно пьян и не смог исполнять свои обязанности. Выполнить его работу пришлось мне (по просьбе неошамана). Связанную овцу положили под крыльцо бани и Валентин Хагдаев начал её растапливать.

Затем, около 10.00 прибыла клиент и её сопровождение – пятеро русских, её родственники. В то же время начали приходить родственники В. Хагдаева и его жены, вызвавшиеся помочь в мероприятии. Неошаман объявил о начале обряда и пригласил всех участников в деревянную юрту. Он занял место напротив входа, рядом с очагом. Остальные участники сели напротив него, расположившись полукругом. Один из помощников (родственница неошамана, женщина 40–50 лет) зажгла костер – поленья, сложенные в очаге в форме «шалаша» – и начала бросать в него богородскую траву2. От огня костра начали поджигать чабрец в разнообразной глубокой посуде и окуривать им помещение и участников ритуала.

Валентин Хагдаев попросил не разговаривать и не двигаться в то время, когда он будет бить в бубен. Затем он начал бить в бубен и монотонно произносить молитвы духам на бурятском языке (по его словам, – И.Е.). Примерно через 20 минут он завершил произнесение молитв и повел женщину в баню. Там женщина разделась донага и была укутана в несколько теплых пуховых одеял. Неошаман положил её на лавку в парной.

Мы вместе с забойщиком взяли овцу и понесли её внутрь бани. После того, как животное занесли в парную, В. Хагдаев взял овцу за передние ноги, я –за задние, мы растянули животное так, чтобы были хорошо видны ребра. Забойщик сделал надрез в области подреберья, с силой просунул руку в тело животного и вырвал аорту. Когда предсмертные судороги овцы прекратились, забойщик разрезал брюхо овцы, а неошаман начал вынимать органы животного и раскладывать на теле женщины. Меня попросили удалиться.

Далее Василий Телицын (мой коллега, с которым мы были вместе в экспедиции, – Е.И.) и я начали готовить «кухонный костер». На него был поставлен казан и налита вода. Минут через 20 после моего выхода из бани, оттуда вышел забойщик, неся выпотрошенную тушу овцы. Василий Телицын и я приступили к свежеванию и разделке туши. Получившиеся куски мяса были сварены в казане, а шкура и голова животного были выкинуты на помойку. В это время В. Хагдаев несколько раз выходил и входил в баню, один раз он был замечен со стопкой книг, верхняя из которых называлась «Народная медицина». В дальнейшем выяснить какие именно книги были использованы не получилось – по всей видимости, они хранятся в кабинете неошамана, куда доступ имеют только члены его семьи. Сам он комментировать использование литературы отказался.

Через 2 часа после захода в баню, клиентка вышла вместе с Хагдаевым. Все участники ритуала снова собрались в юрте. Там неошаман повторно произносил молитвы и бил в бубен. После этого он предложил всем участникам сваренное мясо овцы, сообщив, что съесть мясо необходимо для выражения уважения духам, поддержания своего здоровья и благополучия. «Мясо надо съесть, мясо здоровье несет… ага… детки будут рождаться, здоровые, удача будет. Духи аромат едят (от варящегося мяса, – И.Е.), люди мясо кушают», – рассказал перед трапезой неошаман (ПМА-1 2013). На этом около 16.00 обряд был завершен.

Дополнительные сведения

11Обряд «обертывания бараном» Валентин Хагдаев проводит платно. Один из спутников клиента передал некую сумму денег жене Хагдаева – сам неошаман деньги брать в руки не хотел. На вопрос о том, сколько стоит обряд В. Хагдаев, не ответил и начал злиться. По всей видимости, он смущается, во многом из-за того, что в своих лекциях и интервью предоставляет несколько иную информацию: он много рассуждает о роли шамана в жизни бурят как образца нравственного поведения, хранителя традиций, помощника и наставника, бескорыстного и честного (ПМА-1 2013).

Необходимо отметить, что В. Хагдаев, по его собственным словам, проводит обряд «обертывания бараном» крайне редко. В основном он специализируется на проведении ритуалов кормления духов предков по просьбам жителей поселка Еланцы, а также руководит обрядами на «Ердынских играх». Подавляющее большинство обрядов проводятся с целью привлечь удачу, попросить духов о материальном благополучии и безопасности в пути. Также проводятся похоронные ритуалы, где В. Хагдаев молится за благополучное упокоение души мертвого в мире мертвых. Ритуалы, призванные исцелить конкретную болезнь у клиента или же решить практическую задачу (найти потерявшееся животное, обеспечить удачное завершение какого-то конкретного дела и т.д.), отправляются крайне редко.

В. Хагдаев сам утверждает, что он не входит в транс, не путешествует между мирами и не может «входить в онгон». По его словам, это могли делать его предки, а он не обладает столь большой силой и боится за свое здоровье. Он один раз испытал, как он считает, состояние транса во время обряда и оказался на грани жизни и смерти, что его напугало и отвратило от подобного рода деятельности. Неошаман во время интервью в 2013 году прямо заявил, что он не верит, что кто-то может входить в транс, поскольку его опыт был ужасен и чуть его не убил. Он только молится и просит, будучи категорически против любых иных методов.

Примечания:

1 В. Хагдаев называет тех, кто к нему обратился за помощью, «клиентами». Далее этим словом будет обозначаться женщина, заказавшая обряд «обертывания бараном».

2 Буряты называют чабрец «богородской травой».

Источники:

ПМА-1 (2013) Записано от Хагдаева В.В. 1959 г.р., п. Еланцы Ольхонского района Иркутской области.

Библиография:

Фрэзер, Дж. Дж.  (1980) Золотая ветвь: исследование магии и религии.  М.: Политиздат.

Шаман Валентин Хагдаев: личный сайт (2010) Биография (http://www.valentinhagdaev.narod.ru/biografia.html ) (27.02.2014)

ИркипедияRU (2011) Хагдаев Валентин Владимирович (http://irkipedia.ru/content/hagdaev_valentin_vladimirovich ) (27.02.2014)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *